Трудовое право. Конспект лекции "трудовое право"

Тема самостоятельной работы

Номер раздела

лекционного

Продол-житель-ность
5

Роль и место профсоюзов в трудовых отношениях

Участие работников в управлении организацией

Понятие и виды коллективного договора и социально-партнерских соглашений

Гарантии и компенсации в области рабочего времени и отпусков работникам, совмещающим работу с обучением

Понятие и виды гарантий и компенсаций в сфере заработной платы

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

Общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда

Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с содержанием учебного курса. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы учебного курса и с какой глубиной раскрыты в конкретном учебном материале, а какие вообще опущены.

Требуется творческое отношение и к самому содержанию дисциплины. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область изучаемой дисциплины. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.

Изучаемая дисциплина имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой строится каждая наука. Понятия - узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности.

Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым.

Студент должен понимать, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа создает для этого необходимые условия, помогает будущему высококвалифицированному специалисту овладеть технологией самостоятельного производства знаний.

Работа с литературой

В самостоятельной работе студентам приходится использовать литературу различных видов: первоисточники, монографии, научные сборники, хрестоматии, учебники, учебные пособия, журналы и др. Изучение курса предполагает знакомство студентов с большим объемом научной и учебной литературой, что, в свою очередь, порождает необходимость выработки у них рационально-критического подхода к изучаемым источникам.

Чтобы не «утонуть» в огромном объеме рекомендованных ему для изучения источников, студент прежде всего должен научиться правильно их читать. Правильное чтение рекомендованных источников предполагает следование нескольким несложным, но весьма полезным правилам.

1. Предварительный просмотр книги включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением. При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить разделы, главы, параграфы, представляющие для вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах.

2. Быстрое чтение. Это следующий этап работы с книгой. Целью быстрого прочтения выделенных мест является определение того, что из прочитанного вами в том или ином фрагменте текста представляет наибольшую ценность, к какому вопросу семинарского занятия, доклада, реферата имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить.

3. Научный аппарат. Научные издания сопровождаются различными вспомогательными материалами - научным аппаратом, поэтому важно знать, из каких основных элементов он состоит, каковы его функции.

Знакомство с книгой лучше всего начинать с изучения аннотации - краткой характеристики книги, раскрывающей ее содержание, идейную, тематическую и жанровую направленность, сведения об авторе, назначение и другие особенности. Аннотация помогает составить предварительное мнение о книге.

Глубже понять содержание книги позволяют вступительная статья, в которой дается оценка содержания книги, затрагиваемой в ней проблематики, содержится информация о жизненной и творческой биографии автора, высказываются полемические замечания, разъясняются отдельные положения книги, даются комментарии и т. д. Вот почему знакомство с вступительной статьей представляется очень важным: оно помогает студенту сориентироваться в тексте работы, обратить внимание на ее наиболее ценные и важные разделы. Той же цели содействует знакомство с оглавлением, предисловием, послесловием;

Весьма полезными элементами научного аппарата являются сноски, комментарии, таблицы, графики, списки литературы. Они не только иллюстрируют отдельные положения книги или статьи, но и сами по себе являются дополнительным источником информации для читателя. Если читателя заинтересовала какая-то высказанная автором мысль, не нашедшая подробного освещения в данном источнике, он может обратиться к тексту источника, упоминаемого в сноске, либо к источнику, который он может найти в списке литературы, рекомендованной автором для самостоятельного изучения.

4. Ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей:

план (простой и развернутый ) − наиболее краткая форма записи прочитанного, представляющая собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Развернутый план представляет собой более подробную запись прочитанного, с детализацией отдельных положений и выводов, с выпиской цитат, статистических данных и т. д. Развернутый план − неоценимый помощник при выступлении с докладом на конкретную тему на семинаре, конференции;

тезисы кратко сформулированные положения основные положения книги, статьи. Как правило, тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом источника, при его повторном прочтении. Они помогают запомнить и систематизировать информацию;

Составление конспектов

Большую роль в усвоении и повторении пройденного материала играет хороший конспект, содержащий основные идеи прочитанного в учебнике и услышанного в лекции. Конспект – это, по существу, набросок, развернутый план связного рассказа по основным вопросам темы. В какой-то мере конспект рассчитан (в зависимости от индивидуальных особенностей студента) не только на интеллектуальную и эмоциональную, но и на зрительную память, причем текст конспекта нередко ассоциируется еще и с текстом учебника или записью лекции. Поэтому легче запоминается содержание конспектов, написанных разборчиво, с подчеркиванием или выделением разрядкой ключевых слов и фраз; по той же причине очень трудно (если не невозможно) готовиться по чужим конспектам.

