Какую роль в нашей жизни играет право. Понятие права. Его социальное назначение. Взаимосвязь права и государства

«Роль права в жизни человека, общества, государства»

1 Ожидаемые результаты

Предметные:

В результате занятия обучающиеся

усвоят понятия: «закон», «право», «естественное право», «позитивное право», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «институт права»;

смогут приводить примеры действия правовых норм;

поймут, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства;

смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

Метапредметные:

В результате изучения темы обучающиеся

приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

Личностные:

В результате изучения темы учащиеся

осознают ценность права;

смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

смогут соотносить свои поступки с нормами права.

2 Место темы в системе учебных занятий

С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

3 Оборудование и материалы

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2014. § 8 . 2) Конституция РФ. 3) Конституция Республики Мордовия. 4) Портреты И. Канта, В.С. Соловьева. 5) Схемы: 1. «Норма права». 2. «Нормативно-правовой акт». 3. «Характеристика отраслей российского права». 4. «Система права». (Схемы распечатаны и перед уроком получены учащимися).

4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

Норма права. Закон.

Система законодательства.

Право и закон.

5 Опорные знания

Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

6 Организация учебной деятельности

Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Варианты организации работы:

Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

Ход урока

Мотивационный блок.

В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в результате изучения тем «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни». Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством (Российской Федерацией и Республикой Мордовией) и о правах человека. Учащиеся называют права человека.

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

Можно сказать о своих опасения, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такое понятие как «справедливость права» кажется пустым звуком. Но, если спросить, в каком государстве вы хотели бы жить, вы непременно ответите: «в самом справедливом, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». Вы видите, вроде бы и не сложно понять, зачем нужно право. А можем мы назвать страну, в которой бы не сложилась система права? Учащиеся ответят, что такой страны нет.

Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о правовом государстве, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обратиться к высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

Проблемный блок.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

Девятиклассники читают статью 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учитель подводит обучающихся к выводам:

Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

Информационно-аналитический блок.

Особое внимание следует уделить работе с понятиями «право», «норма права». Проводится работа с учебным словарем (с. 203). Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология/ СПб., 1996.)

Дальнейшая работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа работает по высказыванию В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника «Говорят мудрые» (с. 73), вторая группа анализирует мнение русского философа В.В. Зеньковского (учебник, с. 67), третья группа - отрывок из работы правоведа Е.Н. Трубецкого (учебник, с 68). Задача каждой группы сравнить мнение о праве автора того отрывка, который им достался, с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым. Предложенное задание должно стимулировать аналитическую деятельность учащихся. Выслушав ответы каждой группы, учитель подводит обучающихся к выводам:

Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

Проводится работа со схемой «Норма права».

По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:

После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.

Важно организовать работу со схемой, чтобы обучающиеся смогли уяснить суть каждого понятия. Учитель обращается к девятиклассникам с вопросами: Что означает такой признак закона как «закон обладает высшей юридической силой»? Какой орган законодательной власти принимает законы?

Приступая к изучению четвёртого пункта темы «Система законодательства» учитель говорит о том, что всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят прежде всего отрасли права. Учащиеся должны самостоятельно, работая по материалам учебниками, дополнить схему:

Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

Рефлексивный блок. Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, обратившись к последнему разделу параграфа «Право и закон». Важно подвести учащихся к практическим выводам.

Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

«Закон не всегда является правом»

«Государство может принять несправедливый закон»

«Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

Домашнее задание : § 8. Задания 1,2.

Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

1. Предлагается завершить работу над схемой «Отрасли права», начало которой было положено на уроке. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Учащиеся должны понять, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

Право - такая же великая общечеловеческая ценность, как и мораль. Мораль и право неразрывно взаимосвязаны. Они воздействуют на наше поведение, регулируют его почти с одинаковой силой. Они определяют меру свободы нашего поведения, но такой свободы, которая не идет в ущерб окружающим.

Право связано с юридическими законами и с государством. О государстве вообще вы уже довольно много знаете из истории, а также из первой части данного курса.

