Каковы сроки рассмотрения уголовного дела прокурором? Срок рассмотрения жалоб в прокуратуре. Описание процедуры и рекомендации. Могут ли оставить жалобу без уведомления и разрешения

Участие прокурора в рассмотрении дел судами является одним из направлений деятельности российской прокуратуры. Такое участие является важной и действенной гарантией обеспечения законности и эффективности правосудия.

Прокурор наделен полномочиями на обращение в суд с заявлением или на вступление в дело в любой стадии процесса, если это необходимо для защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Уголовное преследование в суде прокурор осуществляет в качестве государственного обвинителя.

Комплекс полномочий прокурора в рассмотрении дел судами определяется российским процессуальным законодательством. Основополагающими нормативными актами в этой сфере являются:

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

    Гражданский процессуальный кодекс РФ;

    Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

    Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации исполнения федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства»;

    Приказ Генерального прокурора РФ «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве»;

    Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»;

    Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

8.2. Участие прокурора в судебном производстве по уголовным делам

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение (участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения), тем самым обеспечивает его законность и обоснованность (ч. 4 ст.37 УПК РФ). Под государственным обвинением понимается специальная деятельность прокурора как представителя государства, направленная на поддержание обвинения в суде. В процессуальном статусе государственного обвинителя по уголовному делу могут выступать не только прокуроры, но и иные должностные лица прокуратуры, а также по поручению прокурора дознаватели либо следователи, если они осуществляли предварительное расследование в форме дознания (п. 6 ст. 5 УПК РФ). Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает также обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве конкретного государственного обвинителя (статьи 61 и 66 УПК РФ).

Вместе с тем нельзя считать участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса только в качестве государственного обвинителя единственно возможным. Прокурор в пределах, очерченных процессуальным законодательством, обязан реагировать на нарушения закона, допущенные в ходе рассмотрения уголовного дела в судебном заседании, кто бы из участников процесса их, и совершил, в том числе и на незаконные, необоснованные, несправедливые судебные решения.

Принимая участие в разбирательстве уголовного дела судом, прокурор призван способствовать всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению всех значимых для принятия процессуальных решений обстоятельств, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального закона, вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора.

Государственного обвинителя по конкретному уголовному делу назначает руководство соответствующей прокуратуры. Сложность уголовного дела может предопределить создание группы государственных обвинителей.

Среди полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве можно выделить несколько групп:

    участие в стадии назначения судебного заседания на этапе предварительного слушания;

    обеспечение законности, обоснованности и справедливости судебных решений по уголовному делу в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции;

    внесение представления на незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке;

    участие в заседаниях судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;

    участие в производстве по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Государственное обвинение в суде поддерживается только в том случае, когда у прокурора на основании изучения всех обстоятельств уголовного дела сформировалась убежденность в виновности подсудимого. Напротив, государственный обвинитель обязан отказаться от обвинения, если он убедится, что собранные в рамках судебного следствия доказательства не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения. Следствием решения об отказе от обвинения (полном либо частичном) является прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью либо в соответствующей части.

Определяя свою позицию относительно назначения, наказания государственный обвинитель обязан строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности содеянному и справедливости, учитывать характер и степень общественной опасности преступления, параметры личности виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания. В обязанности государственного обвинителя входит и оказания содействия суду в установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, что в конечном итоге может предопределить вынесение судом частного определения (постановления).

Прокурор уполномочен предъявить по уголовному делу гражданский иск в защиту интересов государства, а также, если этого требует охрана прав несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы.

Незаконные действия участников судебного разбирательства должны повлечь за собой действия прокурора по привлечению внимания суда (судьи) к происшедшему через заявление соответствующего ходатайства или внесение представления.

Глава 42 УПК РФ регламентирует особенности производства по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей. Усложненная форма (с участием присяжных заседателей) рассмотрения уголовного дела судом наделяет прокурора рядом дополнительных обязанностей. В частности, необходимость участия прокурора в предварительном слушании дела объясняется тем, что в этой стадии в окончательном виде определяется форма судопроизводства по делу. Судья выясняет у обвиняемого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в суде присяжных, подтверждает ли он свое ходатайство. Соответственно задача прокурора на стадии предварительного слушания дела проверить, имеется ли в суде указанное выше ходатайство. Также прокурор на предварительном слушании оглашает резолютивную часть обвинительного заключения, высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам при необходимости может заявить ходатайство.

При возникновении на предварительном слушании вопроса о допустимости собранных по делу доказательств прокурор дает им свою оценку, имеющую непреходящее значение.

Участвующий в предварительном слушании дела прокурор вправе отказаться от обвинения полностью или частично со всеми вытекающими отсюда для судьбы уголовного дела последствиями (полное прекращение или прекращение в соответствующей части).

