П 1 ст 126 закона банкротстве. Гистограмма связей с другими правовыми нормами

Статья 126. Последствия открытия конкурсного производства

Комментарий к статье 126

1. Правовые последствия открытия конкурсного производства в значительной степени влияют на отношения должника с третьими лицами, и прежде всего с кредиторами, изменяя их обычную юридическую конфигурацию в интересах достижения цели конкурсного производства. Наступление правовых последствий, а они касаются в разной степени должника, кредиторов и третьих лиц, законодатель связывает с датой принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. С этого момента:
во-первых, считается наступившим:
— срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств должника, например обязательств по возврату полученной денежной суммы и уплате процентов за нее, возникших из кредитного договора;
— срок исполнения обязательных платежей должника, например налоговых платежей по договору об инвестиционном налоговом кредите (ст. 66 НК РФ). Наступление сроков исполнения указанных обязательств порождает у кредиторов права требования, которые могут быть заявлены в установленном законом порядке;
во-вторых, прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных правилами комментируемой статьи. Очевидно, что неустойки и проценты, начисленные до момента открытия конкурсного производства, а равно санкции экономического характера, применение которых началось до указанного события, должны лечь бременем на банкрота;
в-третьих, сведения о финансовом состоянии должника более не относятся к категории сведений, носящих конфиденциальный характер, в том числе находящихся в режиме коммерческой тайны. В действующем законодательстве России отсутствует единое понятие конфиденциальной информации, равно как и четкое определение ее структурного состава. Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <1> информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Специального закона, который устанавливал бы подобного рода ограничения, не существует, а нормы, регулирующие ограничения в отношении отдельных категорий сведений, включены в различные федеральные законы и даже подзаконные нормативные правовые акты. Не все из них касаются в содержательном плане финансового состояния лиц. Поэтому применение комментируемого правила на практике может вызвать известные затруднения. Наиболее близкой по характеру сведений, относимых к конфиденциальным, будет в данном случае выступать информация, находящаяся в режиме налоговой тайны (ст. 102 НК РФ), аудиторской тайны (ст. 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» <2>), банковской тайны (ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» <3>), тайны страхования (ст. 946 ГК РФ). Что касается Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 <4>, то ни один из составов этих сведений (персональные данные, тайна следствия и судопроизводства, служебная тайна, профессиональная тайна, коммерческая тайна, сведения о сущности некоторых объектов промышленной собственности), за исключением сведений, находящихся в режиме коммерческой тайны, не подпадает под критерий сведений финансового характера.
———————————
<1> РГ. 2006. 29 июля.
<2> РГ. 2008. 31 дек.
<3> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<4> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

Понятие и признаки коммерческой тайны определены в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» <1>, согласно которой коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальной информации, позволяющий ее обладателю при соответствующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При этом информацией, составляющей коммерческую тайну (секретом производства), признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. При определении сведений, находящихся в режиме коммерческой тайны и касающихся финансового состояния должника, следует ориентироваться на локальный их перечень, который, как правило, содержится в положениях по защите сведений конфиденциального характера, утверждаемых руководителем организации должника;
———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

в-четвертых, исключительно в порядке, установленном нормами комментируемой главы, допускается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу такого имущества в пользование третьим лицам. Данное правило налагает известные ограничения на возможности по распоряжению имуществом банкрота. Так, согласно ст. 132 комментируемого Закона социально значимые объекты, не проданные в установленном порядке, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда;
в-пятых, прекращается исполнение по исполнительным документам, а те из них, исполнение по которым прекратилось по основаниям, установленным комментируемым Законом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, определенном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» <1>. В соответствии с п. 4 ст. 96 указанного Закона при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом. Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение 3 дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему. Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства;
———————————
<1> РГ. 2007. 6 окт.

