Любовь агеева казанский феномен. «Город грехов» – это про Казань? Оказывается, у нас на каждом углу убивают

Вавило́нская блудни́ца (лат. Babyloniacus fornicaria, Вавилонская шлюха) - апокалиптический образ в христианстве, основанный на рассказе из книги «Откровение Иоанна Богослова». Образ Вавилонской блудницы и объяснение связанной с ней символики стали предметом многочисленных богословских толкований и споров.

В современном языке выражение «Вавилонская блудница» употребляется в его буквальном значении, а в ироничной форме применяется к женщинам лёгкого поведения, порочность которых приобрела небывалые масштабы.

Вавилонская блудница в Откровении Иоанна

Первоисточником образа Вавилонской блудницы является Откровение Иоанна Богослова (вторая половина I века). Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» . Ангел ведёт его в пустыню, где он:
увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя её, дивился удивлением великим.


В указанном отрывке жена на звере называется «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (др.-греч. Βαβυλὼν ἡ μεγάλη, ἡ μήτηρ τῶν πορνῶν καὶ τῶν βδελυγμάτων τῆς γῆς), а ниже и просто «блудница» (ἡ πόρνη), от чего и произошло её прозвание (хотя дословно такого словосочетания в тексте Апокалипсиса нет). В последующем рассказе ангел поясняет символическое значение этого образа:
  • зверь, на котором восседает блудница: «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель»
  • 7 голов: «суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть»
  • 10 рогов: «суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час»
  • воды, на которых сидит блудница: «суть люди и народы, и племена и языки»

В 18-й главе Апокалипсиса Иоанн Богослов описывает падение блудницы: «пал, пал Вавилон великий». В качестве кары, постигшей Вавилонскую блудницу, называется огонь:

Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своём: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на неё казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнём, потому что силён Господь Бог, судящий её.

В этом рассказе Иоанна образ блудницы полностью олицетворён в Вавилоне (по-гречески город - πόλις - женского рода), а порой встречаются следующие фразы: «…видя дым от пожара её, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!»

В одном из самых распространённых и загадочных текста, пророчествующих о конце света, в Апокалипсисе важную роль отводиться, так называемой Вавилонской блуднице. Что это за фигура? Почему она так важна в предсказании конца света и как она с ним связана?

Вавилонская блудница конца света - этот образ со времен распространения «Откровения» стал предметом многочисленных богословских толкований и споров. В самом же апокалипсисе ангел, явившийся Иоанну Богослову предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле». Далее о ней же: «жена, сидящая на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим».

Интересно отметить, что в качестве исторического прообраза блудницы из видения Иоанна, по мнению исследователей, могли выступать жрицы малоазийских храмов, где была широко распространена храмовая проституция.

Некоторые исследователи предполагают, что конкретным историческим прообразом вавилонской блудницы могла быть императрица Мессалина, третья жена императора Клавдия, внучатая племянница императора Августа. Ее распутство описано Тацитом и Светонием. Мессалина прославилась тем, что по ночам под видом проститутки приходила в один из римских лупанариев, чтобы удовлетворить свою похоть.

Естественно, с образом блудницы у богословов связываются различные города и империи. Наиболее распространенным толкованием является соответствие образу блудницы Риму или Римской империи. Также существует мнение, что этим городом является Иерусалим или Москва (у старообрядцев).

И это не лишено смысла, поскольку впервые образ блудницы появляется в Книге пророка Исаии, где, осуждая пороки Иерусалима, пророк восклицает: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!» То есть город выступает в роли падшей женщины.

Но намного более распространенным является другое мнение: Вавилонская блудница представляет собой «город антихристианскаго царства, который может быть назван Вавилоном из-за своего боговраждебного влиянию на другие народы. Это мнение основано на словах Иоанна Богослова: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями».

Более поздние христианские движения стали рассматривать Вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры церкви. В различное время Вавилонской блудницей называли Католическую, Православную или Протестантские церкви.

