Фиктивная регистрация мигрантов. Что такое фиктивная регистрация иностранных граждан


Адвокат и подсудимые и ходатайствовали перед судом о прекращении уголовного дела в отношении и на основании примечания к ст. 322.3 УК РФ, поскольку в ходе судебного следствия установлено, что и активно способствовали раскрытию данных преступлений, не скрывались от органов дознания, сразу дали правдивые пояснения по поводу фактов фиктивной регистрации иностранных граждан, и в их действиях не содержится иного состава преступления. При проведении предварительного слушания по уголовному делу по ходатайству подсудимых, последние пояснили, что они просят прекратить уголовное дело в отношении них по примечанию с ст.322.3 УК РФ, при этом полностью признают свою вину в содеянном, им понятны правовые последствия прекращения дела по нереабилитирующим основаниям. Выслушав мнение прокурора, не возражающего против прекращения уголовного дела, мировой судья приходит к следующему.

An error occurred.

Уголовного кодекса Российской Федерации, суд УСТАНОВИЛ: , являясь гражданкой Российской Федерации, будучи зарегистрированной по адресу: (обезличено), фактически не являясь принимающей стороной, то есть гражданином Российской Федерации, у которого иностранные граждане находятся (проживают), решила осуществить фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, то есть не имея намерения фактически предоставить жилое помещение для пребывания (проживания) лица, а также зная о том, что иностранный гражданин не намерен пребывать (проживать) по указанному адресу ввиду отсутствия такой необходимости.

Заявление о прекращении уголовного дела по ст.322.3 ук рф

Российской Федерации. Постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Фиктивной постановка на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации становится тогда, когда постановка их на учёт по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях производится на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учёт по месту пребывания в жилых помещениях производится без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Please enable javascript

Норма статьи 322.3 УК РФ введена в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Порядок вступления в силу федеральных законов на территории РФ определен ФЗ РФ от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», согласно которыми федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Таким образом, норма ст.322.3 УК РФ в ред. Федерального закона № 376-ФЗ от 21.12.2013 г. вступила в силу с 03 января 2014 г. Как следует из материалов обвинительного заключения, постановка граждан на учет по месту пребывания была осуществлена:

  • 29 сентября 2013 г.

Обвинение по статье 322 прим. 3 ук рф

УК РФ, в связи с чем, считает возможным назначение подсудимой наказания за указанное преступление, с применением положений ст. 64 УК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 316 УПК РФ, - ПРИГОВОРИЛ: Признать С.Ю.И.

виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, и назначить ей наказание с применением положений ст. 64 УК РФ в виде штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей. Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении осужденной С.

Внимание

Ю.И. оставить прежней до вступления приговора в законную силу. Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Бабушкинский районный суд города Москвы в течение десяти суток со дня провозглашения.


Осужденная вправе участвовать в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Ст. 322.3 ук рф с комментариями

Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 322.3 УК РФ с нашими комментариями к ней. Статья 322.3 УК РФ. Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации Фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации- наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
Примечания.
Дело № 7/1-61/2016 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении уголовного дела, уголовного преследования 09 января 2017 года г. Севастополь Мировой судья судебного Гагаринского судебного района города Севастополя, при секретаре – , с участием: — государственного обвинителя старшего помощника прокурора Гагаринского района г.
Севастополя — , — подсудимых, — защитника, проведя предварительное слушание по уголовному делу в отношении, (обезличено) года рождения, уроженки (обезличено), гражданки (обезличено), имеющей (обезличено) образование, (обезличено), пенсионерки по возрасту, проживающей и зарегистрированной по адресу: (обезличено), ранее не судимой, обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст.

Прекращение уголовного дела по статье 322 3 ук рф

МФЦ по Бабушкинскому району города Москвы, расположенного по адресу: город Москва, ул. Летчика Бабушкина, дом 1, корп. 1, осуществила фиктивную постановку на учет иностранного гражданина, а именно предоставила недостоверные сведения о постановке его на учет по месту пребывания в жилом помещении без его намерения пребывать в этом помещении и без намерения принимающей стороны предоставить ему это помещение для пребывания, заполнила уведомление о прибытии граждан Республики Кыргызстан ***, *** года рождения, и её малолетнего сына ***, *** года рождения, в место пребывания установленного ФЗ № 109 от 18 июля 2006 года образца, с указанием места регистрации по адресу: ***, сроком пребывания с 07 августа 2016 года до 04 ноября 2016 года, где она (С.

