Смена адреса должника во время ведения производства


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Локтевского районного суда Алтайского края Фуртова И.С., рассмотрев административное дело в отношении

Глушко Валентина Николаевича, 24 ноября 1971 г.рождения, уроженца с.Николаевка Локтевского района, зарегистрированного по адресу: с.Николаевка, ул. Клочкова 31 кв.2, судебного пристава ОСП Локтевского района,

привлекаемого к административной ответственности по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти > Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" target="_blank">17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 31 июля 2015 года следует, что прокуратурой Локтевского района по обращению КПК «Резерв» проведена проверка соблюдения законодательства об исполнительном производстве судебными приставами-исполнителями отдела судебных приставов Локтевского района (далее ОСП Локтевского района).

Установлено, что в ОСП Локтевского района у судебного пристава- исполнителя Глушко В.Н. находятся исполнительные производства № 10156/14/22049-ИП, 10155/14/22049-ИП от 25.12.2014, № 7705/14/22049-ИП от 21.10.2014 в отношении Гркикян П.М., Гркикян М.Н., Гркикян К.В. соответственно, о взыскании в солидарном порядке денежных средств в пользу KПK «Резерв».

В ходе проверки выявлен ряд нарушений требований Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее - Закон).

В частности в нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 112 постановления о взыскании исполнительского сбора по вышеназванным исполнительным производствам на момент проверки не вынесены.

Изучение исполнительного производства № 7705/14/22049-ИП в отношении Гркикян К.В. показало, что с октября 2014 г. должник решение суда не исполняет должным образом, единственный платеж осуществлен в июне 2015 г. (20000 руб.). В материалах производства имеются сведения, что Гркикян К.В. осуществляет предпринимательскую деятельность (реализация непродовольственных товаров). Однако, объяснение должника отсутствует, проверка с выходом по месту жительства должника, месту осуществления торговли не проводилась, бухгалтерская документация не истребовалась и не проверялась. В данном случае судебным приставом-исполнителем не принят весь комплекс мер принудительного исполнения в рамках ведения исполнительного производства, тем самым нарушены требования ст.ст. 64, 68 Закона.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях , и (ред. от 27.12.2018) > "> (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) > Раздел III. Прокурорский надзор > Глава 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу > Статья 33. Полномочия прокурора" target="_blank">33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Вместе с тем, прокурор Локтевского района не вызывал судебного пристава - исполнителя Глушко В.Н. для дачи объяснений по поводу нарушений законов, в связи с чем уклонение от явки по его вызову (ч.3 ст. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») для дачи объяснения не может влечь установленную законом ответственность.

Прокурором Локтевского района не указано, какая конкретная норма права нарушена судебным приставом-исполнителем Глушко В.Н.

Обязанность давать пояснения должностным лицом (без вызова) действующим законодательством не установлена, в связи с чем, отсутствует объективная сторона правонарушения, как и основания для привлечения должностного липа к административной ответственности.

Кроме того в пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской а 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснено, что при подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. При определении подсудности необходимо учитывать закрепленные в статье 29.5 Ко АП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей Раздел II. Особенная часть > Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти > Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" target="_blank">17.7 КоАП РФ, отнесено ст. РФ к компетенции мировых судей. По общему правилу установленному ч.1 ст. РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Как следует из содержания данной нормы, дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. РФ, подлежат рассмотрению судьями районных судов в том случае, если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и ч.12 ст. , РФ, отнесены согласно абз. 6 ч. 3 этой нормы к компетенции мировых судей.

Статьей 28 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 3 Федерального закона года N188 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» установлено, что мировые судьи рассматривают административные дела в пределах их компетенции.

Из анализа указанных выше процессуальных норм следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти > Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" target="_blank">17.7 КоАП РФ, в отношении судебного пристава-исполнителя Глушко В.Н отнесено к подсудности мирового судьи и не подлежит рассмотрению Локтевским районным судом Алтайского края.

Суд, выслушав прокурора, объяснение судебного пристава ОСП Локтевского района Глушко В.Н., старшего судебного пристава ОСП Локтевского района Климову О.С., исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) и пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.

Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ и статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ на судебных приставов возложена задача по осуществлению принудительного, своевременного и правильного исполнения судебных актов.

Согласно абзацу 2 пункта 1 и абзацам 2, 4, 5, 11, 14 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ, пунктам 1, 2, 11 и 17 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель при осуществлении принудительного исполнения судебных актов принимает меры по своевременному, полному и правильному их исполнению.

