Сколько будут получать на оплату жилья и коммуналки сельские педагоги? Какие льготы предусмотрены для учителей в селе

Уже в 2017 году сельским педагогам будут предоставлять компенсацию на оплату жилья, отопления и света в фиксированной сумме

Решение о том, что уже с 2017 года сельские педагоги будут получать компенсацию расходов на оплату жилья и коммуналки в твердой денежной сумме, было принято сегодня, 24 ноября, на очередной сессии АКЗС. Это значит, что сельские педагоги не будут получать 100%-ную компенсацию за оплату коммунальных услуг. Выплата составит не ниже 1600 рублей.

На федеральном уровне сельским педагогическим работникам такая мера социальной поддержки установлена в твердом размере 1200 рублей в месяц только с 2014 года. Такой подход отвечает принципам адресной поддержки и социальной справедливости, говорят эксперты.

Такой же подход по предоставлению льгот применяется при назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, когда стандарт стоимости услуг ЖКХ (по которым определяется размер субсидии) устанавливается по среднему дому в муниципальном образовании.

Следовательно, более высокий уровень благоустройства гражданами оплачивается самостоятельно.

"Мы предлагаем уравнять всех педагогических работников, независимо от того, каким отоплением они пользуются и какой площади у них помещение. Получать компенсацию будут все педагогические работники. Сегодня педагоги с печным отоплением получают меньше, чем в среднем по краю. Разница бывает в десять раз. Люди, которые топят печку, находятся в самом невыгодном положении, таких сейчас около 60%. А мы предлагаем, чтобы все получали единую сумму. Это справедливое распределение внутри одной льготной территории. Деньги в бюджет на следующий год заложены в полном объеме", – рассказала заместитель председателя комитета по социальной политике АКЗС Татьяна Ильюченко .

Причин тому несколько: с одной стороны, это бедственное положение самих регионов, пытающихся залатать бюджетные дыры сокращением «социалки», с другой - предприимчивость отдельных сельских педагогов. Уже ни для кого не секрет, что некоторые наши коллеги откровенно злоупотребляют своим правом и подключают к своему жилому помещению все, что способно потреблять электричество или тепловую энергию, от собственных теплиц и бань до лесопилок родственников. Тем самым они дают органам власти лишний повод принимать «правильные» политические решения, вводя предельные нормативы или фиксированную выплату.
Но все-таки основной причиной является отсутствие четкого правового регулирования предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам в сельской местности. Следствие этого - противоречивая судебная практика, которая не позволяет представителям профсоюза эффективно отстаивать интересы сельских педагогов в судебных органах.

Информация к сведению

Коммунальные льготы для сельских педагогов в той или иной форме существуют с 30‑х годов прошлого века. Они были введены в рамках политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках». Так, пунктом 10 раздела «А» вышеназванного постановления было предусмотрено, что квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости. Необходимые средства включаются в смету соответствующего учреждения, предприятия, организации. Жилая площадь предоставляется по нормам, установленным в данной местности.
В случае перехода на пенсию указанных работников за ними и проживающими совместно с ними членами семей сохранялось право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы этих работников в сельской местности или рабочих поселках составлял не менее 10 лет, и к моменту перехода на пенсию они пользовались названными выше льготами. При переезде пенсионеров в город (на постоянное место жительства) право на указанные льготы утрачивалось.
Следует отметить, что перечисленным категориям специалистов бесплатно предоставлялось только жилое помещение, освещение (без учета использования электробытовых приборов) и отопление (централизованное и печное). Другие коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, вывоз мусора и др.) оплачивались в общеустановленном порядке.
Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением также был определен постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», постановлением Совета Министров СССР №255 от 4 мая 1971 года.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было закреплено позднее и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года №154/12-22 разъяснен порядок сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках).
Некоторые вышеперечисленные нормативные правовые акты подлежали применению и после распада СССР в силу статьи 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 года «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР», а также статьи 8 Федерального закона РФ от 22. 12. 2004 года №189‑ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».
В 1992 году был принят Закон РФ №3266-1 «Об образовании», ныне утративший силу. В первоначальной редакции он содержал лишь декларативные нормы о социальных гарантиях педагогических работников и только спустя четыре года педагогическим работникам было предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом от 6 мая 2003 г. №52‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» функции по определению размеров, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг переданы на уровень субъектов Федерации. При этом было установлено, что данные расходы будут учитываться в межбюджетных отношениях.
Данное правовое регулирование действовало вплоть до 2005 года. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122‑ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» были внесены изменения в части, предусматривающей установление законодательными актами субъектов Российской Федерации размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки в виде бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением в сельской местности. А затем Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №439‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» право педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было заменено правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Несмотря на то что этим же законом закреплено, что нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а Верховный суд РФ в определении от 13 апреля 2011 г. №41‑Г11-24 обращал внимание, что изложение в новой редакции нормы абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» не привело к утрате названного права педагогических работников, страну захлестнули судебные тяжбы, которые в том или ином виде продолжаются до сих пор.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