в-шестых, с момента открытия конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, обязательным платежам, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 комментируемого Закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными и применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Это означает, что предъявление каких-либо требований по денежным обязательствам, обязательным платежам за указанными изъятиями в порядке искового производства исключается. Таким образом, законодатель разрешил имевшие место в практике правоприменения затруднения, вызываемые, в частности, оспариванием недействительных сделок;
в-седьмых, с момента открытия конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, в числе которых могут быть названы меры по обеспечению требований кредиторов, предусмотренные комментируемым Законом. Основанием для снятия ареста имущества должника является решение арбитражного суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства. Закон запрещает наложение новых арестов на имущество банкрота и введение иных ограничений по распоряжению этим имуществом, имея в виду то, что данное имущество должно быть реализовано конкурсным управляющим в целях получения денежных средств, которые пойдут на удовлетворение требований кредиторов;
в-восьмых, исполнение обязательств должника с момента открытия конкурсного производства и до его завершения может осуществляться лишь в случаях и порядке, которые установлены комментируемой главой.
2. Введение процедуры конкурсного производства влечет прекращение полномочий руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия. Вместе с тем полномочия общего собрания участника должника, собственника имущества должника, касающиеся принятия решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицам для целей исполнения обязательств должника, не прекращаются. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства является основанием возникновения у руководителя должника, временного управляющего, административного управляющего и внешнего управляющего обязанности по обеспечению передачи бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. При уклонении от исполнения обязанностей по обеспечению передачи названного имущества данные лица несут уголовную ответственность (ст. 195 УК РФ).
3. Одним из последствий открытия конкурсного производства является возможность исполнения обязательств должника третьим лицом или третьими лицами путем предоставления должнику денежных средств. При этом по общему правилу, установленному в п. 14 ст. 113 комментируемого Закона, денежные средства, перечисленные на специальный банковский счет должника или в депозит нотариуса, считаются предоставленными должнику на условиях договора беспроцентного займа (п. 3 ст. 809 ГК РФ), срок которого определен моментом востребования, но не ранее окончания срока, на который было введено конкурсное производство. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства допускается заключение соглашений между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, в число которых, разумеется, не входит конкурсный управляющий, соответствующих сделок об иных условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника. Заключая подобного рода сделки, органы управления должника должны действовать в рамках полномочий, предоставленных им учредительными документами.
4. В п. 2.1 комментируемой статьи содержатся нормы, определяющие установление процентов на сумму требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа. Указанные требования корреспондируют с размером денежных обязательств и обязательных платежей, определяемых на дату открытия конкурсного производства.
5. С открытием конкурсного производства учредители (участники) должника, а также представители собственника имущества должника — унитарного предприятия наделяются правами лиц, участвующих в деле. Обладание подобными правами позволяет указанным лицам реализовать свои процессуальные возможности, предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством и комментируемым Законом. Учредители (участники) организации должника, в частности, могут ходатайствовать о продлении срока конкурсного производства.

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной настоящего Федерального закона.

3. Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. В случае, предусмотренном пунктом 4 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.


все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

Бесплатная юридическая консультация:


Бесплатная юридическая консультация:


Бесплатная юридическая консультация:

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

Бесплатная юридическая консультация:


совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

Бесплатная юридическая консультация:


исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Бесплатная юридическая консультация:


Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

3. Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Бесплатная юридическая консультация:


Судебная практика по ст. 126

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество, ссылаясь на нарушение судами статьи 410 ГК РФ, статей 5, 61.3, 71, пункта 1 статьи 126, статьи 146 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статей 9, 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, с выводами которого впоследствии согласились суды апелляционной инстанции и округа, руководствуясь положениями статей 20.3, 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьи 6 АПК РФ и разъяснениями, изложенными в пункте 47 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве».

В соответствии со статьями 47, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации из числа ответчиков исключены УМВД и Минфин России, указанные лица привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.

О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве.

Бесплатная юридическая консультация:


О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства.

При определении территориальной подсудности дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ и выразившемся в осуществлении авиаперевозчиком деятельности, связанной с перевозками пассажиров воздушным транспортом, с нарушением условий, предусмотренных лицензией, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.

Возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола по результатам рассмотрения дела по существу.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", N 127-ФЗ | ст 126

Статья 126. Последствия открытия конкурсного производства

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

Бесплатная юридическая консультация:


прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

Бесплатная юридическая консультация:


исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

Бесплатная юридическая консультация:


В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Бесплатная юридическая консультация:


Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

3. Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.

