Проект яровой подписан. Пакет Яровой — защита общественной безопасности. Что положили в этот «пакет»

«Антитеррористический пакет» Яровой принят Советом Федерации, что это и чем он грозит простым россиянам.

Прежде всего хочется сказать, что «Антитеррористический пакет» Яровой это один из самых жестки и резонансных законов принятых Госдумой за последние десять лет.

24 июня 2016 года Госдума России приняла во втором и третьем чтениях «антитеррористический пакет», внесли его на голосование депутаты Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Перед голосованием депутаты отменили самые одиозные поправки – о лишении гражданства и запрете на выезд из страны.

Однако, в этом пакете остались десятки других законов, которые очень сильно отразятся на жизни просто россиянина. Пакет законов одобрен Советом Федерации и нет сомнений, что его подпишет президент России Владимир Путин.

Антитеррористический пакет Яровой текст:

Сейчас мы вам расскажем о самых важных в документе законодательных актов.

Недоносительство

Начиная с 20 июля 2016 года не сообщившие о преступление граждане могут ответить за уголовной ответственностью. Наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до одного года. Люди должны сообщать властям о таких правонарушениях, как подготовка теракта, вооруженны мятеж, а также другие виды преступлений. Всего их в законе около пятнадцати описано.

Теперь записи телефонных разговоров и СМС каждого абонента будут хранится у операторов связи «Мегафон», «Билайн» и МТС и другие в течение полугода. В течение трех лет операторы связи должны хранить мета-данные – сюда входит информация о том, что разговор состоялся, был обмен СМС между клиентами. Данная норма касается и интеренет-ресурсы, которые будут внесены в соответствующую базу. Они должны будут хранить мета-данные один год. Операторы связи предупредили, что данное нововведение повлечет увеличение платы в 2-3 раза за использование мобильной связи.

Шифрование данных

Интеренет-сервисы, мессенджеры, социальная сеть, почтовый клиент или просто сайт, который поддерживает шифрование данных должен помочь ФСБ в случае надобности расшифровать их. За отказ это делать будет оштрафован на сумму от 800 тысяч до миллиона рублей.

Миссионерство

Законы Яровой касаются и регулирования в религиозной сфере. Теперь «миссионерской деятельностью» смогут заниматься только зарегистрированные организации. Любая миссионерская деятельность вне помещений запрещена. Штраф до миллиона рублей.

Ужесточение наказания за экстремизм

За экстремизм будут наказывать еще более жестко. За финансирование экстремистской деятельности (282.3 УК) теперь предусматривают срок до восьми лет, а до этого был порог до трех лет.

Склонение к массовым беспорядкам

В случае «склонения, вербовки или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков будет наказываться сроком лишения от пяти до десяти лет.

Уголовная ответственность с 14 лет

Теперь за некоторые преступления в России установлена уголовная ответственность с 14 лет. 14-летних детей будут судить за международный терроризм, участие в террористических сообществах, участие в массовых беспорядках. Так же они будут подвержены уголовной ответственности за недоносительство.

Международный терроризм

Уголовная ответственность будет предусматриваться за международный терроризм совершенный за пределами России, в котором пострадали российские граждане. Тут предусмотрено наказание – пожизненное лишение свободы.

Проверка почтовых посылок

На почтовых операторов возложили ответственность за содержание и проверку посылок. Теперь они должны проверять, чтобы в посылках не было оружия, наркотиков или денег.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности

Внести в Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ
«О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;

б) дополнить частью 4.1 в следующей редакции:

«4.1. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации.»;

2) дополнить статьей 5.2 следующего содержания:

«Статья 5.2. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, а также на оказание позитивного воздействия на граждан в целях формирования у них неприятия идеологии терроризма, посредством распространения информационных материалов, печатной продукции, разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.»;

3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные статьями 11 – 19 настоящего Федерального закона.»;

4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

5) в статье 24:

а) в части 1 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361»;

б) в части 2 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361».

Статью 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ
«Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 51, ст. 5681) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) производство гражданского и служебного оружия из боевого ручного стрелкового оружия, в том числе снятого с вооружения.».

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 3 слова «279 и 360» заменить словами «279, 360 и 361»;

2) в статье 6:

а) в пункте 2.1:

в подпункте 5 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

б) в пункте 2.2:

в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 8 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1) следующие изменения:

1) дополнить статьей 11.14.3 следующего содержания:

«Статья 11.14.3. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором порядка организации оказания экспедиционных услуг, а также обязанностей, установленных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;

2) в части 1 статьи 23.1 после слов «статьей 11.7.1» дополнить словами «, частью 2 статьи 11.14.3»;

3) в части 1 статьи 23.36 слова «статьями 11.14.2, 11.15,» заменить словами «статьей 11.14.2, частью 1 статьи 11.14.3, статьей 11.15,».

Статью 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031) изложить в следующей редакции:

«Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

2. Решение о приобретении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в связи с осуждением лица к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 277 – 2824, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если такое лицо не имеет иного гражданства или гарантий на его приобретение.».

Пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ
«О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2701) изложить в следующей редакции:

«4. При приеме груза экспедитор обязан проверить соответствие наименования (маркировки) груза действительному наличию и установить личность клиента, после чего выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.».

Пункт 1 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895) изложить в следующей редакции:

«1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.».

В пункте 17 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215) слова «без письменного разрешения представителя нанимателя» и слово «исключительно» исключить.

Статью 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 34, ст. 4029) дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

«9) является лицом, которому в установленном порядке объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, частями третьей и четвертой
статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в течение пяти лет со дня объявления ему официального предостережения, а равно имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение сопряженного с осуществлением террористической деятельности хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) преступления экстремистской направленности.».

В части 3 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,
№ 31, ст. 3448) после слов «пользователей сети «Интернет» дополнить словами «, включая их содержание,», слова «шести месяцев» заменить словами «трех лет».

7 июля 2016 года Президент России Владимир Путин подписал пакет антитеррористических законов, внесённый депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым.

В перечне поручений, подписанном Путиным вместе с пакетом законов, в частности, президент поручил правительству РФ совместно с ФСБ при разработке нормативно-правовых актов уделить особое внимание применению «норм, которые потребуют существенных финансовых затрат».

