Люберецкая ОПГ: лидер, фото, сферы влияния, суд над люберецкой ОПГ. Неформальные молодежные движения в ссср (45 фото)

РОЖДЕННЫЕ В СССР

Если оглянуться на недавнее прошлое периода 80-х – начала 90-х годов, не трудно обнаружить, что практически все советские города того времени объединяла одна характерная черта. Это - молодежные уличные сообщества. Подростки и молодежь разбивались на группировки, постоянно враждующие между собой. И это было не самое легкое время для сотрудников правоохранительных органов. В числе городов-лидеров по подростковой преступности, к сожалению, был и Дзержинск. Сегодня «СВЕТСКИЙ» приоткрывает темную страницу из прошлого нашего города. О том, как это было, мы вспоминаем с преуспевающим бизнесменом Дмитрием Лобовым и бывшим офицером подразделения по борьбе с организованной преступностью.

По какому принципу формировались молодежные группировки 80-х годов в Дзержинске?

Д.Л.:
- Как правило, молодежные группировки того времени формировались либо по месту проживания, либо по месту учебы. Практически каждая школа в те годы относилась к той или иной группировке, то есть школа находилась на территории какого-то уличного образования, и, соответственно, в него входили ученики данной школы. Названия группировкам давались в основном по названию улиц или каких-то значимых в городе объектов: «универсамовские», «ресторановские», «побединские». Также были «староправдинские», «ромашка», «столовка», «аул», «горбачи», большая группировка была «свердловские».

С.Р.:
- Могу добавить еще «октябрьских», «микрорайоновских». В эту группировку входили ребята с 6, 7 и 9 микрорайонов, которые по большей части конфликтовали со «свердловскими». Была группа «тринага», члены которой жили в районе магазина №13. Кроме того, есть такие названия, которые сегодня мало кто помнит. Например, всех жителей поселка Решетиха, который раньше относился к Дзержинску, называли «корсаками». Поэтому решетихинских ребят называли также.

Членами уличных группировок становились предрасположенные к нарушению правопорядка молодые люди или же такое членство было неотъемлемой частью культуры молодых людей того времени?

Д.Л.:
- В том мире достаточно сложно было выжить в одиночку, хотя в одиночку всегда было сложно выживать. Вот подростки и кучковались в группы для выживания. На сегодняшний день я не считаю, что это была своего рода молодежная культура. Как можно назвать культурой, по сути, нелегальные бандитские группировки. Ведь с ними боролась милиция и не только. В то время при опорных пунктах были комсомольские бригады, так называемые ОКОДы (оперативные комсомольские отряды дружинников), которые занимались выявлением активистов и приводом их в опорный пункт. Так что я не считаю эти сборища культурными посиделками.

С.Р.:
- Все дети когда-то начинали с игр в песочнице. И уже тогда выделялись более сильные личности, которые подминали под себя слабых. Может быть, в этих сильных личностях уже изначально была какая-то предрасположенность к правонарушениям, которая и приводила ребят в эти группировки. Но была масса ребят, которые ни к каким группам не относились, у которых хватало сил противостоять этому натиску. Причем необязательно это была именно физическая сила, скорее моральная. Ну, конечно, всякое бывало, могли и избить на улице толпой. Что же касается субкультуры, то была у этих пацанов своя тяга к прекрасному. Каждый понедельник все группировки собирались в кинотеатре «Россия» на сеанс 19.00 для просмотра нового кинофильма. И это был своеобразный момент временного перемирия, когда не происходило ни одного столкновения, правда, может быть, еще и по той причине, что туда же в это же время подтягивалась и вся городская милиция.

Какие «подручные средства» использовались для устрашения?

Д.Л.:
- Оружие было в основном импровизированное. К примеру, приобретали в магазине «Старт» клюшку для хоккея с мячом «Ленинград» за 3 рубля 60 копеек. Здесь вроде бы и милиции не к чему придраться, так как это спортинвентарь, и штука была довольно удобная. Но непосредственно во время драки использовалась арматура, цепи. Вообще, если сегодня оглядываться назад, то все это выглядит достаточно страшно. Я не знаю точной статистики, но ежегодно определенное количество ребят погибало в таких стычках, кто-то становился инвалидом, кого-то отправляли в места не столь отдаленные. И хотя этому периоду нашей советской истории приписывается некий налет уличной романтики, на самом деле все было далеко не безобидно.

С.Р.:
- Оружие было, как и в любой драке: камень, палка, арматура, хоккейные клюшки. Кроме того, точили серу в спичечные коробки, делали бомбочки, затачивали электроды, напильники. А из серьезного – так называемые «поджиги», в которые забивался какой-либо снаряд: дробь, обломки гвоздей. И конечно, оружие, приведенное в действие, не раз приводило к увечьям, инвалидности и нередко гибели подростков.

Была ли общая стилистика в одежде уличных пацанов? Чем это было обусловлено?

Д.Л.:
- Общая стилистика была. Я не знаю, с чем это было связано и откуда пошло, может быть, из не менее славного в те годы своей «боевой доблестью» города Казань, а может быть, из Набережных Челнов или Люберец. Это были широкие штаны, так называемые «трубы с парохода», в которых выступала группа «Любе», милюстиновая фуфайка, которая считалась просто писком моды, шапка либо круглая «лухта», либо петушок «гудиер». Также носили спортивные штаны с широкими лампасами. Лично я делал так: покупал штаны и шел с ними в ателье, где мне вшивали лампасы (у меня они были красные). Причем для всех группировок одежда была одинаковая, все были «инкубаторскими».

