Дайте краткую характеристику административного регулирования. Характеристика административного права в российской федерации. Понятие управления в административном праве и их виды

Слайд 11.1.

Ознакомившись с особенностями социологии организаций как междисциплинарной науки, определим её функции в изучении организаций и практической организационной деятельности.

· Теоретико-познавательная функция. Ее цель – изучать, постигать, объяснять закономерности и законы социальных организаций, постигать новые тенденции развития организаций и управлениями в зависимости от изменяющихся геополитических, социально-экономических, научно-технических, политических и социокультурных факторов, формулировать организационные парадигмы ХХI века.

· Предсказательная, прогностическая функция. Она направлена на предвидение, предсказание наиболее вероятных изменений в организационных системах и управлении ими . В рамках этой функции встают задачи разработки теории стратегического управления организациями, социального прогнозирования и проектирования, вопросы социально-организационной футурологии.

· Методологическая функция. Социология организации как комплексная теория, как система парадигм выступает и как метод, несет методологическую функцию, т. е. помогает ставить исследовательские проблемы, решать старые и новые организационно-управленческие проблемы. Научно, методологически выверенное управление организациями должно работать в режиме истины. Методология социологии организации должна вести нас к достоверным, истинным знаниям о происходящих процессах в организационных системах.. В реализации методологической функции социология организации опирается на диалектический метод, на системный, комплексный, информационно-кибернетический, синергетический, структурно-функциональный подходы, на принципы и законы организации, законы управления. В русле этой функции решаются задачи руководства теорией и в практической организационной деятельности.

· Организаторская (практическая) функция. Социология организаций – это модель организационной практики, инструмент организационной деятельности. Социолог призван помочь организации в проведении конкретных социологических исследований , касающихся диагностики внутренней среды фирмы (ее силы и слабости) и внешних возможностей и угроз, исследование потребительского рынка, использовании игровых методов в работе с членами организации над принятием совместных решений и т.п.

· Аксиологическая функция. Она состоит в определении идеологии, целей, миссии организаций, ценностных приоритетов организационной культуры, этики и культуры управления, социальной ответственности, мировоззрения управляющих . Эта функция социологии организаций диктует задачи максимального приближения деятельности организаций к человеческим потребностям и ценностям, к ценностным стандартам человеческой жизни, т. е. к человеку.

· Инновационная функция. Социология организаций социально активная, креативная наука. Она имеет самое непосредственное отношение к социальным инновациям, социальным, организационным и управленческим проектам, к запуску творческих процессов в организационных системах. Здесь возникают новые задачи - исследовать организации как область социальной инноватики и творчества, разрабатывать проблематику управления творческими процессами в организациях.

· Эвристическая, творческая функция. Эвристика – наука о творчестве, о наведении на новые идеи, мысли и решения. Социология организаций глубоко эвристична, обладает огромным творческим потенциалом. Ее задача – созидать новые знания, новые идеи по «своему профилю», знания, которые необходимы в ходе социальных перемен, новых социальных и гуманитарных технологий, новых требования к современному управлению организациями.

· Экспертная функция. Социология организаций выступает в роли организационной экспертизы и аудита, консалтинга. Она вполне может дать объективный анализ организационных систем, их недостатков и достоинств, аналитический анализ системы управления организацией. Её экспертная функция направлена против неграмотных управленческих и организационных решений, необоснованных социальных реформ и проектов, на оценку эффективности и гуманности систем организации.

· Управленческая функция. Социология организаций – управленческая наука. Управленческая функция- это функция приложения социологии организаций к конкретным сферам и системам управления организациями: система управления государственными организациями, экономический менеджмент, муниципальное управление и др.

· Образовательная функция. Речь идет об овладении социологией организаций в системе учебных заведений, различных институтов и центров повышении квалификации управленческих кадров. Социология организаций вооружает управленческие кадры новейшими организационными концепциями, технологиями и методами управления, средствами совершенствования систем управления организациями .

5. Связь социологии организаций с другими науками .

Разумеется, такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят только с позиций одного структурно-формального подхода, с позиции одной науки. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет интегрально-поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации и возможностей управления ею, ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и к достижению установленных целей.

Организации должны рассмат­риваться как предмет междисциплинарного изучения. В современном науке социология организаций должна рассматриваться как комплексная, междисциплинарная, мультипарадигматическая дисциплина (от лат. мульти - много и греч. парадигма - теоретическая модель, теория). Парадигма - теория, теоретическая или методологическая мысль, принятая в качестве образца постановки, обоснования, решения проблемы в рамках той или иной науки, предмета исследования . Мультипарадигматизм означает использование в структуре организационной науки целой совокупности теорий (теория управления, социология, экономическая теория, право, кибернетика, теория информации, теории коммуникаций, теория личности и др.), их интеграцию, их синтез.

Нельзя представить социологию организации без философско-методологических основ, т.е. без связи с современной научной и социальной философией. Только знания в свете всеобщих философских категорий дают возможность постигнуть суть масштабных организационных процессов в своей стране и мире. Мировоззрение управляющего, политического руководителя должно вобрать в себя полную картину мира организаций. Предпочтение должно быть отдано целостной философии , а не частным «монофилософиям» (марксизм, либерализм, позитивизм, прагматизм и др.). Односторонние взгляды, калейдоскопический плюрализм - мировоззренческая основа деградации организационного мировоззрения и мышления.

