Урок 9 кл правоотношения и субъекты права. Правоотношения

Разумная Нина Викторовна, учитель истории и обществознания, м униципально го казённо го общеобразовательно го учреждени я «Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского района» , Приморск ий кра й , с. Струговка .

Урок по теме « Правоотношения и их субъекты»

Цель урока :

Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений , познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия : правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность .

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.

    Мотивация : вводная речь учителя, постановка проблемы

Учащимся предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

    Ф. Искандер

    П.Коэльо

    Э.Борк

    И.Шевелев

    О.Бальзак

    Ж.Деламбер

Слова-подсказки: права, обязанности, закон, ответственность.

Какое отношение имеют данные высказывание к теме нашего урока?

    Изучение новой темы:

    Что такое правоотношения?

    Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Название

Субъекты

Объект

Содержание

Сущность

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений

Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

    Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.

    Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

Обсуждение результатов работы в группах.

В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?

Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»

В чем отличие физических лиц от юридических лиц?

Для того чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.

В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?

Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»

Приведите примеры дееспособности и правоспособности.

Физические лица

Юридические лица

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно.

Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации.

Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.

3 . Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Приложение

Рабочий лист по теме «Правоотношения и субъекты права»

1. Вставьте пропуски в афоризмы и объясните их значение.

    Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер

    Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо

    Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк

    Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев

    Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак

    Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …” Ж.Деламбер

2. Заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Название

Сущность

3. Используя конкретные примеры, заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

4. Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений», разделив участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.

5. Заполните таблицу «Особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц»

Список источников:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21 января 2009. № 7.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации
часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

Список литературы:

1. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.

2. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Список интернет-ресурсов:

1. http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-pravo - цитаты и афоризмы

Правоотношения

Чечурава Е.В. учитель истории и обществознания МБОУ «Плехановская СОШ»

2015 год


План

В ходе совместной работы на уроке самостоятельно составить план урока


Взаимодействия людей можно условно разделить на правовые (регулируемые нормами права ) и неправовые (регулируемые другими социальными нормами - моральными, религиозными )

Правоотношения

это урегулированные нормами права общественные отношения, участники (субъекты) которых связаны друг с другом юридическими правами и обязанностями

Признаки правоотношений

  • Основаны на нормах права
  • Носят волевой характер (возникают на базе государственной воли, выраженной в нормах права, и индивидуальной воле участников правоотношений)
  • Субъекты правоотношений связаны юридическими правами и обязанностями
  • Реализация правоотношений и их охрана от нарушений гарантируется и обеспечивается государством


Чтобы быть участником правоотношения, необходимо иметь все признаки правосубъектности , то есть правоспособность и дееспособность

Дееспособность

Правоспособность

Установленная государством и гарантированная нормами права способность субъектов самостоятельно, своими действиями реализовывать юридические права и исполнять обязанности.

Зависит от возраста и состояния душевного здоровья

Установленная государством, гарантированная нормами права способность субъекта иметь юридические права и обязанности .

Правоспособность индивидов устанавливается с момента рождения и до смерти


Чаще всего индивидуальный субъект правоотношений обладает и правоспособностью, и дееспособностью.

Исключения:

6-14 лет - малая дееспособность

14-16-18 лет - неполная

с 18 лет - полная


Юридический факт - это такие жизненные обстоятельства, с наступлением или отсутствием которых государство через нормы права связывает определённые юридические последствия.

Юридические факты можно типизировать по характеру юридических последствий или волевому содержанию правоотношений.

Правомерные

Факты-действия

Противоправные


Выполните задания:

1. Верны ли следующие суждения ?

А . Любой субъект правоотношений обладает полной дееспособностью

Б. Граждане, субъекты правоотношений, являются правоспособными

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Что относится к юридическим фактам-событиям?

1) принятие закона парламентом 2) разрушение дома при землетрясении

3) продажа автомобиля гражданину 4) встреча владельца завода с рабочими

3. Дедушка завещал свою квартиру внуку. Объект данных правоотношений -

1) дедушка 2) завещание на квартиру 3) отношения собственности 4) внук


План

  • Понятие правоотношений
  • Виды правоотношений
  • Юридические факты

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Урок по теме « Правоотношения и их субъекты», 9 класс

Цель урока :

Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия : правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.

    Изучение новой темы:

    Что такое правоотношения?

    Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Субъекты

Объект

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений

Субъекты

Физические лица

Юридические лица

Социальные группы

Гражданин РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т.е. все те люди, которые так или иначе оказались н территории нашей страны.

Коммерческие организации

Некоммерческие организации

Государство

Население региона

Трудовой коллектив

Жильцы многоэтажного дома

Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

    Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.

    Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Обязанности

Обсуждение результатов работы в группах.

В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?

Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.

Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»

В чем отличие физических лиц от юридических лиц?

Правосубъектность – это возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения. Субъекты должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.

В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?

Правоспособность

Деликтоспособность

Дееспособность

Способность иметь права и обязанности

Способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причиненный его противоправным деянием.

Способность субъекта своим действием приобретать права и юридические обязанности

С 6-14 лет, ребенок может самостоятельно делать некоторые покупки (хлеб, ручки, ластики, и тд.)

В 14 лет получают паспорт.

Частичная с 14-16 лет

Полная с 18 лет.

В отличие от физического лица, юридическое лицо правоспособным и дееспособным становится одновременно.

Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»

Приведите примеры дееспособности и правоспособности.

Физические лица

Юридические лица

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно.

Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации.

Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.

3 . Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Правоотношения и субъекты права

Цель урока:

Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия: правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация.

Проверка домашнего задания – тест 10 мин.

Вопрос учащимся: Посмотрите на слайд и ответте на вопрос, что объединяет все эти картинки? Сл 1.

