Для каких целей создан центроспас. ФКУ "Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России («Центроспас»)". Некоторые страны, в которых проводились операции

Первый в России и в истории России спасательный центр было решено создать на базе автомобильной и спасательной бригад, а также Российского центра подготовки спасателей, расположенных в подмосковном городе Ногинске, в относительной близости к аэродрому в г. Жуковском. Автомобильная бригада, состоявшая тогда из четырех автомобильных батальонов, объединялась соспасательной бригадой, имевшей в своем составе батальоны – механизированный, химической защиты, аварийно-спасательный, а также ряд подразделений, и с центром подготовки спасателей, имевшим соответствующую учебную базу и квалифицированный обучающий персонал. Проводилась большая работа по перемещению техники, укомплектованию ею подразделений согласно новым штатам, сплочению и слаживанию воинских коллективов. В итоге создавалась современная мощная мобильная структура, способная реагировать практически на любые ЧС.

Структура и состав спасательного центра:

Управление центра;

Десантный;

Спасательный (экстренного реагирования);

Радиационной, химической и биологической защиты;

Пожарный, медицинский, охраны и сопровождения грузов;

Материального обеспечения;

Хранения и обслуживания техники и вооружения;

Кинологический центр;

Центр обеспечения Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования;

Ремонтная база, учебный автомобильный центр и учебно-тренировочный центр.

Предназначение спасательного центра МЧС России:

Комплексное решение задач по спасению и эвакуации населения, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, доставке грузов гуманитарной помощи населению на территории Российской Федерации, а также населению стран ближнего и дальнего зарубежья по взаимной договорённости;

Обеспечение практической полевой выучки личного состава спасательного центра, подготовка руководящего состава Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

Обеспечение выполнения специальных задач по поручениям руководства МЧС России и правительства Российской Федерации.

За период, прошедший со дня формирования спасательного центра, его воинские части и подразделения многократно выполняли задачи по предназначению.

Специалисты «Центроспаса» привлекались к проведению гуманитарных операций и ликвидации чрезвычайных ситуаций как на территории России, так и за рубежом. На их счету операции в Турции, Афганистане, Иране, Индонезии, Пакистане, Шри-Ланке, Югославии, Южной Осетии и на Гаити.

Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС

Предупреждение ЧС – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации ЧС.

Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации ЧС. Они исполняют эти обязанности до прибытия руководителей работ по ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.

Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла ЧС, устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Решения руководителей работ по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:

Проведение эвакуационных мероприятий;

Остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;

Проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;

Ограничение доступа людей в зону ЧС;

Разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС, за исключением, материальных ценностей государственного материального резерва, использование в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

Привлечение к проведению работ по ликвидация ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

Привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ, принятие других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.

Руководители работ по ликвидации незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации. Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организации.

Для проведения аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий катастроф могут привлекаться необходимые специалисты, в том числе и путем призыва в Вооруженные Силы РФ, личный состав войск, гражданское население, количество которых зависит от масштабов катастрофы.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) при ликвидации ЧС – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей; защите природной среды в зоне ЧС; локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня характерных для нее опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы при ликвидации ЧС характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. К аварийно-спасательным работам относятся: поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы; аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров; работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ. Аварийно-спасательные работы выполняют спасатели.

Неотложные работы при ликвидации ЧС включают деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ; оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи; созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) и спасателей являются:

Принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении ЧС;

Принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами (аварийно-спасательными формированиями); оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

Принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения соответствующих неотложных работ при ЧС.

Аварийно-спасательные работы включают:

Инженерную разведку очага, а также маршрутов выдвижения к нему;

Тушение пожаров и спасение людей из поврежденных, загазованных и горящих зданий;

Розыск пострадавших и извлечение их с помощью инженерной техники из завалов, поврежденных и горящих зданий, засыпанных, затопленных сооружений, загазованных помещений;

Розыск и спасение утопающих (при наводнениях, затоплении и селевых потоках);

Вывод (вывоз) населения в безопасные районы;

Материально-бытовое обеспечение пострадавших и ряд других мероприятий.

РСЧС является одной из крупнейших в мире государственных спасательных систем, которая аккумулировала в себе значительные человеческие и материальные ресурсы, используемые для снижения рисков и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Без наличия такой системы трудно себе представить реальные возможности обеспечения безопасности личности, общества и государства, продекларированного Конституцией РФ. Тем более в условиях роста в стране числа и масштабов ЧС. Невозможно переоценить вклад всех органов РСЧС в дело спасения жизни, сохранения здоровья, как российских граждан, так и граждан других государств.

Контрольные вопросы:

1. Определение основных понятий и классификация чрезвычайных ситуаций.

2. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций, понятие о людских потерях в ЧС.

3. Определение, задачи и основные принципы функционирования РСЧС.

4. Организация РСЧС. Задачи и состав сил и средств РСЧС.

5. Органы управления РСЧС.

6. Региональные центры РСЧС.

7. Группировка спасательных сил МЧС России.

8. Задачи и организация спасательного отряда «Центроспас».

9. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

10. Определение и содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Вопросы для тестового контроля к занятию №1

1. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) - это. . .

Министерство по делам ГО, ЧС и ЛПСБ

Территориальные и функциональные подсистемы на пяти уровнях

Чрезвычайная комиссия под председательством Председателя Правительства РФ

Государственная организационно-правовая структура

2. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Что такое РСЧС?

