Как защитить фотографии авторским правом. Защита прав на изображение. Что должен знать о своих правах иллюстратор. Права на изображения

Я обратилась за услугами к профессиональному фотографу, сначала он сделал для нас с мужем портретную фотосъемку в его фотостудии, потом мы также заказали ему съемку нашей свадьбы (регистрации, на природе – в общем, по полной).

Сейчас я обнаружила свою фотографию (со студийной съемки) в Интернете, фото используется в рекламном изображении . Я позвонила фотографу с требованием убрать мою фотографию, но он сказал, что он осуществлял съемку, а потому все права на фотографии, авторские права, у него, и он может делать с фотографиями, что захочет. Он также разместил несколько наших свадебных фотографий на своем сайте в качестве портфолио , что мне также не очень нравится. Я разместила лишь избранные фотографии в закрытом альбоме Вконтакте и не хочу, чтобы они были всем доступны.

Неужели авторские права на фотографии действительно у фотографа? Мы ведь ему оплатили обе фотосъемки (и студийную, и свадебную). За что же мы ему тогда платили, если все права на фото у него? Неужели я никак не могу запретить использовать свои фотографии?

Юридическая консультация

Если вы заказываете фотосъемку, пусть даже платите за нее, обязательно необходимо заключать договор с фотографом. Только договор, заключенный в письменной форме, будет являться основанием для перехода авторских прав на фотографии от фотографа вам как модели, что позволит вам использовать заказанные фотографии. Факт оплаты услуг фотографа не является основанием для перехода авторских прав . Оплачивая фотосъемки без заключения договора, в котором предусмотрен переход авторских прав, вы по сути оплачиваете только услуги фотографа по самой фотосъемке.

Поэтому, в описанном случае, конечно, фотограф прав, что все авторские права остались у него.

Последствия заказа фотосъемки без заключения авторского договора

Таким образом, если была осуществлена фотосъемка модели (т.е. вы присутствуете на фотографиях), то без договора между фотографом и моделью использование таких фотографий по сути заблокировано : для фотографа – правом модели на ее изображение, а для модели – авторским правом фотографа на фотографии.

Поэтому в описанном вами случае фотограф также не вправе использовать фотографии, на которых вы изображены, а соответственно, он нарушил ваше право на изображение как в случае использования фотографии в рекламе, так и разместив ваши свадебные фотографии в своем портфолио.

Договор между фотографом и моделью на проведение фотосъемки – важные моменты

  • Договор должен заключаться в письменной форме. Можно использовать не только бумажную форму, но и заключить, например, договор по электронной почте , хотя на практике это пока менее надежно, но абсолютно законно при соблюдении всех требований к электронной подписи . Несоблюдение письменной форме влечет недействительность договора (в части регулирования авторских прав).
  • В договоре необходимо четко и грамотно решить вопрос авторских прав. Исключительное авторское право может передаваться (некий аналог договора купли-продажи) и предоставляться (некий аналог договора аренды/пользования). В первым случае фотограф не сохраняет прав на использование фотографий (даже в портфолио), во втором случае – пределы использования фотографий как фотографом, так и моделью определяются в договоре. Любые неграмотно составленные формулировки могут не только повлечь спор и непредсказуемость в его разрешении, но и даже привести к признанию договора незаключенным.
  • Если модель согласна предоставить фотографу право на использование фотографий с ее изображением (хотя бы даже в целях портфолио фотографа), то необходимо четко прописать в договоре, какие именно фотографии (или все), каким образом и с какими ограничениями модель разрешает использовать фотографу.
  • В договоре необходимо четко и бесспорно идентифицировать, в отношении каких фотографий он заключается. Этого можно достичь правильным оформлением приложений, передачей фотографий и/или подробным описанием фотосессии и условий фотосъемки (главная задача - бесспорная идентификация фотографий).

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

Что должен знать о своих правах иллюстратор?

Янина Егер : Иллюстрация — это объект авторского права, результат интеллектуальной деятельности, произведение изобразительного искусства, независимо от его достоинства, назначения и способа выражения. После создания иллюстрации у автора появляется ряд прав: право авторства (личное неотчуждаемое право, которое нельзя продать и от которого нельзя отказаться) и исключительные имущественные авторские права, которыми можно распоряжаться (передавать в порядке отчуждения или предоставлять по лицензии).

