Правовые формы осуществления функции государства примеры. Методы и формы осуществления функций государства. Юридическая обязанность имеет три основные формы

Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

Правовые формы

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определённом законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:

  • - на правотворческую деятельность - это издание представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами;
  • - исполнительную (управленческую) деятельность, которая представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.;
  • - судебную деятельность, охватывает реализацию функций государства путём осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

Некоторые авторы (например, М.И. Байтин) к этому перечню добавляют контрольно-надзорную деятельность государства - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории государства законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются на:

  • - правотворческую деятельность - это форма осуществления функций государства путём издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) - законодательная деятельность. Это самая главная форма, так как без нормативной регламентации ни один государственный орган не сможет выполнять свою задачу по реализации функций государства. Именно в нормах права закладываются правила должного, возможного или запрещённого поведения для всех субъектов права. Именно с помощью правовых норм упорядочиваются общественные связи и достигаются поставленные задачи и цели;
  • - правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путём издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

правоохранительная деятельность - это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

  • - правоисполнительную деятельность - это форма охватывает исполнение государственными организациями принятых правовых норм. «Ведь любой закон живёт только тогда, когда он выполняется - выполняется всеми и повсеместно». Поэтому мало принять закон необходимо обеспечить условия его реализации. Основная задача по исполнению законов принадлежит исполнительным органам страны. Они претворяют в жизнь правовые предписания, для того чтобы законы не стали фикцией и простым пожеланием законодательных органов. Правоисполнительная деятельность может осуществляться и без издания правоприменительных актов отличие от правоприменительной деятельности.
  • - правообеспечительную деятельность - это форма осуществления функций государства используется для того чтобы нормативные предписания не превратились в рекомендации, а выполнялись всеми субъектами права. Данная форма включает в себя следующие виды деятельности. Предупреждение и пресечение правонарушений, охрана граждан от преступных посягательств, обеспечения их прав и свобод, контроль за исполнением ими обязанностей и запретов, охрана правопорядка, укрепления режима законности, контрольно-надзорная деятельность, осуществление правосудия и привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

В последнее время на передний план выдвигается договорная в широком смысле форма осуществления государственной власти. Речь идёт не только о совершенствовании и расширении действия договоров как юридической формы хозяйственно-экономических отношений, но и о том, что договор может и должен быть положен в основу правового регулирования и политических, и даже управленческих отношений. В основе современной демократической политической системы, правового государства лежит взаимное согласие (договор) граждан, консенсус, выражающийся в конституировании, признании и поддержке государственной власти.

В принципе проблема договорных отношений в государственном управлении связана с его децентрализацией. Если говорить об общей тенденции развития государственного управления, то она сводится к тому, что распорядительные средства регулирования общественных отношений во всех возможных случаях уступают место договорным средствам, а односторонние государственно-властные решения во все большей степени сочетаются с договорными формами взаимоотношений.

Имеются серьёзные аргументы в пользу более широкого использования административных договоров. Во-первых, применение договора упрощает отношения между его сторонами, даёт им возможность непосредственно обращаться друг к другу по вопросам его исполнения, а органу, заинтересованному в исполнении договора, - непосредственно приводить в движение факторы, обеспечивающие его исполнение. Во-вторых, это возможность особенно точного регулирования договором отношений между сторонами и установления точной регламентации тех вопросов, в которых заинтересован хотя бы один из участников этих отношений. В то же время административный акт именно в силу своей односторонности (т.е. как исходящий только от издающего его органа управления) не даёт достаточных гарантий точного и полного учёта интересов другой стороны. В-третьих, деятельность в форме договора в результате создания лучших возможностей контроля за работой органа управления эффективно содействует интенсификации соответствующей деятельности. В-четвертых, договорная форма может внести существенный вклад в расширение гласности, демократизации государственного управления.

При практическом применении административных договоров (соглашений) нужно учитывать, что они являются новыми, нетрадиционными по своей природе формами деятельности государства, отличаются особенностями, которые необходимо глубоко и всесторонне исследовать. Сущность административного договора (соглашения) состоит в его организующем, координирующем и регулирующем характере, а значит, в управленческом воздействии на общественные отношения; одной из его сторон всегда выступает орган управления.

Как правило, такие договоры заключаются между непосредственными сторонами в целях координации их деятельности для выполнения какой-либо общей задачи. Часто с помощью административного договора регулируются межотраслевые отношения. В любом случае предметом административного договора являются управленческие отношения, т.е. отношения, в которых проявляется управленческая компетенция органов государства.

Ответственность сторон договора (соглашения) - это ответственность по инстанциям: для государственных органов - перед вышестоящими органами; когда договор заключается между государственными органами и общественной организацией - тоже соответственно перед вышестоящим государственным органом и органом общественной организации, хотя здесь дело обстоит значительно сложнее. В последнем случае ответственность не носит государственно-правового характера, но и не является чисто административно-правовой в традиционном смысле. Природа её двойственна и определяется неоднородностью участвующих в договоре сторон. Государственный орган может нести ответственность перед вышестоящей инстанцией - общественная организация вправе потребовать у государственного органа выполнения взятых на себя обязательств через вышестоящий орган. Последний должен принять имеющиеся в его распоряжении меры к выполнению обязательств со стороны подчинённого ему органа, в том числе дисциплинарные взыскания, налагаемые на виновных должностных лиц.