Для этого он вправе проводить проверку исполнения судебных актов и вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; запрашивать необходимые сведения у физических лиц и организаций, в том числе сторон исполнительного производства, и получать от них объяснения, информацию, справки; входить в помещения и производить осмотры помещений; обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти и местного самоуправления; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения судебных актов.

Одним из принципов исполнительного производства в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ является принцип своевременности совершения исполнительных действий.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Именно нарушение требования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве о необходимости своевременного исполнения решений Локтевского районного суда от 07 июля 2014 года (дело№2-460, №2-461) и было выявлено прокуратурой Локтевского района при проведении проверки по исполнительным производствам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов в силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания (часть 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Порядок применения дисциплинарного взыскания установлен статьей 58 указанного Федерального закона, который включает проведение служебной проверки.

Согласно абзацу 7 пункта 3.4.13 типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2013 N 74, дисциплинарные взыскания к государственным служащим и работникам территориального органа применяет руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации.

Поэтому определение судебных приставов-исполнителей территориального органа Федеральной службы судебных приставов, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, относится к компетенции главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, в настоящем случае – УФССП России по Алтайскому краю.

Однако прокурором при выявлении нарушений закона при исполнении решений суда не ставился вопрос о привлечении судебного пристава исполнитель ОСП Локтевского района Глушко В.Н. к дисциплинарной ответственности.

Согласно ч.4 ст.19 Федерального закона о судебных приставах от 21июля1997года N118-ФЗ с изм. от 08.03.2015 N 57-ФЗ, следует, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Пункт 4 комментируемой статьи посвящен осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций.

В силу статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Пункт 2 статьи 1 и пункт 1 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона N 2202-1 установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Прокурор полагает, что судебный пристав исполнитель Глушко В.Н. не выполнил законные требования прокурора, а именно отказался от дачи объяснений по существу выявленных нарушений закона при совершении исполнительных действий в рамках исполнительного производства, в связи с чем, в его действиях содержится состав административного правонарушения предусмотренного ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти > Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" target="_blank">17.7 КоАП РФ.

В соответствии со ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти > Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" target="_blank">17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Рассматривая позицию изложенную прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, а также поддержанную в судебном заседании суд приходит к следующему.

Согласно ст. РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти > Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" target="_blank">17.7 КоАП РФ судебным приставом исполнителем ОСП Локтевского района Глушко В.Н. отрицался.

Имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении на л.д. 10 объяснение Глушко В.Н., где подписи помощника прокурора Локтевского района Попов А.В., старшего судебного пристава исполнителя ОСП Локтевского района Климовой О.С. свидетельствуют о том, что Глушко В.Н. отказался от дачи объяснений по факту проверки исполнительных производств находящихся у него на исполнении, не могут быть признаны достоверным доказательством подтверждающим, что Глушко В.Н. отказался от дачи объяснений по исполнительным производствам, возбужденным на основании решения Локтевского районного суда от 07 июля 2014 года. Кроме того данный факт опровергся в судебном заседании показаниями старшего судебного пристава исполнителя Климовой О.С.

Также не может служить доказательством отказа от дачи объяснений на требование прокурора объяснение старшего судебного пристава исполнителя Климовой О.С. на л.д.11, поскольку в данном объяснении она излагает факты допущенных нарушений закона судебным приставом исполнителем ОСП Локтевского района Глушко В.Н.

Других доказательств подтверждающих факт отказа судебного пристава исполнитель ОСП Локтевского района Глушко В.Н. от законных требований прокурора, а также законности данных требований о даче объяснений материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Поскольку в судебном заседании установлено, что материалами дела не подтверждена законность требований прокурора, то суд полагает, что у судебного пристава исполнителя ОСП Локтевского района Глушко В.Н., соответственно, не возникла обязанность по исполнению данного требования.

Кроме того, в силу ст. РФ, гарантирующей каждому право не свидетельствовать против себя самого, дача объяснений является не обязанностью, а правом лица, которое он реализует по своему усмотрению. В связи с этим отказ лица от дачи объяснений не может повлечь каких-либо негативных последствий, в том числе в виде привлечения его к административной ответственности. В случае необходимости прокурор вправе вызвать указанное лицо для объяснений по поводу нарушений законов (ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре), однако таким правом прокурор не воспользовался.