Без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить произведение изобразительного искусства, которое постоянно находится в месте, открытом для свободного посещения (это улицы, музеи, а также все свободно доступные интернет-ресурсы). Но изображение при этом не должно использоваться в коммерческих целях и быть самоцелью (основным объектом воспроизведения). А последнее — оценочный вопрос, зависящий от обстоятельств. Например, не является нарушением использование в некоммерческих целях иллюстрации как фона для освещения какого-либо события, для изображения других объектов. То есть когда сама иллюстрация не несет самостоятельной смысловой нагрузки для воспроизведения и не является его целью.

В чем разница между исключительными и неисключительными правами?

Янина Егер : Исключительные права позволяют использовать произведение и распоряжаться им любым не противоречащим закону способом. Срок действия исключительного права устанавливается законом, и, по общему правилу, истекает через 70 лет после смерти автора. После этого произведение становится общественным достоянием, его можно использовать свободно без чьего-либо согласия, разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Неисключительное право — это право одного или нескольких лиц использовать произведение (воспроизводить, распространять, публично показывать, перерабатывать и т. д.), в пределах сроков, указанных в лицензионном договоре. Этот срок не может быть больше срока действия исключительного права. Если лицензионный договор запрещает владельцу исключительного права передавать право использования произведения кому-либо еще, то такая лицензия называется исключительной.

Практическая разница между исключительными и неисключительными правами почти исчезает, когда по договору передается без ограничений весь объем прав на использование произведения, включая разрешение пользователю заключать сублицензионные договоры (то есть передавать права кому-либо еще). Остается она только в возможности утраты пользователем полученных прав (когда договор расторгается из-за нарушения условий). Также лицензионные права не переходят по наследству.

Если произведение специально создано для включения в сложный объект, в котором есть множество охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, шоу, мультимедийного продукта), то лицензионным договором может быть установлен определенный срок и территория использования произведения, но все иные ограничивающие условия будет недействительны. Например, автор театральных декораций не может ограничить публичный показ или запретить видеозапись спектакля, а автор иллюстраций, использованных в рекламных роликах, не может определять периодичность их трансляций.

Янина Егер : Это означает передачу исключительного права (то есть полного объема прав на произведение) по письменному договору другому лицу. Автор при этом лишается возможности использовать произведение самостоятельно. Право авторства и право на имя являются неотчуждаемыми и непередаваемыми.

Анна Бриллиантова : По трудовому договору физическое лицо (иллюстратор) состоит в штате, и созданные им произведения являются служебными. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если договором между работодателем и автором не предусмотрены иные условия. Трудовые отношения в целом регулируются Трудовым кодексом РФ.

По договору авторского заказа физическое лицо создает произведение, а заказчику отходят определенные права — исключительные права или права использования этого произведения в каких-либо установленных в договоре пределах. Отношения по договору авторского заказа регулируются Гражданским кодексом РФ.

Анна Бриллиантова : Права в данной ситуации считаются не переданными (договора не было). Переход прав должен оформляться письменно (если речь не идет о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании — там возможен и устный договор). Поэтому формально автор может распоряжаться иллюстрацией так, как считает нужным.

Можно ли продать кому-то еще иллюстрации, сделанные по заказу конкретного клиента?

Янина Егер : Это зависит от условий договора. Заказчику может быть предоставлено право использовать произведение на определенных условиях, а может быть продано исключительное право. В последнем случае «продать иллюстрации кому-либо еще» нельзя.

Если оригинал произведения передан автором заказчику без оговорки об отчуждении исключительного права, заказчик вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный оригинал, воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на других выставках.

Работа выполнена на реальном носителе (холст, масло), продано право на изображение для рекламы. Имеет ли автор право продавать оригинал?

Анна Бриллиантова : Да, имеет.

Если художник сделал иллюстрации к книге и получил гонорар, имеет ли он в дальнейшем право на процент от ее переизданий?

Янина Егер : Право художника на гонорар при переиздании книги определяется условиями договора о передаче прав на иллюстрации.

Имеет ли право заказчик запрещать иллюстратору публиковать картинку в портфолио?