Социология организаций связана с общей социологией как своей теоретико-методологической основой. Социология изучает законы развития социальных систем, взаимодействие политических, социальных, экономических и духовных отношений, социальные организации, в которых индивиды исполняют определенные роли, функции и выступают взаимные связи и отношения. Весьма важным для социологии управления являются выводы, касающиеся групповой динамики, социальной стратификации, процессов социализации, статуса и власти, организационной структуры, бюрократии, социальных характеров участников управления. Особый роль для управления имеет изучения социальных конфликтов между личностями, малыми, средними и большими группами, анализ факторов социальной активности и социальной деградации людей, роль социальных возможностей и ограничений в деятельности человека.

Не менее тесную связь социология организаций имеет и с теорией организации . Предмет изучения теории организаций: сущность, типы организаций, их цели, миссия, внутренняя и внешняя среда, структуры, коммуникации, механизм функционирования, адаптации, проектирования, динамика. Все это входит в область интересов социолога, изучающего влияние людей и групп людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.

Определяющую роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижения ими своих целей принадлежит управленческим наукам общей теории управления, социологии управления, менеджменту и др. Изучение законов управления открывает дорогу для понимания деятельности и строения организаций, поэтому социология организаций тесно связана с управленческими науками.

Соответствующие разделы современной политэкономии, экономической теории выступают научной базой управления организацией, являются частью научных основ социологии организаций. Сознательное использование экономических знаний, экономических законов - это весьма эффективный механизм управления организациями.

Связь социологии организаций с экономической наукой, экономической социологией определяется особенностями отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, знание микро- и макроэкономических аспектов функционирования объектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерений, методов экономического стимулирования.

На вопросы о том, как и почему поступают так или иначе индивиды, дают ответы общая, индивидуальная психология и социальная психология. Социальная психология изучает вопросы межличностного влияния, возникают особые проблемы психологии управленческой деятельности: мотивация, удовлетворенность работой, отношение к труду и организации и т. д.

Особую значимость для социологии организаций имеет связь с правом и юридическими науками . Право- это инструмент, средство социального управления. Просматривается связь социологии организаций со всеми отраслями права - конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, хозяйственное, финансовое, корпоративное и другие виды права. Юридические формы, правовая регламентация создает необходимые предпосылки для эффективного управления организациями, предприятиями.

Социология организаций тесно связана с информатикой (информационные потоки, обоснование решений, информационные технологии, телекоммуникация и др.), теорией связи и коммуникаций.

Следует особо обратить внимание связь социологии организаций с социально-гуманитарными, человековедческими науками. Все эти науки раскрывают те или иные аспекты организационной культуры Синтез знаний человековедческих дисциплин максимально приближает управляющих в организациях к человеку и человеческим проблемам. Это закономерный этап в развитии современной науки управления организациями. Возникает целое научное направление - управленческая гуманитарология (В.М. Шепель). Она включает знания по этике, эстетике, психологии, культурологии, педагогики, конфликтологии, риторике и др. Они характеризуют человековедческую компетентность организаторов, управляющих. Современные руководители должны разбираться в вопросах педагогики, чутко реагировать на морально-этические проблемы людей, на динамику формальных и неформальных взаимоотношений отношениях людей, быть конструкторами здорового морально-психологического климата в организациях.

Созидательный, творческий эффект социологии организаций основан на знании объективных организационных и управленческих процессов, что требует от руководителя, менеджера наукоемкой компетентности в сфере управления людьми, в управления социальными системами и организациями.

Слайд 12.1.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. В чем состоит сущность понятия организации?
  2. Назовите критерии, использующиеся для классификации организации.
  3. Докажите правомерность междисциплинарного подхода к изучению организаций.
  4. С какими основными проблемами сталкивается социолог при исследовании организаций?
  5. В чем заключается практическая направленность социологии организаций в современном обществе?

1. Сделать концептуальную таблицу «Образ организации и их характеристики» по статье Морган Г. Парадигмы, метафоры и решение задач в теории организации // Теория организации: Хрестоматия. 2-е изд./Пер. с англ. под ред. Т.Н. Клеминой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. С. 2-22 или Морган Г. Образы организации/Пер. с англ. М.: Издательство «Манн, Иванов и

Фербер», 2008.

2. Сделать сообщение по главе из Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. А. Г. Сеферяна. СПб.: Питер, 2008.

3. Выбрать конкретную организацию для прикладного анализа, и приготовить краткое описание, чем занимается.