По всей видимости, так в Кремле исполнили обещание учесть критику, звучавшую в отношении «закона Яровой».

Пакет Яровой, включающий два новых закона, о необходимости введения дополнительных мер по противодействию экстремизму и терроризму (поправки к некоторым федеральным законам и Уголовному кодексу), подписанный Президентом России, сразу же начали комментировать и за рубежом, и в России, и кое-кто усматривает в нём признаки давления на социальные свободы. Насколько эти упрёки оправданы? Рассмотрим в данной статье.

Пакет Яровой

В чём суть претензий к так называемому «пакету Яровой»?

Пакет Яровой (как его назвали в прессе) вызвал неоднозначную реакцию общественности, особенно оппозиционной, а также мобильных операторов. Российские операторы связи сразу высказали недовольство нововведениями, так как их затраты (по их мнению) будут многократно увеличены, что будет отражаться на ценах услуг для потребителей. А то, что реально насыщенность рынка такова, что все звонки внутри сети уже должны быть бесплатными для потребителей и что на них компании за счёт негласного сговора крпунейших операторов уже делают бешенные деньги, они как-то умалчивают.

Для того, чтобы проверить эти утверждения, от Владимира Путина поступило поручение Минкомсвязи и Минпромторгу посчитать, сколько будет стоить Пакет Яровой мобильным операторам. Министерства должны будут также отчитаться о сроках, которые необходимы для внедрения нововведений.

Критикующие пакет представители либеральной общественности указывают на ужесточение ответственности за уже имеющиеся в Уголовном кодексе правонарушения, введение новых и расширение полномочий правоохранительных органов. Однако представить дело так, как будто Яровая и Озеров просто решили придумать что-то эдакое, сатрапское, для того чтобы удушить демократические свободы граждан России, даже у них не получается. Страна, как и весь мир, к сожалению, испытывает угрозы и вызовы, что видно по европейским терактам, поэтому законодатели просто действуют на опережение, чтобы в дальнейшем по возможности избежать необходимости подсчитывать число жертв. Естественно, некоторые «свободы» ради этого придётся ограничить, и, судя по внесённым в проект изменениям, имело место обсуждение рациональных способов определения степени разумности принимаемых мер.

Суть претензий оппонентов также заключается и в гипотетическом «удорожании» сотовой связи и доступа в Интернет, которое якобы произойдёт неминуемо, хотя это дело воротил сотового бизнеса — решать как изменить структуру своих расходов в связи с появлением этого закона. Если они заботятся о своих кошельках, а не о потребителях, то, конечно, взвалят расходы на них, но при чём тут государство, действующее в интересах защиты общественной безопасности? Точно также уже «дико подорожали продукты» из-за введения системы «Платон». Помните эту истерию? Недавно ведь была. И все либералы сразу стали дальнобойщиками. Сегодня все они стали «немного айтишниками» и готовятся проводить митинги против «пакета Яровой».

Этот набор изменений в законы направлен на борьбу с терроризмом. Он должен дать нашим правоохранителям в руки инструмент. В этом смысл этих изменений. Они получились немного сыроватыми — это, как у нас водиться (вспоминаем «Платон»), есть. Впрочем не надо забывать с какой кадровой базой приходится иметь дело, даже если многие либералы перекрасились в патриотов (то есть поняли что за океаном их не ждут и готовы сожрать при удобном случае), они пока не перестали быть либералами — ведь стереотипы не меняются одномоментно. Но надо понимать, что сам закон — рамочный, а значит, в установленные сроки Правительством РФ в соответствии с поручениями Президента будут приняты необходимые подзаконные нормативные правовые акты.

И, во-первых, президент дал поручения проработать его техническую реализацию, а, во-вторых, большинство «страхов и страшилок» просто не соответствует действительности.

Ситуация вокруг пакета Яровой

Понять, почему представители «Пятой колонны» так заголосили и подняли такой шум, нам поможет общее понимание ситуации.

Суть такова: на 2017 — 2018 годы Запад планирует попытки осуществления «цветного» сценария в России. Цель минимум — не допустить переизбрания на новый срок В.В. Путина или избрания человека, продолжающего взятый на реальный суверенитет курс. Ситуация в нашей стране, по планам США, к тому времени должна ухудшиться: снаружи давят санкции и искусственно сдерживаемые на низком уровне цены на предметы нашего экспорта, а внутри работает либеральное правительство, лозунг которого озвученный поклонником губернатора Калифорнии Шварцнегера «Денег нет, но вы держитесь!», что уже сегодня вызывает справедливое возмущение граждан.

К 2017 — 2018 годам «улюкаевы» и «кудрины» должны, по их замыслу, поураганить так, чтобы создать почву для недовольства. Западу нужна новая Болотная, нужны «навальные» и «касьяновы», нужны массы людей. Почву для недовольства Запад руками либерально-финансовой части правительства пытается создать, чтобы в перспективе организовать государственный переворот. Но людей надо организовать, вывести на улицы, собрать вместе, научить, когда и где, и что делать. Надо координировать боевиков, нужно собирать толпы зевак. А всё это делается через соцсети. Которые (о чудо!) начали активно шифровать всю свою информацию.

Так вот, главный пункт «пакета Яровой» — американские (вообще все) соцсети все «шифровальные ключи» обязаны передать в руки российских компетентных органов.

Вот откуда вой! Но и он уляжется, как только суммы, выделенные американцами на «справедливое возмущение», подойдут к концу.

А дальше начнётся самое главное — реализация закона. В США АНБ пишет вообще всё, и никто по этому поводу не возмущается. Почему? Потому что вместе с ордером на получение информации АНБ даёт и другой ордер — запрещающий разглашение самого факта запроса и получения информации.

И вот когда «фейсбуки» откажутся выполнять российский закон, а они, по мнению экспертов, обязательно откажутся его выполнять, вот тогда наступит момент истины. Соцсети создавались как инструмент политики, создавались в Штатах — это так, даже если никто из нас никогда об этом не задумывались. И до сих пор многие живут с мыслью, что умный мальчик из США нашёл миллиарды, чтобы девочки могли постить котиков, а домохозяйки — рецепты вкусной еды.

