По происхождению опасности делят на. Цп автоматизированные системы управления и промышленная безопасность

  • Тема 2.
  • 3.Содержание блоков модуля курса дистанционного обучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Блок №1 (обязательный к изучению).
  • Тема 1.
  • «Исторический аспект в изучении проблем безопасности жизни человека».
  • 1.Какова роль биосферы в планетогенезе Земли?
  • 1.Существуют ли закономерности появления угроз безопасности от жизнедеятельности
  • 1.Раскройте сущность понятия «опасность» и «безопасность».
  • 1.Понятие чс. Механизм и стадии развития чрезвычайных ситуаций.
  • 1.Постановление Правительства рф «о классификации чс природного и техногенного характера» от 13.09.96 г. №1094.
  • 1). Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного
  • 1.Задачи и структура гражданской обороны.
  • 1.Предназначение и примерная структура го образовательного уч­реждения.
  • 1.Комплекс организационно-профилактических мероприятий в образовательном учреж­дении по предупреждению и пресечению террористических проявлений.
  • 1.Обеспечение личной безопасности на улицах города. Сформулируйте правила безопасного поведения на улицах города.
  • 13.Чс не выходящая за пределы населенного пункта, классифицируется, как:
  • 53. Биологический смысл активной адаптации состоит в:
  • 64.Как необходимо вести себя людям, захваченным в качестве заложников?
  • 69.Как называется комплекс мероприятий по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозированию и профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций (чс)?
  • Лекция №1.
  • 1.Происхождение Вселенной, эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.1. Теория возникновения Вселенной. Современная картина мира.
  • (Рис 4) Рождение звезд.
  • 1.2. Эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.3.Теоретическая судьба Вселенной.
  • 2. Теория возникновения жизни и биосферы.
  • 2.1.Зарождение жизни.
  • (Рис.8)Земля 4,5 млрд. Лет назад.
  • 2.2. Характеристики биосферы. Местоположение биосферы.
  • 2.3. Будущее биосферы.
  • 3.Ноосферогенез(рождение и эволюция разума). Учение в.И Вернадского о ноосфере.
  • XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году.
  • 1). Заселение человеком всей планеты.
  • 1).Рассмотрение человечества в роли планетарного фактора, физического компонента
  • 1) .Продолжение процесса цефализации.
  • 1.Моисеев н. Н. Слово о научно-технической революции. 2-е изд., доп. - м.: «Молодая гвардия», 1985. - 238 с.
  • Тема 2. «Научные исследования о последствиях жизнедеятельности человека. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи».
  • Лекция № 2.
  • 1.Возникновение и эволюция мира опасностей. Закономерности появления
  • 2. Предпосылки и признаки новой эпохи.
  • 2.1.Учение о ноосфере и его определяющая роль для прогрессивного развития человечества.
  • 2.2.Демографический взрыв.
  • 2.4.Первые признаки новой эпохи.
  • 1).Угроза от атомной бомбы и возможные последствия ядерной войны.
  • 2).Космический аналог ядерной угрозы.
  • 3. Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности.
  • 3.1.Мировая динамика.
  • 1900 2025 2100
  • 3.2.Пределы роста.
  • 3.3.Устойчивость биосферы.
  • 4.Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи.
  • 2.Сущность и типология глобальных проблем безопасности.
  • 1).Примечание.
  • 2).Современный комплекс проблем безопасности – это системно выстроенное на базе современной науки представление:
  • 1) Проблемы, связанные с противоречием между обществом и окружающей средой (система «общество – природа»);
  • 2) Социальные проблемы, связанные с противоречиями внутри общества (система «человек – общество»).
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 3.
  • 2).Обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем.
  • 3).Воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.
  • 1. Причинно – исторический аспект становления науки о безопасности жизнедеятельности.
  • 2.Основные положения, цели, задачи и практическое значение Науки безопасность жизнедеятельности.
  • 1.С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях
  • 1. По своему происхождению опасности бывают:
  • 2.По времени проявления последствий опасности делятся на:
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 4.
  • 1.Понятие о риске. Классификация рисков.
  • 2. Концепция приемлемого риска. Управление риском.
  • 2.1. Концепция приемлемого риска.
  • 2.2. Управление риском.
  • 3. Принципы и методы обеспечения бж. Средства обеспечения безопасности.
  • 3.1 .Принципы обеспечения безопасности.
  • 3.2.Методы обеспечения бж.
  • 3.3.Средства обеспечения безопасности.
  • 4.2. Раздел 2. «Чрезвычайные ситуации и их классификация».
  • Тема 1.
  • Лекция № 1.
  • 1.Понятие об опасных и чс. Основные понятия и определения.
  • 2.Характеристика чрезвычайных ситуаций.
  • 2.1. Характерные стадии развития чс (элементы чс).
  • 1).Накопление факторов риска. Опыт свидетельствует, что опасности, как правило,
  • 2).Инициирование чс. Это своего рода толчок, пусковой механизм чс.
  • 3). Процесс самой чс. В этой стадии происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества и начинается их воздействие на людей и окружающую среду.
  • 2.2.Основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Воздушная взрывная волна.
  • 2).Температурный фактор - это воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях (Рис. 5).
  • 4).Возникновение поражающего фактора химически опасных веществ (хов).
  • 6).Аэрогидродинамический поражающий фактор, как правило, возникает при таких стихийных бедствиях, как наводнение, тайфуны и ураганы, смерчи, сели, оползни,
  • 3.Классификация чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения.
  • 2).Классификация чрезвычайных ситуаций по скорости (темпу) распространения.
  • 3).Классификация чрезвычайных ситуаций по степень внезапности:
  • 4).Классификация чрезвычайных ситуаций по продолжительность действия.
  • 5). Классификация чрезвычайных ситуаций по природе происхождения (по
  • 4.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):
  • 4.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):
  • 5.Чс социального характера:
  • 5.1. Военные:
  • 5.2.Терроризм.
  • 5.3.Локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
  • Тема 1.
  • Лекция № 2.
  • 1).Гипокинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок) - внезапное развитие психомоторной заторможённости, вплоть до полной обездвиженности (аффектогенный ступор).
  • 3).Истерические психозы:
  • 5).Реактивный параноид (психогенный параноид):
  • 2. Основные принципы защиты населения от чс в условиях мирного времени.
  • 3.2.Эвакуационные мероприятия.
  • 3.3. Инженерная защита населения от чс. Укрытие населения в защитных сооружениях.
  • 3.4. Средства индивидуальной защиты в чс.
  • 1.Фильтрующие:
  • 2.Изолирующие: ип – 4, ип – 5, кип – 5, кип – 7 –противогазы.
  • 4.Медицинские мероприятия по защите населения.
  • 5. Аварийно – спасательные и другие неотложные работы (асднр) в зоне чс.
  • 1. По своему происхождению опасности бывают:

      природные;

      техногенные (это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения);

    -антропогенные (60-80 %, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств);

    - экологические (утоньшение озонового слоя, сокращение биоразнообразия);

      социальные (алкоголизм, военные действия, террор и т.д.);

      экономические;

      политические;

      военные;

      физические (включают костно - мышечные травмы, являющиеся следствием выполняемой работы и неблагоприятных условий, в которых работа выполняется);

      комбинированные.

    2.По времени проявления последствий опасности делятся на:

      импульсные – быстро распространяющиеся;

      кумулятивные – долго распространяющиеся.

    3.По локализации: связанные с атмосферой, литосферой, гидросферой, космосом.

    4.По последствиям: травмы, заболевания, аварии, утопления, пожары, гибель.

    5.По наносимому ущербу: социальный, технический, экологический и др.

    6.По сфере проявления: бытовая, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

    7.По структуре: простые, сложные, производные.

    По масштабам распространения опасности варьируются от угрозы отдельному человеку до опасности глобальных катастроф.

    8.По характеру воздействия на человека: активные и пассивные.

    а).к пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

    б).активные опасности - все остальные, проявляющие активность при воздействии на человека.

    Таким образом, термин «опасность» описывает возможность осуществления некоторых условий природного, технического, социального, экономического, политического, военного характера, при наличии которых могут наступить интересующие нас неблагоприятные события и процессы, например, природные катастрофы или бедствия, аварии на промышленных предприятиях, экономические или социальные кризисы.

    Следовательно, «опасность» - это ситуация, постоянно присутствующая в окружающей среде и способная при определенных условиях привести к реализации в окружающей среде нежелательного события - возникновения опасного фактора. Соответственно реализация опасности - это обычно случайное явление, и возникновение опасного фактора характеризуется вероятностью этого явления.

    Объективной основой опасности является неоднородность системы «человек - среда обитания».

    Опасность может возникнуть в окружающей человека внешней среде или в самом человеке. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действие людей.

    Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

    Необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Иными словами, источником опасности может быть все живое и неживое. Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности.

    Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым остаточным риском, т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицательному воздействию на человека, окружающую среду.

    Источниками формирования опасностей могут быть:

    -сам человек: как сложная система «организм – личность», в которой причиной

    возникновения опасностей, а, следовательно, и возможного неблагоприятного исхода

    их действий, могут стать: неблагоприятная для здоровья человека наследственность,

    физиологические ограничения возможностей организма, психологические

    расстройства и антропометрические показатели человека, оказывающиеся

    непригодными для реализации конкретной деятельности и т.д.;

    -элементы среды обитания, которыми для любой деятельности являются: предметы, средства и продукты труда, используемая энергия, климатические условия жизни или микроклиматические условия труда (температуры, влажность и скорость движения воздуха), животный и растительный мир, коллектив людей, отдельный человек и т.д.;

    -процессы взаимодействия человека и среды обитания.

    Объекты опасности (чаще их называют объектами безопасности) и субъекты безопасности (осуществляющие меры безопасности) - личность и общество как многоуровневая структура.

    Поскольку любая опасность, как правило, носит латентный (скрытый) характер, чрезвычайно важное значение приобретает процесс ее идентификации, т. е. обнаружения и установление временных, пространственных, количественных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

    Опыт свидетельствует, что опасности, как правило, не возникают неожиданно. В большинстве случаев им предшествуют некоторые явления, события, процессы, которые называют накоплениями факторов риска. Обнаружение таких предвестников, признаков опасности, их анализ и основанное на нем прогнозирование степени вероятности самой опасности, сроков ее возникновения, направленности, возможного ущерба и т. п. - важнейшие задачи идентификации опасностей.

    Идентификация опасности - процесс распознания образа опасности. Установление возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления величины и последствий опасности.