Важным достижением мировой цивилизации ученые считают правовое государство. Если определить очень коротко, то правовое государство - это такое государство, которое главной своей задачей ставит защиту прав и свобод человека, его жизни и благосостояния. Думается, что государств, в полной мере решивших эту задачу, нет еще нигде в мире, это скорее идеал.

Но некоторые демократически развитые государства добились ощутимых успехов в защите своих граждан.

Россия, встав на демократический путь развития, также поставила цель создать правовое государство. Правовое государство признает за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.

Гражданин и государство . С понятиями «личность», «гражданин», «право», «государство» вы уже знакомы.

Все эти понятия взаимосвязаны. Каждый человек, развиваясь, осваивая культуру, осознавая сущность и значение моральных требований, руководствуясь ими, становится личностью. У каждого человека есть права и обязанности по отношению к семье, окружающим людям, коллективу, обществу, государству. Для характеристики личности с точки зрения ее прав, свобод и обязанностей употребляют понятие «гражданин». Связь человека с обществом и государством замечательно выражает гордое старинное словосочетание - «гражданин Отечества».

Когда в нашем Отечестве на свет появляется человек, он сразу получает гражданство - по праву рождения, так сказано в специальном законе о гражданстве.

Гражданством называют правовую связь человека с государством. Это значит, что и у вас лично, и у государства, в котором вы живете, есть взаимные права и взаимные обязанности. Вы имеете возможность пользоваться всеми правами, которые записаны в специальных государственных правовых документах (Конституции - основном законе страны, других законах), например правом на образование, на участие в культурной жизни и т. д. Вместе с тем есть у вас и обязанности: вы обязаны соблюдать законы, установленные государством, и уважать права других людей. Вы обязаны платить налоги и охранять природу. И конечно, вашим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества. Но и государство должно подчиняться законам, действовать в рамках своих законных прав, а также нести ответственность перед гражданином: ведь права и обязанности, ответственность, как мы отметили выше, взаимны.

Потребность в порядке и справедливости . Давно, очень давно поняли люди громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Рушится все, что создавалось долгим трудом, гибнут люди, гибнет природа, скитаются по земле бездомные беженцы, разорение и запустение надвигаются туда, где еще недавно цвела мирная жизнь... И ведь это не только события древней истории. Достаточно внимательно присмотреться к современным событиям, в том числе на территории государств, входивших в состав СССР.

Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли - помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились общеобязательные правила (нормы права), которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.

Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего согласия, гражданского мира, диалога, договоренности. Право соединило в себе несколько смысловых значений. Одно связано с понятием «править», «управлять», «регулировать» (отношения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве: устанавливается правильный, единый, равный для всех порядок. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью права порядок, то на него находят «управу», т. е. заставляют считаться с установленными нормами.

Другое связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентирует людей на правду, справедливость. Не случайно многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались - «Правда» («Русская Правда», «Салическая Правда»).

Есть и третье смысловое значение, но о нем - позже.

Норма права. Закон . Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает, или, говоря точным языком юристов, закрепляет, ее в официальном письменном документе. Такие документы называют нормативными (или правовыми) актами, это может быть конституция, закон или подзаконные акты - указы, постановления и т. д. Поэтому и нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта.

Чтобы было понятнее, поясним, что закон - это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила законов объясняется тем, что их принимает высшая законодательная власть - парламент (в России он называется Федеральное Собрание) или же непосредственно народ страны - путем референдума (прямого голосования избирателей). Законы подразделяют на основной (конституция) и обыкновенные. А подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановления), министерствами (приказы и инструкции и т.д.). Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

Теперь вам понято, почему ведущую роль среди нормативных актов играют нормы закона - конституционные нормы (основного закона) и нормы обыкновенных законов.

