Какие последние изменения в 294 фз

Описываемый нами сегодня федеральный закон действует с 2008 года. Действующая редакция документа претерпела последние изменения от 1 января 2017 года. В настоящее время разработаны некоторые поправки, которые еще не вступили в силу (как и в случае с ). Далее мы подробно разберем данный акт, и постараемся ответить на самые часто задаваемые вопросы граждан.

ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Основным назначением этого закона является регулирование отношений между государственными уполномоченными органами и индивидуальными предпринимателями или организациями в ходе в проведения проверок (как регулирует осуществление страховых выплат пенсионерам). Положения акта указывают на то, что при проведении проверок, вне зависимости от их характера, обе стороны имеют определенные права и несут обязанности. Именно в этом и заключается юридический смысл закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также читайте о последних изменениях в законе о мошенничестве: нова/я редакция ст 159 УК РФ

Плюс, в новой редакции ФЗ урегулирован полный порядок проведения проверок (как плановых так и внеплановых), в частности в следующих моментах:

— изменена процедура документарной проверки;

— порядок оформления итогов проверок;

— надзор, учет, регламент;

— права ИП и ЮЛ в процессе проверок стали расширенными.

Помимо этого акта, документов регулирующих данный процесс нет. Поэтому рекомендуем ознакомиться с текстом с последними комментариями на сайтах «Консультант+» или «Гарант».

Краткое содержание и изменения

Что касается последних изменений 294 федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относительно деятельности государственных органов, то главным новшеством является конечно расширение предмета проводимых проверок. Теперь в него входят и объекты культурного наследия, которым пользуются организации или граждане в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Об этом говорит 10 статья настоящего закона.

Если говорить в более общем смысле, то уполномоченный государственный орган (административный, муниципальный или исполнительный) при наличии достаточных оснований может организовать проверку деятельности субъекта. Принимать подобное решение должны служащие, к которым поступили данные о возможных нарушениях. Это касается именно внеплановой проверки.

Относительно плановых (рейдовых) мероприятий можно отметить, что таковые проводятся по определенному графику, с обязательным предупреждением субъекта (ст. 13.2 часть 1). Порядок и основание их проведения могут дополняться также и некоторыми региональными актами. К примеру, налоговые акции (сроки, распоряжение о начале и т.д.) обычно устанавливаются на региональном уровне. Закон 294 ФЗ с последними изменениями содержится на выше указанных тематических ресурсах.

ФЗ 294 журнал учета проверок юридического лица

Помимо выше описанного, данный ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также обязывает субъектов вести журнал учета проверок. Это правило распространяется на всех независимо от формы организации. Форма журнала периодически утверждается Правительством России. При фиксации информации следует указывать следующие элементы: дата, номер, обнаруженные и задокументированные нарушения, номер предписания и т.д. В конце уполномоченное лицо должно проставить свою подпись.

ФЗ 294 разъяснения и комментарии

«ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» действующая редакция гласит, что большинство специалистов совершенно обосновано полагают, что изменение некоторых положений привело к своеобразному выравниванию статуса сторон правоотношения. Глава 3 (ФЗ защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) лишний раз подчеркивает это суждение. Т.е. у предпринимателей появилось намного больше прав и возможностей их применения по сравнению с прошлым порядком. При этом, деятельность органов стала более регламентированной, т.к. каждое действие (постановление, уведомление и т.д.) имеет свой строгий порядок. Официальный комментарий к закону пока не подготовлен, но можно найти тексты для старой редакции.

Ответственность за нарушение

Ответственность за нарушение несут именно грубые нарушения, которые допускает субъект в ходе проверки, либо если чинятся препятствия к проведению таковой. Ответственность в данном случае может иметь неоднородный характер, вплоть до уголовного наказания.

Судебная практика

Однозначно что-либо сказать по данному поводу невозможно, т.к. процент решений суда в пользу одной сторон примерно одинаковый. В большинстве случаев на стороне государственного регулирования оказываются Роспотребнадзор или прокуратура (прокурорская). Реже, такие органы как полиция, МЧС и пр.

Перечень документов для подачи иска

Судебная практика показывает, что инициаторами процесса могут также выступать и субъекты. Соответственно, в таких случаях следует подать иск, который, в первую очередь должен быть составлен должным образом.

Во-вторых, должен сопровождаться следующими документами:

  • копия журнала,
  • сведения о допущенных должностными лицами нарушениях,
  • копия устава,
  • копия паспорта подающего иск,
  • квитанцией по уплате государственной пошлины.

Данный перечень является не полным и в отдельных случаях может потребоваться дополнение к нему.

Похожее

Любой человек стремится сделать жизнь своих чад радостной и комфортной, но иногда родители плохо выполняют возложенные на них обязательства. Все право...