    Интенсивность опасности - степень ее напряженности, которая выражается скоростью возможного наступления угрожаемого события, его количественной и качественной характеристиками.

    Количественная характеристика включает повторяемость угроз за определенный период времени и масштабы их проявления.

    Качественная оценка состоит в силе разрушительного воздействия ожидаемого события.

    Различают опасности естественного и антропогенного происхождения.

    Естественные опасности обуславливают стихийные явления – климатические

    условия, флора и фауна, рельеф местности и т.п. Однако, негативное воздействие

    на человека и среду обитания не ограничивается только естественными

    опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения,

    непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами

    деятельности, генерирует в среде обитания антропогенные опасности. Чем выше

    преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных

    опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих

    на человека и окружающую его среду.

    Наряду с понятием опасность используется понятие угроза. Считается, что:

    «Угроза» – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность.

    Важнейшим понятием, определяющим во многом и концепцию и стратегию разработки мер по обеспечению устойчивости и безопасности системы «Человек - среда обитания», является само понятие безопасности.

    Отсутствие опасности, точнее «состояние, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо» в словарях определено понятием безопасность.

    Однако опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасности невозможно. В связи с этим часто применяют определение, указывающее на безопасность как на надёжную защищённость от опасностей и угроз.

    Безопасность – это надежная защищенность от различного рода опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

    Такое определение подчёркивает приемлемость (и неизбежность) опасностей и угроз определённого уровня, при этом как бы само собой подразумевает необходимость защиты объекта.

    Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной

    вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье

    и жизнь человека.

    Безопасность следует понимать, как комплексную систему мер по защите

    человека и среды обитания от опасностей,формируемых конкретной деятельностью

    человека. Чем сложнее вид деятельности, тем комплекснее система защиты

    (безопасность этой деятельности).

    Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности

    человека- фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях:

    глобальном, региональном, техносферном, биосферном и т.д.

    Чтобы обеспечить ее безопасность, необходимо учитывать особенности человека, который играет троякую роль:

    -является объектом защиты;

    -выступает средством обеспечения безопасности;

    -сам может быть источником опасности.

    Заключение.

    Таким образом, появление новых, глобальных проблем безопасности в середине XX в. привело к возникновению расширенного понимания аспекта безопасности человека и потребовало научного подхода в его изучении.

    Это стало причиной трансформации разрозненных сведений в области знаний о безопасности человека, в «Науку безопасность жизнедеятельности», как особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний.

    Безопасность жизнедеятельности (БЖД) это наука о безопасном взаимодействии человека со средой обитания, комплексно и системно решающая исследуемый вопрос.

    Особое внимание в Науке безопасность жизнедеятельности уделено системному подходу к изучению проблем безопасности и концепции безопасности личности.

    Понятие «Наука» значительно шире понятия «Научная дисциплина» в области охвата проблем безопасности. «Научная дисциплина БЖД» является разделом «Науки безопасность жизнедеятельности». Но они имеют единую теоретическую основу и методологию.

    «Наука безопасность жизнедеятельности» опирается на достижение других наук, таких как социология, медицина педагогика, математика (теория вероятности, теория игр и т.д.), физика, химия, теория надежности, философия, психология, право, физиология и многих других.

    Проблемность человеческой жизни не дает возможности полностью решить все проблемы безопасности человека. Невозможно достичь абсолютного устранения опасности, поэтому поле человеческих проблем в области безопасности может быть минимизировано, но не ликвидировано полностью.

    Решение задач современного комплекса проблем безопасности может быть получено на основе общей теории безопасности, являющейся концептуальной основой науки о безопасности жизнедеятельности.

    Билет 3. Современная тенденция развития и последствий несчастных случаев.

    Сегодня характерна тенденция: вероятность каждого отдельного проис­шествия уменьшается, а масштабы последствий возрастают, что хорошо иллюстрируется графиком, на котором показаны риск аварии и число погибших пас­сажиров в этих авариях в ходе развития самолетостроения (рис.).

    Билет 4. Условия достижения безопасности.

    · общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека;

    · юридическое закрепление прав человека в области безопасности;

    · наличие механизма экономического регулирования взаимоотношений в области безопасности между человеком и обществом.

    Билет 5. Понятие опасности.

    БЖД - это область знаний, в которой изучаются опасности и нежелатель­ные последствия их воздействия на человека и объекты среды обитания, зако­номерности их проявления и способы защиты от них. К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоровью человека или его смерть, пожары, аварии и т.д. Процессы, явления и различное воздействие на организм человека и объекты окружающей среды, вызывающие нежелательные последствия называются опасностями. Опасности хранят все системы, имеющие энергию, химические или биологически–активные компоненты, а также вещества и объекты с характеристиками, несоответствующими условиям жизнедеятельности человека.

    Опасности:

    · реальные;

    · потенциальные (скрытые).

    Чтобы потенциальные опасности реализовались, нужны соответствующие условия, которые называются причинами. Причины – совокупность обстоятельств, при которых опасности проявляются и вызывают нежелательные последствия.

    Аксиома о потенциальной опасности деятельности

    Человеческая практика дает основания для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Это хорошо иллюстрируется данными японских исследователей. Среднее число погибших за 10 часов в разных видах деятельности.



    Билет 6. Триада: «опасность - причины - нежелательные последствия».

