Журнал учета военных билетов форма 12а. Воинский учет в организации

Полное описание

Журнал учета документов военно-учетного стола

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" предприятия обязаны вести учет работников, являющихся военнообязанными (в том числе подлежащими призыву на военную службу).
Непосредственная организация военно-учетной работы возлагается на отделы кадров (специально уполномоченных сотрудников), которые оборудуют для этой цели соответствующие рабочие места - так называемые военно-учетные столы (ВУС).
Ведение воинского учета осуществляется по соответствующим документам.
Состав, формы и правила ведения документов воинского учета определены Положением о воинском учете (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719) и Инструкцией по ведению воинского учета(разработана Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ) .
На предприятии должны быть созданы условия для надлежащего хранения документов по воинскому учету.
Руководители предприятий обязаны выделить для военно-учетных столов специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов.
В свою очередь, для учета этих документов целесообразно вести соответствующий журнал (книгу).
Примерный перечень документов по воинскому учету, ведущемуся предприятием
Раздел 1
Документы, необходимые для работы в случае объявления особого положения
1. Приказ о порядке оформления и выдачи удостоверений Ф-4 на период мобилизации и военное время.
2. План мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе.
3. Список лиц, ответственных за вручение удостоверений Ф-4.
4. Бланки ведомостей Ф-10 на выдачу удостоверений ответственным уполномоченным от подразделений предприятия.
5. Бланки ведомостей Ф-9 на выдачу удостоверений забронированным гражданам, пребывающим в запасе.
6. Конспект инструктажа ответственных и порядок вручения удостоверний.
7. Памятка уполномоченному по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
8. План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время.
9. Бланк докладной записки.
10. Журнал проведения занятий.
11. Приказы, планы и списки по военно-учетной работе за минувший календарный год.
Раздел 2
Документы для работы по оповещению граждан, пребывающих в запасе, в рабочее время по сигналу военного комиссариата
1. Приказ по оповещению.
2. План проведения оповещения.
3. Схема организации оповещения и оборонных мероприятий по месту работы.
4. Порядок и последовательность работы должностных лиц с момента получения сигнала до момента доведения до граждан запаса под расписку в карточке оповещения.
5. Карточки оповещения.
6. Ведомость на выдачу карточек оповещения.
7. Сводная карточка оповещения.
8. Карточка мобилизационного предписания.
9. Сценарий проведения показного занятия по теме: "Организация оповещения мобилизационных ресурсов предприятия".
10. Перечень документов штаба оповещения и проведения оборонных мероприятий.
Раздел 3
Организация военно-учетной работы
1. Приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
2. План работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
3. Приказы (распоряжения) по организации военно-учетной работы.
4. Нормативно-правовые акты, приказы и распоряжения органов власти (управления) по организации военно-учетной работы.
5. Карточка учета предприятия.
6. Справка комиссии по бронированию органа местного самоуправления.
7. Акт приема-передачи документов по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
8. Накладные на получение бланков удостоверений Ф-4.
Раздел 4
Переписка по вопросам воинского учета, бронирования и оповещения граждан, пребывающих в запасе
1. Журнал регистрации входящих документов
2. Журнал регистрации исходящих документов.
3. Дело № 1/вус - входящие документы по вопросам воинского учета, бронирования и оповещения граждан, пребывающих в запасе.
4. Дело № 2/вус - исходящие документы по вопросам воинского учета, бронирования и оповещения граждан, пребывающих в запасе.
5. Дело № 3/вус - личные карточки (ф. № Т-2) военнообязанных (в том числе призывников).
6. Дело № 4/вус - отрывные талоны сообщений о военнообязанных, принятых на работу.
7. Дело № 5/вус - личные карточки (ф. № Т-2) граждан запаса, снятых с воинского учета по достижении предельного возраста состояния в запасе.
Раздел 5
Документы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе
1. Журнал проверок воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
2. Книга по учету бланков специального воинского учета.
3. Книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек.
4. Журнал учета личных карточек формы Т-2 на граждан, пребывающих в запасе и работающих
5. Бланки удостоверений Ф-4.
6. Список руководящих документов по вопросам специального воинского учета и проверки предприятия.
7. Корешок расписки в приеме документов от военнообязанных.
8. Временные нормативы по бронированию.
9. Образец заполнения бланка удостоверения Ф-4.
10. Образец заполнения раздела II личной карточки.
11. Порядок заполнения раздела II личной карточки.
12. Выписка из Положения о воинском учете.
13. Выписка из Кодекса РФ об административных правонарушениях.
14. Инструкция Генерального штаба ВС РФ по воинскому учету в организациях