Другая сторона договорных отношений - общественная организация; государственный орган, конечно, не может побудить её к выполнению взятых обязательств. Но, поскольку договор (соглашение) от имени общественной организации заключает, как правило, её постоянно действующий выборный орган, значит, он ответствен перед ней в лице её общего собрания. Последнее может понудить руководящих должностных лиц организации осуществить предусмотренные в договоре мероприятия и реализовать в отношении их ответственность негосударственного характера.

Так для правоустановительной функции форма реализации - деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового значения естественных прав и свобод человека и т.д.).

Государство так же невозможно без права, как и право - без государства. Поэтому по своему внутреннему смыслу правоустановительная функция - это одновременно и государствоустановительная функция. Конституирование государства означает его правовое оформление, то есть определение правового положения людей и власти в условиях государственно-организо­ванной жизни.

Для правореализаторской функции форма реализации - деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное в государстве право постоянно и неуклонно действовало, чтобы право было подлинно действующим правом.

Вся деятельность государства (всех его органов и должностных лиц) носит характер правореализующих действий. Сама правоустановительная деятельность (законодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответствующих государственных органов и должностных лиц на издание в установленном порядке определенных нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распорядительная и правозащитная деятельность государства.

Для правозащитной функции формой реализации служит деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни.

Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.

Осуществление правозащитной функции - одна из главных обязанностей государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 2) «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства».

Правовые формы осуществления функций.

1. Правотворческая деятельность – эта форма осуществления функций государства путём создания правовых норм, их изменению и отмене. Особое место в правотворчестве занимает законодательная деятельность высших органов государственной власти. На базе и во исполнение издаваемых ими нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, - законов – складывается как правотворческая, так и правоисполнительная деятельность всœех остальных органов государства.

2. Правоисполнительная деятельность – эта деятельность представляет собой связанную с повсœедневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений (к примеру, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждение орденом).

3. Правоохранительная деятельностьэто деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юридических дел в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений. Это деятельность по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (протесты и представления прокуроров, приговоры, решения судов и т.д.), которые вызывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Специфика этих правоприменительных актов состоит по сути в том, что они служат целью восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всœех случаях – защите прав и интересов личности.

Правовые формы не исчерпывают всœех форм осуществления функций государства. Наряду с ними широко используется различного рода не правовые формы, которые часто называют организационной деятельностью государства. Эта деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, последние не влекут за собой правовых последствий. Сказанное не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Организационная деятельность тех или иных органов в целом является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всœего управленческой деятельности. В тоже время как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически.

Организационные формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, которая не влечёт за собой юридических последствий.

1. Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов и т.д.).

2. Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт, статистика, организация снабжения и т.д.).

3. Организационно-идеологическая деятельность – это повсœедневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (к примеру, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения, работа средств массовой информации и т.д.).

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют функции государства.

Правовые формы осуществления функций. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовые формы осуществления функций." 2017, 2018.

В правовой литературе существует две точки зрения относительно формы осуществления функций государства .

Во-первых, это деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций (С.А. Голунский, Г.И. Петров, М.С. Строгович и др.) Согласно первому критерию, основными формами осуществления функций государства являются:

1) законодательная;

2) управленческая (исполнительная);

3) судебная;

4) контрольно-надзорная.

Во-вторых,это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции (Н.Г. Александров, И.С. Самощенко, М.И. Байтин и др.) Согласно второму критерию, в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая, или, как представляется более целесообразным ее называть, - организационная .

Правовые формы осуществления функций государства – это деятельность органов государства, связанная с изданием и реализацией юридических актов. К ним относят правотворческую и правоприменительную деятельность, которая, в свою очередь, делится на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов , издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая, составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) - законодательная деятельность.

Правоприменительная деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права . В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов уп­равления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекраще­ния правоотношений.



Правоохранительная деятельность - это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы госу­дарственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению вы­полнения возложенных на них юридических обязанностей. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступ­лений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

Организационные формы осуществления функций государства заключаются в однородной по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельности государства, не связанной с изданием юридических актов и потому не влекущей, за собой юридических последствий. К ним относят организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую деятельность государственных органов.

Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспече­нию выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы - правовые. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

Вопрос № 2.Правовой статус личности в государстве. Понятие правового статуса. Содержание правового статуса в правовых системах различных типов. Правовой статус и фактическое положение граждан.

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Это собирательная, аккумулирующая категория.

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе . В основе правового статуса лежит фактический социальный статус , т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный статус был, а правового нет, поскольку там не было права.

Подобное неправовое состояние можно отразить понятием социально-нормативного статуса (Н.В. Витрук), т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в дальнейшем стал правовой статус . Последний представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Юридическое оформление фактического положения индивида осуществляется различными путями и способами, с помощью ряда специфических средств. Оно начинается уже с признания человека субъектом действующего в обществе права и наделения его при этом особым качеством - праводееспособностью, после чего он может вступать в соответствующие правоотношения, нести ответственность за свои поступки.

Понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности равнозначны. Во всяком случае, законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят между ними какого-либо различия, а употребляют в одном и том же смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, стилистической предпочтительности, используется то или другое выражение.

Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Этимологически указанные термины совпадают, это - слова-синонимы. Тем не менее в литературе были высказаны предложения о разграничении понятий правового статуса и правового положения индивида, так как, по мнению некоторых авторов, первое выступает частью (ядром) второго.

Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, закрепленные в конституции и других важнейших законодательных актах. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Разумеется, это положение зависит и от ряда других факторов.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феодализм, буржуазный период, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность его сложная и многогранная.

Для современного юридического статуса личности в России характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность.

Правовой статус личности несет на себе печать того глубокого кризиса (социально-экономического, политического, духовного), который переживает сегодня Россия, подвержен всем ее катаклизмам. Изменилась материальная основа статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное расслоение, появление Рынка труда, безработицы, падение жизненного уровня).

Стабильность правового статуса подорвана процессами суверенизации, межнациональными и региональными конфликтами. В ряде бывших советских республик приняты дискриминационные законы, нарушающие основные права человека; проводятся этнические чистки.

Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. 25 млн российских граждан внезапно, помимо своей воли, превратились в «иностранцев». Их положение резко ухудшилось. В свою очередь, огромная масса людей из ближнего зарубежья (свыше полумиллиона) оказалась на территории России.

Правовой статус индивида существенно дестабилизируется в результате тех неурядиц, которые происходят сегодня в обществе: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ, коррупция, терроризм и т.д.

На правовое состояние личности оказывают свое воздействие и нравственно-психологические факторы - потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям. Личность испытывает глубокий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне.

Экстремальность ситуации, противоречия, переоценка ценностей, ломка сложившихся за 75 лет устоев, изменение морально-политического климата, образа жизни - все это не могло не сказаться на общем положении отдельного индивида в обществе, на условиях его существования.

Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения» (В.А. Ануфриев).

Еще более вредно и недопустимо наделение должностных лиц не предусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение функций, что нарушает их официальный статус, свидетельствует о правовом нигилизме. Кроме того, статус может быть юридически нечетким, аморфным, размытым, что ведет к неразберихе, нарушениям законности, прав личности.

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) правосубъектность; г) гражданство; д) юридическая ответственность; е) правовые принципы; ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус; з) правоотношения общего (статусного) типа.

При этом, как уже отмечалось, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса. Данное положение закреплено в ст. 64 Конституции России.

Следует отметить, что категория правового статуса - сравнительно новая в нашей науке. Раньше, до 60-х гг., она обычно отождествлялась с правоспособностью и не рассматривалась в качестве самостоятельной. Лишь в последующий период, с развитием юридической мысли, в 70-80-е гг., категория правового статуса получила достаточно широкую разработку, сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве.

В настоящее время вопросы правового статуса личности составляют важнейшее самостоятельное научное направление в общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах.

Правовой статус представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством .

Общий правовой статус является базовым и исходным для всех остальных.

Специальный статус – отражает особенности положения опр. категорий граждан (пенсионеры, студенты), т.е. к общему пр. статусу еще доп. Права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством.

Индивидуальный статус – фиксирует конкретику отдельного лица. Совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.

Этого вопроса нет в билетах, но есть в программе: Государство, право и свобода личности в правовых системах различных государств. Система прав и свобод личности в современных государствах.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Права человека - неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку, а не государству. Поэтомуо ни не могут рассматриваться как «дар» государства. Государствоспособно обеспечить их или уничтожить. В первом случае речь идето правовом государстве,а вовтором - обантидемократическом.

Права человека - это социально-экономические, политичес­кие, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в Международном пакте о гражданских и политических правах отмечается, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Достоинство, как и вытекающие из него права, неотъемлемо от человека. Во Всеобщей декларации прав человека закреплено положение о том, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира…». Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности. Для свободного общества неприемлемы никакие критерии той пользы, которую человек приносит обществу, когда речь идет о человеческом достоинстве. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все люди равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов. Впервые формальное, законодательное выражение представ­ления о правах человека получили в 1776 году в Конституции аме­риканского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 года, который представлял собой десять поправок к Конституции США 1781 года. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политиче­ское, правовое и духовное развитие многих стран мира. Важной особенностью этих документов является подразделение вних прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в соб­ственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматривае­мые как естественные, неотчуждаемые и зависимые от государст­ва; и права гражданина, которые установлены государственной властью, людьми (позитивное право). Такому различению придава­лось особое нравственное, идеологическое, а также юридическое значение, имеющее важные последствия. Любой человек провоз­глашался в качестве обладателя некоторого минимума наиболее важных для него прав и свобод независимо от своей государствен­ной, национальной, религиозной и т.п. принадлежности. Основной смысл такой постановки вопроса состоял в том, чтобы государство признало права человека в качестве высшей ценности, ни при ка­ких обстоятельствах не посягало на них, безусловно обеспечивало бы их практическую реализацию - главным образом за счет собст­венного невмешательства, ограничения своей активности по отно­шению к автономии, свободе индивида, как бы очередной, ограж­денной указанными правами. Государство также должно было обес­печить соответствие прав гражданина государства правам челове­ка, поскольку именно в последних выражены высшая истина и спра­ведливость, продиктованные самой природой и даже божествен­ным замыслом.

