Правовые, нормативно-технические и организационные основы бжд. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности оу

Вопросы лекции Введение 1. Законы и подзаконные акты 2. Нормативно-техническая документация 3. Управление ЧС 4. Международное сотрудничество Заключение

Основой законодательного обеспечения безопасности является Конституция Российской Федерации. В Конституции базовой статьей является статья 37, смысл которой – труд свободен. «Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности. Запрет принудительного труда. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» . Статья 41 провозглашает утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами РФ (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы Президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.) Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.). Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.). Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы РФ «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы» , документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНи. П 2. 04. 03– 85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» , в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНи. Пов).

Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса: 0 – организационно-методические стандарты; 1 –гидросфера, 2–атмосфера, 3 – биологические ресурсы, 4 –почвы, 5 –земли, 6 –флора, 7 – фауна, 8–ландшафты, 9–недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра» , включает в себя шесть групп стандартов. Классификация системы стандартов в области охраны природы: Шифр группы: 0 - Основные положения 1 - Термины, определения, классификация 2 - Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов 3 - Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов 4 - Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйствования 5 – Требования к средствам контроля и измерений состояния среды 6 - Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите 7 - Прочие стандарты

Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих. Согласно Трудовому кодексу РФ, правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности. Большую часть этой подсистемы составляют стандарты предприятий (СТП). Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.

Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов. Стандарты подсистемы 2 устанавливают: общие требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований. Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности. Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования безопасности к средствам защиты. Стандарты подсистемы 5 – устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) Основные цели комплекса: повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС; эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задача комплекса – установление: терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов; основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС; уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС; методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС; способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС Номер группы Группа стандартов Кодовое наименование 0 - Основополагающие стандарты. Основные положения 1 - Стандарты в области мониторинга и прогнозирования. Мониторинг и прогнозирование 2 - Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства. Безопасность объектов народного хозяйства 3 - Стандарты в области обеспечения безопасности населения. Безопасность населения 4 - Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов. Безопасность продовольствия 5 - Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений. Безопасность животных и растений

Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС 6 - Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения. Безопасность воды 7 - Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения. Управление, связь, оповещение 8 - Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций 9 - Стандарты в области технического оснащения аварийноспасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей. Аварийно-спасательные средства 10, 11 - Резерв Содержание остальных групп стандартов определяется их кодовым наименованием.

РСЧС включает территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный федеральный. Территориальные подсистемы (республик в составе РФ, краев и областей) состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению бедствий и ликвидации последствий ЧС.

Россия участвует и в международном сотрудничестве, проводимом по линии ООН, ЮНЕСКО и других организаций. С 1973 г. действует специализированное учреждение «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЭП). Ученые и специалисты России принимают участие в осуществлении специальной международной программы «Человек и биосфера» , Международном совете охраны птиц (СПО), Международной федерации молодежи по исследованию и охране окружающей среды Научного комитета по проблемам окружающей среды, Международного совета научных союзов (СКОПЕ). Примером плодотворного межгосударственного сотрудничества в области охраны природы служит деятельность Международного союза охраны природы (МСОП).

Международное сотрудничество по охране труда осуществляется в рамках Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Федерации специалистов по охране труда и промышленной гигиене (ИФАС), а также международной организации по безопасности и охране труда (МОРБОТ). МОТ в частности разрабатывает рекомендации по нормализации условий труда, ВОЗ– нормативов качества производственной среды. ИФАС координирует разработки по всему комплексу вопросов, связанных с безопасностью труда, МОРБОТ – по вопросам прогнозирования риска и создания средств защиты.

Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности.

Экологическая безопасность. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

Нормативы качества окружающей среды

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду

Механизм исполнения этих требований

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Госсанэпиднадзор) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер. Декларация Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) провозгласила право человека на жизнь в благоприятной среде. Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель – установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Охрана труда. Основы законодательства РФ об охране труда, как составной части обеспечения безопасных условий жизнедеятельности гражданина, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными нормативными требованиями охраны труда … устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности».

В 1994 г. была создана межведомственная комиссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.

На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:

Государственные стандарты (ГОСТы)

Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

Отраслевые стандарты ОСТ ССБТ

Санитарные правила СП

Гигиенические нормативы ГН

Правила безопасности ПБ

Инструкции по безопасности ИБ

Правила по охране труда отраслевые ПОТО

Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных правовых актов.

ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:

К производственному оборудованию

К производственным процессам

К средствам защиты работающих

Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности последнего входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов, выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процессе работы.

