Чем отличается право от закона. Чем отличается право от законодательства

Отличительные особенности норм права.

Выделить классификацию (основные виды) социальных норм.

6. Какие социальные нормы наиболее сходны с правовыми нормами?

7. Как в повседневной жизни Вы сталкиваетесь с социальными нормами?

1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., Наука. 1978.

2. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., Наука. 1986.

3. Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. История и современность. М., 1986.

4. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990.

5. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские обоснования общей теории. М., Мысль. 1985.

ТЕМА: НОРМЫ ПРАВА

1. Понятие и признаки нормы права.

2. Структура правововй нормы: гипотеза, диспозиция и санкция, их виды.

3. Виды норм права. Критерии классификация правовых норм.

Понятие, сущность, признаки, норм права. Нормы права – связующее звено между государством и правовой системой общества. Сущность, содержание и форма юридической нормы.

Структура юридической нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.

Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения правовых норм в актах государства.

Виды и многообразие норм права, их классификация, критерии классификации.

Среди сторонников легистского позитивного правопонимания, а особенно среди последователей нормативного подхода к понятию сущности права (Г.Кельзен, Алексеев С.С., Халфина Р.О. и др.), а в общем то говоря практически для всей армии юристов-практиков, или законников.

Нормы права – это своего рода фетиш, абсолютная истина, которая непреложена и необходимо точно исполнять. С точки зрения практической законности это безусловно верно, но подлежащей сомнению если мы будем рассматривать явление нормы права в рамках всей теории права, а особенно философии или этики права. К тому же выработаны многочисленные антилегистские антипозитивистские концепции современного правопонимания либертарная (либертадная), естественно-правовая, этическая и т.п.

Поэтому для нормативов норма права, как Вы прочтете в учебниках, главное связующее звено между государством и правом, первичный элемент правовой материи, кирпичик в здании права. Это все справедливо, когда мы рассматриваем право – как соционормативный инструмент. Однако, право, будучи многогранным объективно существующая феноменом общественной жизни нельзя ограничить только искусственно придуманной человеком (законодателем, правителем).

Вышеприведенные сомнения против абсолютизации юридической нормы в системе правовых явлений даются нами для того, чтобы на пути к познанию права Вы не ограничились одним лишь из его многочисленных проявлений как норма права, а все время иметь в виду, что и есть правоотношение, юридические факты, правосознание и другие самостоятельные правовые явления.



Особое внимание обратите на признаки права, так как собственно этим признакам право в определенной мере выделялось из социального окружения, подобно личинке стрекозы, обсохнувшей и выправившей свои крылья и другие частит тела, сразу ставшей взрослой особью среди мира насекомых. Сравните признаки норм права между собой. Часть в учебной литературе признаки норм права отождествляются с признаками права в целом. Подумайте, верно ли это.

Особое значение для практики правоприменения норм права имеет вопрос о структуре норм права (№2). Следует четко различать структурные элементы норм права между собой, так как от этого зависит юридическая квалификация рассматриваемого дела (казуса). Кроме того, запомните основные виды гипотез, диспозиций и санкций, что поможет детализировать и уточнить юрисдикционный процесс.

По 3 вопросу лучше составить для себя классификацию разнообразнейших по критериям юридических норм, подробно тому, как этномологи с живейшим интересом составляют альбомы прекрасных бабочек не только для простого живого созерцания, а для пользы юридической науки и практики. Подобный опыт проводил в 80-х годах 20 века Шахматов в книге «Учение о нормах права», где им была составлена библиография по данной проблематике.

Стремясь защитить себя от вседозволенности и анархии, человек придумал множество норм поведения, которые имеют как императивный (обязательный), так и субсидиарный (договорной) характер. С их помощью человеческая цивилизация не только сохраняет, но и приумножает свои богатства и достижения. Но почему одни правила являются общеобязательными, а другие – произвольными? Так, каждый обязан переходить дорогу исключительно на зелёный сигнал светофора, а вот помогать женщине выйти из общественного транспорта или нет – личное дело каждого.