Анна Бриллиантова : Иллюстратору принадлежит право признаваться автором произведения и право автора на имя. Соответственно, ему нельзя запретить упоминать произведение и сам факт авторства. Без согласия правообладателя допускается и воспроизведение “правомерно обнародованного произведения” — при необходимости и исключительно в личных целях. То есть заказчик-правообладатель может попробовать договориться с автором о том, чтобы тот не публиковал картинку, но автор может нарушить эту договоренность без последствий для себя, если не будет использовать портфолио в коммерческих целях (то есть продавать его как самостоятельное произведение).

Анна Бриллиантова : Ответ на вопрос зависит от того, что указано в договоре с автором. Автор в такой ситуации может обратиться к заказчику или клиенту (в зависимости от того, как оформлены отношения между заказчиком и клиентом) и требовать (в зависимости от положений договора, если такой был) компенсацию за нарушение авторских прав или выплату штрафа за несвоевременную оплату.

Имеет ли юридическую силу переписка с заказчиком?

Анна Бриллиантова : Юридическую силу имеют официальные письма: за подписью уполномоченного лица, с печатью компании. Переписка по электронной почте принимается во внимание в суде, но юридической силы не имеет, то есть не будет влиять на решение.

Можно ли использовать в иллюстрациях зарегистрированные символы и логотипы?

Анна Бриллиантова : Собственные товарные знаки могут быть использованы в собственных иллюстрациях. Товарные знаки иных правообладателей можно использовать в иллюстрациях, если получено разрешение правообладателя.

Является ли пародия на произведение нарушением чьих-то прав?

Янина Егер : Пародия сама по себе не нарушает авторских прав и может быть создана и обнародована без согласия автора первоисточника или правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Но важно не переходить не всегда явную границу между пародией и недопустимым законом извращением или искажением произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора (это дает автору право требовать защиты).

Нарушает ли чьи-то авторские права иллюстратор, делающий коллажи из чужих фотографий, иллюстраций, картин — современных и старых? Допустимо ли использовать чужую или “ничью” фотографию в качестве исходного материала для рисованного изображения? Можно ли пририсовать к чужому портрету усы и выдать его за коллаж?

Янина Егер : В зависимости от обстоятельств использование чужого произведения может быть расценено как переработка, копирование, искажение или использование идеи. Переработка и копирование, создание коллажа (нового произведения из произведений других авторов) без разрешения владельцев исключительного права в пределах срока их действия является нарушением законодательства.

Многие иллюстраторы делают коллажи из элементов журнальных фотографий. Если эти кусочки в составе коллажа трудно идентифицировать как часть использованного произведения, то иллюстратор не нарушает ничьих прав. Обычно фрагменты незначительны и применяются как художественный материал — цвет, графические элементы, фактура. Но вот, к примеру, известное изображение рук на фреске «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле не могло бы использоваться в коллаже без согласия правообладателя, если бы срок действия исключительного права уже не истек.

Если для рисунка используется идея фотографии — цветовая гамма, расположение объектов, ракурс, то нарушения нет. Усы, пририсованные к чужому портрету, могут быть расценены как искажение или нарушение права на изображение, а могут являться произведением, созданным с согласия правообладателя.

Кому принадлежат права на персонажей из фильмов и мультиков? Можно ли их использовать в иллюстрациях?

Анна Бриллиантова : Исключительные имущественные права принадлежат авторам или правообладателям (студиям или иным компаниям). Персонажи или образы персонажей могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака или полезной модели (чаще всего это касается зарубежных производителей мультипликации или фильмов). Использование таких героев происходит по общему правилу — на основании договора или разрешения от правообладателя.

Можно ли рисовать знаменитостей? У кого просить разрешение на изображение Мерилин Монро и Майкла Джексона?

Анна Бриллиантова : Теоретически рисовать можно кого угодно. Вопрос — с какой целью. В России к подобным ситуациям применяется ст. 152.1. ГК РФ — «Охрана изображения гражданина». Право на изображение и право на неприкосновенность личного облика охраняются законом. Человек сам решает, как ему распоряжаться своим лицом и телом — кому на него смотреть, кому фотографировать или рисовать.

Российским законодательством прямо не запрещено рисовать знаменитостей, если им не причиняется при этом моральный или иной вред. Но обнародовать и использовать изображения (фотографии, видеозаписи и произведения изобразительного искусства) можно только с согласия того, кто изображен. А после смерти — с согласия детей, пережившего супруга или родителей.

