Какие органы осуществляют ведомственный контроль. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства: кто и по каким правилам проводит

Согласно ст. 353.1 ТК РФ , органы исполнительной власти федерального или регионального масштаба осуществляют собственные проверки в организациях, учредителями которых являются. Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается, соответственно, решением федерального министерства или органа региональной власти, местного самоуправления. Примерами таких документов могут служить:

  • Приказ МВД 77 об организации ведомственного контроля;
  • Закон г. Москвы от 15 февраля 2017 года № 3;
  • Приказ Министерства здравоохранения Тверской области от 18.11.2015 № 794;
  • Закон Чувашской республики от 18 июня 2016 года № 29;
  • другие.

Поскольку основания для проверок, а также общий порядок их проведения предусмотрены непосредственно в ТК РФ (см. ст. 360 ТК РФ ), а также в , в ведомственных документах конкретизируются определенные нюансы, например:

  • допустимые виды контроля (плановые, внеплановые, целевые, комплексные проверки);
  • лица, имеющие право его осуществлять (конкретные должности);
  • правила оформления результатов инспекций;
  • периодичность и планы проверок.

Ведомственный надзор, как и государственный, охватывает все сферы трудовых отношений. Поэтому у работодателей могут проверить:

  • корректность составления и хранения трудовых договоров;
  • соблюдение требований закона о рабочем времени и времени отдыха;
  • моменты, касающиеся трудового распорядка, дисциплины и охраны труда;
  • соответствие работников должностям, в том числе их профессиональную подготовку, прохождение переподготовки и повышение квалификации;
  • документы, касающиеся своевременной оплаты и материальной ответственности сторон трудовых отношений.

Общие требования к проверкам

Все правила, которые разрабатываются для ведомственных инспекторов, должны соответствовать требованиям федерального и регионального законодательств. Так, работодатели делятся на несколько категорий. Чем выше риск нарушений в трудовой сфере, тем чаще их могут инспектировать. Согласно утвержденным показателям потенциального вреда организаций из различных секторов экономики, наиболее опасными являются компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Их можно проверять в плановом порядке не чаще 1 раза в 2 года. В группу значительного риска попадают обрабатывающие производства, строительство, транспортировка и хранение. Для них периодичность планового контроля — один раз в 3 года. Работодателей, которые, с точки зрения нарушения законодательства о труде, относятся к категории умеренного риска, можно проверять не чаще одного раза в 5 лет. Таких большинство.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся без учета категории риска, и чаще всего при наличии жалобы. Причем ведомственный контроль в этом случае дублирует государственный и/или муниципальный, но цели у этих проверок разные: у внешних проверяющих задача — выявить нарушение и наказать, у внутренних — дополнительно разобраться в причинах случившегося.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Деятельность любой организации подлежит контролю со стороны вышестоящих ведомств. Ведомственные ревизии помогают своевременно выявить и устранить нарушения, допускаемые в различных сферах хозяйствования. Рассмотрим подробнее, что такое ведомственный контроль и как он осуществляется на практике.

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается специально разработанными в каждой государственной структуре нормативными актами. Однако вне зависимости от того, какое ведомство осуществляет ревизию, цели и типы его не меняются. Кроме того, существуют общепринятые правила проведения таких мероприятий.

Типы надзора

В зависимости о того, кто проводит инспектирование предприятия, можно выделить два вида контроля:

  1. Ведомственный.
  2. Вневедомственный.

Первый вид - это проверка, которую проводит учредитель (ведомство, учредившее организацию). Проще понять различия в этих понятиях на примере. Если в поликлинику приходят проверяющие из вышестоящей инстанции, относящейся к Министерству здравоохранения, и проверяют, например, качество предоставляемых услуг и соблюдение норм, установленных законодательством в сфере охраны здоровья, - это ведомственный контроль качества медицинской помощи.

Если же в поликлинике проводится ревизия со стороны налоговых органов, Пенсионного фонда, СЭС - это вневедомственное инспектирование. Также вневедомственную проверку качества медицинской помощи в медицинской организации могут проводить страховые компании, медицинские ассоциации (например, Российская медицинская ассоциация или Национальная медицинская палата) и Общество по защите прав потребителей.

Виды ведомственного контроля

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства (статья 351.1 ТК РФ ) осуществляется федеральной инспекцией труда. Предметом проверки при этом являются условия трудовых договоров, оплата труда, соблюдение времени работы и отдыха, правил охраны труда, уровень рабочей дисциплины и т.д. Для оценки вышеназванных параметров проверяющим понадобятся все локальные нормативные акты организации, в которых оговариваются нормы труда.

