Жилищный кодекс 153. Теория всего

Российская Федерация

[Жилищный кодекс РФ] [Статья 153]
1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.


1 комментарий к записи “Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги”

    Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

    Комментарий к статье 153

    1. Договоры, содержащие условия предоставления жилых помещений в пользование гражданам, а также условия оказания услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг, являются возмездными. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и юридическими лицами. То, что в ч. 1 комментируемой статьи не упоминаются публично-правовые образования как собственники помещений, не может расцениваться как нераспространение обязанности своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями, например, в случаях, установленных ч. 3 комментируемой статьи, ч. 3 ст. 30, ст. ст. 39, 155, ч. 3 ст. 156 ЖК РФ. Обязательства по предоставлению жилых помещений, оказанию услуг, выполнению работ и предоставлению коммунальных услуг и обязательства по оплате являются встречными обязательствами (ст. ст. 307, 328 ГК).
    2. Часть 2 комментируемой статьи определяет правообладателей помещений, у которых возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и момент возникновения такой обязанности для таких правообладателей помещений — физических и юридических лиц. Необходимость законодательного определения указанного момента вызвана многочисленными судебными спорами, возникавшими из-за того, что в федеральном законодательстве не было норм, регулирующих вопросы внесения платы за жилое помещение (по части платы за содержание и ремонт жилого помещения см. комментарий к ст. 154 ЖК РФ) и коммунальные услуги в незаселенных или неиспользуемых жилых помещениях.
    В соответствии с положениями комментируемой статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и за предоставляемые в этом помещении коммунальные услуги возникает у граждан и юридических лиц с момента возникновения права собственности на жилое помещение или заключения соответствующего договора, устанавливающего основания пользования жилым помещением, после предоставления жилого помещения в установленном порядке члену жилищного или жилищно-строительного кооператива, а также владельцу помещения в построенном многоквартирном доме с момента подписания документа о передаче такого помещения.
    Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ) комментируемая статья дополнена нормой об обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги лица, ставшего законным владельцем построенного помещения, но не имеющего пока статуса его собственника (п. 6 ч. 2 комментируемой статьи). Законодатель не установил правовое основание внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги владельцами построенных помещений и кому вносится плата такими лицами. Согласно ч. ч. 13 и 14 ст. 161 ЖК РФ для управления построенными многоквартирными домами договор управления с управляющей организацией заключают не владельцы построенных помещений, а застройщик от собственного имени и за свой счет (см. комментарий к указанным нормам ст. 161 ЖК). В связи с признанием утратившей силу ст. 139 ЖК РФ будущие собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после 17 июня 2011 г., уже не могут создавать товарищества собственников жилых помещений и выполнять перед ним обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (см. комментарий к ст. 139 ЖК).
    3. Комментируемая статья не содержит положений, устанавливающих обязанность и момент возникновения обязанности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (плата за жилое помещение) и платы за коммунальные услуги собственниками нежилых помещений. Представляется, что при решении споров о расходах собственников нежилых помещений на содержание общего имущества в многоквартирном доме и об оплате предоставленных им коммунальных услуг судебные органы должны будут применять к данным правоотношениям нормы комментируемой статьи, касающиеся внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по аналогии (см. комментарий к ст. 7 ЖК).
    В комментируемой статье обоснованно не упоминаются арендаторы нежилых помещений, наниматели и арендаторы жилых помещений частного жилищного фонда. Представляется, что такие правообладатели помещений в многоквартирном доме должны иметь обязательства по внесению соответствующих платежей согласно договорам, регулируемым ГК РФ, а не ЖК РФ.
    4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность по содержанию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов до момента их предоставления в пользование гражданам. На практике такие помещения нередко содержались за счет организаций, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а не за счет средств соответствующего бюджета. Достаточно часто организации, предоставляющие коммунальные услуги, не могли идентифицировать лицо, обязанное вносить плату за соответствующие услуги, либо возлагали эту обязанность на будущих владельцев жилых помещений. Жилищный кодекс РФ возлагает эту обязанность на выступающие от имени собственников жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда органы государственной власти и органы местного самоуправления или на управомоченных ими лиц.
    5. Обязанность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в лице соответствующих органов публичной власти, как и других собственников помещений в многоквартирном доме, нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги основывается на положениях ч. 1 ст. 30, ст. ст. 39, 138, 148, 154, 155, 162 и 164 ЖК РФ. Из положений Кодекса вытекает, что в отношении жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов одновременно возникают денежные обязательства публично-правовых образований и нанимателей таких жилых помещений. При этом ЖК РФ не предусматривает возможность заключения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда договоров с управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом. То есть при наличии нанимателей жилых помещений денежные обязательства указанных публичных собственников не упраздняются.
    6. Жилищный кодекс РФ не определяет круг лиц, несущих расходы по плате за жилое помещение и коммунальные услуги относительно помещений, не имеющих собственников (бесхозяйное и выморочное имущество). Таких помещений сравнительно немного, и основное количество споров по данному вопросу вызывает лишь момент возникновения обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для лиц, наследующих данное помещение в порядке, установленном гражданским законодательством. В частности, следует иметь в виду, что обязательства по оплате таких расходов возникают у наследников со дня открытия наследства.