В целом, как показывает практика, законодательная база на федеральном уровне отвечает требованиям обеспечения безопасности жизнедеятельности, а несчастные случаи на производстве являются следствием, как правило, грубого нарушения требований безопасности.

Чрезвычайные ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Все население страны делится на категории:

1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.

2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 20-часовой программе по месту работы.

3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 14-часовой программе по месту работы.

4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений обучаются по соответствующим программам дисциплин БЖД и ОБЖ.

5. Неработающее население обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера – минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.

За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 3 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 100 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. В российском законодательстве и в научной литературе отношение к понятию «правовой статус образовательного учреждения» неоднозначно. Под правовым статусом образовательного учреждения понимают совокупность правовых норм, устанавливающих обусловленные соответствующей правосубъектностью образовательного учреждения его юридические права и обязанности (компетенцию), а также систему и механизм осуществления юридических гарантий этих прав и обязанностей. Под «соответствующей правосубъектностью» в данном случае следует понимать такие правовые качества образовательного учреждения (правоспособность и дееспособность ), которые, во-первых, характеризуют его, с одной стороны, именно как учреждение, и, с другой стороны, как юридическое лицо, а, во-вторых, отражают особенности принадлежности этого образовательного учреждения к тому или иному уровню образования и тому или иному типу и виду, той или иной организационно-правовой формы.
В зависимости от видов правовых норм, устанавливающих права, обязанности и гарантии их осуществления, можно говорить о таких основных видах правового статуса образовательного учреждения, как: конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, финансово-экономический статус, административно-правовой статус, образовательно-правовой статус. Все эти статусы связаны между собой, что обусловлено свойством системности права как социального регулятора.
Согласно Закону «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Признаки юрлица согласно Гражданского Кодекса РФ (ст. 48, 51): учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем); учреждение имеет самостоятельный баланс и смету; учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени; учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования; учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ “Об образовании” любое образовательное учреждение, в т. ч. сельская школа вне зависимости от ее размера, является юридическим лицом. Сельская школа может также иметь статус филиала базовой школы. В таком случае юридическим лицом признается базовая школа, а сельская школа считается обособленным структурным подразделением, т. е. частью образовательного учреждения (базовой школы), расположенной в другой местности (ст. 55 ГК РФ и п. 7 ст. 12 Закона РФ “Об образовании”).
Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением.
К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Типы ОУ могут иметь вид, например, общеобразовательные ОУ могут быть следующих видов: средняя общеобразовательная школа, гимназия, школа с углублённым изучением предметов и т.п.)
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.


Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. Автономия образовательных учреждений является одним из ведущих принципов управления образованием (см. в глоссарии).
Устав – основной юридический документ образовательного учреждения. Требования к нему изложены в Законе в образовании (статья 13).
В целях единообразного правового положения образовательных учреждений Правительством Российской Федерации утверждаются типовые (примерные) положения, являющиеся актами, на основе которых с учетом конкретных обстоятельств собственником принимается устав вновь создаваемого юридического лица. В области образования, в настоящее время, принято более 10 типовых (примерных) положений, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Например, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Типовое положение о высшем учебном заведении.
Говоря об учредительных документах образовательного учреждения, следует отметить, что в Законе об образовании используются два понятия: “договор между учредителем и образовательным учреждением” (п. 3 ст. 11, п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст. 41 и п. 5 ст. 43) и “договор учредителей” (если финансирование будет осуществляться несколькими субъектами - п. 3 ст. 33).
Заключение договора о взаимоотношениях между школой и ее учредителем предусмотрено действующим Законом РФ “Об образовании”, п. 3 ст. 11 которого устанавливает, что “отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации”. Такой договор не следует смешивать с учредительным договором, под которым понимается соглашение между несколькими учредителями о создании юридического лица в случае, когда законодательством предусмотрена возможность совместного учредительства. С 1 января 2005 г., т. е. со дня вступления в силу поправок, внесенных в ст. 11 Закона РФ “Об образовании” Федеральным законом от 22.08.04 № 122­-ФЗ, совместное учредительство муниципальных и государственных образовательных учреждений фактически запрещено. В настоящее время в соответствии с законом у муниципальных общеобразовательных школ может быть только один учредитель – конкретное муниципальное образование, представленное одним или несколькими органами местного самоуправления.
Согласно формулировкам Закона РФ “Об образовании” и Типового положения об общеобразовательном учреждении договор школы с учредителем “определяет отношения, не урегулированные уставом общеобразовательного учреждения”. Статья 13 Закона РФ “Об образовании” подробно определяет структуру содержания устава образовательного учреждения. Однако для договора, в отличие от устава, законом не установлены ни структура, ни обязательное содержание. Тем не менее, можно назвать области отношений между учредителем и школой, которые нуждаются в дополнительном договорном регулировании, это:

· права и условия участия учредителя в организации образовательного процесса, в управлении и контроле за деятельностью школы;

· дополнительные права школы в области имущественных отношений;

· обязанности учредителя в области материального, кадрового, правового, методического и иного ресурсного обеспечения деятельности школы.

108. Реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий всех элементов системы ее обеспечения под руководством Президента Российской Федерации и при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации.

109. Настоящая Стратегия реализуется на плановой основе за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, развития их взаимодействия с институтами гражданского общества, а также комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления и являются основой для разработки и корректировки документов стратегического планирования и программ в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, а также документов, касающихся деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Деятельность Центрального банка Российской Федерации как участника стратегического планирования осуществляется в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов.

110. Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках государственного мониторинга состояния национальной безопасности; его результаты отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

111. В целях реализации настоящей Стратегии осуществляется под руководством Президента Российской Федерации совершенствование системы государственного управления, стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываются и реализуются документы стратегического планирования, а также принимаются меры по подготовке квалифицированных специалистов в области обеспечения национальной безопасности и стратегического планирования.

112. Информационную основу реализации настоящей Стратегии составляет федеральная информационная система стратегического планирования, включающая в себя информационные ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления, системы распределенных ситуационных центров и государственных научных организаций.

113. При реализации настоящей Стратегии особое внимание уделяется обеспечению информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов.

114. Информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии, ее корректировка, проводимая один раз в шесть лет с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние национальной безопасности, осуществляются при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации.

  • 9.Базисный учебный план и государственный образовательный стандарт
  • 10.Социализация: стадии, факторы, средства и механизмы
  • 11.Методология и методы психолого-педагогических исследований
  • 12. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
  • 13. История педагогики и образования как область научного знания
  • 14. Закономерности и принципы обучения
  • 15. Педагогический процесс: понятие и основные функции
  • 16. Понятие о методах обучения и их классификация
  • 17. Традиционные и инновационные технологии обучения
  • 18. Педагогическая антропология как междисциплинарная область знаний о человеке
  • 19. Управление образовательными системами
  • 20. Дополнительное образование детей
  • 21. Стили и культура педагогического руководства
  • 22.Сущность и структура педагогической деятельности
  • 23.Развитие экологической культуры личности
  • 24. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании
  • 25.Общая характеристика психолого-педагогической деятельности
  • Профессиональная я-концепция учителя
  • Профессиональное самосознание учителя
  • Раздел 2. Психология Примерные вопросы по психологии для гиа
  • Учебно-методический материал по подготовке студентов к гиа по разделу "психология"
  • Понятие о характере: определение, структура, акцентуации
  • 2.Этика практического психолога
  • 3. Предмет, объект, история и задачи психодиагностики
  • 4. Роль психологической службы в образовании
  • 5. Проблема периодизации психического развития
  • 7. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
  • 8. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
  • 9 . Понятие о темпераменте. Основные типы темперамента по и.П. Павлову
  • 10. Основные психологические теории и их взаимосвязь
  • 11. Психология как наука: объект, предмет, методы исследования
  • 12. Становление и современное состояние отечественной психологии (основные психологические школы и направления).
  • 13.Проблема личности в психологии
  • 14. Теоретические основы, цели, задачи и структурные компоненты психологического консультирования.
  • 15. Психологическая характеристика младшего школьного возраста: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 16.Психологическая характеристика дошкольного возраста: социальная ситуация развития, кризисы развития, новообразования.
  • 17. Психологические особенности подростка: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 18. Психология ранней юности: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 19. Психология общения: цели, средства, функции и виды.
  • 21. Проблема деятельности в психологии. Теория деятельности по л.С. Выготскому
  • 22. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности
  • 23. Конфликт: функции, структура, динамика развития и методы разрешения
  • 24. Психологические особенности семьи, её структура и динамика развития
  • 25. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей
  • Раздел 3. Методика преподавания Примерные вопросы по методике преподавания для студентов специальности "Педагогика и психология начального образования"
  • Учебно-методический материал по подготовке к гиа по разделу "методика преподавания" для студентов специальности "педагогика и психология начального образования"
  • 1. Изобразительная деятельность младших школьников как составная часть эстетического воспитания
  • 2. Методы и принципы обучения родному языку в начальной школе
  • 3. Научные основы методики обучения грамоте в начальной школе
  • 4. Предмет и задачи методики преподавания русского языка в начальной школе.
  • 5. Научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками.
  • 6. Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников.
  • 7.Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.
