Опьянение отягчающее обстоятельство. Опьянение станет отягчающим обстоятельством. Назначение наказания при особо отягчающих обстоятельствах

Этапы развития психологии

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки

Основные направления зарубежной психологии

С позиций методологии науки история психологии должна быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (таблица 1).

1-й этап. На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний, прежде чем стать наукой, изучающей процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всœеобщую одухотворенность мира, получило название ʼʼанимизмʼʼ (от лат. anima – душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всœего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму (от гр.
Размещено на реф.рф
hyle – вещество, материя и zoe – жизнь). У ионийских натур-философов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента͵ образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита (460 – 370 гᴦ. до н.э.) и идеалистичес-кая Платона (427 – 347 гᴦ. до н.э.). Согласно Демокриту, душа - ϶ᴛᴏ материальное вещество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Таблица 1

Этапы развития психологии как науки

Этап Определœение предмета психологии Характеристика этапа
1-й Психология как наука о душе Такое определœение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить всœе непонятные явления в жизни человека
2-й Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов
3-й Психология как наука о поведении Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались
4-й Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики Психология как наука сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Размещено на реф.рф
Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

По мнению мыслителя, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно ʼʼистекающимиʼʼ из предметов. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа, по его мнению, не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено философом в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Покидая тело после смерти человека душа, исходя из того, какой образ жизни вел человек, устремляется или в идеальный мир, или обречена на вечные скитания вблизи земли. Люди должны верить, что после смерти душа ответствует за всœе действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который определил память как самостоятельный психический процесс. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.

Идея Сократа (ок. 470 – 399 гᴦ. до н.э.), одного из самых замеча-тельных мыслителœей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определœенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределœенных пред-ставлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Философ рассматривал широкий круг ʼʼжитейских понятийʼʼ: о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа ʼʼПознай самого себяʼʼ подразумевал анализ поступков, нравственных оце-нок и норм человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Все это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана философом-энциклопедистом Аристотелœем (384 – 322 гᴦ. до н.э.), которого по праву считают основателœем не только психологии, но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым посту-лировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического сущест-вования организма. Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения – душа перестала трактоваться как ми-фологический двойник тела и впервые была осмыслена как органи-зующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основ-ные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Аристотель одним из первых на многие века определил содержательную сторону психологического знания: рациональное, чувственное, волевое.

Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной базе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древне-восточные врачи.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 гᴦ. до н.э.) – осново-положник научной медицины, обогативший медицинскую психологию врачебной этикой, а психологию учением о темпераментах. В Ш в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухо-жилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Римский врач Гален (II в. до н.э.) расширил представление о физиологической базе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телœесное и духовное, разумное и иррациональное и мн. др.

Мостиком, связующим античную философию и философию Сред-невековья, явилось неоплатоническое учение Плотина (III в.), впослед-ствии развитое Августином Блаженным (IV – V в.). В учении последнего понятие души приобретает религиозное содержание и принято понимать им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла ара-боязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн-Сина, 980 – 1037) и Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126 – 1098). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни и воспитания. Душа отныне становится объектом исследования медиков.

С усилением роли религии (христианства католического) в общест-венной жизни Европейского континœента понимание сознания, психики человека начинает приобретать всœе более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в т.ч. и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к бур-жуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возрождаться и преоб-разовываться различные виды искусств. Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Было создано общество естество-испытателœей, возрос интерес к психологии творчества, человеческой личности. Приоритетное значение в науке получило экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, которые переносятся и на изучение человека. Отныне природа воспринимается как грандиозный механизм, действующий по физическим законам, а человек – как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 – 1626) обосновал идею о решающей роли эксперимента в научном познании, накопления экспе-риментальных знаний, их анализа и обобщения.

Становление психологических воззрений в данный период связано с деятельностью ряда ученых. Выдающийся французский ученый, мате-матик, философ и физиолог Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. По мнению ученого, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. В своем учении Р. Декарт противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две незави-симые друг от друга субстанции – материя и дух. В истории психологии это учение получило название дуализма (от лат.dualis – двойственный). Введя в науку понятие рефлекса (отражения), Р.Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные отражательно-регуляционные рефлекторные процессы. На базе его взглядов в психо-логии возникли важнейшие ее понятия – рефлекса и ассоциаций. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе), а также наметил путь познания сознания. Сознание есть то, по мнению ученого, как оно выступает в самонаблюдении.

Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1716), который отстаивал идею единства мира, считая, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир.
Размещено на реф.рф
Б. Спиноза утверждал, что ʼʼпорядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещейʼʼ и что всœе духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии – принцип детерминизма.

Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVII – XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632–1704), исповедовавший опытное происхождение всœей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Сознание, по Локку, - ϶ᴛᴏ восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма.

Д. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия ʼʼас-социацияʼʼ, под которой понимались сочетание, связь идей. После Д. Локка в психологии утвердился всœеобщий объяснительный принцип чело-веческой психики – принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации стало наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именем Дейвида Гартли (1705 – 1757). Уста-новленные им закономерности образования ассоциаций – смежность воз-действия и частота их повторения – стали, по существу, первыми зако-номерностями психологии. Д. Гартли обогатил психологию многими осно-воположениями, а его научные идеи оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.

Немецкий ученый Христиан Вольф (1705 – 1757) издал первые крупные научно-психологические труды ʼʼЭмпирическая психологияʼʼ (1732) и ʼʼРациональная психологияʼʼ (1734) и ввел в научный оборот термин ʼʼпсихологияʼʼ.

Крупные достижения в психологии в XVIII в. неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными изменениями в мировоз-зрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как за-кономерного исторического процесса. Появляются первые ростки пони-мания культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики.

Отныне психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, не только с окружающей средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII – начало XIX в. характеризуется крупными изме-нениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга, органов чувств.

Кардинальное значение в этой области имели исследования чеш-ского физиолога Йиржи Прохазки (1749–1820). Он впервые дал клас-сическое определœение рефлекса и показал, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Й. Прохазки установил, что по рефлекторному принципу функционируют всœе отделы нервной системы (как низшие, так и высшие), и всœе формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону ʼʼсохранения живого телаʼʼ. Психика принято понимать им как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на базе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия. На базе исследований и концептуальных обобщений, сделанных Й. Прохазкой, нейрофизиологи обратились к изучению ʼʼрефлекторной дугиʼʼ.

Огромную популярность приобретает френология (от гр.
Размещено на реф.рф
ʼʼфренʼʼ – душа, ум), автором которой является австрийский анатом Франс Галль (1758–1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в определœенных участках. Френология побудила ученых к экспериментальному изучению размещения, лока-лизации психических функций в головном мозге. Ф. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга и являются местом локализации ʼʼумственных силʼʼ.

Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882), появившаяся в серединœе XIX столетия, анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телœесного устройства. В своих трудах (ʼʼПроис-хождение человекаʼʼ, 1870; ʼʼВыражение эмоций у животных и человекаʼʼ, 1872) Ч. Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с психикой животных и приводит убедительные доводы к доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных.

В рамках дарвинизма возникла одна из базовых категорий психологии – категория поведения . В работе ʼʼПроисхождение видовʼʼ (1859) ученый показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Под влиянием дар-винизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, гене-тическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественнонаучными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.

Основателœем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 –1920), создавший в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. Благодаря исследованиям В. Вундта к концу XIX столетия экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. Впоследствии в Германии были открыты еще несколько лабораторий (в Геттингене, Бонне, Берлинœе, Бреславле и Мюнхене).

Следует отметить, что всœе крупные достижения в развитии пси-хологии были неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, новым философским осмыс-лением бытия.

3-й этап. Важную роль в выделœении психологии как самостоя-тельной отрасли знания сыграли выработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наб-людению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.

4-й этап. Стоит сказать, что для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Особенности развития психологии как науки отражены на рис.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определœенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсœем не изучаются, либо получают чересчур узкую интерпретацию.

Рис. 1. Особенности развития психологии как науки

Этапы развития психологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы развития психологии" 2017, 2018.

1. Этапы развития психологии как науки.

Основной причиной, вызывающей трудности в изучении психики, является идеальность и субъективность психических явлений, поэтому психологи сомневались в объективности своих исследований, по-разному понимая сущность психики. В зависимости от этого выделяют 4 этапа в формировании психологии как науки.

1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души люди пытались объяснить непонятные явления в жизни человека: сновидения, судьбу, мысли, желания, считая, что душа – орган, животворящий тело, следовательно, психика – это душа. Данные взгляды, распространенные у первобытных народов, называются анимизмом (анима – душа), под которым понимается одушевление всех живых и неживых объектов. Древнегреческие философы-материалисты Демокрит, Эпикур, Лукреций трактовали душу как разновидность материи, как телесное образование из атомов. Философ-идеалист Платон считал, что душа – что-то божественное, отличающееся от тела.