По ст. 153 ЖК РФ, оплата услуг ЖКХ должна производиться своевременно. В норме определен перечень субъектов, у которых возникает соответствующая обязанность. Рассмотрим подробнее правила ст. 153 ЖК РФ с комментариями 2016 г.

Обязанные субъекты

По ст. 153 ЖК РФ (в новой редакции ) вносить средства должны:

  1. Наниматели жилплощади, в том числе социального использования, по договору. Оплата осуществляется с даты его заключения.
  2. Арендаторы/наниматели помещений муниципального или государственного жилфонда с момента подписания соответствующего соглашения.
  3. Члены ЖК с даты предоставления жилплощади кооперативом.
  4. Собственники помещений с даты возникновения соответствующих прав. При этом учитываются положения 169 статьи (ч.3) ЖК.
  5. Субъекты, принявшие в эксплуатацию помещения в многоквартирном доме от застройщика после выдачи ему разрешения. При передаче оформляется акт или иной документ. Оплата осуществляется с даты предоставления помещения.
  6. Застройщики (лица, обеспечивающие возведение многоквартирного дома) по отношению к площадям в нем, не переданным иным субъектам по акту или иному документу, с момента получения ими разрешения на введение сооружения в эксплуатацию.

До даты заселения граждан в помещения муниципального/государственного жилфонда расходы по их содержанию возлагаются на органы местной/госвласти или на управомоченных ими лиц.

Ст. 153 ЖК РФ с комментариями

Договоры, устанавливающие условия предоставления в пользование, содержания помещений, выполнения ремонтных работ в многоквартирном доме, являются возмездными. Предусмотренная в ЖК РФ ст. 153 в части первой закрепляет обязанность физических и юрлиц нести расходы, связанные с эксплуатацией жилплощадей. В ч. 1 отсутствуют указания на публично-правовые образования. Однако это не означает, что на них установленная обязанность не распространяется. В качестве таких образований выступают регионы, МО и государство в целом, действующие через уполномоченные органы власти соответствующего уровня.

Момент возникновения обязанности у арендатора

О нем сказано в п. 2 ст. 153 ЖК РФ . Необходимость в определении момента возникновения соответствующей обязанности обуславливается многочисленными спорами в судебных инстанциях, связанными с отсутствием в прежнем законодательстве норм, регламентирующих порядок внесения средств на содержание жилых помещений. В настоящее время правила устанавливаются ст. 153, 154 ЖК РФ .