© Святослав Горский

См. Блудница вавилонская. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …

Вавилонская блудница - Книжн. Крайне развращённая, распутная женщина. А на постели сидит вавилонская блудница, сама хозяйка Лукерья Непомнящая, лохматая, тощая, с веснушками; она старается посмешнее отвечать на мои вопросы и болтает при этом ногами. Глаза у неё… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Книжн. Неодобр. Крайне развращённая, беспутная женщина. БТС, 109. /i>

вавилонская блудница - О распутной, развратной женщине … Словарь многих выражений

Из Библии. В Евангелии, в Апокалипсисе (гл. 17, ст. 1 5), сказано: «Я покажу тебе суд над великою блудницею... Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Город Вавилон во время составления библейских текстов воспринимался христианами… … Словарь крылатых слов и выражений

Вавилонская блудница. Книжн. Неодобр. Крайне развращённая, беспутная женщина. БТС, 109. /i> На основе библейской легенды о городе Вавилоне, полном соблазнов. БМС 1998, 49 … Большой словарь русских поговорок

Вавилонская блудница (лат. Babyloniacus fornicaria, Вавилонская шлюха) апокалиптический образ в христианстве, основанный на рассказе из книги «Откровение Иоанна Богослова». Образ Вавилонской блудницы и объяснение связанной с ней символики стали… … Википедия

Координаты: 32°32′30″ с. ш. 44°25′24″ в. д. / 32.541667° с. ш. 44.423333° в. д. … Википедия

Блудня, распутница, распутная женщина; проститутка; пакостница, проказница, прокудница, шаловливая; потерянная женщина, мессалина, беспутница, развратница, чувственница, блудница вавилонская, падшая женщина, эротоманка, потаскуха, потаскунья,… … Словарь синонимов

Сущ., кол во синонимов: 3 блудница (21) развратница (51) распутница (44) … Словарь синонимов

Книги

  • Мой Пушкин... , Керн Анна Петровна. "Гений чистой красоты…"и" наша вавилонская блудница", "Милая! Прелесть! Божественная!"и" ах, мерзкая!"-как это ни парадоксально, все эти эпитеты адресованы А. Пушкиным одному и тому же лицу -…
  • Мой Пушкин , Керн Анна Петровна. «Гений чистой красоты...» и «наша вавилонская блудница», «Милая! Прелесть! Божественная!» и «ах, мерзкая!» - как это ни парадоксально, все эти эпитеты адресованы А. Пушкиным одному и тому же…

1. " И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящую на водах многих..."

15. "И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди, и народы, и племена, и языки".

18. "Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями".

Перефразируя эти слова, получаем, что Ангел сказал Иоанну: "Пойди, я покажу тебе суд над великим городом, царствующим над земными царями, а также многими народами, племенами и языками". Таким образом очевидно, что в 17 главе откровения идет речь о столице великой империи и многонационального государства.

В переносном (духовном) смысле слово блудница в Библии употребляется в книге пророка Исайи, который с удивлением восклицает: "Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь убийцы... Князья твои законопреступники и сообщники воров, все они гоняются за мздою и любят подарки" (Ис. 1: 12-23) . Также в книге судей: . Из контекста Библии видно, что слова пророка Исайи относятся к древнему Иерусалиму. Значит, история новозаветной "вавилонской блудницы" должна быть подобна истории Иерусалима: она тоже когда-то жила по законам Божиим, но в последствии развратилась, отступив от евангельского учения.

Отцы церкви, жившие в III в. Н. Э. считали, что зверь багряный - это Римская империя, а блудница, сидящая на звере - это Рим. Однако со временем эта точка зрения стала не актуальна, потому что Римская империя была сокрушена варварами и рим утратил былое могущество.

Тем не менее в XVI в. Мартин Лютер снова обращает свой взор в сторону Рима. Это мнение не лишено здравого смысла, потому что в 9 ст. написано: "Семь голов - суть семь гор, на которых сидит жена". Т. о. получается, что Рим, утративший своё превосходство и силу, вновь возраждается, но только теперь не в образе сильной светской империи, а в образе религии, господствующей над этим миром.

