Как исполняются исправительные работы. Куда трудоустраивают виновных. Замена другим видом наказания

СТ 39 УИК РФ

1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Комментарий к Ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Исправительные работы заключаются в принудительном привлечении к труду осужденного, не имеющего основного места работы, на срок от двух месяцев до двух лет с удержанием в доход государства части его заработка в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% (ч. 1 и 2 ст. 50 УК РФ).

2. Несовершеннолетним исправительные работы могут быть назначены на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ).

3. Исправительные работы по общему правилу назначаются судом первой инстанции либо в порядке изменения приговора определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в кассационном или надзорном порядке.

4. Исправительные работы также могут быть назначены:

Как замена неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ);

Как более мягкое наказание, чем предусмотрено законом за данное преступление (ст. 64 УК РФ);

В порядке помилования (ст. 85 УК РФ).

5. Исправительные работы широко применяются в современной судебной практике. Это объясняется сочетанием гуманности этого вида наказания (осужденный не лишен свободы, он не оторван от семьи, имеет возможность в основном сохранить привычный для него образ жизни и др.) с реальными, вполне ощутимыми карательными элементами (удержание из заработной платы, ограничение продолжительности очередного отпуска 18 днями, запрет на увольнение без разрешения УИИ и др.).

6. Обращение к исполнению приговора, определения или постановления о наказании в виде исправительных работ возложено на суд, который обязан не позднее трех суток со дня вступления в силу приговора (других указанных актов) либо возвращения дела из кассационной инстанции направить две копии приговора в УИИ по месту жительства осужденного. В случаях изменения приговора кассационной инстанцией вместе с ними направляются две копии определения. Если приговор не был обжалован либо вступил в законную силу, к копиям приговора прилагается справка о вступлении его в законную силу.

7. Осужденный может отбывать исправительные работы на предприятии, в учреждении, организации любой формы собственности, лишь бы это было основное место его работы.

8. Осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 30 дней со дня поступления в УИИ распоряжения суда с копией приговора, определения или постановления.

9. Исполнение наказания в виде исправительных работ входит в компетенцию УИИ, являющейся структурным подразделением ФСИН России. Их функциональная нагрузка охватывает практически все аспекты исполнения этого наказания.

10. Уголовно-исполнительные инспекции:

Ведут учет осужденных;

Разъясняют порядок и условия отбывания наказания;

Контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;

Проводят с осужденными воспитательную работу;

Контролируют поведение осужденных, при необходимости направляют их в органы службы занятости для трудоустройства;

Принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин;

Проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных;

Готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно;

Применяют меры поощрения и взыскания.

11. Реальное исполнение наказания в виде исправительных работ начинается с организационно-обеспечивающих мероприятий.

Каждый осужденный ставится на учет, и на него заводится личное дело - своеобразный накопитель информации, относящейся ко всем сторонам исполнения и отбывания им наказания (таким образом, контролируются начало и окончание срока наказания, правильность удержаний из заработной платы, исполнение ограничений и обязанностей и др.).

12. Основная функция учета - контроль за осужденными - наиболее эффективно обеспечивается применением четырех его видов:

1) учет осужденных, отбывающих наказание без каких-либо существенных отклонений;

2) учет осужденных, не приступивших к работе в течение 30 дней со дня постановки их на учет, уволенных с прежнего места работы и не устроившихся на новую работу в этот же период времени, уклоняющихся от работы без уважительных причин, а также исчезнувших из поля зрения инспекции;

3) учет осужденных:

а) оставивших работу или уволенных с нее до истечения 30 дней со дня постановки на учет или увольнения;

б) не работающих в связи с болезнью, которую нельзя включить в срок отбывания наказания (например, следствие алкогольного или наркотического отравления, травма, полученная при совершении правонарушения);

в) покинувших территорию, обслуживаемую инспекцией, где осужденный состоял на учете до получения инспекцией на новом месте его личного дела;

г) находящихся под стражей в качестве меры пресечения по другому делу или отбывающих административное взыскание (арест, исправительные работы);

д) находящихся на медицинском освидетельствовании на предмет определения трудоспособности или заболеваний, ее исключающих, инвалидов I и II групп, страдающих хронической душевной или иной тяжкой болезнью, освобожденных от наказания, лечащихся в стационаре от алкоголизма и наркомании;

4) учет осужденных, скрывшихся от отбывания наказания, материалы на которых переданы в уголовный розыск, после того как меры розыска, предпринятые УИИ, оказались безрезультатными.

13. Уголовно-исполнительная инспекция обеспечивает исполнение исправительных работ путем привлечения к этому процессу администрации организации, в которой работает осужденный. Она информирует администрацию о том, что ее сотрудник осужден, о порядке и условиях отбывания им наказания и связанных с этим ее (администрации) обязанностях:

Правильно и своевременно производить удержания из заработной платы осужденного и перечислять удержанные суммы в установленном порядке;

Контролировать поведение осужденного на производстве и содействовать УИИ в проведении воспитательной работы с ним;

Соблюдать условия отбывания наказания, предусмотренные УИК РФ (в том числе установленные правоограничения);

Уведомлять инспекцию о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительно уведомлять о переводе осужденного на другую должность или увольнении его с работы.