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ). Цель воинского учета - обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (п. 2 Положения Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2019. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2019 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 19 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2019 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения

  • призывники;
  • военнообязанные.
Призывники Военнообязанные
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе Граждане, пребывающие в запасе:
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций , утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций , утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2);
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Группа обязанностей Виды обязанностей
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения — проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.

Вид правонарушения Величина штрафа Основание
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет от 300 до 1 000 рублей ст. 21.1 КоАП РФ
Несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ
Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет от 500 до 1 000 рублей ст. 21.2 КоАП РФ

Штат практически любой организации включает в себя военнообязанных сотрудников - как призывников, так и уволенных в запас. Федеральное законодательство гласит, что работодатель обязан вести воинский учёт работников. Процедура учёта регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 719. Для её соблюдения требуется оформленный и заполняемый по строго определённым стандартам журнал проверок воинского учёта.

Как вести воинский учет в организации и правильно заполнять ? Пошаговая инструкция содержится в этой статье.

Правильное ведение документации, связанной с воинским учётом, требует создания специальной формы для регистрации военнообязанных - журнала проверок воинского учёта. А поскольку частью процедуры регистрации каждой компании является её постановка на учёт военкоматом, то сбор необходимых сведений о призывниках и находящихся в запасе работниках - обязанность руководителя.

Несоблюдение её карается штрафами, а в случае, если доказано намеренное сокрытие данных, предусмотрена уголовная ответственность. Вот почему журнал проверок воинского учёта необходимо заполнять своевременно и без нарушений.

Скачать образец журнала выдачи трудовых книжек на руки вы можете в нашей


Схема: Общий воинский учет на предприятии.

Сроки отправки данных журнала в военкомат

Сверка данных воинского учёта в организации, в том числе содержащихся в журнале проверок, с данными военного комиссариата производится ежегодно. В срок до 1 ноября в военкомат подаётся список сотрудников мужского пола, которые достигли призывного возраста.

Информацию о приёме на работу и увольнении военнообязанных сотрудников необходимо предоставить комиссариату в двухнедельный срок.

Административная ответственность за нарушения процедуры воинского учёта

Ответственности, предусмотренной административным законодательством РФ, руководитель компании подлежит в следующих случаях:

  • если военкомату вовремя не предоставлена необходимая информация о работниках, подлежащих постановке на воинский учёт;
  • если своевременно не подана информация о любом изменении требуемых военкоматом данных о военнообязанном работнике;
  • если сотруднику не предоставлена возможность своевременно прибыть в военкомат по повестке.

Воинский учет в организации – пошаговая инструкция, какие документы нужны?

Данные воинского учёта проверяются ежегодно (для коллектива, где число сотрудников выше пятисот) и с периодичностью в три года (для малого бизнеса). Особое внимание уделяется тому, насколько грамотно заполнен журнал проверок воинского учёта.

Узнать, как правильно заполнить журнал регистрации входящих документов и скачать его образец, вы можете

Внутренний аудит

Каждому предпринимателю необходимо периодически осуществлять проверку организации воинского учёта в собственной компании. Чтобы осуществить такой внутренний аудит, создаётся специальная комиссия, которую возглавляет начальник отдела кадров.

При обнаружении несоответствий предписанной законом процедуре ведения воинского учёта составляется акт и принимаются меры по устранению нарушений.


Образец заполнения журнала проверок воинского учета.

Как правильно заполнить журнал учета проверки и испытаний электроинструмента и для чего необходим этот документ, вы можете прочесть

Требования к оформлению журнала

Любая запись в журнале проверок воинского учёта делается синими, фиолетовыми или чёрными чернилами. Должны отсутствовать помарки и не являющиеся общеупотребительными сокращениями.