Дополнительно

Согласно предусмотренной в ЖК РФ ст. 153 , обязанность у субъектов возникает с момента приобретения ими на соответствующий объект права собственности или заключения договора найма или аренды. На членов кооперативов правила статьи распространяются с даты предоставления им жилплощадей по установленному порядку. Присутствующая в ЖК РФ ст. 153 закрепляет обязанность и за владельцами помещений в многоквартирных домах с момента подписания актов об их передаче.

ФЗ №123

Этим законом были внесены дополнения в ч. 2 ст. 153 ЖК РФ. В частности, в норму добавлено предписание о внесении средств за жилое помещение лицом, являющимся законным его владельцем, но не имеющим статус собственника. Вместе с тем, правовое основание для осуществления соответствующих расходов владельцами жилплощадей, а также получатели этих сумм не установлены в ЖК РФ. Ст. 153 не устанавливает обязанность по внесению средств на содержание и проведение ремонта общего имущества и не определяет момент ее возникновения. По 161 статье (ч. 13,14) управление построенным многоквартирным домом осуществляется на основании договора с управляющей компанией. Его заключают не владельцы сооруженных жилплощадей, а застройщик от своего имени и за собственный счет. Поскольку 139 статья кодекса была признана утратившей силу, будущие собственники жилых помещений многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после 17.06.2011 г., не могут образовывать ТСЖ и исполнять перед ним обязательство по внесению платы за услуги коммунальных предприятий и содержание объекта.

Расходы на нежилые помещения

При решении о распределении затрат собственниками таких площадей на содержание имущества общего пользования в многоквартирном доме, об оплате ими коммунальных услуг судебным инстанциям рекомендовано применять положения рассматриваемой нормы по аналогии. В ней вполне обоснованно отсутствует упоминание об арендаторах нежилых помещений, а также о пользователях и нанимателях жилплощадей частного жилфонда. Представляется, что эти правообладатели должны нести обязанности по внесению соответствующих сумм, в соответствии с договорами, регламентируемыми в ГК, а не ЖК.

Содержание помещений до предоставления в пользование

Соответствующая обязанность предусматривается частью третьей комментируемой статьи. На практике ранее достаточно часто помещения муниципального и государственного жилфондов содержались за счет учреждений и организаций, которым объекты передавались в оперативное управление или хоз. ведение, а не на бюджетные средства. Довольно часто предприятия, осуществлявшие коммунальное обслуживание, не могли установить лицо, обязанное производить оплату услуг, или возлагали данную обязанность на будущих законных владельцев жилплощадей. В настоящее время рассматриваемая норма закрепляет другой порядок. Согласно статье, обязанность по внесению платы возлагается на органы муниципальной или госвласти, а также на лиц, управомоченных ими.

Особые случаи

В кодексе не определен круг лиц, которые несут расходы, связанные с содержанием помещений, у которых нет собственников (бесхозяйное, выморочное имущество). Таких объектов относительно немного. Основная масса споров по вопросу затрат появляется при возникновении обязанности по выплате средств на их содержание у лиц, наследующих эти помещения по правилам, установленным законодательством. Необходимо учесть, что преемники должны осуществлять оплату за жилплощади и коммунальные услуги с даты открытия дела.

Собственники и прописанные лица

Кто из них должен оплачивать коммунальные услуги? Вопрос, на первый взгляд, может показаться достаточно сложным. На практике же, как правило, проблем при его решении не возникает. Для разъяснений следует обратиться к 30 статье ЖК. Норма устанавливает, что расходы по содержанию объекта несет собственник.

Особенности аренды

При предоставлении помещения в пользование заключается договор. В него необходимо включить ряд условий. В частности, документом должно устанавливаться право нанимателя пользоваться помещением и его обязанность вносить оплату. На практике часто возникают спорные ситуации, связанные с определением лица, которое должно нести расходы по содержанию объекта. Если в договоре аренды не установлено иное, то это бремя несет собственник. В этой связи, во избежание проблем, следует прописать обязанность по оплате за нанимателем в договоре аренды. Таким образом, может быть две ситуации:

  1. Собственник осуществляет расходы самостоятельно. После заключения соглашения, на его имя будут поступать счета, которые ему следует оплачивать.
  2. Расходы возлагаются на арендатора. Как выше было указано, данное условие должно быть прописано в соглашении. Арендатор заключает дополнительные договора с обслуживающими предприятиями, и счета будут направляться ему.