    Триада "опасность - причины - нежелательные последствия" - это логиче­ский процесс развития потенциальной опасности в реальное последствие, как-то: несчастный случай, пожар, чрезвычайная ситуация и т.д. Например: яд (опасность) - ошибка провизора (причина) – отравление (нежелательное последствие) или электроток - короткое замыкание - смерть человека. Поиск и устранение причин лежит в основе профилактики проявления опасности, а, следовательно, и в предотвращении несчастных случаев, пожаров, катастроф и т. д.

    Билет 7. Идентификация, номенклатура опасностей.

    Идентификация опасностей - это процесс выявления и установления вре­менных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека. В процессе идентификации выполняется паспортизация опасностей и вы­является их номенклатура. Номенклатура опасностей - перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку. Например: ядо­витые вещества, пестициды и т. д. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных производств, цехов, профессий и т. д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) имеет но­менклатуру опасностей в алфавитном порядке. Например: Алкоголь, вибрация и т. д.

    Билет 8. Таксономия. Классификация опасностей.

    Поскольку опасность понятие сложное, имеющее много признаков, опасности классифицируются и систематизируются. Наука о классификации и систематизации сложных явлений, объектов, понятий называется таксономией.

    Опасности бывают:

    · реальные;

    · потенциальные.

    По происхождению:

    · естественные (природные) – землетрясения, бури, ураганы и т.д.;

    · технические (движущиеся части машин);

    · антропогенные (обрушение зданий, отравление рыбой);

    · экологические (загрязнения биосферы);

    · смешанные.

    По локализации (месту существования):

    · в литосфере

    · гидросфере,

    · космосе,

    · атмосфере.

    По виду источника:

    · физические (различные излучения);

    · химические (химические вещества);

    · биологические (бактерии, микробы);

    · психофизиологические (эпилепсия, лунатизм, усталость, монотонность);

    По времени проявления последствий:

    · мгновенные (действующие сразу, так называемые импульсивные);

    · кумулятивные (действующие с запаздыванием);

    По вызываемым последствиям:

    · утомление,

    · травмы,

    · заболевания,

    · стресс,

    · летальные исходы.

    По виду ущерба:

    · технический;

    · экономический;

    · экологический;

    · социальный.

    Сферы проявления:

    · бытовая;

    · производственная;

    · дорожно-транспортная;

    · спортивная

    По структуре (строению):

    · простые,

    · сложные,

    · порождаемые взаимодействием простых.

    По характеру воздействия:

    · активные (воздействуют сами)

    · пассивные, активизирующиеся за счет энергии человека (колющие, режущие, неподвижные элементы; неровности, уклоны, по которым перемеща­ется человек).

    Классификация опасностей

    Основные понятия, термины и определения

    Основные аксиомы и принципы безопасности жизнедеятельности:

    1. Аксиома о рискогенности деятельности человека: «Человеческий организм всегда мо­жет подвергнуться внешнему воздействию со стороны ка­кого-либо фактор».

    Кратко применительно к БЖД это обычно формулируют проще: «жизнь потенциально опасна», полагая, что в БЖД анализируются только опасные воздействия.

    2. Аксиома о потенциальной опасности среды обитания человека (аксиома об отсутствии нулевых рисков): «Абсолютная безопасность человека в среде оби­тания не достижима».

    3. Принцип антропоцентризма: «человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования».

    Опасность - не­гативное свойство среды обитания, приводящее человека к потере здоровья или к гибели.

    Среда обитания человека. Характерные системы «человек-среда обитания»

    Понятие системы «человек - среда обитания» в БЖД широко используется для описания процессов негативного взаимодействия человека с окружающей его средой обитания. Отличительной особенностью рассмотрения системы "человек - среда обитания"является реализация принципа БЖД - принципа антропоцентризма.

    Понятие системы «человек - среда обитания». Это понятие составляет основу научного знания, именуемого «экологией». В БЖД оно также широко используется для описания процессов негативного взаимодействия человека (коллектива людей, населения города, региона, страны, планеты Земля, далее «человек») с окружающей его средой обитания. Отличительной особенностью рассмотрения системы «человек - среда обитания» является реализация I принципа БЖД - принципа антропоцентризма.

    2. Термин "среда обитания” - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

    В современном мире для человека характерны два полярных вида среды обитания - природная (биосфера) и техносферная (производственная, селитебная и бытовая). Для описания БЖД человека в техносфере характерен второй вид среды обитания.

    Жизнедеятельность человека осуществляется в окружающей его среде обитания, из которой он получает все необходимое для удовлетворения своих потребностей в пище, воздухе, воде, материальных ресурсов и отдыхе.

    Среда обитания -окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

    В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек - среда обитания», наиболее характерными являются системы «человек - природная средa», «человек - производственная среда», «человек - бытовая среда».

    На начальных этапах развития человечества его средой обитания была только часть природной среды, в которой осуществлялась его жизнедеятельность.

    По мере развития цивилизации, человек для обеспечения своих потребностей преобразовывал некоторую часть природной среды – распахивал и засевал поля, использовал землидля пастбищ, разводил сады и обустраивал парки, создавал искусственные водоемы (пруды,каналы). Трансформированная природная среда, агроценозы, требует периодических усилийчеловека для ее поддержанию т.к. искусственные экосистемы не способны к самоподдержанию; если человек их оставляет, то они либо деградируют и разрушаются, либо превращаются в объекты дикой природы. Эту часть среды обитания человека принято называть квазиприродной средой.