Судебная практика по статье 126 Закона о Банкротстве:

Частотные связи статьи 126 Закона о Банкротстве с другими правовыми нормами:

  • Статья 147. Отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства [ Закон "О банкротстве" ]
  • [<1%] Статья 125. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами в конкурсном производстве [ Закон "О банкротстве" ]
  • Статья 224. Банкротство ликвидируемого должника [ Закон "О банкротстве" ]
  • Статья 3. Признаки банкротства юридического лица [ Закон "О банкротстве" ]
  • [<1%] Статья 52. Полномочия арбитражного суда [ Закон "О банкротстве" ]
  • [ 9%] Статья 53. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства [ Закон "О банкротстве" ]

Бесплатная юридическая консультация:


Гистограмма связей с другими правовыми нормами:

Примечание * : Гистограмма отражает близость правовых норм между собой, силу связей между ними.

Статья 126. Последствия открытия конкурсного производства

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

Бесплатная юридическая консультация:


совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

Бесплатная юридическая консультация:


исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Бесплатная юридическая консультация:


Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

Бесплатная юридическая консультация:


3. Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.

Судебная практика по статье 126 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ

Определение от 11 января 2018 г. по делу № А/2016

Решение от 3 октября 2017 г. по делу № А/2016

Решение от 20 сентября 2017 г. по делу № А/2016

Резолютивная часть решения от 19 сентября 2017 г. по делу № А/2016

Резолютивная часть решения от 12 сентября 2017 г. по делу № А/2016

Резолютивная часть решения от 11 сентября 2017 г. по делу № А/2017

Решение от 11 сентября 2017 г. по делу № А/2017

Решение от 1 сентября 2017 г. по делу № А/2017

Решение от 1 сентября 2017 г. по делу № А/2016

Постановление от 31 августа 2017 г. по делу № А/2013

«Судебные и нормативные акты РФ»

Комментарий к статье 126 закона о банкротстве. Судебная практика: Последствия открытия конкурсного производства

Статья определяет последствия открытия конкурсного производства, наступающие с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Ранее подобные последствия были определены в ст. 98 Закона 1998 г. о банкротстве.

Бесплатная юридическая консультация:


В соответствии с абз. 3 п. 1 статьи таким последствием является прекращение начисления процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных данной статьей.

При применении этого правила в Постановлении Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 25 арбитражным судам предписано учитывать следующее:

А) указанное последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Таким образом, правило подлежит применению, в частности, в отношении пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, и платы за пользование данными средствами. Указанное положение не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного после введения соответствующей процедуры банкротства требования налогового (уполномоченного) органа о взыскании (включении в реестр) сумм налоговых санкций, в том числе предъявляемых за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 120, 122, 123 части первой НК РФ (п. 26);

Б) это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства. Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, т.е. в очередности, установленной п. 4 ст. 142 Закона (п. 29).

В силу абз. 6 п. 1 статьи с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено комментируемым Законом.

Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства определен в ст. 96 Закона об исполнительном производстве. Согласно ч. 4 этой статьи при получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом.

Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 58, в силу ч. ч. 1 и 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство по взысканию задолженности по текущим платежам в процедурах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления не приостанавливается, в процедуре конкурсного производства не оканчивается. На этом основании в случае, если требования кредитора по текущим обязательствам обеспечены залогом имущества должника, обращение взыскания по требованию данного кредитора на предмет залога и его реализация в порядке исполнения соответствующего решения суда осуществляется вне рамок дела о банкротстве, независимо от проводимой в отношении должника процедуры банкротства. При распределении выручки от продажи заложенного имущества очередность, установленная п. 2 ст. 134 комментируемого Закона, не применяется. Если же один предмет залога обеспечивает исполнение и конкурсных, и текущих требований, то его реализация и погашение требований залоговых кредиторов производятся конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном комментируемым Законом.

