Выборный орган. Методическая разработка для олимпиады по праву

В системе руководящих партийных органов различаются директивные, или постановляющие (принимающие решения;, исполнительные и контрольные. Конкретная структура центрального руководства партий, а также порядок его формирования при наличии многих общих элементов принимают самые разнообразные формы.

Высшим постановляющим органом всех японских партий является съезд.

В соответствии с парламентским характером деятельности ЛДП и большинство партий оппозиции делают непременными участниками съезда своих депутатов парламента, наделяя их, как отмечалось выше, правами наравне с делегатами. Чаще всего автоматически получают делегатские права также члены центральных исполнительных и контрольных органов, избранные предыдущим съездом, если они и не являются депутатами парламента. Остальных делегатов выдвигают местные партийные организации.

Так, делегатами съезда ЛДП становятся депутаты парламента от этой партии и по четыре человека, избираемых каждой тфефекту- ральной организацией, причем двое из них должны представлять молодежный и женский отделы этих организаций . Определять автоматическое участие в съезде членов центрального руководства партии у либерал-демократов нет необходимости, по традиции ими всегда являются парламентарии.

В СПЯ долгое время делегаты съезда избирались главным образом на местах, префектуральными организациями, но с одобрения Центрального исполнительного комитета (ЦИК) допускалось также избрание по устанавливаемым особо нормам делегатов от депутатской группы в парламенте и от «поддерживающих организаций*. На правах делегатов в работе съезда участвовали выборные руководящие работники центрального уровня. Депутатам парламента, губернаторам, мэрам крупных городов - членам СПЯ, не избранным делегатами съезда, предоставлялась возможность присутствовать иг съезде, выступать, но без права решающего голоса. После острых споров в 1977 г. принято решение наделить делегатскими правами всех депутатов парламента, губернаторов и мэров крупных городов. В конце 80-х годов внесено дополнение к уставу, расширяющее возможности участия женщин в работе высшего органа партии.

В конечном счете определено, что съезд СПЯ формируется из избираемых на местах делегатов, а также выборных работников центрального руководства партии. Общая численность делегатов съезда устанавливается таким образом, чтобы обеспечить участие всех депутатов парламента, губернаторов и мэров крупных городов _ членов СПЯ, число которых должно составлять 1/3 всех делегатов съезда. Префектуральные организации, имея по одному обязательному депутатскому мандату, могут избрать дополнительное число делегатов по квоте, распределяемой пропорционально численности членов партии в каждой из них. Кроме того, префек- туральная организация специально выдвигает одного делегата из женщин. До 10% депутатских мандатов по решению ЦИК распределяется между поддерживающими СПЯ организациями . В 1981 г. и позже правила выборов председателя были несколько модифицированы. _ „

Кандидат в председатели должен быть депутатом парлам при выдвижении получить поддержку ПО меньшей мере "арл ментариев. Избрание председателя более чем на два двухгодичны Структура центральны* органов Либерально-демократической партии

|9, 1V90.C.1551 -Съезд партии Дисципли Совет по нарный общим комитет вопросам Общее собрание депутатов обеих

Заместитель

председателя

Ревизоры

Председатель партии

Высшие говетники I

Комитет выборных мероприятий Советники!

Собрание депутатов

палаты представителей

раннє депутатов алаты советников (Собі

|рукранне >уководящих лиц I Е

инансовый

Центральная политическая академия

Совет по изучению политических вопросов

{Генеральный

секретарь

Общее бюро органов честного самоуправления

парламентской

политики

Общее бюро

Бюро кадров

[Секретариат

Специальные

комитеты

|Общее бюро

отношений с

разными организациями

Национальный

организационный

Финансовое

Штаб народных движений

Городское

_|Бюро гражданского Положения

Бюро связи л информации

Бюро культуры л образования

н формационный омитет

пропаганды

Информационное

Издательское

Бюро печатных органов

Бюро культуры

Бюро сельского, иесного и рыбного хозяйства

Торгово- промышленное бюро

Кредитно-

финансовое

Бюро народной жизни

строительства

экспортное

„Бюро труда

Структура центральны* органов Социалистической партии Японии

(152. 1991, №427. C.310J

Съезд партии Центральный комитет

Ревизоры

Центральный дисциплинарный комитет Центр теории социализма _

Центральный исполнительный комитет Специальные комитеты: комитет продвижения партийной реформы, комитет укрепления деятельности печатного органа партии, комитет по вопросам избирательной системы