Ведомственный контроль за ОРД (оперативно-розыскной деятелньостью) осуществляется вышестоящими инстанциями органов внутренних дел с целью улучшения качества работы правоохранительных органов.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется вышестоящими государственными структурами в отношении нижестоящих. Целью таких проверок является мониторинг финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также выявление нарушений, связанных с незаконным использованием средств.

Какие цели ставит ведомственный надзор

Рассматриваемый вид надзора преследует следующие задачи:

  • проверка соответствия деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства;
  • выявление и предотвращение нарушений нормативных актов;
  • внедрение мер по эффективному использованию материальных ресурсов;
  • выявление неиспользуемых ресурсов.

Из перечисленных задач вытекают функции такого контроля. Они могут варьироваться в зависимости от нормативно-правовых актов, разработанных в отдельных Министерствах в отношении подведомственных проверяющих органов, но общая концепция работы таких структур заключается в:

  • планировании и проведении проверок;
  • координации работы проверяющих органов;
  • разработке нормативных документов, регламентирующих ревизии;
  • анализе, выявленных нарушений;
  • обеспечении надзора за устранение нарушений;
  • подготовка отчетов о выполненной работе.
Типы проверок

Различают два вида проверок: плановые и внеплановые. Первый тип проверок проводится на основании ежегодного плана. В нем указывается список проверяемых организаций, даты ревизий и структура, ответственная за них. Обычно план размещается на официальном сайте администрации региона.

Внеплановые ревизии проводятся, в случае если в вышестоящую инстанцию поступил сигнал о том, что на подведомственном предприятии нарушаются какие-либо нормы законодательства или же руководитель не представил отчет об устранении ранее выявленных нарушений. О такой ревизии необходимо оповещать не позже, чем за 1 день до нее.

Внутренние проверки

Если ведомственный контроль осуществляется в отношении нижестоящих структур, то внутренние проверки проводятся специально созданными комиссиями внутри предприятия. Обычно ответственность за проведение таких ревизий ложится на руководителей, работников бухгалтерии или специально созданного надзорного подразделения, которое подчиняется руководителю. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной на предприятии, поскольку общих методических рекомендаций по ее проведению в настоящее время не существует. Ее цель:

  • обеспечение правильного функционирования всех структур организации;
  • оценка рациональности расходования всех материальных ресурсов;
  • оценка правильности ведения учета, подготовки отчетности и расчета с сотрудниками.

По результатам ревизии комиссия составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения, а также рекомендации по их устранению. Таким образом, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль - два инструмента, способствующих оптимизации работы предприятия.

Ведомственный контроль представляет собой процедуру надзора вышестоящих структур за нижестоящими. Он выступает в качестве неотъемлемого компонента административной деятельности. Рассмотрим далее, что собой представляет организация ведомственного контроля.

Общие сведения

В структуре любой управленческой системы должны присутствовать подразделения, обеспечивающие ее контрольно-ревизионные функции. Именно это положение считается исходным при оценке разных мнений о формировании надзорных институтов. В конце 90-х гг. появилось представление о целостной, единой контрольной системе государства. В этой связи была поставлена задача формирования комплекса уполномоченных структур. Предполагалось, что новое построение системы позволит уменьшить количество проверяющих, сделав государственный контроль более эффективным.

Задачи институтов

Органы ведомственного контроля должны обеспечивать:

  1. Надзор за соответствием деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства.
  2. Своевременное предотвращение, выявление и пресечение нарушений нормативных предписаний.
  3. Принятие мер по сохранению, эффективному и целевому использованию материальных ценностей.
  4. Выявление неэксплуатируемых резервов для повышения результативности работы нижестоящих структур.

Функции уполномоченных институтов

Они устанавливаются отраслевыми инструкциями. Эти документы разрабатываются министерствами и прочими административными институтами в соответствии с нормативными и методическими материалами, регламентирующими государственный контроль. Надзорные инстанции действуют в рамках своей компетенции и исполняют вмененные им обязанности. Среди основных их функций следует отметить:

Классификация проверок

Контроль и ревизия могут быть:

  1. Плановыми. Они предполагают проверку деятельности организаций, находящихся в подчинении соответствующего органа госуправления либо входящих в его состав.
  2. Внеплановыми. Контроль и ревизия могут выполняться по поручению правоохранительных служб и их руководителей в рамках возбужденных уголовных дел, судебных инстанций по материалам, находящимся в их производстве.
  3. Камеральными.

