И их родителей законных представителей. Права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей). Организация деятельности Учреждения

№18, 2005Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях

Приказ Федеральной налоговой службы от 02.08.05 № САЭ-3-06/354
Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 25.08.05 № 6941

Утвержден новый перечень должностных лиц, уполномоченных от имени налоговых органов составлять и подписывать протоколы об административных правонарушениях. Из комментария вы узнаете не только об изменениях в составе должностей, но и о том, какие именно правонарушения находятся в компетенции налоговиков

Опубликованный документ (далее - приказ № САЭ-3-06/354) содержит Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее - Перечень). Но прежде чем рассмотреть его, выясним, по каким именно правонарушениям налоговики вправе составлять протоколы, собирать материалы и штрафовать организации, их должностных лиц, а также предпринимателей.

ЧТО КОНТРОЛИРУЮТ НАЛОГОВИКИ

Все административные правонарушения, находящиеся в компетенции налоговых органов, можно разделить на две группы - с точки зрения последствий.

Первая группа - это нарушения, которые налоговики могут выявить и зафиксировать в протоколе, а взыскать штраф по ним может только суд. Список таких деяний вы найдете в пункте 5 части 2 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Например, это грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ) или нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ).

Вторая группа - нарушения, которые «от и до» подпадают под контроль налоговых органов. Такие нарушения содержатся в части 1 статьи 23.5 КоАП РФ. По ним проверяющие составляют протоколы (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), после чего рассматривают материалы и выносят постановление о привлечении к административной ответственности (о наложении штрафа). В качестве примера приведем торговлю за наличный расчет без ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ).

Нарушения, которые могут попасть под внимание налоговиков, мы обобщили ниже. Обратите внимание: налоговики вправе составлять протоколы и рассматривать дела и по некоторым другим составам, помимо указанных в части 1 статьи 23.5 и пункте 5 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Дело в том, что в КоАП РФ есть еще и статьи, в которых налоговый орган прямо не поименован, но подразумевается. То есть сказано, что составлять протокол может федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в той или иной области. И при этом контроль за этой областью передан налоговикам.

Например, в полномочия ФНС России входит контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также за соблюдением валютного законодательства РФ.

Поэтому в этих сферах налоговики вправе выявлять и фиксировать административные правонарушения (п. 64, 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). А в ряде случаев - и штрафовать по ним (ст. 23.50, 23.60 КоАП РФ).

ПРИМЕР 1

Налоговый орган составил протокол и оштрафовал организацию на 30 000 руб. за нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Организация обжаловала привлечение к ответственности в суд, ссылаясь на то, что налоговый орган действовал вне своей компетенции.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 3 мая 2005 г. по делу № Ф08-1646/ 2005-688А с организацией не согласился. И указал, что налоговые органы уполномочены контролировать производство и оборот алкогольной продукции. Причем такое полномочие у них было как до преобразования МНС России в ФНС России, так осталось и после. Поэтому они вправе рассматривать дела по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Кроме того, налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей. Следовательно, они вправе составлять протоколы и направлять их в суд, например, за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации (ч. 1 ст. 14.1, п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). А за несвоевременное представление сведений об организации или предпринимателе - штрафовать самостоятельно (ч. 3 ст. 14.25, 23.61 КоАП РФ).

Если правонарушение не относится к компетенции налоговых органов, они не вправе составлять по нему протокол.

ПРИМЕР 2

Организация вовремя не заплатила административный штраф. Выявив это, заместитель руководителя налоговой инспекции составил протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ и оштрафовал организацию на 60 000 руб.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 24 февраля 2005 г. по делу № А11-7050/2004- К2-Е-4733 признал привлечение к ответственности неправомерным. И указал, что налоговики не вправе составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении сроков уплаты административного штрафа. По статье 20.25 КоАП РФ протоколы составляет милиция, а дела рассматривает суд.

КТО СОСТАВЛЯЕТ ПРОТОКОЛЫ

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливает соответствующий федеральный орган исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ). Следовательно, перечень правомочных сотрудников налоговых органов должна утверждать ФНС России. Раньше он содержался в приказе МНС России от 17 октября 2003 г. № БГ-3-06/547. Приказ № САЭ-3- 06/354 его отменил и утвердил новый.