В чем же основной смысл правовой нормы? Главное ее предназначение - регулировать общественные отношения, поведение людей (в форме дозволения, предписания или запрета). Каждая норма содержит четко установленную меру (объем) определенных прав и обязанностей. Этим она и осуществляет свою функцию регулирования: изучишь текст нормы - узнаешь свои возможности и обязанности. Если норма принята государством, ее требования обязаны соблюдать все - и отдельные лица, и организации. Она становится общеобязательной. Государство же строго следит за ее исполнением, а в случае необходимости может и заставить соблюдать.

Таким образом, норма права есть охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

Сравнивая норму права с другими известными вам социальными нормами (обычаем, моралью), вы без особых усилий назовете ее отличительные особенности - закрепленность в законе (или других нормативных актах); общеобязательность; обеспеченность силой государства.

Система права, отрасли права . Нормы права регулируют все важнейшие сферы жизни общества. Всю совокупность норм права данной страны называют системой права. Она подразделяется на отдельные большие группы прав - отрасли права.

Каждая отрасль права представляет собой совокупность (группу) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений. Поясним: например, трудовое право - это отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений; семейное право - отрасль, регулирующая сферу семейных отношений, и т. д.

В России система права охватывает около 30 отраслей. Важнейшие из них - конституционная отрасль права (она регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека); гражданское право (регулирует главным образом сферу имущественных отношений); административное право (его нормы регулируют общественные отношения в сфере государственного управления).

Существует и другое деление системы права: на частное и публичное. Под частным правом понимают всю совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей. А публичное право представляет собой совокупность отраслей, защищающих общий (публичный) интерес, благо всего государства. Понятно, что разграничение права на частное и публичное достаточно условно, поскольку частный и публичный интересы взаимосвязаны. На последующих уроках мы вернемся к этим видам права.

Итак, право - особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства (т. е. создается законодательными или другими компетентными органами государства) и закрепляется в законе или другом нормативном акте. Установленное государством право принято называть позитивным, т. е. положительным, реально существующим, действующим правом. Но право, конечно, нельзя свести к отдельному закону, норме. Право - это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).

Мера свободы . Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе?

Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей.

Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера - это то, что помогает сделать точный расчет и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объем, размер и т. д. Право точно указывает, сколько свободы дано человеку.

Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие люди, естественно, должны уважать ваши права). Право и только право способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него правовые, юридические, возможности: что ему можно делать, как следует поступать в обществе, что для него допустимо, осуществимо, от чего он должен быть защищен и т. д. Все это четко указано в нормах права, например в статьях Всеобщей декларации прав человека. Нарушение прав человека, ограничение его правовых возможностей - это нарушение его свободы. Вместе с тем право четко определяет юридические обязанности гражданина, запреты, ответственность. Взаимосвязь прав, свобод и обязанностей великолепно выразил И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании) права. Вот его примерный смысл: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.

Все наши права (т.е. мера наших правовых возможностей, мера свободы) точно определены и записаны в правовых документах, прежде всего в документах, принятых ООН,- Всеобщей декларации прав человека, Международной хартии прав человека, а также в Конституции Российской Федерации и других юридических документах, касающихся прав человека.

Естественное право . А теперь - о третьем смысловом значении права. С древнейших времен многие мыслители утверждали, что есть такое право, которое никем не создается и не «даруется» - ни государством, ни монархом, ни церковью. Оно существует объективно, естественно, из самой природы человека, общества, окружающего мира. Его так и называют - естественное право. Оно принадлежит человеку от рождения уже потому, что он человек. И никто не может его отнять у человека - это неотъемлемое, прирожденное право людей. Оно включает, например, право на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу, право на собственность и др. Государство таких прав не создает. Не может же оно издать закон, в котором с такого-то числа разрешит людям жить... Но государство может включить нормы естественного права в свои законы. И этим подчеркнет, что признает такие нормы, гарантирует их соблюдение и защиту.

Естественное право не всегда бывает закреплено в законах той или иной страны. В таком случае (для этих стран) естественное право существует в виде образца, правового идеала, к которому следует стремиться.