Эссе и реферат

Реферат (лат. referre докладывать, сообщать) − 1) доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; 2) изложение содержания научной работы, книги, статьи. Реферат позволяет использовать приобретенные навыки работы с литературными источниками, способствует развитию аналитических способностей.

Структура реферата должна включать в себя следующие пункты:

Во введении необходимо кратко раскрыть актуальность темы реферата, дать краткую характеристику использованной при его подготовки научной литературы, сформулировать его цель и задачи.

Цель и задачи реферата обусловливают его структуру. Названия глав и параграфов должны отражать сформулированные во введении задачи. Название глав и параграфов не должно совпадать с названием реферата.

В заключении формулируются основные выводы, делаются обобщения по проделанной работе.

Научный аппарат реферата должен быть оформлен в соответствии с правилами. В частности, все приводимые в реферате цитаты (прямые или косвенные) должны иметь соответствующую сноску на источник. С правилами оформления научного аппарата можно ознакомиться в библиотеке института либо проконсультироваться на этот счет с библиографами.

Рефераты пишутся только по темам, рекомендованным преподавателем и представленным в соответствующем учебно-методическом пособии или комплексе. Категорически недопустимо представлять рефераты, взятые из Интернета. Подобные рефераты рассматриваться и рецензироваться не будут.

Эссе (essay, англ. очерк, попытка, проба) представляет собой сжатое изложение какого-либо вопроса, отражающее индивидуальную позицию автора.

Выполнение данного вида работы требует от студентов умения анализировать материал, размышлять на заданные темы и в краткой форме излагать свои мысли. В эссе студент должен определить свое отношение к рассматриваемой проблеме, дать свое собственное решение поставленной задачи.

Критерии оценки эссе: соответствие содержания теме; обоснованность, чёткость, лаконичность; самостоятельность выполнения работы (наличие индивидуальной позиции автора); соответствие формальным требованиям.

Предлагаемый порядок работы:

1. Найти 3-5 источников по теме эссе.

3. Выбрать наиболее важные с вашей точки зрения моменты и составить набросок эссе (общие положения, цитаты, графики, схемы и др.).

4. Оценить, соответствует ли ваш предварительный вариант теме эссе.

5. Сделать акцент на тех положениях, которые отражают ваш индивидуальный подход (представить «изюминку» работы).

6. Проконсультироваться при необходимости с преподавателем.

7. Оформить работу и сдать ее.

Выполнение практических заданий

Одной из активных форм самостоятельной работы студента является практическое задание на определенную тему. В ходе работы над темой происходит изучение источников по теории и практике государственного управления, знакомство с научной литературой. Открывается возможность научиться профессионально анализировать как источниковедческую, так и научную и учебную литературу.

Творческая работа над практическим заданием имеет несколько этапов.

На первом этапе происходит определение темы практического задания, ознакомление с содержанием курса, где излагаются основные проблемы; изучение нормативно-правовых документов; изучение литературы - первоисточников, монографий, статей и др.

В списке литературы содержатся те источники, работа с которыми будет способствовать развитию у студентов умения находить правильный ответ на поставленный вопрос, а также анализировать и содержательно излагать поставленный вопрос.

При выполнении практического задания использование учебников возможно лишь в методологическом, но не в содержательном плане.

На этом этапе происходит первоначальное ознакомление с литературой, которая рекомендована в списке дополнительной литературы. Студент должен составить план работы, выделить наиболее важные вопросы по теме практического задания.

Таким образом, первый этап - это вхождения в тему (проблему), накопления и осмысления знаний, анализ источниковедческой базы по проблеме. Этот этап завершается составлением логико-структурной схемы практического задания.

Второй этап носит аналитически - поисковый характер. Анализируя рекомендованную литературу, дополняя ее новыми материалами, автор практического задания ищет ответы на вопросы плана. На этом этапе, как и на первом, делаются необходимые выписки, но они носят уже более осознанный характер, сопровождаются комментариями, своими суждениями. Это уже заготовка материала для ответа на практическое задание. На этом этапе завершается работа над его структурой.