14. Администрация (а точнее, ее ответственные представители) предупреждается, что неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

15. Обеспечивая исполнение исправительных работ, УИИ и администрация организации должны тесно взаимодействовать. Это обязательное условие реализации всех задач и главной цели наказания - исправления осужденных. Общее и, в частности, правовое воспитание осужденных, хотя это прежде всего обязанность УИИ, может быть эффективным только с привлечением к этому процессу общественных организаций, трудового коллектива, индивидуальных воспитателей, шефов из числа наиболее авторитетных для осужденного лиц.

С одной стороны, преступника принуждают к труду , с другой стороны забирают часть заработанных им денег , наказывая его и принуждением и рублем.

Объект, на который направляет уголовно-исправительная инспекция , должен располагаться по месту жительства осужденного.

Особенности

Особенность назначения исправительных работ заключается в том, что их назначают только тем лицам, у которых нет постоянного места работы . Этот вид наказания является .

Кому назначаются?

Выше уже было сказано, что исправительные работы назначаются тем лицам, которые не имеют основного места работы.

Но данный вид наказания, так же, как и предыдущий, нельзя назначать следующим категориям граждан :

  • женщинам, которые находятся на любом сроке беременности, а также у которых есть дети до трех лет;
  • лицам с инвалидностью первой и второй групп;
  • лицам, которые не исполнилось шестнадцати лет;
  • лицам пенсионного возраста;
  • лицам, проходящим военную службу, в том числе и резервистам;
  • лицам, у которых открытая форма туберкулеза, ВИЧ или СПИД.

На какой срок?

При этом один три дня исправительных работ приравнивается к одному дню лишения свободы , два дня работ — к одному дню ограничения свободы.

А один день ареста приравнивается к двум дням исправительных работ.

Таким образом, у граждан, которые совершили преступления небольшой и средней тяжести, есть возможность не выбывать в места лишения свободы, сохраняя себя для общества, семьи и коллег по работе.

За свои незаконные действия необходимо отвечать и законодатель решил сделать это через принудительные работы , что может быть весьма эффективным средством воспитания для тех, кто оступился единожды, чтобы в дальнейшем они не стали на скользкий путь преступника.

Исправительные работы, как вид уголовного наказания , были описаны в главе 7 уголовно-исправительного кодекса РФ от 08.01.1997.

До этого момента это понятие часто применялось, но именно в тот момент произошло точное разъяснение порядка приведения в исполнение такого наказания.

К 2019 году ничего не изменилось, поэтому до сих пор осужденным приходится сталкиваться с устаревшими статьями.

Что такое исправительные работы?

Что такое исправительные работы по УК РФ? Обязательная трудовая деятельность, часть оплаты за которую взимается в счет государства : такое объяснение точно указывает на принципы действия наказания, а также его последствия.

Сегодня виды работ часто описываются, но никто уже не дает выбора человеку, как это происходило в советские времена.

Теперь осуществляется жесткая регламентация последующих действий, поэтому любые последующие нарушения влекут за собой новое наказание. Такие ситуации встречаются часто, но в отдельных случаях мелкие оплошности остаются без внимания.

Виды исправительных работ

Исполнение наказания в виде исправительных работ осуществляется несколькими способами. Если у человека есть судимость, и он лишен свободы , ему придется трудиться на благо государства.

В иных случаях существует административная ответственность:

  • работы при уголовной ответственности;

Виды работ должны заинтересовать человека . Во время вынесения судебного решения они играют важную роль, так как на определенный срок указывают обязательную деятельность подсудимого.

Работы при уголовной ответственности

Исправительные трудовые работы для осужденных – это труд на благо государства. Они осуществляются там, где отбывается наказание.

Такая особенность тюремного заключения связана с поддержанием социальной жизни человека. Ему приходится сталкиваться с определенным трудом, помогающим ему восстановить свое честное имя.

В срок отбывания исправительных работ засчитывается каждый день , даже при условии попадания в госпиталь.

Причем обязательно высчитывается некоторая заработная плата , часть которой передается в государственную казну, а остальные средства временно замораживаются.

После освобождения они перечисляются заключенному, дав ему небольшие деньги на первое время.

Работы при административной ответственности

Работы при административной ответственности обладают собственными особенностями.

В некоторых случаях во время судебного разбирательства возникает вопрос, можно ли заменить штрафом посещение указанного места . Такие ситуации часто разбираются и получают положительный ответ.

Обязательные и исправительные работы отличия имеют колоссальные . Если приходится столкнуться с общественно-полезным трудом по административной ответственности, необходимо лишь выходить на работу в определенное место.

Обычно осужденного прикрепляют к муниципальной организации, чье руководство распоряжается его действиями. Подобные решения просты и надежны, но обычно на местах реальное наказание исключается.

Удается свободно договориться, чтобы были выставлены все нужные дни, продолжая заниматься своей привычной деятельности.