В наши дни естественное право наиболее полно представлено в тех документах ООН, о которых мы сказали выше. Когда страна подписывает эти документы и включает их положения в свое национальное законодательство (прежде всего конституцию), естественное право из образца, идеала становится реально действующим юридическим документом, требования которого должны соблюдать все. Так встречаются позитивное и естественное право. К теме естественного права мы еще вернемся.

Право и закон . Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли различие между правом и законом, или они абсолютно совпадают?

Строго говоря, над этим вопросом человечество размышляет еще с античных времен. В современной науке есть разные позиции. Одни ученые утверждают, что право и закон абсолютно совпадают, что любой принятый закон - это всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.

Другие доказывают, что право и закон не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон - закон, не опирающийся на право. Право же - это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно перестает быть правом, превращается в свою противоположность - произвол.

Несправедливый закон нельзя отнести к праву. Его так и называют - неправовой закон, а в народе говорят - «дикий», «драконовский». Граждане, если они способны защитить свои права, должны добиваться отмены такого закона и принятия другого, правового, справедливого.

В правовом государстве все законы должны быть правовыми.

    Основные понятия

  • Гражданин, гражданство, государство, социальные нормы.

    Термины

  • Право, правовой (нормативный) акт, нормы права, система права, частное и публичное право.

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные назначения права в обществе?
  2. В чем смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?
  3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?
  4. Чем вы объясните потребность общества в четкой упорядоченности деятельности людей?
  5. Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их сходство и различие?

Задания

  1. В статье 59, части 1 Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Объясните, как вы понимаете, почему рядом со словом «обязанность» стоит слово «долг», причем слово «долг» стоит первым. Почему слово «Отечество» написано с большой буквы? Как вы понимаете смысл слов «защита Отечества»?
  2. Гражданство как правовая связь гражданина и государства предусматривает взаимные права и взаимные обязанности гражданина перед государством и государства перед гражданином.

    Подумайте, в чем состоят основные обязанности гражданина перед государством и в чем основные обязанности государства перед гражданином. Объясните.

  3. Количество правовых норм (правил) велико. Их принято объединять в большие группы - группировать по отраслям права, как говорят юристы. Отраслей права тоже получается много. Судите сами: есть гражданское право - совокупность норм, определяющих личные права граждан; есть государственное право - собрание норм, регулирующим государственную жизнь; есть трудовое право - оно регулирует трудовые отношения; есть семейное, административное право и т. д. - по самому названию можно судить, какие стороны общественной жизни регулируют эти отрасли права.

    Объясните, почему существует множество отраслей права. Как вы оцениваете необходимость иметь их в одной стране в таком количестве?

  4. Наука утверждает, что право характеризуется своим демократическим и гуманистическим содержанием, имеет общечеловеческую ценность. Уточните, как вы понимаете это утверждение. Что значит демократическое и гуманистическое содержание? В чем состоит общечеловеческая ценность права?
  5. Есть разные позиции по вопросу о том, существует ли различие между правом и законом. Раскройте эти позиции и выскажите ваше отношение к ним. Как вы полагаете, почему важно разобраться в этом вопросе?
  6. Подумайте, в чем И. Кант видит абсолютно обязательное требование права, т. е. его суть.

ГОУ среднего профессионального образования Строительный колледж № 38 Преподаватель истории и права Бушуев Алексей Николаевич

Роль права в жизни человека, общества и государства.

План урока: Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права.

Право- это Совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и им же обеспечиваемых

Право- это Установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству.

Пути формирования права: 1 . Государство санкционировало обычаи, которые сложились в родовом обществе, принуждая людей к их исполнению.

Пути формирования права: 2. Государство создавало специальные органы, ответственные за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения

Пути формирования права: 3. Государство само издавало специальные нормативные акты.

Теории происхождения права. 1. Теория божественного происхождения права. Фома Аквинский определял закон как общее правило для достижения поставленной цели и разделил законы на божественные и человеческие. Право – это божественная справедливость, святость.

Теории происхождения права. 2. Теория естественного права. Законы, принимаемые в государстве должны быть естественными. Источником права есть разум. Справедливость в том, чтобы не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином.

