Появление должности народного трибуна кратко. Народные трибуны в риме

Из плебеев (с начала V в. до н.э.). Н.т. обладали правом налагать запрет () на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях (в количестве сначала 2,4, потом 10 чел.). Личность Н.т. считалась неприкосновенной. В период империи потеряли былое значение.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "НАРОДНЫЙ ТРИБУН" в других словарях:

    Народный трибун - см. Трибун … Энциклопедия права

    Трибун (лат. tribunus) должностное лицо в Древнем Риме. Военный трибун (лат. tribunus militum) командная должность в римском легионе. В эпоху Республики в каждом римском легионе было несколько (обычно шесть) трибунов, которые должны были… … Википедия

    Народный трибун - см. Трибун … Большой юридический словарь

    Народный трибун - магистратура в Рим. республике, задача к рой состояла в защите интересов плебса от посягательств патрициев. Важнейш. правами Н. т. были право вето на любое решение магистратов или сената и право созыва нар. собрания … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Народный трибун - (лат. tribunus plebis), Mагистратура в Римской республике, задача которой состояла в защите интересов плебса от посягательств патрициев. Важнейшими правами Н. т. . были право ве то на любое решение магистратов или сената (intercessio) и… … Словарь античности

    НАРОДНЫЙ ТРИБУН (ПЛЕБЕЙСКИЙ ТРИБУН) - (лат. tribuni plebis) в Древнем Риме высшее выборное должностное лицо из плебеев (с начала V в. до н.э.). Н.т. обладали правом налагать запрет (вето) на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях (в количестве … Юридическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Марк Октавий. Не следует путать с Марком Октавием коллегой по трибунату и оппонентом Тиберия Гракха. Марк Октавий Marcus Octavius народный трибун в конце II начале I века до н. э … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Марк Октавий. Не следует путать с Марком Октавием автором аграрного закона. Марк Октавий Marcus Octavius народный трибун 133 до н. э … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Публий Сульпиций Руф. Публий Сульпиций Руф (лат. Publius Sulpitius Rufus; 124 до н. э.(124) 88 до н. э.) древнеримский государственный деятель, народный трибун 88 … Википедия

  • Народный трибун (лат. tribunus plebis, plebei или plebi) - одно из важнейших и своеобразных римских учреждений.

    По преданию, должность народного (дословно - плебейского) трибуна была учреждена после первой сецессии, то есть после удаления плебеев на Священную гору в 494 году до н. э.: плебсу было позволено выбирать своих магистратов, пользовавшихся неприкосновенностью и правом оказывать притесняемым плебеям поддержку против властей. Неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу; плебсу удалось добиться её лишь при помощи революционных средств. Плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса, и скрепили это решение общей клятвой, откуда и власть трибунов называлась «Sacrosancta potestas», то есть власть, основанная не на законе (legitima), а на религиозном освящении. Убиение виновных в посягательстве против трибунов не считалось преступным, а напротив, обязательным, истекающим из указанной клятвы. Должность народного трибуна просуществовала в течение всего республиканского и императорского периода, за исключением лишь короткого промежутка, когда действовал децемвират. При учреждении последнего трибунат был уничтожен, но после отмены децемвирата вновь восстановлен. Будучи сначала предводителями лишь плебса, организованного в особую общину, с особыми собраниями, трибуны не были ещё магистратами римского народа; но по мере того, как росли права плебса, расширялось и значение трибуна. Первоначально главной задачей трибунов было оказывать, путём интерцессии, поддержку угнетаемым плебеям против патрицианских магистратов. Чтобы интерцессия была действительной, трибуну надо было лично явиться перед магистратом, действие которого он хотел остановить; вмешательство через посредников или письменное было недействительно. Необходимо было, чтобы трибуны являлись доступными для всех, искавших их защиты; они обязаны были, поэтому, постоянно находиться в городе, не имели права удаляться из дома на целый день, а двери их были открыты всегда, даже и ночью. Так как трибунская защита была тем доступнее, чем больше было трибунов, то число их, первоначально равнявшееся двум, затем пяти, скоро (по Титу Ливию - в 457 году до н. э.) было увеличено до десяти.