    Материальная искусственная среда, созданная человеком, в состав которой входят всездания и постройки, инженерные сооружения, оборудование, технические средства, различные средства производства и потребления в сочетании с элементами квазиприродной средыпредставляет собой артеприродную (техногенную) среду. Этот вид среды требует постоянных усилий человека для ее поддержания, она не обладает свойством самоподдержания исаморегуляции.

    Среда, в которой формируются и удовлетворяются психологические, социальные и экономические потребности человека называется социальной средой. Она представляет собойопределенным образом организованную совокупность связей людей – от семьи до этноса илигосударственного общества.

    На стыке социальной и техногенной среды находится селитебная среда, т.е. среда жилищ и населенных пунктов, а также производственная среда – среда рабочих мест и окружения производственных объектов.

    Исходя из вышесказанного, структуру среды обитания современного человека можнопредставить в следующем виде:

    Структура среды обитания человека

    Среда обитания современного человека рассматривается как чрезвычайно сложная структура, включающая в себя 4 неразрывно связанные подсистемы:

    1. СОБСТВЕННО ПРИРОДНАЯ СРЕДА. Это компоненты живой и неживой природы, которые, хотя и претерпели изменения, связанные с деятельностью людей, но способны к самовоспроизводству без участия человека.

    2. КВАЗИ ПРИРОДНАЯ СРЕДА. Это компоненты живой и неживой природы, преобразованные людьми так, что не способны к самовоспроизводству без участия человека, хотя и представляют собой элементы, характерные для естественной природной среды. К ней относят сельскохозяйственные угодья, парковые зоны и т. п.

    3. ИСКУССТВЕННАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА. Это весь материальный мир, созданный человеком и не имеющий аналогов в первых двух подсистемах (промышленные предприятия, машины, здания и т. д.).

    4. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА или культурно-психологический климат, создаваемый для отдельного человека социальными группами или человечеством в целом.

    Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования. Селитебная среда включает среду жилищ и населенных пунктов.

    Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.



    Техносфера - среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучшего ее соответствия социально-экономическим потребностям человека.

    Биосфера - область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

    По определению к техносфере относится все, что создано человеком, - производственная, городская, бытовая среды, лечебно-профилактическая, культурно-просветительная зоны и т.п.

    Почти 700 тыс. лет человечество пребывало в непосредственном контакте с биосферой Земли, которая всегда являлась и является экраном, защищающим его от воздействия космического излучения.

    В биосфере зародилась жизнь и сформировался человек, но она негативно влияла на человека и влияет сейчас в результате проявления ряда естественных факторов (повышенная и низкая температура воздуха, атмосферные осадки, стихийные явления и т.п.). Поэтому для защиты от неблагоприятных воздействий биосферы и достижения ряда иных целей человек был вынужден создать техносферу.

    Создание техносферы - длительный процесс, обусловленный эволюционным развитием человека и среды его обитания. Начало активного создания техносферы приходится на середину XIX в.

    Современную структуру Вселенной можно представить в виде четырех взаимодействующих систем, схематически показанных на рис.

    Современная схема взаимодействия человека со средой обитания

    Интенсивный рост численности населения Земли и его урбанизация способствовали развитию многих процессов в экономике и прежде всего росту промышленного и сельскохозяйственного производств, энергетики, увеличению численности и видов транспортных средств, повышению производительности и энерговооруженности человеческой деятельности.

    Урбанизация - переселение людей на постоянное проживание из сельской местности в города главным образом с целью их широкого привлечения к промышленному производству и с иными целями.

    Таким образом, эволюция человечества, развитие промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и ряд других обстоятельств способствовали созданию в современном мире среды обитания нового типа - техносферы, в которой проживает и трудится все урбанизированное население, представляющее собой большую часть жителей нашей планеты.

    Реальность современной жизни такова, что созданная руками человека техносфера, призванная максимально защищать его от естественных опасностей, в результате сама стала основным источником опасностей на Земле. Происходящие в ней процессы приводят не только к людским жертвам, но и к уничтожению природной среды, ее глобальной деградации, что в свою очередь может вызывать необратимые генетические изменения у людей.

    Создание и опыт развития техносферы в XX в. во многом свидетельствует о том, что формирование качественной техносферы невозможно без знания и учета механизмов возникновения в ней различных опасностей, воздействующих на человека и природу, и выработки действий для смятения (или полного устранения) причин возникновения этих опасностей. Очевидно, что создание качественной техносферы возможно лишь в том случае, если человек на всех этапах деятельности будет постоянно нацелен на разработку и совершенствование техники, технологий и жизненного пространства, не приносящих ущерба природе и его здоровью. В связи с этим весьма актуальной задачей мирового сообщества, государств, общественных объединений и каждого человека становится осуществление постоянных и эффективных усилий по противодействию техногенным и природным опасностям, и прежде всего по устранению причин их возникновения.