В некоторых случаях согласие не требуется. Во-первых, если изображение “используется в государственных, общественных или иных публичных интересах”. Во-вторых, когда изображение “получено при съемке на публичных мероприятиях и иных местах свободного посещения”. Согласие на изображение не нужно, если человек позировал художнику или фотографу за плату.

Единого реестра или списка, из которого можно получить информацию о разрешении на чье-либо изображение, нет. С подобными вопросами стоит обращаться на официальные сайты звезд.

Как заранее обезопасить себя от кражи картинок?

Янина Егер : Полностью обезопасить себя от кражи картинок невозможно. Но автору следует заранее подумать о нескольких моментах: доказательствах своего авторства на произведение, оформлении договоров о передаче прав на иллюстрации (и правильном понимании правовых последствий договоров) и корректной передаче иллюстраций. Также ему стоит позаботиться об оповещении о праве авторства и исключительном праве.

Авторство может быть доказано разными способами — например, публикацией иллюстраций в полиграфических изданиях, нотариальным хранением экземпляра произведения, нотариальной фиксацией его публикации в интернете.

Передачу иллюстраций желательно оформлять письменно. Причем так, чтобы в случае спора о правах картинки можно было идентифицировать (например, указывать отпечатки иллюстраций в актах передачи). Для оповещения об авторстве можно использовать на каждом экземпляре знак охраны авторского права (копирайт), имя или наименование правообладателя, год первого опубликования произведения. Или же предупреждать о правах и ограничениях иным образом.

Что нужно сделать, если работу все-таки украли и используют без разрешения автора?

Янина Егер : Нужно собрать доказательства незаконного использования (фотографии, нотариально подтвержденные скриншоты сайтов, акты о незаконном использовании и пр.). После этого нужно установить лицо, незаконно использующее работу, и обратиться к нему с письменной претензией-требованием о прекращении использования (и, возможно, оплаты вознаграждения, возмещении причиненных убытков).

Если договориться не удалось, дело за судом. Нужно требовать прекращения использования произведения, защиты чести и достоинства автора, компенсации морального вреда. Правообладатель может требовать возмещения убытков или выплаты единой компенсации за нарушение исключительного права. Это двукратный размер стоимости экземпляров произведения или права использования произведения. Стоимость определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно назначается за правомерное использование. Вместо этого также правообладатель может потребовать фиксированную компенсацию (от десяти тысяч до пяти миллионов рублей), размер которой определяется судом.

Янина Егер : Известных случаев судебных разбирательств в области нарушения авторских прав иллюстратора немного. Средние размеры компенсаций за однократное использование иллюстрации (или фотографий) составляют около 10 000 рублей.

По иску художника У. к издательству “Эксмо” в 2010 году была взыскана крупная сумма компенсации за публикацию в изданиях “Эксмо” серии графических работ. Один рисунок был выполнен художником в 1999 году для журнала “Крокодил” без разрешения дальнейшего использования.

Нарушений много, но судебные споры случаются нечасто. Это объясняется пугающей сложностью и длительностью судебных процедур, проблемами доказывания обстоятельств нарушения прав, низкими суммами компенсаций. Но при правильном и терпеливом подходе досудебное урегулирование и судебная защита прав иллюстратора могут быть очень эффективными.

Немногие знают, что любая фотография, сделанная профессионалом или любителем, считается собственностью своего автора. Поэтому за ее несанкционированное использование предусматриваются различные штрафы, о которых речь пойдет ниже. Авторские права на фотографии бывают личными и имущественными, их нарушение приводит к различным последствиям. Чтобы не попасть по незнанию в неприятную ситуацию или не понести финансовых убытков в результате тиражирования продуктов вашего творчества третьими лицами, следует знать подробности, связанные с данным вопросом.

Личные и имущественные права фотографа

Еще полвека назад фотоснимки не рассматривались в числе произведений искусства, а их авторов считали ремесленниками. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Благодаря появлению высококачественных технических устройств, некоторые фотографии стоят в одном ряду с картинами художников. При этом автор обладает в их отношении личными и имущественными правами. Эти два понятия имеют существенные отличия.