Прекращение уголовного дела по статье 322 3 ук рф с комментариями

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на учёт. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Инфо

Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учёт, и желает её совершить. Как и в предыдущем случае, состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки.

Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учёта.

Полное признание подсудимой вины по предъявленному обвинению, ее раскаяние в содеянном, положительные характеристики, наличие поощрений по месту работы и родственника, страдающего тяжкими заболеваниями, за которым она осуществляет уход, - суд в соответствии со ст. 61 УК РФ признает в качестве смягчающих ей наказание обстоятельств. При рассмотрении дела защитник С.Ю.И. – С.Н.И. просила суд освободить подсудимую от уголовной ответственности на основании пункта 2 Примечания к ст. 322.3 УК РФ и ст. 76.2 УК РФ, поскольку она ранее не судима, характеризуется положительно, способствовала раскрытию преступления путем предоставления координат и адреса зарегистрированных лиц, их мест работы и учебы, контактных данных. Оценив указанный довод, суд, приходит к выводу о том, что сами по себе указанные обстоятельства не свидетельствуют об активном способствовании С.Ю.И.

Российской Федерации, то есть постановка его на учет по месту пребывания в жилом помещении без намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить ему это помещение для пребывания. Кроме того, являясь гражданкой Российской Федерации, будучи зарегистрированной по адресу: (обезличено), фактически не являясь принимающей стороной, то есть гражданином Российской Федерации, у которого иностранные граждане находятся (проживают), решила осуществить фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, то есть не имея намерения фактически предоставить жилое помещение для пребывания (проживания) лица, а также зная о том, что иностранный гражданин не намерен пребывать (проживать) по указанному адресу ввиду отсутствия такой необходимости.

Ст. 322.3 УК РФ – один из способов решить проблему, с которой сталкиваются многие страны. Ситуация связана с незаконным пребыванием на территории государства лиц, не являющихся гражданами этой державы, что несёт сложности для органов правоохранения в защите интересов лиц, являющихся гражданами РФ. В данной норме права раскрываются методы наказания таких деяний, как фиктивная постановка на учёт (не путать с регистрацией) граждан иностранных государств или субъектов, не имеющих гражданства, в том случае, если они не имеют законных оснований находиться на территории Российской Федерации.

Иностранец может иметь несколько законных оснований находиться на земле нашего государства в течение длительного времени:

  • если он получил постоянное гражданство и стал полноправным гражданином РФ;
  • когда для него оформлена временная регистрация в связи с получением вида на жительство;
  • если временная регистрация получена в связи с разрешением на временное пребывание;
  • поставлен на миграционный учёт.

При этом следует разграничивать понятия «постановка на учёт» и «регистрация». Последняя необходима всем гражданам РФ и требует, чтобы человек был зарегистрирован в жилом помещении.

Постановка на учёт не требует регистрации в жилом помещении, достаточно сообщить в соответствующие органы для совершения отметки, в каком месте будет поставлен на учёт гость из другого государства и получение им специального талона. При постановке на учёт мигрант не несёт бремени коммунальных платежей, но и не имеет никаких законных прав на помещение, в котором он поставлен на учёт.

Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.

В примечании к 323 статье Уголовного кодекса законодатель пояснил, что считается фиктивной постановкой на учёт субъектов не с российским гражданством. Это ситуация, когда иностранцы зарегистрированы по месту проживания (пребывания), хотя там не проживают и не собираются находиться. Либо же постановка на учёт была осуществлена в результате того, что предоставлялись ложные сведения.

Преступление состоит в том, что были созданы условия для постановки лица с иностранным гражданством на учёт в то время, когда такой учёт не имел законных оснований.

Преступное деяние, наказываемое в соответствии со статьёй 323.3, может быть выявлено различными путями:


В результате правоохранительные органы начинают подробную проверку поступившей информации.

В период этой проверки следователь:

  1. Проводит проверку по имеющимся соответствующим базам данных.
  2. Опрашивает иностранных граждан, в отношении которых есть подозрение, что они находятся на территории страны незаконно. Обязательно составление письменного протокола, в котором указано, где, когда и кем был проведён опрос.
  3. В территориальных органах учёта миграции иностранных субъектов проводит осмотр и изымает документы, которые доказывают, что субъект поставлен на миграционный учёт.
  4. Осматривает место, которое названо в качестве места пребывания иностранного гражданина на предмет имеются ли там условия для его проживания (наличие площади, спальных мест и т. п.).
  5. Выясняет, кому и на каком основании принадлежит жилое помещение.