Определение

Нормы права – это правила поведения, установленные законом и охраняемые государством. За уклонение от их соблюдения предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Современные правовые нормы направлены на защиту государственного статус-кво и созданы в интересах всего общества. Они разрабатываются и закрепляются законодательными органами власти, охраняются исполнительными, наказываются – судебными.

Социальные нормы – это традиционные правила поведения в обществе, признанные большей частью социума. При этом механизмов по их закреплению и, соответственно, охраны, не существует, так как они необязательны для соблюдения. Ряд социальных норм со временем перешёл в правовые: это касается уголовного, административного, гражданского, семейного права и многих других его отраслей.

Социальные нормы – понятие предельно широкое, они определили возникновение общества и стали его фундаментом. Как только они перестают соблюдаться, происходит определённый регресс, губительный для науки и культуры. Но для укрепления государственной власти было необходимо закрепление важнейших общественных норм и установление справедливой ответственности за их несоблюдение. Так появился закон, а с ним, вероятнее всего – государство.

Стоит заметить, что во многих традиционных обществах социальные нормы возведены в ранг закона, а за их нарушение наступает остракизм, то есть изгнание отступника из общины. При этом уровень лояльности всех членов гораздо выше, чем в современном государстве. То же самое можно сказать о закрытых обществах: преступных организациях, сектах, корпорациях. Здесь писаные и неписаные нормы соблюдаются свято, поскольку они определяют внутреннюю стабильность такого социального организма.

thedifference.ru

Чем отличается понятие «правовая норма» от «нормативно- правового акта» ?

Норма права (правовая норма) — формально определенное, общеобязательное ПРАВИЛО поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является ПЕРВИЧНОЙ ЕДИНИЦЕЙ права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

Правовые нормы имеют следующие признаки:
(1) Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми) , деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
(2) Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов) . Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
(3) Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
(4) Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

В отличие от нормы права:

Нормативно-правовой акт – это властное ПРЕДПИСАНИЕ государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: во-первых, он содержит общеобязательные правила поведения, то есть включает в себя нормы права; во-вторых, он односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; в-третьих, обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; в-четвертых, характеризуется неконкретностью адресата; в-пятых, является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства.
Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых актов – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.
Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем:
1. Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой.
2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой.
3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция, закон, постановление и т. д.) .
Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:
а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;
б) различиями в юридической природе или юридической силе;
в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.

Объясните, чем понятие «право» отличается от понятия «закон»?

ПРАВО
— 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения) , установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) , либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право) . По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают П. писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное) , светское и религиозное, национальное и международное.
П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см. , напр. , гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право) , подотрасли (авторское право, наследственное право и др.) , межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право) .

В сравнительном правоведении П. делят на правовые системы (т. н. правовые семьи) : романо-германскую (континентальную) , англо-американскую, мусульманскую, традиционную и социалистическую;

2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, гос. органа, народа, государства или иного субъекта

ЗАКОН — 1) в точном смысле юридический акт, принятый высшим представительным органом гос. власти либо непосредственным волеизъявлением населения (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. З. составляет основу системы права государства. З. обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. Наконец, для З. характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Будучи единым по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, З. в то же время делится на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в З. норм они делятся на конституционные, органические и обыкновенные. Обычные З. делятся на кодификационные и текущие. См. соответственно Конституционный закон, Органический закон;
2) в широком смысле слова все нормативные правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила.

По-просту говоря: Право это система Законов

Чем отличается правовой акт от нормативного правового акта

Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов. Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.

Определение правового акта и нормативного правового акта

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.
Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

Сравнение правовых и нормативных правовых актов

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

TheDifference.ru определил, что разница между правовым актом и нормативным правовым актом заключается в следующем:

Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.
Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.
Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.
Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

Чем отличается гражданское право от административного права?