Процедура формирования коллегии присяжных проводится с участием прокурора. Он должен сделать все возможное для выяснения всех характеристик личности кандидатов в присяжные заседатели, которые (характеристики) могут повлиять на объективность присяжных, и если таковые будут выявлены – инициировать отвод.

Большое значение имеет участие прокурора в судебном следствии и выступление в судебных прениях. Государственный обвинитель имеет право предложить внести поправки либо поставить дополнительные вопросы к сформулированным уже председательствующим для присяжных вопросам (вопросного листа). Прокурор вправе заявить в судебном заседании возражения в связи с содержанием напутственного слова председательствующего по мотивам нарушения им принципа объективности и беспристрастности.

Участие прокурора на стадиях апелляционного и кассационного производства предполагает следующие ключевые моменты: 1) внесение представлений на незаконные, необоснованные, несправедливые, по мнению прокурора, судебные постановления; 2) участие в рассмотрении уголовного дела судом вышестоящей инстанции.

Процессуальный срок подачи апелляционного и кассационного представления прокурора составляет 10 суток со дня провозглашения приговора. Данное представление должно отвечать предусмотренным законом требованиям (ст. 363, 375 УПК РФ). Подача его осуществляется через суд, постановивший приговор или вынесший иное обжалуемое судебное решение.

Извещение судом прокурора о принесенной по уголовному делу апелляционной (кассационной) жалобе обязывает прокурора рассмотреть вопрос о необходимости представления в суд письменных возражений на поступившую жалобу. Отзыв прокурором поданного уже в суд представления возможен до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции (ч. 3 ст. 359 УПК РФ). Принесший представление прокурор до начала судебного заседания вправе изменить представление или дополнить его новыми доводами.

Участие прокурора в заседании суда апелляционной инстанции является обязательным. Полномочия прокурора в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции тождественны тем, которыми он наделен при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (п.4) прокуроры обязаны принимать участие в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции независимо от того, инициировано оно принесением кассационного представления либо жалобой со стороны защиты. Прокурор в заседании суда кассационной инстанции поддерживает внесенное представление или доводит до суда возражение на кассационную жалобу иных участников уголовного процесса. При обжаловании судебного решения другой стороной и отсутствии оснований для принесения представления прокурор должен выражать свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений. В своем выступлении прокурор формулирует свою позицию о законности или незаконности обжалованного приговора.

В случае если прокурор, возглавляющий прокуратуру (его заместитель), либо прокурор, участвовавший в уголовном деле в качестве государственного обвинителя, посчитает, что приговор, определение, постановление, вступившие в законную силу, не отвечают критериям законности, обоснованности или справедливости, то он обязан внести в суд надзорной инстанции надзорное представление. Надзорное представление подается непосредственно в суд соответствующей надзорной инстанции и должно отвечать требованиям, сформулированными в статьях 375 и 404 УПК РФ.

Участие прокурора в суде надзорной инстанции является обязательным. Необоснованное отклонение надзорного представления судом надзорной инстанции либо несогласие с принятым судебным решением по жалобе стороны защиты обязывает прокурора поставить вопрос перед вышестоящим прокурором о внесении соответствующего надзорного представления в вышестоящий суд.

Производство в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств инициируется прокурором. Его целью является восстановление нарушенной судебным решением законности – обнаружение новых или вновь открывшихся обстоятельств, возможно свидетельствует как раз об этом прискорбном факте. Расследование новых обстоятельств или проверка вновь открывшихся могут привести к выводу о необходимости возобновления производства по уголовному делу. В этом случае прокурор направляет уголовное дело вместе со своим заключением, а также копией приговора и материалами расследования или проверки в соответствующий суд. Он в свою очередь рассматривает вопрос о возобновлении уголовного дела в порядке, определенном ст. 407 УПК РФ. В судебном заседании прокурор обосновывает наиболее значимые положения своего заключения.

      Участие прокурора в гражданском судопроизводстве

К предмету деятельности прокурора в гражданском процессе можно отнести: 1) инициирование в необходимых случаях гражданского судопроизводства и участие в нем; 2) обеспечение законности решений, определений и постановлений судов; 3) обеспечение законности процессуальной деятельности до принятия судебного решения по делу.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст.45) предоставляет прокурору право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Причем заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор не несет судебных расходов по заявленному иску.

ГПК РФ установил ряд категорий гражданских дел, участие прокурора по которым в процессе является обязательным: 1) признание гражданина без вести отсутствующим или объявление его умершим; 2) ограничение дееспособности граждан или признание недееспособным; 3) усыновление или удочерение; 4) принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар; 5) восстановление на работе; 6) выселение без предоставления жилплощади.