Председатель ЦИК, заместители председателя, генеральный секретарь, заместители генерального секретаря

Органы, ведающие политическими делами

Комитеты, ведающие партийными делами

Политический

совет выборной печатных политики органов финансовый

общих дел и международных связей

организационный

народных

движений

парламент

политики

Бюро местных органов самоуправления

Бюро планирования и исследований

Всеяпонская группа жеищин- депутатов от СПЯ

Бюро народных движений (в защиту конституции, за мир, права человека)

Отделы: общий,планирования, финансовый, производственного планирования, управления, редакционный, издательский

Международное

бюро Бюро сельского. лесного и - рыбного хозяйства Бюро мелких и средних предпри ятий Молодеж ное бюро совет групп депутатов от СПЯ в органах местного самоуправления Бюро народной жизни Бюро образования и культуры Бюро информации и пропаганды

Схема J Структура центральных органов Комэйто (составлено по ) Съезд партии

Центральный

Общее собрание депутатов парламента

Центральный контрольный хомитет

Центральный и комитет сполнительный Председатель Заместители nf Генеральный сгкретарь. Финансовые ревизоры

Советники.

Консультанты

Бюджетно-

финансовая

комиссия

Бюро мелких и средних предприятий

Комиссия по административным делам

Бюро сельского, лесного и рыбного хозяйства

комиссия

печатных

Комиссия по культуре и образованию

народной

Молодеж- j

Комиссия по соииаль- ио-трудовым вопросам

Женское! бюро

| Междуна- I родное бюро

Контрольные

Постановляющие

Организационная структура партии демократического социализма

Высшие органы Руководящие органы Центральные организации

Префектуральные

организации

Районные организации

Первичные организации Обозначения:

избрание?

назначение ^

избрание

делегатов срока не допускается. Участниками первого этапа выборов, предусматривающих тайное голосование, помимо членов ЛДП являются также члены Народной ассоциации в защиту свободного общества (Дзию кокумин кайги), имеющие статус «друзей партии», и члены Народной политической ассоциации (Кокумин сэйдзи кёкай), занимающейся сбором средств для ЛДП. В случае, если никто из кандидатов на первом этапе не получит большинства голосов, окончательный выбор из двух кандидатов, набравших наивысшее число голосов, делают на своем общем собрании депутаты парламента . Через процедуру предварительных выборов

с участием всех членов партии до 1992 г. на практике прошли четыре лидера ЛДП: Масаеси Охира, Ясухиро Накасонэ, Тосики Кайфу и Киити Миядзава.

Несмотря на введение двухэтапных выборов, по-прежнему сохраняется возможность безальтернативного избрания председателя, определяемого переговорами между лидерами внутрипартийных группировок. При этом решающим фактором оказывается либо способность одной из главных группировок привлечь к себе малые группировки, обеспечив себе надежное преимущество, либо выбор из какой-либо относительно слабой фракции кандидатуры, устраивающей главные соперничающие группировки. В некоторых случаях определяющим фактором становится рекомендация вл и ятельного лидера партии, уходящего в отставку ввиду истечения предельного срока полномочий (например, Нобору Такэсита стал лидером благодаря рекомендации, которую дал ему Я. Накасонэ).

Съезд ЛДП почти не оказывает влияния на формирование центральных руководящих органов. Его одобрению подлежит лишь кандидатура заместителя председателя партии, указанная самим председателем.

