Научная электронная библиотека монографии, изданные в издательстве российской академии естествознания

Прогресс и регресс (лат. progressus - движение вперёд и regressus - возвращение) - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития . Прогресс - тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).

Первоначально понятия прогресса и регресса применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентации и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т. д.). Начиная с середины 19 в. понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием (наиболее значительный вклад в это внесла концепция материалистического понимания истории, созданная Марксом и Энгельсом) и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым бо́льшую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется регрессом.

О прогрессе можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем её подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либо подсистемы автоматически не влечет за собой прогресса системы в целом. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов.

Прогресс и регресс - диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причём взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. «…Каждый прогресс в органическом развитии, - отмечал Энгельс, - является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях» .

Диалектическое соотношение прогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие - лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов. Понятия прогресса и регресса - интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей прогресса социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель - человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь в применении к определённому историческому процессу или явлению, это всегда прогресс по отношению к чему-то. Цели, стремления и идеалы людей, в свете которых они оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки неизбежно страдают субъективностью, неисторичностью. Как пишет Маркс, «так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к самокритике» .

Объективный критерий общественного прогресса надо искать в материальной основе общества. Производственные отношения выражают прерывность, дискретность исторического процесса и специфичность его конкретных форм. Напротив, производительные силы развиваются более или менее непрерывно и кумулятивно (хотя и здесь, конечно, бывает понятное движение). К тому же это главная, определяющая сторона общественного развития. Поэтому В. И. Ленин считал интересы развития производительных сил «… высшим критерием общественного прогресса…» . Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения общества из-под гнёта стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости людей - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия антагонистичность , свойственная развитию эксплуататорского общества. В любом процессе развития существует определённая взаимосвязь между группой ведущих, развивающихся элементов системы и её структурой как целым. Отдельные элементы опережают другие, за ними подтягиваются остальные, и лишь затем меняется структура целого. В досоциалистических формациях первоначально из-за низкого уровня развития производства, а в дальнейшем также из-за частной собственности на средства производства одни элементы социального целого систематически прогрессируют за счёт других. Это делает прогресс общества в целом антагонистическим, неравномерным, зигзагообразным . Прогрес техники и развитие общественного разделения труда колоссально повышают его производительность. Но оборотной стороной этого является превращение человека в частичного работника, рост отчуждения и эксплуатации . Сравнительно высокий жизненный уровень немногих развитых капиталистических стран достигнут отчасти за счёт беспощадной эксплуатации колоний. Диспропорции наблюдаются не только в развитии разных стран и народов, но и в развитии различных сфер и элементов общественной жизни. Так, К. Маркс отмечал, что «… капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии» .

Диспропорция между материальным богатством капиталистического общества и уровнем его духовной культуры особенно заметна в эпоху общего кризиса капитализма. Она находит своё отражение в росте социального пессимизма и многочисленных философских и социологических теориях 20 в., прямо или косвенно отрицающих прогресс и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклического круговорота (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин), либо «нейтральным» понятием «социального изменения» (американский социолог У. Ф. Огборн). Широкое распространение получают также различные эсхатологические концепции относительно «конца истории» и пессимистические антиутопии вроде «Славного нового мира» О. Хаксли или «1984» Дж. Оруэлла.

Переход от капитализма к социализму в мировом масштабе - генеральная линия общественного прогресса в современную эпоху. Колоссально ускоряя темпы общественного развития, коммунистическая формация постепенно преодолеет унаследованные от прошлого диспропорции в развитии города и деревни, передовых и экономически отставших стран, людей умственного и физического труда, производительных сил и духовной культуры общества. Таким образом, произойдёт становление нового, коммунистического типа прогресса, свободного от антагонистических противоречий прежних формаций. Однако это процесс отнюдь не автоматический. Обилие задач и недостаточное знание механизма действия законов социалистического общества (которое само отчасти объясняется ограниченностью имеющегося исторического опыта) создают возможность появления элементов субъективизма и волюнтаризма, приводящих к диспропорциям. Социалистическое общество, устраняя социальный антагонизм, не отменяет противоречивости развития как такового. В частности, познание законов развития общества - процесс по существу бесконечный; между тем именно степень познания и овладения такими законами определяет меру социальной свободы .