Прокурор, участвующий в гражданском процессе, имеет право знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, а также совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом.

Отказ прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, не является препятствием для дальнейшего рассмотрения дела по существу, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

Полномочия прокурора на стадии апелляционного производства полностью совпадают с правами стороны, обжаловавшей в апелляционном порядке решение судьи.

Прокурор имеет право на принесение кассационного представления на незаконные или необоснованные судебные решения по гражданскому делу. Субъектами принесения кассационных представлений являются прокурор и его заместитель. Помощники прокуроров могут приносить представления лишь по тем делам, в рассмотрении которых они лично принимали участие.

Право принесения кассационного представления по тем делам, по которым прокурор не принимал участия, появляется только в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Кассационное представление подается через суд, принявший решение в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Виды решений, на которые прокурор может принести надзорное представление указаны в ч.2 и ч.3 ст. 377 ГПК. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться: 1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители; 2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота).

Прокурор или его заместитель, независимо от уча­стия в судебном разбирательстве, вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело, по которому решение, определение или постановле­ние суда вступили в законную силу.

Установив, что решение, определение или поста­новление суда являются незаконными или обоснован­ными, прокурор приносит протест в порядке надзора и обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Закон не предоставляет права принесения протеста прокурором города, района. Они могут только обра­титься к вышестоящему прокурору с представлением о принесении протеста. Протест на решение, опреде­ление или постановление суда до начала его рассмотрения может быть отозван прокурором, принесшим протест. В ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен.

Участие прокурора в рассмотрении дел в по­рядке надзора является обязательным. Если дело рассматривается по протесту прокурора, то он под­держивает принесенный им или вышестоящим проку­рором протест.

Если протест не был принесен прокурором, то он дает заключение по делу, рассматриваемому по про­тесту председателя суда или его заместителя.

Принесение протеста на решение суда, принятое по жалобе на неправомерные действия должностного лица, ущемляющие права гражданина, приостанавли­вает исполнение решения до окончания производства в порядке надзора.

Решения, определения и постановления, вступив­шие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам. Заявление проку­рора о пересмотре решения по вновь открывшимся об­стоятельствам подается в суд, который вынес это решение. Возбудить дело по пересмотру решения по вновь открывшимся обстоятельствам прокурор может по соб­ственной инициативе либо по просьбе лиц, участвующих в деле.

Срок для подачи заявления о пересмотре решения для прокурора не установлен. Однако с заявлением он может обратиться только с определенного законом момента. Так, если прокурор просит пересмотреть реше­ние суда в связи с наличием обстоятельств, имеющих су­щественное значение для дела, – со дня их открытия; если по основаниям умышленных действий, устано­вленных приговором суда, – со дня вступления в закон­ную силу приговора по уголовному делу; в случае отмены соответствующего нормативного акта, который послужил основанием к вынесению решения, – со дня вступления в законную силу приговора, решения, опре­деления, постановления суда или вынесения органом государственного управления постановления, противо­положного по своему содержанию приговору, решению, определению или постановлению, на которых были ос­нованы пересматриваемые решение, определение или постановление.

      Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве

Деятельность прокурора в арбитражном процессе имеет обеспечительную направленность – вступление прокурора в процесс имеет целью не только защиту интересов конкретных лиц, предприятий, учреждений, организаций или государства, но и обеспечение законности.

Обеспечение законности в арбитражном судопроизводстве реализуется прокурором по двум основным направлениям: 1) восстановление нарушенной законности в сфере экономических отношений через обращения в арбитражный суд с исками и заявлениями; 2) поддержание законности процедуры судопроизводства и принимаемых решений посредством заявления ходатайств, принесения апелляционных и кассационных жалоб, надзорных представлений и через реализацию других полномочий, предоставленных прокурору АПК РФ.

Арбитражно-процессуальное законодательство рассматривает прокурора как участника судопроизводства, имеющего равный процессуальный статус с иными участниками. Исключением здесь является лишь право прокурора на принесение надзорного представления.

Комплекс полномочий прокурора в арбитражном процессе определен в ст. 41 АПК РФ.

Прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса.

Прокурор правомочен обратиться в арбитражный суд:

    с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

    с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

    с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лица­ми, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Рос­сийской Федерации, доля участия субъектов Российской Федера­ции, доля участия муниципальных образований.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлением о признании норматив­ных правовых актов недействующими, если полагает, что такой ос­париваемый акт или отдельные его положения не соответствуют за­кону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граж­дан и организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Если прокурор полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций или иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, неза­конно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные пре­пятствия для осуществления предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности, то он вправе направить заявление в арбитраж­ный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов граждан,

При этом обращение в Высший арбитражный суд РФ направляет Генеральный прокурор РФ или его заместитель, в арбитражный суд субъекта федерации – также прокурор данного субъекта федерации или его заместитель и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

По указанным категориям дел прокурор вправе вступить в де­ло, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбит­ражного процесса с процессуальными правами и обязанностями ли­ца, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

При решении вопроса о необходимости вступления в дело про­курор обязан оценивать его актуальность и сложность. Однако по делам об оспаривании нормативных правовых актов Генеральный прокурор РФ требует обеспечивать обязательное участие проку­рора.