Силы и средства федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для предупреждения и ликвидации ЧС

Органы управления, силы и средства федеральной исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС

Специальные силы и средства Министерства по чрезвычайным ситуациям, созданные для контроля за окружающей средой и ликвидацией последствий ЧС

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

3. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Чрезвычайная ситуация - это обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате катастрофы, характеризующаяся...

Наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных)

Наличием высокомобильных формирований ВСМК и МС ГО

Резким ухудшением условий жизнедеятельности населения

Привлечением дополнительных сил и средств, особой организации работы и методов управления ВСМК в ЧС

4. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. По масштабу ЧС классифицируются на:

Локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные

Природные, антропогенные, военные

Медицинские, ветеринарные, техногенные, транспортные

5. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. По виду (характеру источника) ЧС распределяются (классифицируются) на:

Локальные, местные, общие

Локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные

Биолого-социальные, военные, природные, техногенные, экологические

Природные, антропогенные, экологические

6. УКАЖИТЕ ОШИБКУ! Источником чрезвычайной ситуации являются:

Эпидемии, эпифитотии, эпизоотии

Опасные природные явления

Катастрофы, аварии

Напряженная социальная обстановка

7. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, а также наносящее ущерб окружающей природной среде – это:

Чрезвычайная ситуация

Современные средства поражения

Катастрофа

8. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применения современных средств поражения или иного бедствия – это:

Чрезвычайная ситуация

Стихийное бедствие

Катастрофа

9. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный урон окружающей среде – это:

Чрезвычайная ситуация

Стихийное бедствие

Катастрофа

10. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Катастрофа - это внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой...

Человеческие жертвы, ущерб здоровью людей

Разрушение или уничтожение объектов и материальных ценностей в значительных размерах

Создание и организацию работы межведомственной координационной комиссии медицины катастроф

Нанесение серьезного ущерба окружающей среде

11. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. На каких уровнях строится организационная структура РСЧС?

РСЧС организует свою работу на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях

РСЧС строится на федеральном, территориальном, окружном и муниципальном уровнях

РСЧС состоит из территориально-производственных и функциональных подсистем

РСЧС имеет 5 уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

12. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Органы повседневного управления РСЧС на федеральном уровне:

Оперативно-дежурные службы ЧС, региональные центры по делам ГО и ЧС

Пункты, центры управления, дежурно-диспетчерские службы, штабы ГО и ЧС

Аварийно-спасательные отряды, бригады министерств и ведомств

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

13. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности является:

Координирующим органом

Руководящим и управляющим органом

14. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. На территории России создано межрегиональных центров МЧС:

15. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. В Пятигорске расположен межрегиональный центр МЧС:

Северо-Западный

Центральный

Северо-Кавказский

16. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Южный межрегиональный центр МЧС расположен в:

Нальчике

Ростове-на-Дону

Пятигорске

Краснодаре

17. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Одновременно возникшее поражение двух и более органов человека, принадлежащих к различным его анатомо-физиологическим системам, вызванное одним поражающим фактором, называется:

Комбинированное поражение

Сочетанное поражение

Сложное поражение

Множественное поражение

18. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Комбинированным поражением принято считать:

Одновременно возникшее поражение двух и более органов человека, принадлежащих к различным его анатомо-физиологическим системам, вызванное одним поражающим фактором

Поражение одного органа (одной анатомической области) человека в нескольких местах, вызванное одним и тем же поражающим фактором

19. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Сочетанным поражением принято считать:

Поражение одного органа человека в нескольких местах

Одновременно возникшее поражение двух и более органов человека, принадлежащих к различным его анатомо-физиологическим системам

Поражение, возникшее в результате воздействия различных поражающих факторов

Поражение двух и более органов человека, вызванное одним поражающим фактором

20. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. К безвозвратным потерям относятся:

Погибшие в момент возникновения ЧС

Все людские потери, возникшие при ЧС

Пропавшие без вести

Умершие до поступления в медицинское учреждение

21. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Заболевшие в результате ЧС и утратившие работоспособность относятся к:

Общие потери населения

Санитарные потери

Безвозвратные потери

Временные потери

22. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. предшественники РСЧС:

Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)

Местная противовоздушная оборона (МПВО)

Гражданская оборона (ГО)

Министерство обороны (МО)

23. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Режимы функционирования РСЧС:

Режим повседневной деятельности

Режим постоянной готовности

Режим повышенной готовности

Режим ЧС

24. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. РСЧС включает подсистемы:

Медико-санитарную

Спасательную

Функциональную

Территориальную

25. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Минздрав России создает функциональные подсистемы РСЧС:

Надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой

Мониторинг лабораторного контроля и прогнозирования ЧС

Ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов и РВ

Службу медицины катастроф

26. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Аварийно-спасательное формирование может создаваться:

На бюджетной основе

На постоянной штатной основе

На нештатной основе

На общественных началах

27. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Дежурно-диспетчерская служба региональных органов исполнительной власти является:

Постоянно действующим органом повседневного управления РСЧС

Органом обеспечения оперативного управления РСЧС

Координирующим органом управления РСЧС

Органом повседневного управления РСЧС

28. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Федеральная противопожарная служба входит в состав:

Министерства обороны (МО)

Министерства транспорта

29. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Войска гражданской оборонывходят в состав:

Федеральной службы безопасности (ФСБ)

Министерства обороны (МО)

Министерства внутренних дел (МВД)

Министерства по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)

30. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. В структуру Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС (Центроспас) не входит:

Медицинский отряд

Кинологический центр

Вертолетный отряд

Десантный отряд


Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем, как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны ЧС.