Третий этап – ответ на практическое задание по разработанной логико-структурной схеме. Здесь автор приобретает очень ценное качество: писать грамотно, логично, своими словами, то есть попытаться формировать свой стиль изложения материала, свою логику мышления.

Ответ на практическое задание должен содержать различные точки зрения по проблеме с обязательным собственным (студента) анализом проблемы и выводами.

Подготовка к зачету

В идеале к экзамену (зачету) необходимо начинать готовиться с первой лекции по данному курсу. Общение с преподавателем в аудитории во время лекционных занятий, в ходе которых студент постепенно, «шаг за шагом», осваивает новую учебную информацию, позволяет ему быть не просто реципиентом (т.е. всего лишь слушателем, пассивно воспринимающим новую информацию), но активным соучастником образовательного процесса, гарантирует высокое качество этого процесса. Именно такой подход, предполагающий постоянную, систематическую работу студента по освоению учебного материала, позволяет ему получить наиболее глубокие и прочные знания.

У студентов, обучающихся с применением дистанционных технологий, промежуточный контроль (зачет и экзамен) по дисциплине осуществляются посредством выполнения тестовых заданий.

Требования к контролю:

Контрольная работа – 7 тестовых заданий. Для успешной сдачи дисциплины нужно правильно ответить на 3 вопроса (40%). Ограничение по времени – 30 минут;

Зачет – 15 тестовых заданий. Для успешной сдачи дисциплины нужно правильно ответить на 6 вопросов (40%). Ограничение по времени – 45 минут.

Тестовое задание состоит из вопроса и четырех вариантов ответа, один из которых является верным. Редко встречаются вопросы, на которые нужно дать несколько верных ответов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙЧКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

ИЗДАТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2006

Курс лекций по трудовому праву имеет целями дать студентам определенный объем знаний по трудовому праву России в системе, научить студентов ориентироваться в трудовом законодательстве на основе знания и соблюдения важнейших принципов регулирования труда.

Тема 1. Предмет, метод и система трудового права.

1. Понятие трудового права, его цели, задачи и функции.

2. Предмет трудового права.

3. Метод трудового права и его особенности.

4. Система трудового права.

5. Соотношение трудового права и других смежных отраслей права.

1 вопрос.

Трудовое право – самостоятельная отрасль права. Она имеет специфическую сферу регулирования – сферу общественно – трудовых отношений. Оно регулирует процесс коллективного труда. Индивидуальный труд не регулируется нормами трудового права. Возникающие общественные отношения носят объективный характер, они присущи любому совместному труду. Совместный труд – это система организованного поведения людей, осознавших необходимость соблюдения определенных правил поведения в процессе коллективного труда. В зависимости от отношения к средствам производства различается труд собственников (сособственников) и труд несобственников (наемных работников). Если между гражданином (работником) и работодателем заключен трудовой договор, то на этих субъектов распространяются нормы трудового права независимо от принадлежности их к средствам производства. Трудовое право регулирует не технологию труда, а общественные связи , возникающие между работником и работодателем. Отношения между работниками в процессе выполнения ими трудовых обязанностей не регулируются трудовым правом.

В Трудовом кодексе четко определены цели и задачи трудового законодательства (ст.1 ТК РФ).

Целями трудового законодательства являются:

Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан,

Создание благоприятных условий труда,

Защита прав и интересов работников и работодателей.

Впервые основной закон о труде предусмотрел среди целей правового регулирования труда – защиту интересов работодателей, поскольку работодатели являются наряду с работниками субъектами основных видов правоотношений в сфере труда.

В числе основных задач ТК РФ закрепил:

Создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства,

Правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Трудовое право выполняет следующие основные функции :

1. Социальную . Она отражается в нормах по реализации принципа свободы труда, других конституционных прав и свобод граждан, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, ограничении продолжительности рабочего времени , оплаты труда и др.

2. Защитную . Она выражается в установлении высокого уровня условий труда, надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда , в установленном законодательстве о труде порядке разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

3. Производственную . Выражается в стимулировании качественной работы путем регулирования заработной платы , установлении надбавок и доплат, в нормах трудовой дисциплины.