Таким образом, отказ судебного пристава исполнителя ОСП Локтевского района Глушко В.Н. от дачи прокурору объяснений по проводимой проверке, послуживший основанием для привлечения его к административной ответственности по настоящему делу, не может рассматриваться как нарушение требования п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении судебного пристава ОСП Локтевского района Глушко В.Н. подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава вмененного ему административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ч.1 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей Раздел II. Особенная часть > Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти > Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении" target="_blank">17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении судебного пристава-исполнителя ОСП Локтевского района Глушко Валентина Николаевича - прекратить в связи с отсутствием в действиях Глушко Валентина Николаевича состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд в течение 10 суток с момента оглашения, а Глушко Валентином Николаевичем в указанный период времени с момента получения копии постановления.

Судья И.С. Фуртова

КОПИЯ ВЕРНА

Постановление не вступило в законную силу.

Разрешаю разместить на сайте Локтевского районного суда.

И.о. председателя суда Н.В. Девятко

УТВЕРЖДАЮ
Директор Федеральной службы
судебных приставов - главный судебный
пристав Российской Федерации
А.О.Парфенчиков
от 17 ноября 2014 года N 0001/24

I. Общие положения

В соответствии с Порядком изучения в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов исполнительных производств на предмет наличия признаков преступлений и организации контроля за данным направлением деятельности , утвержденным приказом ФССП России от 11.04.2014 N 147 (далее - Порядок), судебный пристав-исполнитель, у которого на исполнении находится исполнительное производство о взыскании алиментных обязательств в полуторамесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, обеспечивает принятие всех мер принудительного исполнения, в том числе получает объяснение от должника по факту неисполнения судебного решения о взыскании средств на содержание детей, а также от взыскателя по факту злостного уклонения должника от уплаты алиментов, о его местонахождении, месте работы и т.д.

Распоряжением ФССП России от 09.10.2014 N 59-р "О повышении эффективности применения мер уголовно-правового воздействия к должникам, злостно уклоняющимся от уплаты средств на содержание детей" установлена обязанность судебного пристава-исполнителя получать объяснения от должников о причинах неисполнения возложенных судом обязанностей и принимаемых мерах по исполнению решения суда при окончании дознания и ознакомлении обвиняемого и его защитника с обвинительным актом (постановлением) и материалами уголовного дела.

Право судебного пристава-исполнителя запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).

При этом установлено, что полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" .

Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон ""О судебных приставах" и Федеральный закон об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 34-ФЗ) дополнена частью 4 , в соответствии с которой исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.

Также Федеральным законом N 34-ФЗ часть 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) дополнена обязанностью судебного пристава-исполнителя при выявлении признаков преступления составлять сообщение об этом и направлять его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью всестороннего обеспечения прав участников исполнительного производства и исключения ошибок в практической деятельности судебных приставов-исполнителей при выявлении и документировании признаков преступлений, предусмотренных .

II. Форма и обязательные реквизиты объяснения

Основными источниками информации о наличии признаков состава преступления в деянии должника, злостно уклоняющегося от уплаты средств на содержание детей, является объяснение непосредственно должника, а также взыскателя.

Так, бланк объяснений должен содержать:

место, дату и время составления;

должность, классный чин, фамилию, инициалы должностного лица, отобравшего объяснение;

ссылку на правовые основы получения объяснения (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве);

фамилию, имя, отчество (при наличии) должника (взыскателя);

дату рождения, место рождения должника (взыскателя);

место жительства и (или) регистрации, а также фактическое место пребывания (может совпадать либо не совпадать с регистрацией), телефон;

сведения о гражданстве, образовании, семейном положении и составе семьи;

сведения о месте работы или учебы;

отношение к воинской обязанности (если он является военнообязанным, где состоит на воинском учете);

наличие судимости (если судим - когда и каким судом был осужден, по какой статье УК РФ , вид и размер наказания, когда освободился);

паспортные данные либо данные иного документа, удостоверяющего личность (право получения таких сведений предоставлено пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N 118-ФЗ);

иные данные о личности (нахождение на учете в психоневрологическом (наркологическом) диспансере и т.п.);

сведения об иных лицах (переводчик, понятые, специалист и другие), а также применении технических средств.

Перед началом опроса должнику (взыскателю) под подпись разъясняются права и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации:

в соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации право не свидетельствовать против самого себя, супруги, супруга, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушки, бабушки, внуков;

право давать объяснение на родном языке, пользоваться помощью переводчика (в том числе в счет расходов по совершению исполнительных действий);

право заявлять ходатайства, отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие).