Стоит сказать, что соглашения с коммунальными организациями можно и не заключать. Арендатор может использовать для оплаты те счета, которые приходят на имя владельца помещения.

Долевая собственность

Особенности данных правоотношений регламентируются в ГК. В Кодексе установлено, что каждый собственник несет бремя расходов по содержанию имущества в соответствии с его долей. Оплата услуг коммунальных предприятий является прямой обязанностью владельцев недвижимости. В расчет могут включаться содержание и ремонт помещения, пользование лифтом, отопление, вода, газ и пр. Стоит отметить, что неиспользование помещения не освобождает от обязанности по оплате.

Что делать, если гражданин не проживал в квартире

Предположим, собственнику пришлось долгое время отсутствовать в жилом помещении. В таком случае целесообразно сделать перерасчет. Коммунальные платежи будут определяться в соответствии с показаниями счетчиков. При долевой собственности перерасчет осуществляется пропорционально частям. Необходимо учитывать, что данная операция допускается не для всех видов услуг. Перерасчет можно сделать по расходу воды, электроэнергии, газа и некоторых других ресурсов. Собственнику необходимо написать соответствующее заявление. Его форма свободная. К заявлению следует приложить документы, удостоверяющие факт проживания лица и оплату им коммунальных услуг в другом месте. Предоставить можно копии этих бумаг.

Лицевые счета в долевой собственности

Законодательство допускает оплату совладельцем коммунальных услуг по отдельным квитанциям. Но разрешено это в рамках одного лицевого счета. В нем могут присутствовать разные реквизиты, относящиеся к помещениям, принадлежащим долевым собственникам. Начисление осуществляется пропорционально частям имущества. Для разделения лицевого счета сособственники пишут заявления. Они подаются или в ТСЖ, или в управляющую компанию. К заявлениям следует приложить документацию на помещение.

Заключение

Оплата коммунального обслуживания - обязанность лиц, владеющих помещением на законных основаниях. Закон возлагает ее на собственников, нанимателей и арендаторов. Следует сказать, что за несовершеннолетних оплату вносят родители. При этом отчисление алиментов не избавляет лицо от обязанности осуществлять расходы на содержание помещения.

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.


2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:


1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;


1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;


2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;


3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;


4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;


5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;


6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;


7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.


3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.




Комментарии к ст. 153 ЖК РФ


1. Договоры, содержащие условия предоставления жилых помещений в пользование гражданам, а также условия оказания услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставления коммунальных услуг, являются возмездными. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и юридическими лицами. Обязательства по предоставлению жилых помещений, оказанию услуг, выполнению работ и предоставлению коммунальных услуг и обязательства по оплате являются встречными обязательствами (ст. ст. 307, 328 ГК).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет момент возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для физических и юридических лиц. Необходимость законодательного определения указанного момента вызвана многочисленными судебными спорами, возникавшими из-за того, что в федеральном законодательстве не было норм, регулирующих вопросы внесения платы за жилое помещение (по части платы за содержание и ремонт жилого помещения см. комментарий к ст. 154 ЖК) и коммунальные услуги в незаселенных или неиспользуемых жилых помещениях.

3. В соответствии с положениями комментируемой статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и за предоставляемые в этом помещении коммунальные услуги возникает у граждан и юридических лиц с момента возникновения права собственности на жилое помещение или заключения соответствующего договора, устанавливающего основания использования жилого помещения, либо после предоставления жилого помещения в установленном порядке члену жилищного или жилищно-строительного кооператива.