По нашему мнению, действующая редакция части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является одним из источников противоречивости судебной практики и катализатором политических решений по сокращению мер социальной поддержки, принимаемых на региональном уровне.
Например, по мнению администрации Псковской области, «из буквального толкования части 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ» не следует обязанность компенсации понесенных расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для педагогических работников в полном объеме, минимальный размер такой компенсации также не установлен». Администрация полагала, что замена 100‑процентной компенсации на фиксированную выплату не противоречит федеральному законодательству, а принята в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации по определению размера, условий и порядка возмещения таких расходов (решение Псковского областного суда от 12 мая 2015 г. по делу №12/2015).
Между тем в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года №122‑ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» (также известен как «закон о монетизации льгот») законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты РФ должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. На практике это означало, что если до 31 декабря 2004 года педагогическим работникам предоставлялись меры социальной поддержки в виде бесплатной площади с отоплением и освещением, то при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат совокупный объем их финансирования не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, исходя из расширительного толкования, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогических работников и педагогов-пенсионеров, вовсе не свидетельствовало и не свидетельствует о праве субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующих категорий граждан, а также ухудшать условия их предоставления. Субъекты РФ вправе решать вопрос не о размере, условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки, а о размере, условиях и порядке возмещения расходов (в рамках межбюджетных отношений), которые в данном случае понесет субъект РФ.
Однако, как мы видим, в правоприменительной практике это выглядит иначе. В письме правительства Кировской области в адрес Кировской областной организации Общероссийского Профсоюза образования отмечено, что в 2004 году при переходе с натуральной формы предоставления меры социальной поддержки работникам системы образования области на денежную нормы Федерального закона №122‑ФЗ в части неухудшения условий предоставления льготы соблюдены, в данный момент решение принимается в рамках полномочий субъекта РФ в соответствии все с той же частью 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ».
Еще сильнее ситуацию запутывают в СМИ. Так, в «Российской газете» в 2013 году вышла статья под названием «Сельским учителям дадут на «коммуналку» 1200 рублей». В данной статье, являющейся комментарием к постановлению Правительства РФ от 26 октября 2013 года №963, автор делает вывод, что установленная указанным постановлением компенсация в размере 1200 рублей положена всем педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, а не только работникам федеральных образовательных организаций (часть 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ»). И выплачиваться она будет вместе с зарплатой. Автор также подчеркивает, что до этого времени порядок определялся регионами, в связи с чем суды были завалены исками. Сейчас же зафиксирована единая сумма для всех, а гарантии дает федеральный бюджет.
И действительно, органы власти при принятии решений о сокращении «коммунальных» зачастую используют «волшебную» для депутатов формулировку «в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством». Например, такая формулировка была озвучена министром образования Кировской области при обсуждении законопроекта о введении фиксированной выплаты в социальном комитете областного Законодательного собрания.
Принимая подобные решения, органы власти не берут во внимание и правовую позицию Конституционного суда РФ, который неоднократно отмечал, что, изменяя форму и содержание социальной поддержки, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2 Конституции РФ), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки. При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. (Определение Конституционного суда РФ от 16 июля 2015 г. №1655‑О.)
В связи с этим особенно странной выглядит позиция Верховного суда РФ. Так, определением от 15 июля 2015 года по делу №91‑АПГ15-6 Верховный суд вроде бы поддержал позицию по недопущению снижения объема выплат и ухудшения предоставления льгот (абзац 3 части 2 статьи 153 Федерального закона №122‑ФЗ), однако не учел, что фиксированный размер выплаты 1200 рублей не обеспечивает компенсацией в полном объеме расходов за жилое помещение, отопление и освещение всех педагогических работников, следовательно, снижает уровень социальных гарантий и ухудшает условия предоставления льгот.
В определении от 21 сентября 2016 года по делу №31‑АПГ 16-6 Верховный суд РФ указал, что субъекты РФ вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки, а принятые изменения (установление фиксированной выплаты) сделаны в пределах предоставленных полномочий.
Мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, проведенный ЦС профсоюза по состоянию на 1 ноября 2015 года, показал, что только в 45 субъектах РФ сохранено право сельских педагогов на 100‑процентную компенсацию затрат на коммунальные услуги. В 16 субъектах компенсация расходов производится в соответствии с утвержденным в регионе порядком или методикой, в 9 субъектах компенсация установлена в фиксированной денежной сумме (от 600 рублей в Республике Башкортостан до 3780 рублей в Монгун-Тайгинском районе Республики Тыва), и в 7 субъектах компенсация производится в пределах социальной нормы площади жилья.
Таким образом, исконное право педагогических работников в настоящий момент зависит от их места жительства. В таком случае возникает риторический вопрос: чем отличается сельский учитель Псковской области или Республики Чувашия от сельского учителя Владимирской области?