С.Р.:
- Да, действительно, общая форма одежды в группировках тогда присутствовала. В более ранних 80-х это была лыжная шапочка. Шапка-петушок была уже писком моды, позднее появилась ондатровая шапка-ушанка, фуфайка и войлочные сапоги «прощай молодость». Тогда у всех было практически одинаковое материальное положение. Так что все одевались одинаково и не для того, чтобы как-то выделиться, а потому, что в этой одежде было удобно и практично. Несколько позже появились суконные курточки, которые выдавались родителям как спецодежда на заводах.

По каким критериям выбирался лидер группировки?

С.Р.:
- Как, собственно, и в любом коллективе, лидер в основном сам прокладывал себе дорогу, потому он и назывался лидером. У него должны присутствовать также и организаторские способности, сила, как физическая, так и моральная. Кроме того, в большом авторитете мог быть человек, который уже отсидел.

Д. Л.:
- Бывало, что лидера ставили старшие, либо он избирался по каким-то критериям: мускулистость, задиристость... И здесь доминирующим было не столько умение хорошо драться, сколько борзость и дерзость, умение правильно повести себя с противником, а также авторитет и харизма.

Знали ли в органах о том, где начинается та или иная драка?

С. Р.:
- Естественно, знали. В милиции знали и места мирных сборов той или иной группировки, так называемые «пятаки», и места предполагаемых драк, куда, естественно, прибывали наряды милиции и производили обыски или задержания. По городу располагалось большое количество опорных пунктов. Единственно тогда не было служебного транспорта, так что забирали «пешком».

Были какие-то подразделения, которые занимались непосредственно этими группировками?

С. Р.:
- В принципе, можно сказать, что в связи со сложившейся тогда в плане правопорядка ситуацией, помимо дружин ДНД, появились ОКОДы – оперативные комсомольские отряды дружинников. Этих отрядов в Дзержинске было несколько. Располагались они при опорных пунктах милиции, был также центральный отряд, а тот, которым командовал я, в основном работал с Уголовным розыском. У нас был такой своеобразный спецназ, который носил имя Покровского. Кстати, в те годы в СССР было запрещено каратэ, и единственная возможность заниматься этой борьбой была именно в комсомольских отрядах. Так что кто-то шел туда из-за легального обучения, но затем втягивались и оставались либо уходили. Все отряды целенаправленно курировались по комсомольской линии.

Какие существовали ритуалы начала драки?

Д. Л.:
- Тогда дискотеки проходили в основном в ДКХ, где у каждой улицы был свой круг. И если кто-то кого-то задел плечом, толкнул, начиналась потасовка. Да, собственно, на дискотеку и ходили для того, чтобы подраться, продемонстрировать свою силу. Членов какой группировки больше пришло на дискотеку, та команда и сильнее. Это как холодная война между Россией и Америкой во времена застоя: открытого противостояния не было, но мускулы в виде военной мощи наращивала и та, и другая сторона.

Как относились к этим ребятам в школе?

Д. Л.:

Делали вид, что ничего не знают и не замечают. Так было проще. А что могла сделать учительница или директор, когда 90% мальчиков школы участвовали в уличных группировках. Конечно, проводились какие-то профилактические беседы, в школы приходили участковые, но это, как правило, не имело действия. У пацанов в одно ухо влетело - из другого вылетело. В подростковом возрасте молодежи присущ юношеский максимализм и все думают, что какое-то несчастье или увечье может случиться с кем угодно, только не с ним. А на самом деле это происходило с каждым третьим.

С. Р.:
- Какие-то плановые мероприятия в школах, безусловно, проводились. Но дело в том, что в те годы в школах и без этого была достаточно сильная дисциплина. Учителей в стенах школы все-таки слушались и боялись. И основные безобразия происходили вне образовательных учреждений.

Как относились к службе в армии в молодежной среде в те годы?

Д. Л.:
- В то время понятие «откосить от армии» уже набирало силу. И половина друзей так и сделали. Я считаю, что это не правильно. Страх перед армией, это, как правило, страх перед неизвестностью. Однако если человек морально сильный, он просто не позволит над собой издеваться, как, собственно, и в любом коллективе. И все же армия - это хорошая школа жизни. Она приучает к пунктуальности, порядку и тветственности. И я не жалею, что проходил два года в солдатской форме. Даже сегодня стараюсь меньше общаться с людьми, которые там не были, потому что положиться на них в каком-то деле достаточно сложно.

С. Р.:
- А в мое время об этом вообще не задумывались, просто служили и все, это было элементарно. Никаких разговоров о том, чтобы откосить от армии, тогда еще не было. Не служили только те, кто имел судимость. Считалось, если кто-то не служил в армии, значит, он, простите, не совсем нормальный. И конечно же, все мальчишки мечтали в детстве стать или летчиками, или десантниками, поэтому в армию попасть стремились.

Действительно ли многие бывшие уличные пацаны стали успешными в жизни людьми?

С.Р:
- Естественно, многие завязывали со своим «темным» прошлым и стали успешными людьми, бизнесменами, так как обладали по жизни каким-то чутьем, хваткой. Но то, что многие после такой «репетиции» взрослели и уходили в криминальные структуры, а потом и на зону - это тоже факт. Из таких пацанов вышел весь цвет организованной преступности города и не только. А из бывших «детских милиционеров», как нас тогда называли, выросла служба по борьбе с организованной преступностью. И многие офицеры, работавшие в отделах по делам несовершеннолетних, стали впоследствии руководителями структурных подразделений данной службы.

P.S.:
По просьбе сотрудника право-охранительных органов его имя и фамилия не упоминаются.