англ. sociology of organizations; нем. Organisationssoziologie. Отрасль социологии, изучающая соц. закономерности и механизмы функционирования и развития организаций как сложных многоцелевых систем соц. отношений. См. ОРГАНИЗАЦИЯ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

специальная социологическая теория и практика социоинженерной, управленчески ориентированной исследовательской деятельности, объектом которой являются разнообразные организации, составляющие организационный каркас общества, основу его институционального оформления, функционирования и развития. К предметной области социологии организаций обычно относят закономерности построения, функционирования организаций всех типов и видов, их взаимодействия друг с другом, с элементами социальной структуры общества. Социология организаций базируется на обширной литературе, с одной стороны, по общей теории организации, а с другой - по проблемам работы с персоналом, социологии и психологии управления, часто различающихся в зависимости от той или иной социологической школы, организационной практики. Вместе с тем находит свое выражение и подтверждение не только основ теории организации, но и социологии организаций как специальной социологической дисциплины. На характер использования этой отраслевой теории наиболее серьезное влияние оказывают общая культура и профессионализм персонала организации, национально-культурный контекст их деятельности, масштабы социально-классовой дифференциации, информационная обеспеченность. См. труды Ю.П. Аверина, В.Н. Доблаева, Я.В. Радченко, А.А. Пригожина, В.В. Франчука, В.Н. Пугачева. И. И. Григорьев

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

раздел социологии, изучающий закономерности построения, функционирования и развития гл. обр. организаций трудовых (см.) - предприятий и учреждений. Основная проблематика С.о. - соотношение личных и безличных факторов организаций, индивидуального и общего в них, руководства и подчинения, различн. целей и т. д. В зап. С.о. нет единой методологич. основы, в ней велико разнообразие подходов и традиций. Так, если в североамериканской С.о. преобладает интерес к сугубо прикладным аспектам организационных отношений, социоинженерным методам повышения их производственной эффективности, то для западноевропейской традиции характерен взгляд на организацию как на мик-рооб-во со своими квазиполитическими конфликтами. В целом же эволюция зап. С.о. прошла несколько этапов, каждый из к-рых строил свою модель организации. Организация как трудовой процесс: под именем тейлоризма эта модель известна своим упором на первичную единицу организации - "человек-труд", к-рая, в свою очередь, размельчается на элементарные составляющие, причем работник здесь выступает как пассивный придаток производства. "Организация-машина" (А. Файоль, Л. Урвик и др.): в организации выделяется, прежде всего, безличный механизм из формализованных связей и норм, где человек выступает лишь в функциональном проявлении. "Бюрократическая модель" (М. Вебер): сходная с предыдущей концепция предельной рационализации организационных отношений за счет вытеснения из них личностного начала. "Организация-община" (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер и др.): как реакция на неудачи предыдущих моделей в центр внимания ставит психологию общения, коллективной самоорганизации, неформальные нормы и связи. "Социо-техническая модель" (Е. Трист, А. Райе и др.) подчеркивает взаимозависимость различн. технологий и форм групповых отношений. "Интеракционистская модель" (Ч. Бернард, Г. Саймон и др.): организация понимается как система длительных взаимодействий между работниками, включающая в себя формальные и неформальные компоненты, интересы индивидов и цели организации; в такой системе рациональность управления лишь частична, а непредвиденные явления играют большую роль. "Естественная организация" (Р. Мертон, А. Этциони и др.): функционирование организации рассматривается как самосовершающийся процесс, а она как гомеостатическая система; цель - лишь один из рез-тов функционирования, отклонение от цели есть не ошибка, а закономерность. Т. обр., С.о. эволюционировала от детерминистских концепций организации к неопределенности, даже размыванию своего объекта. Отечественная Со. рассматривает организационные отношения как проявление более широких обществ. отношений, прямо связывая построение и функционирование организаций со спецификой соц. строя, конкретных проблем и задач обществ. развития. Отечественные социологи разрабатывают проблематику С.о. с середины 60-х гг. XX в. В центре их внимания - оптимизация соотношения формальной и неформальной структур, совершенствование стиля руководства, повышение управляемости организаций, принятие и осуществление управленческих решений, внедрение новых форм организации труда, участие исполнителей в выработке общих решений, планирование и реализация инновационных процессов и т. д. Лит.: Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организация: системы и люди. М., 1983; Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. A.M. Пригожин.

Введение

1. Социология организаций и ее место в современной социологии

2. Социальное управление как объект научного изучения

3. Управленческий персонал и особенности его подготовки за рубежом

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

В любом предприятии, в любой организации нужны структуры, для управления. И от того, какие это будут структуры, какие цели они будут преследовать, зависит вся дальнейшая судьба предприятия, организации.

Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. И в этом реферате рассмотрены, что изучает социология управления, основные приемы управления, каким должен быть менеджер, как он должен руководить.


1. СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЕЕ МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Социология организаций является одной из наиболее развитых отраслей социологического знания и представляет собой дисциплину со сложившейся предметной сферой и определенной проблематикой. Однако данная социологическая теория не отличается целостностью и монолитностью, что обусловлено рядом не решённых в науке проблем и, прежде всего, отсутствием единого мнения по вопросу о динамике и механизмах организационного развития.

Особый интерес социологов к проблемам организационного развития и сложность их исследования связаны с интеграционным характером рассматриваемого процесса, изучение которого предполагает раскрытие наиболее дискуссионных вопросов организационной теории: понимания природы организации, особенностей ее функционирования и взаимодействия с внешней средой, организационных конфликтов и организационного поведения.

В современной социологии организаций по-прежнему неопределенным остается понятие организационного развития. В целом под организационным развитием понимается процесс позитивных качественных изменений в организации, затрагивающий способы, средства деятельности и взаимодействия и отражающийся в трансформации организационной структуры.

