С чего начинается закупка по 44 фз. Что такое конкурс и аукцион? Условия проведения госзакупок

  • On 29.12.2016
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Допуск к закупкам, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

О системе госзакупок слышали, наверное, все, но до сих пор многие бизнесмены относятся к ней с настороженностью. В большинстве случаев это связано с недостаточной информированностью. На самом деле все, что нужно для участия в госзакупках - предпринять несколько несложных предварительных шагов.

Госзакупки - не только прибыль, но и престиж

Крупные и мелкие компании, индивидуальные предприниматели и даже физические лица могут стать участниками госзакупок. Зачем это нужно поставщикам? Во-первых, это, конечно же, дополнительный источник прибыли. А, во-вторых, исполненный надлежащим образом государственный контракт как нельзя лучше подтвердит надежность компании и ее положительную репутацию.

Основные понятия

Компании, которые только планируют участвовать в закупках, очень часто «плавают» в терминах и нередко отождествляют такие понятия, как тендеры, закупки, конкурсы, аукционы и другие. Однако это не совсем верно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Тендер или закупка – это процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы на конкурентной основе. Выбор осуществляется по предложениям участников, которые они делают в соответствии с заранее оговоренными заказчиком условиями. Главные принципы тендера - соревновательный характер, справедливость и эффективность.

Государственными закупками (госзакупками ) называют тендеры, которые проводятся для обеспечения нужд федеральных и муниципальных органов власти. Они проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Кроме того, определенные юридические лица, например, государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, в том числе дочерние, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, а также иногда называют корпоративными закупками . Наряду с этими видами, существуют и коммерческие закупки - это тендеры, организованные всеми прочими компаниями, не попадающими под действие указанных законов.

Как узнать о тендере? Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС). Кроме того, для удобства поставщиков существуют , например, Контур.Закупки.

Что такое конкурс и аукцион?

Конкурс и электронный аукцион – это наиболее популярные процедуры проведения закупок. В рамках госзаказа существует еще запрос котировок и запрос предложений. Закон четко определяет, в каких случаях государственные заказчики обязаны применять те или иные способы закупки. Заказчикам по закону № 223-ФЗ предоставляется гораздо большая свободы выбора.

Помимо конкурентных видов закупок, существует способ закупки у единственного поставщика. Возможности его применения строго регламентированы упомянутыми выше законами, поскольку этот способ влечет коррупционные риски.

Электронный аукцион представляет собой процедуру, в ходе которой с каждым новым предложением участника цена снижается. Таким образом, из допущенных к процедуре поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Электронный аукцион проводится оператором - Электронной торговой площадкой (ЭТП). Чтобы получить доступ к аукциону, нужно заранее получить аккредитацию на той площадке, где он проводится. Для этого нужно собрать определенный комплект документов и получить электронную подпись в одном из Удостоверяющих центров. Подробности о порядке аккредитации можно найти на сайтах площадок.

Для того чтобы участвовать в конкурсе , нужно подготовить комплект документов в соответствии с требованиями заказчика и в установленный срок направить свою заявку. Конкурс может проводиться в «бумажной» или в электронной форме - это определяется в закупочной документации. В первом случае заявки подаются в запечатанных конвертах, а во втором – в электронном виде. Кроме того, в рамках одного конкурса заявки могут приниматься как в конвертах, так и в электронном формате. Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к электронным заявкам происходит одновременно. После этого конкурсная комиссия оценивает поступившие заявки и выбирает победителя. В отличие от аукциона, победителем конкурса становится участник, предложивший не самую низкую цену, а лучшие условия по совокупности критериев, указанных в закупочной документации. Кроме цены, это могут быть, например, опыт, репутация, гарантия на поставленный товар и другие критерии.