4. Воспитательную . Отражается в нормах о применении мер поощрения за добросовестный труд, мер дисциплинарной и материальной ответственности работников, материальной ответственности работодателя.

5. Развития производственной демократии . Она выражается в нормах о праве работников на участие в управлении организацией, правах и гарантиях профсоюзных органов, дополнительных юридических гарантиях работникам-членам профсоюзов, работникам - членам представительного органа работников.

Предмет трудового права – это те общественные отношения, которые регулируются его нормами. В предмет трудового права входят следующие виды общественных отношений :

1. Трудовое правоотношение . Оно занимает центральное место в предмете трудового права. Трудовое правоотношение – это отношение работника с работодателем по использованию его личной способности к труду, выражающееся в выполнении конкретной трудовой функции с подчинением внутреннему трудовому распорядку организации и за вознаграждение по труду.

2. Отношения, непосредственно связанные с трудовым (ст. 1 ТК РФ), по:

а) организации труда и управлению трудом;

б) трудоустройству у конкретного работодателя;

в) профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя:

К основным субъектам трудового права относятся:

Гражданин (работник);

Работодатель (юридическое или физическое лицо);

Работники;

Профсоюзы, их органы;

Органы по разрешению трудовых споров;

Субъекты социально-партнерских отношений;

Органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

2 вопрос.

Следует выделить 3 категории граждан как субъектов трудового права:

1. Лица наемного труда (работники).

2. Работающие собственники (члены акционерных обществ , кооперативов и пр.).

3. Предприниматели (работодатели).

Трудовая правосубъектность гражданина как работника включает в себя возрастной и волевой критерии.

Минимальный возраст при приеме на работу установлен ст. 63 ТК РФ. По общему правилу этот возраст для заключения трудового договора установлен 16 лет . В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать граждане при достижении возраста 15 лет . С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может заключаться с лицами при достижении 14 лет . Однако для таких подростков необходимо, чтобы работа выполнялась в свободное от учебы время, она должна быть легкой и не причинять вреда здоровью и не нарушать процесс обучения. Как исключение ТК РФ устанавливает возраст при приеме на работу менее 14 лет. Это допускается в организациях кинематографии, театрах, концертных, театральных организациях, При этом также необходимо согласие одного из родителей, органа опеки и попечительства и работа не должна нанести ущерб здоровью и нравственному развитию подростка.

Гражданин должен быть дееспособным , то есть при заключении трудового договора он должен отдавать себе отчет в происходящем. Это касается любых условий трудового договора и самого факта заключения трудового договора, как юридического факта, вызывающего для сторон определенные правовые последствия. Свобода воли невозможна без осознания совершения определенных юридических действий. При наличии медицинского заключения работодатель должен расторгнуть трудовой договор с работником в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, если невозможно работника перевести с его согласия на другую работу (п. п. «а» п.2 ст. 81 ТК РФ). В случае признания работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением трудовой договор расторгается по п. 5 ст. 83 ТК РФ. Из указанных положений вытекает, что трудовая праводееспособность гражданина имеет принципиальное значение, и при приеме на работу работодатель обязан это учитывать. Таким образом, если гражданин является полностью недееспособным по решению суда, он не может быть субъектом трудового правоотношения, т. е. трудовой договор с ним не может быть заключен.

Наемные работники не имеют отношения к собственности работодателя (в смысле приобретения, распределения, отчуждения собственности работодателя).

Работающие собственники в отличие от наемных работников являются собственниками имущества общества, поэтому их правовой статус регулируется как нормами трудового, так и гражданского законодательства.

Имеются некоторые особенности правового статуса иностранного гражданина .

Иностранный гражданин не вправе находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, установленными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ, или иного эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации и пр. (ст. 14 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» о 25 июля 2002 года).

При приеме на работу иностранных граждан работодатель должен получить в установленном порядке разрешение на основании заключенных с ними трудовых договоров. При этом в качестве работодателя может быть как юридическое, так и физическое лицо. Иностранный гражданин также может выступать в качестве работодателя, если он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя . Иностранный гражданин может не иметь разрешение на работу, если он постоянно или временно проживает на территории Российской Федерации; является сотрудником дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в РФ; сотрудником международных организаций, а также частным домашним работником указанных лиц, журналистом, аккредитованным в РФ; обучающимся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающим в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в котором он обучается и пр. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (ст. 13 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 01.01.01 года).