"Центроспас" среди спасателей, как Таманская дивизия в армии - элитное подразделение. Особенность его состоит в универсальности и многопрофильности. Что очень важно - это отряд, имеющий "крылья". Недаром существует другое его, полное, название: Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России.

Неброское двухэтажное кирпичное здание "Центроспаса" базируется в неслучайном месте: на расстоянии вытянутой руки от одной из самых уникальных в мире взлетных полос. Это - в подмосковном Жуковском городе, который, несмотря на сегодняшние передряги, по-прежнему олицетворяет авиационную мощь страны.

"Центроспасовцы", обладающие отменным авиапарком, могут взмыть в воздух в буквальном смысле от родного крыльца. Их "ИЛ 76" не стоит "под парами", но спасатели после получения сигнала бедствия готовы вылететь в любую точку земного шара через 2-2,5 часа.

Они могут все. Не прибегая к чьей бы то ни было помощи, они в состоянии работать автономно на протяжении 14 суток. Каждый из них в одном лице является альпинистом, газоспасателем, пожарным, парашютистом, аквалангистом-подводником, радистом, кинологом.

Об их медицинской подготовке стоит сказать особо. Уроки медицинской подготовки каждого из спасателей равен, по меньшей мере, фельдшерскому. Но независимо от этого в каждой группе спасателей обязательно есть врач, который, в свою очередь, обладает всеми навыками спасателя.

У врачей "Центроспаса" есть мобильный госпиталь на пневмокаркасных модулях, они оснащены новейшими инструментами. У них есть возможность перебросить того, кто нуждается в операции, в Москву, в институт Склифосовского, с берегов и Каспия, и Амура.

У спасателей имеется прибор, который специально сконструирован для работы в экспериментальных условиях. Он не ломается при ударах и падениях. Прибор сочетает в себе кардиограф и дефибриллятор - устройство, которое при остановке сердца больного электрическим разрядом заставляет эго стучать.

Спасателей в отряде 60 человек. И более 200 тех, кто обеспечивает их работу: инженеров, водителей, летчиков, снабженцев, связистов.

Одна бригада готова к вылету постоянно: она находится на боевом круглосуточном дежурстве. Если нужно, она может быть пополнена теми, кто в резерве.

Все спасатели живут в Москве или в области. Сборы бывают недолгие. Максимум через два часа они должны быть готовы к вылету.

Спасатель не имеет права носить оружия, так как оружие - это военная атрибутика, то есть угроза. Место работы спасателей по международному статусу обносится бело-красной лентой. Это значит, что здесь не существует агрессивных сил.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. Отбор оборудования очень строгий. Скидок на то, что техника подвела, здесь нет и быть не может. Один их "розенбауэр" - автомобиль с "начинкой" из спасательной техники плюс спецносилки для повредивших позвоночник - "тянет" в цене на самолет.

Самое эффектное устройство - экспредор. С его помощью разжимают бетонные трещины. А весит он при этом 20 килограмм.

В его оснащении имеются самолеты большой грузоподъемности, способные перебрасывать по воздуху на огромные расстояния формирования спасателей и средства спасения, выполнять также операции, как тушение крупных пожаров. Кроме того, они могут транспортировать малогабаритные спасательные вертолеты, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда раненых и больных в места базирования "большой" авиации - для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда есть свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

В "Центроспасе" организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке РФ. Время готовности к вылету подразделений "Центроспаса" не превышает 30 минут с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Учебная программа спасателей включает более 15 предметов. В ходе занятий изучаются такие темы: обеспечение безопасности в условиях и зонах ЧС; организация, тактика и особенности проведения спасательных работ, а также поисковых работ в лавинах, ледовых завалах; транспортировка пострадавших специальным снаряжением; порядок осуществления монтажных, такелажных и строительных работ; применение строительной техники, средств малой механизации, различных приборов; навыки выживания, ориентирование, противопожарные мероприятия, средства пожаротушения; оказание первой медицинской помощи и способы защиты от химических и отравляющих веществ; разведка химической и радиологической обстановки, работа в изолирующих средствах защиты.

К непосредственному исполнению обязанностей спасателей допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ. При приеме граждан в профессиональные спасательные службы и формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт). Но он может быть расторгнут в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации ЧС.

Граждане РФ приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов после прохождения медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ. Им выдается удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем, отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации ЧС. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивает свой статус.

Спасатели подлежат обязательному бесплатному медицинскому личному страхованию. Страховыми событиями для профессиональных спасателей являются гибель (смерть) при исполнении ими обязанностей, смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных вы период и в связи с исполнением обязанностей, а также потеря трудоспособности, наступившая как следствие их исполнения. Страхование производится на сумму не менее двухсоткратного минимального размера оплату труда, установленного законодательством РФ.

Спасателем может быть присвоено почетное звание "Заслуженный спасатель РФ".

Органы власти, государственного управления, соответствующие организации обязаны оперативно и достоверно информировать граждан о состоянии их защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности людей и территорий, о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях

Спасатели, виновные в неисполнении возложенных на них обязанностей, умышленном причинении при проведении работ по ликвидации ЧС вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Личный состав отряда тренируется на вертолетной подвеске. Выполняются усложненные упражнения: спуск на лес, на задымленную (горящую) площадку. Проводятся тренировки по парашютной подготовке, горной, подводной, а также по выживанию, взрывному делу, автомобилевождению, по специальностям "пожарный - десантник" и "газоспасатель". Есть еще занятия по изучению иностранных языков, медицинской, психологической подготовке.