Что делать и куда обращаться в случае психологического насилия в семье? Случаи домашнего террора не являются редкостью в РФ. Агрессор – это в большинстве своём глава семейства, мужчина. Социальный статус семейства, не инди...

Закон о банкротстве физических лиц ФЗ 127 Если финансовая ситуация у человека тупиковая, он не может рассчитаться с кредиторами (и, вдобавок, у него есть задолженность по налогам), то банкротс...

Увольнение по соглашению сторон - образец записи в трудовой книжке Уход с организации по договоренности заинтересованных лиц - самый легкий, быстрый способ прекращения имеющихся трудовых отношений. Запись в трудовой...

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

В процессе коммерческой деятельности все юридические лица и индивидуальные предприниматели рано или поздно сталкиваются с различными ревизиями государственных органов. Учитывая уровень коррупции в России, можно говорить о том, что такие проверки часто связаны с извлечением материальной выгоды инспекторами надзорных инстанций, и даже имеют «заказной» характер. Последствия таких ревизий могут быть самые разные: от финансовых проблем до подрыва деловой репутации юрлица на рынке. В начале 2000-х годов ситуация обострилась до предела, это связано с тем, что на фоне экономического развития рост коммерческих организаций достиг своего пика. Прокуратура РФ ежегодно получала множество жалоб о неправомерных действиях должностных лиц.

Внезапные инспекции и практически неограниченный объем полномочий проверяющих порождал огромные штрафы для компаний, и, как правило, неофициальные. Но в 2008 году наконец завершилась работа над новым Федеральным законом (ФЗ), направленного на защиту прав не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок за №294-ФЗ. Благодаря ему появились официальные способы, позволяющие организациям отстаивать свои интересы.

Однако читать об этих методах в нормативных актах и применять их на деле – две большие разницы. На практике предпринимателям не хватает ни теоретических знаний федеральных законов, ни практического опыта сотрудничества с контролирующими органами. Столкнувшись с несправедливостью в ходе проверок, они, как и прежде, обращаются за советом к адвокатам. Однако их помощь всегда связана со значительными расходами и записью на прием в строго отведенное время.

Но есть и другой выход: бесплатная онлайн консультация профессионального юриста в любое время суток, семь дней в неделю.

Попав в непростую ситуацию, достаточно кратко ввести свой вопрос в окошко обратной связи, и дежурный специалист ответит на него через пару минут.

Федеральный закон за №294-ФЗ содержит исчерпывающий перечень прав, которыми обладают коммерсанты при осуществлении контрольных ревизий в их компаниях:

  • присутствовать на ревизии лично и давать пояснения, если это необходимо;
  • получать информацию относительно предмета проверки от инспекторов и иных лиц;
  • знакомиться с итогами инспекции;
  • письменно заявлять о своем отношении к порядку и результатам инспекции, а также к действиям проверяющих лиц;
  • обжаловать работу госслужащих, если они повлекли ущемление законных прав юридического лица или индивидуального предпринимателя (как имущественных, так и нематериальных, например, нарушение деловой репутации) во внесудебной форме или судебных инстанциях;
  • привлекать Уполномоченного по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующего субъекта страны.

С 01 июля следующего года статья федерального закона №294-ФЗ, связанная с вышеперечисленными правами, будет дополнена еще двумя нормами:

  • право на ознакомление с информацией и документацией, которые надзорные учреждения получили в рамках межведомственного сотрудничества;
  • право на представление информации и документации, запрашиваемых в рамках межведомственного сотрудничества для направления в надзорные органы.

Очевидно, что предоставленные государством права, выраженные в федеральном законе №294-ФЗ, до сих пор не предоставляют коммерсантам возможности в полной мере отстаивать свои интересы в ходе различных инспекций и оказывать хоть какое-то юридическое влияние на неправомерные действия должностных лиц.

Также в нем нет ни слова о защите чести, достоинства и деловой репутации, поэтому, чтобы узнать варианты их восстановления, необходимо обратиться к другим источникам, например, ГК России.

Методы защиты прав

Все жители нашей страны: граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать любые, но при этом только законные способы для защиты своих благ и интересов, в том числе и при восстановлении чести, достоинства и деловой репутации своей фирмы и самого себя. Об этом говорится в Конституции страны. Но как узнать, что же это за способы?

Часть из них (общие методы) содержатся в ГК, но для коммерсантов, которые убеждены, что их имущественные интересы ущемлены в ходе инспекций, наибольшую ценность представляет ФЗ за №294.

В соответствии с этим федеральным законом (ФЗ), организации имеют возможность отстаивать свои интересы при проведении проверок государственными инстанциями двумя способами:

Внесудебный порядок

Все органы управления в стране образуют систему исполнительной власти. Административные варианты защиты материальных и неимущественных благ (чести, достоинства, деловой репутации) граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц основаны на письменном обращении к представителям органов исполнительной власти с целью организации проверки действий должностных лиц на соответствие федеральным и местным законам.