Порядок приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности регулируется ст. 18 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 01.01.01 года. Для этого необходимо:

Наличие квоты (она утверждается Правительством РФ ежегодно по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ);

Приглашение выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающими вопросами внутренних дел (или его территориальным органом) по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем в соответствующий орган;

Одновременно с ходатайством работодатель представляет разрешение на привлечение и использование иностранных работников, документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника.

Работодатель обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранного работника; обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; представить соответствующие документы для его регистрации; уведомить налоговый орган по месту своего учета в течение 10 дней; содействовать выезду из РФ иностранного работника после истечения срока трудового договора; оплачивать расходы при выезде иностранного гражданина из РФ при нарушении порядка привлечения и использования иностранного гражданина для работы; направлять в соответствующий орган исполнительной власти информацию о нарушении условий трудового договора иностранным работником и о досрочном расторжении договора с ним; направлять в соответствующий федеральный орган исполнительной власти информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Разрешение на работу может аннулироваться, если иностранный гражданин, например, представил подложные документы; осужден за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; находится за пределами РФ более 6 месяцев и других случаях в соответствии с указанным ФЗ РФ.

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах компетенции.

3 вопрос.

Работодателем может быть как физическое , так и юридическое лицо (ст.20 ТК РФ). Причем, работодатель - юридическое лицо - независимо от формы собственности юридического лица и организационно-правовой формы деятельности. Работодатель - физическое лицо может быть как индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, так и гражданином, не занимающимся предпринимательской деятельность. Имеются некоторые различия (это установлено Трудовым кодексом) в полномочиях работодателя юридического или физического лица. Например, работодатель - юридическое лицо обязан вести трудовые книжки на всех работников, проработавших в организации свыше 5 дней, если для них эта работа основная. Работодатели - физические лица не вправе вести трудовые книжки на работников (ст.66, 309 ТК). Имеются особенности в правовом статусе работодателя - физического лица, которые определены главой 48 ТК РФ. Например, такой работодатель обязан зарегистрировать трудовой договор с работником в соответствующем органе местного самоуправления (ст.303 ТК). Об изменении существенных условий трудового договора работодатель предупреждает работника в письменной форме не менее чем за 14 календарных дней (ст.306 ТК). Трудовой договор может быть прекращен не только по основаниям, предусмотренным ТК РФ, но и по основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст.307 ТК).

Трудовая праводееспообстность работодателя возникает с момента его государственной регистрации, установленной ГК РФ (для работодателя юридического лица и индивидуального предпринимателя без образования юридического лица). Прекращается трудовая праводееспособность с момента исключения из государственного реестра (для работодателя юридического лица) и с момента прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в установленном ГК РФ порядке. Основаниями для прекращения деятельности работодателя могут быть прекращение их деятельности при банкротстве либо прекращении деятельности на основании решения полномочных органов или для индивидуального предпринимателя – это смерть.

Конспект лекции (занятие № 39)

Раздел рабочей программы (для дисциплины) Раздел 2. Отрасли российского права ( «Право»)

Тема учебного занятия: Трудовое право. Трудоустройство и занятость

Дидактическая цель: познакомить учащихся с понятием «безработный» и трудоустройство.

Развивающая цель: расширить кругозор студентов и их правовые знания, путем рассмотрения порядка признания лица безработным, выплаты пособия по безработице, порядка приема на работу.

Воспитательная цель: сформировать мнение о роли государства в трудоустройстве граждан.

Организационная форма проведения занятия: лекция.

Методическое обеспечение урока: Трудовой кодекс РФ, Закон о занятости, конспект.

Межпредметные связи

Изучаемая дисциплина

Обеспечиваемые дисциплины

«Обществознание»

«История»

«Право»

«Правовое регулирование профессиональной деятельности»

Внутрипредметные связи

Тема 1.1. Право в системе социального регулирования

Тема 1.2. Формы (источники) права

Тема 1.3. Правовые нормы и их система.

Тема 1.5. Правоотношения.

Тема 2.2. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ.