    Классификация опасностей

    В зависимости от признака, положенного в основу классификации, все опасности можноразделить на следующие типы:

    Признак классификации Вид (класс)
    По видам источников опасности Естественные Техногенные Антропогенные
    По видам потоков в жизненном пространстве Материальные Энергетические Информационные
    По величине потоков в жизненном пространстве Допустимые Предельно допустимые Опасные Чрезвычайно опасные
    По моменту возникновения опасности Прогнозируемые Спонтанные
    По длительности воздействия опасности Постоянные Переменные, периодические Кратковременные
    По объектам негативного воздействия Действующие на человека Действующие на природную среду Действующие на материальные ресурсы Комплексного воздействия
    По количеству людей, подверженных опасному воздействию Личные Групповые (коллективные) Массовые
    По размерам зоны воздействия Локальные Региональные Межрегиональные Глобальные
    По видам зон воздействия Действующие в помещении Действующие на территориях
    По способности человека идентифицировать опасности органамичувств Ощущаемые Неощущаемые
    По виду негативного воздействия на человека Вредные Травмоопасные Вызывающие летальный исход
    По вероятности воздействия на человека и среду обитания Потенциальные Реальные Реализованные

    Естественные опасности подразделяются на повседневные и стихийные бедствия. Первые обусловлены климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Вторые проявляются в результатеразличных масштабных природных процессов, происходящих в недрах планеты, атмосфере,в океане (извержение вулканов, землетрясение, ураган, тайфун, наводнение и др.).

    Человек, используя и преобразуя окружающую среду для обеспечения своих потребностей, непрерывно генерирует в среде обитания техногенные и антропогенные опасности.

    Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения, вещества ит.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

    При оценке опасностей следует реально оценивать вероятность их реализации. Иначе внекоторых случаях возникает опасность появления фобий, т.е. необоснованного страха,например радиофобия. В связи с этим различают опасности потенциальные, реальные и реализованные.

    Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем.

    Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, онасуществует в конкретном пространственно-временном промежутке.

    Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и/илисреду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям.

    Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

    Происшествие - событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущербалюдским, природным и материальным ресурсам.

    Чрезвычайное происшествие (ЧП) - событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные ресурсы и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

    Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей,при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

    Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью илипропажей без вести людей.

    Стихийное бедствие - происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле иприведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровью для группы людей, наноситсяматериальный ущерб населению и экономике, деградирует природная сфера.

    Для количественной оценки опасности пользуются понятием риска, который характеризует вероятность реализации опасности. Величина риска может быть определена на основе статистических данных или теоретических исследований. Для расчета на базе статистики используют формулу:

    R = (N _ / N) ≤ R доп. ,

    где N _ –- число негативных исходов (заболеваний, несчастных случаев, аварий и т.п.) за определенный период времени (год, сутки, смена); N – общее число событий, людей; R доп. допустимый рискмеждународной практике для техногенных опасностей принято считать R доп. = 10 -7 – 10 -6).

    Природные и производственные опасности. Опасные и вредные факторы. Идентификация опасностей

    Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности.

    Источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

    Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

    Признаки опасности:

      Угроза для жизни.

      Возможность понесения ущерба здоровью.

      Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

    Источники формирования опасности .:

      Сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

      Окружающая среда;

      Явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

    Опасность реализуется на пересечении двух сфер:ноксосферы (“ноксо”(лат.)- опасность) – сферы формирования опасностей и гомосферы - сферы деятельности человека.

    Номенклатура или таксономия опасностей – этоперечень названий, терминов, систематизированный по определенному признаку. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и т.д.). Всемирная организация здравоохранения представляет в алфавитном порядке общую номенклатуру всех видов опасностей. Таксономия позволяет выделить основные опасности:

    Таксономия опасностей по эффектам изменения окружающих условий . Наиболее существенные параметры среды обитания человека, имеющие значение для его нормальной и безопасной жизнедеятельности, таковы:

    • а) температура;
    • б) давление окружающего атмосферного воздуха;
    • в) внешнее давление, оказываемое на отдельные участки тела;
    • г) концентрация кислорода;
    • д) концентрация токсичных или коррозионно-активных веществ;
    • е) концентрация болезнетворных микроорганизмов;
    • ж) плотность потока электромагнитного излучения;
    • з) уровень ионизирующих излучений;
    • и) разность электрического потенциала;
    • к) звуковые и вибрационные нагрузки.

    Температура . Воздействия, связанные с повышением или понижением температуры человеческого тела (как изнутри, так и снаружи), могут приводить к травмам или смертям. К таким воздействиям относятся тепловое излучение, конвекция (передача энергии в форме теплоты) и прямая теплопередача с кожного покрова или к нему, вдыхание чересчур холодного или горячего воздуха, употребление внутрь слишком холодных или теплых жидкостей или твердых веществ.

    Атмосферное давление. Внезапные изменения окружающего воздуха, обусловленные действием воздушных ударных волн, могут приводить к травмам или смерти.

    Внешнее давление . Механические травмы возникают из-за приложения чрезмерного давления к отдельным участкам человеческого тела. Механические травмы - это рваные и резаные раны, ушибы, переломы, размозжение, отрывы частей тела, травмы, затрагивающие жизненно важные органы - мозг, сердце, легкие и другие органы.

    Снижение концентрации кислорода в воздухе приводит к травмам и смертям. Перерыв в дыхании происходит, если человек тонет или погребен под твердыми материалами. С другой стороны, и избыток кислорода опасен. При концентрации кислорода резко возникает пожарная опасность.

    Загрязнение воздуха . Хорошо известно, что присутствие определенных веществ в окружающей среде приводит к заболеванию или смерти (например, избыточная концентрация оксида или диоксида углерода).