Формами участия прокуроров в арбитражном процессе являют­ся следующие:

    обращение в арбитражные суды с исковыми заявлениями и заявлениями в случаях, предусмотренных АПК РФ;

    участие в рассмотрении арбитражными судами первой ин­станции дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров;

    апелляционное и кассационное обжалование решений, опре­делений и постановлений, принятых в результате рассмотрения дел судами первой инстанции;

    участие в рассмотрении дел судами апелляционной и касса­ционной инстанции;

    принесение уполномоченными прокурорами надзорных представлений на решения арбитражных судов;

    участие в рассмотрении дел надзорной инстанцией.

Прокуроры районов при выявлении правонарушений в сфере экономики должны инициировать обращения в арбитражные суды путем собирания необходимых материалов и подготовки проектов исковых заявлений (заявлений). Ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений (заявлений) возложена Генеральным прокурором РФ на начальников управлений и отделов вышестоящих прокуратур, проводящих надзорные проверки, осу­ществляющих изучение материалов, расследование уголовных дел, участвующих в надзорных стадиях уголовного и гражданского су­допроизводства.

Для наиболее эффективной организации работы прокуроров в сфере арбитражного судопроизводства в прокуратурах субъектов Российской Федерации образованы специальные отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе.

Иски и заявления, подготовленные подразделениями Генераль­ной прокуратуры РФ, предъявляются в арбитражный суд Гене­ральным прокурором РФ или его заместителями.

Основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:

    рассмотрение поступивших из других подразделений данной прокуратуры и подчиненных прокуратур материалов, требующих реагирования в форме исков или заявлений в арбитражные суды;

    оформление исковых заявлений (заявлений); направление исковых заявлений (заявлений) согласно установленным правилам подсуд­ности споров;

    участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заяв­лениям прокуроров, в арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам;

    участие в рассмотрении дел в апелляционной и кассационной инстанциях;

    рассмотрение обращений о вступлении в дела, возбужденные по указанным в части 1 ст. 52 АПК РФ искам и заявлениям иных лиц;

    участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заяв­лениям иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором РФ или его заместителем, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке части 5 ст. 52 АПК РФ;

    апелляционное и кассационное обжалование решений, опре­делений и постановлений, вынесенных судами первой и апелляци­онной инстанций;

    участие в рассмотрении дел, возбужденных на основании за­явлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в статье 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привле­ченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;

    изучение по поручению Генеральной прокуратуры РФ, про­курора субъекта Федерации (заместителя прокурора) в арбитраж­ном суде дел, указанных в статье 52 АПК РФ, судебные акты по ко­торым могут быть пересмотрены в порядке надзора; подготовка представлений о пересмотре в порядке надзора незаконных судебных актов;

    анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур;

    координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков и заявлений; распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры.

При подаче искового заявления прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины. Прокурор имеет право на обращение в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров, предусмотренного в некото­рых случаях законодательством.

При опровержении фактов какого-либо нарушения обращение:

  • возвращают заявителю;
  • приобщают к предыдущим материалам, поступившим от того же лица, и отправляют в архив;
  • оставляют без рассмотрения и разрешения;
  • направляют в подведомственные структуры.

Общие и сокращенные сроки на ознакомление с деталями дела Сроки рассмотрения жалоб в прокуратуре разделяют на две основные категории: общие и сокращенные. «Стандартный» период ожидания для граждан составляет 30 календарных дней. Как правило, большинство подобных обращений не нуждаются в срочном ответе, а потому у правоохранителей есть достаточно времени для того, чтобы сделать необходимые запросы и получить ответы на них, проверить достоверность указанных в обращении фактов, выяснить дополнительные сведения, способствующие успешному разрешению вопроса.

Как долго рассматривает дело прокурор

Внимание

Тогда не учитывается срок рассмотрения жалоб.

  • Заявление (прокуратура вправе сама проводить оценку) нелогично и бессмысленно, а сам заявитель в установленном порядке признан недееспособным.
  • Заявление, содержащее повторное обращение гражданина в прокуратуру, по которому уже проводилось расследование по факту обращения, в случае отсутствия новых фактов по делу.
  • В порядке рассмотрения обращений требуется разъяснить заявителю принятое прокурором решение. В таких случаях заявителю указывают на возможность обжалования решения в суде или вышестоящей инстанции.
  • Послание анонимно и содержит угрозы или клевету на прочих лиц.