Интервью: Ирина Ерошкина, фото: электронные СМИ

«В стране победившего социализма не может быть бандитов!», – не уставали повторять высокие партийные чины. Как они ошибались! На территории СССР преступные группировки появлялись регулярно, и каждую отличал свой уникальный почерк.

«Черная кошка»

Самая загадочная банда сталинской эпохи, с легкой руки кинематографистов названная «Черной кошкой», 3 года своими дерзкими преступлениями не давала покоя москвичам. Пользуясь тяжелым послевоенным положением и доверчивостью граждан, банда Митина раз за разом «срывала» крупные суммы денег и ускользала невредимой. Работу следователей усложняло отсутствие у членов банды всяких связей с криминальным миром – они образцовые работники Красногорского оборонного предприятия.

На преступный путь красногорцы встали 1 февраля 1950 года, когда совершили первое убийство, а 26 марта им удалось крупное ограбление. Слова «Всем стоять! Мы из МГБ!», – выкрикнутые в магазине, обескуражили сотрудников. Воспользовавшись замешательством, преступники очистили кассу на сумму 63 тысячи рублей – крупный куш в то время.

Не на шутку настоящее МГБ заволновалось 27 марта 1951 года. В тот день вооруженные пистолетами «митинцы» ограбили один из магазинов в Кунцево, убив пытавшегося им помешать директора. От этого места до Ближней дачи Сталина было всего несколько километров!

Сыщиков заинтересовал тот факт, что все преступления бандиты совершали возле стадионов. И действительно, некоторые из злоумышленников оказались спортсменами. Возле Красногорского стадиона «муровцы» и напали на след банды Митина. Дальнейшее было делом техники.
По итогам следствия установлено, что преступники за 3 года совершили в общей сложности 28 разбойных нападений с 11 убитыми и 18 ранеными, награблено ими было более 300 тысяч рублей. Раскрытое дело спасло Хрущева, которого пытался сместить с поста руководителя Московского горкома Берия.

«Фантомасы»

С 1968 по 1973 годы в Ростове-на-Дону орудовала одна из самых нашумевших банд, чья деятельность стала частью советского криминального фольклора. Банду братьев Толстопятовых еще называли «фантомасами», из-за их любви к надеваемым на голову женским чулкам. Отличительной чертой преступной группы было использование самодельного огнестрельного оружия и детальная проработка плана разбойных нападений. Основными целями банды становились магазинная выручка, а также зарплаты, перевозимые инкассаторами.

Но бандитам отчаянно не везло – их словно преследовал злой рок. То инкассаторы не приедут в срок, то возле места планируемого преступления их спугнет знакомое лицо. Еще как назло сознательные граждане не боялись вооруженных злоумышленников и оказывали им сопротивление. Однако бандиты не церемонились – им ничего не стоило расстрелять бросившегося на них с палкой старика.

На совести преступников 14 вооруженных нападений, несколько убийств и 150 тысяч награбленных рублей. Любопытно, что один из членов банды Самасюк нередко признавался коллегам, что мечтает умереть на мешке с деньгами. 7 июля 1973 года его желание было исполнено, когда при перестрелке с милиционерами он в последний раз прильнул к вожделенным сокровищам. В этот день и закончилась бесславная история «фантомасов».

«Тяп-ляп»

В середине 1970-х годов Казань захлестнула волна молодежной преступности. Бандитские группировки спокойно могли выяснять свои отношения без активного противодействия со стороны милиции. Город жил в постоянном страхе. Очень быстро в лидеры бандитского движения выбились «Тяп-ляповцы» (ироничное название связано с заводом «Теплоконтроль»), которые не просто дрались с конкурентами из других районов – они их убивали.
Один из лидеров группировки Хантимиров не ставил перед собой иной цели, как избивать и калечить людей. Культ силы он формировал и в своих подчиненных. Выходцы из «качалки» могли запросто пырнуть ножом или забить до полусмерти случайного прохожего.

Демонстративную и кровавую акцию запугивания «Тяп-ляповцы» устроили во «Дворце культуры им. Урицкого» во время дискотеки. Ворвавшись в помещение, они железными прутьями стали калечить находящихся в здании молодых людей. Даже серьезно травмированные подростки не жаловались в милицию – боялись расправы.
Бандиты осмелели настолько, что начали применять огнестрельное оружие и гранаты. Лишь 31 августа 1978 года, когда они вступили в серьезное противостояние с милицией, служители правопорядка вынуждены были применить силу и обезвредить банду. Четверо активных участников группировки были приговорены к расстрелу, в том числе и Хантимиров, остальные осуждены на длительные сроки. Банда «Тяп-ляп» положила начало распространению организованной преступности в стране, а ее лидеры явились первыми криминальными авторитетами.

«Санитары»

В самом начале 1980-х годов над Ростовом-на-Дону нависла зловещая тень банды «санитаров». Переодетые во врачей преступники, пользуясь доверием людей, врывались в квартиры, пытали, убивали, а затем и грабили жильцов. Впрочем, боялись не все, а те, у кого водились большие деньги – спекулянты. Все началось с жестокого убийства и ограбления Светлаковой, но расследование по делу известной скупщицы было спущено на тормоза влиятельным людьми – ее клиентами.
Изучение журнала Светлаковой и другие громкие преступления «санитаров» вывели следователей на уроженца Абхазии Зафаса Барциса, занимавшегося торговлей наркотиками. «Санитары», наркоманы со стажем, были низшим звеном банды, выполнявшим черную работу. Понятно, зачем нужны были деньги грабителям – ампула промедола или морфия стоила около 25 рублей, а им требовалась постоянная «подпитка».