Так вот, когда «фейсбуки» откажутся выполнять закон, вот тогда надо будет закрывать то, что отказывается работать по нашим законам и давать свободно работать тому, кто его соблюдает.

«Пакет Яровой» не сейчас, но в перспективе… вырвет жало у инструмента, с помощью которого США привыкли опрокидывать государства (вспомним — Ливия, Ирак, Югославия и др.)

Либо их сети станут законопослушными, а значит им ненужными и безопасными для нас, либо их у нас просто не должно быть.

Но чтобы понять суть претензий либералов, необходимо понимание о том, какие именно изменения внесены в действующее законодательство.

Какие изменения внесены в действующее законодательство

Пособничество

Понятие «пособничество» ранее было достаточно абстрактным и могло трактоваться различным образом, теперь же ему дано чёткое определение.

Во-первых, это финансирование. Любая помощь, оказанная террористической организации или боевику-одиночке, выраженная в материальной форме и способствующая совершению общественно-опасного преступления, считается поддержкой, то есть пособничеством. Это не обязательно деньги. Если террорист переночевал в безопасном для него жилище, получил в своё распоряжение автомобиль, спрятал в квартире или доме взрывчатку или другие средства поражения, — всё это считается содействием в организации теракта, и за это предусмотрена ответственность в виде тюремного срока до восьми лет. Кто-то может утверждать, что это слишком жестоко?

Преступное молчание

Каждый юрист знает разницу между действием и деянием — под последним понимается также и бездействие. Если кто-то достоверно знает о готовящемся террористическом акте, но не принимает мер по его предотвращению (не сообщает компетентным органам), то теперь он тоже считается преступником, правда, ответственность его не столь сурова, как у непосредственного исполнителя, — до двенадцати месяцев заключения. При этом речь идёт не о каком-то абстрактном доносительстве (называемом также стукачеством), на что ненавязчиво намекают «поборники свобод», а о вполне конкретном списке из 16 преступлений, в числе которых угон транспортных средств, захват заложников, организация взрыва в людном месте и т.п. Супругов и родственников террористов эта статься УК не касается.

Болтать много вредно

Эта норма касается главным образом СМИ, которым вменяется в обязанность контроль за публикуемыми сведениями на предмет их секретности. Есть информация, имеющая особые грифы, и разглашение её влечет наказание в виде штрафа до миллиона рублей. Ранее эта норма не действовала в силу неопределённости и размытости самого понятия секретных материалов. К тому же и конкретного наказания за такие действия Уголовный кодекс не предусматривал. Нельзя, и всё. А что будет, если взять и напечатать? Теперь ясно, что. Аналогичные законы, кстати, давным-давно действуют в самых «свободных и демократических» (так они себя называют) странах мира.

Малолетние террористы

Практика показывает, что и подросток может натворить такого, что страшно подумать, тем более что психика его ещё не сформировалась, а влияние бывает разным. Ответственность за некоторые тяжкие преступления и в старом Уголовном кодексе наступает с 14 лет, таковых статей было 22, а теперь их количество увеличено до 32. Вошли в новый список такие правонарушения, как теракт, членство в террористической организации, участие в массовых беспорядках, угон поезда или самолёта, покушение на жизнь людей и т. д. Они, малолетние преступники, конечно же, дети, но жертвам от этого не легче.

Международный терракт

Ранее этой статьи в УК не было, теперь она есть и имеет номер 361. Она предусматривает наказание от десяти лет до пожизненного заключения. Отличие международного теракта от «простого» состоит в том, что он совершается не в России, а за границей, но представляет собой покушение на здоровье и жизнь граждан РФ. Кстати, «прицепом» к ней идёт несообщение о подготовке подобного преступления (ст. 205.6), что перекликается с изложенным выше положением о преступном умалчивании важных сведений. Кстати, вербовать в ДАИШ (ИГИЛ, запрещённая в России организация) и подобные структуры теперь тоже опасно, как и устраивать массовые волнения. И подначивать к этому тоже лучше не надо.

Частная информация

Этот пункт тоже вызвал неприятие некоторых поборников свобод, так как согласно ему должна производиться проверка корреспонденции «Почтой России» на наличие оружия, наркотиков и прочих незаконных предметов. Конечно, речь в основном о посылках и бандеролях, переписка сегодня всё же чаще осуществляется в электронном виде, но и относительно неё тоже принято решение. Изначально предусматривалось трёхлетнее хранение данных, но так как это потребовало бы резкого увеличения информационных возможностей (до 1,7 трлн. гигабайт) и расходов в 70 миллиардов долларов, то остановились на шести месяцах. Ввод в действие закона — с 1 июля 2018 года.

Сектанты

Проникновение в страну проповедников экстремистских течений создаёт угрозу общественной безопасности. Для того, чтобы вести религиозную деятельность, требуется особая регистрация и специальное помещение. Нарушителям, которые захотят вовлекать в секты прихожан на улицах, грозит штраф вплоть до 1 млн. руб.

Заметки на полях

На 1 января 2014 года в РФ по данным Росстата зарегистрированы 47 конфессий (есть ещё одна строка, «объединяющая» группы иных вероисповеданий). Крупнейшей из всех является Православие. Несмотря на то, что представители разных религиозных направлений уже сотни лет мирно сосуществуют в нашей стране, религиозный фактор активно используется ведущими государствами мира для решения геополитических или экономических задач, в том числе для дестабилизации ситуации. Игнорировать этот фактор нельзя, достаточно вспомнить историю Югославии (острейшее противостояние сербов, боснийцев и хорватов, приведшее к распаду страны, в которой на протяжении длительного времени эти народы мирно соседствовали), примеры Дагестана и Чечни. В большинстве военных действий в мире просматриваются религиозные мотивы — Ближний Восток, Балканы, Ирак, Ирландия и т.д.