Все данные оформляются в общем деле. На основании полученных сведений следователь делает вывод о составе преступления и необходимости заведения уголовного дела для вынесения судом соответствующего приговора.

В комментариях к рассматриваемой статье даётся ответ на вопрос, часто задаваемый на форумах: «Кто является субъектом преступления при фиктивно постановке на учёт?» Вопрос вполне правомерен, ведь в данной ситуации налицо три действующих лица: иностранец, гражданин России и должностное лицо. Кто виноват, должны выяснить органы правоохранения. Подследственность преступления по ст. 322.3 относится к дознавателям.

Получается, что при фиктивной постановке на учёт в преступлении участвуют три субъекта:

  • кого ставят на учёт;
  • кто ставит на учёт (миграционная служба, органы миграционного учёта);
  • при помощи кого ставят на учёт (кто предоставил помещение).


Если преступление будет доказано, вина и этих субъектов не считается одинаковой и наказание будет различным.

Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.

В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье.

Всё зависит от того:

  • намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
  • было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.

Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.

Чаще всего наказание направлено в сторону того, кто предоставил своё помещение для постановки на учёт иностранца. В этом случае фиктивная постановка на миграционный учёт кем-либо иностранного гражданина наказывается в соответствии с УК.

Оправдательный приговор выносится очень редко, поскольку подобным деянием субъект выступает против интересов своей страны и её граждан. Подсудность этого дела – это уже районные суды и выше.

Если в судебном порядке будет доказана вина субъекта по рассматриваемой статье, его может ожидать следующее наказание:

  • штраф, равный 150-500 тысяч российских рублей либо же равные сумме заработной платы за время до 3 лет;
  • работы принудительного характера в течение трёх лет, при этом утрачивается право занимать некоторые должности;
  • арест на три года и лишение права на три года занимать определённые должности или выполнять некоторую деятельность.

В судебном акте будут указаны все условия исполнения принятого судебной инстанцией решения.


Предусмотрев подобное наказание, законодатель также в примечании к данной статье Уголовного кодекса оговорил единственную возможность его избежать – оказать помощь на самостоятельной и добровольной основе в раскрытии уже свершившегося преступления. Но виновный в данном деянии должен сам прийти и рассказать обо всём ещё до того, как будет заподозрен органами правоохранения.

Тем, кто соглашается предоставить своё помещение для постановки иностранца на учёт, следует помнить, что они невольно могут оказаться преступником. Например, в связи с миграцией населения Украины в Россию, многие российские граждане оказали подобную услугу своим украинским родственникам или знакомым.

Конечно, совместное проживание нескольких семей весьма неудобно. Поэтому гости, освоившись и найдя работу, переезжали на съёмные квартиры. При этом ни им, ни предоставившим на время приют, не приходит в голову, что этот факт также необходимо отметить в органах по миграционному учёту. В результате после выяснения того, что иностранные граждане вовсе не «пребывают» по месту пребывания, отмеченному в талоне, заводятся уголовные дела.

Поэтому необходимо своевременно сообщать в органы миграционного контроля об изменении места пребывания. Это поможет избежать депортации и уголовного наказания приютившей иностранцев стороны.

Регистрация по фактическому месту жительства или нахождения иностранных граждан в России путём обращения в Федеральную миграционную службу является обязательной. Деятельность данного государственного органа направлена на контроль и регулированные передвижения иностранцев внутри страны, наряду с российскими гражданами и лицами, не имеющими гражданства. Подобный учёт необходим для того, чтобы предупреждать возникновение правонарушений и принимать меры по обеспечению безопасности коренного населения.

Независимо от того, с какой целью и каким способом иностранец въехал на территорию Российской Федерации, законом предусмотрен определённый срок, в который ему нужно или жительства. При становлении на учёт определяется категория визита в плане временного пребывания, временного или постоянного жительства.