Существенных изменений не произошло. Как и прежде, Перечень исчерпывающий. Поэтому лица, которые в нем не указаны, подписывать протоколы не вправе. Перечень говорит, кто может составлять протоколы от лица инспекции, регионального управления, межрегиональной инспекции и ФНС России.

Например, в «местных» инспекциях право подписывать протоколы осталось у руководителя инспекции, начальника отдела и их заместителей, главного и старшего государственного налогового инспектора, государственного налогового инспектора. А также у сотрудников, которые проводят контрольное мероприятие (их должности, звания и Ф. И. О. должны быть в постановлении о назначении проверки или ревизии). В управлениях по субъектам РФ и в межрегиональных инспекциях составлять протоколы могут такие же должностные лица, только вместо руководителя инспекции - соответственно руководитель управления и межрегиональной инспекции.

А вот должности центрального аппарата ФНС России немного отличаются от прежнего списка. Но как пояснили редакции «ДК» в Минфине России, причина различий - в нынешней структуре налоговых органов. Например, вместо министра РФ по налогам и сборам в новом перечне указана должность руководителя ФНС России. Кроме того, некоторых прежних министерских должностей в структуре ФНС России просто больше нет (руководителя департамента, начальника отдела в управлении (департаменте), главного (старшего) государственного налогового инспектора и др.).

ЕСЛИ ПОДПИШЕТ НЕУПОЛНОМОЧЕННОЕ ЛИЦО

В течение суток с момента составления налоговики обязаны направить протокол для принятия решения о привлечении к ответственности (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). В зависимости от того, в чей компетенции находится рассмотрение соответствующего дела, протокол передается в суд или руководителю налогового органа.

Они подготавливают дело к рассмотрению, в ходе чего обязаны проверить в том числе и правильность составления протокола (ст. 29.1 КоАП РФ, п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10, п. 4, 5 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5). И если они выявят, что протокол составили неуполномоченные лица (не упомянутые в Перечне), то вернут его и все материалы дела обратно контролерам для устранения недостатков (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ). Если налоговики не исправят ошибки, то протокол нельзя брать за основу при привлечении к административной ответственности. Ведь он является документом, который подтверждает, что лицо совершило административное правонарушение. А доказательства, полученные с нарушением установленного порядка, использовать запрещено (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ). А что будет, если судья или руководитель налогового органа выявит, что протокол подписан неуполномоченным лицом не на стадии подготовки, а уже в процессе рассмотрения дела?

Пленум ВАС РФ обязал суды в таких ситуациях принимать решение об отказе в привлечении к административной ответственности (п. 7 постановления № 10). И это правильно - ведь в таком случае факты, изложенные в протоколе, нельзя использовать для привлечения к ответственности, так как документ составлен с нарушением процессуальных норм.

Однако некоторые суды руководствуются не пунктом 7, а пунктом 10 того же постановления № 10. В нем Пленум ВАС РФ пояснил, что нарушение процессуальных норм влечет отказ в удовлетворении требований налоговиков только тогда, когда оно является существенным и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. К примеру, следуя именно этому разъяснению, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа посчитал, что изготовление протокола неуполномоченным лицом не препятствует привлечению к административной ответственности (постановление от 10 марта 2005 г. по делу № Ф04-1036/2005(9207-А70-3)). По нашему мнению, такие судебные решения следует оспаривать со ссылкой на пункт 7 постановления № 10.

Юрист
Е.Б. Черебова
При участии специалистов
Минфина России

Административные правонарушения, отнесенные статьями 23.5 и 28.3 КоАП РФ к компетенции налоговых органов

Нарушения, по которым налоговый орган вправе оштрафовать (ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ)

1. Продажа товаров, выполнение работ и оказание услуг без ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ).

2. Нарушение порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью (ст. 15.1 КоАП РФ).

3. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ)

Нарушения, по которым налоговый орган только составляет протоколы (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ)

1. Нарушение срока постановки на налоговый учет (ст. 15.3 КоАП РФ)

2. Нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета в кредитном учреждении (ст. 15.4 КоАП РФ)

3. Нарушение срока представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ)

4. Непредставление сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ)

5. Нарушение порядка открытия счета плательщику (ст. 15.7 КоАП РФ)

6. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 15.8 КоАП РФ)

7. Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам плательщика или налогового агента (ст. 15.9 КоАП РФ)

8. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ)

9. Неисполнение законного распоряжения или требования сотрудника налогового органа (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ)

10. Невыполнение законного предписания (постановления, представления, решения) налогового органа (должностного лица) (ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ)

11. Неустранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ)

12. Непредставление сведений, предусмотренных законом (ст. 19.7 КоАП РФ)

Протокол

На законодательном уровнеупоминается статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа.Протокол об административном правонарушениитребует выяснения и внесения в него следующих сведений.

  • День, месяц, год и населенный пункт составления.
  • Название должности, фамилия, инициалы уполномоченного служащего, составившего документ.
  • Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации).
  • Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).
  • Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
  • Ссылка на статью закона, который был нарушен.
  • Пояснения человека или представителя организации по делу.
  • Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело.

Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. О полученных разъяснениях делается запись в составляемом документе.

Лица, в отношении которых составляется протокол (гражданин или доверенное лицо организации), должны быть с ним ознакомлены. При желании эти люди могут оставить запись о своем несогласии с протоколом или разъяснения по сути текста, которые приобщаются к протоколу. Заверяется указанный документ путем проставления подписей уполномоченным работником, составившим протокол, и нарушителем (гражданином или доверенным сотрудником организации), в отношении которого протокол составлен. Если нарушители отказываются протокол подписывать, об этом отдельно записывается в документе.

2-й экземпляр протокола об административном правонарушении выдается лицу, о котором составлен протокол. Фигурант расписывается в получении копии. Также экземпляр получает потерпевший по делу, если таковой имеется. Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте. Законом отведено на это 3 дня.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срокисоставленияпротокола об административном правонарушенииможно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации.Протокол об административном правонарушенииможет быть составлен:

Сразу же, то есть в момент обнаружения нарушения закона, протокол пишется тогда, когда все нужные сведения для заполнения бланка протокола и прояснения обстоятельств случившегося установлены. Если нужно выяснить еще какую-то информацию, закон предусматривает возможность составить протокол в течение 2 дней с момента установленного нарушения. Если же в силу совершенного нарушения закона необходимо проведение расследования, то протокол составляется после расследования.

Административное расследование проводится, когда информацию можно получить только путем проведения экспертиз или других процессуальных действий, занимающих значительное время. Административное расследование в большинстве случаев не должно длиться дольше 1 месяца. Однако в некоторых ситуациях, возможность которых оговорена в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, этот срок разрешается продлить. Если совершенное нарушение требует осуществления более длительного административного расследования, разрешенный срок оформления протокола об административном правонарушении может увеличиться до 6 месяцев.

Образец составления протокола об административном правонарушении

Единой формы протокола об административных правонарушениях, утвержденной законодательно, нет. Каждый госорган своими внутренними документами утверждает форму протокола, используемую в работе. Однако по содержанию и внешнему виду эти бланки мало чем отличаются.

Вверху по центру страницы стоит название документа — «Протокол об административном правонарушении» и знак «№», предполагающий проставление при заполнении протокола порядкового номера. Ниже слева необходимо написать число, месяц, год заполнения протокола, а справа — место составления, то есть наименование того населенного пункта, где выявлено нарушение закона и оформляется протокол.

Далее записываются сведения о сотруднике, составляющем протокол (должность, фамилия и инициалы), а также информация о фигуранте. Причем если записываются сведения о гражданине, то указывают не только фамилию, инициалы и паспортные данные, но и адрес — как регистрации, так и фактического проживания, телефон, данные о работе. В отношении организации указываются название, юридический и почтовый адреса, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а также должность, фамилия, инициалы, реквизиты документа о назначении представителя юридического лица. Как правило, в этой роли выступает директор, а документом является приказ о назначении.

Основное место протокола об административном правонарушении отведено под описание события совершенного правонарушения. Ниже идут пустые графы, позволяющие записать сведения о свидетелях и потерпевших. Заканчивается протокол подписью нарушителя и подписью с расшифровкой сотрудника, оформившего протокол. Лицо, в отношении которого протокол составлен, своими подписями также подтверждает, что его права и обязанности были озвучены, что с протоколом он ознакомился и что копия документа им получена. Информация о получении экземпляра протокола удостоверяется не только подписью, но и проставлением даты вручения.