2 этап – психология как наука о сознании. Возникла в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность чувствовать, думать назвали сознанием. Основным методом изучения сознания считалась интроспекция (интро – направленный внутрь себя), т.е. самонаблюдение человека за самим собой и описание, объяснение на этой основе фактов внутренней психической жизни. Таким образом, на этом этапе развития психологии основное внимание обращалось только на внутреннюю сторону психической жизни человека, на его сознание.

3 этап – психология как наука о поведении возникла в ХХ в. В это время считалось, что самонаблюдение является недостаточно объективным методом. Объективно можно изучить только лишь то, что непосредственно наблюдаемо: поведение, поступки, реакции человека. Но при этом не изучались мотивы, вызывающие поступки. На данном этапе развития психологии под психикой ученые понимали ее внешнюю характеристику – поведение.

4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Под психикой стали понимать совокупность как внутреннего, так и внешнего, т.е. с одной стороны – это сознание, с другой – поведение, деятельность.

3. Общее понятие о психике, ее структуре и функциях

В настоящее время существует материалистическое и идеалистическое понимание сущности психики.

С идеалистической точки зрения считается, что психика первична, а материя вторична. Например, прежде чем построить дом, человек его придумывает во внутреннем плане: составляет чертеж, подбирает материалы, затем идею о доме реализует во внешнем плане, т.е. занимается строительством. Отсюда возникло мнение о том, что прежде чем появился материальный мир, его кто-то должен был придумать. В пользу идеалистической точки зрения о сущности психики говорят воспоминания людей, побывавших в состоянии клинической смерти, во время которой они летели по туннелю навстречу свету и по пути встречали души умерших родственников. Идеалистическое понимание психики корнями уходит в анимистические взгляды первобытных людей и будет существовать всегда, т.к. в основе развития психологии, как и любой науки, лежит противоречие между знанием и незнанием, а любое незнание порождает идеализм.

С материалистической точки зрения считается, что психика является свойством такой высокоорганизованной материи, как головной мозг (материя первична, а психика, дух, сознание – вторичны). Именно благодаря деятельности головного мозга возможна психическая жизнь человека. Предыдущий пример, связанный с построением дома, скорее всего, убедил и одновременно насторожил. Так как же с идеалистической позиции перейти на материалистическую? Ответ достаточно прост. Прежде чем у человека возникла мысль или идея о постройке дома, на него должны были подействовать объективные внешние обстоятельства (холод, дождь, снег, необходимость создания более лучших бытовых условий для своей семьи и т.д.), которые, в свою очередь, заставили человека думать в нужном направлении. И это произошло благодаря деятельности головного мозга, заключающейся в отражении внешних и внутренних воздействий. Теория отражения является научно-философской основой психологии. Тем самым мы признаем первичность материи и вторичность сознательного (идеального или духа). Накопленные данные об эволюции живого мира позволяют наиболее объективно доказать состоятельность этого убеждения.

Отражение является одним из основных свойств материи. Под отражением понимается реакция материи на воздействия. Например, камень, лежащий у дороги, то нагревается под воздействием солнца, то охлаждается при понижении температуры воздуха. Тем самым он пассивным образом реагирует (отражает) на внешние воздействия. Или же такие объективные факторы, как холод, непогода воздействовали на мозг человека и способствовали возникновению мысли о постройке дома.

С разграничением материи на живую и неживую выделяются следующие виды отражения:

    физическое отражение характерно для неживой материи. Оно всегда пассивно и зеркально . Примером физического отражения могут быть эрозия почвы, коррозия металла, химические реакции, круговорот воды в природе, изменение агрегатного состояния веществ и даже движение головки подсолнуха вслед за солнцем.

    физиологическое отражение характерно для живой материи. Примером физиологического отражения могут быть функции организма, связанные с поддержкой гомеостаза, дыхания, выделением слюны на запах пищи, рефлекс и т.д. Физиологическое отражение не осознается человеком.

    психическое отражение значительно отличается от физического, т.к. оно всегда активно (если бы камень смог бы вырыть ямку, чтобы спрятаться от ночного холода, а в полуденный зной уползти под тень куста, т.е. активно реагировать на внешние воздействия, следовательно, стал бы живым существом), носит опережающий характер (человек может предвидеть события, планировать свои действия), всегда сугубо индивидуально , осуществляется в ходе целенаправленной деятельности. Наиболее высшими формами психического отражения являются сознание и самосознание. Таким образом, психика – это субъективный образ объективного мира, достоверность которого проверяется в ходе практической деятельности.