Это была круговая система: деньги позволяли покупать наркотик, а его продажа давала возможность заработать еще больше. Бандитов сгубила жадность. «Санитары» сами хотели сбыть товар – на этом и попались. От них ниточка потянулась к потребителям, и через покровителей привела к организаторам преступного сообщества. Всего в деле фигурировало около 60 человек, которых милиция ловила по всей стране. Впрочем, у советской наркомафии нашлись влиятельные защитники в высших эшелонах власти и они как смогли, смягчили приговор. Барцису, которому грозил расстрел, в итоге дали 9 лет лишения свободы.

«Белый крест»

В конце перестройки наша страна столкнулась с явлением, которое казалось, кануло в Лету – политическим террором. На улицах Ленинграда все чаще стали появляться листовки, где неизвестные, называвшие себя организацией «Белый крест», призывали граждан присоединяться к вооруженной борьбе против «красного фашизма».
Современные народовольцы, однако, не гнушались ни грабежами, ни убийствами – все ради великого дела. Оперативникам из убойного отдела долго не удавалось напасть на след преступников, и не удивительно, среди них был организатор «освободительного движения» – милиционер Аркадий Мокеев.

Используя чужое табельно оружие, в течение года изворотливые преступники будоражили жителей Ленинграда. В частности, члены группировки убили инкассатора, покушаясь на крупную сумму денег, застрелили часового, пытаясь проникнуть на оружейный склад воинской части. Но все неудачно.
Банду задержали во время подготовки террористических актов. Подельников Мокеева приговорили к различным срокам заключения, а главаря к расстрелу, который позднее заменили пожизненным заключением. Это случилось за год до падения СССР.

В эпоху перестройки в Советском Союзе начали появляться новые молодежные движения, членов которых мы именуем неформалами. Неформалы существовали и до начала перестройки, но именно в это время их число значительно увеличилось, и практически в каждом большом городе СССР можно было встретить представителей разных движений. Разобраться в многообразии неформальных обществ нам позволит этот пост.

Расцвет движения основанного на меломанских психоделических и хардроковых пристрастиях, породившее всесоюзную систему вписок, лесных и пляжных лагерей, домашних концертов, а так же путешествий автостопом, пришелся на середину 70-х. К началу 80-х, мода на хиппи захлестнула столицы, в Москве коммуникация хиппи охватывала бульварное кольцо, Арбат и площадь Маяковского.Ряды движения пополнили студенты-битломаны, уличные барды и поколение детей советской интеллигенции, занимавшихся неофициальным творчеством.

Хиппи 1984 год


Хиппи. Недалеко от Туриста, 1988 год


Хиппи. У входа в Сайгон, 1987 год

В 1980-е годы движение возродилось благодаря интересу молодёжи к ретро-стилю. Эти группы фигурировали в Ленинграде под наименованием «секретистов» в Ленинграде, а в Москве назывались «бравистами»(по названиям групп Браво и Секрет)

Стиляги. Антон Тедди и товарищи, 1984 год.Фото Дмитрия Конрада


Стиляги. Рус Зиггель и Тедди бойз. Ленинград, 1984 год. Фото Дмитрия Конрада


Широкие Стиляги. Москва, 1987 год

Ньювейверы

Движение ньювейва получило в советском обществе достаточно размытое проявление. Изначально опиравшееся на меломанские предпочтения в виде электронных экспериментов и эстетику постпанковских «новых романтиков», отечественные ньювейверы компилировали свою внешнюю эстетику на базе «чистого стиля», прическами определенного вида и макияжа, с элементами вобранных из других уже сложившихся движений, начиная от брейкерских очков, кончая постпанковским «мрачным стилем»
После 85 года, вслед за частичной легализацией зарубежных нерадикальных стилей, популяризации диско и подъемом металлистической волны, общая масса «новой волны» разделилась на два лагеря. Дискотечные поклонники зарубежной эстрады и потреблявших брэндовые вещи и получившие ярлык «попперов» из-за увлечение поп-музыкой 80-х. И более продвинутые модники -ньювейверы, которые находились в плотном соприкосновении с творческим андеграундом, экспериментировавших в рамках модовских и постпанковских традиций.

Ньювейверы. Ленинград, 1984 год


Ньювейверы. Ньювейв в МИФИ, 1983 год


Ньювейверы. На Маяке, 1990 год

Брейкеры

В начале 80-х до советской молодежи докатились отголоски хип-хоперского движения, получили свое проявление в виде движения «брейкеров»(по самочинному местному определению танцевального стиля). Изначально представлявшее из себя стиль жизни комбинировавший скейтбординг и дискотечного танца, этот стиль был представлен немногочисленной студенческой модной средой и «золотой молодежью» Юга-Запада Москвы. Но уже к середине 80-х вслед за, открытием молодежных кафе и выходы фильма «Танцы на крыше», брейкеров представляли не иначе как танцевальную субкультуру, со своими экспериментами в области внешнего вида.