Ключевые посты партийной иерархии распределяются на основе переговоров между лидерами внутрипартийных группировок, но по некоторым их них решающее слово принадлежит председателю партии. Он имеет право назначать генерального секретаря партии, председателя Совета по изучению политических вопросов, председателя Национального организационного комитета, всех членов Финансового комитета, восемь из 30 членов Совета по общим вопросам, предлагает из числа лиц, не являющихся депутатами парламента, шесть из 18 членов Дисциплинарного комитета. Важное значение имеет то обстоятельство, что председатель партии вместе со своим заместителем и генеральным секретарем не только входит в состав Комитета выборных мероприятий, от которого зависит отбор кандидатов на парламентских выборах, но также назначает всех других 12 членов комитета, причем одобрения этого назначения каким-либо другим органом партии не требуется.

Помимо председателя в партии большой властью обладает генеральный секретарь, который назначается председателем, и председатель Совета по общим вопросам. Вместе они называются „руководящей тройкой» (санъяку).

Генеральный секретарь (кандзитё), помогая председателю, ведет партийные дела. Под его непосредственным руководством работают Общее бюро, Бюро кадров, Финансовое бюро, Исследовательское бюро, Международное бюро и Кабинет партийного учета. Генеральный секретарь имеет возможность контролировать работу Информационного комитета, ответственного за партийную пропаганду, Штаба народных движений, Комитета парламентской политики, поскольку именно он назначает (с согласия Совета по общим вопросам) руководителей этих трех органов.

Значительно меньше возможностей у генерального секретаря оказывать воздействие на работу Финансового комитета, предназначенного для объединения усилий партии в укреплении финансовой базы и «здорового управления» ее средствами. Вместе с тем генеральный секретарь, записано в уставе, участвует в работе этого коллегиального органа. Относительно самостоятельно, не находясь в прямом подчинении генеральному секретарю, действует также Национальный организационный комитет, ведающий организационной работой в партии и располагающий собственным большим аппаратом.

Власть председателя и генерального секретаря не безгранична. Главную роль противовеса авторитарности председателя и генерального секретаря играет Совет по общим вопросам, относящийся, по уставу ЛДП, к постановляющим органам, обсуждающим важнейшие партийные дела и парламентскую политику и принимающим по ним коллегиальные решения. Иногда этот орган уподобляют Центральным комитетам, имеющимся в Японии у партий оппозиции и многих общественных организаций. Но это далеко не так. Прежде всего следует отметить, что Совет по общим вопросам формируется совершеннно иным способом. Его нельзя рассматривать как в полном смысле выборный орган, поскольку из 30 членов совета 8, как указывалось выше, назначаются председателем партии. Другая часть совета формируется следующим образом: 15 человек делегируют депутаты палаты представителей по ге°графическому принципу, исходя из квот для разных регионов (по одному от Хоккайдо, Кинки, Тюгоку и Сикоку, по два от Тохоку, ХокУрику-Синъэцу, Токай и Кюсю, а также три от самого крупного По населению и влиянию района - Канто), 7 человек выбираются Из числа депутатов палаты советников. Совет, как гласит устав, д3 ирает из своих членов председателя совета и до семи замесгите- еи ^РеДседателем совета становится лидер или влиятельный дея-

а-55 тель одной из наиболее крупных фракций, помимо фракции пред. седателя партии.

Совет по общим вопросам работает практически на постоянной основе, его заседания проводятся дважды в неделю. В заседаниях, которые ведет председатель совета, участвуют генеральный секретарь партии, а также председатель другого важного органа - Совета по изучению политических вопросов. Без одобрения Совета по общим вопросам не могут осуществляться никакие кадровые перестановки на центральном уровне, в частности без его санкции не могут быть назначены генеральный секретарь, его заместители и секретари. Лишь после одобрения Совета по общим вопросам начинается продвижение через парламент разработанных Советом по изучению политических вопросов законопроектов, касающихся всех сторон жизни страны - политики, экономики, социальных проблем, вплоть до бюджета и международных договоров. Совету по общим вопросам докладываются для получения согласия и другие правительственные решения, требующие представления в парламент .

