Спектральный анализ. деструктивная критика. Конструктивная и деструктивная критика

Марина Никитина

Мир так устроен, что все поступки человека, образ жизни непрерывно оцениваются окружающими и не всегда эта оценка положительная. Отрицательное мнение о чьих-либо поступках называется критикой.

Рано или поздно обязательно любой из нас подвергается осуждению. Причём, чем сильнее позиция критикуемой личности, чем ярче и оригинальней её путь, тем больше негатива он слышит в свой адрес.

Как реагировать на отрицательную оценку окружающих? Стоит ли прислушиваться к мнению людей, которые не разделяют наши взгляды на жизнь?

Польза и вред критики

Как отзовётся критика на поведении человека, зависит от его отношения к ней: в одних случаях она принесёт пользу, а в другой раз нанесёт непоправимый вред. Люди встречаются адекватные и не очень. С кого-то всё как с гуся вода: критиковать бесполезно, другому хватает намёка, чтоб расстроиться. Критика тоже может быть разной, в зависимости от того, как она влияет на человека, какой носит посыл.

Если поведение критикуемого меняется в лучшую сторону, способствует его , не травмирует психику, то автоматически становится полезной, иначе говоря – это конструктивная критика.

Её целью является желание помочь человеку, открыть глаза на собственные недостатки, ошибки, исправить ситуацию, и имеет следующие характерные признаки:

Объективность, справедливость и уместность – замечания выражены конкретно по делу, с целью исправить ситуацию, а личность при этом не затрагивается;
Аргументированность и конкретность – приводятся факты и доказательства, на которых основывается критика;
Доброжелательность – когда осуждается сам поступок, а не тот, кто его совершил. Наряду с отрицательными моментами, указываются положительные стороны, тон – уважительный.

Если упрёки в адрес критикуемой жертвы подавляют человека, унижают его достоинство, выражаются в оскорбительной агрессивной форме, то такую критику называют деструктивной. Она разрушает личность, причиняет душевные страдания своей жертве, негативно отражается на репутации.

Деструктивная критика выражает чисто субъективное и негативное отношение к критикуемой персоне, нет другой цели, кроме как оскорбить личность, и имеет следующие очевидные признаки:

Необъективность – предвзятое отношение, основанное на личной неприязни к критикуемому, неадекватная оценка его поведения;
Голословность – замечания выносятся потому, что критикующий раздражён и всё ему не нравится, нет чётких аргументированных обоснований;
Придирчивость – цепляние к мелочам, которые никак не влияют на ход дела, а порой даже не имеют к нему никакого отношения;
Жестокость – замечания выговариваются в унизительной бестактной форме или сопровождаются грубыми оскорблениями в адрес обвиняемого, его чувства не принимаются в расчёт, критикующий нападает на свою жертву;
Переход на личности – осуждаются не поступки, а сам человек

Как реагировать на объективную критику

Объективная критика приносит пользу, мотивирует, и, если даже принимает деструктивные формы, то из неё всё равно можно извлечь выгоду.

Грамотный, психологически подготовленный человек прислушается к ней, отделив конструктивные замечания от , и заострит внимание на том, что поможет ему развиваться дальше.

Благодаря такому подходу великие знаменитости сделали открытия, принесли миру огромную пользу, добились вершин и всеобщего признания.Поэтому надо помнить: воспринимая любые замечания в штыки, сложно .

Человек, который не умеет признавать собственные ошибки, не способен исправиться в положительную сторону. Помимо разрушающих эмоций, которые подорвут его здоровье, он рискует нажить себе несметное количество врагов, обозлиться и стать ворчливым упрямым неудачником.

Направляя все силы в русло вражды, вместо того, чтобы развиваться и совершенствоваться, личность действует себе во вред, на что и рассчитана деструктивная критика.

Учимся критиковать конструктивно

В силу обстоятельств, нам тоже приходится становиться критиками. Часто, не подумав о последствиях, мы поддаёмся отрицательным эмоциям, в приступе гнева и раздражения обижаем дорогих, близких сердцу людей. А потом, когда теряем их доверие, раскаиваемся и виним себя во всех грехах.

Как правило, жертвами нашей критики становятся собственные дети, а это опасно, поскольку формирует у них , разрушает и калечит психику.

Эмоциональные взрывы происходят, в большинстве случаев, бесконтрольно и являются результатом нашей собственной неудовлетворённости либо объясняются неумением общаться.

