Голосование как основная стадия избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. на тему «Стадии избирательного процесса

Избирательный процесс – урегулированная конституционными и законодательными нормами деятельность уполномоченных органов, общественных объединений и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности элементов – стадий. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимо выделить следующие стадии:

1. Назначение выборов (установление дня голосования, который может быть только календарным выходным днем). В целях сокращения средств, выделяемых на выборы, и для удобства избирателей установлены единые дни голосования по всей стране: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

2. Составление списков избирателей (это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка). Список избирателей формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, который не реже одного раза в месяц передает их в избирательную комиссию. Регистрация избирателей и установление их численности осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года и использованием ГАС «Выборы».

3. Образование избирательных округов (территория, которая образована согласно соответствующему избирательному законодательству и от которой непосредственно гражданами избираются депутаты представительных органов и выборные должностные лица).

Избирательные округа должны отвечать следующим требованиям:

· равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением до 10% от среднего числа избирателей в округе, а в труднодоступных и отдаленных округах – не более 30%;

· при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта РФ может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40%;

· избирательный округ должен образовывать единую территорию, не допускается образование избирательного округа из неграничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

4. Образование избирательных участков (территориальные единицы объединяют избирателей общим местом голосования).

Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов главой муниципального образования или органом (должностным лицом) местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования, решением представительного ОМСУ, решением суда, по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями из расчета не более 3000 избирателей на один избирательный участок.



5. Образование избирательных комиссий (коллегиальные органы, на которые возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов).

Решения избирательной комиссии обязательны для исполнительных органов государственной власти, ОМСУ, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии правомочно, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.

6. Выдвижение кандидатов (на этой стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, другие выборные должностные лица, президенты). Обладающие пассивным избирательным правом граждане РФ могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением) либо в составе списка кандидатов (то есть путем выдвижения избирательным объединением).

7. Предвыборная агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию «за» или «против» любого кандидата или избирательного объединения).

Формы агитации:

А) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

Б) посредством проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);

В) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных предвыборных материалов;

Г) иными не запрещенными законом методами.

8. Голосование (самая главная стадия избирательного процесса, так как именно на этой стадии совершается народное волеизъявление). Помещение для голосования должно быть оборудовано кабинами для тайного голосования. Каждый избиратель получает для голосования избирательный бюллетень установленной формы.

Голосование проводится в день выборов в период времени, который устанавливается законом, однако продолжительность голосования не может быть менее 10 часов. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других не допускается. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные ящики для голосования.

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов (поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т.е. избирательные бюллетени должны быть установленной формы и только по ним устанавливается волеизъявление избирателей).

Вывод по вопросу: Такова наиболее общая характеристика типичных стадий избирательного процесса.

Заключение

Конституционные положения, закрепляющие основные формы непосредственной демократии, такие как референдум и свободные выборы, находят свое более детальное изложение в законодательных актах федерального и регионального уровня.

Граждане РФ реализуют конституционное право избирать и быть избранным в соответствии с закрепленными принципами. Избирательные права могут быть ограничены только в установленных федеральным законом случаях.

В России действует смешанная избирательная система. Избирательный процесс осуществляется последовательно. Можно выделить 9 основных стадий, каждая из которых преследует определенные цели, но в целом данный процесс демонстрирует особенности демократии в России.

Избирательный процесс начинается с назначения выборов , которое производится уполномоченным органом или должностным лицом в соответствии с установленными сроками. Если выборы не назначены, то они проводятся избирательной комиссией. В случаях если уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы, они назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.

Регистрации (учету) в качестве избирателей подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.

Регистрация осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета).

Сведения о зарегистрированных избирателях направляются в территориальные избирательные комиссии, которые составляют список отдельно по каждому избирательному участку.

Избирательные округа (одномандатные и многомандатные, но не более пяти мандатов) образуются для проведения выборов на основании данных о численности избирателей, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

При формировании избирательных округов должны соблюдаться следующие требования : примерное равенство избирательных округов по числу избирателей (отклонение не может превышать 10%); избирательный округ составляет единую территорию, не допускается создание округа из не граничащих между собой территорий. Исключением из этого правила является образование избирательных округов для отдельных и северных территорий. Например, в Чукотском автономном округе с населением около 60 тыс. человек образован один избирательный округ.

Избирательные участки образуются для проведения голосования и подсчета голосов избирателей главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями. Они создаются из расчета не более 3 тыс. избирателей на каждом участке.

Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан РФ. Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют следующие комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия РФ;
  • избирательные комиссии субъектов РФ;
  • окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии (при проведении референдумов они действуют в качестве комиссий референдума).

Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии субъектов РФ действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов: пять членов назначаются Государственной Думой, пять - Советом Федерации, пять - Президентом РФ. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

Центральная избирателььная комиссия руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, по проведению референдума РФ.