разработанные в отделах и специальных комитетах предложения поступают в Консультативный совет, учреждаемый в составе председателя Совета по изучению политических вопросов, его заместителей и не более 20 членов. Одобренные им политические проекты немедленно докладываются постановляющему руководящему органу партии - Совету по общим вопросам.

Нельзя не заметить, что структура Совета по изучению политических вопросов во многом дублирует правительственный аппарат, что дает основания называть его иногда «вторым правительством*. Несмотря на широкий спектр функций совета не следует, однако, преувеличивать его значение. Подготовленные здесь предложения, как было отмечено выше, внутри самой ЛДП требуют одобрения другого руководящего органа партии. Кроме того, совет работает в тесной координации с правительственными министерствами и ведомствами, от них главным образом получает исходные данные для разработок, значительная часть его персонала формируется из бывших государственных чиновников. Уже это определяет зависимость аппарата ЛДП от правительственной бюрократии в законотворческом процессе. Считается, что подавляющее большинство, до 90% всех законопроектов, которые совет одобряет и представляет затем в парламент от имени партии и правительства, фактически готовятся государственным аппаратом, имеющим собственные прямые связи с деловыми кругами. Нельзя не согласиться сА.А. Макаровым, который, рецензируя одно из японских исследований, касающихся Совета по изучению политических вопросов, квалифицировал его как «одну из арен аккумуляции и согласования всех трех основных структурных элементов механизма политической власти* .

Вторым после съезда постановляющим органом оппозиционных партий является Центральный комитет (ЦК), избираемый съездом и ответственный за свои решения перед ним. В отличие от Совета по общим вопросам ЛДП, который также считается поста новляющим органом, но действует фактически на постоянной осно ве, ЦК оппозиционных партий собираются лишь периодически, проводя не более нескольких пленумов в течение года.

В СПЯ ЦК формируется съездом, гарантируя представительст префектуральным организациям пропорционально численн членов партии в них, а также не менее 10% мест «поддерживая

„ганизациимл. В состав ЦК входят и другие выдвигаемые съездом ®^еНы центрального руководства. ЦК избирает своего председате- Пленумы ЦК созываются по решению ЦИК, его председателем

или по требованию не менее 1/3 членов ЦК. К функциям ЦК Относится контроль за деятельностью ЦИК, Дисциплинарного комитета и штабов префектуральных организаций, принятие оешений по важнейшим делам и политике партии, по партийному бюджету ЦК может доизбрать в случае выбытия по каким-либо ‘ причинам членов ЦК и ЦИК {152, 1991, № 427, с. 84-851. Пленумы ЦК СПЯ созываются не реже одного раза в год.

формирование, функции ЦК и порядок его созыва в ПДС и Комэйто в основном такие же, как и в СПЯ. Устав ПДС определяет норму депутатов парламента среди членов ЦК (1/4), а Комэйто устанавливает периодичность проведения пленумов ЦК (один раз в три месяца) и включает в функции ЦК одобрение курсов деятель ности префектуральных партийных организаций.

Высшим исполнительным органом оппозиционных партий кро ме КПЯ является Центральный исполнительный комитет (ЦИК), который представляет партию и, будучи избранным съез дом, несет ответственность перед ним. Это фактически постоянно действующий орган общего руководства партией.

функции ЦИК СПЯ. заседания которого проводятся еженедель но, устав форму пирует следующим образом: 1) следовать решениям партийного съезда и ЦК. активно проводить их в жизнь; 2) опреде лять политический, руководящий курс партии, принимать решение по важнейшим вопросам; 3) следить за состоянием дел во все>. партийных организациях, оказывать помощь в их деятельности поддерживать связь с ними, осуществлять координацию и руковол ство: 4) совершенствовать политику и курс партии в ходе их осуществления и обсуждения всей партией; 5) распоряжаться имуществом и финансовыми средствами Центра. В 1991 г. ЦИК получил право учреждать пол руководством своего председателя парламентский комитет, выполняющий роль «теневого кабинета* 115-. 1991, № 427, с. 85-86]. пг

