С «коммуналкой» помогут. Кому положена жилищная субсидия и как ее получить. Отказ, приостановление и прекращение получения субсидий. Освоение средств на строительство объектов

Если сумма в платёжке за услуги ЖКХ составляет почти четверть дохода, а пенсии или зарплаты перестало хватать на жизнь, обращайтесь за субсидией ЖКХ.

«Не путайте субсидию и льготы по ЖКХ, — говорит исполнительный директор „Школы грамотного потребителя“ Александр Козлов . — Льготы предоставляются определённым категориям — ветеранам, инвалидам и т. д., а субсидию может получить любой гражданин. И неважно, где он живёт — в частном доме, в собственной квартире в многоэтажке или снимает соцжильё. Главным критерием получения является доход человека. Федеральное законодательство установило: максимально допустимая доля расходов семьи на оплату ЖКУ не может превышать 22%. Если траты больше, значит, всё, что свыше, должно компенсировать государство в виде субсидии на оплату ЖКУ. По данным Росстата, её получают 3,38 млн семей, а это 6% от всех семей России. У одних субсидия 3 тыс. руб. в месяц, у других — 500 руб. в месяц. Средний размер по стране — 1372 руб. в месяц».

Кому дадут?

Как рассчитать, положена ли вам помощь государства в оплате «коммуналки»? Можно прикинуть, превышают ваши платежи за квартиру 22% от доходов семьи или нет. Но это будет слишком грубый подсчёт: дело в том, что формула придумана мудрёная, к тому же привязана она к 3 региональным нормативам, которые утверждаются местными законами.

Во-первых, региональный закон может снизить максимальный порог всем (как это сделала Москва, где субсидию дают при расходах на ЖКУ свыше 10%) или некоторым категориям граждан. Например, в Смоленской обл. (и похожий расчёт характерен для многих субъектов) этот порог зависит от среднедушевого дохода в семье (надо сложить все доходы и разделить на количество членов):

Во-вторых, размер субсидии привязан к региональному «стандарту стоимости ЖКУ» — условной величине, которая зависит от вида дома, количества проживающих и др. Для расчёта госпомощи используется именно этот показатель, а не ваш конкретный ежемесячный платёж.

В-третьих, получите вы или нет субсидию и какой она будет, зависит от «стандарта нормативной площади», который тоже устанавливает регион. То есть если в 60-метровой квартире живёт одна бабушка, ей помогут заплатить лишь за нормативные квадратные метры, а за «излишки» придётся рассчитываться самостоятельно.

Жилищные субсидии оформляют в МФЦ, отделах соцзащиты или специальных отделах по расчёту субсидий. Писать заявление можно в любое время. К примеру, если подать документы с 1 по 15 апреля, субсидию дадут с 1 апреля, если обратиться с 16-го до конца месяца — с 1 мая. Будете получать деньги на карту 6 месяцев, после чего надо снова прийти с заявлением.

Кто спасёт от бюрократов?

«Для нашей семьи субсидия стала очень хорошим подспорьем, — говорит президент калининградской Ассоциации многодетных Елена Урбан . — У нас квартира 77 кв. м, живут 9 человек. Я, супруг, две бабушки и 5 детей — два школьника и три детсадовца. Сложили зарплату мужа, пенсии бабушек и компенсации по уходу за ними, которые получаю я, — среднедушевой доход в семье вышел меньше прожиточного минимума. Поэтому при платёжке в 4 тыс. руб. мы получаем субсидию около 3 тыс. руб. Без этой поддержки было бы сложнее. Правда, знаю, многие не могут получить субсидию из-за несправедливого правила — зарплаты учитываются „грязные“, без скидки, что из них вычитается 13% подоходного налога и реальный доход человека получается меньше».

Николаю Голубеву (фамилия изменена) из Первоуральска Свердловской обл. вообще отказали в субсидии из-за того, что в справке 2-НДФЛ его сына не было указано почтового адреса и полного наименования выдавшей её организации. Мужчина обратился в прокуратуру. Оказалось, что данные, которые требовал МФЦ, «носят рекомендательный характер и не требуют строгого исполнения». В результате семья начала получать госпомощь.

Ещё одна распространённая причина, из-за которой людям отказывают в субсидии, — долг за ЖКУ. При этом мало кто знает, что в ст. 159 ЖК есть норма: «Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению». «Даже если вы успели накопить долг, но при этом договорились с управляющей компанией о рассрочке и заключили соглашение, субсидию вам должны оформить, — говорит исполнительный директор Гильдии УК Вера Москвина . — Мало ли по какой причине у человека образовался долг — была командировка, заболел ребёнок, уволили с работы... Не надо в критических ситуациях копить долги, а надо идти в управляющую компанию и договариваться о рассрочке. И обращаться за жилищной субсидией».

