Правила проведения аукциона по продаже муниципального имущества. В частности, речь идёт о. Порядок проведения аукционных мероприятий

Порядок продажи муниципального имущества на аукционе

1. На аукционе продается муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

2. Аукцион является открытым по составу участников.

3. Предложения о цене муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

При равенстве двух и более предложений о цене муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.

4. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней.

5. Информационное сообщение о продаже муниципального имущества, должно содержать следующие сведения:

представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет продавца, является выписка со счета продавца.

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

9. До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

10. Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе.

11. Уведомление о признании участника аукциона победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

12. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.

13. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

14. В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.

15. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.

Порядок проведения аукциона

1. Аукцион с подачей предложений о цене имущества в открытой форме

а) аукцион должен быть проведен не позднее 5 календарных дней с даты определения участников аукциона, указанной в информационном сообщении о проведении аукциона;

б) аукцион ведет аукционист в присутствии уполномоченного представителя продавца, который обеспечивает порядок при проведении торгов;

в) участникам аукциона выдаются пронумерованные карточки участника аукциона (далее именуются - карточки);

г) аукцион начинается с объявления уполномоченным представителем продавца об открытии аукциона;

д) после открытия аукциона аукционистом оглашаются наименование имущества, основные его характеристики, начальная цена продажи и "шаг аукциона".

"Шаг аукциона" устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 5 процентов начальной цены продажи, и не изменяется в течение всего аукциона;

е) после оглашения аукционистом начальной цены продажи участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек;

ж) после заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения по цене продажи, превышающей начальную цену. Каждая последующая цена, превышающая предыдущую цену на "шаг аукциона", заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек. В случае заявления цены, кратной "шагу аукциона", эта цена заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек и ее оглашения;

з) аукционист называет номер карточки участника аукциона, который первым заявил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и объявляет заявленную цену как цену продажи. При отсутствии предложений со стороны иных участников аукциона аукционист повторяет эту цену 3 раза. Если до третьего повторения заявленной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую цену, аукцион завершается.

и) по завершении аукциона аукционист объявляет о продаже имущества, называет его продажную цену и номер карточки победителя аукциона. Победителем аукциона признается участник, номер карточки которого и заявленная им цена были названы аукционистом последними;

к) цена имущества, предложенная победителем аукциона, заносится в аукционную ведомость и протокол об итогах аукциона.

2. Аукцион с подачей предложений о цене имущества в закрытой форме проводится в следующем порядке:

а) в день подачи заявки или в день подведения итогов аукциона участники аукциона представляют продавцу в запечатанном конверте предложения о цене имущества;

б) перед вскрытием конвертов с предложениями о цене имущества продавец проверяет их целость, что фиксируется в протоколе об итогах аукциона;

в) продавец рассматривает предложения участников аукциона о цене имущества. Указанные предложения должны быть изложены на русском языке и подписаны участником (его полномочным представителем). Цена указывается числом и прописью. В случае если числом и прописью указываются разные цены, продавцом принимается во внимание цена, указанная прописью.

Предложения, содержащие цену ниже начальной цены продажи, не рассматриваются;

д) решение продавца об определении победителя оформляется протоколом об итогах аукциона, в котором указывается имя (наименование) победителя аукциона и предложенная им цена покупки имущества.

Осуществляют продажу различного муниципального имущества на специальных открытых аукционах, для участия в которых требуется подать заявку. Участвовать в торгах могут не только юридические, но и физические лица. Продавать государственную собственность имеют право только уполномоченные лица. Законом детально проработана сама процедура торгов, в ходе которых через покупку государственной или муниципальной собственности осуществляется ее приватизация. Соблюдение процессуальных нормативов обеспечивает легальность коммерческими организациями и частными лицами. В случае нарушения установленных законом нормативов по организации торгов сделка может быть признана ничтожной и покупателю придется вернуть приобретенное государственное имущество.

В этой статье

Что может быть приватизировано через официальные торги

В собственности государственных властей разного уровня находится разнообразное имущество. Законом официально разрешена продажа государственного и муниципального имущества в тех случаях, когда требуется пополнить муниципальную казну или избавиться от нерентабельного объекта, приносящего убытки государству или муниципалитету.