Тема 3.3. Трудовое право. Трудоустройство и занятость

3.5 Уголовное право.

4.1 Общая характеристика международного права и его основных принципов. Основные институты международного права. Отрасли международного права

Этапы занятия

I . Организационный этап занятия

II. Вводный этап занятия

    Проверка домашнего задания

    Сообщение темы

    Постановка цели

    Мотивация

    Входной контроль

    Коррекция опорных знаний.

III. Основной этап занятия.

    Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Изучение нового материала.

    Первичное закрепление базисного уровня.

    Проверка понимания алгоритма действий.

    Коррекция знаний ориентировочной основы действий.

    Самостоятельная работа студентов по применению полученных знаний.

Мотивация.

Домашнее задание.

План урока:

1.Понятие занятости.

2. Понятие безработного.

3. Гарантии безработным в РФ.

4. Порядок приобретения статуса безработного.

5. Порядок, сроки и размеры выплаты пособия по безработице.

6. Возраст заключения трудового договора.

7. Гарантии при заключении трудового договора.

I . Организационный этап занятия: Предъявление единых педагогических требований:

Приветствие;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

II . Вводный этап занятия

Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по предыдущему занятию: Трудовое право. Понятие и источники трудового права

Вопросы:

    Назовите международный акт, в котором содержится право на труд.

    К какому виду конституционных прав относится право на труд?

    В каком году был принят действующий Трудовой кодекс РФ?

    Как называется министерство РФ, в сферу ведения которого входят трудовые отношения?

    Дайте определение локальному акту.

    Приведите примеры локальных актов.

Постановка цели

Перед Вами стоит следующая цель. Вы будете:

иметь практический опыт:

в устройстве на работу

уметь:

разграничивать понятия безработный и нетрудоспособный.

знать:

такие понятия трудового права, как безработица, трудоспособность и занятость;

как получить статус безработного и получать пособие по безработице.

Мотивация.

Рано или поздно многие из Вас пойдут работать. В этот момент Вы должны знать какие документы необходимо с собой взять, что делать, если работодатель будет необъективен при рассмотрении Вашей кандидатуры и др. Но и в том случае, если Вас приняли на работу, на рынке труда случаются моменты, когда работника не устраивает его работа (зарплата, условия и т.д.), его сокращают по объективным причинам и др. В таких случаях следует воспользоваться правом на защиту со стороны государства в социальной сфере – защита от безработицы.

Входной контроль (тест).

Выберете правильный вариант.

    Какая функция государства реализуется при защите от безработицы?

А) политическая

Б) социальная

В) культурная

Г) экономическая

А) 2200 руб.

Б) 3330 руб.

В) 4444 руб.

Г) 5554 руб.

3. Какие отношения предшествуют трудовым?

А) организация и управление трудом

Б) трудоустройство у данного работодателя

В) повышение квалификации

Г) разрешение трудовых споров

4. Какие отношения сопутствуют трудовым?

А) социальное партнерство

Б) материальная ответственность работника

В) обязательное социальное страхование

Г) все названные выше варианты.

5. Каким видом юридических фактов является заключение трудового договора?

А) действием

Б) событием

В) гражданским состоянием

Г) юридической фикцией.

III. Основной этап занятия.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Безработным гражданам гарантируются:

социальная поддержка;

осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;

бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;

г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

5. Постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт;

б) документ об образовании;

в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - реабилитации.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям и устанавливается в процентном отношении к , исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном безработными, начисляется:

в первом (12-месячном) периоде выплаты:

в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше пособия по безработице (4900 руб.) и не ниже пособия по безработице (850 руб.), увеличенных на размер районного коэффициента;

во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Возраст заключения трудового договора. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Гарантии при заключении трудового договора. Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Закрепление пройденного материала.

Задание: Разделитесь на пары. Инсценируйте встречу работника и работодателя, которые обсуждают вопрос о заключении трудового договора. С помощью ТК РФ, обратите внимание на условия, которые будут оговаривать стороны.

IV. Заключительный этап занятия.

Подведение итогов. Анализ работы каждого студента.

Сообщение оценки качества работы каждого студента.

Отметить, кто добился отличного качества работы.

Разбор наиболее характерных недочетов в работе студентов и рекомендации по их устранению.

Домашнее задание.

Составить резюме для потенциальных работодателей.