Фз социальное обслуживание на дому. Запуск закона о социальном обслуживании – в ваших руках, сограждане! Порядок предоставления услуг по комплексной уборке квартир

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов ".

Социальные работники - 0 Техники реинтеграции и социальной интеграции - 0. . Знания, необходимые для доступа. Что касается требований к учебным программам, все те, кто имеет высшее среднее образование, полученные в Италии или за рубежом и признанные правомочными в соответствии с действующим законодательством, смогут получить доступ к учебному курсу в области социального обслуживания. Совет по учебным курсам назначает Комиссию, которая проверяет владение необходимыми знаниями путем собеседования, если Комиссия сочтет достаточный уровень знаний кандидата достаточным, выражает оценку пригодности, которая позволяет регистрироваться и выпускникам, которые освобождаются от собеседования зарегистрировали оценку, по меньшей мере равную минимальному пороговому значению, чтобы обеспечить владение необходимыми реквизитами и необходимой подготовкой.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (п. 2 ст. 3 старого закона ), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (п. 3 ст. 3 нового закона ). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Посещение уроков курса не является обязательным, но настоятельно рекомендуется. Курс исследований в области социального обслуживания предлагает, в общем, своим ученикам, комплексное обслуживание ориентации, обучения и размещения. В частности, ориентация на вход обозначается на двух уровнях.

Входящая ориентация, управляемая на уровне Университета в терминах. Входящая ориентация, управляемая на периферийном уровне или в Программе степени в терминах. Руководство и репетиторство в процессе осуществляются в рамках деятельности по сопровождению обучения, прослушиванию и обращению, которые ухаживают и поощряются преподавательским составом Совета по курсу. В настоящий момент ответственным за поступающую ориентацию является профессор Гизельда Антонелли.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств: полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

Социальное обслуживание в негосударственных организациях

Перечень образовательных мероприятий по курсу. Правила подачи учебных планов. В настоящее время начальником службы по предоставлению учебных периодов за пределами является г-жа Лордана Колалонго. Все преподаватели Учебно-методического совета являются академическими преподавателями различных стажеров.

Реестр поставщиков социальных услуг

Частота между 50% и 75% составляет 44%. В целом, 82% студентов регулярно посещают занятия более чем на 50%. Это решение остается за оценкой классных комнат, даже если 38% считают их редко адекватными: это не ставит под сомнение положительное мнение для 56% студентов. ИТ-рабочие станции часто считаются присутствующими и достаточно адекватными, даже если есть необходимость в более удобном использовании. Оценка библиотек, касающихся кредита, консультаций и открытие определенно положительно для 29% выборки и вполне положительно на 53%.

Наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

Наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;

    Невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

    Насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;

    Данные, представляющие крайний интерес, связаны с вопросом о том, будут ли они снова поступать в тот же курс этого университета. 76% учащихся в выборке выразили значительно позитивное мнение, которое, по-видимому, составляет примерно 14% от уровня университетского образования. Определенная частота также дает возможность воспользоваться преимуществами, когда степень достигнута трехгодичный, порядка. профессионала, который рассматривается как дополнительная ценность с точки зрения занятости. Географическое происхождение Данные показывают происхождение членов из многих центрально-южных регионов и провинций.

    Отсутствие определенного места жительства;

    Отсутствие работы и средств к существованию;

    Наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона)

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона ).

Хорошая последовательность членов из Абруццо и, в частности, из водосбора Театино-Пескара, сопоставляется с данными тех, кто прибывает из провинций Молизе, Апулии и Кампании. Эти географические корни остаются по существу однородными в Происхождение по типу старшей средней школы. Что касается происхождения учащихся, то в последние три года преобладание выпускников магистерских институтов является существенным, и нехватка студентов из Лиси и из технических и профессиональных институтов отсутствует.