    Первоначально недостающее число трибунов пополнялось кооптацией; затем закон стал требовать, чтобы трибуны данного года заблаговременно позаботились о выборе своих преемников непременно в полном числе. Для этого созывались трибутные комиции, под председательством одного из трибунов. Если на одном собрании не были избраны все 10 трибунов, назначались дополнительные выборы. За неисполнение этого требования, необходимого для непрерывности действия трибуната, трибунам грозила казнь посредством сожжения. Избирались трибуны исключительно из плебеев, что сохранилось и после уравнения сословий: патриций мог стать трибуном лишь после формального transitio ad plebem (перехода в плебс). По римской традиции, выборы трибунов производились сначала в куриатных комициях, а затем (с 471 года до н. э.) в трибутных. Избирались они на один год и вступали в должность 10 декабря. Не будучи первоначально должностными лицами всего римского народа, трибуны не пользовались и правами, принадлежавшими магистратам: у них не было магистратских инсигний, ни кресла, ни пурпуровой каймы на тоге, ни ликторов. Вместо последних при них состояли служители (viatores, praecones), но без фасций и топоров. Трибуны не имели ни прав аусципий (auspicia populi Romani), ни империя; власть их первоначально была чисто отрицательная. Она принадлежала во всей полноте каждому отдельному трибуну; каждый из них мог своим «veto» остановить действие магистрата даже в том случае, если все остальные трибуны были бы против него; перевес был всегда на стороне задерживающей, отрицающей власти. Древнейшие права трибунов - право помощи (ius auxilii) и право сноситься с плебсом (ius egendi cum plebe) - зародыш и источник всех дальнейших. Трибуны пользовались правом интерцессии по отношению к действиям магистратов, к

Пользовавшихся неприкосновенностью и правом оказывать притесняемым плебеям поддержку против властей. Неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу; плебсу удалось добиться её лишь при помощи революционных средств. Плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса, и скрепили это решение общей клятвой, откуда и власть трибунов называлась «Sacrosancta potestas », то есть власть, основанная не на законе (legitima), а на религиозном освящении. Убиение виновных в посягательстве против трибунов не считалось преступным, а напротив, обязательным, истекающим из указанной клятвы. Должность народного трибуна просуществовала в течение всего республиканского и императорского периода, за исключением лишь короткого промежутка, когда действовал децемвират . При учреждении последнего трибунат был уничтожен, но после отмены децемвирата вновь восстановлен. Будучи сначала предводителями лишь плебса, организованного в особую общину, с особыми собраниями, трибуны не были ещё магистратами римского народа; но по мере того, как росли права плебса, расширялось и значение трибуна. Первоначально главной задачей трибунов было оказывать, путём интерцессии , поддержку угнетаемым плебеям против патрицианских магистратов. Чтобы интерцессия была действительной, трибуну надо было лично явиться перед магистратом, действие которого он хотел остановить; вмешательство через посредников или письменное было недействительно. Необходимо было, чтобы трибуны являлись доступными для всех, искавших их защиты; они обязаны были, поэтому, постоянно находиться в городе, не имели права удаляться из дома на целый день, а двери их были открыты всегда, даже и ночью. Так как трибунская защита была тем доступнее, чем больше было трибунов, то число их, первоначально равнявшееся двум, затем пяти, скоро (по Титу Ливию - в 457 году до н. э.) было увеличено до десяти.

Первоначально недостающее число трибунов пополнялось кооптацией ; затем закон стал требовать, чтобы трибуны данного года заблаговременно позаботились о выборе своих преемников непременно в полном числе. Для этого созывались трибутные комиции , под председательством одного из трибунов. Если на одном собрании не были избраны все 10 трибунов, назначались дополнительные выборы. За неисполнение этого требования, необходимого для непрерывности действия трибуната, трибунам грозила казнь посредством сожжения. Избирались трибуны исключительно из плебеев, что сохранилось и после уравнения сословий: патриций мог стать трибуном лишь после формального transitio ad plebem (перехода в плебс). По римской традиции, выборы трибунов производились сначала в куриатных комициях , а затем (с 471 года до н. э.) в трибутных. Избирались они на один год и вступали в должность 10 декабря. Не будучи первоначально должностными лицами всего римского народа, трибуны не пользовались и правами, принадлежавшими магистратам: у них не было магистратских инсигний, ни кресла, ни пурпуровой каймы на тоге, ни ликторов . Вместо последних при них состояли служители (viatores, praecones), но без фасций и топоров. Трибуны не имели ни прав ауспиций (auspicia populi Romani ), ни империя ; власть их первоначально была чисто отрицательная. Она принадлежала во всей полноте каждому отдельному трибуну; каждый из них мог своим «veto» остановить действие магистрата даже в том случае, если все остальные трибуны были бы против него; перевес был всегда на стороне задерживающей, отрицающей власти. Древнейшие права трибунов - право помощи (ius auxilii ) и право сноситься с плебсом (ius egendi cum plebe ) - зародыш и источник всех дальнейших. Трибуны пользовались правом интерцессии по отношению к действиям магистратов, которым они могли даже воспретить дальнейшее отправление их должности, а также по отношению к частным лицам, но лишь применительно к тем их поступкам, которые носили общественный характер. Трибун не мог, например, запретить частному лицу привлечь к суду другое частное лицо по обвинению в преступлении, не затрагивавшем интересов общины. Гораздо важнее было их право интерцессии против рогаций, вносимых в народные собрания, против состоявшихся уже постановлений этих собраний и против решений сената. Чтобы обеспечить за своими избранниками указанные права и заставить патрицианские власти склоняться перед трибунской интерцессией, плебеям приходилось первоначально прибегать к насильственным действиям, к самосуду. Акты мести против тех, кто не подчинялся трибунской власти, плебс совершал обыкновенно по предложению и приглашению трибунов. Отсюда, вероятно, развилось право трибунов подвергать своей властью штрафам, аресту, в исключительных случаях даже казни, или привлекать к суду народа всех, нарушающих интересы последнего или священные права трибунов. Действию этого «обуздания» (coercitio ) со стороны трибунов подлежали даже высшие магистраты (консулы и цензоры), но только не диктаторы summo iure. Благодаря этому праву трибун занял положение высшей власти, контролю которой были подчинены все другие.