Что называют социальными отношениями? Социальные отношения - многообразные отношения людей из различных общественных групп.

А есть ли среди них такие, которые яв­ляются правоотношением?

Тема нашего урока Правоотношения и субъекты права. Сл 2. Цель: по мнению учащихся узнать, что такое правоотношения и чем отлича­ются от других социальных отношений?

Вопрос учащимся: Давайте посмотрим на слайд и попробуем определить социальные отношения и выделить правоотношенияСл 3. Так чтоже такое правоотношение?

Правоотношение - это социальное отношение, регулируемое нормами права; его участники имеют юридические права и обязанности, кото­рые обеспечиваются силой государства. Сл 4.

Таким образом, отличия, с одной стороны, связаны с тем, что, вступая в правовые отношения, люди должны выстраивать их не по собственному усмотрению, а руководствуясь законом. С другой стороны, и права, и обязанности участников пра­воотношения также определены законом.

Признаки правоотношений Сл 5.

Сл 6. Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трех элементов:

а) субъектов правоотношения, т. е. участников право­отношения;

б) объекта правоотношения или того, из-за чего воз­никло правоотношение;

Разберемся с элементами правоотношения на примере.

Сл 7. Ситуация. Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нота­риуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив за аренду.

Итак, субъектами, или участниками, данного правоот­ношения будут гражданин Иванов и гражданин Петров. Объектом правоотношения, т. е. тем, из-за чего возник конфликт, будет арендная плата.

Из курса обществознания вам известно, что права и обязанности всегда взаимосвязаны. В приведенном приме­ре право гражданина Иванова обеспечивается обязан­ностью гражданина Петрова. Но здесь следует обратить внимание на то, что сдачу квартиры в аренду гражданин Иванов оформил в соответствии с законом, что и обеспе­чило возникновение именно правоотношения , а не дру­жеской услуги. Таким образом, обязанность гражданина Петрова оплатить аренду квартиры - это не моральная обязанность, а правовая, юридическая обязанность, обес­печиваемая принудительной силой государства.

Учащимся предлагается поработать в группах с ситуациями и определить субъект, объект и содержание. Сл 8. Приложение.

При определении понятия «юридическая обязанность» обращалось внимание на то, что она, так же как и право, связана с мерой. Чем же различаются значения поня­тия «мера»? Дело в том, что если в отношении обладате­ля права она ограничивает его притязания, то в отноше­нии человека, имеющего перед кем-то юридическую обязанность, она защищает его от неоправданных притя­заний, от произвола и беззакония обладателя права. Так, каждый из нас имеет право на свободу мысли и слова. Но эта свобода ограничена рядом законов РФ. Например, Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пропаганду и агитацию, возбуждающую социальную, ра­совую, национальную или религиозную ненависть и враж­ду, а Гражданский кодекс РФ предусматривает ответ­ственность за оскорбление чести и достоинства. В то же время обязанностью государства в данном случае являет­ся защита человека, высказавшего критическую оценку в адрес предприятия, конкретного чиновника, правитель­ства и т. п., от преследования. Учебник стр. 81. (если успеваем по времени).

Из Гражданского кодекса РФ:

«Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой ре­путации

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространяющий такие сведения не до­кажет, что они соответствуют действительности.

По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в сред­ствах массовой информации, они должны быть опроверг­нуты в тех же средствах массовой информации.

Если указанные сведения содержатся в документе, ис­ходящем от организации, такой документ подлежит заме­не или отзыву...

5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведе­ний требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением...»

Кто же является субъектами правоотношений.

Субъекты правоотношения. Сл 9. Согласно законам РФ, субъектами правоотношения могут быть физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без граждан­ства, беженцы, т. е. все те люди, которые так или иначе оказались на территории нашей страны. Субъектами пра­воотношения могут быть и юридические лица: коммерчес­кие и некоммерческие организации, например фирма, производящая компьютеры, или общество охотников и рыболовов. В правоотношения могут вступать и органы государственной власти, и государство в целом. Однако, для того чтобы стать участником правоотношения, необ­ходимо обладать правоспособностью и дееспособностью, которые у физических и юридических лиц возникают по-разному. Сл 10. Поработайте самостоятельно с текстом учебника.

Если правоспособность, под которой понимается спо­собность иметь права и обязанности, согласно законам России, у физических лиц появляется с рождения, то дее­способность, под которой понимается способность своими осознанными действиями осуществлять права и юридичес­кие обязанности, приобретается постепенно. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает иначе. Поскольку юридическое лицо может осуществлять свою деятельность только при наличии у него прав, обязанностей и способности нести ответствен­ность за свою деятельность, то оно становится правоспо­собным и дееспособным в момент регистрации. То есть в отличие от физического лица юридическое лицо право­способным и дееспособным становится одновременно. Сл 11 – 14.

Вопрос учащимся: Вспомните цель урока: узнать, что такое правоотношения и чем отлича­ются от других социальных отношений?

Домашнее задание: § 9. В классе и дома № 2.

Приложение:

1) После смерти гражданина Ю. его наследник, буду­чи инвалидом, отказался вернуть гражданину К. нотари­ально заверенный долг, так как сумма долга значительно превышала полученное им наследство. Гражданин К. по­дал в суд.

2) Находясь на территории природного заповедника, два молодых человека решили сообщить всем посетителям этого уникального уголка планеты о том, что они здесь были, и огромными буквами высекли на скале свои име­на. Обнаружив содеянное, охрана заповедника задержала молодых людей.

3) Гражданин М. потерял кошелек с деньгами, поэто­му вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролеры потребовали заплатить штраф.

4) Гражданин В. очень спешил на работу и решил пе­ребежать дорогу на красный сигнал светофора, что приве­ло к столкновению двух автомобилей.

5) Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.