Государственные власти разного уровня имеют право выставить на конкурсные торги следующее государственное имущество:

  • земельные участки под строительство или сельскохозяйственное назначение;
  • любые здания и строения;
  • ценные бумаги, акции и облигации, выпущенные государством;
  • недвижимость и ценности, находящиеся территориально в другой стране, но принадлежащие государству;
  • залежи полезных ископаемых.

Кто может принять участие в аукционах

Действующее законодательство описывает конкурсные торги по продаже государственной собственности разного типа и порядок их проведения как открытое мероприятие, в котором могут принимать участие коммерческие организации и физические лица. Закон оговаривает специально круг юридических и физических лиц, для которых невозможно участие в таких торгах. К ним относятся:

Организация конкурсных торгов

Осуществляют на специальных аукционах, на которых каждый вид собственности выставляется в форме подробно описанного лота. Организатор таких торгов в обязательном порядке указывает:

  • начальную стоимость объекта в рублях;
  • размер шага аукционных торгов;
  • задаток, который потребуется внести по окончании торгов за купленную собственность.

Сведения о выставляемом на аукцион имуществе, цена, размер задатка и величина повышения начальной цены («шаг аукциона»)

Каждый аукцион тщательно готовится специальными уполномоченными органами, которые:

  • выбирают место и время его проведения;
  • определяют места внесения задатков за приобретенную государственную собственность через конкурсные торги;
  • устанавливают время начала и завершения приема заявок для участия в аукционе;
  • проводят регистрацию участников конкурсных торгов;
  • назначают специалистов, которые будут проводить продажу государственного имущества.

Условия конкурса могут предусматривать ряд требований к участникам аукциона, которые должны быть выполнены для участия в таком мероприятии. По действующим правилам участники должны предоставить заявление и пакет необходимых документов, которые предусматривают условия конкурса.

В тех случаях, когда торги проходят в электронной форме, в них могут участвовать юридические лица из разных российских регионов. При организации торгов в режиме офлайн к участникам торгов предъявляется ряд специальных требований.

Правила проведения

Конкурсные аукционы всегда проводится в публичной форме на специальных площадках при строгом соблюдении действующего законодательства о продаже государственного и муниципального имущества.

Законом запрещается продавать такие объекты, с которыми к новым владельцам такой собственности переходят обязательства по ней.

Каждый участник такого мероприятия должен заполнить заявление по определенной форме и правильно оформить все необходимые документы. Хотя аукционы являются открытыми и общедоступными для каждого желающего, для участия в них требуется обладать специальными юридическими знаниями. Юридические и физические лица для этого могут использовать услуги специалистов, оказывающих помощь при оформлении заявки на участие и последующее сопровождение в приобретении желанного лота и оформлении его в собственность.

Каждый участник аукционных торгов после победы на аукционе должен подтвердить свою покупку специальным взносом, размер которого указывается в описании лота в обязательном порядке. При отсутствии такого взноса сделка может быть аннулирована.

Через систему официальных торгов по продаже государственного и муниципального имущества можно по более низкой стоимости, чем рыночная цена, приобрести ценное имущество. Участие в таких мероприятиях позволяет рационально вкладывать свои капиталы в выгодные имущественные объекты. Для того чтобы сделки не были опротестованы, а желающие приобрести государственное имущество смогли попасть на такие аукционы, требуется пользоваться услугами юристов, специализирующихся в этой области. Официально торги являются открытыми и бесплатными мероприятиями, но процедура их проведения довольно сложна и требует специальной подготовки. Используя услугу документального сопровождения, можно избежать многих ошибок и регулярно принимать участие в таких официальных мероприятиях по продаже государственного имущества. Следует помнить, что при обнаружении любых несоблюдений правил проведения таких торгов и нарушении интересов государства сделка может быть признана официально недействительной.

П Р А В И Л А

ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ

ПО ПРОДАЖЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Федеральный закон от 01.01.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.01.2001) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) ст. 18

Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 N 585 (ред. от 01.01.2001) "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе" п. п. 5-15

Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

(ст. 18 Федерального закона от 01.01.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.01.2001)

"О приватизации государственного и муниципального имущества" )

1. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

2. Аукцион является открытым по составу участников.

3. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.

4. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней.

5. При проведении аукциона, если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указывается величина повышения начальной цены ("шаг аукциона").

6. Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 106-ФЗ)

7. При закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов аукциона. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанного имущества может быть подан при подаче заявки.

8. Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации ;

представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

9. До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

10. Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе.

11. Уведомление о признании участника аукциона победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

(в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 106-ФЗ)

12. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.

13. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

14. В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.

15. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.

16. Не урегулированные настоящей статьей и связанные с проведением аукциона отношения регулируются Правительством Российской Федерации.

Условия участия в аукционе

(п. п. 5-15 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 585 (ред. от 01.01.2001)

1. Для участия в аукционе претендент представляет продавцу (лично или через своего полномочного представителя) в установленный срок заявку по форме, утверждаемой продавцом, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого на аукционе имущества и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении аукциона. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у продавца, другой - у заявителя.

2. Для участия в аукционе претендент вносит задаток на счет (счета) продавца. Договор о задатке заключается в порядке, предусмотренном статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер задатка, срок и порядок его внесения, реквизиты счета (счетов) продавца, порядок возвращения задатка и иные условия договора о задатке, определенные продавцом в качестве условий договора присоединения , публикуются в информационном сообщении о проведении аукциона.

Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) продавца, является выписка (выписки) со счета (счетов) продавца.

Зачисленный на основании платежных документов плательщика задаток подлежит отражению органами Федерального казначейства на лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.01.2001 N 689)

3. Прием заявок начинается с даты, объявленной в информационном сообщении о проведении аукциона, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее чем за один календарный день до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов.

4. Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется продавцом в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре заявки продавцом делается отметка о принятии заявки с указанием ее номера, даты и времени принятия продавцом.

5. Заявки, поступившие по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о проведении аукциона, вместе с описью, на которой делается отметка об отказе в принятии документов, возвращаются претендентам или их уполномоченным представителям под расписку.

6. Продавец принимает меры по обеспечению сохранности заявок и прилагаемых к ним документов, в том числе предложений о цене имущества, поданных претендентами при подаче заявок, а также конфиденциальности сведений о лицах, подавших заявки, и содержания представленных ими документов до момента их рассмотрения.

II. Порядок проведения аукциона и оформление

его результатов

7. Решения продавца о признании претендентов участниками аукциона оформляется протоколом.

В протоколе о признании претендентов участниками аукциона приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, с указанием оснований отказа.

При наличии оснований для признания аукциона несостоявшимся продавец принимает соответствующее решение, которое оформляется протоколом.

8. В день подведения итогов аукциона (или в день определения участников аукциона - при подаче предложений о цене имущества в открытой форме), указанный в информационном сообщении о проведении аукциона, продавец рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов продавец принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске претендентов к участию в аукционе.

Дата определения участников аукциона (при подаче предложений о цене имущества в открытой форме) указывается в информационном сообщении о проведении аукциона.

9. Претенденты, признанные участниками аукциона, и претенденты, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.

10. Претендент приобретает статус участника аукциона с момента оформления продавцом протокола о признании претендентов участниками аукциона.

11. Аукцион с подачей предложений о цене имущества в открытой форме проводится в следующем порядке:

а) аукцион должен быть проведен не позднее 5 календарных дней с даты определения участников аукциона, указанной в информационном сообщении о проведении аукциона;

б) аукцион ведет аукционист в присутствии уполномоченного представителя продавца, который обеспечивает порядок при проведении торгов;

в) участникам аукциона выдаются пронумерованные карточки участника аукциона (далее именуются - карточки);

г) аукцион начинается с объявления уполномоченным представителем продавца об открытии аукциона;

д) после открытия аукциона аукционистом оглашаются наименование имущества, основные его характеристики, начальная цена продажи и "шаг аукциона".

"Шаг аукциона" устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 5 процентов начальной цены продажи, и не изменяется в течение всего аукциона;

е) после оглашения аукционистом начальной цены продажи участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек;

ж) после заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения по цене продажи, превышающей начальную цену. Каждая последующая цена, превышающая предыдущую цену на "шаг аукциона", заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек. В случае заявления цены, кратной "шагу аукциона", эта цена заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек и ее оглашения;

з) аукционист называет номер карточки участника аукциона, который первым заявил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и объявляет заявленную цену как цену продажи. При отсутствии предложений со стороны иных участников аукциона аукционист повторяет эту цену 3 раза. Если до третьего повторения заявленной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую цену, аукцион завершается;

и) по завершении аукциона аукционист объявляет о продаже имущества, называет его продажную цену и номер карточки победителя аукциона. Победителем аукциона признается участник, номер карточки которого и заявленная им цена были названы аукционистом последними;

к) цена имущества, предложенная победителем аукциона, заносится в протокол об итогах аукциона, составляемый в 2 экземплярах.