Кроме того, до получения объяснения должник предупреждается о том, что:

стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами;

в соответствии со статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей наказывается в том числе лишением свободы на срок до одного года.

В ходе дачи объяснения должник (взыскатель) на каждой странице ставит свою подпись, фамилию, инициалы.

По окончании опроса указывается, каким образом прочитано объяснение (лично или вслух лицом, составившим объяснение); записано ли оно верно (неверно).

Также в объяснениях указывается наличие либо отсутствие замечаний и дополнений к объяснению (при наличии - содержание объяснений и дополнений).

Бланк объяснения подписывается должником (взыскателем), всеми участвующими лицами, должностным лицом ФССП России, получившим объяснение.

При необходимости сторонами исполнительного производства к объяснению прилагаются документы, копии документов, подтверждающие достоверность и объективность изложенных сведений.

Примерные типовые формы объяснений приведены в приложениях* к Методическим рекомендациям .
________________
* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

III. Примерный перечень вопросов, разрешаемых в ходе получения объяснения от должника, взыскателя и несовершеннолетнего

Решая вопрос о наличии в деянии должника признаков преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 УК РФ , в ходе получения объяснения должника, в рамках исполнительного производства, в том числе от должника, неоднократно злостно уклоняющегося от уплаты алиментов, судебному приставу-исполнителю необходимо выяснить следующие обстоятельства:

1. Изменял ли должник фамилию (если да, то необходимо истребовать у должника либо в органах ЗАГС соответствующие документы).

2. Является ли должник родителем (усыновителем) ребенка, которому он (она) обязан(а) уплачивать алименты.

3. Когда и при каких обстоятельствах должнику стало известно о решении суда о взыскании алиментов.

4. Обжаловалось ли данное решение в вышестоящих судах и вступило ли оно в законную силу.

5. Имеет ли должник детей от других браков, если да, то имеются ли по ним алиментные обязательства, основание и размер выплат.

6. С какого времени, по каким причинам не выплачиваются алименты, сообщал ли должник об этом судебному приставу-исполнителю.

7. Вызывался ли должник к судебному приставу-исполнителю, являлся ли по вызову, что сообщал о принимаемых мерах по трудоустройству и о месте работы судебному приставу-исполнителю, какие меры принимал для погашения задолженности.

8. Предупреждался ли должник об уголовной ответственности по статье 157 УК РФ , когда и кем.

9. Если в интересующий период времени должник нигде официально не работал, выяснить, на какие средства он жил, оплачивал коммунальные услуги, услуги связи, состоял ли на учете в центре занятости населения, сообщал ли судебному приставу-исполнителю о постановке на учет в центр занятости населения.

10. Оказывал ли иную помощь взыскателю в зачет алиментов, если да, то когда и в каком виде или размере, как это оговаривал со взыскателем (подтверждающие документы).

11. Страдает или страдал заболеванием, препятствующим трудоустройству (необходимо выяснить характер заболевания, нахождение в стационарах, выдачу справок либо листов временной нетрудоспособности, решался ли вопрос о признании инвалидом).

12. Признан ли должник инвалидом 1 или 2 группы, является ли пенсионером.

13. Имеет ли иной доход (наличие в собственности автотранспортных средств, земельных участков, сдача внаем жилья и т.п.).

Должникам, которые ранее неоднократно привлекались к уголовной ответственности по статье 157 УК РФ , необходимо разъяснять возможность реального лишения свободы на срок до одного года в случае их дальнейшего уклонения от исполнения обязательств по уплате алиментов.

Получая объяснение от взыскателя, необходимо установить следующие обстоятельства:

1. Изменял ли взыскатель фамилию (если да, то необходимо истребовать у взыскателя либо в органах ЗАГС соответствующие документы).

2. Когда состоялось судебное решение, вступило ли оно в законную силу, каким образом должник был уведомлен о решении суда и о времени, с которого он обязан выплачивать алименты.

3. Если взыскатель вступил в новый брак, необходимо выяснить, имел ли место в этом браке факт усыновления (удочерения) несовершеннолетнего потерпевшего, так как это освобождает должника от уплаты алиментов.

4. Где зарегистрирован, где и с кем фактически проживает несовершеннолетний либо нетрудоспособный совершеннолетний, на которого должник обязан выплачивать алименты.

5. С какого времени должник не выплачивает алименты, известны ли причины неуплаты.