Избирательная комиссия субъекта РФ формируется его законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти; при этом не менее половины членов избирательной комиссии назначаются законодательным (представительным) органом субъекта. Срок ее полномочий не может быть более пять лет и менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

На таких же принципах формируются окружная и территориальная (районная, городская и др.) избирательные комиссии.

Участковая избирательная комиссия формируется выборным органом местного самоуправления. Ее полномочия прекращаются через 10 дней после дня официального опубликования результатов выборов.

Избирательные комиссии осуществляют свою деятельность гласно и открыто, на основе коллегиальности, независимости от государственных органов и органов местного самоуправления. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения. Решения вышестоящей комиссии обязательны для нижестоящих. Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или в суд.

Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям, избирателям соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидата возможно при условии представления им письменного заявления о согласии баллотироваться с указанием сведений биографического характера, сведений о неснятых и непогашенных судимостях, гражданстве, в том числе гражданстве иностранного государства и дачи обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.

В поддержку кандидатов собираются подписи избирателей, максимальное число подписей не может превышать 2 % от числа избирателей.

Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией. При наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей федеральным и региональным законами может быть предусмотрена необходимость предоставления в избирательную комиссию сведений о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Законом может быть предусмотрено проведение регистрации не на основании представленных подписей, а на основании избирательного залога, который вносится в избирательную комиссию из средств избирательного фонда и не может составлять более 15 % средств этого фонда.

В случае отказа в регистрации кандидату выдается копия решения об этом. Основаниями отказа могут быть: существенное нарушение порядка сбора подписей; недостаточное количество достоверных подписей; недостоверность предоставленных сведений; нарушение порядка создания избирательного фонда и расходование его средств; иные основания.

Государство обеспечивает свободное проведение агитации. Граждане, общественные объединения, политические партии вправе вести агитацию за участие в выборах, за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении своих обязанностей. Кандидатам и избирательным объединениям обеспечиваются равные возможности для изложения предвыборных программ.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

Финансовое обеспечение по подготовке и проведению выборов производится за счет бюджетных средств. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании.

Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:

  • средств, выделенных избирательному объединению или кандидату соответствующей избирательной комиссией;
  • собственных средств избирательного объединения или кандидата; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
  • добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Не допускаются добровольные пожертвования со стороны:

Предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды средств устанавливаются федеральным и региональным законодательством.

Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Каждый избиратель голосует лично. Участковая избирательная комиссия выдает избирательный бюллетень, который заполняется избирателем в специально оборудованных кабине или комнате.

Федеральный закон предусматривает возможность получения открепительного удостоверения, определяет порядок досрочного голосования, голосования вне помещения для голосования.

Подсчет голосов осуществляется членами участковой избирательной комиссии. Итоги голосования по участку заносятся в протоколы. На основании протоколов участковых и территориальных избирательных комиссий окружная комиссия устанавливает результаты выборов по округу, которые публикуются в течение месяца после окончания выборов. Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. минимальный порог явки был отменен, теперь выборы считаются состоявшимися при любоим числе принявших участие в голосовании.

При проведении выборов по многомандатным избирательным округам кандидат считается неизбранным в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В этом случае по оставшимся незамещенными депутатским мандатам назначаются дополнительные выборы.

Соответствующая избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными :

  • в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
  • в случае, если они признаны недействительными не менее чем на части избирательных участков;
  • по решению суда.

Избирательный процесс - это урегулированная законом и традициями деятельность по организации и проведению выборов. Избирательный процесс включает ряд стадий.

1. Назначение выборов — установление даты голосования . Дата выборов назначается уполномоченным органом (главой государства, парламентом) либо определяется законом заранее. Например, выборы Президента США проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года, а выборы конгрессменов и сенаторов — в этот же день каждого четного года. В Швеции очередные выборы в парламент проводятся в третье воскресенье сентября.

2. Образование избирательных округов важнейшая стадия избирательного процесса, от которой в немалой степени будут зависеть результаты выборов .

Избирательный округ — это избирательная единица, объединяющая избирателей определенной территории или коллектива для выборов одного или нескольких депутатов. Избирательные округа должны формироваться в соответствии с принципом равного избирательного права, исходя из установленной для данных выборов нормы представительства. Практика формирования избирательных округов, нарушающая данный принцип, получила название избирательной геометрии, или, в американском варианте, джерримандеринга, по имени ее изобретателя-губернатора американского штата Массачусетс Эльбриджа Джерри. Суть ее — искусственно изменить соотношение политических сил в избирательных округах. Чтобы обеспечить искусственное преобладание своих сторонников в определенных округах, правящая партия так нарезает избирательные округа, что они могут принимать причудливые формы. В результате сторонники оппозиционной политической партии оказываются сконцентрированными в одном или нескольких округах, где и получают все мандаты, но зато в большинстве других избирательных округах оказываются в меньшинстве и проигрывают выборы.