В отечественной социологии организаций можно выявить три основных направления в исследовании проблем организационного развития. Согласно первому, рационалистическому, подходу, активная роль в развитии организации принадлежит менеджеру. Особо ярко такое понимание детерминированности организационных изменений находит в социологии инноваций, современная проблематика которой сложилась в отечественной социологии во многом благодаря работам А.И.Пригожина, Н.И.Лапина, В.С. Дудченко, Б.В.Сазонова и др.

Важным вкладом в изучение организационного развития исследователей данного направления явилось открытие целевой природы организации и определение ее сущности, раскрываемой в трех аспектах: как искусственного объединения институционального характера, занимающего определенное место в обществе и предназначенного для выполнения более или менее ясно очерченных функций; как определенной деятельности по организации, включающей в себя распределение функций, налаживание связей, координацию и т.д.; как характеристику степени упорядоченности социального объекта.

По мнению исследователей данного направления, организационные изменения представляют собой деятельность по преобразованию другой деятельности. Средствами такого преобразования выступают замена одних организационных элементов на другие или дополнение уже имеющихся новыми. Это позволяет говорить о нововведении как о своего рода "клеточке" целенаправленного изменения и предположить, что основной формой управляемого развития выступают инновации.

Ключевым для понимания роли нововведений в процессе организационного развития является понятие инновационной деятельности, которая определяется как метадеятельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности. Иными словами, инновационная деятельность как таковая имеет своим объектом другие виды деятельности - те, которые сформировались в предшествующий период и приобрели к данному времени характер репродуктивной деятельности, а их средства или способы стали рутинными для данного сообщества людей. Инновационная деятельность направлена, прежде всего, на изменение этих рутинных средств, способов, приёмов репродуктивной деятельности.

Помимо рационалистических оснований в инновационном подходе, реализуемом отечественными исследователями, можно обнаружить и иные тенденции, связанные с признанием существования ряда факторов, оказывающихся вне поля деятельности менеджера. Так, подчеркивается, что социальной организации присущи как свойства сознательно созданной, целенаправленно функционирующей организации, так и некоторые черты объективно развивающихся систем; обе эти её стороны теснейшим образом взаимосвязаны.

Согласно второму направлению в изучении организационной динамики, организационные процессы раскрываются по аналогии с функционированием биологического организма. Организация в такого рода теориях рассматривается как социальный организм (квазиприродный объект), телеологически, эволюционно и поэтапно развивающийся по своим законам, основной задачей которого является выживание. Развитие организации представляет собой естественный процесс, предусматривающий неизбежное прохождение организацией ряда последовательных фаз (стадий), в соответствии с которыми изменяются логика её функционирования и тип стратегии.

Альтернативой предложенным направлениям к анализу организационной динамики видится третий подход, представленный теорией, стремящейся к синтезу рационального и естественного подходов. Результатом такого синтеза явилась организационно - экологическая, или селекционная, модель развития организации - модель, использующая положения и логику социальной экологии. Этот подход в отечественной социологии организаций получил свое обоснование в ряде работ московских учёных В.В. Щербины и Е.П. Поповой. В данной концепции очевидно влияние идей западных социологов - М. Хэннона, Дж. Фримена, Дж. Бриттена, О. Воли и др., развивающих теорию экологии организационных популяций.

Организационная экология возникла как особое направление в американской социологии организаций во второй половине 70-х гг. в полемике со сторонниками рационалистических концепций, рассматривавших развитие организации как полностью обусловленное сознательной деятельностью менеджера. Организационная экология понимается как "историко-системный подход в рамках объективистского направления макросоциологической теории". Спецификой данного направления является стремление объяснить актуальное состояние и определить возможные перспективы изменения любого социального образования с учетом ранее им сформированных свойств и образцов поведения и исходя из особенностей элементов его социального окружения (общностей, социальных популяций, институтов, организаций, составляющих культуры), с которыми оно находится во взаимодействии.

Основным элементом анализа в концепции организационной экологии выступает не единичная организация, а популяция организаций. Организационная популяция является разновидностью социальной популяции и представляет собой совокупность организаций, которые выполняют сходные виды деятельности и эксплуатируют один и тот же тип экологических ниш, составляющих внешнюю организационную среду. Организация рассматривается как конкретная и адекватная требованиям среды форма существования социальной популяции. Организация и её окружение предстают как единая система, в которой внешняя среда, будучи макро- и микроокружением, выступает фактором, предопределяющим логику организационного развития и возможность ее выживания.

Таким образом, в рамках теории организационной экологии организационное развитие определяется как процесс, связанный с расширением набора социокультурных образцов поведения и деятельности (репертуара организации), предопределяющего перечень возможных реакций на изменения состояния внешней среды и закрепление его в организационной структуре.

Итак, особое место в ряду современных исследований отечественной социологии организаций занимает изучение проблем организационной динамики и организационного развития. В социологической науке наблюдается крайнее разнообразие подходов к пониманию сущности и механизмов данных организационных процессов, что во многом определяется двойственной природой самой организации как явления общественной жизни. На взгляды отечественных исследователей существенное влияние оказали разработки западных, прежде всего американских, учёных. Между тем, можно констатировать, что российские социологи, успешно интегрируя зарубежный опыт, предлагают собственные весьма оригинальные концепции организационного развития.