Было немало выездов спасателей на реальные ЧС. Спасатели "Центроспаса" участвовали в ликвидации практически всех крупных и наиболее сложных ЧС. Часто им приходилось работать в тяжелых климатических условиях: при ликвидации последствий чумы животных в Туве - на сложном рельефе местности - 45?С; при доставке гуманитарной помощи в африканские страны - в условиях невыносимой жары, специфических массовых заболеваний людей; при работе на территории Чечни и бывшей Югославии - под пулями.

Свыше 15 спасателей "Центроспаса" являются специалистами международного класса. Большинство за умелые действия и высокий профессионализм награждены государственными наградами.

Профессия спасателя приобретает в России такой же высокий авторитет, как и во всем мире. Многие молодые люди желают получить ее. Но это не просто. Сначала они проходят тестирование и пятимесячное испытание, после чего сдают экзамен по физической и технической подготовке. Только тогда комиссия, созданная в "Центроспасе", решает, быть ли новобранцу спасателем. Главная для нее является не то, как новичок умеет обращаться с техникой или насколько он вынослив, а его человеческие качества. Кроме того, у претендентов должны быть отличное здоровье и возраст не более 35 лет.

МЧС России создает подведомственные ему территориальные органы - широкоразветвленная сеть спасательных отрядов. Эти органы в свою очередь, организуют работу в области защиты населения и территории от ЧС в своей сфере деятельности и полученных им отраслях экономики. Уже привычно в краткие минуты телевизионных репортажей слышать: "К месту трагедии прибыл отряд МЧС". Чаще всего мы не знаем, кто эти люди в ярких комбинезонах, откуда они, как их зовут. Для нас это не важно: лишь бы спасли!

Также существуют другие органы исполнительной власти, участвующие в решении задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по направлениям деятельности их делят на несколько групп.

МЧС - огромное ведомство, созданное для оказания помощи при крупных катастрофах, когда опасности угрожает сотням людей, а нередко и десяткам тысяч.

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Он же руководит войсками гражданской обороны и является первым заместителем начальника гражданской обороны Российской Федерации по должности.

Среди спасателей есть, как и в каждом деле, "самые-самые". Они могут все то, на что способны и другие отряды, но могут и "другое". И это "другое" записывает их в особую строку - элиту. Элита, которую, впрочем, не берегут, а наоборот, бросают туда, где всего безнадежнее.

Есть у спасателей такой не романтический - вполне не рабочий термин. На час прекращаются любые разговоры, перемещения. Весь отряд напряженно, до боли в ушах, вслушиваются в тишину: а вдруг донесется из-под глыб слабый крик, стон или просто дыхание…

Работа в МЧС очень сложная и опасная. Некоторые работники за особые заслуги награждены премиями и наградами. Владимир Легошин из "Центроспаса" - второй по счету Герой России. Первым был Андрей Рожков. Он погиб во льдах Антарктиды, испытывая водолазное снаряжение, и о своей Звезде Героя так и не узнал. Наградили посмертно.

Текущая страница: 3 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Вместе с отрядом Центроспас центр «Лидер» является основой сил быстрого реагирования РСЧС.

Мобильные сводные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны Российской Федерации привлекают к выполнению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Отдельные вертолётные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи (авиация МЧС России) предназначены для оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и исследовательской работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолётов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя МЧС России и полевого госпиталя Всероссийского центра медицины катастроф «Защита») и выполнения других задач.

Авиация МЧС России включает в себя государственное унитарное авиационное предприятие и отдельные вертолётные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров министерства. Она располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой. Это транспортные самолёты Ил-76ТД и Ан-74п, пассажирский самолёт Ил-62 м, оснащённый специальной связью, командный пункт управления на базе самолёта Як-42, различные модификации лёгких, средних и тяжёлых вертолётов конструкторских бюро Миля и Камова. Основные задачи авиации МЧС России: проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным, беспарашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия;

Осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;

Обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;

Осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи; доставка оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения; вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; транспортировка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.

Региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы предназначены для организации работ по предупреждению и тушению пожаров, проведения аварийно-спасательных работ, спасения людей и имущества на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, и других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и особо важных режимных организациях.

О значимости этой важной составляющей сил РСЧС говорит тот факт, что ежегодно в Российской Федерации происходит около четверти миллиона пожаров, из них более 70 % – в городах. В год от пожаров погибает около 20 тыс. человек и почти столько же людей получают ожоги, травмы, отравления продуктами горения. Ещё 80–90 тыс. человек, для которых при пожарах создаётся прямая угроза гибели, спасают пожарные подразделения. Только прямые материальные потери от пожаров ежегодно оцениваются десятками миллиардов рублей.

Опыт многолетней эффективной деятельности РСЧС свидетельствует о том, что эта система успешно выполняет задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и является важным элементом национальной безопасности страны. В результате её деятельности предотвращены тысячи чрезвычайных ситуаций, спасены сотни тысяч людей, сохранены сотни миллиардов рублей.

Вопросы и задания

1. Расскажите о режимах функционирования РСЧС и основных мероприятиях при их введении.

2. Что собой представляют силы и средства РСЧС?

3. Для каких целей создан Центроспас?