Тем временем в Кировской области право на 100‑процентную компенсацию расходов на коммунальные услуги как меру социальной поддержки предусмотрено как действующей редакцией закона от 14 октября 2013 г. №320‑ЗО «Об образовании в Кировской области», так и ранее действовавшим законом от 11 февраля 2003 г. №133‑ЗО «Об образовании в Кировской области».
Порядок и условия предоставления данной меры социальной поддержки регулируются постановлениями правительства Кировской области. Для работающих педагогических работников применяется постановление правительства Кировской области от 7 июля 2011 г. №110/295 «О порядке предоставления в виде ежемесячной денежной выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам областных государственных, муниципальных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кировской области». Для педагогов, проработавших 10 лет, вышедших на пенсию и прекративших педагогическую деятельность, - постановление правительства Кировской области от 11 сентября 2015 г. №59/560 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде ежемесячной денежной выплаты».
В 2016 году Кировская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ предприняла серьезные меры в борьбе за сохранение 100‑процентной компенсации сельским педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам по коммунальным расходам.
Так, в апреле 2016 года Министерством образования Кировской области был подготовлен законопроект, заменяющий 100‑процентную компенсацию расходов на фиксированную выплату в 1200 рублей. В целях недопущения рассмотрения данного законопроекта в Законодательном собрании Кировской области оперативно были подготовлены письма в прокуратуру, губернатору и председателю Законодательного собрания Кировской области, в которых профсоюз выразил свою аргументированную позицию и требование сохранить действующее правовое регулирование мер социальной поддержки. На экстренном совещании с представителями местных организаций профсоюза было принято решение о проведении коллективных действий в поддержку данных требований в форме публичных мероприятий (собраний, митингов, пикетов) и путем направления писем и телеграмм в адрес депутатов Законодательного собрания Кировской области. За 3 дня было направлено более 3000 обращений. Педагогическое сообщество Кировской области продемонстрировало свою сплоченность и дало понять депутатам, что в канун проведения региональных и федеральных выборов подобные решения представителей власти выглядят неразумно.
Результатом коллективных действий профсоюза стало письмо председателя Законодательного собрания Кировской области, в котором сообщается, что законопроект отозван. Однако оставалась вероятность его рассмотрения на следующем заседании, в связи с этим 1 мая в восьми муниципальных образованиях Кировской области прошли публичные акции в поддержку требований профсоюза, в которых приняли участие более 1500 человек.
Во многом благодаря принципиальной позиции профсоюза указанный вопрос в подобной форме больше не рассматривался.
В ноябре 2016 года, уже после проведения федеральных и региональных выборов, прошли публичные слушания по бюджету Кировской области на 2017 и плановый период 2018-2019 годов, в которых участвовали представители профсоюза. В ходе слушаний на вопрос о том, планируется ли сокращение меры социальной поддержки по компенсации коммунальных расходов педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам, исполняющий обязанности губернатора Игорь Васильев заверил, что средства в бюджете заложены в полном объеме (на 100‑процентную компенсацию) с учетом индексации, а все обсуждения возможных изменений будут проводиться совместно с представителями профсоюза.
Позже появился новый законопроект, предусматривающий замену 100‑процентной компенсации расходов на фиксированную выплату, но уже в размере 2400 рублей. Данная сумма появилась путем деления количества получателей меры социальной поддержки (9433) на сумму, заложенную в бюджете 2016 года, - 460 млн рублей.
Областная организация профсоюза провела мониторинг предоставления меры социальной поддержки. Несмотря на то что сумма была увеличена в 2 раза, она по-прежнему не покрывала реальных затрат педагогических работников более чем в половине муниципальных образований региона.
Более того, по данным Министерства финансов Кировской области, в 2016 году средний размер компенсации составляет 3670 рублей.
В ходе встречи с и. о. заместителя председателя правительства Кировской области Дмитрием Курдюмовым, председателем Законодательного собрания Кировской области Владимиром Быковым представители профсоюза отмечали, что установление фиксированного размера денежной выплаты, который не обеспечивает полную компенсацию расходов за коммунальные платежи, снизит уровень социальных гарантий для педагогических работников и педагогов-пенсионеров, ухудшит условия предоставления льгот. В качестве доказательства были приведены результаты мониторинга и квитанции за коммунальные услуги.
Также отмечалось, что указанная мера социальной поддержки по своему правовому и социальному смыслу является стимулирующей, а не компенсационной. Она была установлена в 30‑х годах прошлого века для привлечения квалифицированных специалистов в сельскую местность и сохраняла свое действие и в более неблагоприятные для нашей страны времена. Ее серьезное снижение поставит под угрозу существование образования на селе в связи с оттоком молодых специалистов, притом что средний возраст педагогического работника 56 лет.
Когда готовилась данная статья, в адрес местных органов управления образованием и Кировской областной организации профсоюза было направлено письмо за подписью и. о. министра образования Кировской области, в котором разъясняется, «что с целью социальной поддержки работников системы образования, несмотря на сложное финансово-экономическое положение Кировской области, принято решение о сохранении 100% компенсации расходов педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, а также педагогам-пенсионерам».
Таким образом, коллективные действия профсоюза по сохранению действующего правового регулирования мер социальной поддержки увенчались успехом. Экономическая эффективность составила порядка 250 миллионов рублей.