Актуальность проблем организационного развития в российской социологии связана с необходимостью углубления понимания возможностей, направлений, факторов, динамики организационных изменений и реализации теоретических положений в практике организационной деятельности. Среди наиболее дискуссионных вопросов, активно разрабатываемых в современной отечественной социологии организаций, можно назвать: проблемы адаптации организации к новым условиям и успешной реализации изменений, роли менеджера в организации, возможности учета факторов внешней и внутренней организационной среды, детерминации эволюционных и революционных изменений, проблема онтологии (жизненных циклов) организации, последовательности и продолжительности стадий организационной эволюции, соотношения принципов эффективности и выживания в функционировании организации, методов организационного развития и др.

В совершенствовании организационных структур, процессов принятия решений, стиля руководства, подбора, расстановки кадров и т. п. В этих целях используются достижения социологии организаций, социологии управления, социологии государственной службы. Социология выполняет и имидж-функцию, которая направлена на сохранение либо изменение образа государственной организации, создание атмосферы доверия и...

На объект исследования (изменение параметров социально-экономических процессов, совершенствование управления ими и т.д.). Включаясь в качестве важного компонента в динамически развивающуюся систему социологического знания, экономическая социология обладает достаточно сложной структурой. 2. Что представляют собой интересы и потребности как структурные компоненты экономической социологии? ...

Административное право - одна из ведущих отрас­лей российского права, совокупность правовых норм, ре­гулирующих общественные отношения по организации и деятельности аппарата управления.

Источники административного права - Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов РФ, нормативные акты ор­ганов местного самоуправления.

Важное место среди источников занимает Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 г.

Предмет административного права составляют: 1) об­щественные отношения, возникающие в процессе реа­лизации исполнительной власти (от Президента РФ до администрации предприятия); 2) внутриорганизацион- ные отношения государственных органов; 3) общегосу­дарственный контроль за деятельностью государствен­ных органов; 4) деятельность судебных инстанций по рассмотрению дел об административных нарушениях. Административно-правовой метод регулирования предполагает юридическое неравенство сторон, адми­нистративное властвование одной стороны (напр., ин­спектор ДПС) и подчиненное состояние другой стороны (напр., водитель автотранспорта). Причем первая сторо­на наделена полномочиями при необходимости приме­нять меры принуждения, вторая сторона обязана подчи­няться любым законным требованиям. Однако стороны несутответственность не друг перед другом, а перед государством.

Субъектами административного права выступают фи­зические и юридические лица. Физические лица - граж­дане, иностранцы и лица без гражданства. Администра-

Трудовые договоры могут заключаться: 1) на неопре - деленный срок; 2) на определенный срокне более пяти лет (срочный трудовой договор). Если в трудовом дого­воре не оговорен срок его действия, то договор считает­ся заключенным на неопределенный срок.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписа­ния работником и работодателем либо со дня фактиче­ского допущения работника к работе с ведома или по по­ручению работодателя или его представителя.

При заключении трудового договора лицо, поступаю­щее на работу, предъявляет работодателю: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 2) тру­довую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; 3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхо­вания; 4) документы воинского учета - для военнообя­занных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 5) документ об образовании, о квалификации или нали­чии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной под­готовки. В соответствии с законом может предусматри­ваться необходимость предъявления дополнительных документов.

Основаниями прекращения трудового договора явля­ются: 1) соглашение сторон; 2) истечение срока трудово­го договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сто­рон не потребовала их прекращения; 3) расторжение трудового договора по инициативе работника; 4) растор­жение трудового договора по инициативе работодателя и др.

тивно-правовой статус гражданина значительно отлича­ется от статуса иных физических лиц, так как только граждане РФ могут находиться на государственной службе. Среди организаций - субъектов административ­но-правовых отношений особое место занимают органы исполнительной власти. Органы исполнительной вла­сти подразделяются на федеральные и органы субъек­тов, в совокупности они образуют единую систему. По характеру компетенции федеральные органы подразде­ляются на отраслевые и межотраслевые, по специали­зации функций выделяют контрольные, надзорные орга­ны, а также органы, выполняющие специфические функ­ции государства.

Для административно-правового регулирования важ­ное значение имеют основные принципы государствен­ного управления. К ним, в частности, относятся: принцип законности; приоритет прав и свободчеловека; единство системы государственной власти на всей территории РФ; равный доступ граждан к государственной службе; единство основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе; гласность в осуществлении госу­дарственной службы; ответственность государственных служащих за свою деятельность; внппартийность госу­дарственной службы; социальная защищенность госу­дарственных служащих.

ния трудовых правоотношений является заключение на основании норм трудового права между работником и работодателем трудового договора. Субъектами тру­довых правоотношений.являются работник (физиче­ское лицо) и работодатель (физическое или юридиче­ское лицо).