  • 8.Организация изобразительной деятельности младших школьников во внеклассной работе
  • 9. Формы и методы внеурочной работы по русскому языку
  • 10. Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников
  • 11. Организация образовательного процесса в начальной школе
  • 12. Профессиональные знания и умения учителя начальной школы
  • 13. Виды образовательных программ в начальных классах
  • 14. Особенности преподавания музыкального искусства в начальных классах
  • 15. Методика преподавания музыкального искусства в начальных классах
  • I класс:
  • II класс:
  • III класс:
  • IV класс:
  • 16. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников
  • 1. Слушание музыки.
  • 5 Импровизация.
  • 17. Место трудового обучения в начальной школе на современном этапе
  • 18. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром
  • 19. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • 20. История воспитания и начального образования в россии
  • 21. Методика обучения решению простых задач в начальной школе
  • Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач
  • Задачи на разностное сравнение
  • 22. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе.
  • 23. Методика преподавания математики как учебный предмет.
  • 24. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность его изучения.
  • 25. Методика преподавания технологии в начальной школе.
  • Примерные вопросы по методике преподавания для студентов специальности "Педагогика и психология дошкольного образования"
  • Учебно-методический материал по подготовке студентов к гиа по разделу "методика преподавания" для студентов специальности "педагогика и психология дошкольного образования"
  • Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая, общение
  • Характеристика активных методов обучения и техника их применения
  • Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью
  • Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком
  • Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства
  • Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников
  • Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции
  • Классификация игр, функции и структура разных видов игр
  • 2 Группа. Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.
  • Роль. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
  • Проблема готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению
  • Среднее профессиональное образование и его место в системе непрерывного образования
  • Содержание среднего педагогического образования
  • Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя: основы, компоненты и уровни
  • Исходя из вышесказанного, можно выделить критерии сформированности профессионально-педагогической культуры.
  • Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры
  • Цель и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста
  • Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания
  • Проблема подготовки детей к обучению грамоте
  • Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста средствами физической культуры
  • Подготовка преподавателя к учебному занятию
  • Технология педагогического требования, педагогической оценки.
  • Литература:
  • Абрамова г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов - 4-е изд., перераб. И доп.- Екатеринбург, 2008
  • Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, в.В. Столина. - м.: Изд-во мгу, 2009
  • Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, а.Г. Шмелева. - м.: Изд-во мгу, 2009.
  • 12. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

    При характеристике системы образования как таковой уже говорилось выше, образовательное учреждение как таковое есть элементарное, исходное организационное звено, «молекула», из которого состоит организационное «тело» системы образования. Это нашло свое законодательное закрепление в ст. 8 «Закона РФ «Об образовании», согласно которой одним из основных элементов системы образовании в Российской Федерации является сеть реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

    Действующее образовательное законодательство понимает под образовательным учреждением учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»). Однако, данное определение носит преимущественно собственно образовательный характер, в то время как образовательное учреждение осуществляет множество иных видов деятельности (хозяйственную, финансово-экономическую организационно-управленческую, правовую и др.), регулируемые нормами иных – не «образовательных» – отраслей права. Эти аспекты деятельности будут рассмотрены подробнее при характеристике правового статуса образовательного учреждения.

    Обращаясь к существующей сети (системе) образовательных учреждений, следует отметить, что законодатель выделяет четыре основных критерия, в соответствии с которой выделяются и четыре группы образовательных учреждений:

    Организационно-правовая форма образовательного учреждения;

    Особенности учредительства;

    Тип образовательного учреждения и

    Вид образовательного учреждения.

    Последние два критерия в значительной мере обусловлены еще двумя, которые обоснованно можно назвать первичными критериями, поскольку именно они в первую очередь обусловливают содержание соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов и, тем самым, особенности типа и вида того или иного образовательного учреждения. Это, во-первых, уровень образования и, во-вторых, направленность образования.

    Под уровнем образования (образовательный уровень, образовательный ценз) в литературе по образовательному праву принято понимать минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом и допустимая граница нижнего уровня освоения этого содержания (М.Ю. Федорова). Реализация (достижение) такого минимума и границы фиксируется соответствующими официальными документами об образовании того или иного уровня (справки, аттестат, дипломы и др.). Такое понимание нашло свое отражение в законодательстве образовании.