В заключение отметим, что участие в закупках лучше планировать заблаговременно. Как показывает практика, в среднем пакет документов на участие в процедуре формируется в течение 20 дней. А вот срок, отведенный для подачи участниками заявок, зачастую бывает меньше. Чтобы избежать таких несостыковок, следует заранее подготовиться. Можно изучить документацию нескольких интересующих закупок - это позволит сделать примерный вывод о том, какие документы потребуются от поставщика. Кроме того, целесообразно разработать план мероприятий, которые необходимо провести для участия компании в закупках, установить сроки их проведения, а также круг ответственных лиц.

  • на втором этапе подал окончательную заявку с предложением лучших условий исполнения контракта.

Такой порядок установлен частью 1 статьи 57 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) - это система формирования, обработки и хранения всей информации о с помощью баз данных, информационных технологий и технических средств. Система должна обеспечивать доступ к информации о закупках на официальном сайте в Интернете (п. 9 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

ЕИС содержит следующую информацию:

  • планы закупок;
  • планы-графики;
  • сведения о реализации планов закупок и планов-графиков;
  • данные об условиях, о запретах и об ограничении доступа иностранных товаров;
  • сообщения о закупках, об исполнении контрактов;
  • реестр контрактов;
  • реестр недобросовестных поставщиков;
  • реестр банковских гарантий;
  • перечень международных финансовых организаций;
  • результаты мониторинга закупок, аудита, контроля в сфере закупок;
  • отчеты заказчиков;
  • каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере закупок;
  • данные о рыночных ценах товаров, работ, услуг;
  • иные сведения и документы.

Данный перечень приведен в части 3 статьи 4 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заказчик - государственный орган (в т. ч. орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, казенное или бюджетное учреждение, которые проводят закупки товаров (работ, услуг). При этом госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом и государственные казенные учреждения действуют от имени России или субъектов РФ, муниципальные органы власти и муниципальные казенные учреждения - от имени муниципального образования, а бюджетные учреждения - от своего имени. Такой порядок определен в пунктах 5-7 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это действия заказчика по обеспечению государственных и муниципальных нужд, предусмотренные правилами контрактной системы в сфере закупок. Закупка начинается с и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если законодательство о контрактной системе не требует извещать о проведении закупки или приглашать к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Запрос котировок - способ , при котором информацию о потребностях в товарах (работах, услугах) заказчик доводит через единую информационную систему до неограниченного круга лиц. Победителем признается тот, кто в своей заявке на участие в выборе поставщика укажет самую низкую цену контракта. Об этом сказано в части 1 статьи 72 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Запрос предложений - это способ , о проведении которого заказчик сообщает неограниченному кругу лиц с помощью единой информационной системы. Победителем признается тот, кто направит заявку на участие в нем и сделает окончательное предложение, наилучшим образом отвечающее требованиям заказчика (ч. 1 ст. 83 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Конкурс с ограниченным участием - это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), о проведении которого заказчик сообщает неограниченному кругу лиц. Победителем признается участник, который прошел предквалификационный отбор и предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 1 ст. 56 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Контракт - это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг (в т. ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд или нужд бюджетного учреждения. Контракты заключаются от имени России, субъектов РФ или муниципальных образований либо бюджетными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Контрольный орган в сфере закупок - это федеральный или региональный орган власти или орган местного самоуправления, который уполномочен контролировать сферу закупок. На федеральном уровне - это ФАС России, на региональном и местном уровнях - аналогичные региональные и муниципальные ведомства. ФАС России контролирует закупки, в том числе в рамках гособоронзаказа, а также закупки, сведения о которых составляют гостайну.

Об этом сказано в пункте 13 статьи 3, части 3 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728.

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - действия заказчика по правилам контрактной системы, которые начинаются с размещения в извещения о проведении закупок на государственные и муниципальные нужды либо с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Открытый конкурс - способ , который должен применяться во всех случаях, если законодательством не установлено иное. Информацию о закупке заказчик доводит до неограниченного круга лиц с помощью единой информационной системы, а до ее ввода в эксплуатацию размещает на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . Победителем признается участник, который с первого раза предложит лучшие условия исполнения контракта и заявка которого отвечает требованиям, установленным документацией о закупке (ч. 1 ст. 48, ч. 8 ст. 53 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Совокупный годовой объем закупок - это все средства учреждения, предусмотренные на закупки в текущем году (в соответствии с бюджетной сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности). Важно: средства на оплату контрактов, которые были заключены до начала года, но подлежат оплате в текущем году, также входят в состав совокупного объема. Об этом сказано в пункте 16 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. А средства, предусмотренные по видам расходов, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (например, элементы вида расходов группы 100), в состав совокупного годового объема не входят.