Индивидуальная программа получателя социальных услуг

Происхождение по возрастным группам и полу. Относясь к профессии, традиционно предназначенной для женского компонента, неудивительно найти сильное и решительное присутствие женщин среди членов перед лицом небольшого мужского присутствия. Занятые учащиеся занимают 80% по модальной стоимости в возрасте от 18 до 20 лет, а взносы в последующие возрастные классы, по-видимому, более ограничены. Результаты обучения Большинство студентов возобновляют свое зачисление в эти годы позже. Эта цифра также подтверждается в доле студентов, которые приобретают кредиты на экзаменах. прибыль с существенными положительными результатами.

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона ).

Среднее количество баллов, полученных на экзаменах, показывает хорошие значения. Анализ статистических данных показывает, что 30% степени составляет один год после окончания и «включен в работу». 47% трехлетних выпускников в тот же период продолжают, тем не менее, «учатся в программах магистратуры или участвуют в стажировках и стажировках». В среднем один год выпускников по шкале от 1 до 10 удовлетворен выполненной работой. с оценкой 7, 5, против цифры общего числа занятых выпускников на других курсах Университета, которая равна 6.

По сравнению с национальными данными 33% сотрудников заявляют, что они используют приобретенные навыки в высокой степени в ходе исследования против 23% класса. Кроме того, средняя чистая ежемесячная заработная плата в евро наших выпускников через год после окончания обучения составляет 541 евро против среднего уровня в 595 евро в классе степени и, следовательно, в значительной степени соответствует национальному показателю.

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов"

Формы социальных услуг

Степенный курс в области социальных услуг направлен на создание профессионального профиля социального работника с сильными инновационными функциями по сравнению с интегрированной системой социальных услуг. Знания и навыки, образовательные цели Разработанный путь направлен на формирование профиля профессионального социального работника, способного организовать отношения помощи со стороны социальных служб, особенно в общественных и некоммерческих организациях. С этой целью основной целью курса является обеспечение адекватной базовой подготовки в секторах социологического, психологического и социального обслуживания, а также достаточная междисциплинарная подготовка экономической, правовой и исторической структуры, которая считается необходимой для того, чтобы выпускники стали зрелыми. необходимые навыки для планирования и осуществления комплексных вмешательств между различными операционными областями, в которых они будут действовать в качестве агентов социальных услуг.

Определен поставщик социальных услуг

Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона ). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1 , ч. 3 ст. 4 старого закона ).

Это обучение будет приобретено благодаря теоретическому и практическому пути. С теоретической точки зрения подготовка будет получена путем изучения текстов, которые предоставят знания, которые считаются основными, со ссылкой на каждую из запланированных областей обучения. Существуют также научно-исследовательская деятельность, индивидуальные разработки и семинары, которые будут особенно полезны для приобретения выпускником способности понимать и критически оценивать некоторые специфические характеристики современных обществ, влияя на конкретные социальные и индивидуальные контексты при возникновении особенностей. критичный.

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона ).

Целенаправленная лабораторная и семинарская деятельность, сопровождаемая практическими исследованиями, также позволит учащемуся приобрести навыки работы с компьютером, необходимые для доступа к основным базам данных, и выгодно использовать полученные данные, а также использовать ИТ-инструменты для экспериментальных исследований. профессиональных целей. Благодаря лабораторной деятельности они также будут обладать достаточным владением английским языком для приобретения и обмена информацией в нелокальных контекстах и ​​для консультаций с исследовательскими продуктами или международной литературой.

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

    Социально-бытовые;

    Социально-медицинские;

    Социально-психологические;

    Социально-педагогические;

    Социально-трудовые;

    Социально-правовые;

    Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;

    Стажировки будут иметь привилегию, позволяющие реализовать опыт и прямые вмешательства в инновационных областях и в институтах, способных предлагать передовую практику. Планируемая стажировка позволит студентам установить важные отношения с миром труда и, в частности, с общественными и частными общественными организациями. Конкретные навыки также будут проверяться через индивидуальные или групповые отношения на стажировку, подвергаться конкретным испытаниям, проводимым или полевым исследованиям, всегда на индивидуальном и групповом уровне.

    Срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона)

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона ). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона ).

Выпускникам необходимо будет изучить надлежащие методы социологических исследований и социального обслуживания, а также некоторые технические навыки прикладных секторов, получить необходимые оперативные навыки, а также в отношении оценки и измерения наблюдаемых данных. В частности, выпускникам придется приобретать необходимые навыки для работы в группах, а также общаться с собеседниками, которые с трудом понимают, развивают необходимые профессиональные навыки в ходе стажировок и стажировок, которые ожидаются в течение трехлетнего периода обучения.


Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона ).

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

    Несовершеннолетние;

    Лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

    Возможности трудоустройства Степень позволяет получить доступ к профессии социального работника после прохождения необходимого экзамена для регистрации. Уровни большей ответственности, с управленческими обязанностями, могут быть достигнуты путем созревания степени мастер-класса, которая включает в себя трехлетние курсы. Дальнейшие сферы занятости должны быть определены в службах, планируемых местными властями в интересах семей в ситуациях лишения свободы, детей с проблемами с правосудием или жертвами наркомании или взрослых, вынужденных в тюрьмы или замененных социальных услуг.

    Лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона ).

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона ).

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона ).

Пример

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона ).

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона ). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона ). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона ). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона ). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона ). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона ).

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона ). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона ). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона ).

По материалам сайта www.garant.ru/

21 января 2005 года № 31/2005-ОЗ

Принят

постановлением

Московской областной Думы

ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ

В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Законов МО

от 01.03.2006 № 28/2006-ОЗ (ред. 27.03.2006),

от 26.07.2006 № 127/2006-ОЗ, от 05.12.2008 № 188/2008-ОЗ,

от 25.12.2009 № 173/2009-ОЗ, от 23.03.2011 № 32/2011-ОЗ,

от 06.05.2011 № 64/2011-ОЗ,

с изм ., внесенными решением Мособлсуда от 15.10.2007)

Настоящий Закон принят с целью установления порядка и условий реализации прав граждан на социальное обслуживание в Московской области, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительными органами государственной власти Московской области полномочий в сфере социального обслуживания населения.

Статья 2. Основные понятия

Социальное обслуживание населения - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.

Социальные услуги - действия по оказанию клиенту социальной службы помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность , безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и другое), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 3. Системы социальных служб

1. Государственная система социальных служб в Московской области - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью Московской области и находящихся в ведении центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).

2. Негосударственная система социальных служб в Московской области - система, состоящая из предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

К негосударственной системе социального обслуживания могут относиться общественные объединения, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием.

Статья 4. Учреждения и предприятия в системе социальных служб в Московской области

1. В системе социальных служб в Московской области действуют следующие типы учреждений социального обслуживания:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

3) центры социальной помощи семье и детям;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры (отделения) социальной помощи на дому;

9) реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;

10) психоневрологические интернаты;

11) дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

12) дома-интернаты малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов;

13) детские дома-интернаты для умственно отсталых детей;

14) детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками;

15) специализированные дома для граждан пожилого возраста;

16) центры социальной адаптации;

17) центры реабилитации инвалидов;

18) социально-оздоровительные центры;

19) иные учреждения, предоставляющие социальное обслуживание.

2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

Статья 5. Государственные стандарты социального обслуживания

1. Социальное обслуживание в Московской области должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

2. Установление государственных стандартов социального обслуживания в Московской области осуществляется в порядке, определяемом Правительством Московской области.

Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ

ОБСЛУЖИВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ

СЛУЖБ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 6. Право граждан на социальное обслуживание

1. Граждане, имеющие место жительства в Московской области, имеют право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в Московской области по основным видам, в порядке и на условиях, определяемых настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области.