В отношении положения абз. 6 п. 1 статьи в п. 12 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 59 разъяснено следующее:

  • согласно п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в случае признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 названного Закона, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем . Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства при получении копии решения суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ч. 4 ст. 96 названного Закона);
  • вынесение самостоятельного судебного акта по данному вопросу не требуется . В случае обращения судебного пристава-исполнителя в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства необходимо учитывать, что подобное заявление не подлежит рассмотрению в суде;
  • если исполнительный документ (за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 названного Закона, по которым исполнительное производство не оканчивается) поступает в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абз. 6 п. 1 комментируемой статьи применительно к п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве.

Согласно абзацу 7 п. 1 статьи с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 Закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Ранее подобное положение содержалось в абз. 7 п. 1 ст. 98 Закона 1998 г. о банкротстве, предусматривавшем, что с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Постановлением КС России от 12 марта 2001 г. N 4-П изложенный абзац был признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку он не препятствовал судам общей юрисдикции рассматривать имущественные и иные требования граждан к арбитражным управляющим о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении причиненного вреда в соответствии с установленной подсудностью, а также использовать механизм исполнения решений этих судов при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве в соответствии с требованиями названного Закона.

В соответствии с абз. 9 п. 1 статьи с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. В этом отношении следует отметить, что Постановлением КС России от 31 января 2011 г. N 1-П <1> часть 3 ст. 115 УПК РФ во взаимосвязи с приведенным положением признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них нормативные положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагают наложения ареста на имущество должника, в отношении которого введена процедура конкурсного производства, либо сохранения после введения данной процедуры ранее наложенного в рамках уголовного судопроизводства ареста на имущество для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска в отношении отдельных лиц, являющихся конкурсными кредиторами.

<1> СЗ РФ. 2011. N 6. Ст. 897.

В пунктах 13 и 14 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 59 даны следующие разъяснения:

I. по смыслу абз. 9 п. 1 статьи с даты принятия судом решения о признании должника банкротом ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в целях устранения препятствий конкурсному управляющему в исполнении им своих полномочий по распоряжению имуществом должника и других обязанностей, возложенных на него комментируемым Законом. При применении данной нормы судам надлежит учитывать, что в силу п. 1 ст. 129 Закона конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, установленных данным Законом. Вследствие этого открытие конкурсного производства, несмотря на снятие в связи с этим арестов и иных ограничений, препятствует переходу прав на имущество должника по основаниям, возникшим ранее даты признания должника банкротом, без содействия конкурсного управляющего. В частности, в том случае, когда по причине ранее наложенного ареста была приостановлена государственная регистрация перехода права собственности должника на недвижимое имущество к иному лицу, принятие судом решения о признании должника банкротом само по себе не влечет возобновления процедуры государственной регистрации, начатой до наложения ареста. Поскольку с открытием конкурсного производства полномочия руководителя организации-должника переходят к конкурсному управляющему, основанием для продолжения процедуры государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество после снятия ареста может служить соответствующее заявление конкурсного управляющего (п. 13);

II. по смыслу абз. 9 п. 1 статьи, согласно которому не допускается наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника, данная норма распространяет свое действие на аресты, налагаемые в исполнительном производстве, и аресты как обеспечительные меры, принимаемые в судебных процессах за рамками дела о банкротстве. Вместе с тем указанная норма не исключает возможности наложения арестов и иных ограничений в связи с требованиями по спорам, касающимся защиты владения или принадлежности имущества, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 части первой ГК РФ), о прекращении нарушений права, не связанных с лишением владения (ст. 304 части первой ГК РФ), об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), а также в связи с требованиями о пресечении действий, нарушающих исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации или создающих угрозу его нарушения (подп. 2 п. 1 ст. 1252 части четвертой ГК РФ), об изъятии и уничтожении контрафактных материальных носителей, в которых они выражены, либо оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на них (п. п. 4 и 5 ст. 1252 части четвертой ГК РФ), об изъятии или конфискации орудий и предметов административного правонарушения и т.п. Для наложения ареста в отношении перечисленных требований судебный пристав-исполнитель обращается с соответствующим ходатайством в суд, рассматривающий дело о банкротстве. Данное ходатайство рассматривается в порядке, определенном абз. 3 п. 11 указанного Постановления. Кроме того, норма абз. 9 п. 1 комментируемой статьи не ограничивает право суда, рассматривающего дело о банкротстве, на основании ходатайства, поданного в установленном порядке (в частности, в связи с обжалованием действий конкурсного управляющего или рассмотрением вопроса о его отстранении), руководствуясь ст. 46 Закона, запретить конкурсному управляющему или иному лицу проводить торги по реализации имущества должника, а также принять иные меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника (п. 14).