Что изменится?

Скорее всего, летом этого года процедура получения субсидий упростится. «Приняты в первом чтении поправки в ст. 159 и 160 ЖК, по которым жильцам больше не придётся самим собирать справки и доказывать отсутствие у них долга за ЖКУ. Это будут делать органы соцзащиты по данным базы судебных приставов, — говорит первый зампредседателя Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин . — Ко второму чтению законопроекта будем готовить ещё одну поправку, которая освободит граждан от предоставления сведений о доходах. Их будут запрашивать соцслужбы в базах УФНС, Пенсионного фонда и т. д. Основная масса получателей субсидий — пенсионеры. Надо пожалеть простых граждан, особенно пожилых, которым приходится собирать справки. Законопроект должен быть принят в весеннюю сессию и, надеюсь, заработает сразу после опубликования».

Для многих россиян оплата жилищно-коммунальных услуг стала серьезной финансовой проблемой. Чтобы помочь таким слоям населения, существует отдельная компенсация от государства – субсидия на оплату ЖКХ – выплата денежных средств на безвозвратной основе. При условии оформления четкого перечня документов, вам предоставляется субсидия на оплату ЖКХ в 2018 году и вы сможете оплачивать коммунальные услуги вдвое дешевле.

Кто может получить субсидию на оплату ЖКХ

Чтобы получить компенсацию, нужно быть законопослушным гражданином и своевременно оплачивать коммунальные услуги. Если вы пришли оформлять субсидию, а за вами числится какая-либо задолженность, то денежной помощи не ждите до полного погашения долгов. К сожалению, денежную компенсацию могут получить не все. К категории граждан, которые могут претендовать на выплату относятся:

  • собственники квартир, жилых помещений;
  • граждане, которые снимают жилье (необходим договор аренды);
  • граждане, проживающие в помещениях, принадлежащих государственному жилищному фонду;
  • граждане, проживающие в жилищных кооперативах.

Какие показатели учитываются при расчете­

Стандарт жилой площади на который начисляется компенсация в Москве

Субсидия на оплату ЖКХ в 2018 году начисляется исходя из региональных стандартов жилой площади. То есть, если вы проживаете один, а площадь вашего жилища превышает указанные стандарты (например, 53 кв. м), то субсидирование предоставляется только за положенные 33 кв. м на 1 человека. В Москве и Московской области установлены следующие стандарты площади жилья:

  • прописан и проживает 1 человек – 33 кв. м;
  • проживает 2 человека – 42 кв. м;
  • 3 и более человек – 18 кв. м каждому члену семьи.

При каком доходе положена субсидия на квартплату в 2018 году

Выплата гарантирована гражданам Российской Федерации, чьи расходы за коммунальные услуги превышают 22% от общей суммы дохода семьи. Например, вы проживаете с мужем вдвоем и ваш общий официальный месячный заработок составляет 30000 рублей, а за услуги ЖКХ вы платите 7000 рублей. В таком случае вашей семьей полагается ежемесячное субсидирование. Во всех регионах процент оплаты устанавливается индивидуально и процентный лимит снижается (например, в Москве он составляет 10%).

Нормативно-правовое регулирование

Выплаты производятся из бюджета государства определенному кругу лиц. Статья 159 Жилищного кодекса Российской Федерации описывает условия, при которых начисляется субсидия, когда она начисляется, а также кто и когда может получить компенсацию от государства. Официально правила предоставления субсидии закреплены с 14 декабря 2005 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 761, где описаны:

  • условия, при которых начисляется жилищная компенсация;
  • состав семьи;
  • условия расчета ежемесячного дохода семьи;
  • размеры дотаций;
  • общие положения, с помощью которых рассчитывается размер выплат.

Условия получения в 2018 году

Получить субсидии могут только:

  • граждане России, Беларуси, Киргизии;
  • лица, имеющие все документы на право использовать занимаемую жилплощадь;
  • лица, которые постоянно проживают в заявляемой жилплощади;
  • если нет долгов по коммунальным платежам за последние полгода;
  • если размер превышает положенные проценты от общего дохода семьи.