Брейкеры. Арбат, 1986 год. Фото Сергея Борисова


Брейкеры. Арбат, 1987 год. Фото Ярослава Маева


Брейк дэнс, 1987 год

Рокабиллы

Сам стиль, получил широкое распространение благодаря общеевропейскому возрождению классического рок-н-ролла и началу сайкобилли движения во второй половине 80-х. В Советском Союзе это проявление наложилось на ньювейверскую костюмную моду, но уже после 86 года обособилось, частично в Купчинском андеграунде (Ленинград), частично рокерском (Москва, МХАТ), и в среде фан клуба Элвиса Пресли (Москва) с тусовочными местами на ст.метро Площадь Революции и Катакомбах (руины Греческого зала)

Рокабиллы. Еж и Мавр, 1987 год


Рокабиллы. Ленинград, 1987 год


Рокабиллы. Рокабилли на Арбате, 1989 год

Термин «рокеры», появился в начале 80-х и распространялся изначально на советских поклонников рок-музыки. Но, уже начиная с 1984 года, ярлык «рокер» закрепился за поклонниками именно тяжелого рока, тяготеющих к внешнему стайлингу аналогичному британским «кофебар ковбоям» и американским байк клубам. В сентябре 1984 года (в день рождения Ковердейла), этот термин был был поднят на флаг тусовкой поклонников тяжелого рока в ЦПКО им. Горького, и в дальнейшем распространился на первые мото гэнги Москвы «Black aces» и «Street wolfs», далее на все мото объединения вплоть до 1989 года

Рокеры, 1987 год


Рокеры, на задворках МХАТа, 1988 год


Рокеры, Ночной выезд, 1988 год

Металлисты

Собственно сам термин «металлист», зародился на филофонических тусовках еще в начале 80-х, когда на рубеже десятилетий сменились ритмы у групп ранее по советским меркам проходившие как «тяжелый рок». Калькируемый с иностранных журналов слоган «хеви металл» изначально распространялся на «кисоманов» и иных поклонников «хардрока» начала 80-х.Но уже к середине десятилетия, после самоопределения части меломанов в «рокеры» и появления отечественных коллективов «99%», «Коррозия металла», «Э.С.Т.» и иных группы поклонников стали именоваться именно «металлистами»/

Металлисты из Горького, 1987 год


Металлисты. ВДНХ, 1986 год


Металлисты. ХМР-89, Омск

Наиболее идеологизированное, и одновременно аполитичное, движение получило первые свои проявления на рубуже 80-х. Не обладая полнотой визуальной информации о зарубежных аналогах, но понимая эффективность артистического карикатурного лайфстайла, этот феномен проявился в виде пародийного уличного идиотничания, артистического юродства, постепенно обрастая несоветской атрибутикой, музицированием и художествами.
Будучи наиболее «обидным» для совноменклатуры общественными проявлениями (откровенно порочащими облик советского гражданина перед иностранными туристами), «советский панк» подвергался наиболее интенсивному прессингу со стороны комсомольцев, милиции и гопоты. Все это привело к радикализации; слиянию панков и рокеров, формированию хардкор, красти и киберпанк стилей, с первыми «ирокезами» на невменяемых головах носителей. К удивлению самих представителей советского панк-андеграунда, когда в «железном занавесе» обнаружились информационные бреши, обнаружилось что эти проявления совпали с передовыми общемировыми субкультурными тенденциями.

Панки. ДК Горбуново, 1987 год


Панки. Ленинград, 1986 год. Фото Наталии Васильевой


Панки. Москва, 1988 год

С подачи первых «новых стиляг» и получивший свой стартовый толчок то модовского движения 60-х, в СССР получил обратный вектор развития от советского панка к винтажным мотивам прошлого. При этом, нисколько не утратив радикализма, советский «мод стайлинг» периода авангардных художественных движений 80-х, стал визитной карточкой для многих участников музыкальных и художественных проектов, объединив разнородный артистический люд тяготевших к меломанской всеядности и пропускавших через себя все последние новинки от моды и музыки. Такие персонажи, пренебрежительно именуемые в арт среде «модниками» участвовали в большинстве ключевых показах и перформансах, были носителями последней модной и околокультурной информации и частенько эпатировали население пародийными на соцноменклотурные костюмами и панковскими выходками.

Моды. Москва, 1988 год


Моды. Москва, 1989 год. Фото Евгения Волкова


Моды. Челябинск, начало 80-х

Хардмоды

Кратковременное проявление этой промежуточной зарубежной стилистики 70-х, пришлось на конец 80-х, в связи со сплочением радикальных неформальных кругов во время противостояния прессингу и наплыва новой волны действительно маргинальных элементов, вслед за популяризацией неформальных движений на рубеже 87-88 года (аккурат после перелома в уличных баталиях с "люберами" и гопниками). Стоит отметить, что подобные проявления в карикатурном ироничном виде присутствовали на просторах нашей родины, когда радикальные неформалы рядились в протоскинхедовские наряды, из вредности стригли головы налысо, и толпились в людных местах. Пугая своим внешним видом милиционэров и обывателей, на полном серьезе внимавших советской пропаганде, что де все неформалы-это фашиствующие молодчики. Хардмоды же конца 80-х, являлись сублемацией из панковского, рокабильного и милитаристкого стиля, и конечно же ни разу не слышав про то как они должны по стилистической классификации именоваться, предпочитали самоназвание "стритфайтеры" и"милитаристы".