Права трибуна могли стать очень опасными, если бы они не встречали ограничения в интерцессии других трибунов и в праве присужденного к наказанию обратиться к народу в центуриатные или (судя по свойству наложенного взыскания) в трибутные комиции. В дальнейшем развитии многочисленными и очень важными последствиями сопровождалось право трибунов сноситься с народом. Оно давало им возможность созывать собрания плебса, руководить ими, вносить свои предложения и наблюдать за исполнением принятых плебсом решений. Это право оказалось особенно важным потому, что в дальнейшем развитии римского устройства трибутные комиции постепенно достигли в законодательных вопросах уравнения с центуриатными; их решения (plebiscita ) стали законами (leges ), обязательными для всех граждан. Вместе с этим в руки трибунов перешла законодательная инициатива, на которой и покоится в дальнейшем почти все значение трибуната. Благодаря возвышению трибутных комиций до значения общенародного собрания, изменилось и общее положение трибунов: они стали магистратами римского народа, и притом высшими. Изменилось и их отношение к сенату. Первоначально трибуны не имели прямого отношения к сенату и не пользовались правом заседать в нём. Когда им необходимо было осведомиться о том, что делается в сенате, они садились на скамье, поставленной за дверями залы заседания сената, и только слушали. Теперь они получили доступ в сенат и право говорить в нём, даже созывать его. При новом значении трибуна сам сенат был заинтересован в том, чтобы заранее узнать отношение трибунов к той или другой мере. Из защитников отдельных лиц и одного сословия трибуны обратились в избранников народа, блюстителей его интересов, охранителей его прав и достоинства; они стали главным органом прогрессивного демократического законодательства. Законодательство сосредоточивается с тех пор главным образом в руках трибунов; важнейшие законы были большей частью leges tribuniciae . Это объясняется прежде всего самой постановкой трибуна: трибуны не были, подобно другим магистратам завалены массой дел по управлению и поэтому могли сосредоточивать своё внимание на вопросах законодательства и на надзоре за деятельностью других властей. Ротации и политические процессы, в которых трибуны являются представителями интересов народа, поглощают с тех пор большую часть их сил и времени. И тогда, однако, отрицательная власть не потеряла смысла: она была гарантией против злоупотреблений магистратов - злоупотреблений, особенно возможных и опасных вследствие того, что по римским законам во время отправления своей должности магистрат не мог быть привлечен к ответу частным лицом, страдавшим от произвольных и противозаконных действий магистрата. Особенно оживлённую деятельность развивает трибунат в последние полтора века до н. э.