Такие заявления прокуратура передает в полицию, чтобы выявить адресата и привлечь его к предусмотренной законом ответственности.

Каковы сроки рассмотрения уголовного дела прокурором?

При этом исполнитель информирует отправителя в письменной форме. Возможно ли возобновление переписки? Если нет больше причин, по которым прекращали переписку, то ее возобновляют.

А вот при наличии новых данных опять проводится проверка, установленная инструкцией. Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по административному делу должен учитываться.

Может ли заявитель просмотреть материалы проверки, когда окончится рассмотрение жалобы? По просьбе заявителя ему могут предоставить возможность ознакомления с документами, которые затрагивают его свободы и права. Каков срок рассмотрения заявлений? Жалобы, заявления и предложения граждан должны разрешаться за 15 суток с момента их поступления в прокуратуру, но при необходимости проведения дополнительной проверки срок увеличивается до 30 суток, но не позднее, согласно п.
5.1 инструкции.

Срок рассмотрения жалоб в прокуратуре. описание процедуры и рекомендации

Сколько лежит дело на проверке у прокурора (перед передачей в суд)? номер вопроса №2308919 прочитан 1292 разa Срочная консультация юриста8 800 505-91-11 бесплатно

  • Статья 221 УПК РФ. Решение прокурора по уголовному делу 1. Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; 3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
    1.1.

Порядок и срок рассмотрения жалобы в прокуратуре

  • Правоохранители обязаны уведомлять обратившегося гражданина и возникающих в процессе рассмотрения задержках и их причинах.
  • Обращение может быть составлено как в письменном виде (от руки), так и набрано на компьютере. Главное, чтобы текст читался разборчиво, в нем отсутствовали грамматические и лексические ошибки.
  • В прокуратуре не будут рассматривать заявления, присланные анонимно или повторно, а также те, по факту которых проводились неоднократные проверки.
  • Для уточнения результата рассмотрения обращения или необходимости устного пояснения его сути заявитель вправе записаться на прием к компетентному лицу.

Почему нарушаются сроки рассмотрения дела в прокуратуре? Как правило, процесс принятия решения по своей продолжительности не выходит за рамки установленного срока рассмотрения жалобы в прокуратуре.

Срок рассмотрения заявления в прокуратуре

Обращение к прокурору следует после отказа решить спорный вопрос на месте. Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре по гражданским делам длительнее, чем по уголовным.
Обращения граждан могут остаться без соответствующего ответа прокуратуры, если:

  • В нем не указаны адрес и фамилия заявителя. Анонимные письма прокуратура оставляет без ответа, кроме тех, которые содержат информацию о возможном готовящемся или уже совершенном преступлении.
    Такие заявления все-таки могут проверить, чтобы расследовать обстоятельства в правоохранительных органах.
  • Недостаточно сведений, чтобы разрешить вопрос, текст неразборчив и его нереально прочесть.

Статья 221. решение прокурора по уголовному делу

В некоторых случаях до 15 дней сокращается срок рассмотрения обращений (заявлений, жалоб) прокуратурой. На каких основаниях можно получить ответ быстрее, сказано в ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» от 02.05.2006 года:

  • если поступившее обращение не нуждается в дополнительной проверке;
  • если с заявлением или жалобой обращаются представители корпуса уполномоченных по правам человека;
  • если требуется дать ответ на парламентский или депутатский запрос.

Безотлагательное рассмотрение обращения гражданина Незамедлительно принимаются к рассмотрению обращения, решения по которым выносятся в течение трех дней.

Важно

По ходатайству прокурора указанные сроки рассмотрения прокуратурой жалоб, заявлений могут быть продлены, но не более чем на 10-дневный период. Чаще всего к данной категории относят жалобы, возникающие в уголовно-процессуальном производстве.

Сколько времени прокуратура рассматривает дело

Обжалование решения прокурора, указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи, в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает его исполнение. Статья 222. Направление уголовного дела в суд 1. После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном главой 15 настоящего Кодекса. 2. Копия обвинительного заключения с приложениями вручается прокурором обвиняемому. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом. 3.

Сколько прокурор рассматривает дело

Что может произойти с обращением? Итак, обращение могут:

  • Вернуть заявителю.
  • Принять к разрешению.
  • Приобщить к схожему или более раннему обращению.
  • Оставить без разрешения.
  • Оставить без рассмотрения.
  • Направить в другой подведомственный орган.
  • Передать на разрешение в подведомственный орган прокуратуры.

Срок рассмотрения жалобы в прокуратуре интересует многих, поскольку граждане довольно часто обращаются в данную инстанцию. О решении В рассмотренном заявлении будет принято одно из решений, которые утверждены в специальной инструкции.