Известно, что на территории нашей страны проживает около 200 различных этносов, следовательно, и религиозная принадлежность россиян очень разнообразна. Эта ситуация характерна для России на протяжении веков, поэтому существует точка зрения, что катализатором межрелигиозных столкновений является не якобы низкий уровень толерантности в российском обществе, а социально-экономическое неравенство, которое под влиянием санкций будет только усиливаться. По сути, социальным конфликтам даже выгодно придавать религиозную окраску, вовлекая в них лишних участников и придавая дополнительную целевую установку. В религиозной оболочке можно подавать конфликты любого содержания, в том числе политического.

Есть определенные факты, указывающие на активное использование религиозного фактора в целях дестабилизации ситуации в России.

Уже в ноябре 2014 года Президент Чечни заявил о росте радикальных настроений среди мусульман, а также о том, что в Интернете и в СМИ развернута массовая вербовочная работа по привлечению россиян в религиозные организации экстремистского толка.

Запад активно политизирует религию в своих стратегических целях, в том числе используя миссионерство, развернувшееся в нашей стране с 1990-х годов. Эта деятельность чрезвычайно активна, несмотря на то, что «содержание семьи одного зарубежного миссионера обходится религиозной организации в 50 тысяч долларов США в год». В первую очередь в их деятельности нужно усматривать лоббирование интересов того государства, с территории которого они прибывают. Таким образом, либеральная идеология даёт возможность западным странам отстаивать свои интересы не только в экономической и политической сфере, но и в религиозной.

В качестве примера можно привести характер динамики и локализации протестантских и неопротестантских течений в России. Если проследить изменение численности их последователей на территории постсоветской России, то становится очевиден тренд на увеличение. В период с 1990 года по 2014 число протестантов увеличилось в три раза.

Неслучайно то, что наибольшее распространение нетрадиционные христианские течения имеют на тех территориях, на которые планирует распространить свое влияние США.

Религиозный фактор необходимо учитывать в политике, он использовался и будет использоваться в геополитических целях. Однако это обширная тема, которая требует отдельного рассмотрения.

Каковы претензии российских операторов связи?

Операторы мобильной связи угрожают поднять тарифы, пользователи соцсетей оплакивают потерянную приватность, а эксперты рассуждают о том, что новые требования государства технически невозможно реализовать. Давайте разберемся, всё ли так плохо.

Самым скандальным элементом (исходя по данным СМИ) Пакета Яровой является возможность обязать провайдеров интернета и мобильной связи хранить данные пользовательского общения в течение шести месяцев. С точки зрения критиков это ужасно, недопустимо и слишком дорого.

Начнём с самых громких критиков — операторов мобильной связи, которые утверждают, что им придётся резко повысить тарифы, чтобы компенсировать расходы по хранению данных. Их угрозы красноречиво говорят о том, что они переживают не за своих клиентов, а за свои кошельки, раз готовы переложить расходы на плечи потребителей услуг.

Заметки на полях

Траты на хранение информации на самом деле не очень большие. В России давно действует «закон о СОРМе» (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий — комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи (согласно Закону «О связи» и приказу Министерства связи № 2339 от 9 августа 2000 года).

Не секрет о том, что любые переговоры и по Skype и по мобильным телефонам записываются — абсолютно все разговоры пишутся и определённое время хранятся у операторов. Мощности для хранения разговоров в течение определённого количества времени у сотовых операторов есть.

По закону о СОРМе абсолютно все переговоры должны писаться и храниться в течение трёх месяцев. В течение этого времени сотовые операторы по запросу оперативно-следственных органов обязаны эти данные предоставлять. То есть, у них всё есть. Здесь же требуется увеличить срок хранения с трех месяцев до шести. Это абсолютно реально.

Разговоры о том, что мобильная связь сильно подорожает, напоминают страшилки про систему «Платон», которая должна была привести к перебоям с поставками продуктов и резкому росту цен. Ну как, сбылось? Вот и в случае «пакета Яровой» трудно поверить словам наших мобильных операторов. Тем более что никаких предметных расчетов и финансово-экономических обоснований операторы не предоставили.

В России сравнительно дешевая мобильная связь и эксперты подозревают, что«пакет Яровой» воспринимается как хороший предлог для организации небольшого картельного сговора и совместного повышения цен.

Отдельно хочется напомнить — решение о том, что конкретно нужно хранить и сколько это нужно хранить, ещё вообще не принято. Закон лишь даёт возможность правительству принять соответствующее решение и ставит верхнее, максимальное ограничение срока хранения — 6 месяцев. Эти требования вступят в силу только через два года — многие из критиков про это говорили, выплёскивая на просторы информационного поля поток недовольства? Как видно, нет.

Причём решающее влияние на их формулировку окажет Минкомсвязь, так что и предложения, и представленные финансовые расчёты ведомством будут рассмотрены и обязательно учтены.

Советник президента по вопросам интернета Герман Клименко считает, что если исключить из требований хранения медиа-контент, то всё будет вполне доступно для участников рынка, и минимум 95% всех недовольств индустрии будут сняты. В общем, слухи об апокалипсисе в российском телекоме оказались, мягко говоря, несколько преждевременными.

Теперь насчёт приватности. В современном мире приватности нет и уже никогда не будет. Государства слишком плотно занялись интернетом и его использованием в политических целях, а значит, интернет будут регулировать и за пользователями будут наблюдать. Вопрос только в том, кто будет это делать. Интернет-компании, которые не хотят сотрудничать с ЦРУ, просто не смогут занять рыночную нишу в странах, где центральное разведуправление имеет влияние. В Китае ситуация аналогичная и именно из-за этого там разработаны аналоги всех популярных приложений и сервисов западных компаний. Чем Россия хуже США или КНР?

Американцы после терактов 2001 года вообще не особо заморачиваются по вопросам легализации своих попыток шпионить за мировым интернетом. Как видно из описаний систем INCENSER и DANCINGOASIS, которыми пользуется АНБ на основании Protect America Act of 2007 и FISA Amendments Act of 2008, АНБ просто подключаются к узловым точкам мирового интернета, которые ему доступны, анализирует весь трафик в реальном времени и сохраняют себе на память всё, что АНБ интересно. Как и следует ожидать в этом процессе, американским спецслужбам всемерно помогают американские IT компании, например, тот же Майкрософт, у сервисов которого есть шифрование для всех, кроме АНБ. Американские спецслужбы получают незашифрованную информацию. При всём при этом, американская IT индустрия редко протестует, а чаще всего, наоборот поддерживает АНБ в её усилиях по борьбе за американские национальные интересы. Так давайте сделаем так, чтобы они не делали этого хотя бы в Рунете.