Работник имеет право на: а) предоставление ему ра­боты, обусловленной трудовым договором; б) надлежа­щие условия труда; в) своевременную и в полном объе­ме выплату установленной заработной платы а также иные права в соответствии с законом. Работник обязан:

а) добросовестно исполнять свои трудовые обязанно­сти; б) соблюдать правила внутреннего трудового распо­рядка организации; в) соблюдать трудовую дисциплину; г) выполнять установленные нормы труда; г) бережно относиться к имуществу работодателя и других работни­ков и др. Работодатель имеет право: а) привлекать ра­ботников к дисциплинарной и материальной ответствен­ности в порядке, установленном федеральными закона­ми; б) принимать локальные нормативные акты а также иные права в соответствии с законом. Работодатель обязан: а) соблюдать законы и иные нормативные пра­вовые акты, локальные нормативные акты, условия кол­лективного договора, соглашений и трудовых договоров;

б) предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; в) обеспечивать безопасность тру­да и условия, отвечающие требованиям охраны и гигие­ны труда; г) обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудо­вых обязанностей и др.

пуска, ежегодные дополнительные оплачиваемые бтпус- ка, отпуск без сохранения заработной платы.

3. Дисциплина труда - обязательное для всех работ­ников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК, иными законами, коллективным до­говором, соглашениями, трудовым договором, локаль­ными нормативными актами организации. За соверше­ние дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к работнику следующие дисциплинар­ные взыскания: замечание, выговор, увольнение.

4. Охрана труда - система сохранения жизни и здоро­вья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономиче­ские, организационно-технические, санитарно-гигиени­ческие, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Неисполнение установленных нор­мативов влечет наказание работодателей.

5. Материальная ответственность стороны трудово­го договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного про­тивоправного поведения, если иное не предусмотрено законом. Расторжение трудового договора после причи­нения ущерба не влечет за собой освобождения от мате­риальной ответственности.

6. Трудовые споры - разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, уста­новления либо изменения условий труда. Различают ин­дивидуальные трудовые споры, которые рассматрива­ются комиссиями по трудовым спорам и судами, и кол­лективные трудовые споры,"способом разрешения ко­торых являются примирительные процедуры и забас­товка.

Еще по теме 60. Общая характеристика административного права:

  1. 4. Общая характеристика субъектов административного права4.1. Понятие и система субъектов административного права
  2. 8. Административное правонарушение и административная ответственность8.1. Общая характеристика Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
  3. Общая характеристика административно-правового статуса индивидуальных субъектов
  4. 10.4. Общая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  5. 9.1. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
  6. 1. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
  7. 8.2. Общая характеристика законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации
  8. Административные органы, не входящие в систему органов исполнительной власти: общая характеристика
  9. Понятие и общая характеристика способов обеспечения законности в административно-публичной сфере

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    Государственное управление и исполнительная власть.

    Правовые акты управления.

    Общая характеристика административного права. Субъекты административных отношений.

    Сущность и методы административного принуждения.

Государственное управление и исполнительная власть.

В широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и сложности и связано по своей сути с воздействием управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются.

При управлении происходят процессы получения, преобразования и передачи информации. Эти процессы проходят следующие стадии:

    управляющий субъект всегда получает информацию как о поведении управляемого объекта и функционировании всей системы в целом, так и извне,

    субъект интерпретирует эту информацию, анализирует и на основе этого принимает управленческое решение, т.е. решение о характере воздействия на объект управления,

    субъект передает информацию, связанную с принятым решением, объекту, тем самым осуществляя на него управленческое воздействие.

Социальные системы являются наиболее сложным видом управления. Социальное управление – это воздействие на общность людей в целях упорядочивания самого общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед его членами задач. Социальное управление всегда необходимо при осуществлении совместной деятельности, для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.

Объектом социального управления являются существующие общественные отношения, социальные образования, отдельные люди. Субъектом управления выступают руководители, осуществляющие персональное руководство, коллективные органы управления. Субъект управления – это и органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица.

Государственное управление – это осуществление от имени, по поручению и уполномочию государства управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности в сферах и областях экономического и социального развития общества, охраны прав и свобод человека, укрепления демократического и правового государства.

Оптимальный механизм государственного управления включает законодательную, исполнительную, судебную власть, прокуратуру, банковскую систему и др. Каждому из этих элементов присущи самостоятельные, свойственные только ему специфические механизмы осуществления управленческой деятельности.

Исполнительная власть по существу составляет содержание и деятельности по государственному управлению, выражая ее функциональную (исполнительную) направленность.

Исполнительная власть, являясь составной частью государственной власти, осуществляется в РФ и в субъектах РФ. Органы исполнительной власти местного самоуправления не являются органами государственной власти, хотя их административные структуры и соответствующие должностные лица выполняют существенный объем функций исполнительного и распорядительного характера, обладают значительными административно-властными полномочиями.

Исполнительные и распорядительные полномочия осуществляют также администрации предприятий, учреждений и других организаций в процессе управления ими, при проведении внутриорганизационных мероприятий.

Правовые акты управления.

Издание правовых актов управления (ПАУ), т.е. актов органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность, является основной административно-правовой формой реализации задач и функций системы исполнительной власти.