Избирательные округа должны отвечать определенным требованиям: иметь единую целостную территорию, быть примерно равными по числу проживающих в них избирателей (границы избирательных округов периодически перекраиваются с учетом изменения количества населения) и др.

Виды избирательных округов :

— одномандатные (униноминальные) — от каждого избирается только один депутат;

— многомандатные (полиноминальные) — избираются несколько депутатов;

— единый общенациональный избирательный округ, охватывающий всю страну, от которого избираются сразу все депутаты (например, 120 депутатов Кнессета Израиля).

Избирательные округа делятся на более мелкие единицы — избирательные участки — это специальные избирательные единицы, создаваемые для удобства подачи и подсчета голосов избирателей. Они создаются для приближения мест голосования к избирателям.

3. Создание избирательных органов (комиссий, бюро, президиумов и т. п.). Основная задача этих органов — организация избирательного процесса. Наиболее распространенным органом по организации выборов являются избирательные комиссии. Среди них различают: центральные, окружные, участковые. Порядок их образования и состав определяются конституциями (относительно выборов парламентов) и обязательно — законами.

В состав центральных избирательных комиссий входят представители политических партий, действующих под руководством представителей государственного аппарата, или только государственные служащие.

Так, в Польше Государственная избирательная комиссия состоит только из судей: трех судей Конституционного Трибунала, трех судей Верховного суда и трех судей Высшего административного суда, выбирающих из своего состава председателя.

В других странах в состав избирательных комиссий входят представители политических партий, участвующих в избирательной кампании . Количество членов комиссий от политической партии определяется в соответствии с количеством мандатов, полученных партией на предыдущих выборах. Такой подход в Конституции Австрии (ст. 26 Конституции).

Есть страны, в которых центральные избирательные комиссии вообще не создаются. До недавнего времени к этой группе стран относилась Великобритания. Однако на основании Закона о политических партиях, выборах и референдумах 2000 года была учреждена Избирательная комиссия в составе 5-9 членов, работающая на профессиональной основе. Не существует единой Центральной избирательной комиссии на федеральном уровне в США.

Окружные избирательные органы, их функции могут выполнять специальные чиновники по выборам, именуемые «уполномоченными по выборам», судьи, депутаты местных выборных органов.

Участковые избирательные органы назначаются либо вышестоящими избирательными органами, либо органами местного самоуправления и могут включать в свой состав чиновников государственного аппарата или представителей политических партий.

4. Регистрация избирателей — составление списка избирателей, имеющих право голоса на предстоящих выборах. В зависимости от того, на ком лежит бремя регистрации, она бывает обязательной — списки составляют соответствующие государственные и муниципальные органы на основании данных персональной регистрации граждан по месту жительства (ФРГ, Италия, Швеция); необязательной (добровольной) — осуществляется по добровольному заявлению избирателей в органы публичной власти (США, Испания, страны Латинской Америки).

5. Следующая стадия избирательного процесса — выдвижение кандидатов (списков кандидатов) — определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты или другие выборные лица.

В зарубежных странах существуют различные способы выдвижения кандидатов :

— выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется центральными или местными партийными органами либо партийными съездами и собраниями. Данный способ выдвижения кандидатов находит свое закрепление на уровне конституции в таких странах, как, например, Республика Польша (ст. 100), Португалия (ст. 151) и др.;

— петиционный способ предполагает выдвижение кандидатов путем подачи петиции от имени установленного законом количества избирателей. В Канаде достаточно 10 подписей избирателей, в других странах для этого потребуется значительное количество подписей (в Польше, например, при выборах в сенат кандидату необходимо собрать до 3 тысяч подписей избирателей);

— самовыдвижение предполагает подачу личного заявления, подписанного самим претендентом (с необходимостью последующего сбора подписей или без таковой);

— «праймериз», или первичные партийные выборы, применяются в США и означают выдвижение кандидатов в порядке, аналогичном выборам депутатов.

Дополнительным условием на данной стадии является избирательный залог — денежная сумма, перечисление которой на специальный счет необходимо для регистрации кандидата или списка кандидатов. Избирательный залог возвращается только в том случае, если кандидат набрал определенный минимум голосов избирателей. Законодательно установлен в таких странах как, Великобритания, Франция, Нидерланды, Ирландия, и др. Цель этого института — отсеять случайных кандидатов.

6. Агитационная кампания — комплекс мероприятий, осуществляемых зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, общественными организациями. Официально агитационная кампания начинается со дня установления или объявления даты голосования и продолжается в течение установленного законом срока.

Предвыборная агитация включает:

— проведение предвыборных митингов и собраний;
— проведение встреч кандидатов с избирателями;
— расклейку лозунгов, афиш, объявлений;
— издание статей, буклетов, портретов;
— изготовление и раздачу символов и значков;
— выступление по радио и телевидению и т. д.