Уголовное правонарушения — реальный вред причинен и в соответствии с УК РФ причинитель вреда (всегда конкретное физическое лицо) должен быть НАКАЗАН, чтобы таких поступков впредь не повадно было совершать ни ему, ни кому-то другому. И наказание не освобождает от.

Администрати́вное пра́во - это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах.

Источники административного права

В юридической литературе под источником административного права понимают внешнюю форму выражения его норм. Известно, что по своему содержанию административно-правовая норма отличается от норм иных отраслей права тем, что регулирует отношения управленческого характера. Нормами административного права определяются границы надлежащего поведения органов исполнительной власти, их служащих, граждан, а также общественных организаций (их органов) в сфере.

Понятие административного права и его особенности. Круг общественных отношений, регулируемых административным правом. Соотношение административного права с другими отраслями права. Методы административно-правового регулирования. Предмет, задачи и система курса «Административное право». Источники (формы выражения) административного права. Административное право и административное законодательство.

Характерной чертой гражданского права является то, что оно регулирует имущественные отношения предполагая равенство сторон этих отношений и дозволяя им самим определить свои права и обязанности в пределах, установленных законом.

Административное право устанавливает властные предписания гражданам и организациям к совершению определенных действий, нарушение которых влечет административную ответственость. В отличие от гражданского права здесь нет равенства сторон, напротив, граждане и.

6. Отличия гражданского права от других отраслей российской системы права

Гражданское право регулирует имущественные отношения, имеющие экономическую основу современного общества. Однако данная отрасль права регулирует не все имущественные отношения, возникающие в цивилизованном мире, часть правоотношений относится к трудовой, финансовой, семейной.

Определение “Организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделенный оперативной самостоятельностью, имеющий, как правило, постоянные штаты, образующийся вышестоящими органами, подотчетный и подконтрольный им, структура и порядок деятельности которого в основном регламентируется нормами административного права” относится к понятию

1.2. Отграничение гражданского права от других отраслей права

Гражданское и административное право. В любой сфере деятельности человека существуют организационные отношения. Организационные отношения, которые связаны с распределением, обменом или потреблением, связаны с имущественно-стоимостными отношениями. Например, для торговли алкоголем необходимо получить лицензию государственного органа. Между торговой организацией и государственным органом возникают.

Чем отличается право от законодательства?

Право -- это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.

Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида. Общеобязательность права состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, на которых распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов. трудовое право договор дискриминация

Законодательство - форма существования, прежде всего, правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты.

Система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является нормы, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт.

Во-вторых, законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. п.).

В-третьих, в основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она произвольно выражает различные виды и стороны общественных отношений, дифференцированно проявляющиеся в поведении людей. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже обусловлена определенными объективными социально-экономическими процессами.

На вопрос В чем разница между правом и законом? заданный автором Пользователь удален лучший ответ это Есть такая поговорка: закон - это дерево, его нельзя перепрыгнуть, но можно обойти. А право - это лес, как раз и состоящий из таких деревьев.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем разница между правом и законом?

Ответ от Особняк [мастер]
право поднимается в двух смыслах:
в субъективном - мера возможного поведения. т.к. когда говорится например что человек имеет право на что-то.
в объективном - система формально определённых юридических норм установленных государством и обеспеченных силой гоударственного принуждения.
во втором смысле понятие права шире чем понятие закон, поскольку закон это нормативный акт принимаемый законодательным органом (Федеральное Собрание РФ, Законодательная дума субъекта РФ и т.д.), тогда как понятие "право" включает в себя не только законы но и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министров, постановления глав администраций субъектов РФ и другие.


Ответ от Игорь_® [гуру]
Если понятие право понимать в объективном смысле, то понятия право и закон соотносятся кай целое и его часть (право - система, закон - один из элементов системы).


Ответ от Европеоидный [эксперт]
во всем!!