ПАУ – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности. ПАУ связывает стороны управленческих отношений – субъекта и объекта управления. Он определяет правила должного поведения в сфере управления.

Характерные признаки ПАУ – его наиболее значимые качества:

    ПАУ – это юридический вариант управленческого решения, т.е. его изданием субъект управления решает возникающие в процессе управления общие или индивидуальные вопросы с целью реализовать поставленные задачи;

    ПАУ издается только полномочным субъектом системы исполнительной власти в пределах его компетенции;

    ПАУ – подзаконный акт, т.е. издается в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами;

    Несоблюдение предписаний ПАУ влечет наступление ответственности виновной стороны:

    Все ПАУ иерархически построены, т.е. занимают определенное место в системе актов такого рода, что означает обязательное соответствие акта какого-либо органа или должностного лица актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти.

ПАУ издается в качестве письменного юридического документа по определенной процедуре.

Однако ПАУ может быть выражен и устно (например, в рамках служебных отношений между руководителем и подчиненным). Нередко ПАУ характеризуются как конклюдентные – поведения, не получившие выражения в письменной форме (сигнал светофора, свисток милиционера, дорожный знак).

Виды ПАУ:

    По юридическим свойствам: нормативные (постановления) и индивидуальные (приказ, распоряжение).

    По юридической силе: акты Правительства, акты министерства, акты предприятия.

    По территории действия: федеральные, акты субъектов Федерации, местные акты.

    По наименованию: Президент РФ – указы и распоряжения; Правительство – постановления и распоряжения; министерства и ведомства – постановления, приказы, правила, инструкции, положения; руководитель предприятия – приказы, распоряжения, указания; глава местной администрации – постановления, распоряжения.

Общая характеристика административного права. Субъекты административных отношений.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов, их должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность. Иными словами, административное права – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в результате реализации управленческих функций органов исполнительной власти.

Метод административного права предполагает доминирование, преобладание одной юридической воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. Участники управленческих отношений не равны, различны полномочия должностных лиц. Таким образом, метод административного права содержит, в основном, обязывания – установление определенного порядка действий в сфере государственного управления.

Субъектами, т.е. участниками административно-правовых отношений, являются: органы исполнительной власти; Президент РФ; Правительство РФ; исполнительные органы местного самоуправления; граждане (физические лица); общественные объединения; административные предприятия и учреждения; органы государственной власти субъектов РФ.

Названные субъекты могут быть объединены в группы:

а) органы государственной власти

б) общественные объединения – политические партии, профсоюзы, общественные ассоциации, союзы; гильдии и т.п.

в) административные предприятия и учреждения

г) физические лица.

Всем органам власти в РФ присущи общие начала, вытекающие из сути Конституции РФ. Это, прежде всего, принципы демократизма, федерализма, разграничения предметов ведения между органами законодательной, исполнительной и судебной власти; гласность и другие. Перечисленные принципы характеризуют демократический и цивилизованный характер Российского государства.

Виды органов исполнительной власти.

    По территории действия (территориальному масштабу деятельности):

а) федеральные органы исполнительной власти , которые распространяют свое действие на всю территорию РФ. Это Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и агентства;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ , которые распространяют свое действие на территорию конкретного субъекта Федерации. Это правительства республик, министерства и другие органы исполнительной власти республики; администрации краев, областей, комитеты, департаменты, управления администраций и др.

в) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (включая территориальные органы Правительства РФ), которые создаются федеральными органами для осуществления своих полномочий как на территории одного субъекта, так и на территории нескольких субъектов РФ. Например, МВД РФ создает в федеральных округах свои окружные подразделения – главные управления МВД по федеральному округу. Министерство юстиции РФ создает в субъектах РФ главные управления и управления, в федеральных округах – федеральные управления Минюста РФ.

    По характеру компетенции:

а) органы общей компетенции – их права и обязанности относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, администрации краев;

б) органы отраслевой компетенции – их права и обязанности относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сферой (например промышленностью, связью, природными ресурсами, образованием и наукой, юстицией, обороной, культурой и т.п.). К ним на федеральном уровне относят федеральные министерства и неподведомственные министерствам самостоятельные федеральные службы , осуществляющие функции в области обороны, безопасности, охраны государственной границы и другие (Служба внешней разведки, Федеральная службы безопасности и другие);

в) органы межотраслевой компетенции – их полномочия относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое, межведомственное значение. Это антимонопольная политика, тарифы, гидрометеорология, государственная статистика, охрана окружающей среды, финансовые рынки. На федеральном уровне такой компетенцией наделены в основном федеральные служб ы;

г) органы специальной компетенции – осуществляют надзорные, контрольные, разрешительные, регистрационные и другие правоохранительные полномочия. Это ФСБ, СВР. Т.е. это службы, которыми руководит Президент РФ. В субъектах РФ такими органами могут быть комитеты лицензирования, управления финансового контроля, жилищные инспекции и т.п.;

д) органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции – распространяют свою деятельность на определенное направление работ внутри отрасли. Это структурные подразделения органов исполнительной власти.