Есть масса нюансов, при которых гражданин может получить отказ в выплате субсидии. Все они прописаны в ЖК и Постановлении Правительства РФ. Например, вам могут отказать, если вы не уложитесь в указанный срок подачи документов или допустите ошибку при заполнении документов. Объяснить все правила и порядок оформления документов вам помогут работники органов социальной защиты вашего района.

Как получить компенсацию на оплату коммунальных услуг

Чтобы оформить субсидию на коммунальные услуги вам потребуется:

  1. Обратиться к соответствующим органам власти, узнать о правилах подачи заявления;
  2. Заполнить заявление (форму вам предоставят), указать актуальные данные.
  3. Подготовить ряд документов (список приведен ниже).
  4. Подать заявление и документацию на оформление компенсации лично или через интернет.
  5. После получения заявления сотрудники органов рассматривают его максимум 10 дней.
  6. Если не хватает каких-либо документов, то рассмотрение приостанавливается на 30 дней. За это время вам необходимо предоставить недостающие бумаги, иначе в выдаче компенсации будет отказано.
  7. При положительном ответе выдача денежных средств возможна через банк или путем перевода на ваш личный счет.

Документы на субсидию ЖКХ в 2018 году

К обязательному списку документов, которые необходимы для оформления субсидии, относят:

  • Паспорта всех совершеннолетних членов семьи, свидетельства о рождении детей.
  • Документы, которые подтверждают право на жилье;
  • Копию трудовой книжки заявителя или подлинник трудовой книжки, если человек безработный.
  • Квитанции об оплате коммунальных услуг за последний месяц.
  • Справка о составе семьи.
  • Справки о доходах всех членов семьи за последние полгода. Учитываются все виды дохода: заработная плата, пенсия, алименты, стипендия, пособия для безработных, детские пособия. Если алиментов или стипендии нет, то предоставьте справку об их отсутствии.
  • Страховое свидетельство (СНИЛС).
  • Счет заявителя. Реквизиты из банка, куда нужно перечислять средства.

Где оформить

Вы можете обратиться в удобную для вас организацию:

  • Органы соцзащиты населения (собес).
  • МФЦ вашего района.
  • Центр жилищных субсидий.
  • Сайт Госуслуги.

Как рассчитать субсидию на квартиру

Размер высчитывается с помощью специальной формулы – калькулятора субсидии. Так как сумма на оплату ЖКУ меняется в зависимости от времени года, размер компенсации определяют каждый месяц. Если итоговая сумма выплаченной субсидии превышает фактические расходы ЖКУ, то вы обязаны вернуть часть денег обратно. При расчете субсидии учитываются следующие данные:

Формула расчета

Чтобы рассчитать субсидию на оплату ЖКХ в 2018 году, вы можете воспользоваться формулой: Субсидия = Установленный минимум на оплату услуг ЖКХ – Общий доход семьи х 0,22. Цифра 0,22 здесь не случайна – это максимальный процент, который семья платит за услуги ЖКУ ежемесячно. Чтобы рассчитать минимум, можно воспользоваться еще одной формулой: Установленный минимум = Cредняя сумма на коммунальные услуги за квадратный метр х Норма жилой площади.

Срок действия дотационных выплат

Субсидия на оплату ЖКХ в 2018 году выплачивается заявителю каждый месяц. При этом выплаты проводятся только в течение полугода. По окончании шести месяцев вам нужно подать новый пакет документов, и субсидирование продолжится. Возможно, у вас изменятся какие-то показатели и понадобятся дополнительные документы. Все бумаги должны быть поданы в течение 10 дней с тех пор, как закончился срок субсидирования.

Особенности начисления для отдельных категорий граждан

Вне зависимости от ситуации, государство предоставляет субсидирование отдельному перечню граждан:

  • военные пенсионеры, их нетрудоспособные родственники;
  • инвалиды всех групп;
  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • ветераны труда;
  • жители закрытых военных объектов;
  • репрессированные граждане и др.

Каждый регион вправе расширить список дополнительными категориями льготников. Порядок получения денежной компенсации для перечисленных категорий граждан существенно отличается от общепринятого – они могут претендовать на получение максимальной доли. Например, ветераны боевых действий получают скидку на квартплату 50%, а семьям с 3 детьми и более государство оплачивает 30% счетов. Все расходы покрываются за счет средств госбюджета.

По достижении пенсионного возраста граждане могут рассчитывать на некоторые льготы. Субсидии на оплату ЖКХ пенсионерам в 2018 году выплачиваются, если общая сумма за коммунальные услуги более 22% их дохода. Пенсионеры должны быть владельцем жилплощади или выступать арендатором помещения. Тяжело больные пенсионеры, престарелые граждане, которым необходим постоянный уход, получают субсидию с доставкой на дом.