Хардмоды. Красная площадь, 1988 год


Хардмоды. Московский зоопарк, 1988 год

Сайкобиллы

Сайкобилли, будучи в большей степени проявился в Ленинграде на рубеже 90-х, вместе с группами Swidlers и Meantreitors, когда группы молодых людей оформили это направление музыкально, выделившись из рокабилльной среды. Но и до этого существовали отдельные персонажи выпадающие из рамок новых субкультурных лиг и предпочитавших полимелорманию рок-н-ролльного толка. В плане дресс-кода это тяготение было близко и панковской эстетике


Сайкобиллы. Во дворе рок-клуба, 1987 год. Фото Наталии Васильевой


Сайкобиллы. Ленинград, 1989 год


Сайкобиллы. Москвичи в гостях у ленинградцев, 1988 год. Фото Евгения Волкова

В ходе столкновений с гопниками и «люберами» в период с 1986 по 1991 год, в рокерской и хеви-металлической среде выделилась особые активные группы, которые на рубеже 90-х преобразовались из мотто гангов в первые мотто клубы. Со своей визуальной атрибутикой по образцу иностранных байк клубов, и на тяжелых мотоциклах, модернизированных вручную или же вовсе послевоенные трофеиных образцах. Уже к 90-му году в Москве можно было выделить группировки «Hell Dogs», «Night wolves», «Сossacs Russia». Так же присутствовали менее долгосрочные мото объединения, такие как «мс Давыдково». Самоназвание байкеры, как символ отделения этого этапа от рокерского прошлого, сначала закрепилось за группой сплотившейся вокруг Александра Хирурга, и далее распространилось на все мотто движение постепенно охватывающее многие города постсоветского пространства


Байкеры. Хирург, 1989 год. Фото Петры Галл


Байкеры. Кимирсен, 1990 год


Байкеры. Ночные волки на Пушке, 1989 год. Фото Сергея Борисова


Байкеры. Тема, 1989 год

Явление не менее многогранное чем эстетика панка, советское битничество ведет свое происхождение из далеких 70-х.Когда под этот термин попадали модные декаденты посещающие злачные места, отрастившие волосы ниже плеч и разряженные в кожаные куртки и «битловки». Под этот термин попадали и «лабухи» -музыканты лабающие музыку на заказ в советских ресторациях, и просто люди вне каких то "лиг", ведущие обособленный и аморальный, с точки зрения советской эстетики, образ жизни. Такая тенденция к началу 80-х усугублялась небрежным внешним видом, вызывающим поведением и наличием какого то отличительного элемента в одежде. Будь то шляпа или шарф или яркий галстук.


Битники. Битнички, Тимур Новиков и Олег Котельников. Фото Евгения Козлова


Битники. Парад на первое апреля, Ленинград-83


Битники. Челябинск, конец 70-х

Движение зародившееся в конце 70-х и состоявшее из "кузьмичей"(простых посетителей стадионов) и выездной элиты, сопровождавшей команды на матчах в других городах, уже к началу 80-х обрело своих районных лидеров, обросло "бандами", мерчендайзом и превратилось в околофутбольную коммуникацию. Вслед за быстрым стартом спартаковских фанатов(наиболее известным центром тусовки начала 80-х стал пивной бар "Саяны" на ст. метро Щелковской), проводивших свои городские акции и парады, так же быстро стали появляться "банды" вокруг других команд


Фанаты. Москва, 1988 год. Фото Виктории Ивлевой


Фанаты. Москва-81. Фото Игоря Мухина


Фанаты. Приемка фаната Зенита в Днепропетровске-83

Своеобразное направление образовавшееся на стыке увлечения культуризма и программы по надзору за молодежью.
Изначально закрепленное за локальной группой лиц из Люберец,часто пребывающих в столицу в места отдыха молодежи, название "любера" уже с 87 года интерполировалось не только на разнородные группы не имеющих между собой связи,но и на более крупные группировки сконцетрировавшиеся в этот период в ЦПКО им.Горького и Арбате. Ждань, Лыткаринские, совхозмосковские, подольские, карачаровские, набережночелновские, казанские-это неполный перечень "подмосковного братства",пытавшегося контролировать не только обозначенные территории,но и иные злачные места и привокзальные площади.Изначально поощряемые властями надеявшихся поместить эти образования в канву "народной дружины", эти группы не имели общего дресскода кроме тяготения к спортивной одежде, но и имели противоречивые интересы консолидировавшиеся только в рамках агресии против модников и "неформалов".


Любера. 1988 год


Любера. Африка и любера, 1986 год. Фото Сергея Борисова

Банда, бригада, организованная преступная группировка, или ОПГ, - с начала 80-х по 90-е годы эти слова были знакомы каждому. Преступники наводили ужас не только на бизнесменов и предпринимателей, но и на простых, рядовых граждан. Одной из этих многочисленных группировок была Люберецкая ОПГ.

Возникновение

Считается, что образование этой организованной преступной группы произошло примерно в 1986 году в г. Люберцы Московской области, вернее именно тогда о ней стало известно в широких кругах. Членов этой организации называли «люберами». Изначально группа молодых людей, увлекающихся тяжелой атлетикой и культуризмом, избивала отличную от нее молодежь. Члены ОПГ ненавидели иностранный тяжелый рок, да и вообще всю зарубежную музыку. Поэтому под нападения преступников в основном попадали панки, рокеры, хиппи и другие представители имевшихся в то время субкультур. Сами «любера» любили слушать, конечно же, шансон, блатные песни. Нравилось им и творчество групп «Дюна», «Любэ».

У «люберов» имелась и свои униформа - это брюки в клетку. Позже они стали одеваться просто в спортивные костюмы.

Поддержка властей

Примечательно, что Люберецкая ОПГ ратовала за социалистический строй. Одним из ее лозунгов, используемых членами демонстративно, на публике, был «Социализм любой ценой!». По словам самих членов ОПГ, ненависть к западным ценностям основывалась на том, что они разрушают СССР. Проявлялись в «люберах» также и черты национализма.

Возможно, из-за этой позиции Люберецкой ОПГ к социалистическому строю их поддерживал не только Люберецкий городской комитет ВЛКСМ, но даже и МВД, КГБ. Более того, есть мнение, что эти организации косвенно приняли участие в становлении этой банды.