Александр УСАТОВ,
правовой инспектор труда Кировской областной организации Общероссийского Профсоюза образования, член Совета по правовой работе при ЦС профсоюза


В России продолжается кампания по привлечению молодых специалистов-педагогов в сельскую местность. Льготы, устанавливаемые сельским учителям, было решено распространить и на период 2016-2017 годы. Об этом, в частности, сообщалось на заседании Кабинета министров, прошедшем в середине сентября 2015 года Татьяной Голиковой, занимающей пост главы Министерства Здравоохранения и социального развития РФ. В рамках поддержки учителей и привлечения их в местность, в которой ощущается их жесткая нехватка Правительство пошло на предоставление разного рода льгот. Давайте перечислим льготы, которые оставили в 2017 году учителям, работающим или переезжающим в сельскую местность для осуществление педагогической деятельности.

Трудовые льготы сельским учителям в 2017 году

Из трудовых льгот сельским учителям, которые было решено оставить в 2017 году, можно выделить:

- разрешение работать по совместительству ,

- сокращенную рабочую неделю . Выражается она в требовании к минимальному количеству отработанных часов в неделю. Тогда как для остальных категорий работников это количество обычно составляет 36 часов , педагоги, преподающие в сельской местности, могут работать от 18 часов в неделю и это не будет нарушением трудового законодательства.

- увеличенный ежегодный отпуск - от 42 до 56 дней. Если говорить об отпуске в целом - педагог, имеющий стаж 10 лет имеет право уйти в отпуск сроком на 1 год. При этом 335 статья ТК оставляет право за педагогом сохранить свое рабочее место. Что касается заработной платы на этот период времени - она будет зависеть от регионального законодательства и правил, установленных в самом учебном заведении. Регионы, активно привлекающие учителей в сельскую местность, оставляют за педагогом от 30 до 50 процентов среднемесячной заработной платы.