    Законом РФ «Об образовании» (2012г) установлено шесть образовательных уровней (цензов):

    1) основное общее образование;

    2) среднее (полное) общее образование;

    3) начальное профессиональное образование;

    4) среднее профессиональное образование;

    5) высшее профессиональное образование;

    6) послевузовское профессиональное образование.

    Помимо названных основных уровней выделяются также и подуровни. Например, в общем образовании выделяются такие подуровни, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Кроме того, выделяется также и подуровень дополнительного образования (соответственно для детей и для взрослых), а также подуровни, отражающие специфику обучающихся и, тем самым, особенности соответствующих образовательных программ (скажем, для учащихся в физическими и умственными отклонениями в развитии).

    Направленность образования - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника образовательного учреждения, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам и обеспечивающих возможность выполнения определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. На уровне высшего профессионального образования, например, выделяются такие основные направления, как: физико-математическое, естественнонаучное, гуманитарное и социальное, образовательное и педагогическое, здравоохранительное (медицинское), культурологическое и искусствоведческое, экономико-управленческое, информационное, сельскохозяйственное, техническое и др. На уровне среднего профессионального образования к числу основных направлений отнесены естествознание, социальная работа, право, издательское дело, здравоохранение, образование, геология и т.д.

    По организационно-правовой форме, т.е. как разновидности юридического лица, все образовательные учреждения являются, как уже указывалось, некоммерческими организациями. В свою очередь, как некоммерческие организации, образовательные учреждения могут создаваться в форме: фонда, учреждения, автономной некоммерческой организации (АНО), объединения (союзы, ассоциации) образовательных учреждений.

    В зависимости от того, кто является учредителем образовательного учреждения, последние могут быть: а) государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации); муниципальными; негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

    В зависимости от уровня и подуровней образования закон устанавливает следующие типы образовательных учреждений (Закона РФ «Об образовании»):

    1) дошкольные;

    2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

    3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

    4) учреждения дополнительного образования взрослых;

    5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

    8) учреждения дополнительного образования детей;

    9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    Наконец, в зависимости как от образовательного уровня и направления образования, так и особенностей организации образовательного процесса в образовательном учреждении, последние подразделяются на виды. Поскольку понятие «вид» более узкое, чем понятие «тип», то в один тип могут входить образовательные учреждения различного вида. Вся сеть образовательных учреждений развернуто представлена главным образом в Типовых положениях об образовательных учреждений соответствующего вида.

    Так, в перечень видов образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста входят: а) начальная школа-детский сад; б) начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; в) прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.

    К видам общеобразовательных учреждений относятся: такие, как: а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования); б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования); в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования); г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам); д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования); е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

    На уровне начального профессионального образования выделяются такие виды образовательных учреждений, как: а) профессиональное училище; б) профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования; в) учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.

    Типовым положением об учреждением среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) предусмотрены два основных вида таких учреждений: техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня, и колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

    В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», к видам высших учебных заведений в Российской Федерации относятся: а) университет - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; б) академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; в) институт - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

    Кроме этих основных видов высших учебных заведений данный документ предусматривает и возможность создания такого своеобразного вида, как университетский комплекс, основное назначение которого – повышение эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы. Организационный смысл таких комплексов в том, что на базе университета (как «высшего», основного вида вузов) объединяются образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения, что позволяет интегрировать для достижения указанных целей их кадровые, научно-педагогические, технические, материальные и финансовые ресурсы.

    К специфическим видам образовательных учреждений относятся, например, детские дома, интернаты, школы и лицеи, находящиеся в местах лишения свободы и т.д.

    В текстах законодательных и подзаконных актов встречается и еще одна группа образовательных учреждений – категории образовательных учреждений. Например, в п.23 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327 говорится, что «государственный статус образовательного учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации». Однако ни в этом Положении, ни в других законодательных и подзаконных актах не дается определения понятия «категория образовательного учреждения». На это обстоятельство неоднократно указывают исследователи и практические работники образования, поскольку отсутствие четкости («чистоты») в юридической терминологии вообще, и в образовательном законодательстве, в частности, может служить условием для возникновения различного рода коллизионных ситуаций как в правотворческой, так и правоприменительной деятельности в сфере образования.

    Такова в общем плане разветвленная система образовательных учреждений, что обусловливает и сложность как ее управления, так и его правового регулирования.