Стих 6: " Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых..." - пророчество о инквизиции. Она названа "Женою". Это слово указывает на церковь. В послании Ефесянам святого апостола Павла, 5 гл., 31-32 ст. дается расшифровка слова "жена": "Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепиться к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна эта велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви". Т. о. что под женой подразумевается церковь, но в Откровении показана жена, которая не верна своему мужу, т. е. Христу. "... ходили блудно вслед других богов и поклонялись им..." (Суд.2, 17) . На эту тему очень интересно писал один русский публицист Лев Тихомиров в 1907 г.: "... в истории церкви всегда существует два элемента:

1. Чистая и светлая невеста Христова, которая ни кого не любит, кроме своего Небесного Жениха и всегда верна Ему.

2. Другой элемент - любодеица, которая обмирщилась, изменяет Христу для мира, любодействует с царями земными..." - согласно такому толкованию речь идет не только о католической церкви, но и о многих других церквях. Потому что если посмотреть, каково духовное состояние многих деноминаций - то можно прийти к выводу, что все они подходят под образ "блудницы Вавилонской".

Описание вавилонской блудницы поражает своим контрастом. С одной стороны говориться: "Жена обличена в порфиру и багряницу, украшена золотом и драгоценными камнями и жемчугом" , - что указывает на материальное благополучие и видимое глазами богатство. С другой стороны сказано, что жена держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотой блудодейства её , - видимо, то что твориться в церкви блудницы - является отвратительно пред Господом, и поэтому Он не может иметь общение с ней.

Слова "Вавилон великий" ракрывают ещё одну особенность церкви отступницы - она во многом подобна древнему Вавилону. В 11 главе книги Бытие рассказывается, что после потопа люди стали строить высокую башню, с целью сделать себе имя; Вавилон был сосредоточием языческих верований и суеверий, а также местом пленения евреев Навуходоносором в течении 70 лет (Иер.25). Возможно, Вавилон символизирует современную антихристианскую культуру и цивилизацию, а также множество тайных обществ, готовящих пришествие антихриста.

Стих 6: "Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя её, дивился удивлением великим" . Начиная от Стефана и до наших дней было много христиан, которые отдали жизнь свою за Христа. Им приходилось терпеть гонения и со стороны фарисеев и со стороны Императоров Римской империи, а затем от инквизиции римского папства, от мусульман, от атеистического правительства СССР. И сегодня в некоторых странах продолжаются гонения на христиан.

Стих 8: "Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится" . Этот зверь похож на зверя, который описан в 13 главе книги Откровение, а также на зверей, описанных в книге Даниила 7 гл. Во всех этих местах Писания мы сталкиваемся с тремя образами: лев, медведь и барс, а затем выходит ещё один зверь. Согласно древним толкованиям - это древнии империи, сменяющие одна другую: Вавилон, Персия, Греция и Рим. Рим - последняя и самая ужасная империя. Понятно, что древнии иудеи, а также отцы церкви могли опираться только лишь на те исторические события, которые уже произошли. И мы не можем этого отвергать, т. к. описание зверей Даниилом сходится с этими империями, но очевидно, что апостол Иоанн на острове Патмос видел зверя, который ещё должен прийти. Ключ к разгадке кроится в словах: "Зверь, которого ты видел, был, и нет его... и явится". Видимо в последнее время должны восстать царства, похожие на Вавилон, Персию, Древнюю Грецию и Римскую империю. И возможно, что они уже существуют. Россия, Европейский союз и Америка — это пожалуй сильнейшие государства последнего времени, которые очевидно и будут этими зверями.

Стих 9: "Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена... Известно, что Рим был построен на семи холмах. Геннадий Макеев писал, что Константинополь стал вторым Римом, а русские назвали Москву третьим Римом. Т. о. поиск "великого города" сильно сужается. Все эти города были или являются центрами мировых религий: Рим - Католическая церковь, Москва - православная церковь, Константинополь раньше был центром православной религии, Иерусалим - город трех религий: христианство, мусульманство и иудаизм. Однако из вышесказанного можно сделать вывод, что больше всего подходит Рим, а точнее Ватикан. Сегодня все больше набирает силу экуминистическое движение - объединение всех религий в одно. И видимо папа римский возглавит эту объединившеюся религию.