Любые понятия человеческого сознания, в том числе, понятия прогресс, регресс и деградация — это не «забавы» и не «сухие» абстракции философствующего ума.

Понятия, как таковые, – это инструменты, методы и плоды человеческого познания окружающего мира и себя в нём.

Знания о том, что такое прогресс, регресс, деградация совершенно необходимы не только учёному или работнику, но и любому человеку, размышляющему о своём «житие-бытие». Например:

1. Эти понятия необходимы, чтобы разобраться и разбираться в своей личной жизни.

Очевидно, что грамотный и просвещённый человек понимает, что все его жизненные проявления, его жизнь и жизнь вокруг, — это процессы развития.

Чтобы понять эти процессы, необходимо не только оперировать в сознании понятиями прогресс и регресс, деградация, но и понимать их содержание и диалектику взаимосвязей и отношений, по типу, описанному ниже.

Ведь, если, например, человек воображает, что его жизнь – любовь, карьера, семья, и прочее – это только прогресс или, наоборот, регресс, то это не только ошибочная оценка жизни, но и источник многих возможных ошибок в ней.

Сколько семей, семейных, любовных пар разрушилось, лишь от того, что они ожидали лишь прогресса в своём развитии, не подозревая, что в этом прогрессе, пусть незримо, до поры до времени, присутствует не только регресс, но и деградация отношений.

2. Понимать, что такое прогресс и регресс, деградация, совершенно необходимо в части своего мировоззрения на ближний и дальний социум и процессы в нём.

Без этого, например, бессмысленно рассуждать о значимости и об оценках любого исторического периода жизни страны или человечества в целом.

Без этого, например, бессмысленно и ненадёжно строить планы на карьеру, или на перспективы своей жизни, вообще, и здесь и сейчас.

3. Наконец, не понимая, что такое прогресс, регресс, деградация, человеку невозможно адекватно рассматривать ни свою личность, ни процессы её развития и перспектив.

Не только рассматривать, но и как-то осознанно управлять процессами своей жизни и своей личностью.


Прогресс и регресс, деградация, как понятия

Очевидно, что, понятия прогресс и регресс, возникли для обозначения векторов развития: если позитивное, качественное улучшение объекта – прогресс, а откат, разрушение объекта – регресс.

Вот, собственно, на этом бы и остановить применение этих понятий, ибо, если мы будем расширять содержимое понятий прогресса и регресса, то неизбежно столкнёмся с такими коллизиями:

1. Возникает необходимость рассмотрения самого развития: его сущности, прежде всего. А далее: его движущих сил, способов осуществления и целей.

Ибо без этого, невозможно определить, а что, собственно, есть прогресс и регресс, кроме как обозначение качественно различных направлений развития.

То есть, или мы субъективно, а значит относительно себя или чего-либо, обозначаем, что вот это есть прогресс, а вот это есть регресс.

Или вынуждены рассматривать сущность самого объекта развития, чтобы уяснить, а чем, для него самого, является то или иное направление его развития.

И нужно будет вырабатывать критерии последствий развития, а, опять же, относительно чего?

Ибо, если будем рассуждать, что прогресс – это качественное улучшение объекта, с точки зрения его основных, сущностных свойств, а регресс, деградация – это разрушение объекта – утрата или деформация его сущности, то мы будем рассматривать сам процесс развития.

А последствия развития останутся вне поля зрения.

Но развитие, как таковое, и развитие любых объектов на практике, в частности, показывает, что прогрессивное развитие не всегда приводит к улучшению объекта. А регресс, бывает, в результате, приводит к улучшению или качественно положительному изменению.


2. Прогресс невозможен без регресса, как и регресс, содержит в себе прогрессивные аспекты.

То есть, прогресс и регресс – это, всего лишь, отражение и проявление процесса развития, который, по своей сути, — столкновение и борьба противоположных свойств и тенденций результатов этой борьбы.

Иначе говоря, прогресс в развитии любого объекта, мало того, что невозможен без одновременного его регресса, но и столкновение этих противоположностей развития, приводит к цикличности развития.

Эта цикличность заключается в том, что общий вектор развития объекта с неизбежностью меняется на противоположный, в зависимости от того, какая тенденция одолела на настоящий момент: прогресс или регресс.


Здесь классическое проявление всеобщего закона диалектики: переход количественных изменений в качественные.