При этом комментируемая статья не содержит положений, устанавливающих момент возникновения обязанностей по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (плата за жилое помещение) и платы за коммунальные услуги собственниками нежилых помещений. Представляется, что при решении споров о расходах собственников нежилых помещений на содержание общего имущества в многоквартирном доме и об оплате предоставленных им коммунальных услуг судебные органы должны будут применять к данным правоотношениям нормы комментируемой статьи, касающиеся внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по аналогии (см. комментарий к ст. 7 ЖК).

4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность содержания жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов до момента их предоставления в пользование гражданам. На практике такие помещения нередко содержались за счет организаций, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а не за счет средств соответствующего бюджета. Достаточно часто организации, предоставляющие коммунальные услуги, не могли идентифицировать лицо, обязанное вносить плату за соответствующие услуги либо возлагали эту обязанность на будущих владельцев жилых помещений. Жилищный кодекс РФ возлагает эту обязанность на органы государственной власти и органы местного самоуправления или на управомоченных ими лиц.

5. Обязанность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в лице соответствующих органов публичной власти, как и других собственников помещений в многоквартирном доме, нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и их обязанность своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги основывается на положениях ч. 1 ст. 30, ст. ст. 39, 138, 148, 154, 155, 162 и 164 ЖК РФ. Из положений Кодекса вытекает, что в отношении жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов одновременно возникают денежные обязательства публично-правовых образований и нанимателей таких жилых помещений. То есть при наличии нанимателей жилых помещений денежные обязательства указанных собственников не упраздняются.

6. Жилищный кодекс РФ не определяет круг лиц, несущих расходы по плате за жилое помещение и коммунальные услуги относительно помещений, не имеющих собственников (бесхозяйное и выморочное имущество). Таких помещений сравнительно немного, и основное количество споров по данному вопросу вызывает лишь момент возникновения обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для лиц, наследующих данное помещение в порядке, установленном гражданским законодательством.

7. Комментируемая статья не устанавливает момент возникновения обязанности будущих собственников помещений в строящемся многоквартирном доме нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату коммунальных услуг. Это не означает, что приобретатели таких помещений не должны нести подобные расходы. Если будущими собственниками помещений в строящемся многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья (см. комментарий к ст. 139 ЖК), то, как представляется, подрядчик (застройщик) несет расходы на содержание общего имущества в таком доме и на оплату коммунальных услуг до передачи им всех помещений лицам, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме. В отличие от обязательств, предусмотренных комментируемой статьей, обязательства будущих собственников помещений в строящемся многоквартирном доме по содержанию общего имущества в таком доме и оплате коммунальных услуг вытекают не из требований закона, а из договора с подрядчиком (застройщиком). Отсутствие регулирования договором порядка несения указанных расходов является предпосылкой для нарушения прав одной из сторон договора. При этом заинтересованная сторона договора может обратиться в суд за защитой своих интересов.

Новая редакция Ст. 153 УК РФ

Подмена ребенка, совершенная из корыстных или иных низменных побуждений, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

Комментарий к Статье 153 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что обнаружение подмены ребенка является трагедией, моральным ударом для родителей и в результате может повлечь тяжкие последствия для семьи и ее членов.

1.1. Комментируемая статья состоит из одной части, закрепляющей основной состав преступления. Деяние, предусмотренное ст. 153, относится к категории преступлений средней тяжести.

2. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, гарантирующие недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, право ребенка знать своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание, на воспитание своими родителями (ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 54 СК).

3. Объективная сторона состава преступления выражается в подмене ребенка.

3.1. Подмена ребенка означает то, что виновный заменяет чужого ребенка на своего либо другого чужого ребенка. По смыслу коммент. статьи, подменяя ребенка, виновный рассчитывает, что факт подмены не будет обнаружен. Ребенка могут подменить в первые дни после родов, когда мать в силу различных причин (потеря сознания, полуобморочное состояние, нарушение психики и т.д.) не видела ребенка (например до первого кормления) либо не запомнила его. Ребенок может быть подменен не только в роддоме, но и по пути из роддома домой, на улице, в магазине, по месту жительства и т.д. При этом виновный рассчитывает на то, что ребенка не запомнили его родители и иные лица.