И о принятом решении обязательно будет уведомлен заявитель.

Дмитрий Олегович Павленко Этот юрист из города Москва Прокуратура не возбуждает УД 6. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Инфо

К примеру, сроки на обжалование принятых должностными лицами или судом решений в сфере уголовного производства, как правило, не превышают десяти дней. Если заявитель обратился с жалобой в несоответствующее учреждение, то на принимающую инстанцию ложится обязательство направить обращение по предназначению, известив об этом гражданина в семидневный срок и дав ему необходимые разъяснения по поводу совершения последующих юридически грамотных шагов.


Завершение рассмотрения жалобы и официальной переписки В соответствии с федеральным законом, ни жалоба, ни заявление, поступившие в органы государственного надзора и оформленные в должной форме, не могут остаться без внимания.

Уголовное дело, проведено дознание, и как объяснил мне дознаватель, дело направлено прокурору для утверждения обвинительного акта. Прошло больше 2 недель, но дело в суд еще не поступило.

В какие сроки прокурор обязан рассмотреть уголовное дело, какое решение он может принять?

Ответ

Сроки рассмотрения прокурором зависят от того, поступает уголовное дело к нему с обвинительным заключением (в случае, если по уголовному делу проводилось предварительное ), с обвинительным актом (если проводилось в общем порядке) или с обвинительным постановлением (в случае проведения дознания в сокращенной форме).

Если уголовное дело поступает с обвинительным , прокурор обязан рассмотреть его и принять решение в течение 10 суток (ч. 1 ст. 221 УПК РФ).

В случае, когда ввиду сложности или большого объема уголовного дела, в указанные сроки изучить материалы уголовного дела прокурору не представляется возможным, прокурор обращается с мотивированным к вышестоящему прокурору о продлении данного срока. В этом случае вышестоящий прокурор вправе продлить срок, необходимый для рассмотрения дела и принятия по нему решения до 30 суток (ч. 1.1 ст. 221 УПК РФ).

В случае если проводилось дознание, прокурор обязан рассмотреть уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, в течение 2 суток (ч. 1 ст.226 УПК РФ)

После проведения дознания в сокращенной форме и направления дела прокурору с обвинительным постановлением прокурор должен рассмотреть его в течение 3 суток (ч. 1 ст. 226.8 УПК РФ).

Однако необходимо иметь в виду, что в первом случае (когда дело поступает прокурору с обвинительным заключением) по результатам рассмотрения уголовного дела прокурор имеет право возвратить его следователю:

  • для производства дополнительного следствия;
  • с целью изменения объема обвинения;
  • для изменения квалификации деяния (обвиняемых);
  • для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

Следователь, в свою очередь, в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела (с согласия руководителя следственного органа) вправе обжаловать вышеуказанные решения вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору РФ (с согласия Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (например, МВД РФ).

В таких случаях вышестоящий прокурор рассматривает жалобу следователя в течение 10 суток с момента поступления к нему соответствующих материалов.

Таким образом, указанный в ч. 1 ст. 221 УПК РФ 10-дневный срок рассмотрения уголовного дела может значительно увеличиться в зависимости от решений вышестоящих прокуроров. Кроме того, при определении возможно максимального срока движения дела между следователями и прокурорами до поступления его в суд нужно также учитывать время, необходимое для пересылки дела или передачи его нарочным из одного органа в другой.

Если говорить о других решениях прокурора, принимаемых по результатам рассмотрения уголовного дела, расследование по которому окончено с обвинительным заключением (кроме возвращения следователю) он может:

  • утвердить обвинительного заключение и направить уголовное дело в суд;
  • если дело подсудно вышестоящему суду, направить его вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения.

Когда дело поступает прокурору после проведения дознания с обвинительным актом прокурор:

  • утверждает обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд;
  • возвращает дело для производства дополнительного дознания (на срок не более 10 суток) либо с указанием пересоставить обвинительный акт (в течение 3 суток) в случае его несоответствия предъявляемым требованиям (ст. 225 УПК РФ);
  • уголовное дело (по основаниям, предусмотренным ст. 24 - 28 УПК РФ).
  • направляет уголовное дело для производства предварительного следствия.

Если прокурору направлено уголовное дело, дознание по которому проводилось в сокращенной форме (с обвинительным постановлением), законом предусмотрены следующие возможные решения:

  • утверждение обвинительного постановления и направление уголовного дела в суд;
  • возвращение уголовного дела с целью пересоставления обвинительного постановления (на срок не более 2 суток);
  • направление уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;
  • прекращение уголовного дела.