- досрочный выход на пенсию . Учителя, отработавшие 25 лет на педагогическом поприще, могут выйти на пенсию, имея подтверждающие свой стаж документы,

Компенсационные льготы учителям в сельской местности в 2017 году

Компенсационные льготы принято отличать от трудовых, так как они относятся в другой стороне поддержки от государства. Среди льгот, действие которых будет продлено в том числе на 2016 год для учителей, работающих в сёлах, можно выделить:

Компенсация оплаты за съем жилого помещения или услуги по содержанию и ремонту жилья – 100% компенсация ;

Компенсация оплаты центрального отопления (или отопления жилого помещения природным газом) – 100% компенсация , согласно показаниям счетчиков за каждый месяц;

Компенсация оплаты отопления жилого помещения твердыми видами топлива (дровами, углем, брикетами) – 100%, согласно нормативам;

Компенсация оплаты освещения жилого помещения, согласно нормативам, определенным на каждый кв. метр площади в месяц.

Льготы молодым педагогам в 2017 году. Последние новости

Что касается молодых специалистов системы обучения, работающих в селах и сельской местности, в 2017 году им также будут оставлены следующие привилегии:

Единовременно социальное пособие, сумма которого устанавливается в размере от 5 до 10 окладов. Окончательное утверждение суммы этого пособия определяется учебным заведением или региональным законодательством,

Стимулирующая заработная плата (аналог "подъемных" зарплат, которые платят некоторые крупные компании специалистам). Как правило, в случае с педагогами из сельской местности, зарплата повышается на 5-10 процентов,

Доплата за совмещение (работа с учениками на дому, внеклассные занятия при подготовке к олимпиадам и проч.),

Доплата за сложность и напряженность работы,

Многих учителей интересует вопрос предоставления льгот при работе в сельской местности.

В государстве школьные преподаватели обязательно будут пользоваться специальными привилегиями в каждом регионе. Законодательством нашей страны обеспечиваются определенные льготы преподавателям, работающим в сельской местности.

Законодательная база

В соответствии с новым разработанным законопроектом, за педагогами сохраняются все ранее предусмотренные льготы. Описание существующих льгот и приобретение жилплощади приводится в ФЗ № 273 в ст. 47 закона «Об образовании».

Порядок, предусмотренные условия и объем стандартной компенсации денежных средств , потраченных на вышеуказанные меры поддержки граждан, определяются и выполняются в соответствии с возможностями регионального бюджета.

Педагогическим работникам, которые выполняют свои непосредственные обязанности в государственных учреждениях, предоставляются компенсации при помощи так называемых бюджетных ассигнований из денежных средств, находящихся в бюджете конкретного субъекта.

В предыдущем ФЗ №3266 указаны аналогичные действующему законодательству положения с единственным отличием, которое заключается в отсутствии зависимости при определении размера предоставляемых льгот от разновидности учебного заведения, в котором работает педагогический сотрудник.

Законодательная база приходит на помощь педагогам в ситуациях, когда возникают некоторые трения и несогласованность работы органов местного самоуправления. В зависимости от субъективизма принятых решений в региональной администрации, педагогам может быть предоставлен замечательный список льгот или официально зафиксированных выплат.

Государственная поддержка педагогов, связанная с трудовой деятельностью

Одновременно с окладом каждый педагог может рассчитывать на получение дополнительных выплат :

  • Классное руководство;
  • Преподавательская деятельность в компенсационных классах с принятием во внимание домашнего обучения;
  • Ведение химии. Работа с вредоносными химическими реагентами оплачивается дополнительно;
  • Покупка профильной продукции;
  • Другие разновидности материальных выплат.

Дополнительные выплаты могут начисляться преподавателям в зависимости от конкретного региона проживания.

Подходы к данному вопросу в различных органах индивидуальные, но существует определенный перечень правил, одинаковый для всех.

Теперь назовем льготы, относящиеся только к преподавателям, работающим в сельской местности :

  1. Как только педагог приезжает на место выполнения своих служебных обязанностей, ему предоставляется . Такое пособие предоставляется только с целью первоначальной материальной поддержки учителя, а также с целью повышения стимула к работе;
  2. К основному окладу предусмотрены определенные надбавки. Ставка при этом увеличивается, и процесс повышения уровня доходов может соответствовать одному году и более. Условия повышения зависят исключительно от конкретных положений законодательной базы в регионе;
  3. Преподаватель получает премию, если работает на протяжении более трех лет;
  4. Предусматривается возможность льготного проезда междугородними рейсами. Однако в зависимости от конкретных регионов могут быть внедрены определенные ограничения;
  5. Дотации, которые необходимы исключительно для оплаты коммуналки.