Видео

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении инструкций к формам федерального
государственного статистического наблюдения
за жилищно-коммунальным хозяйством


Документ с изменениями, внесенными:
от 18 сентября 1998 года N 96 ;
постановлением Госкомстата России от 28 января 1999 года N 8 ;
постановлением Росстата от 29 октября 1999 года N 97 .
____________________________________________________________________

Государственный комитет Российской Федерации по статистике

постановляет:

Утвердить согласованные с Госстроем России прилагаемые инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищно-коммунальным хозяйством:

"Сведения о предоставлении гражданам жилищных субсидий" (форма N 22-ЖКХ (субсидии);

"Сведения о строительстве и ремонте объектов благоустройства" (форма N 6-ЖКХ);

"Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов" (форма N 1-КХ).

____________________________________________________________________

Постановлением Госкомстата России от 18 сентября 1998 года N 96 с отчета за I полугодие 1999 года отменена Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства" (форма N 22-ЖКХ (реформа).

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Постановлением Госкомстата России от 28 января 1999 года N 8 с отчета за I квартал 1999 года отменены:
Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о наличии и эксплуатации жилищного фонда" (форма N 22-ЖКХ (жилье));
Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о предоставлении услуг по снабжению теплоэнергией" (форма N 22-ЖКХ (тепло));
Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о предоставлении услуг по снабжению газом" (форма N 22-ЖКХ (газ));
Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о предоставлении услуг по водоснабжению и канализации" (форма N 22-ЖКХ (водоканал));
Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о предоставлении услуг по снабжению электроэнергией" (форма N 22-ЖКХ (электроснабжение));
Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о работе коммунально-бытовых предприятий" (форма N 22-ЖКХ (комбыт)).

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Постановлением Росстата от 29 октября 1999 года N 97 с отчета за I квартал 2000 года отменена Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о предоставлении гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг" (форма N 26-ЖКХ).

____________________________________________________________________

Председатель Госкомстата России
Ю.А.Юрков

ИНСТРУКЦИЯ по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о предоставлении гражданам жилищных субсидий" (форма N 22-ЖКХ (субсидии)

Утверждена
постановлением Госкомстата России

от 6 марта 1998 года N 25

1. Форма федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (субсидии) разработана в целях мониторинга хода жилищно-коммунальной реформы в соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 , для получения информации об обеспечении социальной защиты населения в период проведения реформы.

2. Настоящая статистическая форма представляется органами местного самоуправления, отделами(службами) жилищных субсидий с ежеквартальной периодичностью в сроки, указанные на бланке формы, органам государственной статистки по месту, установленному территориальным органом государственной статистки в субъектах Российской Федерации.

3. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации.

По строке "Почтовый адрес" организация указывает свой юридический адрес с почтовым индексом.

Кодовая часть заполняется отчитывающейся организацией в соответствии с общероссийскими классификаторами.

Заполнение показателей формы N 22-ЖKX (субсидии)

4. В соответствии с "Положением о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 707 , органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления гражданам предоставляются указанные компенсации (субсидии) в пределах социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

5. По стр.01 отражается общая площадь жилищного фонда, независимо от формы собственности, на которую распространяется право на получение вышеуказанных субсидий.

6. По стр.02 показывается количество семей, проживающих в жилищном фонде, на который распространяется право на получение вышеуказанных субсидий, то есть по стр.01.

7. По стр.03 отражается число семей, получивших субсидии, их число может быть равно или меньше данных стр.02. Из них необходимо выделить число семей, проживающих в приватизированных квартирах (стр.04).

8. По стр.05 отражается общая сумма начисленных населению субсидий, по стр.06 - представленных (погашенных) с выделением из этой суммы средств местного бюджета (стр.07) и предприятий (стр.08).

9. По строкам 09-16 общая сумма начисленных субсидий (стр.05) распределяется по соответствующим видам жилищных и коммунальных платежей. Сумма данных строк 09+...+16 равна данным стр.05.

10. По стр.17 проставляется общее количество граждан, получивших субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, с выделением из них по строкам 18-23 отдельных социально незащищенных категорий граждан. Сумма строк 18+...+23 должна равняться данным строки 17. Данные, отражаемые по строке 17, должны соответствовать данным строки 03.

11. По графе 5 данные проставляются в единицах измерения, указанных на бланке формы, нарастающим итогом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за год.