Ошибки в протоколе об административном правонарушении

Ошибки, допущенные впротоколе об административном правонарушениипри оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что впротоколе об административном правонарушениидолжны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Если протокол оформлялся при нарушителе, то должны присутствовать подписи, подтверждающие озвучивание прав и обязанностей, ознакомление с протоколом после оформления. Если же документ был составлен без нарушителя и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте оформления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.

ВАЖНО! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен.

К несущественным ошибкам в протоколе пленум относит все те недостатки информации, которые могут быть компенсированы в процессе рассмотрения дела по существу. К несущественным недостаткам, и об этом специально упомянуто в постановлении, относится также заполнение протокола в отсутствии нарушителя, если ему должным образом было сообщено о дате и месте составления протокола, но он без повода или по неуважительной причине не появился в назначенном месте в указанное время. Не являются существенными и не несут последствий орфографические ошибки в тексте протокола, если, конечно, это не ошибки в фамилиях.

Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

В некоторых ситуациях оформление протокола об административном правонарушении может и не случиться. Если зафиксировано нарушение, которое не несет большой общественной опасности и за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, то протокол не нужен.

В соответствии со ст. 28.6 КоАП составление протокола не требуется, если сразу на месте назначается штраф или предупреждение. Эта ситуация требует вынесения постановления по делу об административном правонарушении, экземпляр которого получает и нарушитель — лично либо по почте, если он отказывается от личного получения.

Но если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением (с самим совершением нарушения закона или с примененным к нему взысканием), протокол об административном правонарушении все-таки оформляется и прилагается к постановлению.

Права и законные интересы обучающихся и их родителей

(законных представителей)

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 01.01.2001.

1.2. К обучающимся в учреждении относятся:

Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы ;

Экстерны (при наличии таковых) – лица, зачисленные в учреждение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

1.3. Настоящий локальный акт согласован с Педагогическим советом (протокол от №), рекомендовано к утверждению.

2. Основные права обучающихся.

2.1. Обучающимся предоставляются академические права на:

Предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи , бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

Обучение по индивидуальному плану, в т. ч. ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами ;

Выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой;

Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

Свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

Каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком МБОУ «Величненская ООШ» Белевского района Тульской области ;

Участие в управлении учреждением в порядке, установленном уставом;

Ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности , со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в учреждении;

Обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной базой учреждения;

Развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

Поощрение за успехи в учебной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой деятельности;

Иные академические права, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»№ от 01.01.2001 г., иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

2.2. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

2.3.Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в учреждении, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

2.6. В случае прекращения деятельности учреждения, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель учреждения обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, учредитель учреждения обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Охрана здоровья обучающихся

Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда ;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в учреждении;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

7. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

7.1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации педагогом-психологом

7.2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации и социальной адаптации.

7.3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

8. Обязанности и ответственность обучающихся

8.1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава учреждения, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу учреждения.

8.2. Дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

8.3. За неисполнение или нарушение устава учреждения, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из лицея.

8.4. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования , а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

8.5. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул.

8.6. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

8.7. По решению учреждения, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных п.8.3. настоящего положения, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из учреждения, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников учреждения, а также нормальное функционирование учреждения.

8.8. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

8.9. Учреждение незамедлительно обязано проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления , осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из учреждения, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

8.10.Обучающийся, родители(законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

9. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

9.1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

9.2. Учреждение оказывает помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

9.3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого учреждением;

2) дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в учреждении;

3) знакомиться с уставом учреждения, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении учреждением в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

9.4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников учреждения.

9.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

10. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

10.1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления учреждения, обращения о применении к работникам указанных учреждением, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

ПРИНЯТО УТВЕРДАЮ

На педагогическом совете Заведующая МАДОУ

Протокол №1 от 29.08.2016 «Детский сад №311»

Г.Д.Храмайкова

Положение о защите персональных данных воспитанников,

Их родителей (законных представителей)

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 311 комбинированного вида» Московского района г. Казань

Общие положения.