Теории происхождения права. 3. Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. Право должно соответствовать духу эпохи, правовые нормы могут меняться.

Теории происхождения права. 4. Позитивная теория. Право представленной собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека.

Теории происхождения права. 5. Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право- это право силы сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.

Теории происхождения права. 6. Нормативистская теория права. Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.

Теории происхождения права. 7. Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.

Теории происхождения права. 8. Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон.

Основные черты и признаки права. Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

Основные черты и признаки права. 2. Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.

Основные черты и признаки права. 3. Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

Основные черты и признаки права. 4. Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.

Основные черты и признаки права. 5. Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.

Основные черты и признаки права. 6. Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права: Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.

Функции права: 2. Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.

Функции права: 3. Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.

Функции права: 4. Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.

Функции права: 5. Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

Введение 3
1. Понятие и роль права 4
2. Право в реальной жизни 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Введение

Право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.
Критически надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – с самим правом.
Целью настоящей работы является рассмотрение роли права в жизни человека, общества, государства.

1. Понятие и роль права

Право - явление цивилизации и культуры. Право соответствует определенной системе ценностей той или иной цивилизации, той или иной культуры. В различных цивилизациях встречаются различные подходы в понимании права. Например, можно рассматривать право в рамках китайской, индийской или же европейской цивилизации.
Право - это сложное явление общественной жизни. От понимания права во многом зависит общая ориентация юридической науки и практики. Задача научного познания заключается в том, чтобы за многообразными проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность. И, кроме того, поняв смысл права как социальной ценности, надо распознать, что есть право и не скрыто ли под его внешним, формальным подобием нечто иное, противоположное праву.
В обыденной жизни нередко право сводят к законам государства. При подходе к праву только как к системе норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам законодательства, то есть отождествление права и закона, обедняет содержание права, не вскрывает его глубинной социальной природы и приводит к его искаженному восприятию. Законодательство действительно представляет собой важнейшую форму выражения права, особенно в современном мире. В связи с этим о достоинствах закона еще будет сказано особо. Однако не столь редко под видом закона скрывается произвол, закон таит в себе бесправие, при помощи закона государство санкционирует то, что противоречит праву. На практике трактовка права как норм, установленных государством, то есть якобы им порожденных и от него зависимых, постоянно приводила и приводит к оправданию любых актов государственной власти, законов, санкционирующих произвол со стороны тех, кто политически господствует, вне зависимости от того, идет ли речь о какой-либо элите, бюрократии, партии или диктаторе. Сводя право к закону, мы, по существу, можем оказаться среди тех, кто оправдывает произвол, а то и среди тех, кто, применяя закон, сам творит произвол и несправедливость. Есть в сведении права к закону и другой порок. Все знают, что законы устанавливаются государством, но если право и закон тождественны, тогда выходит, что и право порождается государством, представляет его возведенную в закон волю.
На самом же деле право - это не возведенная в закон воля, если даже это воля господствующего класса или всего народа. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы страны, порожденная обществом на данном этапе его развития. Отождествляя право с законом, мы смешиваем содержание с внешней формой права, лишаем себя возможности познать право как реальный феномен общественной жизни, искажаем действительную социальную природу права.

У р о к 1
РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА

И ГОСУДАРСТВА

Цель: сформировать представление учащихся о том, что такое право и какова его роль в жизн

и общества, человека и государства.

Учащиеся должны знать:

1) мораль и право неразрывно взаимосвязаны;

2) право связано с юридическими законами и с государством;

3) право – это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Учащиеся должны понимать, что такое:

2) мораль;

3) государство;

4) договорная теория права;

5) теория естественного права;

6) теологическая теория права;

7) признаки права.

Учащиеся должны уметь:

1) называть основные признаки права;

2) объяснять его отличие от других социальных норм;

3) комментировать некоторые определения права;

4) характеризовать теории права;

5) аргументировать свои ответы.

Тип урока – комбинированный.

Х о д у р о к а

Право – искусство

справедливости и добра.

Древнеримское изречение

I. Изучение нового материала.

1. Понятие права.