Самой же разработанной и распространенной является клас­сификация прав и свобод в соответствии с предварительным выде­лением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод:

политические, социально-экономические, личные, культурные.

При этом грань, проводимая между этими группами прав и свобод, достаточно условна, поскольку все они характеризуют единую, целостную систему общественных отношений. А многие конкретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав.

Политические права и свободы личности - это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, уча­стие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной вла­сти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям; право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и другие. Например, важнейшее политическое право, каким является право на объединение (свобода ассоциаций), означает возможность свободного соз­дания политических и иных организаций, добровольность вступле­ния и выхода из них. Ограничения этого права незначительны и строго регламентированы законом, а спорные вопросы создания и деятельности объединений разрешаются только в судебном про­цессе судебными органами.

Личные права и свободы - это возможности человека, ограж­дающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его лич­ную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существова­ние, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени явля­ются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищаю­щих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и другие. Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исклю­чительных условий, при которых возможны ограничение и лише­ние свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жесткого и унижающего человеческое достоинство обращения, в добровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении здоровья человека, в реализации презумпции невиновности. Пре­зумпция невиновности означает, что обвиняемый в уголовном пре­ступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена всту­пившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновно­сти лица толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, полу­ченные с нарушением закона, признаются не имеющими юридиче­ской силы.

Социально-экономические права и свободы - это возможно­сти личности в сфере производства и распределения материаль­ных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов чело­века. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и другие. Например, право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организаци­ях гарантируются ограниченная законом продолжительность рабо­чего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в полноценном отдыхе.

Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склон­ностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; сво­бода научного, технического и художественного творчества и неко­торые другие.

Аналогично различению общего и специального правового ста­туса различают также общие и специальные права личности. Об­щие права принадлежат в равной степени всем гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлеж­ности. Таковы практически все конституционные права - избира­тельные права, право на труд, право на образование, право на за­щиту чести и достоинства и другие. В системе общих прав лично­сти ведущим началом обычно является принцип равноправия всех граждан. Специальные права - это особенные права, отражаю­щие специфику различных групп населения, дополняющие и раз­вивающие общие права и не противоречащие им. Например, права военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежи и т.д. В свою очередь специальные права могут быть подразделены по видам в зависимости от степени их конкретизации, например, можно выде­лить права депутатов местных представительных органов, права военнослужащих внутренних войск и т.д.

Простейшей классификацией является подразделение всех прав и свобод на конституционные, или основные, то есть установлен­ные и гарантируемые Основным законом страны, и на права свобо­ды, предусмотренные текущим законодательством.

Практический опыт показывает, что существуют единство, взаи­мосвязь и взаимозависимость всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание при­оритета одних прав перед другими малопродуктивны, трудно со­гласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав нали­чие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые доку­менты по правам человека, рассматривающие социально-экономи­ческие права наравне с другими правами и свободами человека.

БИЛЕТ № 21

Вопрос № 2. Правомерное поведение как разновидность правового поведения. Социальная природа, юридическая характеристика и виды правомерного поведения. Основания классификации и виды правомерного поведения.

Вопрос № 1 Договорная теория сущности и происхождения государства: содержание и оценка и позиции современного состояния науки (сначала будет кратко о теории, потом о представителях отдельно, потом об оценке в науке).

Еще в Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура "впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...". Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция), П. Гольбаха, А. Радищева и др. она получила полное свое развитие.

В работах многих отечественных и зарубежных авторов договорная теория рассматривается как естественно-праввовая теория или просто - естественная теория происхождения государства и права (например у Мальцева Г.В. «Понимание права. Подходы и проблемы»). Они это делают потому, что договорная теория и естественная теория развивались одними и теми же авторами, содержали в основном те же или весьма сходные положения. НО! Необходимо их рассматривать отдельно, тк договорная теория акцентирует внимание на ГОСУДАРСТВЕ, а теория естественного права - на ПРАВЕ! И если первую называют теорией происхождения государства, то вторую - теорией происхождения права. Понятно, что при взаимосвязи понятий государства и права, четкое разделение теорий будет условным, но оно проводится и должно проводиться.

Краткая характеристика теории:

Сторонники договорной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами (условия «золотого века»), для Гоббса это состояние "войны всех против всех". Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав, которые принадлежат им от рождения, государству и и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо,- основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

Государство – это сознательное объединение (продукт сознательного творчества!) людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор , создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование – политическую организацию – государство.

В договорной теории в связи в этим различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иными государственными органами.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организованную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например, князю, то он – князь – отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т.к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

Сторонники договорной теории разработали и естественно-правовую концепцию прав и свобод человека и гражданина.

Специфика взглядов каждого из мыслителей:

А. Радищев утверждал, что что государство возникает не как результат некого Божественного Провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол. Так же, как и другие просветители, в частности, Жан Жак Руссо, А. Радищев связывал образование государства с возникновением частной собственности.

В работе Жан Жака Руссо "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" проводится эта же мысль. Первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: "Это мое" и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. Но очень похоже на то, что дела пришли уже тогда в такое состояние, что не могли больше оставаться в том же положении. Ибо это понятие - "собственность", зависящее от многих понятий, ему предшествовавших, не сразу сложилось в человеческом уме. Нужно было достигнуть немалых успехов, приобрести множество навыков и познаний, передавать и увеличивать их из поколения в поколение, прежде чем был достигнут этот последний предел естественного состояния.