На основании такой жалобы уполномоченные государственные служащие проверяют действия и решения сотрудников подведомственных им учреждений на предмет соответствия всем источникам права.

Возможные варианты последствий таких проверок:

  • отмена документов, признанных незаконными, нецелесообразными;
  • приостановление документов, признанных незаконными, нецелесообразными;
  • наложение мер дисциплинарной ответственности на виновных лиц;
  • оставление в силе актов контролирующих органов ввиду их соответствия закону.

Существуют также другие способы защиты прав во внесудебном порядке, однако применяются они гораздо реже ввиду их неэффективности. К ним относятся, например, митинги, демонстрации и забастовки.

Судебный порядок

Передача спорного вопроса в судебный орган в случае безрезультатного использования возможных альтернативных методов имеет двоякое значение: с одной стороны, решение (постановление) суда имеет общеобязательных характер для всех участников спора. Поэтому, убедив судью в своей правоте, можно быть уверенным, что должностные лица исполнят его предписания. С другой же стороны, судопроизводство – долгий и сложный процесс, требующий максимального терпения у представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Особенно это касается дел, затрагивающих честь, достоинство и деловую репутацию компании и граждан: сбор доказательств в этих ситуациях имеет первостепенную роль, поэтому сначала следует изучить множество ФЗ, имеющих отношение к делу, а также судебную практику по аналогичным процессам и только после этого приступать непосредственно к действиям.

Помимо этого, не стоит забывать об оплате госпошлины и расходов, обусловленных явкой на процесс представителей государства, которые следует оплатить в случае проигрыша. Сейчас эти суммы имеют размеры, являющиеся значительными для любой фирмы.

Если честь и достоинство человека, а деловая репутация юридического лица и индивидуального предпринимателя были нарушены, каждый из них может обратиться в определенные инстанции:

  • Судебные органы общей юрисдикции;
  • Конституционный суд. Этот орган имеет особый правовой статус, поскольку только ему предоставлено право рассматривать спорные вопросы, связанные:
    • с нарушением положений Конституции как государственными служащими, так и обычными гражданами;
    • с противоречиями конституционных положений, которые содержат федеральные законы и иные нормативные источники.

В конституционную судебную инстанцию имеют право обратиться не только юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческую деятельность, но также иные объединения и юрлица, для которых извлечение прибыли не является основной целью создания.

  • Арбитраж.

Восстановление нематериальных благ

Всем известно, что помимо материальных благ, любой человек обладает более важными правами и благами, называемые неимущественными. Самыми важными среди них являются репутация в обществе, честь, достоинство. То же относится и к юрлицам, однако в силу своей природы они не могут иметь честь и достоинство, но для них эти два правовых определения заменяет деловая репутация. Но федеральный закон под №294-ФЗ не устанавливает способы восстановления законных интересов нематериального характера, поэтому, чтобы их узнать, необходимо обратиться к другим нормативным источникам.

Основные правила защиты перечисленных выше неимущественных благ содержатся в Гражданском кодексе, который признан важнейшим федеральным законом в сфере большинства правоотношений. Все правила о восстановлении чести и достоинства человека, изложенные в этом ФЗ, применимы к юрлицам и предпринимателям, осуществляющим коммерческую деятельность индивидуально.

Хотя ни один федеральный закон не содержит прямого указания на защиту деловой репутации предпринимателей, последние, руководствуясь Конституцией, имеют возможность требовать:

  • устранения возникшего правонарушения;
  • возмещения возникших денежных трат;
  • возмещения ущерба, нанесенного репутации. Это вполне логично, ведь в 2005 году Верховный суд пояснил, что деловая репутация компании – непременное условие ее успешной деятельности.

Перечисленные права могут применять и обычные физические лица для восстановления умаленных чести и достоинства. Помимо всего прочего, у них есть шанс взыскания с нарушителя компенсации за свои моральные переживания.

Только человек, способный проявлять различные психологические эмоции, может испытывать нравственные и душевные мучения от умаления достоинства, поэтому к фирмам это право неприменимо. Определенный способ восстановления должен избираться исходя из природы каждого правонарушения. Однако нельзя забывать, что, как для компенсации нравственных страданий, так и возмещения вреда, нанесенному деловой репутации, прежде всего необходимо установить доказать суду существование связи между действиями обвиняемого и их последствиями.

В современных условиях, при активном развитии частного предпринимательства, необходимость контроля возросла в разы. Для защиты прав предпринимателей и инспекторов, составлен федеральный закон 294. Он заменил ФЗ 134 от 8 августа 2001 года.

Закон о защите прав юридических лиц предусматривает не только защиту прав граждан, осуществляющих контроль за предпринимательской деятельностью, и лиц, с которыми они работают. ФЗ 294 контролирует порядок плановых и внеплановых проверок, условия и требования к их проведению, вопросы, связанные с уведомлением предпринимателей и т. д.