Специализированная организация - это организация, привлекаемая заказчиком для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на конкурсе или аукционе.

Специализированная организация вправе разрабатывать документацию для конкурса или аукциона, размещать извещение о закупке в и выполнять иные функции, связанные с . Но ей нельзя поручать:

  • создание комиссии по проведению закупок;
  • определение начальной (максимальной) цены контракта и его существенных условий;
  • подписание контракта.

Об этом сказано в пункте 11 статьи 3, части 1 статьи 40 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Уполномоченный орган - орган, который наделен полномочиями для заказчиков. Этот орган создается для централизации закупок, и в его функции не входят обоснование закупки, определение ее условий (в т. ч. НМЦК) и подписание . Подписывать контракты должны сами заказчики, для которых был определен поставщик (подрядчик, исполнитель). Уполномоченным органом может быть:

  • государственный орган;
  • муниципальный орган;
  • казенное учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • автономное учреждение.

Создание уполномоченного органа оформляется решением. В решении должен быть указан порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков.

К деятельности уполномоченных органов в рамках полученных ими полномочий применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют:

  • права и обязанности заказчика;
  • контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок.

В части полученных полномочий сотрудник уполномоченного органа привлекается к административной ответственности как должностное лицо заказчика.

Об этом сказано в пункте 10 статьи 3, части 6 статьи 15, частях 1, 10, 11 статьи 26 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 27 июля 2015 г. № ОГ-Д28-10117.

Эксперт, экспертная комиссия - это гражданин (в т. ч. предприниматель) или сотрудник (сотрудники) , которые по договору проводят работы по изучению и оценке предмета закупки, а также в случаях, предусмотренных законодательством, готовят экспертные заключения по вопросам заказчика (п. 15 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также рассмотрим, какие виды торгов существуют. Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый. Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.

Но, несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное. Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) - конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем - участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте по этой .

3. Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ). Адрес этого ресурса — www.zakupki.gov.ru .

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

4. Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.ru ) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: (ЭА), (ОК) и (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

Я достаточно давно занимаюсь обучением поставщиков, поэтому мне регулярно приходится отвечать на одни и те же вопросы новичков — “Как быть?”, “С чего мне начать?” и т.д. Поэтому некоторое время назад я принял решение написать книгу для начинающих участников, в которой тема госзакупок была бы описана простым и понятным языком.

Для большинства посетителей сайта и моих клиентов эта книга стала отправной точкой. После чего у них появилось общее представление о данной теме и понимание того, в каком направлении двигаться дальше.

Эта книга абсолютно бесплатна и скачать её вы сможете . По последним данным книгу «Госзакупки для «чайников» скачали и прочитали уже более 5000 человек.

Если после изучения книги вы решите продолжить свое обучение в этом направлении, то можете пройти его в нашей школе госзакупок — “Азбука тендеров” .

И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

На этом сегодня все! Оставляйте свои комментарии ниже, ставьте лайки и звезды, а также делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Татьяна:

Я устроилась на работу контрактным управляющим в детский дом. Мне дали перечень с распределением средств.

1. С чего мне начать работу?
2. Сейчас конец года, когда надо начинать выкладывать заявки на торги? В начале 2017 года или сейчас?
3. Оказание коммунальных услуг тоже надо на торги выставлять?

Сразу следует отметить, что не указана форма учреждения. Скорее всего детский дом - это казенное учреждение. Если учреждение казенное, то государство выделяет для него лимиты бюджетных обязательств. Данные средства можно тратить в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выделенные средства нужно истратить в полном объеме. При этом получение доходов от любой коммерческой деятельности организации будет уходить в доход государства.