    Не менее хорошо известно, что избыточная концентрация болезнетворных микроорганизмов вредна и приводит к инфекционным заболеваниям.

    Для всех длин волн электромагнитного излучения существуют пределы интенсивности, за которыми их воздействие на организм человека становится опасным для здоровья.

    Человеческий организм приспособился к существованию в условиях естественного радиоактивного фона, а вклад относительно небольшой техносферной составляющей (ядерной энергетики в нормальных условиях эксплуатации, медицинской диагностики, неразрушающих методов контроля в технике и т.д.) можно считать безвредным. Повышенный уровень дозовых нагрузок приводит к хроническим заболеваниям, значительные дозы вызывают лучевую болезнь и смерть.

    Разность электрического потенциала . Человеческий организм чувствителен к разности потенциалов порядка десятков вольт. Разность потенциалов в сотни вольт (безразлично - постоянного или переменного напряжения) вполне может привести к гибели.

    Звуковые и вибрационные нагрузки могут привести к хроническим заболеваниям несмертельного характера.

    Таксономия по времени реализации. В медицине издавна используются термины "острый" и "хронический" для описания характера заболевания: быстро развивающуюся и бурно протекающую болезнь называют "острой", медленно развивающаяся и долго текущая болезнь обозначается как хроническая. В медицине никогда не придавалось точного значения понятиям "быстро" и "медленно". С медицинской точки зрения понятия "острый" или "хронический" никоим образом не связывалось с тяжестью заболевания, такое понимание этих терминов сохранено при рассмотрении опасностей. Легко видеть, что термины "острый" и "хронический" отвечают противоположным полюсам некоего диапазона значений; провести строгую разделительную черту между ними весьма непросто. Термин "острая" будет относиться к опасностям, для которых время проявления действия не превышает часа. Опасность будет называться "хронической", если ее реализация занимает более месяца. Опасности, срок реализации которых находится внутри обозначенного интервала, будут рассматриваться как нечто среднее между острыми и хроническими опасностями.

    Под временем действия опасности понимается период, в течение которого зарождаются, развиваются и действуют поражающие факторы.

    Таксономия опасностей по числу пораженных. Идея этой классификации - качественная характеристика индивидуальных и групповых опасностей.

    Таксономия опасностей по виду энергетического носителя:

    • а) механические - характеризуются кинетической и потенциальной энергией и механическим влиянием на объекты воздействия; к ним относятся: кинетическая энергия движущихся и вращающихся элементов, потенциальная энергия тел (в том числе людей, находящихся на высоте), шумы (ультразвук, инфразвук), вибрация, ускорения, гравитационная тяжесть, статическая нагрузка, дым, туман, ударная волна и др.;
    • б) термические - характеризуются тепловой энергией и аномальной температурой; к ним относятся: температура нагретых или охлажденных поверхностей, открытого огня, пожара, химических реакций и др. источников; сюда относятся и параметры микроклимата, нарушающие терморегуляцию организма;
    • в) электрические - электрический ток, статическое электричество, ионизирующие излучения, электрическое поле, аномальная ионизация воздуха;
    • г) электромагнитные - освещенность, ультрафиолетовая и инфракрасная радиация, электромагнитные излучения, магнитное поле;
    • д) химически е - едкие, ядовитые, огне- и взрывоопасные вещества, а также нарушение естественного газового состава воздуха, наличие вредных примесей в воздухе.

    Таксономия факторов, обусловливающих возможные отказы технических систем . Любая система эксплуатируется в определенных условиях окружающей среды; она испытывает воздействие факторов окружающей среды (климатических, динамических, биологических и др.), факторов нагрузки (режима работы и взаимодействие элементов), а также искусственных факторов (преднамеренное воздействие извне).

    Под идентификацией опасностей понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

    В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и др. параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

    Методы обнаружения опасностей делятся на:

    • - инженерный. Определяют опасности, которые имеют вероятностную природу происхождения.
    • - экспертный . Он направлен на поиск отказов и их причин. При этом создается специальная экспертная группа, в состав которой входят разные специалисты, дающие заключение.
    • - социологический метод . Применяется при определении опасностей путем исследования мнения населения (социальной группы). Формируется путем опросов.
    • - регистрационный. Заключается в использовании информации о подсчете конкретных событий, затрат каких-либо ресурсов, количестве жертв.
    • - органолептический. При органолептическом методе используют информацию, получаемую органами чувств человека (зрением, осязанием, обонянием, вкусом и др.). Примеры применения - внешний визуальный осмотр техники, изделия, определение на слух (по монотонности звука) четкости работы двигателя и пр.

    Квантификация опасностей - это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий. Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

    Опасности носят потенциальный, т.е. скрытый характер. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами . Причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия , ущерб. Формы ущерба или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

    Триада «опасность - причины - нежелательные последствия » - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие).

    Опасности по происхождению бывают : природные, техногенные, экологические, смешанные;по времени проявления - импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения электрическим током), кумулятивные (накапливающиеся, напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);по локализации - литосферные (землетрясение, извержение вулканов), гидросферные, атмосферные (озоновые дыры), космические (солнечные циклы).

    Все опасности классифицируют по ряду признаков

    Классификация опасностей .