Ответ от Просвечивать [гуру]
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев) , устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки права:
1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т. е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;
5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

  • Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни
  • 2. Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
  • Тема № 1/3: “Современная доктрина информационной безопасности Российской Федерации”
  • 1. Информационная безопасность Российской Федерации
  • Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение
  • 1.2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации
  • 1.4. Состояние информационной безопасности Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению
  • 2. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
  • 2.1. Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
  • 2.2. Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни
  • 2.3. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности
  • 3. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации
  • 3.1. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
  • 3.2. Первоочередные мероприятия по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
  • 4. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
  • 4.1. Основные функции системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
  • 4.2. Основные элементы организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
  • 1. Основные положения теории защиты информации
  • 2. Цели, задачи и требования к защите информации
  • 3. Становление и развитие государственной концепции защиты информации
  • 2/4 “Организационные основы и методологические принципы защиты информации”
  • 1.Организационные основы защиты информации
  • 2. Общеметодологические принципы формирования теории защиты информации
  • 1. Понятие "носитель защищаемой информации".
  • 2. Виды носителей защищаемой информации, документирование информации и информационный ресурс.
  • 3. Принципы записи и съема информации с носителя.
  • Классификация тайн и их правовая регламентация
  • Классификация информации по степени ограничения доступа
  • Тема № 3/3 “Классификация защищаемой информации по собственникам и владельцам”
  • 1.Формы собственности на информацию. Понятия собственника (обладателя) и владельца (конфидента) информации.
  • 3.Понятие интеллектуальной собственности. Различие между правом собственности и авторским правом. Объекты (предметы) интеллектуальной собственности как составная часть защищаемой информации.
  • Тема № 4/1 «понятия и виды угроз защищаемой информации»
  • 1. Понятие и структура угроз защищаемой информации
  • Классификация угроз
  • Направления, виды и особенности деятельности спецслужб иностранных государств по несанкционированному доступу к секретной информации
  • 1. Понятие “угроза безопасности информации”
  • 2. Система дестабилизирующих факторов, влияющих на уязвимость информации и причины нарушения защищенности информации
  • 3. Структура и содержание общей модели уязвимости информации
  • Тема № 5/1 “Каналы и методы несанкционированного доступа к конфиденциальной информации”
  • 1. Способы несанкционированного доступа к конфиденциальной информации
  • 2. Каналы утечки информации
  • Тема № 5/2 “Направления, виды и особенности деятельности разведывательных служб по несанкционированному доступу к конфиденциальной информации”
  • 1. Органы добывания защищаемой информации
  • 2. Способы и методы несанкционированного доступа к защищаемой информации
  • 3. Способы несанкционированного доступа к защищаемой информации, обрабатываемой средствами вычислительной техники
  • Тема № 6/1 “Объекты защиты информации”
  • 1. Понятие, принципы формирования и классификация объектов защиты информации
  • 2. Перечень, состав и характеристики типовых структурных компонентов информационной системы, требующих защиты
  • 3. Характеристики элементов защиты
  • Тема № 6/3 “Кадровое и ресурсное обеспечение защиты информации”
  • 1. Значение и состав кадрового обеспечения защиты информации
  • 2. Полномочия службы защиты информации
  • 3. Основы деятельности группы режима
  • 4. Ресурсное обеспечение защиты информации
  • Тема № 6/5 “Назначение и структура систем защиты информации”
  • 1. Понятие “Система защиты информации”
  • 2. Принципы создания систем защиты информации
  • Принципы реализации системы защиты.
  • 3. Комплексная система защиты информации учреждения, предприятия
  • 3.Понятие интеллектуальной собственности. Различие между правом собственности и авторским правом. Объекты (предметы) интеллектуальной собственности как составная часть защищаемой информации.

    Существует два общепринятых подхода к защите интеллектуальной собственности: патентное право и авторское право.