4. Преступление признается оконченным в момент подмены ребенка.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме прямого умысла.

6. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив - корысть или иные низменные побуждения.

6.1. Преступление совершается из корысти, если виновный осуществляет подмену ребенка, желая получить взамен деньги, иные ценности, услуги имущественного характера либо избежать материальных затрат.

6.2. Под иными низменными побуждениями понимается подмена ребенка из мести, ревности, ненависти, желания получить физически здорового ребенка, вырастить своего ребенка в чужой благополучной семье и т.д.

7. Субъект преступного посягательства - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летного возраста. При этом наиболее часто подмена ребенка осуществляется работниками родильных домов.

Другой комментарий к Ст. 153 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления выражается в подмене ребенка, которая означает противоправное изъятие ребенка и замену его другим. В случае, когда происходит изъятие ребенка без его замены, уголовная ответственность наступает не за подмену ребенка, а за похищение человека (п. "д" ч. 2 ст. 126 УК РФ).

2. Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента фактической подмены ребенка.

3. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив - корыстные или иные низменные побуждения. Корыстные побуждения предполагают стремление виновного лица извлечь какую-либо материальную выгоду.

Можно ли представить себе, чтобы суд принял к производству иск человека к заводу, который находится неподалеку от места его проживания. В первую очередь судья поинтересуется: Так вы что - работаете на этом заводе? Вас связывают трудовые отношения? Имеется приказ о принятии на работу? И будет прав
Дело в том, что правоприменитель при принятии иска обязан выяснить, какие возникают отношения, кто является их участниками, какими нормами права они должны быть урегулированы.

Перенесемся в другую отрасль права - жилишные отношения. В содержании норм жилищного права содержится указание на возникновение правоотношений между участниками договора управления, однако здесь правоприменитель с радостью примет иск любой шарашки без проверки такого юридически значимого обстоятельста, как наличие правоотношений.

Потому что есть ч.1 ст. 153 ЖК РФ, в которой содержится указание на обязанность любого оплачивать услуги в сфере ЖКХ.
Ни в какой-либо другой отрасли права нет ничего подобного. Нет закона, по которому надо оплачивать, например, хлеб или молоко. Нет закона, который бы содержал обязанность граждан оплачивать услуги парикмахера или скорняка. Никому в голову не придет отказываться от оплаты проезда в автобусе, потому что нет нужной статьи закона. А вот оплата услуг ЖКХ возведена на уровень всеобщей воинской обязанности.
НУ ПОЧЕМУ?
Потому что перед нами образцово-показательная коррупциогенная норма права. Ничего личного - банально коррупциогенная норма, банальная коррупция правоприменительных органов
Поэтому надо несколько раз в процессе в жесткой форме поставить вопрос о недопустимости разбирательства дела при отсутствии договора управления

К примеру
Федеральному судье
Ответчика:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ (1)
На исковые требования
в части Договора управления и приемки работ

В производстве суда находится гражданское дело по иску ООО к … о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и пени. Несмотря на представленное с нашей стороны Возражение от 18 июля 2016, подписанное нашим представителем, противная сторона никаких уточнений не сделала, новых доказательств не представила. На беседе после озвучивания наших Возражений со стороны судьи неожиданно прозвучало, что за услуги надо оплачивать независимо от того, заключен договор или нет.
Заявляю свое категорическое несогласие с такой позицией суда. Упреждая рассмотрение дела в обход требований закона и используя свое процессуальное право на представление возражений, вынуждена подать настоящее Дополнительное возражение