Поэтому учитесь критиковать конструктивно, а для этого следуйте основным правилам:

критикуйте дела человека, не затрагивая его личности, например: вместо фразы «ты ни на что не годен», говорите: «работа никуда не годится», затем чётко указывайте, что именно вам не понравилось;
отметьте положительные стороны того, на кого обрушено обвинение, вспомните для примера свои недостатки;
ведите спор наедине, публичные обвинения задевает самолюбие человека, даже если они справедливые;
акцентируйте внимание на главных недостатках, не придираясь к мелочам;
подскажите варианты решения задачи, возможно, ваш оппонент просто не знает, как исправить ситуацию;
контролируйте собственные эмоции, сохраняя уважительный тон.

Проявляя снисходительность к людям, делая уместные справедливые замечания в доброжелательной форме, мы помогаем им увидеть себя со стороны, способствуем их совершенствованию.

22 марта 2014

Структура делового письма

Простое письмо - это малообъемный документ, в котором рассматривается только один вопрос. Сложное письмо - многоаспектный документ, в котором рассматривается несколько вопросов. Такое письмо может состоять из двух и более страниц. Однако каким бы письмо ни было, в нем просматривается простая структура - три части. В первой приводятся мотивы подготовки письма, ссылки на факты и события, решения вышестоящих организаций и другие аргументы, послужившие основанием для составления документа. Во второй части излагаются выводы, просьбы, предлагаются решения. В третьей может формулироваться ожидаемый результат, констатироваться отказ, отклонение предложения и т.п. В отдельных случаях письма могут содержать только первые две части, иногда только вторую.

Тексты сложных, многостраничных писем могут разбиваться на разделы, пункты, а при необходимости - и на подпункты. Следует указать на важность деления текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части документа. Правильная разбивка текста на абзацы облегчает его чтение и понимание. Для современной деловой переписки характерна подготовка простых писем, в которых обычно рассматривается один вопрос. Письмо, как правило, не должно занимать более одной страницы формата А4.

12. Понятие о конструктивной критике в деятельности педагога + примеры.

Конструктивная критика – это высказывания, указывающие на недостатки в действиях кого-либо, основанные на соблюдении этических норм и правил.

Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.

«Я рад, что именно вы взялись за этот перевод. Но, к сожалению, я увидел в тексте несколько ошибок. Вот эта фраза переведена близко к оригиналу, но по-русски так сказать нельзя. Правильнее было бы сделать так…».

(ну и тут можно любой свой придумаете)

Деструктивная и примеры

Деструктивная критика представляет собой высказывания, имеющие пренебрежительные, оскорбительные суждения о человеке. Высказывание может носить агрессивный характер, также присутствует осмеяние поступков, дел.

Виды:

Неуважение – критика высказывается грубо и агрессивно.

Фатальность– не признаются альтернативные точки зрения, все воспринимается в крайностях.

Неуместность – критерии оценки к делу не относятся.

Туманность – оценки даются общими суждениями без уточнений.

Необъективность – критик уверен в своей правоте и не признает того, что может ошибаться.

Деструктивная критика может быть

· непреднамеренной
(по недомыслию, бестактности, под вилянием сильных чувств, недоразумению),

· осознанной
(направленной на получения определённых выгод, как психологических, так и иных, в том числе и материальных).

(виды и какая она может быть, я написала. Но не знаю что из этого подходит)

Примеры (посмотрите, это чисто для примера, чтоб понимали как она выглядит и придумайте свое, я не нашла примеров)

Любое пренебрежительное или оскорбительное суждение о личности человека (так называемые «Ты-высказывания», например,- «Ну,ты гад!»)
2.осуждение или осмеяние дел, поступков («у тебя руки не из того места растут»)
3.осуждение или осмеяние значимых людей («Твои дети всегда отличались невоспитанностью», «У тебя не дети, а потомки Дракулы»)
4.осуждение, поношение или осмеяние социальных общностей («МГУшники чванливые», «все журналюги – пройдохи и сволочи!»)
5.осуждение или осмеяние идей («Ну, да, вы же - радикал!», «Здравствуй, наша фрейдиста!»)
6.осуждение, поношение или осмеяние значимых произведений искусства («И ты эту фигню читаешь!», «Я и позабыл, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс –твои кумиры!»)
7.осуждение или осмеяние материальных объектов («Да, сдалась тебе эта дача!»)



1. риторические вопросы, направленные на обнаружение и исправление недостатков («Тебене приходит в голову, что это глупо!»)
9.упоминания о фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить или повлиять (например, национальная, социальная, расовая принадлежность – «Ну, ты -чукча!»), упоминания о городском или сельском происхождении (« Смотрите-как,гараадская» или «А, ты ж немееестный»), упоминание о противоправном поведениикого-то из семьи («Все вы - уголовники»), высмеивание конституции («Дылда», «У кого четыре глаза, тот похож на водолаза», «Глухой, как пень»)
10.безобидные ссылки и намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные человеком в прошлом, шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн. («Пришёл наш семейный ловелас. Где шлялся, сколько юбок посчитал?»)