(в ред. Закона МО от 05.12.2008 № 188/2008-ОЗ)

2. Социальное обслуживание в Московской области осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

3. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб в Московской области бесплатную информацию о своих правах и обязанностях, о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

4. Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на получение социальных услуг в государственной системе социальных служб в Московской области, предусмотренных Перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания Московской области (далее - Перечень) согласно приложению к настоящему Закону.

5. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Московской области, имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание в Московской области, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Материальная помощь

1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются Правительством Московской области.

Статья 8. Социальное обслуживание на дому

1. Социальное обслуживание на дому, в том числе социально-медицинское обслуживание, включает в себя совокупность надомных услуг, предусмотренных Перечнем.

2. Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется на временной или постоянной основе государственными учреждениями социального обслуживания Московской области.

Периодичность посещения социальными работниками обслуживаемых на дому устанавливается с учетом нуждаемости граждан в помощи, но не реже 2 раз в неделю.

3. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями государственных учреждений социального обслуживания Московской области для временного или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим заболеваниями, не являющимися противопоказаниями к принятию на социальное обслуживание на дому.

Периодичность посещения социальными работниками обслуживаемых на дому устанавливается с учетом нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов в помощи, но не реже 3-4 раз в неделю. Периодичность посещения обслуживаемых на дому медицинскими сестрами устанавливается по согласованию с лечащим (участковым) врачом, но не реже 3-4 раз в неделю.

4. Порядок и условия предоставления социального и социально-медицинского обслуживания на дому устанавливаются Правительством Московской области.

Статья 9. Срочное социальное обслуживание

Срочное социальное обслуживание осуществляется государственными учреждениями социального обслуживания Московской области в соответствии с Перечнем.

Статья 10. Полустационарное социальное обслуживание

1. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется государственными учреждениями социального обслуживания Московской области и включает в себя совокупность социальных услуг, предусмотренных Перечнем.

2. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний.

3. Порядок и условия предоставления полустационарного социального обслуживания устанавливаются Правительством Московской области.

Статья 11. Стационарное социальное обслуживание

1. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, осуществляется на постоянной или временной основе в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Московской области.

2. Стационарное социальное обслуживание направлено на предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг, предусмотренных Перечнем, обеспечение условий жизнедеятельности, питания, ухода, проведение реабилитационных мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

3. Порядок и условия предоставления стационарного социального обслуживания устанавливаются Правительством Московской области.

Статья 12. Направление граждан на социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное социальное обслуживание

1. Правом внеочередного принятия на социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное обслуживание пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, а также инвалиды боевых действий.

2. Правом первоочередного принятия на социальное обслуживание на дому пользуются супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды, в том числе из числа вынужденных переселенцев.

Статья 13. Порядок предоставления реабилитационных услуг

1. Реабилитационные услуги предоставляются инвалидам, детям-инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2. К реабилитационным услугам относятся: услуги по социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, медико-социальной, социокультурной реабилитации, социально-бытовая адаптация, профессиональная ориентация, обучение, образование, содействие в трудоустройстве, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

3. Предоставление реабилитационных услуг осуществляется государственными учреждениями социального обслуживания Московской области по направлению территориального подразделения уполномоченного органа.

4. Направление граждан в государственные учреждения социального обслуживания Московской области осуществляется на основании следующих документов:

заявления гражданина или его законного представителя;

копии документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт; заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Московской области; справка об освобождении - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы; иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);

индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) или справки лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья;

справки, свидетельства, удостоверения или иного документа установленного образца о праве на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством.

5. Территориальное подразделение уполномоченного органа в 15-дневный срок с момента получения заявления рассматривает его и уведомляет гражданина о постановке на учет по предоставлению реабилитационных услуг, выдает направление в государственное учреждение социального обслуживания Московской области.