Управление статистики услуг,
транспорта и связи

ИНСТРУКЦИЯ по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о строительстве и ремонте объектов благоустройства" (форма N 6-ЖКХ)

Утверждена
постановлением Госкомстата России
по согласованию с Госстроем России
от 6 марта 1998 года N 25

1. Форма федерального государственного статистического наблюдения N 6-ЖКХ разработана в целях мониторинга за строительством, ремонтом и содержанием объектов внешнего благоустройства городов и других муниципальных образований в связи с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 922 "О Всероссийском конкурсе на звание "Самый благоустроенный город России", утверждена постановлением Госкомстата России от 30.12.97 N 92 .

Настоящая статистическая форма представляется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере содержания, ремонта, реконструкции и строительства объектов внешнего благоустройства городов и других муниципальных образований, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Настоящая статистическая форма представляется в адрес и сроки, указанные на ее бланке, органам государственной статистки по месту, установленному территориальным органом государственной статистики в субъектах Российской Федерации.

При составлении формы должна быть обеспечена полнота заполнения и достоверность содержащихся в ней статистических данных.

3. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительскими документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.

4. Сведения отражаются за полугодие и за год, нарастающим итогом. Информация заполняется в тех единицах измерения, которые указаны в форме.

5. Нормативные акты и технические документы, которые следует учитывать при заполнении настоящей формы:

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" ;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 661 "Изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе затрат по производству продукции(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" ;

"Классификация работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов, рабочих, курортных поселков и райсельцентров РСФСР", утвержденная приказом Государственного комитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству от 24 мая 1991 года N 10";

Правила эксплуатации городских искусственных сооружений, утвержденные приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 25 февраля 1994 года N 5;

Временное положение по приемке законченных строительством объектов, приложение к письму Госстроя России от 9 июля 1993 года N БЕ-19-11/13 .

Заполнение показателей формы N 6-ЖКХ

Освоение средств на строительство объектов
благоустройства (в фактических ценах)

6. По стр.01 отражаются данные о фактическом освоении средств на работах по строительству, реконструкции, расширению и техническому перевооружению объектов внешнего благоустройства, принятых и оплаченных заказчиками, в соответствии с условиями договора (контракта) - всего.

6.1. Данные об освоении средств проставляются независимо от источников финансирования(федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, бюджет органов местного самоуправления, внебюджетные и другие источники).

6.2. Из стр.01 по строкам 02-09 данные о фактически освоенных объемах распределяются по соответствующим видам объектов внешнего благоустройства.

По стр.02 отражаются данные по городским дорогам, площадям, пешеходным и велосипедным дорожкам, тротуарам, сооружениям по отводу воды, дорожным ограждающим устройствам, возводимым как отдельные самостоятельные объекты или в сочетании их, в том числе и с другими объектами внешнего благоустройства.

По стр.03 отражаются данные по мостовым переходам, включающим в себя комплекс дорожных объектов, мостам, путепроводным развязкам через железные дороги, автомобильные дороги.

По стр.04 отражаются данные по транспортным тоннелям.

По стр.05 отражаются данные по пешеходным переходам под городскими дорогами, пешеходным переходам над городскими дорогами и другими объектами.

По стр.06 отражаются данные по берегоукрепительным сооружениям, защитным дамбам, противооползневым и противообвальным сооружениям, дренажным устройствам и штольням, другим объектам инженерной защиты территорий городов и других населенных пунктов.

По стр.07 отражаются данные по паркам, скверам, садам общего пользования, зеленым насаждениям по улицам, элементам малых архитектурных форм.

По стр.08 отражаются данные по полигонам для захоронения бытовых отходов, заводам по промышленной переработке бытовых отходов, мусороперегрузочным станциям, полям ассенизации и компостирования, сливным станциям, скотомогильникам и другим объектам санитарной уборки городов.

По стр.09 отражаются данные по объектам простейшего водоснабжения, общественные туалеты, уличное освещение, водопропускные трубы, пляжи, переправы и другим объектам.

7. По стр.10 отражаются затраты на ремонт и содержание объектов благоустройства в целом. При формировании данных по строкам 10-18 под ремонтом следует понимать капитальный, средний, текущий и другие виды ремонтов, включающих в себя работы по восстановлению или замене отдельных элементов сооружений, обновление инженерного оборудования, дополнительное обустройство объектов.