1. Отсутствие доказательства, отвечающего требованиям допустимости
В качестве доказательства к исковому заявлению ООО приложена копия Договора управления многоквартирным домом №060/13 от 28.03.2013, имеющая следы подписания документа с одной стороны. Между тем, Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ч.1 ст.162 ЖК РФ). Договор - это двухсторонняя сделка (ч.1 ст.154 ГК РФ), для которой необходимо выражение согласованной воли двух сторон (ч.3 ст.154 ГК РФ).
Жилищное законодательство предусматривает единственный случай вступления Договора в силу в отсутствие подписи потребителя жилищных услуг - если Договор подписан другими собственниками, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч.1 ст.162 ЖК РФ). Однако никаких доказательств того, что договор управления подписало требуемое большинство собственников - не представлено.
Договор является определенным средством доказывания и обязан быть представлен стороной в обоснование своих требований и возражений (ст.60 ГПК РФ). Невозможность представления подписанного с двух сторон документа свидетельствует о том, что представленный Договор является недопустимым доказательством

2. Последствия не заключения договора
Обязанность вносить плату за предоставленные услуги возникают исключительно из договоров:
· согласно п.1 ст.8 ГК РФ гражданские обязанности вытекают из договоров;
- согласно ч.2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе;
· согласно п.1 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают «из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом»;
· согласно ст.37 Закона «О защите прав потребителей» «потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем»;
· плата за коммунальные услуги согласно п. 8 ст.155 ЖК РФ осуществляются исключительно на основе договоров, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Таким образом, представлением не подписанного одной стороной договора истец доказал отсутствие права на предъявление материальных притязаний по оплате якобы оказанных услуг.

3. Неосновательность ссылки на ст. 153 ЖК РФ
Несмотря на приложение Договора, исковые требования обоснованы ссылками на ст. 153 ЖК РФ, Но в этой статье не сказано, что надо оплачивать надо любые суммы, которые там будут проставлены. В этом отношении считаю уместным привести цитату из выступления В.В. Путина 13 апреля 2009, который вообще употребил слово "рисуют"

"Жильцы должны платить лишь за те услуги, которые они реально получают, а не за то, что им "рисуют" в квитанциях"

Истец ссылается на ст. 153 ЖК РФ, однако в этой норме не установлено право предъявлять к оплате платежные документы без оформления приемки исполнения. Закон не освобождает управляющую организацию организовать приемку исполнения. Мало того, пунктом 4 части 5 статьи 161.1 ЖК РФ указано, что председатель совета дома

"подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме"

В рассматриваемом споре приемку исполнения осуществлять было некому, потому что в Протоколе общего собрания от 28 марта 2013 по вопросу выборы председателя совета (пункт 6 повестки дня) был избран собственник, не имеющий никаких опознавательных знаков - просто председатель, тогда как согласно ч.1 ст. 19 ГК РФгражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Избрание на должность председателя совета гражданина без имени и фамилии означает профанацию. Такое несуществующее лицо не может подписывать акты приемки, а следовательно не возникает право на предъявление платы даже за оказанные, но непринятые услуги.

На основании вышеизложенного прошу предложить истцу представить в суд дополнительные доказательства, перечисленные в возражениях, либо отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с недоказанностью обстоятельств, на которые истец ссылается в обоснование своих требований.

Руководствуясь ст.ст.35,67,68,166 ГПК РФ
ПРОШУ:
1. Настоящие Дополнительные Возражения в письменной форме приобщить к материалам дела;
2. Каждый довод Возражения проверить и оценить наряду с другими доказательствами;
3. Результаты оценки отразить в решении, привести мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Одновременно ЗАЯВЛЯЮ о готовности закончить рассмотрением дела миром во избежание встречного иска о полном возврате полученных средств при отсутствии оснований (неосновательное обогащение)
Дата 1 августа 2016 Подпись:

Другой пример
ОБЪЯСНЕНИЕ на стадии ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

При оглашении находящихся в материалах дела письменных доказательств выяснилось, что нет ключевого доказательства - нет договора управления. Можно понять, что истец надеется на вынесение решения, не основанного на законе, в расчете на то, что ссылка на ч.1 ст. 153 ЖК РФ отменяет требования закона о проверке наличия правоотношений между участниками дела.