Трибунами были тогда такие замечательные деятели демократической партии, как братья Гракхи , Луций Аппулей Сатурнин , Сульпиций Руф . В силу отрицательного характера трибуната он обращался иногда в орудие других партий. Видя в трибунате главную опору демократии, Сулла , получив диктатуру, решился сломить его значение. Этой цели должен был служить Корнелиев закон 82 года до н. э. Он закрывал лицам, занимавшим должность трибуна, путь к другим магистратурам, отнимал у трибунов право самостоятельной законодательной инициативы, обусловливая её предварительным разрешением сената, и право созывать и вести народные собрания, постановляющие решения (созывать простые сходки, contiones , они могли); у них отнято было также, вероятно, право обвинения перед народом в уголовных процессах и право наложения наказаний. В 70 году до н. э., в первое консульство Красса и Помпея Великого , эти ограничения были уничтожены, и трибун вновь занял прежнее положение. Нарождавшийся принципат нашел в трибунате удобное орудие для проведения своих целей, тем более, что и принципат вырастал на той же демократической почве, на которой вырос и Юлий Цезарь, напр., нашел себе ценных союзников в народных трибунах Марке Антонии и Курионе . Трибунская власть вошла, как один из важнейших элементов, в состав принципата. Принцепсы дорожили ею, благодаря её священному характеру (sacrosanctitas ) и праву veto . Наряду с «трибунской властью» принцепса продолжал существовать в императорский период и трибунат, в прежней форме, но безо всякого значения, так как роль представителей народных интересов и прав взяли на себя императоры, а главное поприще, на котором действовали трибуны - комиции, - вскоре исчезли. Трибунат влачил с тех пор жалкое существование, как один из пережитков старины, лишь в силу привычки; он стал, по выражению Плиния, «пустой тенью и названием без почета» .

Литература

  • Jochen Bleicken: Das Volkstribunat der klassischen Republik. Studien zu seiner Entwicklung zwischen 287 und 133 v. Chr. (Zetemata 13, ISSN 1610-4188). 2., durchgesehene Auflage, Beck, München 1968.
  • Thomas Robert Shannon Broughton: The Magistrates of the Roman Republic (= Philological Monographs of the American Philological Association. Bd. 15, 1−3, ZDB-ID 418630-8). 3 Bände (Bd. 1: 509 B.C. − 100 B.C. Bd. 2: 99 B.C. − 31 B.C. Bd. 3: Supplement.). American Philological Association, New York NY 1951−1986, ISBN 0-89130-811-3 (Bd. 3).
  • Giovanni Niccolini: I fasti dei tribuni della plebe (= Fondazione Guglielmo Castelli. 7, ZDB-ID 638160-1). A. Giuffrè, Mailand 1934.
  • Lukas Thommen: Das Volkstribunat der späten römischen Republik (= Historia. Einzelschriften 59). Steiner, Stuttgart 1989, ISBN 3-515-05187-2 (zugleich: Basel, Universität, Dissertation, 1987).
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Что такое трибуна? В переводе с латинского языка это помост, возвышение, используемое для торжественных заседаний, а также род кафедры, с которой говорят речи, обращенные к собравшимся людям. От слова «трибуна» образовалось слово «трибунал». Это судебная коллегия, которая обычно восседает на каком-то возвышении, рассматривает наиболее важные дела и выносит приговоры. Иногда трибуналы - инквизиции, революционные, военные - представляли собой настоящее судилище, машину по перемалыванию людских судеб.

Выражению «народный трибун» почти две с половиной тысячи лет. С 494 г. до н. э. в Древнем Риме (еще в республиканский период) на собраниях по трибам плебеи , то есть народные низы, выбирали плебейских, или народных, трибунов для защиты своих интересов. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин считали борьбу плебеев и патрициев одной из важнейших черт древнеримского общества.

Народные трибуны обладали значительными полномочиями . Они могли накладывать вето (запрет) на распоряжения и постановления любого магистрата (должностного лица) и сената. Лишь на диктатора и цензора право вето не распространялось. Народные трибуны имели право арестовывать и приговаривать к штрафам магистратов. Они могли созывать собрания плебеев, трибутных комиций, сената, издавать эдикты и предлагать законопроекты. Личность народного трибуна была неприкосновенной. Они должны были держать двери открытыми для всех граждан и не могли покидать Рим более чем на сутки. В период поздней республики выбиралось до десяти трибунов. Самыми знаменитыми были Тиберий и Гай Гракхи.

Фамилию Гракх голливудские киношники к месту и не к месту используют во многих фильмах на темы римской истории.

Тиберий Семпроний Гракх (162–133 гг. до н. э.) отличился во время Пунической войны. В качестве квестора в Испании он увидел серьезную угрозу для республики в чрезмерном преобладании крупного землевладения и обеднении рядовых земледельцев. Аграрный вопрос на протяжении нескольких тысячелетий являлся главным в социальной жизни многих регионов.