Размах избирательной кампании зависит от финансовых
возможностей политических партий и кандидатов на выборные должности. Средства на избирательную кампанию поступают из государственного бюджета, из средств политических партий, из собственных средств кандидатов (самофинансирование), добровольных взносов (пожертвований).

Государственное финансирование призвано хотя бы в минимальной степени уравнять возможности кандидатов и партий. Государственное финансирование выборов осуществляется во многих странах мира. При этом есть страны, в которых финансирование выборов только государственное (социалистические страны). В большинстве других стран оно сочетается с вышеназванными источниками финансирования.

Законодательство зарубежных стран обязывает получателей пожертвований публиковать отчеты об источниках поступлений и расходовании средств, нередко устанавливаются верхние пределы допускаемых пожертвований. Например, в США физическое лицо не вправе жертвовать политической партии более 25 тыс. долларов в течение года, а отдельному кандидату - не более 1 тыс. долларов. Практически во всех странах запрещено получение пожертвований от иностранного капитала (государств, предприятий и организаций, граждан), исключается получение финансовой помощи от казино, игорных домов и клубов.

В большинстве стран законодательством устанавливается верхний предел финансовых расходов политических партий на избирательную кампанию в пользу своих кандидатов, превышение которого влечет за собой определенные санкции.

Что касается самофинансирования, то государство вводит иногда ограничения на привлечение личных средств кандидатов. В США действует норма, согласно которой кандидат вправе отказаться от государственных дотаций, и тогда он получает право тратить на свою избирательную кампанию неограниченные суммы.

7. Решающей стадией избирательного процесса, представляющей собой непосредственное волеизъявление избирателей, является стадия голосования . Голосование проходит на избирательных участках в день выборов в отведенный период времени (обычно с 8 до 22 часов).

В подавляющем большинстве стран применяется так называемая система официальных бюллетеней , при которой бюллетени изготавливаются уполномоченными государственными органами по установленному образцу. В некоторых государствах действует система неофициальных бюллетеней, отпечатанных самими партиями. Политические партии могут использовать определенную символику или цвет, что позволяет избирателям ориентироваться среди политических партий или отдельных кандидатов. В Норвегии избиратель может придти на избирательный участок с чистым листом бумаги и вписать в него фамилии кандидатов, за которых он голосует.

Законодательство отдельных стран допускает возможность голосования избирателей по почте (ФРГ) и по доверенности (Франция).

В Великобритании в 2003 году на выборах местных органов применялось экспериментально электронное голосование по Интернету.

На состоявшихся в марте 2007 г. общенациональных выборах в парламент Эстонии избиратели получили возможность отдать свой голос по Интернету. Принятый в декабре 2008 г. закон позволяет гражданам этого государства голосовать на парламентских выборах по мобильному телефону, реализовать это право будет возможно в 2011 г.

В зарубежных странах встречаются нормы о выборах без голосования. Такая норма предусмотрена в новой Конституции Финляндии 1999 года на выборах Президента Республики (§54): «Кандидат, который на выборах получит более половины поданных голосов, признается избранным в Президенты. Если никто из кандидатов не получит большинства поданных голосов, должны проводиться новые выборы среди двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Президентом избирается тот кандидат, который на новых выборах получает наибольшее число голосов. Если же на выборах выдвинут один кандидат, он или она признаются избранным в Президенты без выборов».

Аналогичная норма действует при выборах Президента Исландии (ст. 5 Конституции Исландии).

Как правило, подсчет голосов ведется с помощью автоматизированных компьютерных систем, которые фиксируют каждый поданный голос. Итоги выборов подлежат официальному опубликованию в установленном законом порядке и сроках. Если выборы оказались нерезультативными, то проводится повторное голосование между кандидатами, получившими наибольшее число голосов.

Подизбирательным процессом следует понимать урегулированную законом деятельность граждан, политических партий, избирательных комиссий и других субъектов по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс является упорядоченным и состоит из последовательно осуществляемых стадий (этапов). К основным из них относятся: 1) назначение выборов; 2) регистрация избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) образование избирательных комиссий; 5) выдвижение и регистрация кандидатов; 6) предвыборная агитация; 7) голосование; 8) подсчет голосов, определение и опубликование результатов выборов; 9) повторное голосование («второй тур») или проведение повторных выборов.

На стадии назначения выборов определяется дата проведения голосования, в ходе которого будут избраны должностные лица в органы государственной власти и местного самоуправления. Выборы назначают уполномоченные на то органы или должностные лица. Например, выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. В субъектах РФ дату выборов депутатов в соответствии с федеральным законодательством определяет законодательный (представительный) орган государственной власти. На уровне местного самоуправления выборы назначаются, как правило, представительным органом местного самоуправления.

Если уполномоченный орган или должностное лицо не назначают выборы в установленные сроки, то назначить их и провести должна избирательная комиссия, соответствующая уровню выборов. Если и избирательная комиссия бездействует, то выборы назначает суд общей юрисдикции, а проводит их специально создаваемая временная избирательная комиссия. Данные положения избирательного законодательства призваны гарантировать принцип обязательности и периодичности выборов в России.