Руссо и Радищев, однако, расходятся в том, кто и для чего государство создал. Согласно теории Радищева государство с самого начала создается по договору между всеми людьми и для "блаженства всех". В соответствии же с теорией Руссо государство является результатом некоего, весьма хитроумного плана богатых и первоначально создается лишь в целях оправдания и защиты их интересов и их самих. Таким образом, будучи созданным в результате заключения общественного договора, государство обслуживает в первую очередь богатых, а затем уже обращает внимание на защиту интересов и охрану свободы всех.

Что собой представляет общественный договор, каковым должно быть его содержание и назначение, - эти и многие другие вопросы получили наиболее яркое освещение в ряде трактатов Жан Жака Руссо и особенно в его знаменитом труде "Об общественном договоре, или принципы политического права". Основная задача, которую призван решать общественный договор, состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всей общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде.

Руссо обращал внимание прежде всего на то, что все условия общественного договора, правильно понятые, должны сводиться, в сущности, к одному условию, а именно, к полному отчуждению каждого члена со всеми своими правами в пользу всей общины. Целесообразность этого обусловливается тем, что если каждый отдает всего себя целиком, то это условие оказывается одинаковым для всех, а если оно одинаково для всех - то ни у кого нет интереса делать его тягостным для других. Кроме того, рассуждал Руссо, поскольку отчуждение происходит без оговорок, то союз людей становится настолько совершенным, насколько он вообще может быть таковым. Ни у одного из членов данного союза при этом не возникает каких-либо особых требований или претензий. Наконец, каждый, отдавая себя всем, не отдает себя никому. Поскольку среди членов союза нет ни одного участника, по отношению к которому остальные участники не приобретали бы такого права, какое они уступают ему по отношению к себе, то каждый снова приобретает все, что он теряет. При этом он приобретает больше силы для сохранения того, что он имеет. Важным условием заключения и соблюдения общественного договора, помимо полного отчуждения каждого его участника со всеми его правами в пользу создаваемого сообщества, является также принятие на себя обязательства выполнять все его требования, установления.

Для того чтобы общественное соглашение не оказалось пустой формальностью, оно должно с неизбежностью заключать в себе следующее, очень важное обязательство, которое "одно только может придать силу другим обязательствам". А именно - обязательство, согласно которому, если кто-то откажется повиноваться общей воле, то он будет принужден к повиновению всем политическим организмом. Это означает, что его силой заставят выполнить обязательство, что "предоставляя каждого гражданина в распоряжение отечества, оно гарантирует его от всякой личной зависимости". Это условие составляет секрет и двигательную силу политической машины, и только оно делает законными гражданские обязательства, которые без этого были бы нелепыми, тираническими и давали бы лишь повод к огромным злоупотреблениям.

Рассматривая государство как продукт общественного договора, порожденный разумной волей народа, Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы. В результате "для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого". Это коллективное целое, по мнению Руссо, есть не что иное, как юридическое лицо. Раньше оно именовалось "гражданской общиной". Позднее - "Республикой, или Политическим организмом". Члены этого политического организма называют его "Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державой - при сопоставлении его с ему подобными". Государство рассматривается Руссо как "условная личность", жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с самосохранением, должна быть забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.

Процесс реализации функций государства предполагает различение правовых и неправовых (организационных) форм, в рамках которых осуществляются обозначенные функциями направления государственной деятельности. К правовым формам реализации функций государства, как правило, относят правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.

Правотворческая деятельность – это деятельность, направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций, возникающих вследствие их претворения в жизнь, применения мер ответственности в отношении правонарушителей.

Исполнительно-распорядительная деятельность – этоповседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характе­ра, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контро­лируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т.п. От эффективности исполнительно-распорядительной деятельности зависит, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению предписаний правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны.

Правоохранительная деятельность – это исполнительная правоприменительная деятельность по охра­не правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.

Функции государства реализуются посредством определенных методов, т.е. приемов и способов. Методы осуществления функций государства доста­точно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – экономическое прогнозирование, экономическое планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства: а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

Тема 2.2. Механизм государства

1. Понятие и структура механизма государства.

Государственный механизм - это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой функций государства.

Элементы механизма государства

1. государственный аппарат (основной элемент; системы государственных органов)

2. государственные предприятия (коммерческие)

3. государственные учреждения (социально-культурные; образования)

4. партия парламентского большинства

Вне механизма государства (входит в политическую систему, но в управлении делами государства не участвуют):

Коммерческие организации

Иные политические партии

Общественные организации

Иностранные государства

Международные организации

Структуру государственного аппарата образуют государственные органы – создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения), наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую и правоприменительную деятельность.

В качестве отличительных признаков государственных органов можно выделить следующие качественные характеристики:

- Публично-правовой характер . Государственные органы создаются волевым решением государства, действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства (публичный характер). При этом порядок формирования и функционирования государственных органов определяется действующим законодательством (правовой характер).

- Нормативный порядок формирования и функционирования . Нормативному закреплению подлежит порядок формирования органа, объем его властной компетенции, место в системе иерархии государственных органов, порядок взаимодействия с другими государственными органами.