Подтверждением факта регистрации служит проставленный в паспорте штамп. При этом адрес должен совпадать с реальным местом жительства. За неверно поданную информацию придётся нести серьёзную ответственность и выплачивать штраф. При этом карательные меры коснуться не только иностранных нарушителей, но и человека, которых оформил фиктивную прописку.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Общие правила пребывания

Оформить регистрацию по месту пребывания необходимо не позднее, чем через семь дней от даты приезда в Россию. Для этого нужно обратиться в местный орган миграционной службы. Это же правило действует и при перемещении внутри страны, если переезд составляет семь и более дней. Государственная пошлина за процедуру не изымается. Исключением становится подача заявления не лично в отделение ФМС, а через почтовое отделение.

Оформляет регистрацию иностранных граждан по месту фактического пребывания принимающая сторона. Ней может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом от приезжего требуется только его паспорт и миграционная карта. В зависимости от цели приезда и места прибытия также может понадобиться трудовой патент, виза, разрешение на временное проживание, правоустанавливающие документы на жилплощадь в России, прочее.

не может превышать срок пребывания граждан в стране, указанный в миграционной карте или визе. После оформления сотрудник миграционной службы обязан выдать отрывной документ на бланке с печатью, который свидетельствует о становлении на учёт. Не отдаётся отрывной документ только тогда, когда человек остановился в гостинице или аналогичном комплексе.

Общие правила проживания

О постоянной регистрации по месту жительства иностранных граждан может идти речь только, если у них есть собственное жильё в России. Срок оформления прописки составляет также семь дней с момента приезда, иначе будет начислен штраф или иная ответственность. Семидневный срок может отсчитываться и от даты получения вида на жительство или разрешения на временное проживание.

По сути, процесс не сложен. Миграционной службе подаётся заявление и сопровождающие документы, в зависимости от цели приезда. В заявлении указывается информация об иностранном госте, сведения о его гражданстве, паспортные данные, реквизиты правоустанавливающих документов на жильё в России и адрес его местонахождения. По этому месту и оформляется регистрация. Также в заявлении указывается, по какому адресу был прописан человек ранее, прилагается копия вида на жительство или разрешения на временное проживание, оплачивается государственная пошлина.

В случае отсутствия каких-либо требуемых документов их необходимо принести в срочном порядке, чтобы уложиться в установленный законом срок. Иначе штраф за просрочку будет неизбежен. За любое нарушение правил миграционной службы придётся нести ответственность лично. Если будет оформлена фиктивная прописка, то штраф – это меньшее из возможных наказаний. Ответственность может быть значительно строже.

Наказание за фиктивность

Фиктивная регистрация прибывших на территорию Российской Федерации иностранных граждан – явление весьма распространённое. Таким образом многие россияне пытаются зарабатывать, прописывая в своей квартире несметное количество лиц, которые не находились по их адресу ни одного дня. Такой заработок является незаконным, поскольку нарушители не оплачивают налоги. В связи с этим меры пресечения за подобные действа были ужесточены.


Ответственность, предусмотренная за фиктивную регистрацию, теперь включает не только штраф, но и уголовный процесс. В целом закон предусматривает следующие виды наказаний за фиктивную прописку:

  • Штраф от ста тысяч рублей до трёх миллионов или в размере заработной платы за три года;
  • Принудительные работы;
  • Заключение под стражу;
  • Запрет на предоставление ряда должностей.

Говоря о заключении под стражу, стоит сказать, что пока нет чётко установленных правил относительно того, кого будут заключать – иностранных граждан или собственников, которые оформили фиктивную регистрацию у себя. Зачастую эта ответственность возлагается как раз на владельцев жилья. Однако для этого правоохранительным органам нужно доказать, что обвиняемый нарушил закон намеренно.

Немного о нововведениях

Нововведением является как раз введение уголовной ответственности за фиктивную регистрацию. После одобрения федерального закона были внесены поправки в Административный, Уголовный и Уголовно-Процессуальный кодексы Российской Федерации. Помимо того, что ответственность стала строже из-за риска лишения свободы, ужесточили также административную ответственность. Это значит, что штраф увеличили в размере.

Применяются карательные меры ко всем нарушителям без исключения, включая иностранных граждан и собственников жилья, которые их у себя прописали фиктивно. Особенно острой становится ситуация, если прописанное лицо совершает правонарушение, находясь в другом регионе. Выйти сухим из воды вряд ли получится, поскольку сложно опровергнуть факт преднамеренно предоставленной ложной информации. Оформляя регистрацию иностранцу, владелец квартиры не может не знать о её фиктивности. Разве что такой гость внезапно без предупреждения уезжает в другой населённый пункт или регион на длительное время. Но и в этом случае нужно уведомить миграционную службу.