7.1. По строкам 11-18 отражаются затраты по соответствующему виду объектов благоустройства. Сумма строк 11+...+18 должна быть равна данным стр.10.

Ввод в эксплуатацию объектов благоустройства

8. По строкам 19-22 показывается ввод в эксплуатацию за отчетный период объектов благоустройства, оплаченных и принятых заказчиками в соответствии с договорами подряда (контрактами), в которых должны быть регламентированы правила приемки объектов в эксплуатацию.

Факт ввода в эксплуатацию регистрируется заказчиком(пользователем объекта) в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.

В статистическую отчетность введенный в действие объект включается за тот период, в котором зарегистрирован факт ввода. Исполнители работ на основании акта приемки представляют статистическую отчетность о выполненных договорных обязательствах.

Ремонт объектов благоустройства

9. Данные о ремонте объектов благоустройства отражаются по строкам 23-26 по выполненным и оплаченным работам по видам сооружений, приемка которых осуществляется в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти.

Управление статистики услуг,
транспорта и связи

ИНСТРУКЦИЯ по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов" (форма N 1-КХ)

Утверждена
постановлением Госкомстата России
по согласованию с Госстроем России
от 6 марта 1998 года N 25

1.1. Форма федерального государственного статистического наблюдения N 1-КХ составляется многоотраслевыми производственными предприятиями (объединениями) коммунального хозяйства, предприятиями и организациями жилищного хозяйства, комбинатами благоустройства, предприятиями зеленого и дорожно-мостового хозяйства, спецавтобазами, спецавтохозяйствами, дорожно-механизированными и дорожно-эксплуатационными управлениями и другими предприятиями и организациями, осуществляющими работы по благоустройству городских территорий.

1.2. Форма N 1-КХ представляется отчитывающимися предприятиями 15 января после отчетного года статистическому органу по месту, установленному статистическим органом республики, края, области, автономного округа, автономной области.

При составлении формы должна быть обеспечена полнота заполнения и достоверность содержащихся в ней статистических данных.

1.3. Если предприятие (организация) обслуживает несколько населенных пунктов, то отчет составляется в целом по всей деятельности, при этом прилагаются списки обслуживаемых городов и поселков городского типа.

1.4. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительскими документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование территории, юридический адрес с почтовым индексом.

Кодовая часть заполняется отчитывающейся организацией в соответствии с общероссийскими классификаторами, на основании информационного письма органов государственной статистики о включении предприятия(организации) в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования.

1.5. Отчетные данные отражаются в тех единицах измерения, которые указаны в форме.

1.6. Данные строк 14-16, 20, 21, 24, 28 и 35 показываются в целых числах, остальные - с одним десятичным знаком.

2. Заполнение показателей формы N 1-КХ

Городские земли и зеленые насаждения

2.1. По строке 01 показывается общая площадь городских земель в пределах городской черты. В этот показатель включаются земли и водные пространства, расположенные в пределах официально утвержденной городской черты, а при отсутствии официально утвержденной - в фактически числящихся границах на конец отчетного года. Здесь же учитываются и земли, изъятые из непосредственного ведения городской исполнительной власти (полоса отчуждения железным дорогам, военные городки, полигоны и т.д.).

2.2. Из общего итога городских земель в том числе показывается площадь застроенных земель (строка 02).

В этот показатель включается площадь земельных участков: застроенных зданиями, предприятиями и сооружениями;

Общего пользования: улиц, площадей, парков, садов, бульваров и водных пространств;

Специального назначения.

В показатель "застроенных земель" не включается площадь городских угодий, т.е. площадь удобных и неудобных земель (огородов, садов, полей, пастбищ, оврагов, болот и т.д.), расположенных вне застроенной территории города.

2.3. По строке 03 показывается общая площадь зеленых насаждений в пределах городской черты. В этот показатель включаются специально посаженные или естественные городские леса, зеленые и защитные зоны и лесопарки, бульвары, скверы, сады и газоны, общегородские и районные парки культуры и отдыха, стадионы, кладбища, насаждения в жилых районах, на приусадебных участках, внутриквартальное озеленение, ботанические и зоологические сады и другие виды озеленения ограниченного пользования и специального назначения (на территории школ, лечебных и детских учреждений, общественных зданий, промышленных предприятий и др.).

2.4. По строкам 04-07 из общей площади зеленых насаждений и массивов выделяется площадь зеленых насаждений общего пользования, лесопарков и городских лесов, озеленения улично-дорожной сети. При этом следует иметь в виду следующее.