4. Какие задачи выполняют поисково-спасательные службы МЧС России?

5. С какой целью создан Центр по проведению спасательных операций особого риска?

6. Какой авиационной техникой оснащено МЧС России?

7. Расскажите о других силах и средствах РСЧС.


ЗАДАНИЕ 1 . Под руководством преподавателя составьте схему территориальной подсистемы РСЧС района или города, где вы проживаете. Из каких уровней она состоит? Какие задачи выполняет? Какие силы и средства подсистемы РСЧС могут быть привлечены для ликвидации ЧС в местности, где вы проживаете?

Глава 3
Международное гуманитарное право

…Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие.

Анри Дюнан


§ 8. Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение его норм

На протяжении длительного времени война была одной из наиболее распространённых форм регулирования отношений между государствами. За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.


Война неизбежно приводит к безмерным страданиям и тяжёлым потерям. Во всём мире с незапамятных времён люди пытались уменьшить тяжкие последствия войн. Примером тому могут служить, например, законы Ману, древнеиндийский кодекс воина, который запрещал убивать вышедших из строя врагов и тех, кто сдаётся, кодекс Хаммурапи, в котором говорится о правах воинов, попавших в плен, или рыцарские правила, запрещавшие использование некоторых видов оружия. Иногда воюющие стороны заключали отдельные соглашения, защищающие мирное население.

Во второй половине XIX в. идея защиты человека от произвола военного времени оформилась в отдельную ветвь международного права – международное гуманитарное право, имеющее наднациональный характер. Основные положения этого права обязательны для выполнения всеми странами.

Международное гуманитарное право – это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооружённых конфликтов.


Международное гуманитарное право охватывает две области.

1. Предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях (схема 5).


Схема 5. Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права


2. Ограничивает средства и методы ведения войны. Международное гуманитарное право запрещает любые средства и методы ведения войны, которые:

Не позволяют проводить различия между теми, кто не участвует в военных действиях, и теми, кто принимает в них участие;

Причиняют излишние повреждения или излишние страдания;

Наносят серьёзный или долговременный ущерб природной среде. Международное гуманитарное право различает две категории вооружённых конфликтов – международные и немеждународные.

Война между двумя или большим числом государств считается международным вооружённым конфликтом, а вооружённые столкновения, происходящие в пределах территории одного государства, – немеждународными вооружёнными конфликтами (например, гражданские войны).

Основными документами международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. (схема 6). На сегодняшний день они приняты почти всеми странами мира.


Схема 6. Основные документы международного гуманитарного права


Ратифицируя Женевские конвенции, государства обязуются соблюдать их положения.

Государство несёт ответственность за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав его вооружённых сил, и обязано принять законодательные меры, предусматривающие уголовные наказания для лиц, совершивших серьёзные нарушения международного гуманитарного права или отдавших приказ совершить такие нарушения.

К серьёзным нарушениям международного гуманитарного права относятся, например, такие действия, как: преднамеренное убийство, пытки, преднамеренное причинение чрезмерных страданий, серьёзного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение служить в вооружённых силах противника, незаконное перемещение гражданских лиц, взятие заложников, незаконное использование отличительного знака красного креста и красного полумесяца.

Государство обязывается разыскивать виновных и привлекать их либо к собственному суду, либо выдавать их другому государству.

Необходимые меры принимаются и на международном уровне. Так, например, были учреждены трибуналы, в компетенцию которых входит, в частности, преследование за военные преступления, совершённые во время вооружённых конфликтов в бывшей Югославии и Руанде. В 1998 г. на международной конференции в Риме был принят статут (устав) Постоянного международного уголовного суда, в компетенцию которого в том числе будет входить преследование и наказание лиц, совершивших серьёзные нарушения международного гуманитарного права.

На протяжении всей истории человечества люди предпринимали усилия для того, чтобы предотвратить войну, но пока война остаётся реальностью, международное гуманитарное право даёт возможность ограничить насилие во время вооружённых конфликтов.

Соблюдение договорных обязательств, ограничивающих воюющие стороны в ведении ими военных действий, редко осуществляется само собой: значительно чаще за это приходится бороться, продвигаясь шаг за шагом, с тем чтобы предотвратить перерастание вооружённого конфликта в хаос тотальной войны. Каждый, даже частичный успех означает, что где-то военнопленного не будут пытать или не убьют, где-то не бросят в толпу людей ручную гранату, бомбардировкой не сотрут с лица земли мирную деревню – одним словом, человек будет избавлен от бессмысленных страданий, вызванных войной.

Вопросы и задания

1. Дайте определение международного гуманитарного права. Какие средства и методы ведения войны запрещены им?

2. Перечислите основные документы международного гуманитарного права.

3. Какие действия относятся к серьёзным нарушениям международного гуманитарного права?

§ 9. Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала

Когда в 1854 г. началась Крымская война, во франко-британских экспедиционных войсках не было медицинской службы. Из 300 тыс. человек, которые насчитывала эта армия, 83 тыс. умерло от болезней, страдая в невообразимых условиях беспорядка.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, имеют право на уважение и защиту. С ними должны обращаться гуманно. Их нельзя оставлять на произвол судьбы, даже если они принадлежат к стороне противника. Между ранеными и больными не должно проводиться никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.

Воюющие стороны могут заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня, чтобы подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен ими. Они обязаны разыскивать и регистрировать все возможные данные, способствующие установлению личности раненых, больных и умерших, попавших в их руки, как со своей, так и с неприятельской стороны (схемы 7, 8, 9).