В частности, авторские права на фотографии неотделимы от личных, а вот имущественные могут быть переданы автором произведения или перейти, согласно закону, к третьим лицам или организациям. Чтобы все стало предельно ясно, приведем такой пример: известный фотограф решил передать свои произведения городскому музею и оформить этот акт по всем правилам. В таком случае имущественные права на фотоснимки перейдут этой организации, но личные автор навсегда сохранит за собой, и при выставлении его работ под ними должны будут указывать его имя.

Что предусматривают имущественные права

Очевидно, что личные права касаются, скажем так, удовлетворения вполне понятного желания автора получить общественное признание за свое творчество. Если говорить об имущественных правах, то они касаются в том числе финансовой стороны вопроса, закрепляя за фотографом право разрешать (в том числе за определенную плату) или запрещать использование его произведений. Это касается воспроизведения и распространения экземпляров фотоснимков, а также их публичного показа. Разрешение на использование фото дается автором или правообладателем в устной или письменной форме и считается авторским договором, по которому третьему лицу передается часть авторских (но не личных) и имущественных прав.

Знак авторского права

Согласно статье 1271 Гражданского кодекса России, с целью оповещения о своих правах правообладатель фотографии может ставить на каждом экземпляре произведения особую отметку. Этот знак авторского права должен состоять из латинской буквы «С» (COPY), заключенной в окружность, а также имени правообладателя (наименования, если объект защиты принадлежит компании, организации и др.) и года, когда произведение было опубликовано впервые.

В каких случаях можно использовать снимки, не нарушая авторские права на фотографии

Существует несколько ситуаций, когда результат творчества или труда фотографа можно использовать, не спрашивая у него разрешения и без выплаты вознаграждения. Это:

  • воспроизведение уже обнародованного фото и его просмотр у себя дома в кругу семьи;
  • показ правомерно обнародованной фотографии в качестве иллюстрации в телепередачах, изданиях и видеозаписях учебного характера в ряду других снимков с обязательным указанием имени фотографа и источника, откуда данное произведение было заимствовано;
  • воспроизведение снимков, находящихся в местах, свободных для посещения (например, фото на рекламном банере, но не снимок с чужой личной страницы в социальных сетях в Интернете);
  • при создании карикатур;
  • если автор работает на вас, как на работодателя по трудовому договору;
  • если вы приобрели данное произведение у автора законным путем.

Когда фото становится общественным достоянием

Авторские права на фотографии имеют некоторые аспекты, которые действуют только в течение ограниченного промежутка времени. В частности, фотоснимки переходят в общественное достояние после завершения действия исключительного права. Последнее остается в силе в течение всей жизни фотографа и 70-ти лет, которые отчитываются с 1 января года, который следует за датой его смерти. При этом нарушение авторских прав в отношении фотоснимков, созданных ранее 1969-го года, сегодня не рассматривается как нарушение, так как с тех пор изменилось действующее законодательство.

Привентивные меры

Фотограф должен позаботиться о том, чтобы в случае несанкционированного использования своих произведений иметь возможность доказать нарушение авторских прав. С этой целью можно сделать следующее:

  • никогда не передавать никому свои фото в формате RAW;
  • занести в настройках камеры данные о себе, включая имя, фамилию, адрес своего сайта, номер паспорта и др.;
  • при публикации в интернете ставить на снимках знак копирайта в таком виде, как описано выше;
  • произвести нотариальное удостоверение авторства;
  • зарегистрировать авторские права в одной из организаций по коллективному управлению авторскими правами.

Что может грозить нарушителю

Охрана авторских прав, согласно закону, предусматривает компенсации автору. Причем она будет больше, если на снимке будет выставлен знак копирайта с вашим именем. В частности, если фото с такой отметкой будет использовано третьим лицом, то минимальная сумма вместо 10000 рублей составит 20000 рублей за каждый снимок.

Что касается максимальной компенсации, то за нарушение имущественного права (копирование, тиражирование и др.) она составляет 5 миллионов рублей (статья 1301 ГК). Та же сумма должна быть выплачена за нарушение неимущественных прав, что выражается в удалении информации об авторе или правообладателе, например, средствами какой-либо компьютерной программы для редактирования фото (статья 1300 ГК).

Как защитить свои права в суде

Если договориться с “похитителями” своих фото невозможно, то следует искать защиту у закона. Иными словами, придется обратиться в суд. При этом вам придется доказать, что именно вы являетесь автором. Согласно действующему законодательству, защищающему авторские права (РФ), главным документом в таком случае являются распечатанные фотографии, на которых явно отмечено ваше имя. Тут надо знать, что вполне возможно, что другая сторона (“похититель”) сможет представить такие же, но со своими данными. В подобной ситуации следует предоставить суду файлы с этими фотоснимками в формате RAW.