Центральные исполнительные комитеты СПЯ, Комэйто, ПД Формируются в составе председателя, его заместителей, генерального секретаря (иногда также заместителей), членов ЦИК. ипич чый аппарат, создаваемый ЦИК для организации практической Деятельности: комитеты, бюро, а иногда и отделы по партийным делам, а также органы, занимающиеся разработкой политики партии и ее парламентскими делами. Комитеты, как орга ны коллегиального руководства, занимаются важнейшими сами деятельности партии, в их состав включаются бюро, омиit в°зглавляют руководящие деятели ЦИК (заместители пред ля, непосредственно генеральный секретарь) или члены ЦИК. Все руководители бюро являются членами ЦИК.

В составе ЦИК СПЯ сформированы комитеты, охватывающие всю сферу партийной деятельности: общих дел и международных связей, организационный, женский, народных движений, финансовый, печатных органов, выборной политики. Разработкой политической линии и решением парламентских вопросов в СПЯ занимаются еще два органа - Политический совет и Комитет парламентской политики (см. схему 2). Имеются у социалистов и органы, работающие под общим наблюдением ЦИК, - Центр теории социализма, а также специальные комитеты, формируемые для решения отдельных задач, например организационной реформы СПЯ.

Оппозиционные партии не располагают столь большими возможностями, как ЛДП, для выработки собственной политики, подготовки проектов законодательных актов. Тем не менее, претендуя на приход к власти, они не могут не стремиться к тому, чтобы создать в этих целях эффективный аппарат. Данную задачу выполняют упоминавшиеся выше политические советы, к работе в которых привлекаются в первую очередь депутаты парламента.

Комэйто, вышедшая на политическую арену позже других партий, оказалась пионером в уставном оформлении задач и разветвленной структуры своего Политического совета, порядка проведения в жизнь его предложений. Политический совет (Сэйсаку сингикай) Комэйто включает в себя целый ряд комиссий: внешней политики, по административным делам, экономическую, по культуре и образованию, по социально-трудовым вопросам, по вопросам

использования государственной территории, бюджетно-финансовую. Каждая из комиссий, в свою очередь, имеет более специализированные отделения. Так же, как и в ЛДП^ предусмотрена возможность учреждения специальных комиссий по острым те кущим проблемам. Решения Политического совета докладываются общему собранию депутатов обеих палат парламента от Комэйто должны получить его одобрение 121, с. 19 22]. Создание так°1’°

органа позволило Комэйто быстро включиться в парламентскую борьбу с целью внесения поправок в правительственные законо ро екты или выдвижения совместно с другими партиями оппози альтернативных предложений.

Задолго до появления самой Комэйто аналогичные, хо столь разветвленной структурой, политические советы уже деис вовали в составе ЦИК СПЯ и ПДС. В таком органе «юно»

социалистов при сотрудничестве с симпатизирующими парт У ними разрабатываются важнейшие д0К>менты"^>Г‘11^И^ 0Й ее тиром деятельности парламентской группы СІ

политической пропаганды на парламентских выборах. В своем стремлении приблизить приход к власти и продемонстрировать способность к управлению страной социалисты недавно стали кроме Политического совета формировать также «теневой кабинет

министров».

Своеобразно, отражая существующие в международном коммунистическом движении традиции и тенденции, строится структура и определяется порядок формирования руководящих органов КПЯ. Съезд, как уже отмечалось выше, избирает только Центральный комитет, осуществляющий руководство всей деятельностью партии до очередного съезда.

Согласно уставу КПЯ, Центральный комитет, реализуя решения съезда партии, ведет следующую работу: *1) представляет партию на международной арене; 2) уточняет и правильно развивает линию и политику партии, основываясь на всей ее практической деятельности; 3) в соответствии с нуждами партии создает ее партийный аппарат; 4) направляет представителей и организаторов ЦК для проверки нижестоящих организаций и руководства ими; 5)

усиливает теоретическую работу партии, руководит изучением теории научного социализма и решений партии; 6) систематически проверяет, воспитывает и контролирует руководящие кадры, правильно расставляет их в соответствии с нуждами всей партии. В случае необходимости ЦК может перемешать на другое место работы членов партии, избранных членами комитетов нижестоящих организаций; 7) принимает необходимые меры для зашиты партийной организации; 8) управляет имуществом и денежным фондом партии» .