Все вышеуказанные льготы предусмотрены законодательством РФ.

Компенсационные выплаты

Следует также отметить особенности выделения компенсационных льгот преподавателям, работающим в сельской местности. Закон «Об образовании» определяет, что корректирование и назначение объемов материальной компенсации за оплаченные жилищно-коммунальные услуги для сельских преподавателей имеют непосредственное отношение к полномочиям конкретных регионов.

В большинстве вариантов преподавателям компенсируют такие затраты :

Такие льготы могут быть предоставлены преподавателям даже после выхода на пенсию, если они уже успели отработать минимум 10 лет.

Льготы для молодых преподавателей

Поскольку молодые граждане нечасто выражают желание трудиться именно в сельской местности, органы государственной власти занимаются разработкой как можно более обширного перечня льгот для таких преподавателей.

Прежде всего, следует отметить возможность получения повышенного оклада при работе в сельской местности. Также предоставляются определенные компенсационные выплаты при оплате жилья, коммунальных услуг, перечень которых приведен выше.

Для стимуляции роста количества молодых преподавателей в различных регионах предусмотрены такие виды поощрений :

Если молодой преподаватель начинает работать в другой местности после проведенного распределения, в соответствии с действующими положениями ТК РФ, ему будет обязательно предоставлено жилье вне очереди.

Скидка на оплату ЖКУ

Оформление коммунальных льгот преподавателям, работающим в сельской местности, происходит по максимально упрощенной схеме. Эта процедура немного сложнее, если оформляется учитель, работающий в городе. Если преподаватель живет в частном доме, но в черте города, он может рассчитывать только на компенсацию 2-х предоставленных коммунальных услуг: электроэнергия и отопление. Для преподавателей, проживающих в многоквартирном доме, актуальны общие условия.

Первоначально законодательством предусматривается только поддержка преподавателей, работающих в сельской местности. Поэтому скидка на оплату электроэнергии и отопления далеко не единственная привилегия. Для учителя в сельской местности предусмотрены льготы на коммуналку в объеме до 60% от затраченной суммы. Указанное процентное соотношение в зависимости от конкретного региона проживания может регулироваться. Такая льгота распространяется не только на одних учителей, но и на всех членов семьи, проживающих с ним в одном доме или квартире.

Последние законопроекты, вступившие в действие, подразумевают предоставление 100%-й льготы на оплату коммуналки учителям. Такая скидка остается у педагогов, которые уже вышли на заслуженный отдых. На объем предоставляемых выплат никак не может повлиять стаж работы или, непосредственно, выход на пенсию.

Помощь учителям-пенсионерам

Одной из привилегий для педагогов, работающих в сельской местности, является возможность после полных 25 лет отработки.

Таким преподавателям обеспечиваются следующие виды льгот :

Следует обратить внимание на то, что предоставление льгот осуществляется на общепринятых условиях, подразумевающих обратную выплату. Т.е. преподаватель-пенсионер сначала должен внести необходимую оплату по всем счетам за предоставление коммунальных услуг. Только после получения всех квитанций об оплате государство может компенсировать расходы .

Также следует принимать во внимание тот факт, что установленные нормативы использования природного газа, различных видов твердого топлива, электроэнергии фиксируются региональными центрами управления на достаточно низком уровне.

Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) утверждены Постановлением Правительства РФ № 963 в октябре 2013 года. Эти правила определяют порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.

Процедура оформления льгот для педагогов-пенсионеров не представляет собой ничего сложного. Чтобы получить компенсацию, нужно обратиться в образовательное учреждение, в котором они выполняли свои служебные обязанности на протяжении 25 лет. В рамках пенсионной реформы с 2019 года срок выхода на досрочную пенсию откладывается на 6 месяцев.

О государственном поощрении молодых преподавателей смотрите в следующем видеосюжете:

Льготы педагогам по ЖКХ государство вводит для защиты и поддержки сотрудников в сфере образования, а в сельских окраинах такая льгота ценится сильнее. В целях сохранения такой важной профессии государство ввело целую систему льготных условий на оплату коммунальных услуг для бюджетников сегмента образования. Льготы для педагогов по оплате коммунальных услуг действуют и в городах. Поддержка со стороны государства показывает, насколько важной и нужной является профессия учителя.