Эволюция банды

С течением времени Люберецкая ОПГ из маленькой, промышляющей небольшими кражами и разбоями, избиением и вымогательством у мелких бизнесменов, постепенно стала перерастать в хорошо организованную преступную группу, имеющую репутацию в воровском мире. Постоянные столкновения с московскими «братками», взятие под свой контроль более крупного бизнеса помогали организаторам банды набирать в свою команду все новых и новых бойцов.

Лидер Люберецкой ОПГ совместно с Бобылевым Александром создали крупную организацию, имеющую определенную иерархию и внутреннюю структуру. Слух о люберецкой братве доходил даже до США, где в то время проходил суд над имеющим известность российским уголовным авторитетом по кличке Япончик. Существует мнение, что С. Аксенов (Аксей) и А. Бобылев (Папа, Рауль) содействовали запугиванию на том процессе, так как вор в законе Япончик был одним из их покровителей.

По другим источникам, одним из основателей преступной группы был Зайцев Сергей (Заяц), которому своим становлением и обязана Люберецкая ОПГ. Фото Зайцева до сих пор расположено в известном среди люберов-культуристов спортклубе «Титан».

Основная деятельность

Основными направлениями деятельности ОПГ являлись, наряду с разбоями и кражами, также и торговля оружием, вымогательство, перешедшее на более высокий уровень рэкета. Объектами становились уже крупные бизнесмены.

ОПГ состояла из 18 отдельных бригад, каждая под руководством определенного авторитета. Всего численность группы определялась в пределах пятисот человек.

Окончательное формирование из Люберцев произошло в девяностых годах. Уже тогда получавшие ранее поражения от чеченцев «люберы» сплотились и стали представлять собой серьезную силу.

Связи группы

Несмотря на постоянные войны между группировками за передел сфер влияния, Люберецкая ОПГ довольно активно поддерживала отношения с такими крупными организациями, как Измайловская, Аксенов и Бобылев тесно контактировали с и другими ворами в законе, криминальными авторитетами.

Кроме этого, лидеры ОПГ наладили и международные связи с преступным миром США и Германии, Венгрии и Израиля. В частности, совместно с чеченской группировкой «люберы» контролировали ввоз автомобилей в СНГ из дальнего зарубежья, а также имели свой интерес в скупках земельных участков и недвижимости за рубежом.

Примечательно, что в то время у ОПГ не имелось воровского «общака».

Так называемым куратором «люберов» являлся вор Олег Шишканов (Шишкан, Олег Раменский), с которым позже у лидеров группы возник конфликт. В настоящее время Шишканов, скорее всего, скрывается в Европе.

Подконтрольные районы

В 1992 году уже окрепшая и ставшая довольно большой, авторитетной группа «люберов» встретилась с другой сильной организацией - Долгопрудненской ОПГ. На сходке криминальных авторитетов этих групп территория Москвы и Московской области была поделена на подконтрольные зоны. Под сферы влияния люберецкой ОПГ попали такие районы МО, как Воскресенск, сам город Люберцы, Дзержинск, Коломна и другие. Они «крышевали» 19-й московский таксопарк, все торговые точки в подконтрольных районах, часть казино и автосервис в Раменском. В самой столице под влияние «люберов» попали ресторан-казино «Рита», казино «Виктор» и некоторые другие объекты.

Столь обширные подконтрольные зоны совсем скоро начали уменьшаться из-за появления и роста других группировок, вынуждающих «люберов» потесниться.

Точками сбора служили Люберецкий стадион (по традиции со времен спортивного прошлого) и местные карьеры. Руководители - криминальные авторитеты, любили организовывать встречи в подконтрольных им заведениях, таких как казино «Виктор».

Войны с конкурентами

Как и все подобные группы, Люберецких коснулись и бандитские войны. Время существования группы делилось на периоды относительного затишья, перемирия и на вооруженные столкновения, которые в большей своей массе совершались при определении зон влияния.

Громкие убийства и покушения произошли в конце 90-х годов. Так, один из бригадиров Авилов был серьезно ранен 24 марта 1994 года. Еще одного руководителя, Еловского Владимира, убили в сентябре 1996 года, авторитет Полуэктов Дмитрий также был убит спустя два года, а его руководитель Кузин Владимир при этом был опасно ранен. Это только одни из нескольких убийств крупных участников ОПГ, мелкие же бойцы группировки погибали еще чаще.

Распад

К концу 90-х Люберецкая ОПГ перестала существовать как цельная группировка. Бригады отделялись от нее, забирая вместе с собой и зоны влияния, за которые они были ответственны. Преступная организация распалась на 10-13 отдельных групп. Среди них все же остались те, которые еще имели достаточное влияние в преступном мире. Это группа, расположенная в самих Люберцах, в Малаховке, Дзержинске, Лыткарино.

Уменьшению и разъединению банды поспособствовали органы внутренних дел, которые арестовали наиболее влиятельных членов. Проведенный суд над Люберецкой ОПГ отправил в места лишения свободы многих ее активных членов, среди которых Аксей, Муха (Р. Мухаметшин, впоследствии коронованный как вор в законе), Ворона (В. Воронин). Приговор люберецкой ОПГ заставил отсидеть свой срок и многих других активных ее членов.

После распада могущественной группировки отдельные ее члены перешли в другие бандформирования, в том числе и чеченские, несмотря на то, что с последними у Люберецкой группировки в конце 80-х были довольно жесткие отношения, иногда переходящие в вооруженные столкновения.