Также нужно подготовить доказательства, касающиеся незаконного использования ваших снимков. Например, если злоумышленник разместил фото на своем сайте, то можно обратиться к нотариусу с просьбой заверить нотариально те страницы, на которых выставлены фотографии.

Когда нарушено авторское право, защита авторских прав в суде предусматривает также требование компенсировать материальный или моральный ущерб фотографа. Обращаясь в суд, истец может самостоятельно определить размер компенсации, которая его устроит. Однако суд определяет его по своему усмотрению и обосновывает свое решение. При этом учитываются следующие обстоятельства:

  • характер допущенного нарушения;
  • срок несанкционированного автором или правообладателем использования фотографии;
  • совершал ли ответчик подобные правонарушения в отношении работ конкретного автора или других фотографов;
  • степень вины нарушителя;
  • вероятные убытки автора;
  • соразмерность установленной судом компенсации последствиям нарушения.

Актуальная и полезная тема для всех, так как все мы публикуем фотографии, сделанные на телефон или фотоаппарат. Именно поэтому нам стоит разобраться с вопросом защиты авторских прав.

Меня натолкнула на эту статью такая ситуация: опубликовав фотографию в “Вконтакте”, которую я сделала на плёночный “Зенит”, долго проявляла, оцифровывала, чуть позже нашла её случайно, опубликованную от чужого имени, на чужой страничке. Неприятно, когда твое творчество воруют. Но это мелочи, возможно, пользователь был уверен, что я просто нашла картинку в сети, как и он сам. Намного серьёзней ситуация, когда на ваших фото могут зарабатывать.

Авторские права фотографа включают в себя личные и имущественные.

Личные:

  • Право авторства: действует и на саму фотографию, и на её отдельные части. Присвоение права авторства преследуется законом как гражданское правонарушение, в отдельных ситуациях, как уголовное преступление. Авторским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые изображения, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются “на правах оригинала”. Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, которые уничтожают негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков. Их ценность, из-за невозможности создания копий, увеличивается.
  • Право на имя: право подписать фотографию своим именем/псевдонимом, либо публиковать её без подписи
  • Право на обнародование и на защиту репутации. Это означает, что автор вправе разрешить или не разрешить публиковать фотографию, показывать её общественности. Если фотограф решил отозвать свою фотографию после обнародования – он может воспользоваться правом на отзыв только один раз. Право на отзыв означает, что этот снимок не должен использоваться и упоминаться как работа фотографа.Право на защиту репутации автора включает защиту фотографии от изменения: кадрирования, добавление или вырезку деталей, изменения цветового решения фотографии… Такие изменения проводятся только с согласия самого автора.

К имущественным авторским правам фотографа относится право фотографа на запрет или разрешение использования фотографии через распространение, а также общедоступный показ, тиражирование, продажа или бесплатная раздача экземпляров фотографии, ввоз снимка на территорию страны. К имущественным также относится право на изменение фотографии.

Все части оригинальной фотографии охраняются авторским правом. При этом, не имеет значения, насколько маленькой эта часть является. Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор. Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.

Когда фотограф делает фото по служебному поручению от организации-работодателя, то такой снимок попадает в особый правовой режим и считается “служебным”.

Исключение – в определённых случаях, фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения:

  1. В печатных- и телепроэктах, видематериалах учебного характера
  2. В обзоре текущих событий на телевидении
  3. Фотография, размещенная в газете/журнале, может быть копирована библиотекой или архивом по официальной просьбе отдельных граждан или в исследовательских целях.
  4. Образовательное учреждение для проведения аудиторных занятий может репродуцировать фотографию, помещенную в сборнике или периодике.

Закончив с теорией поговорим о инструментах защиты своих фоторабот.

Водяные знаки - это один из популярных способов защиты визуальных материалов от копирования. Ваши инициалы, псевдоним или название бренда, наложенные полупрозрачным шрифтом поверх изображения, обычно гарантируют соблюдение авторских прав.

В интернете полно бесплатных фоторедакторов, где можно создать водяной знак и добавить его на ваше изображение. Такие ресурсы, как Watermark.ws , WaterMarquee и Visual Watermark предназначены именно для этого.