Не всякое истинное утверждение может быть строго доказано. В указанном смысле это наиболее характерно для утверждений философии, так как по самому характеру этой науки ее высказывания носят весьма общий характер. Поэтому доказательства их в строгом виде просто невозможны.

К наиболее распространенной форме аргументации относится критика тех или иных утверждений.

Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.

По форме выражения критика может быть:

  • а) неявной – это скептическая оценка позиций одной из сторон, принимающей участие в аргументативном процессе, без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места;
  • б) явной – указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации противника.

По направленности явная критика может быть:

  • а) деструктивной, направленной на разрушение аргумснта– тивиого процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации;
  • б) конструктивной – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения нро– понепта;
  • в) смешанной , сочетающей конструктивный и деструктивный подходы.

Деструктивная критика и ее виды

В диалоге, споре, деловой беседе мы отстаиваем свои собственные взгляды и одновременно опровергаем позицию собеседников. Без этого не может быть продуктивного делового общения. Поэтому необходимо быть готовым не только обосновывать истинные положения, но и опровергать ложные.

1. Критика тезиса направлена на показ ложности или сомнительности: 1) путем опровержения фактами, 2) сведения к абсурду, 3) через доказательство антитезиса – такая критика называется опровержением.

Опровержение – это логический прием, обосновывающий ложность выдвинутого положения. Он направлен на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.

Как и доказательство, структура опровержения имеет три элемента: тезис опровержения, аргументы опровержения и демонстрацию.

Тезис опровержения – это суждение, которое требуется опровергнуть.

Аргументы опровержения – это истинные суждения, при помощи которых опровергается тезис.

Демонстрация – это логическая форма построения опровержения.

Рассмотрим способы опровержения тезиса:

  • 1) опровержение фактами (лишние основания) – наиболее распространенный способ опровержения, когда тезис непосредственно подвергается сомнению с помощью фактов, событий, имеющих место в действительности;
  • 2) сведение к абсурду – это установление ложности (противоречивости) следствий, вытекающих из тезиса;
  • 3) доказательство антитезиса (опровержение от противного) – способ, когда самостоятельно обосновывается новый антитезис, который является суждением, противоречащим опровергаемому тезису. Если в процессе рассмотрения антитезиса установили, что он верен, то по закону исключенного третьего делаем вывод, что тезис ложен.

Доказательство антитезиса (косвенное опровержение) имеет следующую структуру:

  • а) необходимо опровергнуть тезис А;
  • б) формируем антитезис не-A (обратное утверждение);
  • в) прямо доказываем истинность антитезиса не-A ;
  • г) истинность не-A означает ложность A , что и требовалось доказать.

Например, требуется опровергнуть тезис, что ни один невиновный не осужден судом. Выдвигаем антитезис: "Некоторые невиновные являются осужденными". Опыт свидетельствует, что такие факты имели место. Десятки тысяч невиновных граждан России были осуждены в сталинское время и реабилитированы впоследствии. Следовательно, антитезис истинен. В таком случае исходное положение о том, что ни один невиновный не осужден судом, ложно.

2. Критика аргументов направлена на показ несостоятельности доводов, используемых оппонентом для обоснования тезиса. Осуществляется тремя способами: путем прямого или косвенного опровержения аргументов, через закон достаточного основания, через указание на сомнительный источник получения информации.

Прямое или косвенное опровержение аргументов – это показ их несостоятельности при помощи обращения к опыту, к фактам. Например, тезис о том, что Юпитер имеет спутники, можно попробовать доказать путем построения простого категорического силлогизма: "Все планеты имеют спутники. Юпитер – планета, следовательно, Юпитер имеет спутники". Формально дедуктивный вывод сделан правильно. Но фактически большая посылка (все планеты имеют спутники) является ложной, так как Венера не имеет спутников, т.е. для обоснования тезиса (Юпитер имеет спутники) нужно привлечь другие аргументы.

Ложность и сомнительность аргументов часто показывают через закон достаточного основания . Этот способ применяется тогда, когда не хватает аргументов для доказательства тезиса, когда собеседники применяют сомнительные аргументы, имея смутное представление о предмете спора, когда остается место для недоуменных вопросов типа: ну и что?

Убедительное подтверждение такой ситуации мы встречаем у А. П. Чехова в "Письме к ученому соседу": "Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимой оттого короткий, что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночью от возжжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается". В данном рассуждении нарушено требование закона достаточного основания, согласно которому всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана. Здесь же применяются аргументы, которые сами нуждаются в доказательстве, а потому они не могут быть признаны достаточным основанием.