Разновидности государственного обеспечения

Вид льготы зависит от местности (городской или сельской), при этом педагогический стаж и условия выхода на пенсию не имеют никакого значения. Для каждого региона существуют свои условия. Более сложно оформить льготу на ЖКХ работнику из города. Законодательство не определило конкретные рамки для такого случая.

Если регион, в котором живет работник, поддерживает общую политику сохранения важной профессии учителя, то оформить необходимые документы будет достаточно легко. При проживании педагога в частном доме, но в пределах города, ему предоставляется скидка на стоимость только 2 услуг: отопление и электричество. Для педагогов, обитающих в многоквартирном доме, действуют общие условия. Более выгодны льготы сельским педагогам по ЖКХ.

Изначально в законе были прописаны условия поддержки учителей только из сельской местности. Тут все не ограничивается скидкой на услуги отопления и электричество. Для работника предусматриваются льготные условия со скидкой на все коммунальные услуги в размере не более 60% (процентное соотношение может меняться в зависимости от региона проживания).

Закон действует только для поселков и городов, расположенных в пределах России. Льгота действует не только на учителя, но и на всех членов семейства (ребенок, муж или жена, родители учителя, иждивенцы). Скидка распространяется и на родственников, которые ведут общее хозяйство с педагогом.

В новом законе размер льготы по оплате коммунальных услуг составляет 100%, то есть можно не платить совсем. Условия распространяются на электроэнергию и свет, топливо для обогрева помещений, центральную систему отопления и систему подачи воды. Скидку по оплате коммунальных услуг также получают учителя, которые вышли на пенсию. На размер и возможность оформления льгот не влияет ни стаж, ни выход на пенсию.

Вернуться к оглавлению

Процесс оформления

Потребуются следующие документы:

  • подтверждение отсутствия льготы (ранее ее не оформляли);
  • сведения о количестве членов семьи;
  • ксерокопия документа, удостоверяющего личность (паспорта);
  • сведения о размерах жилой площади дома.

Чтобы все условия действовали, нужно жить в сельской местности и преподавать по своему месту жительства. Учителям, обитающим в условиях города, нужно уточнить возможность действия всех условий. В этом помогут работники учреждения по социальной поддержке населения в регионе. Учителям из поселков городского типа ставка рассчитывается по сниженной в 2 раза норме трудового времени (для всех — 36 часов за неделю, а для преподавателей — 18). Параллельно преподавательскую деятельность можно совмещать с другими видами занятости.

Государство компенсирует траты не только на коммунальные услуги, но и на средства для отопления дома. В таких целях могут закупаться уголь и дрова. Траты на электричество компенсируют в объемах, предусмотренных нормативами на 1 м². Молодые специалисты, желающие преподавать в поселках городского типа и сельских местностях, получают сумму помощи для начала ведения хозяйства. Действует и субсидия в размере 30% на закупку жилой площади.

Во всех областях существует свой, особый, выработанный годами принцип получения льгот. Например, некоторые педагоги практикуют проведение полной оплаты коммунальных личными средствами. Затем они получают квитанцию с точной суммой. С этим документом учитель идет в местную бухгалтерию муниципального учреждения, где его запрос рассматривается в течение 2 недель. После успешного одобрения заявки педагог получает компенсацию.

С 2013 года сельским учителям введена конкретная сумма дотаций в размере 1200 рублей. Воспользоваться суммой можно на оплату электричества, отопления, подачи воды и даже на оплату жилья.

Льготы педагогам по ЖКХ перевели на конкретную сумму из-за большего количества различий в системе расчетов разных городов, областей и краев. А таким способом чиновники пытаются избавиться от большего разрыва в значениях льгот.

Чтобы получить скидку на коммуналку и воспользоваться всеми преимуществами, педагог должен обратиться в отдел социальной защиты населения и узнать необходимый перечень документов.

С собранным пакетом бумаг нужно обратиться к работникам социального учреждения. Если педагог собрал все необходимые бумаги, то оформление скидки не займет много времени. Государство стремится увеличить число вовлеченных в сферу образования специалистов, поэтому предоставляет такие выгодные условия.