Схема 7. Действия, обеспечивающие защиту раненых и больных во время вооружённого конфликта


Схема 8. Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых и больных из состава действующей армии


Схема 9. Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых, больных и потерпевших кораблекрушение из состава вооружённых сил на море


Умершие должны быть погребены с честью. Если возможно, их надо похоронить согласно обрядам религии, к которой они принадлежат. К их могилам нужно относиться с уважением, содержать надлежащим образом, чтобы их всегда можно было разыскать.

Под защитой международного гуманитарного права находятся медицинские формирования и духовный персонал (схема 10).


Схема 10. Состав медицинских формирований


Запрещается нападать на медицинские формирования, причинять им ущерб или препятствовать их функционированию, даже если в данный момент в них нет ни раненых, ни больных.

Духовный персонал включает в себя лиц как из состава вооружённых сил, так и гражданских (например, священников), которые заняты выполнением исключительно духовных функций.


Попав в руки противника, лица из числа медицинского или духовного персонала должны иметь возможность продолжать выполнение своих функций по уходу за ранеными и больными. В случае, если их задержание не является необходимым для ухода за военнопленными, они должны быть отпущены.

Медицинский и духовный персонал, выполняющий свои функции во время военных действий, должен носить отличительную эмблему красного креста или красного полумесяца.

Во второй половине XIX в. во многих странах мира возникли общества по оказанию помощи раненым и больным воинам, впоследствии объединившиеся в Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Название движению дали две эмблемы, принятые для обозначения обществ помощи раненым и медицинских формирований.

В соответствии с Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны 1864 г. общепринятой опознавательной эмблемой для тех, кто оказывает помощь на поле боя, стал красный крест на белом поле. Эта эмблема была принята в знак уважения к Швейцарии, где был основан Международный комитет в защиту раненых и больных воинов. С 1876 г. в качестве опознавательного знака своих военно-медицинских служб ряд стран стал использовать знак красного полумесяца на белом поле.

Эмблемы красного креста и красного полумесяца, правила использования которых зафиксированы в Женевских конвенциях, выполняют две основные функции – защитную и отличительную.

Уважайте эти знаки!

Они защищают:

раненых и больных,

медицинских работников и персонал обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;

автомобили «скорой помощи» и транспортные средства Красного Креста и Красного Полумесяца;

больницы, пункты оказания первой медицинской помощи, помещения организаций Красного Креста и Красного Полумесяца.


В период вооружённых конфликтов главное их предназначение – показать воюющим, что обозначенные ими лица и объекты не могут быть подвергнуты нападению. В качестве защитного знака эмблему имеют право использовать медицинские службы вооружённых сил, все гражданские медицинские учреждения и транспортные средства, предназначенные для оказания медицинской помощи, а также представители Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Эмблема, используемая в качестве защитного знака, должна быть больших размеров, чтобы символ, означающий оказание помощи раненым и больным, был виден издалека.

Использование эмблем красного креста или красного полумесяца в военное время с целью заставить противника поверить, что некоторые лица и объекты имеют право на защиту, и тем самым получить военное преимущество (например, перевозка вооружённых людей и оружия машинами «скорой помощи» или вертолётами с эмблемой на борту или установка флага с красным крестом над военным складом) считается нарушением международного гуманитарного права.

Использование эмблемы как отличительного знака небольшого размера направлено на то, чтобы показать, что лица, носящие её, и объекты, обозначенные ею, связаны с Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца.

В Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца входят следующие организации:


Международный комитет Красного Креста (МККК)

Национальное общество Красного Креста и Красного Полумесяца

Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца


Международный комитет Красного Креста – нейтральная неправительственная организация. На основании существующих международных документов Международному комитету Красного Креста принадлежит особое право – в силу его нейтральности – предлагать воюющим сторонам свои услуги для оказания помощи жертвам вооружённых конфликтов. В этих целях он направляет своих делегатов во все концы мира.

Национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца, действующие только в границах своего государства, есть почти во всех странах мира. Они объединяют миллионы добровольцев. Российское общество Красного Креста, созданное в 1867 г., является одним из старейших в мире. Сотрудники и добровольцы общества принимают участие в осуществлении таких проектов, как, например, программа «Чернобыль», в рамках которой проводятся массовое медицинское обследование населения, радиологическая проверка продовольствия и окружающей среды, программы помощи беженцам и вынужденным переселенцам, бездомным, программы по профилактике дифтерии и туберкулёза и многие другие. Под эгидой Российского общества Красного Креста действует Служба милосердия, оказывающая помощь одиноким пожилым людям и инвалидам, несколько спасательных отрядов, которые приходят на помощь населению в случаях чрезвычайных ситуаций (аварии и техногенные катастрофы) и стихийных бедствий (наводнения, землетрясения). В сферу деятельности общества входит также организация донорства, подготовка медицинского персонала, обучение населения правилам оказания первой медицинской помощи и навыкам ухода на дому, шефская помощь детским домам и приютам, розыск пропавших без вести во время войн, вооружённых конфликтов, стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца объединяет все национальные общества, поддерживает и координирует их деятельность на международном уровне.

Вопросы и задания

1. В чём заключается правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих?

2. В чём заключается опасность неправомерного использования эмблем красного креста или красного полумесяца в военное время?


ЗАДАНИЕ 2. Познакомьтесь с биографией Анри Дюнана. В чём значение положений, выдвинутых А. Дюнаном в книге «Воспоминание о Сольферино»? Утратили ли эти положения актуальность в настоящее время?