В показатель "зеленые насаждения общего пользования" включается числящаяся на конец отчетного года площадь зеленых насаждений, которая используется населением для отдыха, прогулок и развлечений. К ним относятся городские и районные парки культуры и отдыха, детские парки, сады (в том числе зоологические и ботанические), стадионы, бульвары, скверы и другие зеленые насаждения (без уличных посадок), расположенные в черте города. В этот показатель не включаются зеленые насаждения ограниченного пользования, т.е. насаждения, расположенные на территории учебных заведений, детских и лечебных учреждений, домов отдыха, промышленных предприятий и др., предназначенных для ограниченного пользования.

Лесопарком следует считать крупные массивы зеленых насаждений (площадью 200 га и выше), созданные на базе существующих или искусственно посаженных лесов с наличием ландшафтных, архитектурно-планировочных, лесохозяйственных, мелиоративных и других элементов благоустройства.

В показатель "городские леса" кроме собственно лесов, находящихся в пределах городской черты, следует учесть площадь насаждений защитного характера, т.е. зеленых массивов и насаждений специального назначения, расположенных на территории санитарнозащитных разрывов между промышленными предприятиями и застроенной зоной, а также насаждений, защищающих жилые районы от сильных ветров, песчаных и снежных заносов, водоохранных, берегоукрепительных, градозащитных и т.п. насаждений.

В показатель "озеленение улично-дорожной сети" включается суммарная длина озелененных улиц и периметра площадей, вдоль которых посажены деревья и кустарники, как в лунках, так и по газону, а также газонных полос без древесно-кустарниковой растительности. В показатель включается удвоенная длина улиц и дорог с двусторонним озеленением и протяженность улиц с односторонними зелеными насаждениями.

Дорожно-мостовое хозяйство, гидротехнические
сооружения и уличное освещение

2.5. По строке 08 показывается протяжение улиц, проспектов, переулков, проездов и т.п. как замощенных, так и незамощенных, а также протяжение мостов, путепроводов и виадуков, числящихся на конец отчетного года в пределах городской черты. Если проезжая часть улицы разделена бульваром или имеет разделительную полосу, то протяжение такой улицы необходимо считать по ее оси независимо от количества полос движения.

2.6. По строке 09 в том числе выделяется протяжение только замощенных частей улиц. Замощенной частью улиц следует считать их проезжую часть, покрытую всеми видами покрытия как усовершенствованными, так и неусовершенствованными т.п.

2.7. По строке 10 из протяжения замощенных улиц выделяется протяженность улиц, проезжая часть которых покрыта усовершенствованными покрытиями. Усовершенствованными видами покрытий являются цементнобетонные, асфальтобетонные и типа асфальтобетона, из щебня и гравия, обработанных органическими и вяжущими материалами.

2.8. По строке 11 показывается протяженность улиц и проездов в пределах городской черты, обеспеченных на конец отчетного года подземными водостоками.

Протяжение улиц и проездов отражается в этом показателе независимо от того, сооружены ли водостоки по одной или двум сторонам улиц.

2.9. По строке 12 показывается числящаяся на конец отчетного года в пределах городской черты суммарная площадь всех улиц и проездов (проспектов, шоссе, переулков, тупиков, площадей, включая привокзальные, при стадионах и т.п.) с покрытием и без покрытий, расположенных между фасадами зданий (между красными линиями).

Площадь мостов, путепроводов и виадуков в этот показатель не включается.

Площадь улиц-набережных определяется по ширине между фасадами домом (красной линией) и границей противоположной стороны улицы-набережной (балюстрада, парапет, и другая ограда набережной, либо начало берегового откоса). В тех случаях, когда дорога проложена в незастроенной части города, ее площадь определяется по ширине проезжей части (между кюветами), включая площадь обочин.

2.10. Из общей площади всех улиц и проездов выделяется в том числе (строка 13) площадь улиц и проездов с усовершенствованными покрытиями, которые находятся между фасадами зданий (между красными линиями), т.е. включая площадь тротуаров с усовершенствованными покрытиями.

2.11. По строке 14 отражается общее количество постоянных мостов, путепроводов, виадуков, числящихся по инвентарным данным на конец отчетного года в пределах городской черты.

В общее число мостов не включаются: временные мосты (наплавные, независимо от их конструкции) через реки, каналы, ручьи, являющиеся временными средствами переправы и предназначенные для передвижения средств транспорта; трубы под насыпями, а также все виды и типы мостов для пешеходов (включая и постоянно действующие) и мостки через кюветы, предназначенные для въезда и выезда из домовладений на проезжую часть.