Иногда недостаточность аргументов для обоснования того или иного тезиса пытаются преодолеть с помощью не всегда корректных высказываний: "я уверен, что это событие имело место"; "у меня нет уверенности в существовании этого факта"; "я считаю и думаю, что со мной согласятся" и др. Уверенность сама по себе вовсе не означает действительной истинности высказывания, как и неуверенность не говорит о его ошибочности. Истинность аргументов определяется не субъективным чувством уверенности и не заверениями выступающего, а объективными показателями их достоверности: предшествующим опытом, научными данными, непосредственной проверкой соответствующих суждений.

Опровержение аргументов может быть осуществлено через указание на сомнительный источник информации – к ним относятся слухи, сплетни, домыслы и т.п. Они порождаются недостаточной информацией и чаще всего дают искаженное отражение действительного состояния дел. Такие источники информации не могут быть надежной основой получения истинных аргументов. Это особенно недопустимо, непозволительно в науке.

При опровержении аргументов устанавливается их ложность или недостаточность для доказательства тезиса. Нужно отметить, что ложность аргументов не означает ложности тезиса, однако указывает на некорректность операции опровержения.

3. Критика демонстрации показывает ошибки в форме доказательства, отмечает отсутствие необходимой логической связи между доказываемым тезисом и аргументами. Так как опровержение всегда проходит в форме дедукции, индукции или аналогии, с помощью которых критикуется тезис, то необходимо внимательно следить, чтобы не нарушались правила умозаключения. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным.

Опровержение демонстрации также не означает ложности тезиса. Однако очевидно, что правильность демонстрации влияет па корректность опровержения в целом. В мышлении значение опровержения чрезвычайно велико, так как с помощью данной логической операции удается сократить количество ложных высказываний и заблуждений.

Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика - если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.

Критика – что это?

Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:

  1. Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
  2. Порицание, поиск ошибок.
  3. Искусство анализа и оценки художественной работы.

Кто такой критик?

Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • архитектурные;
  • кинематографические.

Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.


Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:

  • в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
  • отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая . О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая . Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая . Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная . О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная . О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая . О полезном эффекте.
  7. Теоретическая . О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много - она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем - недостатки, и в конце - повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на .
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность . Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность . Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность . Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение . Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность . Без примеров и обоснований.
  6. Огульность . Неприятие альтернативных точек зрения.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный "эмоционально" критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться - «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле» . В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения. Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

Отличие конструктивной от обычной критики в том, что предлагается решение по улучшению. При этом все слова говорятся мягко, без желания обидеть. Часто в конце предлагается помощь для трансформации ситуации или сделанного дела, и все это ведет к гармоничным отношениям.

Особенности конструктивной критики

Правильная и полезная критика начинается не с ошибок, а с похвалы. Если человек что-то сделал, это уже хорошо, нужно найти сначала положительные моменты, что было правильно, чем можно гордиться. Если нет подобного в проекте, то можно найти хорошие качества в самой личности. Лесть не уместна, но при внимательном рассмотрении всегда можно найти что-то положительное.

Слова высказываются не ради унижения, а ради улучшения человека. Поэтому соблюдается корректность в выражениях и образах. Слова подбираются аккуратно, чтобы не обидеть. Если человек чувствует агрессию, он не способен воспринимать советы, он начинает защищаться. Именно поэтому необходимо избегать жестких фраз и осуждения.

Чтобы помочь человеку, сделать его лучше и результативнее, нужно объяснить ему, что было не правильно. Иногда сам человек не осознает своей ошибки, не понимает ее последствий, стоит обратить на это внимание, рассказать, почему других это не устраивает. Конструктивная критика дает такую возможность, ведь еще один из ее шагов - рассказ о том, почему все это не идеально.

После такого общения не возникает ощущение обиды и разочарования, не хочется отомстить тому, кто высказал свои замечания. Сразу понятно, что это не метод подчеркивания недостатков, а способ сделать личность лучше и интереснее. После таких диалогов отношения не портятся, а только становятся лучше.

Как принимать критику

Если вы попали в ситуацию, когда вас критикуют, не нервничайте. Это не повод переживать, ведь если бы человек не был заинтересован в вашем совершенствовании, он бы просто не стал вести себя именно так. В таких обстоятельствах важно слушать, что вам говорят, фиксировать все недостатки и искать пути решения задачи. Старайтесь задавать вопросы, если вам что-то непонятно, вникайте в подробности и записывайте советы на будущее.

Обычно людей, которые умеют принимать критику, а потом еще и справляются с работой или общением, используя рекомендации, очень ценят. Они и на работе, и в семье могут быть гораздо счастливее остальных. Правильно принятая критика дает возможность развиваться, достигать более высоких целей и правильно выстраивать любое общение.