    Патентом оформляется право изобретателя “законно монополизировать” использование изобретения в течение установленного периода времени. Основами гражданского законодательства срок действия патента определен в 20 лет. Патент является способом защиты, как правило, научно-технической или технологической информации, содержащейся в каких-либо изделиях, технических образцах. Причем защищается не только конструкция (форма), но и фундаментальное решение, реализованное в новинке. При этом доступ к информации не ограничивается, с ней можно свободно ознакомиться, заплатив определенную сумму. Автор изобретения может сохранить монополию на новацию и несколько иным способом, защищая научно-техническую информацию как коммерческую тайну (сведения “ноу-хау” ). Однако это будет уже категория сведений с ограниченным доступом. Кроме того, существует определенный риск нарушения конфиденциальности сведений со стороны конкурентов, и присвоения ими патентных прав.

    Авторское право , напротив, защищает преимущественно форму, в которой выражена конкретная идея, но не саму идею. Это отличает авторское право от патента. Оригинальные мысли, содержащиеся в книгах и научных статьях, после их прочтения уже принадлежат каждому. Ими можно свободно пользоваться, выражать со своей точки зрения, своим языком, развивать и дополнять. Однако при использовании этих идей в новых публикациях, работах не допускать плагиата (то есть точной копии текста, выдавая за свое изложение). Также необходимо делать ссылки на конкретного автора подобной или сходной идеи, а при надобности изложения мыслей языком других авторов оформлять это изложение как цитату. В противном случае будут нарушены авторские права. Это относится в большей степени к литературному творчеству, музыке, программному обеспечению.

    Рассмотрим особенности права конфиденциальности по сравнению с системой так называемых исключительных прав.

    Институт коммерческой тайны появился еще во времена Древнего Рима. Тогда же началось формирование сложной системы исключительных прав (авторское, патентное, право на коммерческое обозначение). В ходе исторического развития институт коммерческой тайны не только не превратился в достояние истории, но достаточно успешно "конкурирует" со способами правовой охраны коммерческой информации и практически находится вне этой "конкуренции" с точки зрения обеспечиваемого уровня защищенности информации. Это происходит потому, что система исключительных прав в отношении многих видов информации не способна в полной мере защитить права субъектов коммерческой деятельности на коммерческую информацию. Каковы же проблемы, которые не способна разрешить в полной мере система исключительных прав и которые успешно решает институт конфиденциальности?

    Все институты системы исключительных прав охраняют лишь форму, в которой выражена информация, а институт правовой охраны конфиденциальности ─ содержание коммерческой информации.

    Патентное право и право на коммерческие обозначения ограничивают информацию, могущую быть объектом правовой охраны. Правовой институт конфиденциальности коммерческой деятельности охраняет практически любые сведения, появившиеся в процессе коммерческой деятельности лица, являющиеся результатами интеллектуального и творческого труда или результатами (плодами) использования имущества.

    Институт правовой охраны конфиденциальности способен защитить информацию, факт несанкционированного использования которой трудно или невозможно доказать.

    Нередко пользование таким способом правовой охраны, как патенты, приводит к тому, что защитив от несанкционированного использования один объем информации, обладатель патента раскрывает тем самым другие объемы или дает возможность конкурентам "дойти самим" до новых изобретений, идея которых так или иначе подсказана данным. Правовая охрана конфиденциальности исключает такие возможности.

    Таким образом, если имеется ценная информация, которую возможно использовать неявно и это неявное использование чревато значительным ущербом, либо если необеспечение конфиденциальности приведет к раскрытию других объемов информации, права на которые не защищены, либо подскажет тем или иным способом, как получить новые результаты творческого труда, коммерческую информацию следует охранять с помощью института правовой охраны конфиденциальности.

    Несколько слов о соотношении понятий секреты производства (ноу-хау) и коммерческая тайна. Наличие специфических отличий между скрываемой информацией в сфере коммерции и в сфере производства существует. Однако в действующем отечественном законодательстве использование коммерческой тайны сферой собственно коммерции или деловой сферой, как и в ряде законодательств зарубежных стран, не ограничивается, следовательно, коммерческая тайна может быть использована и для защиты ценной информации, касающейся сферы собственно производственной деятельности.