Плановые проверки, по ФЗ 294, проводятся не чаще одно раза за три года, и не ранее, чем через три года после регистрации ИП или создания ЮЛ. Внеплановые проводятся на основании соответствующих заявлений или подозрений в недобросовестности предпринимателя. Оспаривание постановлений инспекторов происходит на основе настоящего закона, по пункту 12, статьи 16 ФЗ 294.

Закон был одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года, и вступил в силу - 26 декабря. Первые поправки в ФЗ 294 внесены 28 апреля 2009 года. Последняя редакция закона была одобрена 1 мая 2017 года. Поправки и дополнения ФЗ 294 вступили в силу 1 июля 2017 года.

Скачать ФЗ 294

294 ФЗ «О защите прав юридических лиц с изменениями», за время своего существования претерпел много изменений. Количество совершенных редакций составляет около четырех десятков. Поэтому, обращаться к изначальному тексту законопроекта - бессмысленно.

Чтобы составить представление о настоящем состоянии ФЗ 294, рекомендуем скачать последнюю редакцию по .

Последняя редакция закона «О защите прав юридических лиц»

294 ФЗ «О защите прав юридических лиц» — в чем его задача, рассмотрено - защита прав юр. лиц и индивидуальных предпринимателей. Но в чем именно заключаются главные изменения закона, и какие статьи ФЗ 294 избежали поправок, а какие были затронуты? Ответы на вопросы - в статье.

Последняя редакция ФЗ 294 от 1 июля 2017 года не внесла большого количества поправок. Они коснулись всего двух пунктов закона:

Рассмотрим некоторые статьи ФЗ 294.

Эта статья федерального закона о защите прав юридических лиц рассматривает порядок уведомления предпринимателями об официальном начале их деятельности. Указание рода предоставляемых услуг, документы, разрешающие запуск бизнеса, бумаги, удостоверяющие принятие персонала на работу, наличие помещения и оборудования. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

В 9 пункте ФЗ 294 рассматриваются особенности организации и проведения плановых проверок предприятий. На каких основаниях они проводятся, как часто (стандартный вариант - раз в три года, но возможны исключения), какая информация указывается при оформлении ежегодного плана проведения плановых проверок юрлиц и т. п. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 10

Данный законопроект о защите прав юридических лиц рассматривает уже внеплановые проверки, которые предпринимаются в исключительных случаях:

  • при получении жалобы со стороны одного из сотрудников;
  • по истечении срока для исправления требований, предоставленных в постановлении после плановой проверки;
  • возникновение нарушений в технике безопасности на производстве.

Пункт закона под номером 10 указывает, когда в проведении внеплановой проверки будет отказано, или в каких случаях исполнительные органы имеются право прекратить ее. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 11

Ни одна компания не обходится без ведения документации. Для контроля за ней, в ФЗ 294 приведен порядок проведения документарной проверки.

Статья 11 закона предоставляет порядок проведения данной процедуры, при каких условиях она начинается/прерывается, список документов, предоставляемых предпринимателем по требованию исполнительных органов РФ. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 12

В некоторых случаях информация, полученная из документов, не полная или не внушает доверия. Тогда исполнительные органы прибегают к выездным проверкам по месту нахождения юридического лица, что рассматривается в ст. 12 ФЗ 294.

Выездная проверка, по принципу проведения, сходна со стандартными плановыми. Данная статья закона указывает состав инспекции и обязанности руководителя предприятия. Например, предприниматель, в день проверки, отсутствовал на месте и не оставил уполномоченного представителя. Тогда выносится постановление о повторной внеплановой проверке. Она проводится без предварительного уведомления предпринимателя. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 16

Когда инспекция заканчивает проверку предприятия, они обязаны составить соответствующий акт. Содержание и правила оформления этого документа регулируются данной статьей ФЗ 294.

Согласно ей, акт проверки содержит следующие пункты:

  • информация о времени и месте составления документа;
  • наименование надзорного органа, проводившего инспекцию;
  • данные руководителя предприятия, или его заместителя;
  • данные инспекторов;
  • наименование проверяемого ИП или ЮЛ;
  • информация о времени, месте и продолжительности процедуры проверки;
  • результаты инспекции предприятия;
  • подписи должностных лиц, которые проводили проверку.

Кроме того, в ст. 16 ФЗ 294 указывается право предпринимателя на ведение журнала проверок. Это способствует оспариванию внеплановых инспекционных процедур, проводимых без законных оснований. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 20

Должностные лица, инспектирующие предприятия, юридических лиц, или ИП, не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям, и допускают определенные нарушения. В статье 20 ФЗ 294 рассматривается, какие постановления подлежат обжалованию. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.