На этапе регистрации избирателей составляютсясписки избирателей. Включение гражданина в список избирателей означает, что этот гражданин будет допущен к голосованию. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями. Сведения об избирателях (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства) формируют и уточняют уполномоченные на то органы или должностные лица местного самоуправления. Система регистрации (учета) избирателей, предусмотренная в России, в отличие от ряда зарубежных стран, называется обязательной, поскольку регистрация (учет) осуществляется органами власти и распространяется на всех граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. При составлении списков избирателей может использоваться ГАС «Выборы».

Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка или в специально установленных случаях факт временного пребывания на этой территории, установленный органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства.


Участковая избирательная комиссия не позднее чем за 20 дней обязана представить список избирателей для всеобщего ознакомления и его дополнительного уточнения. Гражданин РФ вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три и менее дней до дня голосования и в день голосования – немедленно. Установление сроков удовлетворения обращений гражданина призвано обеспечить активное избирательное право. Вносить же какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Следующий этап – образование избирательных комиссий. Основными полномочиями избирательных комиссий являются: составление списков избирателей, образование избирательных округов, регистрация кандидатов, организация голосования и определение результатов выборов на соответствующей территории, рассмотрение жалоб субъектов избирательного процесса.

Необходимым этапом является образование избирательных округов и избирательных участков.Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образуемые с целью объединения проживающих в них граждан для избрания кандидатов на выборные должности. В России избирательные округа могут быть одномандатными, когда в округе избирается один кандидат, многомандатными, когда в округе избираются два и более кандидата. Избирательные округа образуются избирательными комиссиями. Избирательные округа должны образовываться с соблюдением их примерного равенства по числу избирателей. Допустимые отклонения от средней нормы представительства предусматриваются федеральным законом. Важно также, чтобы каждый избирательный округ составлял единую территорию.

Избирательные участки – представляют собой территориальные единицы,образуемые с целью объединения проживающих в них граждан общим местом голосования. Избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой муниципального образования, командирами воинских частей, руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Избирательные участки, образованные за пределами территории России, приписываются к избирательным округам, образованным для проведения выборов Президента РФ и Государственной Думы.

Основными требованиями к образованию избирательных участков являются следующие: на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3 тысяч избирателей, недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков. Списки избирательных участков должны быть опубликованы главой муниципального образования.

На этапе выдвижения и регистрации кандидатов определяется круг лиц, которые будут баллотироваться на выборные должности. В России выдвижение кандидатов допускается в порядке самовыдвижения, в том числе при поддержке группы избирателей с определенным числом участников. Выдвигать кандидатов, списки кандидатов могут политические партии на федеральных, региональных и местных выборах в России, избирательные объединения в форме общественной организации или общественного движения – на выборах местного самоуправления.

По итогам выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательным комиссиям направляются сообщения о лицах, желающих баллотироваться. С момента принятия комиссиями таких сообщений кандидаты могут начинать собирать подписи избирателей для того, чтобы быть зарегистрированными. С момента регистрации лицо, баллотирующееся самостоятельно или в составе списка, получает официальный статус кандидата. Таким образом, выдвижение и регистрация кандидатов являются разными по правовому значению действиями. Выдвижение кандидата не обязательно приводит к его регистрации, а, значит, к его участию в предвыборной агитации и включению в избирательный бюллетень для голосования.

До февраля 2009 г. для того, чтобы выдвинутым кандидату, списку кандидатов быть зарегистрированными, необходимо выполнить одно из следующих условий: 1) собрать определенное число подписей избирателей; 2) внести избирательный залог (за исключением выборов Президента РФ). С февраля положения об использовании избирательного залога при проведении выборов из законодательства были исключены (см. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.02.2009 N 3-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОТМЕНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАЛОГА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ").

Размер избирательного залога в России составлял 15 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Законом субъекта РФ указанный размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10 процентов от установленного конкретным законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. После выборов залог возвращается, если кандидаты или список кандидатов получили не менее установленного конкретным законом числа голосов избирателей, были избраны либо допущены к распределению депутатских мандатов соответственно. На региональных и муниципальных выборах для возврата избирательного залога кандидат должен получить 5 и менее процентов голосов избирателей либо быть избранным, а список кандидатов – 3 и менее процентов либо быть допущен к распределению депутатских мандатов. Конкретный процент в данном случае фиксируется в законах субъектов РФ.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом соответствующего уровня власти и не может превышать 2 процента от числа избирателей, но не может быть менее 10 подписей.