Если прогрессивные тенденции развития количественно накапливаются, при общем регрессивном развитии объекта, то, рано или поздно, тенденция развития изменится: объект, буквально, победит регресс своего развития и начнёт развиваться прогрессивно.

Но, при этом, этим самым, давая возможность регрессивным тенденциям, «оставаясь в тени», накапливать силы в виде количественного роста регрессивных аспектов развития, чтобы в дальнейшем произошла очередная замена прогресса на регресс развития.

Что касается понятия деградация, то, очевидно, что оно вкладывается своим содержанием в понятие «регресс», отражая ломку сущности объекта при его регрессе – разрушение его структуры и ухудшение качества.

Совершенно справедливо, часто ставят вместе понятия развития и деградации.

Но, при этом необходимо смотреть на развитие, не как на общее понятие существования объекта в динамике изменений, а как на поступательное, именно прогрессивное усложнение его структуры и системы.

Иначе говоря, развитие, в узком смысле слова, подразумевает усложнение структуры системы объекта, а деградация, как раз, говорит об обратном: о примитивизации, упрощении, деформации и ломке структуры и разрушении системы.

Буду рад вашим замечаниям, дополнениям, примерам и вопросам, по этой теме: прогресс и регресс, деградация.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС (лат. ргоgressus - движение вперед и regressus - возвращение) - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. П.- тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным). Первоначально понятия П. и р. применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентаций и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т. д.). Начиная с середины 19 в. понятия П. и р. постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием (наиболее значительный вклад в это внесла концепция материалистического понимания истории, созданная Марксом и Энгельсом) и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия П. рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, т. е. действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой П. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется Р. О П. и р. можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении к.-л. подсистемы автоматически не влечет за собой П. системы в целом. Так, прогрессивное развитие (усложнение) организма в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов. П. и р.- диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только П. или только Р. В эволюции живых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причем взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, П. и р. связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. «...Каждый прогресс в органическом развитии,- отмечал Энгельс,- является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях» (Т. 20. С. 621). Диалектическое соотношение П. и р. проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только П., но и р., и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие - лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов. Понятия П. и р.- интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям. Это особенно важно применительно к анализу особенностей П. социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры. Понятие П. применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного П., его цель - человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития. 

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 365-367.

Прогресс и регресс в общественном развитии (лат. - движение вперед и - возвращение) - противоположные формы развития об-ва в целом или отдельных его сторон, означающие соответственно либо поступательное разнитие об-ва по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию. Критерием общественного П. служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные периоды истории весьма существенное значение для характеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут приобретать в силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как формы политической жизни, культура, образование и т. д., хотя они вторичны, производны и определяются экономическим строем об-ва. Примером общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм). Крайне противоречиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в определенные периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи черты Р., к-рые становятся преобладающими в период упадка данного об-ва. Однако и тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку осн. тенденцией развития всего человеческого об-ва является не Р., а П., выражающийся в данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового об-ва, так и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, если развитие буржуазного об-ва в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. мн. отраслей науки и техники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки жизненности данного об-ва, его способности к П. или Р. важно определение общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. об-ва классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности общественного развития. В философии и социологии понятия «П.» и «Р.» находят различные толкования. Мыслители периода прогрессивного развития капитализма (Вико, Дидро, Гегель и др.) признавали П. и пытались его рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со второй половины 19 в., характерны несколько различных подходов к истории: позитивистский, основы к-рого заложены Контом, «историко-культурный» (основоположник - рус. ученый-славянофил Н. Я. Данилевский; сторонники - Шпенглер, Тойкби, П. А. Сорокин и др.), «культурно-критический» (Ницше, позднее - Фрейд, Гуссерль и др.). Согласно концепции позитивистов, история должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явления П. и р. «Историко-культурная» концепция считает важнейшим способом Изучения П. и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую историю она рассматривает как смену самостоятельных «типов» культур или цивилизаций с собственными периодами П. и р. В культурно-критической концепции понятие «П.» отрицается с позиций «природной антикультурности», извечного выражения «воли к жизни», стихийных, бессознательных влечений (3. Фрейд) или универсальных структур сознания (Гуссерль). Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только в неантагонистическом коммунистическом об-ве.