Протокол об итогах аукциона, подписанный аукционистом и уполномоченным представителем продавца, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества.

Если при проведении аукциона продавцом проводились фотографирование, аудио - и (или) видеозапись , киносъемка, то об этом делается отметка в протоколе. В этом случае материалы фотографирования, аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются в течение суток к протоколу в соответствии с актом, подписываемым лицом, осуществлявшим фотографирование, аудио - и (или) видеозапись, киносъемку, аукционистом и уполномоченным представителем продавца;

л) задаток возвращается участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение 5 дней со дня подведения итогов аукциона;

м) если после троекратного объявления начальной цены продажи ни один из участников аукциона не поднял карточку, аукцион признается несостоявшимся.

В случае признания аукциона несостоявшимся продавец в тот же день составляет соответствующий протокол, подписываемый им (его уполномоченным представителем), а также аукционистом.

Финансовый кризис и нестабильная экономическая ситуация в стране привели к тому, что государство вынуждено вести поиск дополнительных способов пополнения бюджета. Одним из источников финансирования местного бюджета является доход от продажи муниципальной собственности на . При продаже недвижимости власти должны неукоснительно следовать законодательным положениям ведения торгов и обеспечивать равенство россиян на участие в приватизации государственной собственности.

В соответствии с действующим законодательством реализация прав на муниципальную собственность должна производиться путём организации открытого аукциона, позволяющего коммерческим организациям или физическим лицам приватизировать государственное имущество.

Процедура приватизации представляет собой передачу прав на имущество федеральных или местных властей, осуществляемую на возмездной основе. Она основана на принципах открытости функционирования инстанций разных уровней и равенстве всех граждан, изъявивших желание приобрести часть госсобственности.

На аукционе может быть продана:

  • Земельный участок;
  • Здания любого назначения;
  • Зарубежная недвижимость и ценности, находящиеся в собственности РФ;
  • Ресурсы недропользования;
  • Ценные бумаги, принадлежащие государству или выпущенные им.

Законодательство разрешает осуществлять организацию аукционов исключительно уполномоченным структурам. В противном случае, сделка будет признана ничтожной. Специализированные инстанции, организующие торги, могут защищать и отстаивать муниципальные имущественные интересы, и вправе подать иск при их несоблюдении.

В соответствии с действующим законодательством принять участие в покупке государственного имущества могут обычные граждане и организации. Однако, для некоторых категорий граждан предусмотрен запрет, направленный на защиту конституционного строя.

В частности, речь идёт о:

  • Унитарные предприятия;
  • Органы власти;
  • Юридические лица, более 25% уставного капитала которых принадлежит государству.

Ограничения не действуют в том случае, если владелец сооружений производит выкуп земель, на которых стоят постройки. Акционерные общества, акции которых реализуются на аукционе, также не могут принять участие в торгах. Если после передачи прав на имущество будет установлена неправомерность участника (покупателя), итоги аукциона аннулируются, а сделка по приобретению имущества становится недействительной.

Законом установлено, что реализация собственности муниципалитетов и государства путём проведения аукциона, должна начинаться с проведения подготовительных мероприятий, включающих следующие этапы:

  • Первоначальное определение стоимости реализуемого имущества;
  • Установление пунктов, касающихся внесения денежных средств и погашения задаточной части выкупной цены госсобственности или прав на неё;
  • Определение даты и места проведения открытого аукциона, временного промежутка для открытия и закрытия торгов, а также даты окончания приёма заявок от участников;
  • Организация и публикация сообщений, призванных сообщить потенциальным участникам о проведении аукциона;
  • Приём, регистрация и учёт заявок от потенциальных участников торгов;
  • Проверка подлинности бумаг, предоставленных потенциальными участниками;
  • Составление перечня участников аукциона из числа лиц, подавших заявки;
  • Назначение лица, которое будет проводить торги.

За некоторое время до начала открытого аукциона, на ресурсах сети интернет публикуется информационное объявление. Оно содержит основные требования к потенциальным участникам, порядок и сроки оплаты гарантийного взноса, реквизиты банковской организации, наименование платежа и особенности процедуры возврата денежных средств. Данное сообщение представляет собой публичную оферту, принятием которой является отправка заявок потенциальными участниками и оплата взносов.