6. Оказывал ли должник материальную помощь ребенку, взыскателю.

7. Известны ли сведения о месте жительства должника, его работы, доходах, сообщались ли они судебному приставу-исполнителю.

8. Общался ли ребенок с должником, как часто.

9. Была ли договоренность с должником о том, чтобы тот оказывал помощь в виде продуктов питания, вещей, подарков, поездок на отдых и т.п. взамен уплаты алиментов, выполнял ли последний эту договоренность, сообщалось ли об этом судебному приставу-исполнителю.

Решая вопрос получения объяснения непосредственно от несовершеннолетнего, необходимо учитывать требования статьи 51 Закона об исполнительном производстве , в соответствии с которой права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет осуществляет в исполнительном производстве его законный представитель; несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства; несовершеннолетний в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно. Судебный пристав-исполнитель вправе в этом случае привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства; несовершеннолетний, имеющий полную дееспособность, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно.

В ходе опроса несовершеннолетнего необходимо выяснять:

1. Где и с кем он проживает.

2. Условия проживания и воспитания (есть ли отдельная комната, место для занятий, имеет ли увлечения, где учится или работает, кто оплачивает учебу и отдых).

3. Как часто он общался с должником.

4. Оказывал ли должник ему материальную помощь, покупал ли подарки (если да, то когда и какие именно).

IV. Заключительные положения

Объяснения должника и взыскателя по исполнительному производству, подтвержденные документами, предусмотренными приложением N 1 к Порядку , являются объективным основанием для выявления преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 УК РФ , и составления рапорта об обнаружении в деянии должника признаков преступления.


Управление организации исполнительного производства



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень Федеральной службы
судебных приставов,
N 2, 2015 год

Многие граждане, к сожалению, не знают своих прав, либо имеют о них весьма отдаленное либо искаженное представление. При этом в большинстве случаев, нигде, кроме как у профессионального защитника — адвоката по уголовным делам квалифицированную консультацию получить сложно.

Возьмем распространенную ситуацию, когда Вам звонит сотрудник полиции (следственного комитета, госнаркоконтроля, прокуратуры) и приглашает Вас для дачи объяснений или на допрос.

Важно понимать, что все вышеуказанные государственные органы обладают разной компетенцией, и их интерес к Вашей персоне может быть связан с разными фактами.

1)Кто может вызывать на допрос или для дачи объяснений?

Так в частности сотрудники полиции (оперативный уполномоченный, участковый уполномоченный, дознаватель, следователь) могут вызывать Вас в связи с производством по делу об административном правонарушении, производством по уголовному делу, а так же при проведении проверки при наличии сообщения о совершенном преступлении (т.н. «доследственная проверка»). Интерес со стороны сотрудников госнаркоконтроля либо следственного комитета может быть вызван производством по уголовному делу либо проверкой сообщения о совершенном преступлении. И наконец, если Вас вызывает сотрудник прокуратуры, то это связано либо с производством по делу об административном правонарушении, либо с проведением прокурорской проверки в рамках надзорной деятельности органов прокуратуры.

2)Что такое допрос и дача объяснений?

Немного терминологии: допрос – это следственное действие, которое осуществляется в рамках уголовного дела следователем либо дознавателем. Свидетель и потерпевший обязаны давать показания, за отказ от дачи показаний предусмотрена уголовная ответственность. Результатом допроса -является протокол допроса.

Объяснение – это ваши пояснения по существу заданных вопросов, они берутся в рамках дел об административных правонарушениях, в прокуратуре в рамках их надзорной деятельности, в рамках доследственных проверок сообщений о преступлениях так же берутся объяснения. За отказ от дачи объяснений какая-либо ответственность не предусмотрена. Результатом дачи объяснений является письменный документ, который так и называется: «Объяснение».

По своему содержанию допрос и дача объяснений могут практически либо совсем не отличаться, различен их правовой статус, порядок проведения и доказательственное значение. Не вдаваясь в юридические нюансы отмечу, что в рамках уголовного дела доказательством являются только показания, данные при допросе и зафиксированные в соответствующем протоколе. Подробнее про особенности такого следственного действия как допрос, можно прочитать

Итак, что необходимо знать и помнить при вызове Вас на допрос либо для дачи объяснений?

3) Порядок вызова на допрос.