    По организационно-правовым формам:

а) правительство – орган исполнительной власти обшей компетенции;

б) кабинет министров – название правительства в некоторых республиках в составе РФ (Татарстан, Чувашия);

в) министерство – орган исполнительной власти, входящий в состав правительства;

г) государственный комитет – орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции во многих республиках РФ;

д) комитет – орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции субъектов РФ; ими могут называться и определенные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

е) администрация – орган исполнительной власти общей компетенции краев, областей, автономий. Она состоит из отраслевых и функциональных структурных подразделений и возглавляется главой;

ж) мэрия – орган исполнительной власти общей компетенции в городах федерального значения, возглавляемый в Москве – мэром, в Санкт-Петербурге – губернатором;

з) департамент, главное управление, управление, служба, отдел – подразделения аппарата правительства, администрации субъекта РФ;

и) главные управления и управления – организационно-правовые формы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

к) секретариат – организационно обеспечивает деятельность руководителей органов исполнительной власти и руководителей их аппаратов. Например, секретариат есть у Председателя Правительства РФ;

л) инспекция – орган исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющий надзорные, контрольные, разрешительные и иные специальные функции. Главными задачами инспекции являются обеспечение соблюдения законов, предупреждение и пресечение правонарушений;

м) палата – орган исполнительной власти специальной власти, осуществляющий контрольные, разрешительные и иные специальные функции. Например, во многих субъектах РФ существуют лицензионные, регистрационные палаты;

н) центр – название ряда территориальных органов федеральной исполнительной власти (региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий). Иногда так называются структурные подразделения органов исполнительной власти – Главный информационной центр МВД РФ.

    По порядку разрешения вопросов:

а) единоначальные – подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа (министерства, управления, администрации). Во многих единоначальных органах существуют коллегии, но их решения проводятся приказами руководителя органа, который несет персональную ответственность за организацию работы;

б) коллегиальные – подавляющее большинство вопросов обсуждается и разрешается коллегиально. Издаваемые при этом правовые акты являются актами органа, хотя подписываются его руководителем. Пример – Правительство РФ, комитеты субъектов РФ.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

      Федеральное министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.Министерство координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

      Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специализированные функции в области обороны, безопасности, защиты и охраны Государственной границы, борьбы с преступностью. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор). Службы издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты.

      Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции (за исключением функций по контролю и надзору). Агентство возглавляет руководитель (директор). Оно издает индивидуальные акты.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом РФ. Руководители федеральных служб и агентств (кроме силовых) назначаются на должности и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих контроль и координацию деятельности служб и агентств.

Под структурой федеральных органов исполнительной власти принято понимать конкретный перечень таких органов с указанием их вида, названия, подведомственности, т.е. перечень органов с учетом их иерархической связи.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: МВД РФ (Федеральная миграционная служба), МЧС РФ, МИД РФ, Министерство обороны РФ (ФС по военно-техническому сотрудничеству, ФС по оборонному заказу, ФС по техническому и экспортному контролю, ФА специального строительства), Министерство юстиции (ФС исполнения наказания, Ф регистрационная С, ФС судебных приставов), Государственная фельдъегерская служба, СВР, ФСБ, ФС по контролю за оборотом наркотиков, ФСО, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ

Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ:

Министерство здравоохранения и социального развития (ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; ФС по труду и занятости; ФА по здравоохранению и социальному развитию; Ф медико-биологического А)

Министерство по промышленности и энергетики (ФА по промышленности, ФА по техническому регулированию и метрологии; ФА по энергетике)

Министерство транспорта (ФС по надзору в сфере транспорта, ФА воздушного транспорта, Ф дорожное А, ФА железнодорожного транспорта, ФА морского и речного транспорта, ФА геодезии и картографии)

Министерство финансов (Ф налоговая С, ФС страхового надзора, ФС финансово-бюджетного надзора, ФС по финансовому мониторингу, Ф казначейство)

Федеральные службы и агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ: Ф антимонопольная С, ФС по тарифам, ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФС государственной статистики, Ф космическое А, ФА по туризму, ФА по физической культуре и спорту

Сущность и методы административного принуждения.

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется как средство обеспечения и охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с правонарушениями в сфере государственного управления.

Для них характерен административный, т.е. внесудебный порядок применения. Использование этих мер отнесено к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц (причем лишь наделенных специальной компетенцией).

Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции (милиция, таможня, пограничная служба). Но в некоторых случаях отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями: лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан, дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения наказаний закреплен в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

По целевому назначению меры административного принуждения делятся на виды :

    административно-предупредительные – средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность, обязательная госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границ)

    меры административного пресечения – применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий (административное задержание лица, совершившего административное правонарушение; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных; запрет эксплуатации транспортного средства, если его техническое состояние не отвечает установленным требованиям; применение специальных средств – резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, водометов – для пресечения массовых беспорядков)

    меры административной ответственности – это меры административного наказания – являются установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели и применяются в строго установленном процессуальном порядке.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает 9 видов административных наказаний:

Предупреждение

Административный штраф

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу

Административный арест

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства

Дисквалификация

Административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды наказаний; в отношении юридических лиц – только предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация. Большинство из административных наказаний назначается судами. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение и административный штраф, а в отдельных случаях – административное выдворение за пределы РФ.