Заметки на полях

В США тоже есть законы, обязывающие операторов сотовой связи хранить в течение определенного периода всю передаваемую информацию и мета-данные. Принимались они тоже не в момент появления в США мобильной связи, а с течением времени.

Однако это не привело к коллапсу отрасли сотовой связи. Более того, есть ряд высокотехнологических компаний, например, Google, которые хранят даже не в течение нескольких месяцев, а годами весь объем информации своих пользователей, включая аудио- и видеофайлы (например, файлы, размещенные на YouTube), данные чатов, электронной почты и т. д. И все эти терабайты информации хранятся на серверах по всему миру. Однако подобные затраты не мешают успешному бизнесу корпорации Google».

Информационная война против России

И последнее. С точки зрения практики информационных войн против России мы наблюдаем типичное создание информационной повода для протестов и недовольства для того, чтобы использовать его в рамках предстоящей избирательной кампании. У противников Пакета Яровой, а это в основном прозападные политики, просматривается очевидная цель — им нужно любой ценой сохранить возможность американских социальных сетей влиять на политическую и общественную ситуацию в России. При этом сохранить американские соцсети вне какого-либо контроля или наблюдения со стороны российских властей. Фактически, все протесты сводятся к тому, что у наших заокеанских оппонентов отбирают один из ключевых инструментов, необходимый для «цветных революций» — вот они и бесятся. А ещё их беспокоит, что после введения в силу этого закона всю их массированную агентуру влияния придется обучать и снабжать настоящими шпионскими каналами связи, а это накладно, сложно и может привести к неудобным провалам ценных агентов. Итак, западные оппоненты задействовали в борьбе с «пакетом Яровой» все свои медийные и лоббистские ресурсы. Как говорится, рыба сама плывет в сети, и можно сказать, что новые законы начнут приносить пользу ещё до того, как они вступили в силу.

Краткий вывод: поводов для паники нет . Закон безусловно не совершенен, и его можно и нужно улучшать. Но этого нельзя сделать через истерику в интернете.

И пора уже всем понять, что российский сегмент интернета нужно держать под контролем потому что, если это не сделает наше государство, то это сделает чужое, и это явно не в наших интересах.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков комментируя принятый закон, отметил, что правительству РФ поручено мониторить ход реализации, ход имплементации этого закона, сообщает РИА «Новости». По его словам, кабинет министров должен минимизировать риски, связанные с финансовыми расходами, с использованием отечественного оборудования для хранения информации.

Если будут выявляться действительно какие-то нежелательные проявления, правительство по поручению президента будет принимать соответствующие меры. То есть закон подписан в тандеме с перечнем поручений,

Наша безопасность важнее прибыли мобильных операторов, комфорта телеком-компаний, а также интересов западных социальных сетей и мессенджеров .

И это хорошо, если те из них, кто этого не хотят понимать, просто уйдут с российского рынка.

Послесловие

Вопросы гражданства, незаконной миграции, выезда за рубеж граждан, судимых за экстремизм, режима контртеррористической операции и прочие также очень важны, но утверждать, что принятые законы могут усложнить простым людям жизнь, очень трудно. Зато непринятие заблаговременно защитных мер может омрачить её многими трагедиями. Возможно, стоит вспомнить об этом, перед тем как критиковать новый «антитеррористический пакет».

Во-первых, безопасность граждан превыше всего, а обеспечивает им её государство. Потому что, как только начнут убивать этих самых граждан, они тут же начнут выть, почему государство ничего не делает для их защиты. Ну а когда государство что-то делает для их защиты, у многих это почему-то вызывает негативную реакцию.

Второй аспект: в таком деле надо осваивать методологию познания и творчества, изучать достаточно общую теорию управления и включать голову: анализировать мнение специалистов, которые объясняют, как это делается, почему это делается и зачем, сравнивать мнения, делать выводы. И если уж государство заботится безопасности, то, на наш взгляд, подобные вопросы надо решать совместно. А что касается стоимости переоборудования сотовой связи, то должны быть представлены конкретные расчёты, чтобы не было кривотолков и пересудов. Будем надеяться, что и эти затраты не лягут на плечи налогоплательщиков, только потому что операторы сотовой связи решать в очередной раз «обуть» население под удобным предлогом. И в этом за ними должно проследить государство и соответствующие специальные службы.

Вспомним, когда подобные меры вводились в Интернете, стоял точно такой же крик. И как видим, что за последние 12 — 13 лет про это больше ничего практически не слышно. Потому что нужное оборудование давно везде установлено, и весь трафик в Интернете фильтруется и, что характерно, записывается. Так будет и на этот раз. Изыщут решение, мы уверены.

Защита общественной безопасности, а значит, и государственности, вот что подразумевает данный закон, чего так не хотят на Западе.

Алексей Наумов

Шрифт A A

Отправить статью на почту

Добавить в избранное

7 июля президент Российской Федерации В.В. Путин подписал пакет Яровой. Суть этого ряда законов, направленных на борьбу с терроризмом и ужесточение ответственности за акты террористического характера. Для простых граждан, которым будет интересно узнать о том, когда вступит в силу и как реализация данной законодательной инициативы коснется их самих, мы постарались изложить краткую суть “пакета Яровой”.

Ниже будут приведено описание наиболее значимых законодательных нововведений и поправок, способных повлиять в той или иной мере на большинство проживающих в России людей, включая тех, кто не является ее гражданином.

Новая статья УК РФ (205.6)

Законом введена новая статья “несообщение о преступлении”. По ней будут привлекаться те, кто заведомо решил не сообщать в органы правопорядка о готовящемся преступлении в нескольких десятках категорий, начиная от активности международных террористических группировок и заканчивая вооруженным мятежом, посягательствами на территориальную целостность государства. Высшей мерой наказания за недоносительство стало тюремное заключение на срок до 12 месяцев.