- Объективность . Само существование государственного органа не зависит от воли лиц, данный орган составляющих (отставка Правительства означает смену его состава, а не ликвидацию государственного органа).

- Обладание специальными правомочиями . Государственные органы реализуют монополию государства на законотворчество, правосудие, применение государственного принуждения.

Структурированность

Профессиональная подготовленность сотрудников

Бюджетное финансирование

Государственный орган - создаваемый в установленном порядке, обладающий внутренней организационной структурой, состоящий из профессионально подготовленных сотрудников, осуществляющий свои полномочия посредством принятия нормативных или вынесения индивидуальных правовых предписаний структурный элемент механизма государства.

При помощи государственных органов осуществляется реализация функций государства в различных сферах. В связи с этим выделяются следующие критерии классификации государственных органов:

1) По способу образования:

Выборные (представительные),

Назначаемые (производные).

Формирование представительных органов осуществляется путем выборов, в которых могут принять участие все граждане государства, обладающие активным (правом выбирать) избирательным правом. В России активным избирательным правом обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста. Выборы в представительные органы государственной власти проводятся на альтернативной основе (как минимум два кандидата на одну должность).

Назначаемые (производные) органы государства формируются в административном порядке (путем принятия волевого решения о создании органа и назначения на должность сотрудника). В ряде случаев назначение на должность предполагает процедуру одобрения выдвинутой в административном порядке кандидатуры представительным органом. В частности, представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства должна одобрить Государственная Дума.

Назначение предполагает, что на должность претендует единственный кандидат. Если его кандидатура не получает одобрения, то процедура либо повторяется с участием этого же кандидата, либо рассматривается другая кандидатура.

2) По времени действия:

Постоянные (не ограниченные сроком действия),

Временные (ограниченные сроком действия).

Постоянные государственные органы не ограничены в своих профессиональных функциях какими-либо сроками или обстоятельствами, действуют до ликвидации (реорганизации).

Временные органы создаются для реализации конкретной функции и, после того, как эта функция выполнена, прекращают свое существование. Например, Конституция РФ устанавливает, что в случае возникновения необходимости в разработке и принятии новой Конституции, создается специальный орган – Конституционное Собрание, который полномочен решать вопрос о необходимости принятия новой Конституции и, в случае, если такое решение принято, разработать и принять Конституцию, после чего прекращает свое существование.

3) По функциональному назначению :

Законодательные;

Исполнительные;

Судебные;

Надзорно-контрольные и т.д.

Законодательные органы государственной власти осуществляют деятельность, связанную с разработкой и принятием нормативных актов (законов), обладающих высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми регуляторами (нормативными актами подзаконного характера, нормативными договорами, обычаями). К законодательным органам в Российской Федерации относятся Федеральное Собрание России, а также законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, получивших юридическое закрепление в действующем законодательстве. К исполнительным органам в Российской Федерации относятся федеральное Правительство, федеральные министерства, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти местного уровня.

Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам, связанным с разрешением спорных ситуаций, возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений. К судебным органам государственной власти в Российской Федерации относятся: на федеральном уровнеКонституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд; на региональном уровне – Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации; арбитражные суды субъектов Российской Федерации; на местном уровне – городские (районные) суды общей юрисдикции.

Надзорно-контрольные органы государственной власти осуществляют надзорно-контрольную деятельность за соблюдением требований законности во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и, прежде всего, в правоприменительной сфере, связанной с государственным принуждением. К надзорно-контрольным органам в Российской Федерации относятся Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов, местные (городские, районные прокуратуры), а также специализированные (отраслевые) органы прокурорского надзора (военная прокуратура, транспортная прокуратура и т.д.). Счетная палата?

Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица - представители государственной власти государственные чиновники, управомоченные самостоятельно выступать от имени государства, принимать волевые решения, обеспечивать реализацию этих решений при помощи государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи механизма государственного принуждения.

4. В зависимости от функции государства:

Экономические

Социальные

Правоохранительные

5. в зависимости от порядка принятия решения:

Коллегиальные

Единоначальные

6. В зависимости от состава:

Коллективные - министерства

Единоличные - Президент

5. по сфере действия:

Общегосударственные

Региональные

2.Государственный аппарат: понятие, принципы организации и деятельности.

Важнейшей составляющей государственного механизма является государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц - представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.

Свойства государственного аппарата как системы управления:

1. эффективность (затраты – риски – результат);

2. физическая неоднородность и большое число элементов;

3. связи (координации и субординации);

4. эмергентность системы государственного управления (несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системе в целом);

5. иерархия;

6. многофункциональность;

7. гибкость;

8. адаптация;

9. живучесть (способность изменять цели и параметры функционирования при отказе или повреждении элементов);

10. надежность (постоянное качество);

11. безопасность;

12. стойкость (способность выполнять функции при выходе параметров внешних условий за допуски);

13. уязвимость (коррупция, риск, непрофессионализм);

14. устойчивость (способность возвращаться в исходное состояние).

В основу создания и функционирования государственного аппарата положены принципы единства и разделения государственной власти.

Единство государственной власти предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего государства, гарантируется и санкционируется всем государством. Иными словами, власть государства суверенна в том смысле, что обладает приоритетом (верховенством) по отношению ко всем другим видам власти и в этом смысле является неделимой.