Без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога осуществляется регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов. Без сбора подписей осуществляется также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии. В данном случае основанием для регистрации является решение партий о выдвижении кандидатов. В малонаселенных муниципальных образованиях кандидаты могут не собирать подписи и не вносить избирательный залог, если законом субъекта РФ предусматривается заявительный порядок регистрации. Во всех остальных случаях регистрация кандидатов является необходимым этапом избирательного процесса. Она позволяет отобрать для голосования избирателей только тех кандидатов, которые доказали, что располагают определенной общественной поддержкой либо готовы рискнуть значительной денежной суммой для того, чтобы представить свою кандидатуру на «суд» избирателей.

Предвыборная агитация заключается восуществлении воздействия на избирателей с целью побудить их голосовать «за» или «против» тех или иных кандидатов либо «против всех» кандидатов. В России агитационный период начинается со дня выдвижения кандидатов, списков кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещено.

На этапе голосования совершается народное волеизъявление, посредством которого определяется лицо, получающее право на выборный мандат. В российском законодательстве предусматривается, что голосование происходит в воскресенье, время начала и окончания голосования устанавливается нормативным правовым актом о выборах конкретных органов власти, продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

Помещение для голосования должно быть соответствующим образом оснащено. В нем размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещается информация о кандидатах, списках кандидатов, о порядке заполнения избирательных бюллетеней. В бюллетене фамилии кандидатов размещаются в алфавитном порядке, краткие наименования и символы (эмблемы) политических партий, избирательных объединений с фамилиями первых трех кандидатов из общефедеральной и региональной частей списка – в порядке, определяемом предварительной жеребьевкой. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в списки избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт. Голосование проводится путем внесения избирателем любого знака в пустой квадрат, относящийся к кандидату или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор. Заполненные бюллетени избиратели опускают в ящики для голосования, в качестве которых могут использоваться технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней.

Существуют несколько возможностей голосования избирателей вне помещения своего избирательного участка. 1) в случаях если избиратель не будет иметь возможность проголосовать на своем избирательном участке, он вправе получить в соответствующей избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом; 2) возможность досрочного голосования является исключительным случаем и допускается на муниципальных выборах. На выборах органов государственной власти досрочное голосование предусмотрено только на избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях; 3) для тех избирателей, которые не могут самостоятельно прибыть в помещение для голосования, предусматривается голосование посредством переносных ящиков, с которыми члены избирательной комиссии приходят домой к избирателю; 4) при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления может устанавливаться порядок голосования избирателей по почте.

На заключительном этапе избирательного процесса осуществляется подсчет голосов избирателей, определение и опубликование результатов выборов. После окончания времени голосования участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей и составляют протоколы об итогах голосования. Экземпляры протоколов незамедлительно направляются в вышестоящие избирательные комиссии в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах и последующей передачи этих данных в комиссию, определяющую результаты выборов. Например, на выборах депутатов законодательных органов власти субъектов РФ результаты определяет избирательная комиссия субъекта РФ.

Во избежание давления на избирателей запрещается публиковать данные о результатах выборов в день голосования до окончания голосования, в том числе распространять эти данные через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, включая «Интернет». Общие данные о результатах выборов должны быть направлены избирательными комиссиями в средства массовой информации в течение одних суток после определения таких результатов. Полные данные об избранных кандидатах официально публикуются (обнародуются) в течение трех месяцев со дня голосования, а о результатах региональных и муниципальных выборах – в течение двух месяцев со дня голосования.

Проведение повторного голосования («второго тура»), повторных или дополнительных выборов не является обязательным этапом избирательного процесса в России. Повторное голосование может проводиться на выборах Президента России в случае, если ни один из кандидатов в первом туре не получил более 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Повторные выборы назначаются избирательными комиссиями в случаях признания ими выборов несостоявшимися или недействительными, если не все мандаты в многомандатном округе удалось заместить, избранный кандидат не сложил с себя полномочия, не совместимых со статусом депутата либо выборного должностного лица, и других. Дополнительные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборных должностных лиц.

Основаниями для признания выборов несостоявшимися являются получение списками кандидатов, участвующими в распределении депутатских мандатов, в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, допуск к распределению депутатских мандатов менее чем двух списков кандидатов и другие. Выборы признаются недействительными в случае, если допущенные в ходе голосования или установления его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; если итоги голосования признаны недействительными на определенной части избирательных участков; если суд принимает решение о признании выборов недействительными.

Избирательный процесс

Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последо­вательности элементов - стадий.

Избирательный процесс в Российской Федерации

В соот с Федеральным законом «О»

1.Назначение выборов

2.

3.

4.

5.

6.Выдвижение кандидатов

7.Предвыборная агитация

9.

Избирательный процесс в РФ: понятие и основные стадии.

Избирательный процесс - это урегулированная конституционны­ми и законодательными нормами деятельность органов и групп изби­рателей по подготовке и проведению выборов в государственные орга­ны и органы местного самоуправления.

Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последо­вательности элементов - стадий. В соотв. с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ » 2002 г. можно выделить следующие стадии.

1. Назначение выборов (она заключается в установлении дня го­лосования, который может быть только календарным выходным днем).