Ответственность за неисполнение статьи 205.6 не несут люди, которые отказались доносить в органы правопорядка на своего мужа/жену или близкую родню.

Усиление ответственности за пропаганду терроризма

Закон Яровой 2016 года также призван усилить меры пресечения для лиц, которые призывают к осуществлению террористических актов или оправдывают идеологию террористических группировок, в том числе, и на просторах всемирной паутины. Теперь интернет фактически приравняли к средству массовой информации, поэтому ответственность за незаконную деятельность с его помощью будет аналогична. Преступникам грозит до семи лет тюремного заключения и пятилетнее вето на занятие обозначенных должностей. Как вариант, в качестве меры взыскания установлен штраф суммой до миллиона рублей.

Уточнения в документе раскрывают понятие “оправдание терроризма” – это публичные заявления, признающие террористическую идеологию, а также призывающие подражать ей и поддерживать ее.

Все лица, имеющие непогашенную судимость по ряду статей, в той или иной мере касающихся терроризма, лишаются права на выезд за пределы РФ. Часть из них четко указаны в документе. По большей части, относятся они к формированию вооруженных группировок, захвату заложников, терактам, принудительному захвату и удержанию власти. Присутствует и аналогичная мера для тех, кто осуществил покушение на жизнь государственного деятеля.

Закон о хранении информации

Антитеррористический пакет Яровой повлиял и на порядок предоставления телекоммуникационных услуг. Теперь операторы связи и прочие “организующие распространение информации службы” будут вынуждены сохранять на территории РФ записи звонков, текстовую переписку и прочие данные, вплоть до изображений и видеозаписей в течение полугода. Данные о том, что факт переписки или звонка состоялся (то есть, данные о самих участниках, времени проведения и пр), оператора обязывают хранить три года. Все перечисленное нужно будет передавать по первому же запросу правоохранительных органов.

Вместе с этим, к административному кодексу приписали новую статью, согласно которой пользователи интернет, использующие несертифицированные средства шифрования переписки, будут облагаться штрафами. К примеру, юридическим лицам придется оплатить штраф в размере 30-40 тысяч рублей, а несанкционированные средства конфискуют.

Введение понятия “миссионерская деятельность”

Ряд статей получил поправки, в которых четко прописывается обозначение миссионерской деятельности. Это религиозный церемониал, раздача религиозных книг, брошюр и прочих информационных материалов, проповедование и другие практики, которые проходят вне религиозных школ, церквей, мест захоронения или других имеющих отношение к религии заведений. Под миссионерской деятельностью также подразумевается религиозная пропаганда в СМИ, к которым относится и интернет.

Вести деятельность миссионера уполномочены лишь члены прошедших регистрацию организаций или лица, заключившие с ними письменную договоренность. Каждому миссионеру необходимо иметь при себе документы, которые смогут подтвердить его членство.

Ужесточение ответственности за экстремизм

Всемерный размер наказания за организацию незаконных бандформирований или участие в оных, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, подняли на пять лет. Также была введена новая статья, предусматривающая крупный денежный штраф в размере 300-700 тысяч рублей или тюремный срок от 5 до 10 лет за привлечение людей к участию в массовых волнениях, мятежах (попытки склонить или завербовать).

Статья 282 УК РФ серьезно дополнена. Теперь в ней прописано минимальное наказание за порочащие честь и достоинство действия, разжигание вражды – ограничение свободы на 3 года. Высший срок за данное преступление – 6 лет. Подобным образом усиливается ответственность за организацию актов экстремизма, экстремистских сообществ, а также оказание им содействия в материальном плане. Под последним подразумевается сбор средств и прочие финансовые услуги, которые лицо предоставляло преступникам осознанно.

Увеличен список статей, по которым можно судить с 14 лет

Подростки (дети, достигшие возраста 14 лет) теперь будут нести уголовную ответственность по ряду статей:

  • Недоносительство (заведомый отказ сообщать о готовящемся преступлении)
  • Угроза жизни государственному или общественному деятелю, а также находящимся под международной протекцией лицам.
  • Принадлежность к террористическим организациям, незаконным вооруженным формированиям, акты терроризма.
  • Участие в массовых волнениях или причастность к их организации.
  • Обучение терроризму или прохождение подготовки.

Разумеется, помимо наиболее значимых особенностей, пакет Яровой содержит и ряд мелких. Например, почтовые служащие теперь обязаны контролировать содержимое посылок. Узнать обо всем подробнее можно прочитав официальный текст.

Когда произойдет принятие пакета Яровой

Большинство законов и поправок, входящих в пакет Яровой, были приняты еще 20 июля 2016 года. К ним относится ужесточение наказания за различные преступления, относящиеся к терроризму и экстремизму, их организации и финансированию.

Что касается остальных положений, касающихся главным образом связи, хранения информации и смежных областей, где реализация инициатив сопряжена с рядом трудностей и требует времени на подготовку – они должны будут вступить в силу лишь в 2018 (по некоторым данным, в 2023) году. За столь продолжительный период времени ситуация может серьезно поменяться.

Сегодня Президент РФ Владимир Путин подписал законы, направленные на борьбу с терроризмом и обеспечение общественной безопасности (так называемый "пакет Яровой"). В связи с этим в российское законодательство внесен ряд существенных изменений.

Один из законов направлен на усиление уголовной ответственности за преступления террористической направленности (Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ " ").

В частности, расширен перечень преступлений террористической направленности, ответственность за которые наступает с 14 лет. Речь идет о таких преступлениях как прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе, участие в деятельности террористической организации, несообщение о преступлении, акт международного терроризма и ряд других.

Несообщение о преступлении является новым составом в УК РФ. Уголовная ответственность в данном случае установлена за несообщение в уполномоченные органы о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности. Максимальная санкция за совершение данного деяния – лишение свободы на срок до одного года. При этом установлено, что уголовной ответственности не подлежит лицо, которое не сообщило о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Также в УК РФ введен состав преступления "акт международного терроризма": совершение вне пределов территории России взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов России. Максимальное наказание за данное преступление – пожизненное лишение свободы.