В пункте 10 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 58 в отношении положения абз. 9 п. 1 статьи разъяснено следующее. Как следует из смысла данной нормы, после открытия конкурсного производства залогодержатель, у которого находится заложенное движимое имущество, не вправе удерживать это имущество - оно подлежит передаче в конкурсную массу для реализации в порядке, предусмотренном комментируемым Законом. Поскольку с открытием конкурсного производства залоговые правоотношения не прекращаются, факт признания должника банкротом не может приводить к погашению записи об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также записи о залоге бездокументарных ценных бумаг в системе ведения учета владельцев указанных бумаг.

Как разъяснено в п. 41 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60, поскольку с даты принятия судом решения о признании должника банкротом снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения данным имуществом и наложение новых арестов и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается, налоговый орган не вправе принимать предусмотренное ст. 76 части первой НК РФ решение о приостановлении операций по счету должника.

В пункте 2 статьи в качестве последствий открытия конкурсного производства предусмотрено прекращение полномочий руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Исключение составляют полномочия общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника (до внесения Законом 2008 г. N 296-ФЗ изменения также говорилось о полномочии принимать решения о заключении крупных сделок).

С учетом данной нормы в Постановлении Президиума ВАС России от 19 июля 2011 г. N 4104/11 <1> изложена правовая позиция, в соответствии с которой на стадии конкурсного производства Закон оставляет за конкурсными кредиторами приоритет в решении вопроса о порядке формирования конкурсной массы должника независимо от мнения собственника имущества в отличие от процедуры внешнего управления, в рамках которой собственнику имущества предоставлены соответствующие полномочия, предусмотренные п. 3 ст. 94 Закона.

<1> ВВАС РФ. 2011. N 10.

Согласно разъяснению, данному в п. 23 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29, руководитель должника, чьи полномочия прекращены в соответствии с комментируемым Законом при введении процедур конкурсного производства, вправе обжаловать соответствующие судебные акты.

В пункте 2 статьи также установлена обязанность руководителя должника, временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. При этом указано на возможность наступления ответственности в случае уклонения от этой обязанности. Ответственность, о которой идет речь, предусмотрена (диспозиции норм в ред. Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 92-ФЗ <1>):

<1> СЗ РФ. 2010. N 21. Ст. 2530.

Пункт 2.1 статьи, введенный Законом 2008 г. N 296-ФЗ, предусматривает начисление в конкурсном производстве процентов на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 Закона. В отношении данного пункта в п. 38 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 даны следующие разъяснения: на требования кредиторов первой и второй очереди эти проценты не начисляются; указанные проценты, как и проценты, начисляемые на основании п. 2 ст. 81 и п. 2 ст. 95 Закона, не являются текущими платежами и в силу прямого указания Закона удовлетворяются в специальном порядке, установленном приведенными нормами Закона; поскольку эти проценты начисляются при расчетах с кредиторами непосредственно арбитражным управляющим, судебный акт об их начислении не выносится и в реестр требований кредиторов они не включаются.

В соответствии с п. 3 статьи представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства наделяются правами лиц, участвующих в деле о банкротстве. Как отмечалось в Постановлении Президиума ВАС России от 11 декабря 2007 г. N 9168/07 <1>, представитель участников общества, находящегося в процедуре банкротства должника, не вправе защищать права участников общества до принятия решения о признании должника банкротом и открытия в отношении его конкурсного производства, когда согласно п. 3 статьи он становится лицом, участвующим в деле.