Для того чтобы потенциальному покупателю был присвоен статус участника, ему необходимо правильно оформить и подать заявление, приложив полный перечень документов, обозначенных в публикации. Для подтверждения своего намеренья купить имущество, участник переводит на счёт организатора определённую сумму. Подтверждением данного действия является выписка со счёта продавца.

Заявки от потенциальных участников начинают приниматься не позднее 25 дней до момента формирования списка покупателей. Завершение приёма заявлений происходит за 3 дня до соответствующей даты. Все заявки, поступившие с нарушением сроков приёма, возвращаются отправителем с отметкой о причине отказа.

Поступившие заявки рассматриваются организатором мероприятия, а потенциальным покупателям присваивается статус участников. Процедура полностью протоколируется и включает список лиц, изъявивших желание приобрести право на госимущество. Приём решения осуществляется в 5-дневный срок с момента окончания приёма заявлений. После завершения процедуры всем заявителям отправляются уведомления о присвоении соответствующего статуса, либо об отказе. Оповещение вручается лично либо отправляется через почтовое отделение.

В соответствии с законодательством аукцион может быть открытого и закрытого типа. Первый вариант предусматривает активность потенциальных покупателей путём подъёма карточек, что и доказывает готовность участника приобрести лот за обозначенную стоимость. Закрытый аукцион подразумевает передачу запечатанных конвертов, содержащих размер выкупной стоимости, аукционисту.

По итогам аукциона определяется конечный покупатель, озвучивший самую высокую цену. Все результаты подлежат обязательному протоколированию. Документ, содержащий информацию о победителе мероприятия, вручается конечному покупателю под расписку. Денежные средства, внесённые победителем в качестве задатка, переводятся в бюджет, а взносы остальных участников возвращаются им в полном объёме.

По результатам мероприятия формируется информационное объявление, которое потом размещается на интернет-сайтах. В течение 5 дней после завершения торгов победитель и организатор мероприятия оформляют сделку, предметом которой становится право собственности на имущество, проданное на аукционе. Победитель переводит денежные средства на указанный банковский счёт, после чего они поступают в казну.

Если покупатель отказывается внести полную стоимость приобретённого имущества, это может повлечь за собой санкции, предусмотренные действующим законодательством.

В соответствии с действующим законодательством существуют и иные способы приобретения муниципального имущества, предусматривающие процедуру приватизации.

К ним относятся:

  • Внесение изменений в организационную форму компании, подразумевающей унитарное использование оборотных активов;
  • Продажа имущества в ходе специализированного аукциона или в результате организации конкурсных мероприятий;
  • Продажа имущества без указания конкретной стоимости или с использованием публичных оферт;
  • Передача имущества с целью пополнения капитала коммерческой организации;
  • Продажа ценных бумаг, находящихся в собственности государства, через доверительное лицо.

Имущественные комплексы унитарных организаций формируются в предпринимательские сообщества. Если имеющегося имущества достаточно для образования акционерного общества, то государственная компания оформляется по соответствующему типу. Если по результатам приватизации выясняется, что необходимый объём капитала отсутствует, унитарное предприятие реорганизуется в общество с ограниченной ответственностью.

Права на владение и распоряжение государственным имуществом не могут быть переданы субъектам и частным лицам с использованием метода, не предусмотренного действующим законодательством. Однако в юридической практике насчитывается масса примеров, когда потенциальным покупателям незаконно отказывают в праве приобретения госимущества.

Если вы считаете, что вам незаконно отказали в присвоении статуса участника, или был нарушен порядок проведения торгов, наши юристы готовы детально изучить ситуацию ответить на все вопросы. Наши эксперты подробно разъяснят следующие нюансы:

  • Кто имеет законное право на приобретение имущества в частную собственность;
  • Способы установления реализуемых предметов и их стоимости;
  • Особенности отправки уведомлений потенциальным покупателям, включая их порядок и сроки;
  • Требования, предъявляемые к оформлению итогов торгов;
  • Особенности подачи жалобы на действия государственных органов, ответственных за проведение аукциона.

Для того чтобы задать вопрос нашему юристу, вам не придётся часами колесить по городу в поисках квалифицированного специалиста, отвлекаться от важных дел и даже выходить из дома. Вы можете просто позвонить нам, или описать свою проблему, заполнив краткую форму, размещённую на сайте. Дистанционный способ общения не уступает по своей эффективности личной беседе с юристом, но позволяет сэкономить драгоценное время и избежать ненужных финансовых затрат.