Анализ правовой базы, предмета надзорной деятельности и практики разрешения заявлений и жалоб граждан позволяет определить задачи этой отрасли прокурорского надзора. По нашему мнению, эта деятельность должна осуществляться в двух направлениях: надзор за законностью рассмотрения и разрешения жалоб и обращений, поступающих в поднадзорные прокуратуре государственные, общественные и иные организации, предприятия и учреждения. При этом важно как осуществлять надзор за соблюдением порядка учета, движения и разрешения жалоб, так и устанавливать, по каким вопросам подаются жалобы, в связи с чем, какие и кем допущены нарушения законности.

Здесь необходимо сочетание надзора за законностью правовых актов и действий должностных лиц и надзора за законностью, обоснованностью и своевременностью рассмотрения жалоб, аргументированностью принимаемых решений. При этом, исходя из единства прокурорского надзора, важно взаимодействие различных отраслей прокурорской деятельности; надлежащая организация работы по учету, рассмотрению и разрешению жалоб в органах прокураторы в соответствии с требованиями Закона «О прокуратуре РФ. Это означает, во-первых, изучение по каждому обращению причин допущенных нарушений, во-вторых, принятие надлежащих мер для их устранения и исключения возможности повторения и, наконец, в-третьих, направление аргументированных ответов заявителям (независимо от того, удовлетворена жалоба или нет; в случае отказа в удовлетворении это особенно важно). Решение задач, вытекающих из предмета рассматриваемой отрасли надзора, требует должной организации работы органов прокуратуры.

Этим вопросам посвящен ряд приказов Генерального прокурора Российской Федерации, например, приказы № 20 от 28.05.92 г. «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации, № 33 от 30.07.92 г. «О порядке рассмотрения жалоб, писем, заявлений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре РФ работу с заявлениями и сообщениями граждан осуществляют отдел писем и приемная, а также организационно-контрольное управление. Аналогичные подразделения созданы в прокуратурах субъектов Федерации и приравненных к ним, или эти функции выполняет помощник прокурора. В районных, городских и приравненных к ним специализированных прокуратурах рассмотрение поступающих жалоб возлагается на руководителя прокуратуры. По его поручению соответствующий работник рассматривает жалобы и обращения граждан и докладывает затем материалы и свои выводы прокурору, за подписью которого или его заместителя и направляется ответ гражданину.

Организация работы по рассмотрению и разрешению жалоб, по осуществлению надзора за соблюдением законности при их рассмотрении в других организациях, предприятиях, учреждения имеет целью своевременность, законность и обоснованность принятия решений и эффективность надзора, а также использование для надзорных целей результатов анализа и обобщения жалоб(74).

Для обеспечения безусловного соблюдения сроков рассмотрения жалоб и заявлений органами прокуратуры исключительно важное значение имеет четко и в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ поставленный учет жалоб и контроль за их прохождением.

При рассмотрении жалобы должны быть проанализированы все доводы и аргументы заявителя, в случае необходимости организована проверка, изучен соответствующий закон (зако-ны), получены объяснения должностных лиц.

Периодически, как правило, ежеквартально, должно проводиться обобщение жалоб: по каким вопросам поступали, какие нарушения и где выявлены, имеются ли в прокуратуре материалы о подобного рода нарушениях, в том числе на тех предприятиях, в учреждениях, организациях, откуда поступили жалобы. Одновременно проверяются сроки разрешения жалоб, изучаются повторные жалобы и причины их поступления, особенно, если в первом случае жалоба была отклонена, а при повторном рассмотрении удовлетворена. Результаты такого анализа и анализа состояния законности в целом могут быть использованы, во-первых, при принятии мер прокурорского реагирования с целью устранения нарушений законности, во-вторых, при определении, где следует провести проверки и по каким вопросам: по конкретным нарушениям, по соблюдению порядка и сроков разрешения жалоб и обращений и т. д. Эти данные позволят правильно планировать работу, проводить проверки в порядке надзора там, где имеются нарушения, чтобы принять меры к их устранению. Тем самым будут соблюдаться положения закона и требования Генерального прокурора РФ о проведении проверок при наличии определенных материалов, сигналов и данных о нарушениях.

Проверяя соблюдение законности при рассмотрении и разрешении жалоб, заявлений и обращений граждан, прокурор вправе использовать все полномочия, предоставленные ему в соответствии со ст.ст. 22, 27, 33 и 47 Закона «О прокуратуре РФ, и использовать формы реагирования, названные в ст.ст. 23-25 этого Закона. При разрешении заявлений, связанных с преступлениями, прокурор также исходит из полномочий, предоставленных ему уголовно-процессуальным законом.