Президиум ЦК КПЯ, который выполняет обязанности и функции ЦК в промежутках между его пленумами, созываемыми не реже двух раз в год, весьма многочислен, после ХІХеьезда КПЯ в нем состоит 57 членов и 3 кандидата в члены Президиума. В свою очередь, Президиум учреждает Постоянное бюро Президиума Uv членов и 2 кандидата в члены). Для непрерывной повседневной работы Президиум учреждает Секретариат во главе с его председателем. назначает членов Секретариата. Он же назначает членов редколлегии центрального печатного органа партии.

После VII съезда КПЯ (1958 г.) аппарат ЦК был представлен и отделами, одним бюро, управлением печатными органами и двум* комитетами - парламентской политики и выборных мероприятии. С тех пор произошли значительные изменения. Как и другис партии. КПЯ стремилась придать деятельности ЦК более постоян ный и коллегиальный характер, поэтому большую роль стали игра11.

ітстьі, а бюро и отделам отводится роль обслуживающих их К°М нов- Активное образование комитетов, начатое в 1980 г., долж- °Р" о не только закрепить членов и кандидатов в члены ЦК за Н°педелснными сферами деятельности, но и обеспечить в целом °"*умуляиию знаний и опыта всей партии, организацию исследо- ^иий в каждой из этих сфер.

В июле 1990 г. в центральном аппарате КПЯ функционировало более 10 различных комитетов, 16 бюро, 27 отделов. Имелись комитеты: международный, политики и пропаганды (в его рамках комитеты ПО внутренней политике, внешней политике и экономический), единого фронта, повседневной работы среди разных слоев населения (со многими специализированными бюро и отделами), молодежи и студенчества, культуры и интеллигенции, религии, образования, социального обеспечения, партийного строительства (организационной и идеологической работы) и др. Все более важную роль играет Комитет парламентской политики. Большое место отводится организации работы по обеспечению успеха на выборах. Так, Бюро выборных мероприятий ЦК включает целый ряд отделов: по выборам в парламент, по выборам в местные собрания, по выборам глав администрации, «фронта политической полемики», обществ поддержки партии на выборах, деятельности депутатов и партийной жизни. Под непосредственным руководством Секретариата ЦК работает секретариат парламентской партийной группы.

Секретариат ЦК располагает также бюро и отделами, ведающими издатель кой деятельностью, финансами и партийными предприятиями, кадровыми вопросами, апелляциями, партийным архивом. При ЦК КПЯ учреждены Центральная партийная школа и Институт общественных наук. Наконец, ЦК имеет свои пред> ставительелва в шести регионах страны.

В ноябре 1990 г. дополнительно сформированы шесть комитетов, предназначенных для изучения отдельных проблем: идеологический, международный, выборов и местного самоуправления, массовых движений и единого фронта, молодежи и студенчества, партийной учебы и воспитания. В состав проблемных комитетов включены все выборные работники, высшие руководители ЦК, за исключением председателей ЦК, Президиума ЦК и Секретариата UK Распределение по комитетам производилось по их желанию.

Щее руководство проблемными комитетами возложено на заменителя председателя ЦК, при котором учрежден в этих целях