1.1. Положение о защите персональных данных воспитанников, их родителей (законных представителей) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 311 комбинированного вида» Московского района г. Казань (далее - Положение), разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», Постановлением Правительства Российской Федерации от15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», Устава ДОУ и регламентирует порядок работы с персональными данными воспитанников, их родителей (законных представителей) ДОУ.

1.2.Цель настоящего Положения: обеспечение защиты прав и свобод воспитанников, их родителей (законных представителей) при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.3.При определении объема и содержания персональных данных воспитанника, его родителей (законного представителя)администрация ДОУ руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Положением.

1.4.Родителю (законному представителю) должны быть разъяснены юридические последствия отказа от предоставления своих и своего ребенка персональных данных в случае, если обязанность предоставления персональных данных предусмотрена федеральными законами.

1.5. Во всех случаях отказа родителя (законного представителя) от своих прав на сохранение и защиту тайны недействителен.

1.6.Настоящее Положение утверждается приказом заведующей ДОУ с учётом мнения Общего собрания ДОУ.

1.7. Срок действия данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

Основные понятия и состав персональных данных воспитанников,

их родителей (законных представителей)

2.1.Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

2.2.Персональные данные воспитанника, его родителя (законного представителя) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни воспитанника, его родителей (законного представителя), позволяющие идентифицировать его личность, необходимые администрации ДОУ в связи с

осуществлением образовательной деятельности.

2.3. В состав персональных данных воспитанника его родителя (законного

представителя) входят:

Данные свидетельства о рождении воспитанника;

Паспортные данные родителей (законных представителей);

Данные, подтверждающие законность представления прав воспитанника;

Адрес регистрации и проживания, контактные телефоны воспитанника его

родителей (законных представителей);

Сведения о месте работы (учебы) родителей (законных представителей);

Сведения о состоянии здоровья воспитанника;

Данные страхового медицинского полиса воспитанника;

Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) воспитанника;

Данные о банковских реквизитах родителя (законного представителя).

Справки о доходах всех членов семьи.

Фотографии воспитанника.

2.4.При оформлении в ДОУ воспитанника, его родитель (законный представитель) предоставлять следующие документы:

Копия свидетельства о рождении;

Копия паспорта родителей (законных представителей);

Копии документов, подтверждающих законность представления прав ребёнка (постановление об установлении опеки, доверенность на представление интересов ребёнка; свидетельства о браке или разводе (при разных фамилиях ребёнка и родителя);

Сведения о месте работ (учебы) родителей (законных представителей)

Медицинская карта ребёнка;

Адрес регистрации и проживания, контактные телефоны воспитанника и

родителей (законных представителей).

Справка о состояния здоровья ребенка.

Копия страхового медицинского полиса воспитанника.

2.5. При оформлении воспитаннику компенсаций части родительской платы за содержание ребёнка в ДОУ, установленных действующим законодательством, родитель (законный представитель) предоставляет следующие документы:

Копия свидетельства о рождении детей (рождённых в данной семье, усыновлённых, опекаемых приёмных);

Документа, удостоверяющего личность, с местом регистрации;

Копии документов, подтверждающих законность представления прав ребёнка: (постановление об установлении опеки, доверенность на представление интересов ребёнка; свидетельства о браке или разводе (при разных фамилиях ребёнка и родителя));

Копия справки о банковских реквизитах родителя (законного представителя).

2.6. При оформлении воспитаннику льгот по оплате за содержание ребёнка в ДОУ, установленных действующим законодательством, родитель(законный представитель) предоставляет следующие документы в соответствии с видами льгот, на которые претендует:

Справки о составе семьи;

Копии документов, подтверждающих законность представления прав ребёнка: ((постановление об установлении опеки, доверенность на представление интересов ребёнка; свидетельства о браке или разводе (при разных фамилиях ребёнка и родителя));

Справки о доходах всех членов семьи;

Копия справки об инвалидности;

Копия удостоверения многодетной матери.

2.7.Для размещения на официальном сайте и в групповых родительских уголках фотографий воспитанников родитель (законный представитель) предоставляет или разрешает фотографировать своего ребёнка сотрудникам

2.8. Работники ДОУ могут получить от самого воспитанника данные о:

Фамилии, имени, отчестве, дате рождения, месте жительстве воспитанника, фамилии, имени, отчестве родителей (законных представителей)воспитанника.