Разделение власти рассматривается в двух смыслах: как разделение управленческого труда и как разделение объема властной компетенции.

В первом случае имеет место разделение функциональных обязанностей, связанных с управленческой деятельностью. Как правило, называют три направления управленческой деятельности:

Законодательная,

Исполнительная,

Судебная.

В подобном смысле разделение власти характерно для любого государства (в том числе для тоталитарного).

Разделение объема властной компетенции предполагает распределение объема властных полномочий между одноуровневыми органами (ветвями власти), которые могут не только реализовать управленческие функции в рамках своей компетенции, но и контролировать деятельность друг друга, препятствуя тем самым узурпации власти, перерастанию власти государства в деспотию.

Таким средством контроля и ограничения является для ветвей власти «механизм сдержек и противовесов», впервые получивший свое теоретическое обоснование в работе французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов». Юридическое оформление этот механизм получил в Конституции США 1787 года.

В России, свое официальное признание в качестве гаранта стабильности конституционного строя, предпосылки и условия формирования правового государства механизм разделения властей получил в Конституции 1993 г. Ст. 10 Конституции содержит положение о том, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Взаимодействие законодательной (в лице Федерального Собрания) и исполнительной (в лице Президента и Правительства) ветвей власти предполагает, что законотворчеством, как видом властной деятельности, занимается Федеральное Собрание Российской Федерации, однако, для того, чтобы принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон вступил в юридическую силу, он должен быть подписан Президентом. В том случае, если последний не делает этого (налагает вето), закон юридическую силу приобрести не может – вступает в действие сдерживающий фактор. Вместе с тем, если при повторном голосовании за отклоненный закон проголосует квалифицированное большинство парламентариев (2/3 от представителей обеих палат), вето считается преодоленным и Президент обязан подписать закон – фактор противовеса.

Следует подчеркнуть, что разделение государственной власти осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали (в ст. 11 Конституции закрепляется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов).

Принцип единства и разделения государственной власти обуславливает необходимость оптимального сочетания тенденций централизации и децентрализации, возникающих в процессе формирования и функционирования государственного аппарата. Суть первой сводится к сосредоточению властных полномочий у высокоорганизованной команды профессиональных управленцев, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия, применения мер государственного принуждения. Децентрализация государственной власти, в свою очередь, предполагает ограничение властных полномочий административно-бюрократических структур рамками нормативных предписаний, определяющих пределы властной компетенции государственных органов и выступающих в качестве действенных средств взаимного контроля, взаимных сдержек и противовесов.

3. Должностное лицо как субъект властных полномочий.

Должностное лицо – сотрудник, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Должностные лица - представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения. Предполагается, что выработка и принятие властного решения по делу является результатом сознательного волевого поведения (усмотрения) должностного лица. Вместе с тем, должностное лицо принимает решение на основании и в рамках, предусмотренных действующим законодательством. При этом, превышение должностным лицом своих полномочий рассматривается как произвол.

Должностные лица осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Выступая в качестве полномочных представителей государства чиновники не должны использовать властные полномочия в эгоистических интересах личного или корпоративного характера.

Наряду с представителями государственной власти - профессиональными чиновниками, существует особая категория должностных лиц, которые, находясь на государственной службе, вместе с тем являются представителями государственной власти только в период реализации конкретных профессиональных функций (часовой на посту, пограничник, охраняющий государственную границу, сотрудник ГИБДД, осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения и т.д.). Особенностью в данном случае является выведение указанных лиц на время реализации ими государственно-властных полномочий за пределы служебной субординации. Выполняя эти функции, лицо является полномочным представителем государства и обязано подчиняться требованиям закона, даже в тех случаях, когда эти требования идут вразрез с приказами начальников (командиров).

Тема 2.3. Политическая система общества


| | | | | | | | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Введение

1. Функции государства

1.1 Функции государства и их классификация

1.2 Формы и методы реализации функций государства

2. Аппарат (механизм) государства

2.1 Основныепонятияаппарата(механизма)государства

2.2 Признакимеханизмагосударства

2.3 Структурагосударственногоаппарата

2.4. Принципыфункционированиягосударственногоаппарата

3. Государственные органы

3.1 Государственный орган. Признаки и классификация

3.2 Главагосударства

3.3 Исполнительныеорганы

3.4 Законодательные(представительные)органы

3.5 Судебныеорганы

4. Бюрократия и бюрократизм

4.1 Разграничениепонятийбюрократияибюрократизм

4.2 Концепция бюрократии Макса Вебера

4.3 КонцепциябюрократииКарлаМаркса

4.4 Имперскаямодель бюрократии

4.5 Реалистичнаямодельбюрократии

4.6 Бюрократизм

Заключение

Списоклитературы


Введение

Государство как институт организации общественной жизни появилось на определенной ступени человеческого развития и с тех пор постоянно развивается. Первые государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. Понятию государства в современной науке дано множество определений, но если оглянуться в глубь веков то становится ясно, что государство – это, прежде всего форма объединения людей, добровольно ограничивающих свободу своего поведения во имя приобретения других благ. В процессе развития человечества развивалось и государство, соответственно развивался и механизм осуществления власти государством. Современное государство является государством социальным соединяющим все группы населения, наций и народностей, проживающих на его территории в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Современное социальное государство немыслимо без эффективных механизмов управления и организации публичной власти. Все эти механизмы формируются исходя из того, какие функции призвано осуществлять государство.