2 года ago Enottt Комментарии к записи Новый Завет — Вавилонская блудница отключены

Просмотры: 2 517

Первоисточником образа вавилонской блудницы является Откровение Иоанна Богослова (вторая половина I века). Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:1-2). Ангел ведёт его в пустыню, где он:

увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя её, дивился удивлением великим.

(Откр. 17:3-6)

В указанном отрывке жена на звере называется «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным » (др.-греч. Βαβυλὼν ἡ μεγάλη, ἡ μήτηρ τῶν πορνῶν καὶ τῶν βδελυγμάτων τῆς γῆς ), а ниже и просто «блудница» (ἡ πόρνη), от чего и произошло её прозвание «Вавилонская блудница » (хотя дословно такого словосочетания в тексте Апокалипсиса нет). В последующем рассказе ангел поясняет символическое значение этого образа:

  • зверь, на котором восседает блудница: «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель» (Откр. 17:8);
  • 7 голов: «суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть» (Откр. 17:9-10);
  • 10 рогов: «суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час» (Откр. 17:12);
  • воды, на которых сидит блудница: «суть люди и народы, и племена и языки» (Откр. 17:15).

В 18-й главе Апокалипсиса Иоанн Богослов описывает падение блудницы: «пал, пал Вавилон великий» (Откр. 18:2). В качестве кары, постигшей Вавилонскую блудницу, называется огонь (Откр. 18:7-8).

В этом рассказе Иоанна образ блудницы полностью олицетворён в Вавилоне (по-гречески город - πόλις - женского рода), а порой встречаются следующие фразы: «…видя дым от пожара её, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!» (Откр. 18:18).

В искусстве

Вавилонская блудница изображается согласно букве священного текста: как женщина в дорогих одеждах (обычно пурпурных), сидящая на семиглавом звере, с чашей в руке. Крупных произведений на эту тему нет - сюжет остаётся прерогативой книжной миниатюры, гравюр и карикатур. Образ блудницы представлен в грандиозной серии шпалер «Анжерский апокалипсис» (конец XV века), образцом для которого послужили миниатюры из рукописных «Комментариев к Апокалипсису» (X век). Наиболее часто изображения вавилонской блудницы можно встретить в иллюминированных Апокалипсисах, как западной работы, так и русских (у старообрядцев популярны миниатюры к «Толкованию на Апокалипсис» Андрея Кесарийского, при создании которых они следовали древнерусской традиции лицевых изображений в рукописях). Реже сюжет встречается во фресковой живописи.

В иконописи примером изображения блудницы может служить икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля, созданная в конце XV века. На ней образ блудницы лишён отталкивающих свойств и больше соответствует античной традиции, напоминая изображения Европы на быке.

Ангел показывает Иоанну Богослову вавилонскую блудницу (французская миниатюра, XIV век)

Блудница, сидящая на водах «Анжерский апокалипсис» (конец XV века)

Вавилонская блудница (миниатюра Бамбергского Апокалипсиса, XI век)

Вавилонская блудница (миниатюра лицевого Апокалипсиса, XVI век)

Вавилонская блудница (раскрашенная гравюра Ганса Бургкмайра, 1523 год. Иллюстрация к изданию перевода Библии Мартина Лютера)

Вавилонская блудница (русский лубок, 1800-е годы)

Вавилонская блудница едет верхом на семиглавом звере (гравюра Альбрехта Дюрера)

Гравюра. Из книги Томаса Брайтмана. Йодокус Хондиус (1563-1612) - фламандский гравер, картограф и издатель

Иллюстрация из Библии Оттенриха, 1530-1532

Лукас Кранах Старший — папесса Иоанна, изображена в виде вавилонской блудницы