Меры пресечения для владельцев жилья

Поскольку по закону владельцев жилплощади теперь можно привлечь к уголовной ответственности за фиктивную регистрацию иностранных граждан, этим активно пользуются государственные органы. Штраф теперь считается самым мягким наказанием. Более строгая ответственность – это принудительная работа, а самое строгое наказание – лишение свободы.

Подобная строгость направлена на уменьшение случаев фиктивной регистрации, поскольку сложно отрицать, что многих граждан такие меры действительно остановят. Особенно это касается должностных лиц, против которых будут применимы самые строгие меры с лишением свободы.

Ответственность иностранных граждан, не прописанных по настоящему месту жительства:

  • Штраф, превышающий сумму, предусмотренную за отсутствие регистрации;
  • Депортация из страны с запретом обратного въезда на определённый срок.

При этом особенно пострадают юридические лица и организации, которые выступают в роли принимающей стороны. С этой точки зрения меньшей кровью можно считать даже полное отсутствие регистрации по месту жительства граждан.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Федеральным законом от 21.12.2013 года № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, в Закон Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Статья 2 Закона Российской Федерации № 5242-1 раскрывает понятие "фиктивная регистрация".

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания является основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания - на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

За фиктивную регистрацию предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации: собственники (наниматели) жилых помещений наказываются штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Представление заведомо недостоверных сведений или документов означает, что виновный осознает несоответствие действительности представляемых им в орган регистрационного учета сведений в письменной форме или документов в виде изображения.

Регистрация без намерения проживать (пребывать) означает, что истинным намерением гражданина является не вселение в жилое помещение с целью дальнейшего фактического статуса на территории субъекта Российской Федерации в целях получения для себя каких-либо приоритетов (трудоустройство, получение водительского удостоверения и т.д.)

Регистрация без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставлять его гражданину означает, что наниматель (собственник) жилого помещения, письменно выразив свое согласие на вселение, заведомо не намерен предоставлять жилое помещение гражданам для проживания (пребывания).

На фиктивную регистрацию могут указывать следующие признаки :

  • Жилое помещение пределы использования которого ограничены (квадратные метры), регистрация большого количества граждан не состоящих в родственных отношениях, вследствие чего общая жилая площадь, приходящаяся на одного зарегистрированного, составляет менее учетной нормы, установленной жилищным законодательством, либо зарегистрированные лица на малую долю собственности объекта недвижимости, исключающую их фактическое проживание).
  • Недостоверность - вымышленность сведений о гражданине, собственнике, их согласии, о жилом помещении, другая информация, представленная в орган регистрационного учета для рассмотрения и принятия решения.
  • Недействительность - поддельные копии паспорта, свидетельства о собственности, договоры купли-продажи, найма (поднайма, безвозмездного пользования).
  • Формальность - собственник (наниматель), выразив письменное согласие на регистрацию, заведомо не намерен предоставлять принадлежащее ему жилое помещение гражданину для его фактического проживания (нахождения) в нем.

В соответствии с частью 1 статьи 19.15.2 КоАП РФ нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан, на нанимателей (собственников) жилого помещения (физических лиц); на должностных лиц; на юридических лиц, которые также могут быть собственниками жилых помещений.

Статьи главы 19 КоАП РФ по давности привлечения к административной ответственности являются длящимися, т.е. постановление по делу об административном правонарушении в отношении граждан Российской Федерации по статьям главы 19 не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. В данном случае давность привлечения к административной ответственности начинается с момента исключения признаков состава преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ.

Из примечаний следует, что граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. Поэтому само понятие фиктивная регистрация предполагает регистрацию по месту жительства и по месту пребывания людей, не имеющих близкие родственные отношения.

Таким образом, в случае отказа в возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 322.2 УК РФ правомерно привлечение к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.15.2 КоАП РФ собственника (нанимателя) жилого помещения, граждан Российской Федерации, зарегистрированных в жилом помещении, не состоящих в родственной связи по примечанию к статье. Протокол составляется на каждого гражданина, фиктивно зарегистрированного в жилом помещении, а также на собственника (нанимателя).

3. Сроки предоставления государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

В соответствии с п.21 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

Паспорта выдаются гражданам:

  • в 10-дневный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался этим же подразделением;
  • в 2-месячный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта не по месту жительства или в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался иным подразделением.