Каждая ошибка зачёркивается при помощи одной черты, сопровождается надписью «исправлено» и датированной подписью исправившего.

Журнал проверок воинского учета: образец и порядок заполнения

Для правильного заполнения журнала служит установленный образец. Титульная страница журнала проверок воинского учета должна включать в себя:

Следующие страницы должны обязательно содержать:

  • дату аудиторской проверки;
  • имена, фамилии и должности проверяющих;
  • записи с результатами и выводами проверки;
  • решения руководства организации по результатам проверки;
  • записи об устранённых недостатках;
  • номер пломбы (если журнал опломбирован).

Журнал проверок воинского учета – образец бланка для заполнения вы можете скачать

Работа сотрудника военно-учетного стола заключается в том, чтобы производить регулярный сбор данных, проверять их подлинность и передавать в отделение военного комиссариата. Ежегодно производится сверка данных. Кроме того, комиссариат вправе запрашивать необходимую информацию внепланово. Все эти аналитические работы часто бывают связаны с чтением данных или, наоборот, с занесением их в соответствующий документ.

У призывника, который поставлен на первичный учет, но еще не познал армейской жизни, основным документом, определяющим его статус в области военной службы, является приписное свидетельство. Его наличие доказывает сам факт постановки на учет. Пребывающий в запасе гражданин имеет военный билет. Оба этих документа включены в состав документов ВУ.

Зачем нужна расписка

При оформлении работника в отделе ВУС уполномоченный сотрудник может затребовать один из личных документов. Работник не имеет права отказывать в предоставлении требуемых документов, так как в противном случае его просто не примут. Передача документов в присутствии гражданина ничем не должна фиксироваться, так как они возвращаются назад после сверки необходимых данных.

В некоторых же случаях сотрудник ВУС обязан собрать все военные билеты и передать их в военкомат, тогда законодательством предусмотрено составление расписки. Многие никак не могут понять, зачем она нужна.

Военный билет имеет такую же степень важности, как и паспорт. Естественно, его утеря карается штрафом и доставляет лишние хлопоты по оформлению нового. К тому же данные должны быть конфиденциальными, то есть, не должны подлежать разглашению. Составив расписку в получении, сотрудник берет на себя полную ответственность за сохранность документа.

Как ее написать

Так как расписка о приеме документов, которую выдает ответственный сотрудник, решающий вопросы воинского учета граждан, устанавливает наивысшую степень ответственности, то ее текст не может быть произвольным. В , прописывающих функционал ВУС и способы ведения ВУ, сказано, что расписка должна быть составлена по установленной форме. Ее пример приводится в приложении 14. Работодатели могут скачивать бланки и хранить их для необходимости.

Формуляр состоит из двух листков – непосредственной расписки и ее корешка. Расписка имеет номер, следовательно, регистрируется в журнале учета. Она содержит всю информацию о гражданине, который передал военный билет. Цели передачи документов указываются в соответствующей строке. Обязательно должна быть выставлена дата окончания срока действия этой расписки. Все графы подлежат обязательному заполнению. Они не требуют дополнительного описания, так как информация вносится в явном виде.

  • Фамилия, Имя и Отчество гражданина.
  • Его воинское звание ставится в соответствии с записью в военном билете.
  • Военно-учетная специальность в виде кода.
  • Реквизиты переданного документа и его наименование.
  • Цель передачи.

Отрывной корешок, являющийся второй частью составленного соглашения, как бы доказывает факт получения гражданином расписки в приеме военного билета. Вносить информацию нужно в таком виде, в каком ее содержит образец заполнения. Этот образец должен быть в каждом учетном столе.

Проверенная информация фиксируется подписью получивших соответствующие документы. Сам процесс выглядит последовательно. Гражданин передает сотруднику ВУС военный билет, о чем получает расписку. После проведения необходимых процедур военный билет возвращается владельцу, о чем последний обязан завизировать подписью в корешке. Сам же корешок подшивается в специальную папку и хранится в отделе.