Медиальный секретариат . Аналогичная задача ставится перед ЦКК Комэйто, причем определяется круглий, которыми занимается этот центральный контрольный орган: депутаты парламента, префектуральных собраний и собраний депутатов крупных городов, руководители местных администраций, руководящие работники штаба партии и штабов префектуральных партийных организаций . Из устава ПДС также видно, что задача ее Контрольного комитета состоит в укреплении дисциплины. Этот орган занимается «расследованием и проверкой дел о нарушениях партийной дисциплины, готовит доклады по этим вопросам и вносит в ЦИК по мере необходимости предложения о наказаниях». Подчеркивается, что никакие другие органы партии не могут вмешиваться в дела Контрольного комитета, хотя с его согласия руководящие работники партия могут принимать участие,яседании комитета, высказывать свое мнение 123, с 101 -102 I Коит^ькый комитет КПЯ также предназначен да, укрепленн» дисциплины и соблюдения устава членами партии и партийными организациями. Он привлекает к ответственности за нарушения устава и дисциплины, рассматривает апелляции членов партии (28. с. 611-

Более подробно трактуются обязанности Центрального дисциплинарного комитета СПЯ. Согласно уставу, его контрольные функции значительно шире, чем у аналогичных органов в других японских партиях. В его полномочия входит: 1) следить за соблюдением устава и дисциплины партийными организациями и членами партии, состоянием исполнения решений и указаний, принимать дисциплинарные меры к нарушителям; 2) обсуждать поступающие от ЦИК и префектуральных организаций дела, а также принимать окончательные решения по апелляциям несогласных с решениями префектуральных дисциплинарных комитетов; 3) делать предупреждения центральным исполнительным органам и штабам префектуральных организаций, принимать окончательные решения о роспуске партийных организаций, а также о наложении взысканий на руководящих работников центральных органов и членов партии - депутатов парламента, губернаторов, мэров крупных городов; 4) утверждать постановление префектурального контрольного органа, если оно касается члена партии другой префекту - ральной партийной организации; 5) давать заключения по проектам ЦИК о восстановлении чести лиц, подвергшихся взысканиям (152, 1991. № 424, с. 86-87].

Задача ревизионных комиссий, ревизоров и инспекторов во всех партиях состоит в контроле за финансовой деятельностью, осуществляемой партийными органами.

Своеобразно поставлено дело с поддержанием внутрипартийного порядка в СДС. В этой небольшой партии создан согласительный комитет, который, исходя из принципа «уважения самостоятельности каждого члена партии и сотрудничающего члена партии», а рЗК*е «самодисциплины» каждой из составных организаций ДС федераций, призван «урегулировать» дела, касающиеся членов партии, и конфликты, возникающие между членами партии 11

партийными организациями .

составе центрального руководства некоторых партий предус- °т^ен° иметь совещательные органы, представленные со- в лНппаМИ И консУльтантами- Практика их назначения существует мы (йысшие советники, советники и консультанты, назнзчае- председателем партии при одобрении Советом по общим воп- „ С,- а также в СПЯ, Комэйто и ПДС. В качестве консультантов привлекаются крупные ученые и опытные специалисты.

Советниками, как правило, являются старейшие и заслуженные деятели указанных трех партий. В КГ1Я аналогичную роль выполняют почетные члены Президиума ЦК и советники. Эти звания присваиваются вышедшим в отставку по возрасту и состоянию здоровья руководящим работникам партии решением ЦК и утверждаются партийным съездом.

Завершая рассмотрение центральных органов японских политических партий, хотелось бы обратить внимание на существенное различие в составе их руководства между правящей партией и оппозицией. В ЛДП, обладающей самой мощной парламентской группой, все руководящие должности занимаются депутатами парламента, из них формируются ключевые органы партии - Совет по обшим вопросам, Совет по изучению политических вопросов, различные комитеты. Оппозиционные партии такими возможностями не располагают, хотя при выборах руководящих органов в той или иной степени и здесь предпочтение отдается людям известным по опыту их политической деятельности в парламенте и органах местного самоуправления. Сама же профессиональная партийная работа для функционеров этих партий часто становится трамплином для завоевания депутатских мандатов разного уровня.

Помимо выборных и назначаемых руководящих деятелей в центральных штабах партий работает довольно большое число сотрудников, набираемых в большинстве случаев по конкурсу, о чем свидетельствуют помещаемые время от времени объявления в партийных газетах. Личный состав секретариата ЛДП насчитывает, например, более 240 сотрудников }