Введение

История психологии – одна из самых комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов – общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывала на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослаблялась (как в начале XIX века), то опять усиливаясь (как в середине XX века).

2. Основная часть
2.1. Этапы развития психологии

В своем развитии психология прошла несколько этапов.
Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность – до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале ХIХ в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине ХIХ в. становление экспериментальной психологии.
Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
На протяжении длительного времени предметом психологии была душа (см. табл. 1 ), однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архее» - первоосновой мира, основным кирпичиком из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.

В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия (см. табл. 1), что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

Таблица №1
Основные этапы развития психологии как науки

Этап и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения
Донаучный, до VII – VI вв. до н.э Душа- без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет Общее представление об охраните-льной и активной роли души
Философский, VII –VI до н.э – конец XVIII – начало XIX в. Античная психология Душа источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения Специальных методов нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека
Психология Средневековья Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувствительного познания мира Появления собственного психологического метода – интроспек-ции Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс
Психология Возрождения и Нового времени Сознание – его содержание и пути его формирова-ния Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д. Развитие рационалисти-ческого и сенсуалисти-ческого (эмпиричес-кого) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознате-льное
Ассоциани-ческая психология, конец XVII – начало XIX в. – середина XIX и. Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения) Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознатель-ного
Экспериментальная психология, середина XIX- начало XX в. Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа а целом, появление первых тестов Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10 -30-е годы XX в. Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальт-психология), инструментальный метод (советская психология) Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии
Дальнейшее развитие психологических школ, 40 – 60-е годы XX в. Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в т Ом числе и искусствен-ного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
Современная психология, 60-е годы – конец XX в. Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик Появление тенденций к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не На вере. Проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.
Однако этот переход привел к тому, что уже к XVII в. фактическим предметом психологии стали познавательные процессы, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возможность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет свою область исследования от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к середине ХIХ в. он был пересмотрен.
Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей, психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выведя его, как сказал И.М. Сеченов, «из поля сознания в поле поведения». Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии были включены поведение и эмоциональные процессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не привело еще к появлению новых методов исследования психики, так как до 80-х годов ХIХ в. ведущей остается интроспекция.
Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментально

наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии В. Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начало ХХ в.
Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название периода методологического кризиса (см. табл. 1)
Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10-30-х годах ХХ в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой. Так, в психологии появляются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая или понимающая, психология (см. табл. 1).
Во второй половине ХХ в. возникают новые школы и направления - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая) психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в ХХ в. психологическая школа (см. табл. 1). Таким образом, можно сказать, что с середины ХХ в. психология вступила в современный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

Этапы развития психологии как науки

Этапы развития психологии как науки
и т.д.................

психология знание психика научный

Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором В. Вундт -- немецкий психолог, физиолог и философ -- открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан институт экспериментальной психологии, в котором учились многие выдающиеся психологи мира, в том числе и из России -- В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге. В этом же году Вундт основал первый психологический журнал. Благодаря усилиям Вундта в 1889г. в Париже был проведен Первый международный психологический конгресс и учреждено научное психологическое сообщество. Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет -- непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции, -- особой процедуры наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующей длительной тренировки. Выделив «простейшие элементы сознания» -- ощущение и элементарные чувства, -- Вундт считал основной задачей.

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику -- материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира -- это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использовала различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистический(Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).

Российская психологическая наука придерживается диалектико-ма-териалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX -- начале XX вв. его активно разрабатывали И.М Сеченов, И.П. Павлов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на тридцать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.

Рассмотрим следующую классификацию этапов развития психологического знания.

Донаучный период. Развитие психологических представлений в античности и средневековье.

Первые представления о душе можно проследить в мифических и религиозных системах древности.

Позднее с формированием философских воззрений проблема души стала предметом философского размышления. Одним из первых философское представление о душе высказал Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок. 460 гг. до н.э.) Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония - Космос. Космос представлялся Гераклиту в образе вечного живого огня, а душа («психея») - в образе его искорки - огненной стихии. Античное мировоззрение исходило из представления о подобии устройства Космоса и мира человека. Гераклит утверждал, что малый мир (микрокосм) отдельной души подобен микрокосму всего миропорядка. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в строгой закономерности, подчиняясь необходимости. Необходимость - это всеобщий закон - Логос.

Другой известный греческий мыслитель - Демокрит (430 - 370 гг. до н.э.) представлял, что в основе мироустройства лежат предельно простые далее неделимые образования - атомы. Душа также состоит из атомов. Атомы души подобны огню, они наиболее подвижны, поскольку шарообразны. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа, по Демокриту, - движущее начало и орган ощущения и мышления.

Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса.

С изменением общественной жизни в центре философских размышлений становится человек. Родоначальниками этого направления были софисты и Сократ. «Софист» - от греческого София - мудрость, «мудрец», «искусник», «изобретатель».

Софисты учили об относительности человеческих представлений о добре и зле, подчеркивали условность моральных оценок, правовых норм, государственных законов. В истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: коммуникации между людьми. В связи с этим детальному обсуждению подверглись приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словами, мыслью и воспринимаемыми предметами. Душа рассматривалась как явление культуры, анализировались входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы.

Основополагающим свойством души Сократ считал разум и мышление. Именно разум по Сократу способен дать высшее обязательное основание для деятельности души - знания. Сократ разработал особый метод «майевтику», который помогает рождению человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающим Сократ побуждает у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашает к рассуждениям, к выработке собственной позиции, которая была бы достаточно обоснованной.

А достигал он этой цели путем точной постановки вопросов.

Благодаря методу Сократа можно назвать предтечей психоанализа, поскольку с помощью правильно поставленных вопросов он стремился обнажить то, что скрыто в недрах сознания. Таким образом, Сократ развивает культурологическую тенденцию в психологии. После Сократа в центре интересов которого выступала умственная деятельность индивидуального субъекта, ее и продукта и ценности, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием, носящим социально-культурный характер.

Большую работу по систематизации все предшествующей психологической мысли проделал Платон (427 - 347 гг. до н.э.). Платон объединил натурфилософскую и культурологическую линии в психологической мысли Древней Греции. Мировая душа, по Платону, находится не внутри Космоса, а окутывает его. Она одушевляет все конкретные формы бытия мира, в том числе звезды и планеты, животных и растений. Души людей причастны Мировой душе. Человеческая душа, как и всякая другая душа, бессмертна. Платон - сторонник идеи переселения душ.

Душа, по Платону, управляет человеком. Ее основу составляет Разум, который постигает идеи - познавательные, этические, эстетические (Истину, Добро, Красоту).

Платон впервые сформулировал идею сложного структурного характера устройства души человека. По учению Платона, душа состоит из 3-х частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной).

Принципиально новый шаг в развитии психологии был сделан Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.) Аристотелю принадлежит первая работа, специально посвященная проблемам психологии, - его знаменитый трактат «О душе». Поэтому Аристотеля с полным правом называют основателем психологии.

Душа, по Аристотелю, - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель утверждал идею о неразрывности души и тела в организме.

Аристотель выделил три уровня существования души, которые различаются своими функциональными качествами. Функции души: 1) вегетативная - питание и ощущение; 2) животная - стремление, память и движение; 3_ разумная - мышление. Вегетативная душа присуща растениям, но ее функции присущи животным и человеку. Свойства животной души присущи животным и человеку. И только человеку присуща разумная душа с функцией мышление.

Учение Аристотеля - это вершина античной философской и психологической мысли. Развитие психологии продолжалось и в эпоху эллинизма. Здесь следует отметить учение эпикурейцев и стоиков. Эпикурейцы не верили в бессмертие души. По их мнению, душа, как и тело, смертна. Разрабатывая свою нравственно-этическую проблематику о возможностях достижения счастливой жизни, эпикурейцы заложили основу для учения об иерархии потребностей. Эпикур в знаменитых «Письмах к Менокию» разделяет желания на естественные и необходимые.

Стоики, как и эпикурейцы, не признавали бессмертие души. По их представлениям, хотя душа и «долговечная пневма» может существовать и после отрешения от тела, она все-таки не бессмертна. Стоики уделяли большое внимание анализу положительных и отрицательных эмоций на психику человека, возможность управлять этими эмоциями. В этом состоит их главный вклад в развитие психологии.

В античной философии были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниями и т.д.

В средневековый период в развитии психологии продолжается тот же умозрительный подход в рамках философии. Рассмотрение проблем души в средневековой философии идет в рамках двух взаимосвязанных проблем: взаимоотношение души и тела, души человека с Богом. Наиболее крупный вклад в развитие психологии в средние века внес Августин Аврелий (354 - 430 гг. до н.э.) Он и другие религиозные мыслители, утверждает идею бессмертия души. Человеческая душа представляется им как идеальная духовная сущность, царица духовной сущности Бога.

Августину также принадлежит довольно детальная разработка познавательной способности души, в которой он существенное значение придает действию воли.