Указанным законом также предусмотрена возможность по решению суда проводить осмотр и выемку электронных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, при наличии достаточных оснований полагать, что они могут содержать информацию, имеющую значение для уголовного дела.

Вторым законом вводятся другие дополнительные меры, направленные на борьбу с терроризмом (Федеральный закон от 06 июля 2016 г. № 374-ФЗ " ").

Так, с 1 июля 2018 года операторы связи будут обязаны хранить на территории РФ текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей. Срок такого хранения может составлять до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки или обработки, а более конкретные порядок, сроки и объем хранения будет устанавливать Правительство РФ.

Аналогичная обязанность с указанной даты будет возложена на организаторов распространения информации в Интернете относительно электронных сообщений и данных пользователей. Сообщения при этом также должны храниться до шести месяцев. Кроме того, такие организаторы будут обязаны передавать в федеральный исполнительный орган в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования электронных сообщений, в случаях, если у пользователей есть возможность дополнительного кодирования сообщений.

Операторы связи и организаторы распространения информации в Интернете также будут обязаны хранить информацию о сообщениях пользователей, причем в течение более длительного срока, чем сами сообщения. Для операторов связи такой срок составит три года с момента окончания приема, передачи, доставки или обработки информации, а для организаторов распространения информации в Интернете – год с того же момента.

В соответствии с данным законом в регионах могут создаваться антитеррористические комиссии, решения которых обязательны.

Новым законом также запрещено осуществление миссионерской деятельности (то есть деятельности религиозного объединения, направленной на распространение вероучения и привлечение лиц к участию в деятельности такого объединения) в жилом помещении. Исключения касаются только богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Осуществлять такую деятельность граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и юрлица смогут только если религиозная организация наделила их соответствующими полномочиями.

Также не допускается миссионерская деятельность, направленная на нарушение общественной безопасности и общественного порядка, осуществление экстремистской деятельности, посягательство на личность, права и свободы граждан и так далее.

Все перечисленные изменения вступят в силу 20 июля, за исключением тех, для которых установлен иной срок (1 июля 2018 года).

1 июля россияне пристально следили за футболом, а потом безудержно праздновали выход в четвертьфинал Чемпионата мира нашей футбольной сборной. В этот день наверняка многие из нас эмоционально обсуждали прошедшую игру, но многие ли задумались, что эти разговоры были записаны? Ещё полгода наши крики, всхлипы, слова гордости и благодарности будут храниться на серверах мобильных операторов – даже если мы забудем о них на следующий день.
Всё дело в том, что в один день с матчем с испанцами произошло другое, менее заметное событие: в силу вступила заключительная часть нашумевшего когда-то «пакета Яровой». Почему этот закон породил волну недовольства, перевернёт ли он российский интернет (а может, всю российскую жизнь) и что теперь нужно знать перед отправкой сообщения – обо всём этом расскажем в нашем материале.

Что положили в этот «пакет»?

Впервые о законе Яровой заговорили ещё в апреле 2016 года. Тогда депутат Госдумы от «Единой России» Ирина Яровая и ныне подзабытый сенатор от той же партии Виктор Озёров внесли на рассмотрение в парламент пакет поправок, якобы призванных защитить граждан от терроризма. Некоторые положения законопроекта оказались настолько радикальными, что были убраны из окончательной редакции: например, предлагалось лишать гражданства осуждённых за терроризм и запретить выезд из страны людям, которые не погасили судимость по статьям за экстремизм.

Законопроект вызвал огромный общественный резонанс. Петиция против его принятия на портале change.org собрала более 600 тысяч подписей, а на официальном сайте РОИ меньше чем за месяц были набраны 100 тысяч голосов, необходимые для рассмотрения обращения Открытым правительством. По стране прошла серия протестных митингов, а эксперты интернет-отрасли заявляли о настоящей катастрофе, которая ждёт рунет в случае принятия закона. Обычные пользователи не остались в стороне – злополучный пакет стал поводом для издевательских видео и множества мемов.

Не шурши!

Тем не менее, закон прошёл 3 чтения в Госдуме, получил одобрение Правительства и Совета Федерации, а 7 июля того же года пал последний бастион – его подписал российский президент Владимир Путин. Большая часть поправок вступили в силу меньше чем через 2 недели – 20 июля. В их числе:

  • Уголовное наказание за «недоносительство», оправдание терроризма в соцсетях, «склонение» к массовым беспорядкам, введение статьи за «международный терроризм»;
  • Увеличение сроков наказания по «экстремистским» статьям, уменьшение возраста ответственности по ним до 14 лет;
  • Проверка перевозчиками любых посылок на наличие запрещённых предметов;
  • Запрет миссионерства для незарегистрированных организаций и запрет проповедей вне церквей, кладбищ и других специально предназначенных мест;
  • Предоставление так называемых «ключей шифрования» данных силовым структурам по решению суда.

Наиболее жаркие споры разгорелись касательно пункта о хранении трафика пользователей. Изначально планировалось хранить звонки, сообщения, метаданные о них (то есть информацию о совершённых звонках и сообщениях) и весь интернет-трафик в течение 3 лет. Однако выяснилось, что это требование неисполнимо – в мире нет таких вместительных серверов, Россия не производит достаточно электричества для их питания, а затраты на реализацию оценивались в пять триллионов рублей (для сравнения – в 2015 году вся интернет-отрасль заработала 1,7 триллиона рублей, а доход федерального бюджета России составил 14,7 триллионов рублей). В итоге было решено:

  • С 1 июля 2018 года хранить все телефонные звонки, СМС-сообщения и метаданные о них в течение полугода;
  • С 1 октября того же года операторам связи хранить переписку, видео- и аудиофайлы и персональные данные пользователей в течение месяца. Ежегодно срок хранения необходимо увеличивать минимум на 15%, постепенно доведя его до полугода.

Как закон Яровой повлияет на нашу жизнь?