6. Противопоказаниями к приему в государственные учреждения социального обслуживания Московской области являются: острые, в том числе инфекционные заболевания; обострение и декомпенсированное течение хронических заболеваний; любые приступообразные и проградиентно текущие психические заболевания со склонностью к частым обострениям и рецидивам, частыми пароксизмальными состояниями; заболевания с декомпенсациями, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения; злокачественные новообразования в активной фазе; кахексия любого происхождения; гнойно-некротические заболевания; алкоголизм и наркомания.

Статья 14. Порядок приема и условия предоставления временного приюта

1. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившиеся или подкинутые, самовольно ушедшие из семьи, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие места жительства и средств к существованию, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, в том числе обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям.

При поступлении ребенка в возрасте до 3 лет он направляется в соответствующее учреждение.

Несовершеннолетние находятся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания. В случае поступления таких несовершеннолетних, принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основания помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

личное обращение несовершеннолетнего;

заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

направление территориального подразделения уполномоченного органа или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

3. Временный приют создается для пребывания в нем женщин, находящихся в кризисной ситуации, и обеспечивает бытовые, психологические и прочие условия их жизнедеятельности на срок не более двух месяцев.

Временный приют предоставляется следующим категориям женщин:

подвергшимся психологическому или физическому насилию;

потерявшим родных и близких;

имеющим детей-инвалидов;

женщинам-инвалидам;

одиноким матерям с несовершеннолетними детьми;

несовершеннолетним матерям;

беременным женщинам;

женщинам из неполных семей;

находящимся в конфликте с семьей;

находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

самостоятельно проживающим выпускницам детских домов и школ-интернатов;

женщинам, вышедшим на пенсию и испытывающим психологический дискомфорт, в том числе одиноким пожилым женщинам.

Статья 15. Организация дневного пребывания в государственных учреждениях социального обслуживания Московской области

В государственных учреждениях социального обслуживания Московской области (социальные приюты, социально-реабилитационные центры, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, кризисные центры для женщин, центры социальной помощи семье и детям) могут быть организованы группы дневного пребывания для несовершеннолетних и женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Прием в группы дневного пребывания осуществляется на основании решения территориального подразделения уполномоченного органа.

Статья 16. Консультативная помощь

В государственных учреждениях социального обслуживания Московской области клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Статья 17. Основания для бесплатного социального обслуживания

1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб Московской области осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

2. Бесплатно социальные услуги на дому в соответствии с Перечнем предоставляются государственными учреждениями социального обслуживания Московской области одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам (одиноким супружеским парам): инвалидам Великой Отечественной войны или участникам Великой Отечественной войны; супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны или участников Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак; бывшим несовершеннолетним узникам фашизма; лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лицам, награжденным медалью "За оборону Москвы"; Героям Советского Союза; Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы; Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы; инвалидам боевых действий.

Статья 18. Плата за социальное обслуживание

1. Социальное обслуживание осуществляется государственными учреждениями социального обслуживания Московской области бесплатно, а также на условиях частичной и полной оплаты.

2. Порядок и условия предоставления бесплатного, а также на условиях полной или частичной оплаты надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб в Московской области устанавливаются Правительством Московской области.

3. Порядок и условия оплаты социального обслуживания в социальных службах иной формы собственности устанавливаются ими самостоятельно.

4. Государственные учреждения социального обслуживания Московской области вправе предоставлять дополнительные социальные услуги сверх установленных Перечнем на условиях полной оплаты в соответствии с тарифами, установленными уполномоченным Правительством Московской области центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.

Глава III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Статья 19. Финансовое обеспечение социального обслуживания

1. Финансирование государственных учреждений социального обслуживания Московской области осуществляется за счет средств бюджета Московской области.

Финансирование социальных служб иной формы собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами.

2. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования являются:

средства, поступающие от целевых социальных фондов;

кредиты банков и средства других кредиторов;

доходы от предпринимательской деятельности;

доходы от ценных бумаг;

средства, поступающие в качестве платы за социальные услуги;

благотворительные взносы и пожертвования;

другие источники, не запрещенные законом.