В ст. 153 ЖК РФ продекларирована обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Но нет оснований приписывать этой норме права значение бОльшей юоидической силы по сравнению с нормами, где указана обязанность заключения договора и оплачивать потребленные услуги в соответствии с договорами
Кроме того, этой норме придается смысл - возложить обязанность на собственников помещений оплачивать любые счета за любые услуги, которые внесет потребует любая организация, которая считатет себя управляющей. При этом претендент на деньги граждан освобождается судами от обязанности доказывать свое право на управление МКД, право на предъявление счетов собственникам помещений, право в одностороннем порядке определять цену и объемы работ и услуг

Основные начала жилищного законодательства предусматривают, что граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ). Поэтому придание кабального смысла ст. 153 ЖК недобросовестными участниками гражданского оборота, является - по сути - мошенническим приемом
Гражданское законодательство России основано на принципе субсидиарности в виде механизма взаимодействия различных норм права, но никак не игнорирования одних норм в угоду другим. Обязанность, установленная в ч.1 ст. 153 ЖК РФ, должна выполняться только при наличии договора. Этот порядок исполнения обязанности прописан в п. 31 "Правил содержания...." утвержденных постановлением правительства №491, где определена обязанность исполнителя услуг
"предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п."а")..."

В полном согласии с этой нормой в Гражданском кодексе РФ прописано:
"услуги оплачиваются в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг" (ст.781 ГК РФ).

Придавая ч.1 ст. 153 ЖК РФ расширительное толкование, заинтересованные в получении денежных средств в обход закона управляющие организации рассматривают эту норма права как гарантию безрисковой предпринимательской деятельности. Между тем управляющие организации никто не освобождал от предпринимательского риска: в ч.1 ст. 2 ГК РФ установлено:
"Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая НА СВОЙ РИСК деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от... выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".
Согласно Постановлению ВАС РФ № 6464/10 от 29 сентября 2010г.:
“определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации”.

Признак “полностью ” толкуется как полная оплата выставленного счета независимо от того, соответствует ли размер оплаты объему потребленных работ и услуг. Фактом выставлением счета недобросовестные управляющие организации склоняют потребителей жилищно-коммунальных услуг к кабальной сделке. Как правило, в таких случаях в платежных документах не указываются объемы исполненных услуг и работ и не приводятся ссылки на акты приемки уполномоченным представителем объемов потребленных ресурсов и услуг по содержанию дома.

В целом исследование письменных доказательств позволяет засвидлетельствовать отсутствие правовой основы для принятия решения по заявленным исковым требованиям.

Третий пример
НЕТ ДОГОВОРА С НЕ ЧЛЕНОМ а иск принят... Тогда ОТВОД!!!

ЗАЯВЛЕНИЕ ОТВОДА СУДЬИ
Согласно ст. 138 ЖК РФ

"товарищество собственников жилья обязано... осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса" (п.2)…
В свою очередь входящая в разделе VIII статья ст. 162 ЖК РФ определяет такой порядок:
"договор управления многоквартирным домом заключается... с каждым собственником помещений... на условиях, указанных в решении данного общего собрания" (ч.1)…
Жилищным законодательством установлено, что если в доме создано ТСЖ, то не члены ТСЖ вносят плану только в случае наличия договора управления - ч.6 ст. 155 ЖК РФ

Таким образом, для подтверждения своего права на иск истец обязан представить, как минимум, доказательства того, что c собственником помещения, не являющимся членом ТСЖ, договор управления заключен.
Если суды принимают исковые заявления без указания на эти доказательства, они совершают процессуальное действие, в котором можно установить признаки прямого неподчинения закону. В таких действиях отражается личная убежденность судьи о необязательности соблюдения российского законодательства.
В отсутствие договора не возникает нарушенных обязательств, а потому не возникает никаких задолженностей. Возбуждение гражданского дела в отсутствии договора управления является недопустимым.

В связи с чем, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 16 и ст. 19 ГПК РФ,
ЗАЯВЛЯЮ ОТВОД