Организованные преступные группировки опаснее для общества, чем уголовники-одиночки. На выявление и полную ликвидацию некоторых бандформирований силовикам потребовались годы, а то и десятилетия.

«Черная кошка»

Группировка, лидером которой был заводчанин Иван Митин, действовала в Москве на протяжении трех лет. В нее входили исключительно передовики производства. В феврале 1950-го налетчики напали на магазин, застрелив оперативника уголовного розыска, который попытался их остановить. Вскоре по столице прокатилась целая серия дерзких разбоев и убийств. Грабители, как правило, похищали крупные суммы, а от их пуль часто гибли случайные свидетели.


Знак банды «Черная кошка» в Музее истории московской милиции
На след банды силовики не могли выйти очень долго. Зимой 1953-го, через несколько дней после очередного громкого ограбления, сотрудник МУРа Владимир Арапов (прототип Шарапова из фильма «Место встречи изменить нельзя») обратил внимание на жителя Красногорска, который купил возле стадиона целую бочку с пивом и щедро угощал прохожих. За молодым человеком установили слежку и постепенно выявили всех членов преступной группировки. На ее счету - 11 убийств и 28 разбойных нападений. Активных участников, включая главаря, приговорили к расстрелу. Остальных - к различным срокам.

«Тяп-Ляп»

Казанская банда, впоследствии переросшая в мощную ОПГ, образовалась в 1974-м. Она состояла из молодых людей, живших на окраине города в районе завода «Теплоконтроль». В то время территория столицы Татарстана была строго поделена между молодежными группировками, которые регулярно сходились в массовых драках. Свое мастерство бандиты шлифовали в подпольной «качалке», где в роли штанг и гантелей выступали чугунные радиаторы отопления и тяжелые утюги. Впрочем, кроме физической силы, у них имелись и пистолеты. Жертвами «качков» становились не только члены конкурирующих банд, но и простые люди. «Тяпляповцы» совершили несколько нападений на дискотеки, грабили случайных прохожих. В результате несколько человек погибли, десятки серьезно пострадали.

Сотрудник МВД СССР проводит задержание
Со временем группировка стала зарабатывать на жизнь вымогательством, разбоями и заказными убийствами, а ее численность возросла до 300 человек. Основных лидеров ОПГ Завдата Хантимирова и Искандера Тазетдинова оперативники выслеживали несколько лет. В итоге их арестовали и в 1980-м приговорили к расстрелу.

«Санитары»

Это необычное название ростовская банда получила из-за того, что во время совершения преступлений ее участники прикидывались медицинскими работниками. Группировка специализировалась на грабежах, разбоях, наркоторговле и убийствах. Жертвами, как правило, становились успешные предприниматели и перекупщики. Перед смертью многих жестоко пытали.


Врач в больнице
Несмотря на схожий почерк преступлений, банду вычислили не сразу. В 1980-м на месте резонансного убийства перекупщицы и ее беременной дочери оперативники обнаружили телефонную книжку, изучив которую, вышли на уроженца Абхазии Зафаса Барцисса. В результате слежки выяснилось, что он занимается продажей наркотиков, а также входит в состав крупной вооруженной группировки во главе с Хочересом Косияном. Барцисс контролировал наркозависимых участников банды, выполнявших самую грязную работу. Вскоре всех задержали. Суд приговорил некоторых членов группировки к расстрелу, остальные отделались серьезными тюремными сроками.

«Белый крест»

Группировка, действовавшая в 1989-1990 годах в Ленинграде, наполовину состояла из сотрудников правоохранительных органов. Ее лидером был участковый Аркадий Мокеев. Первой жертвой оказалась также сотрудница милиции. Завладев ее оружием, преступники начали грабить инкассаторов и кассы магазинов. Для каждого налета обычно угоняли автомобиль. Пытавшихся оказать сопротивление убивали. Задержать бандитов удалось случайно, когда они в очередной раз завладели чужой машиной. Милиционеры приняли их за угонщиков, но, обыскав салон и багажник, очень удивились. Там лежали бутылки с коктейлем Молотова и антисоветские листовки.

Сотрудники милиции сидят в дежурной машине
На допросах Макеев признался, что изначально совершал преступления только ради корысти. Однако позже в нем вспыхнула ненависть к коммунистическому режиму, и банда трансформировалась в антисоветскую подпольную организацию. Суд приговорил его к расстрелу, который заменили пожизненным заключением. Остальные участники получили от четырех до десяти лет колонии.

«Гастролеры»

В одну из самых малочисленных в истории ОПГ входили всего два человека - уроженцы Свердловской области Юрий Казаков и Вадим Сидоров. Криминальный путь они начали с нападений на обычных людей. В августе 1971-го в Киеве бандиты убили милиционера и завладели его пистолетом. Со временем аппетиты преступного дуэта возросли, они переключились на инкассаторов. Примечательно, что преступления совершались во всех уголках Советского Союза. Одно из самых громких произошло в Казани. Застрелив инкассатора, «гастролеры» похитили 66 тысяч рублей, после чего отправились в Одессу. Через год за крупную взятку они сделали себе липовые паспорта жителей Казахстана.

Заключенный Владимирской тюрьмы во время прогулки
В течение двух лет уральцы успели «поработать» в 19 городах СССР. Налетчиков задержали только в 1973-м - в вагоне поезда. Они попытались сбежать, выпрыгнув на полном ходу из окна купе. Впрочем, скрыться удалось лишь Сидорову - мужчина раньше серьезно занимался боксом и имел отличную физическую подготовку. Однако чуть позже арестовали и его. Суд приговорил обоих к расстрелу.