Тиберий стал трибуном и, пользуясь своими полномочиями, поставил вопрос об ограничении крупных владений и перераспределении отрезков (излишков) казной безземельным гражданам на условиях наследственной аренды. Получившие участки обязывались их возделывать и платить в казну умеренный налог. И закон был принят.

Римляне, интересы которых затронул Тиберий, начали против него борьбу. Тогда Тиберий добился лишения должности трибуна одного из членов трибуната. Ему пришлось ходить по улицам в сопровождении телохранителей и вооруженной толпы. При попытке переизбраться на второй срок Тиберий Гракх был убит, а вместе с ним и триста его сподвижников.

Дело Тиберия не пропало даром, так как число крестьян-землевладельцев выросло с 300 тысяч до 400. Дело старшего брата продолжил младший брат - Гай Семпроний Гракх, который был моложе его на девять лет (153–121 гг. до н. э.). Согласно легенде, старший брат приснился младшему и сказал ему: «Что же ты медлишь, Гай? Иного пути нет. Одна и та же суждена нам обоим жизнь, одна и та же смерть в борьбе за благо народа!»

Младший брат был эмоциональным человеком и ярким оратором. Гай был квестором, а в 123 г. до н. э. был избран в народные трибуны. Он предложил законы, которые существенно улучшали положение бедноты: низкие цены на хлеб, строительство дорог для обеспечения деятельности мелких землевладельцев, создание новых поселений на юге Италии и т. д. Аристократии его планы не понравились. Гаю был противопоставлен другой народный трибун, выступивший с еще более привлекательными предложениями.

При реализации предложения о закладке новой колонии возникли плохие предзнаменования. Дело застопорилось. Во время жертвоприношения один из сподвижников Гая проявил чрезмерную быстроту. Он поразил мечом служителя, который, как ему показалось, угрожал жизни народного трибуна. В ходе возникшей сумятицы Гаю пришлось бежать. На другой день был найден его труп. Все сподвижники были перебиты, их имущество конфисковано и продано, а на вырученные деньги построен храм в честь Конкордии, богини согласия.

Реформы были свернуты. Институт народного трибуната постепенно терял свое значение. Цезарь, Октавиан, другие единовластные правители получали звание пожизненных трибунов, что давало им личную неприкосновенность. Но окончательно народные трибуны исчезли только в III в.

Трибун (лат. tribunus ) - должностное лицо в Древнем Риме. Леонард Шмитц. СЛОВАРЬ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ

Военный трибун (лат. tribunus militum ) - командная должность в римском легионе. В эпоху Республики военный трибун командовал легионом. В эпоху Империи в каждом легионе был один военный трибун из числа сенаторов (второй по старшинству в легионе после легата) и пять - из сословия всадников.

Народные трибуны - (лат. tribunus plebis , букв. плебейский трибун) - должностные лица, (с 490 г. до н. э.) ежегодно избиравшиеся из плебеев на собраниях по трибам. Должность народных трибунов была введена для защиты прав плебеев от произвола патрицианских магистратов.

Трибуны имели право накладывать вето на распоряжения или постановления любого магистрата (кроме диктатора и цензора) и сената, арестовывать и приговаривать к штрафу магистратов (кроме диктатора) и рядовых граждан, созывать собрания плебеев, заседания трибутных комиций и сената и председательствовать на них, издавать эдикты и предлагать законопроекты.

Личность народного трибуна считалась неприкосновенной. Народные трибуны были обязаны постоянно держать двери дома открытыми для граждан, нуждающихся в защите, и не могли покидать Рим более чем на сутки. Их власть была ограничена городской чертой Рима.

Высший подъем римской демократии связан с деятельностью народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов. С установлением империи институт народных трибунов утратил самостоятельное значение, но продолжал существовать в форме «трибунской власти» императора.

Народный трибунат просуществовал до III века.

Должность консула была коллегиальной, т. е. консулов было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя Тарквиния Гордого.

Консулы сначала выбирались только из патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 до н. э. один из консулов стал избираться из плебеев.

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 до н. э. перешло к младшим коллегам консулов - преторам.

Помощниками консулов были квесторы.

Знаками отличия консула являлись тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (Sella curulis ), инкрустированное слоновой костью, и сопровождение 12 ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры.

В римской системе летосчисления годы обозначались именами консулов данного года (они именовались consules ordinarii).

По окончании срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почётный титул, а из выборной должность превратилась в назначаемую.

В новое время консулом называется должностное лицо, назначаемое постоянным представителем в каком-либо городе или районе другого государства для защиты юридических и экономических интересов своего государства и его граждан.

Плебс