Начать работу нужно в первую очередь с изучения того, что сделано предшественником и с изучения истории закупок в ЕИС и внутренней нормативной базы в учреждении — положений, инструкций и т.д. После этого необходимо заняться планированием закупок. Соответствие законодательству о контрактной системе очень важно, так как сейчас штрафы, которые могут налагаться на должностное лицо, чаще всего больше, чем заработная плата контрактного управляющего.

«Мне дали перечень с распределением средств» — скорее всего контрактному управляющему была выдана бюджетная смета на 2016 год или план-график. Данные документы позволяют определить сумму финансирования и определить распределение средств по статьям расходов.

«Сейчас конец года, когда надо начинать выкладывать заявки на торги?»
Что касается коммунальных услуг, то заключать контракты можно уже в конце текущего года на будущий без доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом следует учесть пункт 13 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 (ред. от 19.09.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»
«13. Заключение в 2016 году получателем средств федерального бюджета государственных контрактов, договоров (соглашений) осуществляется:
государственных контрактов, договоров (соглашений), срок исполнения которых завершается в 2017 году, — на основании решения главного распорядителя средств федерального бюджета в размере не более 50 процентов лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главным распорядителям средств федерального бюджета на указанные цели;»

В первую очередь в текущем году на следующий следует заключить контракты на коммунальные услуги, телефонную связь, вывоз бытового мусора, организацию охранных услуг организацию питания детей. Если Вы только начали работу, стоит посмотреть наличие всех положений - Положения о комиссии, О контрактной службе, есть ли они в наличии. Далее посмотреть план-график на текущий 2016 год. Обычно потребности учреждения более-менее одни и те же из года в год, поэтому планы-графики за предыдущие 2 года вы можете посмотреть, как в открытом доступе через ЕИС, так и отыскать у себя в учреждении. Можете использовать для дальнейшей работы и планирования закупок на 2017 год.

Следующая часть вопроса: «на обслуживание дома коммунальные услуги тоже на торги надо выставлять?».

Смотря о чем мы говорим. Дело в том, что с такими монополистами, как провайдеры телефонной связи, мы осуществляем закупку у единственного поставщика по п.1 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Контракты, связанные с поставкой электроэнергии тоже заключаются по п.29 ч.1 ст.93 44-ФЗ, оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению заключается по п.8 ч.1 ст.93. Следует напомнить, что в соответствии с ч.2 ст.93 при осуществлении закупок по п.1, 8 ч.1 ст.93 в ЕИС следует за 5 дней до подписания контракта разместить извещение о закупки. Разместить извещение без внесения данный позиций в план-график не получится, А следовательно план-график должен быть утвержден с изменениями за 10 дней до размещения извещений в ЕИС.

В течение следующего года возможны изменения тарифов, поэтому уже сейчас надо учесть возможность их повышения. Об этом уже сейчас стоит поговорить с будущими поставщиками коммунальных услуг.

Не стоит забывать, что с 1 января 2016 года вступили в силу статьи, связанные с планированием и нормированием. В соответствии с этим при планировании закупок на 2017 год не забудьте составить предварительно План закупок на 2017 год и разместить в его в ЕИС. Это нужно сделать в течение 10 дней после доведения утвержденных лимитов бюджетных обязательств. В течение 10 дней после этого нужно будет разместить в ЕИС План-график и только после этого Вы сможете закупать товары, работы, услуги в соответствии с ФЗ №44 в 2017 году. Обратите внимание, что в ФЗ-44 в одних случаях речь идет о рабочих днях, а в других - о календарных. В данном случае мы говорим о календарных днях.
Если сумма закупки менее 100 000 рублей, то закупку можно осуществить по пункту 4 части 1 Статьи 93, а если суммы превышают 100 000 рублей, то тогда данные услуги нужно будет закупать по другим пунктам части 1 Статьи 93 ФЗ №44. Все зависит от объема финансирования организации.

Удачных закупок!

Валерия Вахрамеева