2.12. Из общего числа мостов, виадуков и путепроводов выделяются пешеходные мосты, т.е. предназначенные только для передвижения пешеходов через реки, каналы, дороги, железнодорожные пути, овраги и т.д. (строка 15), а по материалу пролетного строения - деревянные мосты (строка 16).

2.13. По строке 17 отражается суммарная площадь всех учтенных мостов, путепроводов и виадуков, которая определяется по данным технической инвентаризации или на основании показателей технических паспортов. В этот показатель включается площадь проезжей части и площадь всех тротуаров на конец отчетного года.

2.14. Из общей площади всех мостов, путепроводов и виадуков выделяется площадь пешеходных мостов (строка 18) и площадь деревянных мостов (строка 19).

2.15. По строке 20 показывается общее число тоннелей, как транспортных, так и пешеходных, числящихся по инвентарным или оперативным данным на конец отчетного года в пределах городской черты.

По строке 21 выделяется в том числе количество пешеходных тоннелей (подземных переходов).

2.16. По строкам 22 и 23 показывается площадь соответственно всех учтенных тоннелей, и в том числе пешеходных.

2.17. По строке 24 показывается общее число мостов, путепроводов, транспортных и пешеходных тоннелей, не обеспечивающих безопасность движения. Данные отражаются на основании обследований, испытаний мостов, путепроводов, производимых специализированными организациями, в исключительных случаях комиссионным путем.

2.19. По строке 25 отражается общее суммарное протяжение на конец отчетного года укрепленных и неукрепленных берегов по обеим сторонам рек, а также берегов морей, озер, водохранилищ, заливов, находящихся в пределах городской черты.

2.20. Из общего протяжения берегов выделяется в том числе протяжение укрепленных берегов (строка 26), т.е. та их часть, которая покрыта какой-либо одеждой: каменными плитами, каменным мощением, железобетонными плитами, дерном, или же искусственными насаждениями, закрепляющими берега и предупреждающие их разрушение.

2.21. По строке 27 показывается числящееся на конец года в пределах городской черты общее протяжение улиц, набережных переулков и других городских проездов, а также протяженность мостов, имеющих специальные установки уличного электрического освещения.

Протяжение освещенных улиц и мостов показывается по их оси независимо от того, освещены ли они с двух или одной стороны.

Протяжение освещаемых частей улиц, проездов, улиц-набережных не должно быть больше общего протяжения улиц, учтенного по строке 08.

Механизированная уборка территорий

2.22. По строке 28 показывается число всех имеющихся в хозяйстве бортовых, самосвальных и специальных уборочных автомобилей, предназначенных для работ по очистке городов и поселков городского типа и числящихся по инвентарным данным предприятия очистки на конец отчетного года, независимо от того, находятся ли они в работе, в ремонте или в простое по другим причинам. Не учитываются автомобили, списанные в установленном порядке.

2.23. По строке 29 показывается площадь улиц, набережных и других проездов, убираемая спецавтохозяйством, дорожно-эксплуатационным управлением или другой организацией коммунального хозяйства при помощи уборочных машин как в зимнее, так и в летнее время.

2.24. По строкам 30-32 отражается удаление бытового мусора. жидких отходов, снега и перевозка прочих грузов раздельно следующими показателями:

Вывезено бытового мусора всеми видами мусоровозов, бортовыми автомобилями и самосвалами;

Вывезено жидких отходов ассенизационными машинами;

Перевезено снега и прочих грузов бортовыми машинами и самосвалами (кроме бытовых отходов).

Количество вывезенного бытового мусора и жидких отходов, перевозка снега и прочих грузов определяются на основании данных путевых листов или документов, подтвержденных заказчиками в установленном порядке.

2.25. По строке 33 показывается объем твердых отбросов, вывезенных на мусороперерабатывающие заводы.

2.26. По строке 34 отражается общая площадь полей ассенизации и свалок, предназначенных для вывоза и обезвреживания бытового мусора и жидких отходов, числящаяся по инвентарным данным на конец отчетного года.

2.27. По строке 35 отражается количество сливных станций, которые числятся по инвентарным данным на конец отчетного года.

Сливными станциями считаются постоянные сооружения, предназначенные для приема, предварительной подготовки спуска в канализационную сеть нечистот и помоев, удаляемых из выгребов неканализованных зданий.

Сливные колодцы в этом показателе не отражаются.

Управление статистики услуг,
транспорта и связи

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"