В 1859 г. во время поездки по коммерческим делам швейцарец Анри Дюнан случайно оказался свидетелем сражения при Сольферино в Ломбардии. Здесь весь день шёл кровавый бой. Тысячи истекающих кровью раненых умирали в мучениях из-за беспомощности военно-медицинской службы.

Даже спустя два года эта картина человеческих страданий преследовала и мучила Дюнана. Не в силах забыть её, он взялся за перо и написал необыкновенную книгу «Воспоминание о Сольферино». Братья Гонкуры1
Жюль и Эдмон Гонкуры – французские писатели второй половины XIX в.

Обычно щедрые на язвительные замечания, записали о ней в своём дневнике: «Она сильнее, в тысячу раз сильнее Гомера… Прочитав эту книгу, начинаешь проклинать войну». Однако Дюнан счёл, что нельзя просто лить слёзы над людским горем, необходимо помогать страдающим. В заключении к своей книге он выдвинул два предложения: с одной стороны, чтобы ещё в мирное время повсюду были организованы бригады добровольцев, которые в случае возникновения конфликта оказывали бы помощь раненым военнослужащим, и с другой – чтобы посредством международной конвенции врачам, медицинскому персоналу, госпиталям и самим раненым была предоставлена защита. Воплощение в жизнь первого предложения привело к созданию Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, второе – проложило путь к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв войны.

Обратившись к правительствам европейских государств, Дюнан предложил созвать международную конференцию и подписать договор, который обеспечивал бы защиту раненым и санитарному персоналу. Подписанная 22 августа 1864 г. 12 государствами, представлявшими тогда политическое лицо мира, Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны положила начало международному гуманитарному праву.

§ 10. Защита военнопленных и гражданского населения

За 40 месяцев войны 1914–1917 гг. русская армия потеряла пленными и пропавшими без вести 3 млн 638 тыс. 271 человека. На территории России в течение этого же времени находился 1 млн 961 тыс. 333 пленных солдата и офицера противника. За годы Великой Отечественной войны пропало без вести и попало в плен 5 млн 59 тыс. советских военнослужащих. На советско-германском фронте пропало без вести и попало в плен 3 млн 262 тыс. немецких солдат2
– М.: Просвещение, 1995.

Ещё в XVIII в. Жан-Жак Руссо в своём труде «Об общественном договоре» сформулировал следующий принцип:

«Война не есть отношение человека к человеку, но отношение государства к государству, в котором частные лица являются врагами лишь по случайному стечению обстоятельств, не как люди, не даже как граждане, но лишь как солдаты. Так как конечной целью ведения войны является разрушение вражеского государства, солдаты вправе убивать его защитников до тех пор, пока последние вооружены. Но как только они складывают оружие или сдаются в плен, они становятся просто людьми и никто с этих пор не имеет больше права лишить их жизни».

Международное гуманитарное право исходит из того, что война должна вестись исключительно между вооружёнными силами конфликтующих сторон, причём солдат, сложивший оружие, уже не является противником и не может быть объектом военного нападения.

Для обозначения людей, имеющих право принимать участие в военных действиях, в международном праве используется особый термин «комбатанты»3
Комбатанты (от фр. combattant) – 1) лица, входящие в состав вооружённых сил одной из сторон, участвующих в конфликте; 2) лица, имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Этот термин применяется только по отношению к участникам международных вооружённых конфликтов.

В связи с тем, что комбатант, захваченный в плен, признаётся военнопленным и имеет право на защиту в соответствии с нормами международного гуманитарного права, выделяются следующие категории лиц, считающихся комбатантами:

Военнослужащие из состава регулярных вооружённых сил сторон, участвующих в конфликте, а также милицейские силы и добровольцы, которые включены в состав вооружённых сил;

Партизаны, добровольцы и лица из состава сил милиции, не входящие в состав вооружённых сил, если они удовлетворяют четырём необходимым требованиям: подчиняются ответственному командованию; используют отличительные знаки; открыто носят оружие; соблюдают законы и обычаи войны.

Военнопленные имеют право на гуманное обращение, уважение их личности и чести (схема 11).


Схема 11. Основные требования международного гуманитарного права по защите военнопленных


Военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей. Государство несёт ответственность за выполнение своих международных обязательств. Содержание в плену не относится к формам наказания. Военнопленный является не преступником, а лишь неприятелем, лишённым возможности возобновить своё участие в военных действиях.


Общеизвестны факты тяжелейшего положения советских военнопленных в годы Второй мировой войны, 60 % которых погибли в плену. Бесчеловечное обращение с военнопленными стало предметом расследования и нашло своё отражение в обвинительном заключении на процессе главных немецких военных преступников в Нюрнберге4
Цит. по кн.: Великая Отечественная война. Цифры и факты.


Попав в плен, военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Ни при каких обстоятельствах его нельзя принуждать давать какие-либо иные сведения. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к нему для получения каких-либо сведений.

Военнопленным разрешена переписка с родственниками, они также могут получать помощь в виде индивидуальных посылок. Поэтому военнопленный с момента взятия его в плен должен иметь возможность заполнить карточку-извещение о взятии в плен, чтобы не значиться среди пропавших без вести и восстановить связи с семьёй.

Военнопленные, признанные тяжелобольными и тяжелоранеными, подлежат немедленной репатриации (возвращению на родину). Возможен также обмен пленными на взаимной основе.