Стоит отметить, что порядок вызова на допрос регламентирован законом только в рамках уголовного дела, в частности ст. 188 УПК РФ и дела об административном правонарушении (ст. 25.15 КоАП РФ). Во всех остальных случаях (вызов в прокуратуру, вызов в рамках доследственной проверки во все вышеуказанные органы) порядок ничем не регламентирован, в законодательстве упоминается лишь право соответствующего должностного лица осуществить вызов гражданина для дачи объяснений.

Чаще всего сотрудники правоохранительных органов прибегают к устной форме вызова – т.е. посредством телефонного звонка. Данная форма законом не предусмотрена, поэтому не может считаться надлежащей формой вызова на допрос. Т.е. проще говоря – никуда Вы являться по телефонному звонку не обязаны.

Надлежащей формой вызова на допрос, либо для дачи объяснений считается повестка либо письменное извещение. В повестке/извещении должно быть указано: кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки, а также последствия неявки без уважительных причин.

В рамках дела об административном правонарушении надлежий вызов осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Только при соблюдении вышеуказанных условий можно говорить о том, что Вас действительно куда-то вызвали, и у Вас, как у законопослушного гражданина, возникла обязанность явиться по вызову в соответствующий государственный орган.

Теперь рассмотрим вопрос о неявке по вызову на допрос либо для дачи объяснений.

4) Неявка на допрос либо для дачи объяснений.

В случае, если Вас надлежащим образом известили (см. п.1), однако вы в силу каких-либо уважительных причин явиться не можете, то необходимо обязательно уведомить лицо, которое Вас вызывает. Контактные телефоны, как правило, всегда указываются на самой повестке.

Перечень уважительных причин для неявки законодательством не определен, однако на практике к таковым относят: нахождение на лечении, тяжелые семейные обстоятельства, объективная невозможность прибыть на допрос (например, нахождение в другом городе в другом регионе).

Если вышеуказанные условия соблюдены, то негативные последствия неявки (о которых ниже) по вызову следователя дознавателя на Вас распространятся не могут.

Однако, в случае неявки без уважительных причин, Вы можете быть подвергнуты приводу в рамках уголовного дела либо дела об административном правонарушении, который заключается в принудительном доставлении гражданина сотрудниками полиции к лицу, которое вынесло решение о приводе.

Важно то, что в рамках доследственной проверки по сообщению о совершении преступления, полномочий на привод у должностных лиц не имеется, т.к. еще нет свидетелей, потерпевших, подозреваемых, т.е. нет лиц, в отношении которых привод может быть осуществлен. Другими словами до возбуждения уголовного дела никто принудительно заставить Вас явиться к следователю либо дознавателю не может.

5) Участие адвоката при допросе, при даче объяснений.

Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. Это право закреплено в ст. 48 Конституции РФ. Участие адвоката при вашем допросе, либо при даче Вами объяснений является реализацией вашего конституционного права.

Почему важно, если и не непосредственное участие адвоката при даче вами объснений/при допросе, то хотя бы своевременная юридическая консультация до допроса/дачи объяснений?

Во-первых адвокат разъяснит Вам ваши права и обязанности, связанные с проведением вышеуказанных действий. Формально, следователь, дознаватель сами обязаны это делать, однако зачастую либо забывают об этом, либо сознательно не говорят.

Во-вторых адвокат поможет вам сформировать вашу позицию, подскажет на сколько «страшен» сам факт вашего вызова на допрос, а так же даст рекомендации по поведению в ходе самого допроса.

В-третьих присутствие адвоката при самом допросе благоприятно сказывается на поведении должностного лица, проводящего допрос, равно как и у вас появляется возможность получать краткие юридические консультации оперативно - в ходе самого допроса.

Таким образом, своевременное обращение за юридической помощью в случае Вашего вызова на допрос/для дачи объяснений сохранит Вам нервы, прояснит ваше правовое положение в данной ситуации и сбережет Вас от возможных ошибок.

При этом не обязательно, что адвокат будет выступать именно в качестве защитника, возможно участие адвоката и для кратких консультаций в ходе допроса/дачи объяснений.

  • требовать вызова Вас в надлежащей форме - т.е письменно (если вызов осуществлен устно);
  • уточнить повод, основания вашего вызова, а так же в каком качестве вас вызывают;
  • в случае невозможности явиться по вызову, сообщить об этом вызывающему вас лицу;
  • в случае сомнений, неясностей и неуверенности в своем положении обратиться к адвокату за консультацией, при необходимости воспользоваться услугами адвоката по уголвным делам.