Но что же сулит новый закон обычным людям, как мы с вами? В первую очередь, говоря о нём, вспоминают о подорожании интернета. Первые подтверждения появились уже в июне этого года: большинство российских провайдеров подняли расценки в среднем на 10%. Операторы преподнесли это завуалированно: дескать, не только цены повышаем, но и скорость на вашем тарифе. Учитывая, что хранилища данных по закону нужно будет увеличивать ежегодно, такие индексации, видимо, станут привычными. Кроме того, нужно быть готовыми к постепенному удорожанию или отмене безлимитных тарифов: всё-таки операторам влетает в копеечку именно объём нашего трафика.

Прогнозировалось и существенное подорожание почтовых пересылок. По расчётам «Почты России», оснащение всех её 42 тысяч отделений специальными рентгеновскими установками для требуемого досмотра посылок обошлось бы в полтриллиона рублей. В качестве компромиссного варианта перевозчик предлагал принимать все посылки в открытом видео, однако это всё равно не решило бы проблемы доставки товаров из-за границы: никто же не будет (или хотя бы не должен) вскрывать коробку с отправленным из Китая телефоном. В итоге положение о досмотре отправлений действует уже два года, а внутренние правила пересылки ни «Почты России», ни других частных компаний существенно не поменялись. Фактически норма закона просто не исполняется.

Однако подорожание услуг – далеко не единственное негативное следствие «пакета Яровой». В июне российская компания МФИ-софт (ранее она производила оборудование для Роскомнадзора) представила расценки на сертифицированные дата-центры для операторов. Стоимость сервера, позволяющего хранить трафик 7-8 тысяч абонентов, оценили в 37 млн. рублей. Фактически это несколько годовых доходов, собранных с таких абонентов. И если крупные федеральные операторы, имеющие другие источники дохода, ещё могут найти эти деньги, то небольшим региональным провайдерам просто негде одномоментно взять такую сумму. Зарубежные аналоги оборудования по закону использовать тоже нельзя. Фактически это может означать разорение небольших провайдеров и монополизацию рынка, при которой крупные операторы будут скупать у локальных их абонентскую базу. Подобный сценарий сделает наш интернет на шаг ближе к китайскому: несколько крупных операторов гораздо легче контролировать, особенно если вдруг понадобится отключить российский сегмент интернета от мирового.

Наконец, закон Яровой отразился на работе некоторых сервисов на территории России. Теперь любая компания, использующая в работе своего приложения какой-либо протокол шифрования, должна будет по решению суда предоставить органам безопасности некий «ключ», который позволит получить доступ к переписке и другим данным пользователя. Именно это положение закона стало поводом для блокировки в России мессенджера Telegram (кстати, не забудьте подписаться на наш «заблокированный» канал). Причем представители сервиса даже были готовы предоставить ФСБ саму переписку подозреваемых в терроризме, но спецслужбам были нужны именно «ключи». В общем, продолжение истории вы знаете.

Так, и что теперь делать?

Не стоит обольщаться, будто бы закон Яровой нужен только для обеспечения нашей безопасности. Борьба с экстремизмом понимается нашими силовиками уж очень широко. К примеру, мать-одиночка Екатерина Вологженинова получила год обязательных работ за посты «Вконтакте», поддерживающие украинских военных. Инженер Андрей Бубеев был приговорён к двум годам и трём месяцам колонии-поселения за два репоста оппозиционных статей. А блогера Руслана Соколовского, игравшего в храме в Pokemon Go, и вовсе внесли в список террористов и экстремистов, заблокировав все его банковские счета. В общем, есть повод подумать о том, как не оказаться в подобной ситуации.

Ещё во время обсуждения законопроекта Яровой многие провайдеры говорили о бесполезности переданных данных – мол, 80% трафика в сети всё равно зашифровано, и он будет только занимать место. Это чистая правда. Большинство современных сайтов (и наш в том числе) работают по защищённому протоколу https. Если вы зайдёте на такой сайт, провайдер сможет узнать только о факте подключения к нему – и всё. То, что вы читаете именно эту статью, а не выбираете ребёнку самокат, никто не узнает.

Но если вы хотите, чтобы никто не знал даже, на какие сайты вы заходите, а весь ваш трафик был зашифрован, вам стоит воспользоваться VPN. В этом случае товарищ майор увидит только, как вы подключились к серверу где-нибудь в Нидерландах или в Гонконге. Помимо шифрования трафика VPN имеет и другое важное преимущество – он позволит вам пользоваться заблокированными в России сервисами и сайтами (Telegram, опять же). Самих VPN-сервисов на рынке чрезвычайно много, большинство их весьма недорогие, а некоторые и вовсе бесплатные; об их видах и особенностях мы ещё расскажем вам в отдельной статье (очень скоро).

Однако VPN не спасёт вас, если ФСБ потребует доступ к вашим данным у посторонней компании, а не у провайдера. Так называемые «Организаторы распространения информации» из реестра Роскомнадзора тоже должны хранить ваши данные в течение полугода. В этом списке есть:

  • «Вконтакте»;
  • «Одноклассники»;
  • сервисы Mail.Ru (почта, облако и др.);
  • «Яндекс» (почта и облако);
  • менее популярные сервисы и сайты.

Если вы пользуетесь какими-то продуктами из реестра ОРИ, будьте готовы к тому, что по решению суда ваши файлы и переписки окажутся в руках спецслужб. Возможно, вам стоит использовать эти сервисы аккуратнее и не доверять им какую-то личную информацию; это касается и разговоров по телефону и SMS. Либо имеет смысл отказаться от таких ресурсов в пользу тех, которые ещё не находятся в реестре: Google, Facebook, Viber и других.

Ваша переписка будет в полной сохранности, если вы пользуетесь мессенджером с end-to-end шифрованием: такая технология позволяет передавать данные на телефон собеседника в обход серверов компании. Эта функция реализована, например, в WhatsApp, секретных чатах Telegram и звонках «Вконтакте».

В общем, госпожа Яровая и российские власти сильно повышают нашу интернет-грамотность и даже прививают важную привычку: в интернете тоже нужно предохраняться. За это, наверное, даже стоит их поблагодарить. А мы, кстати, расскажем ещё много интересного и полезного о технологиях в России и во всём мире, так что подписывайтесь на канал Дзен, Telegram-канал и рассылку Inspector Gadgets!