Кроме этого контрольно-ревизионное управление проводит мероприятия по наблюдению, оценке, анализу, выявлению причинно-следственных связей, прогнозированию обстоятельств, которые могут оказать влияние на результаты работы подчиненных структур. Данная деятельность именуется мониторингом.

Руководители надзорных инстанций

Они несут ответственность за работу, которую выполняет их контрольно-ревизионное управление. В настоящее время существенно возросла роль специалистов, осуществляющих проверки. Руководители служб, выполняющих ведомственный финансовый контроль и хозяйственный надзор, по своей должности входят в состав коллегиальных структур соответствующих министерств. Законодательством предусматривается особый порядок их назначения. Кандидатуры должны согласовываться в установленном порядке:

Специфика работы

Ведомственный контроль регламентируется отраслевыми инструкциями. Для повышения эффективности своей работы надзорные структуры разрабатывают методическую, нормативную, справочную литературу, указания, рекомендации, предложения и обзоры, касающиеся планирования и выполнения проверок, совершенствования надзорных методов. По указу президента, на министерства и прочие административные институты возлагается обязанность проводить ведомственный контроль деятельности всех структур, подчиненных им или входящих в их состав, с федеральной формой собственности или с ее долей.

Важный момент

При министерствах и прочих административных структурах могут формироваться специальные организации, осуществляющие ведомственный контроль. В случае его проведения на предприятии с долей госсобственности в отчетном периоде оно освобождается от ежегодных обязательных аудиторских проверок. Индивидуальная ответственность за состояние надзорной деятельности возлагается на руководителей соответствующих институтов.

Существующие сложности

Как отмечают эксперты, с появлением новых видов собственности, расширением самостоятельности действующих предприятий, а также сокращением количества отраслевых министерств и изменением их функций область распространения ведомственного контроля существенно уменьшается. В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема совершенствования надзорных методов. В первую очередь это обусловливается тем, что ведомственный контроль реализует подчиненную, вспомогательную функцию. Он не является обособленной административной задачей, а только обеспечивает регулирование тех или иных отклонений в работе хозяйствующих субъектов. В этой связи ведомственный контроль не может вносить принципиальные изменения в характер и форму их деятельности. В современных рыночных условиях тем не менее данная разновидность надзора должна отличаться достоверностью, оперативностью и мобильностью. В этой связи считается нецелесообразным формирование в министерской структуре многочисленного ведомственного контрольного аппарата.

Между тем имеет место и иное мнение. Эксперты полагают, что ведомственный контроль должен быть качественнее вневедомственного, поскольку ведомствам предоставляется большая самостоятельность, они обладают высококвалифицированными специалистами, знающими лучше особенности деятельности подчиненных предприятий. Поэтому сокращение их численности может привести к снижению эффективности надзора.

Проведение внутренних проверок на предприятиях

Такой ведомственный контроль выполняется руководителем, работниками бухгалтерии либо сотрудниками страховой организации, членами ревизионной комиссии или специально сформированным подразделением административного аппарата, которое находится в подчинении начальника. В качестве ключевой цели проверки выступает обеспечение эффективности функционирования на всех уровнях защиты имущественных интересов собственников, акционеров и всего предприятия в целом. Ревизия осуществляется по инструкции и плану, утвержденным директором. К сожалению, в настоящее время квалификация экспертов, их зависимость от руководства филиалов, текучесть кадров, отсутствие конкретных методических рекомендаций, несовершенство зарплаты специалистов не позволяют достичь всех поставленных целей. Согласно ФЗ "О хозяйственных обществах", контроль деятельности таких предприятий, их филиалов, дочерних компаний, руководителя и должностных лиц проводит ревизионная комиссия. Она избирается общим собранием участников. Им же утверждается порядок проведения проверки.

Работа ревизионной комиссии

На эту структуру возлагаются обязанности по надзору за соблюдением:

  1. Устава предприятия.
  2. Внутреннего распорядка.
  3. Правомерности договоров и выполненных хозяйственных операций.

Ревизионная комиссия контролирует сохранность имущества, расходование товарно-материальных ценностей и денежных средств, правильность ведения учета, расчета с сотрудниками, отчетности. Кроме этого, она проверяет своевременность рассмотрения должностными лицами и администрацией заявлений и жалоб участников общества.