Получить консультацию может любой желающий, независимо от пола, возраста, социального статуса, занимаемой должности и прочих индивидуальных особенностей.

Обширные познания в области действующего законодательства и многолетний практический опыт позволяют нашим специалистам обеспечивать максимальную эффективность каждой отдельной консультации.

Продажа муниципального имущества

Муниципальным имуществом в России считается такое имущество, которое на основании права собственности принадлежит государству (так называемая федеральная собственность), а также имущество, на основании права собственности принадлежащее субъектам государства. От имени государства и его субъектов органы, осуществляющие государственную власть, имеют право приобретать это имущество, осуществлять в его отношении свои имущественные права и обязанности.

Муниципальным имуществом является также то, которое содержится в собственности городских или сельских поселений, либо иных муниципальных образований. Приобретать и использовать его имеют право органы местного самоуправления, а также в рамках компетенции муниципальных образований, которая устанавливается специальными нормативными актами, выступать в суде. Рассмотрим для начала, что такое продажа и аренда муниципального имущества

Общие положения аренды муниципального (государственного) имущества

Аренда муниципального имущества имеет свои особенности, которые касаются заключения договора, а также установления всех соответствующих арендных платежей. В соответствии с некоторыми положениями Конституции РФ, управление муниципальной (государственной) собственностью осуществляет Правительство государства.

Отношения, которые возникают в процессе заключения договора аренды муниципальной собственности, а также исполнения арендного договора, регламентированы главой 34 Гражданского кодекса РФ. Договор аренды, иначе называющийся имущественным наймом, заключается в том, что арендодатель должен предоставить нанимателю определенное федеральное имущество во временное пользование за соответствующую плату.

Важность заявления

Все вопросы о получении в аренду любого федерального имущества решаются только на основании заявления от определенного законом круга физических или юридических лиц, российских либо иностранных. Также сюда относятся международные организации, имеющие резолюцию о том, что они являются балансодержателями.

Что еще необходимо?

Помимо заявки (заявления) на аренду, заявитель должен предоставить в специальный Комитет по управлению муниципальным (федеральным) имуществом следующие документы:

  • Справка о наличии задолженности по оплате коммунальных платежей либо арендной платы.
  • Справка, заверенная налоговым органом, о наличии или отсутствии задолженностей по всем видам обязательных платежей.

Во время рассмотрения заявок на предоставление аренды особенно учитываются наличие либо отсутствие задолженностей по налоговым обязательствам и своевременность осуществления платежей по арендным обязательствам. Для того чтобы ограничить максимальные сроки оформления арендных договоров, такой срок четко регламентирован и составляет 1 месяц со дня предоставления нанимателем полного пакета соответствующих документов.

Формат арендного имущества

Аренда федерального и муниципального имущества может осуществляться в нескольких формах:

  • при условии реализации нанимателем преимущественного права на арендный договор - в прядке продления такого договора;
  • в общем порядке рассмотрения заявлений, в том числе на основе коммерческого конкурса или посредством аукциона.

Аукцион - это конкурсный способ определения того, кто станет нанимателем государственного или муниципального имущества. Аукцион производится путем осуществления публичных торгов, где арендатором становится тот соискатель, который предложил максимальную цену за право заключить арендный договор. Коммерческий конкурс - это такой способ определения нанимателя имущества, где победителем могут признать того соискателя, который представит наиболее выгодное предложение.

Что делать, если был получен отказ?

Отказ в заявке на заключение договора аренды предоставляется Комитетом по управлению государственным или муниципальным имуществом и должен быть вручен соискателю в письменной форме. Обязательным условием здесь является указание причин такого отказа, который, в свою очередь, может быть обжалован в судебном порядке с соблюдением регламентации специальных нормативных законодательных актов.

Передача имущества по договору аренды

Договор аренды любого нежилого помещения должен заключаться письменно одним документом с подписью обеих сторон. Согласно этому договору арендодатель должен передать во временное использование конкретное здание, сооружение или помещение. В арендном договоре обязательно должно быть указано это имущество, его техническое состояние, местонахождение, площадь и другие характеристики. Передача в аренду таких объектов имущества осуществляется согласно передаточному акту или же другому документу, свидетельствующему о том, что объект передан в пользование арендатора. Акт должен быть составлен в двух экземплярах - для обеих сторон этого договора. Через 5 дней после заключения соглашения арендодатель должен предоставить нанимателю имущество, являющееся предметом данного арендного договора.