Я сталкивалась со случаями, когда водяные знаки и копирайты просто-напросто обрезают с фотографии. И используют как свои собственные. Поэтому, когда будете ставить свои подписи, ставьте их так, чтобы надписи нельзя было удалить без потери смысла изображения.

У фотографии имеется EXIF (Exchangeable Image File Format). Все без исключения цифровые фотокамеры делают к фотографии цифровую метку, в ней прописаны данные вашего снимка. Эти данные можно корректировать и дополнять. При помощи специальных программ, вы можете прописать туда и свою информацию. Посмотреть EXIF можно множеством способов, в том числе в программе FastStone , приблизив мышку к правому краю экрана.

Еще банальный, но все же способ - урезание размера снимка. К примеру, ваш оригинал изображения - 1024 пикселя по ширине. Немножко обрежьте края и уменьшите разрешение, например, до 900 пикселей. Увеличить уменьшенное изображение до полного размера без потери качества невозможно. У вас будет полный размер в нормальном качестве, а у воришки - нет. Для того, чтобы оценить разницу в приведенных примерах, разворачивайте картинки в полный размер.

Несмотря на то, что авторское право действует и в интернете, далеко не многие знают, как именно оно работает в сфере защиты их интересов. Эксперты же предлагают свои инструкции и рекомендации для тех, кто желает защитить свои снимки от несанкционированного и бесплатного использования.

Каждая картинка, размещенная во всемирной паутине, является чьей-то интеллектуальной собственностью. Это касается и тех, что нарисованы от руки, и тех, что созданы при помощи различных графических редакторов, и фото.

Нюансы авторских прав на изображения в интернете

Согласно сухой букве закона, все фотографии принадлежат фотографу, который их сделал. Соответственно, он является автором и имеет все права на собственные снимки. Эти права он и может при желании предъявлять в суде. Казалось бы, все просто. Но есть и усложняющие нюансы.

Личные также имеют определенную градацию. К ним обычно относят право авторства, право на имя, на обнародование и защиту репутации. Имущественные же относятся только к снимку.

Стоит учитывать, что право авторства распространяется не только на фото в целом, но и на его детали.

Под защиту попадают негативы любой цветности, слайды, цифровые имиджи, отпечатки с них. Если какой-либо из источников-оригиналов был утрачен, но сохранились печатные экземпляры, они становятся предметами особой важности на правах оригинала. На Западе многие фотографы специально уничтожают негативы, оставляя 5-10 отпечатанных снимков, что существенно повышает ценность оставшихся экземпляров. Правда, речь идет только о ценных фото, например, изображениях звезд (особенно уже умерших).

Под защитой авторских прав понимают право фотографа разрешить или запретить предоставление фото общественности. Этим правом можно воспользоваться один раз. Однако, если фотограф сначала разрешил публикацию снимка, а затем захотел отозвать его, у него есть право на отзыв. Правда, после этого он уже больше не сможет нигде представлять данный снимок как свое произведение.

Все изменения, которые кто-то хочет сделать со снимком: урезать, уменьшить, увеличить, раскадрировать, возможны только с разрешения автора фото.

К имущественным авторским правам в интернете относят право автора на запрет или разрешение показа фото любыми способами – от воспроизведения до распространения. Сюда же относится и запрет на переработку снимка без соответствующего разрешения автора.

Личные права от авторских не отделимы, а вот отношение к имущественным обычно более лояльное – их можно передавать по наследству.

Что следует знать в связи с авторскими правами на картинки

В случае, если фотограф создает фото по служебной необходимости, например, он является фотокорром газеты, за ним сохраняются только личные права на снимки, а вот имущественные переходят к его работодателю.

Как защитить свои права

Чтобы защитить свои права на фото, нужно постараться не раздавать исходники, даже если у вас их требуют заказчики. Старайтесь хранить все исходные и рабочие файлы – это при случае станет отличным доказательством в суде.

В настройках фотокамеры обязательно устанавливайте все сведения, которые помогут установить срок давности изготовления снимка, место и т.д. Если можете поставить адрес своего сайта, воспользуйтесь такой функцией.

Размещая в сети, ставьте на них водяной знак. Если не знаете какой выбрать, просто разместите знак копирайта.