Права комиссии

Ревизионная служба может:


По завершении деятельности комиссия составляет акт ведомственного контроля. Этот документ прилагается к годовому отчету предприятия. Без заключения комиссии общее собрание не вправе утверждать финансовую документацию. В годовом докладе комиссия освещает результаты своей деятельности. В частности, в отчете участники общества информируются о степени выполнения плана по социальному и производственному развитию, финансовом состоянии предприятия, сохранности имущества, соблюдении работниками правил и устава. Кроме этого, в отдельном разделе приводятся результаты непосредственной работы комиссии. В частности, освещаются вопросы, касающиеся планирования, выполнения ревизий в текущем году, ключевые показатели, меры, принятые администрацией. В заключении приводятся предложения, ориентированные на устранение обнаруженных нарушений и недостатков, повышение эффективности работы предприятия в следующем году.

Контроль - необходимый элемент управленческого процесса, поэтому в любой сфере должны быть подразделения, обеспечивающие надзор вышестоящих структур за нижестоящими. В данной статье рассмотрен аспект ведомственного контроля за соблюдением норм трудового права: чего ждать от проверяющих, какие документы приготовить и на что обратить особое внимание.

Общие сведения

Ведомственный контроль осуществляется в отношении государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, где функции учредителя выполняет орган МСУ. Он производится в формате проверок, целью которых является выявление и пресечение нарушений трудового законодательства в поднадзорных органам местного самоуправления организациях.

Стоит отметить, что помимо надзора за исполнением трудового законодательства, можно выделить следующие виды ведомственного контроля:

  1. За закупками. Предметом проверки здесь является соблюдение законодательства о контрактной системе, в частности антимонопольного законодательства, ограничений и запретов Закона № 44-ФЗ . Также проверяется правильность обоснования закупки. Проводится в отношении заказчика и его контрактной службы. В числе лиц, которые наделены полномочиями его осуществлять, — сотрудники госорганов и госкорпораций («Росатом», «Роскосмос»), а также сотрудники муниципальных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.
  2. Финансовый. Осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и другими орга-нами управления по отношению к подведомствен-ным им организациям. Для этого в их составе функционируют специальные ревизионные управления (отделы, группы), основная задача которых — наблюдать за финансово-хозяйственным состоянием, обеспечивать сохранность денежных средств, выявлять резервы и устранять возможные нарушения законодательства.
  3. За деятельностью органов внутренних дел. Здесь основная задача — контролировать выполнение норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов, чтобы обеспечить своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в их работе. Грамотно выстроенная система надзора позволяет повысить не только уровень оперативной деятельности, но и дисциплину сотрудников, а также правильно оценить использование кадров. Приказ МВД 77 об организации ведомственного контроля устанавливает два основных вида проверок: плановые и внеплановые целевые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком служебных командировок сотрудников подразделений МВД России на квартал. Внеплановая производится в целях реагирования на резкое изменение оперативной обстановки в случае ухудшения результатов оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Порядок осуществления ведомственного контроля устанавливается отраслевыми инструкциями. Эти документы разрабатываются министерствами и прочими административными институтами в соответствии с нормативными и методическими рекомендациями, которые регламентируют госконтроль.

Виды проверок в сфере труда

Ведомственный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок, в ходе которых определяется соблюдение в учреждении законодательства в сфере труда.

Плановая

В качестве основания здесь выступает ежегодный план, который утверждается руководителем органа, осуществляющего ведомственный контроль. В нем указывается наименование проверяемых организаций, их адреса, сроки проведения проверок, а также ответственный исполнитель. План на следующий год обычно размещается на официальном сайте Администрации района в сети Интернет.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. При этом в случае, если учреждение уже проверяли в рамках государственного надзора, то ведомственная проверка переносится в соответствии с установленной в данном субъекте РФ периодичностью.

Проверяющие будут оценивать работу организации по следующим направлениям:

  • социальное партнерство в сфере труда;
  • условия трудового договора;
  • соблюдение рабочего времени и времени отдыха;
  • оплата труда;
  • соблюдение гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам;
  • уровень дисциплины труда;
  • проведение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • соблюдение норм охраны труда;
  • особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
  • как проходит рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Перечисленные выше направления не являются исчерпывающими и корректируются в зависимости от отраслевой принадлежности подведомственной организации.

Внеплановая

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • поступление в уполномоченный орган сообщения о нарушении трудового законодательства;
  • отсутствие отчета руководителя поднадзорного учреждения об устранении ранее выявленных нарушений.

О проведении внеплановой проверки руководителя уведомляют не менее, чем за один рабочий день до начала ее проведения любым доступным способом.

Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Однако если требуется проведение сложных исследований, срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

Какие документы необходимо подготовить

Если вы готовитесь к визиту проверяющих, то вам необходимо приготовить все локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, которые устанавливают обязательные требования либо касаются трудовой функции работников, в том числе:

  • коллективный договор;
  • положения об оплате труда, премировании, компенсационных и стимулирующих выплатах;