Разрешая жалобы, поступающие в прокуратуру, проверяя соблюдение законности при рассмотрении и разрешении жалоб в других органах и организациях, прокурору следует особое внимание уделять защите прав и интересов тех граждан, которые в силу возраста, состояния здоровья, зависимости сами не могут защитить свои интересы. Если установлены факты нарушения законности, необходимо принимать меры не только по восстановлению прав заявителя, но и устранять причину допущенного нарушения, в частности, опротестовывать и добиваться отмены незаконного акта, ликвидации практики работы, которая, по мнению прокурора, не соответствует закону и прямо нарушает его, ставя вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц. Вмешательство прокурора необходимо и тогда, когда полномочий других органов для устранения нарушения недостаточно. Весьма эффективным является обращение прокурора в суд, в том числе и для взыскания с виновного лица материального и морального вреда. Такая организация работы, применение всех методов выявления нарушений законности и использование предусмотренных законом средств и форм прокурорского реагирования будут способствовать укреплению законности, большей защите прав, свобод и законных интересов граждан и, что немаловажно,- повышению авторитета закона и органа по надзору за законностью - прокуратуры.


Прокурор имеет право при осуществлении надзора за соблюдением законов принести протест, внести представление или вынести постановление, а также направить предостережение о недопустимости нарушения закона, а при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - принести протест или внести представление.
Кроме того, прокурор имеет право в случае установления факта нарушения закона освободить своим постановлением лиц, подверг-

ОГ.РМЦ1 HUE H ПРОКУРАТУРУ
нутых административному задержанию по решению несудебных органов, обратиться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов государства Российской Федерации, субъектов РФ - и муниципальных образований. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (п 1 ст. 45 ГПК РФ).
Протест
Прокурор или его заместитель в случае издания правового акта, противоречащего закону (ст. 23 Закона) или нарушающего права человека и гражданина (ст. 28 Закона), приносит протест на правовой акт.
Протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Например, протест может быть принесен на приказ руководителя организации, устанавливающий продолжительность рабочего дня свыше норм, установленных ТК РФ В случае принесения протеста при осуществлении надзора за соблюдением законов протест может быть принесен также вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган. В обоих случаях - при осуществлении надзора за соблюдением закона и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - прокурор может обратиться в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Протест должен быть обязательно рассмотрен в течение 10 календарных дней с момента его поступления (представительным органом на ближайшем заседании). Прокурор может установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Прокурор также вправе отозвать свой протест, но только до момента рассмотрения его по существу.
О результатах рассмотрения протеста прокурору должно быть сообщено в письменной форме, а в случае рассмотрения протеста на заседании коллегиального органа прокурор должен быть извещен о времени рассмотрения.
Представление
При обнаружении нарушений закона (ст. 24 Закона) или прав и свобод человека и гражданина (ст. 28 Закона) прокурор или его заместитель вносит представление о устранении выявленных нарушений в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, нм способствующих: об этих мерах сообщается прокурору в письменной форме.
Например, в ходе проверки подтвердилась информация о нарушении в организации правил охраны труда Прокурор обязан внести руководителю организации представление об устранении имеющихся нарушений, причин и условий, им способствующих.
Пос гановление
В случае, если в деяниях должностных лиц, допустивших нарушения законов, содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости ог характера нарушения закона прокурор выносит мотивированное псклановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25 Закона, ст. 37 УПК РФ, ст. ст. 25.11, 28 4 КоАП РФ).
Например, на основании жалобы профсоюза на лицо, представляющее работодателя, уклоняющееся от ведения переговоров по заключению коллективного договора, прокурор, помимо внесения представления об устранении этого нарушения, выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.28 КоАП РФ. Указанное постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ) (подробнее об административной ответственности в сфере трудовых правоотношений см. соответствующий раздел сборника).
Если в нарушении закона усматриваются признаки преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Привлечение к уголовной ответственности за преступления, связанные с социально-трудовыми отношениями, предусмотрено законодательством в следующих случаях: Если нарушение правил охраны труда лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, привело по неосторожности к причинению вреда здоровью или смерти человека (ст. 143 УК РФ).

ОБРАЩЬНИР. И ПРОКУРАТУРУ Если имели место необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. по этим мотивам (ст. 145 УК РФ). Если руководитель предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности совершил невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (ст. 145_1 УК РФ) Если должностное лицо незаконно воспрепятствует проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждает к участию в них, если эти деяния совершены с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения (ст. 149 УК). Если было допущено нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, которое причинило вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ).
Предостережение
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25-1 Закона).
В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении прокурора, и при условии, что должностное лицо одновременно допустило правонарушение (административное, уголовное или иное), оно может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Еще по теме § 3. Меры прокурорского реагирования. Что может предпринять прокурор:

  1. Отличия правовых актов управления от судебных решений, актов прокурорского реагирования, гражданских договоров.
  2. Что вправе предпринять следователь для реализации задуманного? № 68
  3. ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ДЕЛАМ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Приказ Генерального прокурора СССР от 14 июля 1956 г. № 83 (Извлечение)