2. Составление списков избирателей (это избирательные докумен­ты, определяющие круг граждан, обладающих активным избиратель­ным правом и проживающих на территории конкретного избиратель­ного участка).

3. Образование избирательных округов (это территории, которые образованы согласно соответствующему избирательному законодательству и от которых непосредственно гражданами избираются депу­таты представительных органов и выборные должностные лица).

4. Образование избирательных участков (эти территориальные еди­ницы объединяют избирателей общим местом голосования).

5. Образование избирательных комиссий (это коллегиальные ор­ганы, на которые возлагается организационное руководство подготов­кой и проведением выборов).

6. Выдвижение кандидатов (здесь определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, губернаторы, Президент).

7. Предвыборная агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или про­тив любого кандидата или избирательного объединения).

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов (поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т.е. избирательные бюл­летени должны быть установленной формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей).

Назначение выборов

Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса . Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования.

Основания назначения выборов. Следует выделить нормативное и фактическое основания назначения выборов. Нормативное основание – соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного липа) назначить выборы. Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов.

Основанием назначения очередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа (очередные частичные выборы).

Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:

1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;

2) признание первоначальных выборов недействительными;

3) кандидат (кандидаты – по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица;

4) в случае выбытия всех кандидатов.

Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом.

Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов – государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Субъектами такого права в РФ являются:

1) Президент РФ – назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

2) Совет Федерации – назначает выборы Президента РФ;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ – назначают собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъектовРФ, избранного по одномандатному округу;

4) представительные органы местного самоуправления – назначают выборы главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;

6) главы муниципальных образований – назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

7) избирательные комиссии – в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы, а также выборы представительных органов вновь образованных муниципальных образований;

8) суды – в случаях не назначения выборов уполномоченным субъектом или в последствии – соответствующей избирательной комиссией.

Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. ФЗ «Об основных гарантиях…» закрепляет, что очередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами. Так, решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

К примеру, в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» указом Президента РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования назначаются выборы депутатов Государственной Думы нового созыва.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях…»).

38. Образование избирательных округов и избирательных участков; равный вес избирательного голоса.

Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образованные для организации и проведения муни­ципальных выборов, и от которых непосредственно граждана­ми РФ избираются депутаты представительных органов местно­го самоуправления и главы муниципальных образований.

Российское избирательное законодательство устанавливает три вида избирательных округов:

1)единый , включающий в себя всю территорию муници­пального образования (он предназначен для выборов руководи­телей муниципальных образований, а также депутатов предста­вительных органов местного самоуправления, избираемых по пропорциональной системе)2;

2) одномандатный , в котором избирается один депутат;

3) многомандатный , предназначенный для избрания не­скольких депутатов, в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально (согласно п. 8 ст. 18 названного Закона число депутатских мандатов, подлежащих распределению в многомандатном округе, не может превышать пяти; данное правило не применяется, если на выборах в органы местного самоуправления избирательный округ образован в границах из­бирательного участка).

Одномандатные и многомандатные округа образуют на вы­борах представительные муниципальные органы, проводимые по мажоритарной системе.

Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей. Избирательная комиссия, органи­зующая выборы в муниципальные органы, не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначе­ны выборы, определяет схему одномандатных или многоман­датных округов. Схема округов - документ, утверждаемый ме­стным представительным органом. Она должна содержать:- гра­ницы округов; перечень населенных пунктов, муниципальных образований, входящих в состав избирательного округа; номе­ра избирательных округов; место нахождения окружной или иной комиссии, на которую возложены полномочия окружкома; число избирателей в каждом округе. Представительный орган местного самоуправления публикует схему избирательных округов не только в соответствии с указанными данными, но и ее графическое изображение. При отсутствии органа предста­вительной власти право утверждения схемы округов переходит к избирательной комиссии, организующей выборы.

Избирательные участки - это территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов . Они образуются главами муниципальных образований по со­гласованию с избирательными комиссиями муниципальных об­разований, территориальными избиркомами не позднее, чем за 45 дней до выборов. Исключение составляют участки, находя­щиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и от­даленных районах, которые могут образовываться не позднее чем за пять дней до дня голосования. Списки участков с указа­нием их границ, номеров и адресов участковых комиссий пуб­ликуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.

К организации участков предъявляются специальные требо­вания. Участки образуются из расчета не более 3 тыс. избирате­лей.

Избирательный процесс, его основные стадии.

Их границы не должны пересекать границы избирательных округов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непо­средственно в местах дислокации воинских частей. В этом слу­чае участки образуются командирами воинских частей.

Стадии избирательного процесса в России

Избирательный процесс, его основные стадии в Российской Федерации.

Избирательный процесс - это урегулированная конституционны­ми и законодательными нормами деятельность органов и групп изби­рателей по подготовке и проведению выборов в государственные орга­ны и органы местного самоуправления.

Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последо­вательности элементов - стадий. В соот с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ » 2002 г. можно выделить следующие стадии.

1.Назначение выборов (она заключается в установлении дня го­лосования, который может быть только календарным выходным днем).

2.Составление списков избирателей (это избирательные докумен­ты, определяющие круг граждан, обладающих активным избиратель­ным правом и проживающих на территории конкретного избиратель­ного участка).

3.Образование избирательных округов (это территории, которые образованы согласно соответствующему избирательному законодательству и от которых непосредственно гражданами избираются депу­таты представительных органов и выборные должностные лица).

4.Образование избирательных участков (эти территориальные еди­ницы объединяют избирателей общим местом голосования).

5.Образование избирательных комиссий (это коллегиальные ор­ганы, на которые возлагается организационное руководство подготов­кой и проведением выборов).

6.Выдвижение кандидатов (здесь определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, губернаторы, Президент).

7.Предвыборная агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или про­тив любого кандидата или избирательного объединения).

9.Подсчет голосов и установление результатов выборов (поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т.е. избирательные бюл­летени должны быть установленной формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей).

Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов.

Содержание и стадии избирательного процесса закрепляются в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г., который действует с изменениями и дополнениями. Этот закон является рамочным, то есть его нормы являются обязательными для всех выборов, которые проводятся в Российской Федерации.

Регистрация избирателей означает включение лица в список избирателей, на основании которого он сможет быть допущен к голосованию. Все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Совокупность избирателей страны объединяется понятием «электорат» (избирательный корпус).

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения выборов.

Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка.

Список избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.

В РФ используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным округам.

Избирательные округа – это территориальные единицы, от которых избираются депутаты и другие выбираемые лица; в зависимости от числа избираемых (но не выдвигаемых) лиц избирательные округа могут делиться на одномандатные и многомандатные.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки – территориальные единицы, создаваемые для проведения выборов и подсчета голосов. Они образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета проживания не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.

Органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов, являются избирательные комиссии.

Вопрос № 12 Понятие и стадии избирательного процесса в Российской Федерации

Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии – четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой, пять членов – Советом Федерации, а остальные пять членов – Президентом РФ.

Порядок формирования других избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов РФ определяется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

В избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации не менее половины членов комиссии должны быть назначены по предложениям политических партий, представленных фракциями в Государственной Думе и региональном законодательном (представительном) органе государственной власти. При формировании муниципальных, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий не менее одной второй от общего числа членов комиссии назначается на основе поступивших предложений политических партий, представленных в Государственной Думе, в региональном законодательном (представительном) органе государственной власти, в представительном органе местного самоуправления.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто, на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит политическим партиям, возможно и самовыдвижение.

Политические партии являются единственным видом общественных объединений, который может участвовать в выборах и является таким образом избирательным объединением.

Избирательные объединения – это организации, наделенные правом выдвигать кандидатов на выборах и иным образом участвовать в избирательном процессе.

Создание избирательных блоков из нескольких партий современным законодательством не предусмотрено.

Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений принимается тайным голосованием на съездах или конференциях политических партий или их региональных отделений.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

Кандидаты (списки кандидатов) выдвинутые партиями, имеющими фракции в Государственной Думе данного созыва, подлежат автоматической регистрации, независимо от уровня выборов.

Законом установлено требование о том, что кандидаты вместе с письменным уведомлением о выдвижении должны представить в соответствующую избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на правах собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Это же распространяется на сообщения о неснятой или непогашенной судимости, гражданстве иностранного государства. Все эти материалы и результаты их проверки должны публиковаться в средствах массовой информации, размещаться в помещениях участковых избирательных комиссий.

В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в этом избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов.

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Предвыборная агитация – это деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющая целью побудить избирателей к участию в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списка кандидатов).

Государство обеспечивает гражданам РФ, политическим партиям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии и федеральными законами.

Агитация начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, но в СМИ не ранее чем за 30 дней до дня выборов. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация проводится:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны.

Голосование на выборах в РФ проводится в один из выходных или нерабочих дней. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

В случае и порядке, предусмотренных законом, избиратель, который в день голосования не будет иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования в пределах избирательного округа.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор. Современным законодательством не предусмотрено голосование в позиции «против всех кандидатов».

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число переносных избирательных ящиков. Заявление о предоставлении возможности голосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующему числу заявлений.

Голосование проводится в специально оборудованных кабинах (комнатах), в которых не допускается присутствие других лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии и подписи не менее двух ее членов.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются в избирательные ящики, которые находятся в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основании поданных избирателями избирательных бюллетеней. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

На основании протоколов участковых, а затем территориальных избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется соответствующий протокол.

Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных по позициям «за» и «против», осуществляется соответствующей комиссией в порядке и срок, которые установлены законом, но не позднее чем через месяц со дня голосования.

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;

в) по решению суда.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1215 | Нарушение авторского права страницы