    Признак классификации

    Вид (класс)

    По видам источников опасности

    естественные, антропогенные, техногенные

    По видам потоков в жизненном пространстве

    энергетические, массовые, информационные

    По величине потоков в жизненном пространстве

    допустимые, предельно допустимые, опасные, чрезвычайно опасные

    По моменту возникновения опасности

    прогнозируемые, спонтанные

    По длительности воздействия опасности

    постоянные, переменные, периодические, кратковременные

    По объектам негативного воздействия

    действующие на человека; на природную среду; действующие на материальные ресурсы; комплексного воздействия

    По количеству людей, подверженных опасному воздействию

    личные, групповые (коллективные), массовые

    По размерам зоны воздействия

    локальные, региональные, межрегиональные, глобальные

    По видам зон воздействия

    действующие в помещении; на территориях

    По способности человека идентифицировать опасности органами чувств

    ощущаемые, неощущаемые

    По виду негативного воздействия на человека

    вредные, травмоопасные

    По вероятности воздействия на человека и среду обитания

    потенциальные, реальные, реализованные

    Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива пожаровзрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ. Наличие потенциальных опасностей находит своё отражение в аксиоме: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна». Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

    Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени . Пример . Движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно» представляет реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

    Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привёл к её разрушению, гибели людей и/или возгоранию строений, то это реализованная опасность. Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия .

    Происшествие - событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

    Чрезвычайное происшествие (ЧП) - событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные ресурсы и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

    Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

    Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

    Стихийное бедствие - происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровью для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная сфера.

    Под потенциальной опасностью и вредностью производственных процессов следует понимать наличие опасных и вредных производственных факторов, воздействие которых на человека может привести к производственной травме и профессиональному заболеванию.

    Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия иди заболеванию.

    Опасный (травмирующий) фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

    Потенциальная опасность и вредность производственных процессов позволяет оценить экономические потери предприятия, которые могли иметь место, если бы не было системы защиты.

    Количественная оценка потенциальной опасности и вредности производственных процессов. Использование понятия «потенциальная опасность и вредность производственных процессов» в инженерных расчетах по охране труда предполагает наличие ее количественной оценки.

    Так как потенциальная опасность и вредность есть, не что иное, как вероятная мера возможности двух событий (травмы и профессиональные заболевания), то их количественную опенку целесообразно определять, через вероятность.

    Деятельность необходимое условие существования человеческого общества.

    Труд — высшая форма деятельности.

    По мнению философов, самым адекватным определением чело­века является Homo agens, т.е. человек действующий.

    Определение деятельности приводится в БСЭ. Формы дея­тельности и труда многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, об­щественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.

    Модель процесса деятельности в наиболее общем виде мож­но представить состоящей из двух элементов: человек и среда, имеющих прямые и обратные связи.

    Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивно­сти материального мира. Система ” человек – среда” является двухцелевой. Одна цель состоит в достижении определенного эффекта, вторая — в исключении нежелательных последствий.

    К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоровья и жизни человека, пожары, аварии, катастрофы и т.п. Явления, воздействия и другие процессы, вызывающие эти нежелательные последствия, называются опасностями.

    Различают опасности потенциальные и реальные.

    Для опасностей характерны следующие признаки: угроза жизни; ущерб здоровью; затруднение функционирования органов человека.

    Различают опасности потенциальные (скрытые) и реальные. Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны условия, которые называют причинами.

    Приведем некоторые данные, характеризующие опасности и их последствия.

    Число стихийных бедствий на Земле возрастает и в 1990 г. увеличилось в два раза по сравнению с I960 года.

    По данным ВОЗ с 1909 по 1974 г. заболеваемость неврозом в мире возросла в 24 раза. Опыт свидетельствует, что любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение носит аксиоматический характер. В то же время признается, что уровнем опасности (риском) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлемого риска. Она основана на понимании недостижимости абсолютной бе­зопасности.

    Безопасность — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей.

    Безопасность — это цель, а БЖД — средства, пути, методы ее достижения.

    БЖД – это научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

    Предметом ее изучения является одна сторона деятельности (труда), а именно: опасности с целью защиты от них. БЖД решает три взаимосвязанных задачи:

    1. Идентификация опасностей, т.е. распознавание образа с указанием количественных характеристик и координат опасно­сти.
    2. Защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.
    3. Ликвидация возможных (исходя из концепции остаточно­го риска) отрицательных опасностей.

    Опасность

    Опасность центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия. Коли­чество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное опреде­ление опасности в БЖД поглощает существующие стандартные по­нятия (опасные и вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности. Такие приняты в передовых отраслях науки и техники (см., например, книгу Берегового Г.Т. и др. «Безопасность космических поле­тов»).

    Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

    Таксономия опасностей

    Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование, их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позво­ляет глубже познать природу опасности. Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей по­ка не разработана.

    Это определяет перспективы творчества ученых и педагогов.

    Поэтому сейчас представляется целесообразным привести примеры того, что сделано в данном направлении.

    По природе происхождения опасности бывают природные, тех­нические, антропогенные, экологические, смешанные. Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, хими­ческие, биологические, психофизиологические.

    По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

    По локализации: связанные с литосферой, гидросферой, ат­мосферой, космосом.

    По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.

    По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический и т. п.

    Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

    По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

    По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на активные и пассивные.

    К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др. Различают априорные признаки (предвестники) опасности и aностериорные (следы) признаки опасностей.

    Аксиома о потенциальной опасности деятельности