Продажа муниципального (государственного) имущества

Процесс продажи муниципального имущества контролируется законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация - это отчуждение имущества, которое находится в праве собственности муниципальных образований, в право собственности юридических либо физических лиц. Этот процесс носит возмездный характер.

Приобрести находящееся в процессе продажи муниципальное имущество имеют право любые юридические, а также физические лица. Этот список исключает унитарные предприятия, муниципальные либо государственные учреждения. Это касается также тех юридических лиц, у которых в уставном капитале содержится более 25 % средств, принадлежащих государству или его субъектам. Существует специальный сайт по продаже муниципального имущества, официально предоставляющий информацию по этому вопросу. Порядок приватизации имущества, которое содержится в муниципальной собственности, согласуется с нормативными актами государства, а также его субъектов.

Как определяется стоимость?

Нормативная цена имущества, которое подлежит приватизации, является минимальной стоимостью, по которой можно отчуждать такое имущество. Определяется она в порядке, который устанавливается правительством государства. Нормативная цена имущества, которое подлежит приватизации, должна приравниваться к рыночной, которая определяется независимым оценщиком. Начальная цена муниципального имущества, подлежащего приватизации, устанавливается в предусмотренных законодательством случаях на основании заключения независимого оценщика, который также должен осуществлять свою деятельность в рамках закона.

Условия о приватизации имущества, принадлежащего муниципальным образованиям, согласно нормативно-правовым актам, регулирующим этот процесс, самостоятельно определяются органами местного самоуправления. Информация о начале приватизации муниципального (государственного) имущества в обязательном порядке должна быть опубликована в различных источниках СМИ, которые также определяются органами местного самоуправления. Это должно произойти не менее чем за 1 месяц до назначенного дня, если иное не предусмотрено в законодательстве. Продажа муниципального имущества осуществляется после приватизации.

Что подлежит огласке через СМИ?

Перечень сведений, которые подлежат обязательному опубликованию в источниках массовой информации:

  • Наименование того органа местного самоуправления, который принял решение о начале приватизации муниципального имущества, а также все существующие реквизиты такого решения.
  • Наименование муниципального имущества, а также все его индивидуальные характеристики.
  • Способ, согласно которому будет осуществляться приватизация муниципального имущества.
  • Начальная цена.
  • Условия платежа, сроки его осуществления, а также все необходимые реквизиты расчетных счетов.

  • Место подачи заявления на приватизацию муниципального имущества, порядок ее осуществления, даты начала и окончания.
  • Требования по оформлению документов и их исчерпывающий перечень.
  • Срок, установленный для заключения договора купли-продажи муниципального имущества.
  • Возможность ознакомления потенциальных покупателей с иной информацией об объекте, подлежащем приватизации, а также с условиями договора и актом инвентаризации.
  • Условия ограничения для определенных категорий юридических или физических лиц.
  • Иные важные сведения.

Продажа муниципального имущества путем проведения аукционов

Муниципальное имущество может продаваться также посредством аукциона. Это происходит в том случае, если покупатели такого имущества не должны выполнить никаких условий в его отношении. Право приобретения находящегося в процессе продажи муниципального имущества осуществляется в порядке аукциона и принадлежит тому покупателю, который готов предложить за него наиболее высокую цену. Если в аукционе принимало участие всего одно юридическое или физическое лицо, такой аукцион по закону признается недействительным.

Перед проведением аукциона в СМИ должны быть указаны:

  • место и время проведения такого аукциона;
  • порядок, согласно которому будут определяться победители;
  • условия внесения задатка, его размер, все необходимые банковские реквизиты и порядок его внесения.

Информация о результатах аукционов подлежит обязательному опубликованию в источниках средств массовой информации, где срок такой публикации не должен превышать тридцати дней со дня совершения подобных сделок. Аукцион по продаже муниципального имущества и тематические конкурсы могут проводиться также в электронной форме. Как уже было отмечено, есть специальный сайт для всех интересующихся данным вопросом. Торги по продаже муниципального имущества такого формата обеспечат их информационную прозрачность и упрощение данной процедуры. Электронный вид сведет к минимуму возможность сговора между участниками таких аукционов и их организаторами. Приватизация объектов осуществляется путем оформления договора купли-продажи муниципального имущества, в который в обязательном порядке должны быть включены все условия данной сделки.