2. Теории происхождения права.

3. Основные черты и признаки права.

1. Мыслители полагали, что в основе права лежат мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и в то же время человеческой несвободы.

Право как бы определяет ту границу, за пределы которой не может выходить человек и государство.

С зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств происходит осмысление сути и назначения права. Но до сих пор среди ученых идет спор о том, что возникло раньше – государство или право.

Некоторые полагают, что право старше государства, так как оно возникло еще в эпоху первобытности и стало выражением потребности человека уживаться с себе подобными. Жизнь людей обязательно должна быть упорядочена, урегулирована. Древнейшее право возникло в виде религиозных табу, заповедей, обычаев, традиций, которые сформировались в результате накапливания различных норм взаимодействия людей в труде и в быту. Эти нормы передавались из поколения в поколение. Такое право не было записано, получило название «обычное право».

Некоторые юристы полагают, что «истинное право» возникло только в эпоху формирования государства. Государственная власть установила законы для того, чтобы регулировать общественную жизнь. Государство должно было обеспечить действенную силу права, подкрепив ее силой государственного принуждения . Право обрело форму законов, то есть оно стало записанным, облеченным в четко фиксированную форму. Государство гарантирует реализацию права, охраняет его от нарушений.

Формирование права шло несколькими путями:

1) Государство санкционировало обычаи, которые сложились в родовом обществе, принуждая людей к их исполнению.

2) Государство создавало специальные органы, ответственные за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения.

3) Государство само издавало специальные нормативные акты .

Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство опирается на право, формирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

– Как бы вы ответили на вопрос: что старше – право или государство?

2. Теории происхождения права.

1) Теория божественного происхождения права . Фома Аквинский определял закон как общее правило для достижения поставленной цели и разделил законы на божественные и человеческие. Суть рассуждений Фомы Аквинского сводилась к тому, что все предписания человеческого закона вытекают из Божьей воли и разума. Право представляется божественной справедливостью и окружается ореолом святости.

2) Теория естественного права . Законы, принимаемые в государстве, должны быть естественными, то есть опираться на природное начало и, прежде всего, на природу самого человека, в мире которого существует закон. Источником права признается разум.

Софисты полагали, что законы воплощают высшую справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы «не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином».

3) Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. В основе правовых норм реальные столкновения, противоречия, пронизывающие общественную жизнь. Право должно соответствовать духу эпохи, то есть правовые нормы могут изменяться в процессе общественного развития.

4) Сторонники позитивной теории считали, что право представляет собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека. Иеремия Бентам – основоположник этой теории – писал: «Главное назначение права – в ограждении индивида от страданий».

5) Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право – это право силы и сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.

6) Нормативистская теория права. Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.

7) Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.

8) Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон.

3. Основные черты и признаки права.

1) Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

2) Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.

3) Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

4) Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.

5) Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.

6) Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

4. Ф ункции права.

1) Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.

2) Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.

3) Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.

4) Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.

5) Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

II. Закрепление.

1. Прокомментируйте следующие определения права:

а) Право – воля господствующего класса, возведенная в закон.

б) Право – совокупность норм, установленных или санкционированных государством, общеобязательных и обеспечиваемых силой государственного принуждения.

в) Право – мера свободы и справедливости.

г) Право – это сила.

Какое из данных определений права вы назвали бы универсальным, соответствующим современному толкованию?

2. Какую из теорий происхождения права вы разделяете? Ответ обоснуйте.

3. Почему человеку гораздо удобнее жить по законам, а не вопреки им? Какими должны быть юридические нормы, чтобы человек всегда им следовал? От чего это зависит?

4. До недавнего времени самым малочисленным народом на Земле считали арикапо, проживающих в районе Горанко (бассейн Амазонки). Этот народ насчитывал всего 14 человек: 5 мужчин, 4 женщины, 5 детей. Эти люди общались на своем языке, имели свою территорию, традиции, живя весьма обособленно от Бразилии и других стран. Можно ли говорить, что в рамках этого коллектива есть потребность в правовом регулировании?

Домашнее задание: § 29.