Из 50 млн погибших во Второй мировой войне 26 млн человек принадлежали к составу вооружённых сил, а 24 млн являлись гражданскими лицами. На территории СССР погибло от жестоких условий оккупационного режима 4 млн 100 тыс. человек5
Цит. по кн.: Великая Отечественная война. Цифры и факты.

В вооружённых конфликтах, имевших место после Второй мировой войны, в некоторых случаях среди погибших гражданские лица составляли 90 %.


В соответствии с нормами международного гуманитарного права гражданскому населению должно быть гарантировано уважение (схема 12). Запрещены убийства, пытки, телесные наказания, увечья, надругательство над человеческим достоинством, репрессалии, взятие заложников, коллективные наказания и угрозы, меры запугивания и террора населения, ограбления.


Схема 12. Основные требования международного гуманитарного права по защите лиц из числа гражданского населения, находящихся во власти противника


Защитные меры в отношении гражданского населения применяются в случаях:

Опасности, вызываемой самими военными действиями;

Угрозы, нависшей над беззащитными людьми, находящимися во власти противника (оккупация).

Оккупирующая сторона обязана:

Поддерживать общественный порядок;

Обеспечить функционирование систем здравоохранения и образования, снабжения населения продовольствием и медицинскими средствами;

Не препятствовать функционированию органов власти, администрации, общественных и частных учреждений;

Разрешить священнослужителям выполнять их духовные обязанности;

При необходимости разрешить третьим сторонам осуществлять операции по оказанию помощи.

При осуществлении операции по оказанию гуманитарной помощи каждая сторона в конфликте обязана свободно пропускать поставки грузов помощи для нуждающегося гражданского населения. Государство, разрешающее пропуск груза, имеет право проверить его содержимое и удостовериться, что он попадёт по назначению, а не будет использоваться для военных целей.

Особую защиту международное гуманитарное право предоставляет женщинам и детям.

Женевские конвенции утверждают принцип, гласящий, что «к женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением». В данном случае это предполагает учёт физиологических особенностей женщин, защиту от всяких покушений на их честь, нравственность и достоинство, создание более благоприятных условий жизнедеятельности для беременных и рожениц.

Стороны, участвующие в международном вооружённом конфликте, должны обеспечивать детям защиту и помощь: разрешать свободный пропуск посылок, предназначенных для детей до 15 лет, оказывать содействие в деятельности детских учреждений, содействовать обеспечению детей дополнительным питанием.

Осиротевшим или разлучённым с семьями в результате войны детям должно быть обеспечено содержание и воспитание. Необходимо содействовать воссоединению семей с помощью международных организаций, работающих в этой области.

Стороны, находящиеся в конфликте, должны избегать вынесения смертных приговоров женщинам и детям. Если же смертный приговор вынесен, то он не должен быть приведён в исполнение в отношении беременных женщин, матерей малолетних детей, а также лиц, не достигших 18 лет.

Вопросы и задания

Почему одна из Женевских конвенций подробно регламентирует защиту гражданских лиц, находящихся во власти неприятеля?


ЗАДАНИЕ 3 . Сравните документы6
«Война Германии против Советского Союза 1941–1945 гг.» – документальная экспозиция под ред. Рейнгарда Рюрупа. – Берлин: Argon-Verlag Gmbh., 1992.

С позиции современного международного гуманитарного права.

Приказ начальника штаба 6-го стрелкового корпуса Красной Армии командирам дивизий и бригад от июля – августа 1941 г. об обращении с немецкими военнопленными:

«В ходе прошедших боёв были случаи расстрела пленных. Необходимо принять решительные меры для предотвращения в дальнейшем таких случаев.

Лица, нарушающие нормы международного права обращения с военнопленными, должны привлекаться к строжайшей ответственности».

Выдержка из памятки по охране советских военнопленных (из распоряжения верховного командования вермахта об обращении с советскими военнопленными от 8 сентября 1941 г.).

«Командам охраны даются следующие основные указания:

1) Беспощадная кара при малейших признаках протеста или неповиновения. Для подавления сопротивления беспощадно применять оружие. В военнопленных, совершивших побег, стрелять без предупреждения с твёрдым намерением попасть в цель.

2) Любое общение с военнопленными – равно как во время марша на работу и с работы, – кроме отдачи служебных команд, запрещено <…> Предотвращать любое общение военнопленных с гражданскими лицами и в случае необходимости применять оружие, в том числе и против гражданских лиц.

3) На рабочем месте также требуется постоянный неусыпный надзор немецкой охраны. Каждый охранник должен держаться на такой дистанции от военнопленных, чтобы в любое время иметь возможность применить оружие».

ЗАДАНИЕ 4 . Познакомьтесь с ситуацией.


В стране происходят жестокие столкновения между противостоящими вооружёнными группами. Полевой командир одной из групп вступает в противоборство с бойцом другой группы. В поединке оба ранят друг друга. Полевой командир перевязывает свою рану, затем обрабатывает, как умеет, раны своего противника, выведенного из строя, после чего доставляет его в свой лагерь. Товарищи командира оспаривают правильность его поступка. Они считают, что пленник должен быть казнён, тем более что их противники поступают именно таким образом. Если в отношении пленного будет принято решение о сохранении ему жизни, то его следует использовать на разминировании участков, заминированных участниками его боевой группы.

Какое решение должен принять командир, который знает, что его военное командование публично заявило о намерении соблюдать основные положения Женевских конвенций?