Целью данной работы является, проанализировав основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом. Так же в своей работе я рассмотрю само понятие государственного аппарата его признаки структуру и принципы функционирования. Третья часть работы посвящена основным государственным органам в механизме государства. И, наконец, в заключение своей работы я рассмотрю феномен бюрократии и её побочного эффекта бюрократизма.


1. Функции государства

1.1 Функции государства и их классификация

Функции государства – это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В функциях государства проявляется его сущность особой организации публичной политической власти располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. В современной юридической теории существует несколько критериев классификации функций государства. Это обосновано и научной и практической целями. Нельзя особо выделить тот или иной критерий как наиболее правильный, так как они используются с различными целями и отражают разные стороны функционирования государства. Рассмотрим основные критерии классификации:

1. По сферам общественной жизни выделяют политическую, социальную, экономическую, духовную, экологическую.

2. По принципу разделения властей: законодательную, управленческую, судебную, информационную.

3. По способу осуществления: регулятивные и охранительные.

4. По степени социальной важности: основные и неосновные.

5. По продолжительности: постоянные и временные.

6. По сферам политической направленности: внутренние и внешние, которые в свою очередь также подразделяются:

– Внутренние на: поддержание существующего государственного и общественного строя, защита господствующего класса, экономические, налогообложение, финансовый контроль, социальные, духовные, политические, экологические, защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

– Внешние на: содействие по обеспечению международного мира, защита государственной границы и территории, межгосударственное экологическое, экономическое и политическое сотрудничество.

Как видно из вышеизложенного, некоторые функции повторяются в разных классификационных группах, но в зависимости от конкретного применения меняется и форма их реализации. Нельзя так же сказать, что все перечисленные функции характерны для всех абсолютно государств, по мере развития каждого государства в зависимости от конкретно исторических условий некоторые из них становятся более важными по сравнению с другими. Исходя из этого, можно выделить четыре основные функции, которые выполняет любое государство:

Экономическая, т.е. развитие экономики как внутри государства, так и установление международных экономических связей;

Политическая, т.е. обеспечение безопасности как внутри страны, так и на международном уровне, защита государственного суверенитета;

Социальная, т.е. обеспечение достойного уровня жизни всего населения, охрана прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей людей и т.п.;

Идеологическая, т.е. поддержка науки, культуры, образования, а так же политической, религиозной, нравственной идеологии;

В свою очередь Нерсесянц В.С. рассматривая в своей работе функциональную деятельность государства, отмечает что «…государство – это не организация для решения экономических, культурных, экологических и иных сходных задач, хотя роль государства (и права) в надлежащем решении этих и подобных задач весьма велика», и далее замечает «Специфика, существо и смысл всей функциональной деятельности государства, всех его функций состоят в организации, реализации и защите определенного (социально-исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни свободных людей».В связи с этим он выделяет в качестве основных функций:

Правоустановительная функция, т.е. установление всех источников и норм действующего права;

Правореализаторская функция, т.е. претворение в жизнь установленных норм права;

Правозащитная функция, т.е. установление законности и порядка во всех сферах жизни общества;

Внешнегосударственная функция, т.е. осуществление внешнего суверенитета государства;

Можно отметить, что первые три функции относятся к внутренней деятельности государства, тогда как четвертая отвечает за отношения государства с внешним миром.

С развитием человечества у государства могут появляться и новые функции так, например, во второй половине XXвека добавилась экологическая. Деятельность человека поставила под угрозу существование жизни на земле и именно на государство возложена задача по контролю за состоянием окружающей среды.

Таким образом, можно сказать, что определять критерии классификации функций государства нужно исходя из того, какие конкретно при этом преследуются цели.

1.2 Формы и методы реализации функций государства

Все функции государства реализуются в определенных формах и определенными методами. В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются:

1. Деятельность основных звеньев механизма государства, именно специфические виды г осударственной деятельности, а не деятельность негосударственных организаций. Такими формами являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная деятельность.

Рассмотрим основные специфические виды государственной деятельности.

Законодательная деятельность состоит в разработке, принятии и издании законодательными и представительными органами законов, обязательных для исполнения.

Управленческая или исполнительная деятельностьпредставляет собой основанное на законах оперативное, повседневное исполнение органами государственного управления функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность, т.е. реализация функции государства, которая осуществляет правосудие всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность- это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля над законностью. В России особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным исполнением действующих законов.

Данная классификация способствует изучению и совершенствованию разделения труда между разными звеньями механизма по выполнению государством его функций и тесно соотносится с принципом разделения властей.

2. Однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, через которую осуществятся его функции. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различают:

a) Правовые формы

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) связанная с изданием юридических актов деятельность государственных органов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это государственная деятельность, выражающаяся в разработке, принятии, издании изменении или отмене юридических норм.

Правоприменительная деятельность - это государственная деятельность по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания властных индивидуальных актов. В правоприменительной деятельности выделяют оперативно-исполнительную и правоохранительную.