Статья 20. Предпринимательская деятельность социальных служб

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области социальные службы имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

2. Предпринимательская деятельность социальных служб подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Московской области.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Ответственность лиц, занятых в системе социальных служб в Московской области, если их действия (бездействие) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента социальной службы последствия или иное нарушение его прав, наступает в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и Московской области.

Статья 22. Обжалование действий (бездействия) социальных служб

Действия (бездействие) социальных служб государственной системы в Московской области могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти Московской области либо в суд.

Действия (бездействие) негосударственной системы социальных служб могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в суд.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

И.о. Губернатора Московской области

А.Б. Пантелеев

№ 31/2005-ОЗ

Приложение

к Закону Московской области

ПЕРЕЧЕНЬ

гарантированных государством социальных услуг,

предоставляемых гражданам пожилого возраста

и инвалидам государственными учреждениями

социального обслуживания московской области

(в ред. Закона МО от 23.03.2011 № 32/2011-ОЗ)

I. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Московской области:

1. Материально-бытовые услуги:

предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания;

предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам;

содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи;

компенсация расходов по проезду на обучение, лечение, консультации.

2. Услуги по организации питания, быта, досуга:

приготовление и подача пищи, включая диетическое питание;

предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам;

обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры, экскурсии и иное);

обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам;

обеспечение сохранности личных вещей и ценностей;

создание условий для отправления религиозных обрядов.

3. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:

бесплатное оказание медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, федеральных и областных целевых программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;

проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных);

оказание первичной медико-санитарной и стоматологической помощи;

организация прохождения диспансеризации;

госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение;

оказание психологической поддержки, проведение психокоррекционной работы;

содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи;

обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации;

обеспечение санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования.

4. Организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей:

создание условий для получения школьного образования по специальным программам.

5. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией:

создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности;

проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса.

6. Правовые услуги:

содействие в получении консультативной помощи;

обеспечение представительства в суде с целью защиты прав и интересов;

содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;

содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение.

7. Содействие в организации ритуальных услуг.

II. Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию:

покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

помощь в приготовлении пищи;

покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;

содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;

содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;

оказание помощи в написании писем;

содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами;

содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.

2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:

обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

содействие в проведении медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, федеральных и областных целевых программ обязательного медицинского страхования Московской области, оказываемой государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями;

содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;

содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения;

оказание психологической помощи;

содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;

посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение;

содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации.

3. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.

4. Содействие в трудоустройстве.

5. Правовые услуги:

помощь в оформлении документов;

содействие в получении установленных законодательством мер социальной поддержки;

оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг.

6. Содействие в организации ритуальных услуг.

III. Дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями государственных учреждений социального обслуживания Московской области (социально-медицинское обслуживание на дому):

наблюдение за состоянием здоровья;

оказание экстренной доврачебной помощи;

выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача;

кормление ослабленных больных;

проведение санитарно-просветительной работы.

IV. Услуги срочного социального обслуживания:

обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

оказание материальной помощи;

содействие в предоставлении временного жилого помещения;

обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

организация экстренной медико-психологической помощи;

содействие в трудоустройстве;

организация юридических и иных консультаций.

V. Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях:

1. Услуги по организации питания, быта и досуга:

обеспечение горячим питанием;

предоставление постельных принадлежностей и спального места в специальном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям;

обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми и иным.

2. Социально-медицинские услуги:

содействие в получении медико-психологической помощи;

оказание санитарно-гигиенических услуг;

организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных).

3. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями:

создание условий для дошкольного воспитания детей и получения образования по специальным программам;

создание условий для получения школьного образования по специальным программам;

проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам в целях социально-трудовой реабилитации, восстановления личностного и социального статуса.

4. Правовые услуги:

помощь в оформлении документов;

содействие в получении юридических и иных консультаций.