Исправительные работы на благо государства необходимы . Они помогают поддерживать дисциплину, а также некоторые виды производственной деятельности.

Встает вопрос, что в трудовые часы приходится намного жестче следить за заключенными, но это необходимая мера. В определенных условиях не удается обходиться без дополнительных мер, помогающих вернуть подсудимого к нормальной жизни.

  • 22. Основания и порядок применения мер безопасности и оружия в работе исправительных учреждений.
  • 23. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Общая характеристика.
  • 24. Судебный контроль и прокурорский надзор за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 25. Общественный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 26. Международный контроль за деятельностью персонала исправительных учреждений.
  • 27. Контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
  • 28. Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 29. Исполнение наказания в виде штрафа.
  • 30. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  • 31. Исполнение дополнительного наказания о лишении воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
  • 32. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.
  • 33. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.
  • 34. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.
  • 35. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.
  • 36. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы.
  • 37. Виды исправительных учреждений и классификация осужденных, отбывающих в них наказание в виде лишения свободы.
  • 38. Общая характеристика режима в исправительных учреждениях. Его функции и содержание.
  • 39. Правила, относящиеся к осужденным, отбывающим лишение свободы.
  • 40. Нормы, обеспечивающие социальную защищенность осужденных.
  • 41. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы.
  • 42. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы.
  • 43. Правовое регулирование воспитательного воздействия и профессионального обучения осужденных в исправительных учреждениях.
  • 44. Правовое регулирование материально-бытового обеспечения осужденных.
  • 45. Материальная ответственность осужденных к лишению свободы.
  • 46. Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях общего режима.
  • 47. Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях строгого режима.
  • 48. Порядок и условия исполнения наказания в исправительных колониях особого режима.
  • 49. Порядок и условия исполнения наказания в колониях-поселениях.
  • 50. Порядок и условия исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы.
  • 51. Порядок и условия исполнения наказания в тюрьмах.
  • 52. Порядок и условия исполнения наказания в воспитательных колониях.
  • 53. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе.
  • 54. Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих.
  • 55. Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
  • 56. Освобождение от отбывания наказания и его виды.
  • 57. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
  • 58. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания, и меры по ее обеспечению.
  • 59. Наблюдение за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания.
  • 60. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, его правовое регулирование.
  • 61. Контроль за условно осужденными.
  • 62. Исполнение наказания в виде смертной казни.
  • 63. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
  • 64. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
  • 65. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей.
  • 66. Режим в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и основные средства его обеспечения.
  • 67. Исполнение уголовного наказания в сша и Великобритании.
  • 68. Исполнение уголовного наказания в Японии и фрг.
  • 69. Международные акты об обращении с осужденными.
  • 70. Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы.
  • 71. Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
  • 33. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.

    Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

    Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

    Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

    Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.

    Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

    В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.

    Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

    Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

    В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

    34. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.

    Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

    Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

    Уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.

    Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.

    Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией.

    В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день.

    В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.

    Исправительные работы (ст. 50 УК) состоят в принудительном привлечении осужденного к труду на срок, определенный приговором суда с удержанием части его заработка в доход государства. При этом осужденный остается в трудовом коллективе, что позволяет осуществлять контроль за его поведением, проводить с ним воспитательную работу в целях исправления.

    В соответствии с ч.

    1 ст. 45 УК исправительные работы применяются только в качестве основного вида наказания.

    Этот вид наказания применяется, как правило, за преступления, не являющиеся тяжкими и особо тяжкими, к лицам, которые не представляют значительной общественной опасности, исправление которых возможно без изоляции от общества и без принудительного удаления из постоянного места жительства. В санкциях значительной части статей Особенной части УК исправительные работы предусмотрены в качестве альтернативы лишению свободы и другим видам наказания. Возможность применения исправительных работ в качестве альтернативы лишению свободы несомненно есть проявление гуманизма российского уголовного законодательства. Однако практическая реализация этого гуманистического потенциала рассматриваемого вида наказания в современных условиях встречает серьезные затруднения в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращением производства, безработицы. Поэтому реальное применение этого вида наказания в последние годы по сравнению с предыдущим периодом сокращается,

    В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного. В ч. 1 ст. 39 УИК содержится уточнение этого положения УК и говорится о том, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. Это означает, что если осужденный в другом месте работает по совместительству, то на эту работу отбывание данного наказания не распространяется. В отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, УК РФ 1996 г. не предусматривает такого вида исправительных работ, как отбывание этого наказания в «иных местах». Иные места в соответствии с ч. 1 ст. 27 УК РСФСР 1960 г. определялись органами, ведущими применением исправительных работ, но в районе жительства осужденного.

    По действующему законодательству осужденные к исправительным работам могут отбывать наказание на предприятиях, в учреждениях, организациях любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, частной), поскольку на них полностью распространяются конституционные гарантии и предписания трудового и иного федерального законодательства.

    Существенный элемент кары исправительных работ заключается в том, что из заработка осужденного к этому виду наказания производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда в пределах от пяти до двадцати процентов (ч. 2 ст. 50 УК).

    Поскольку отбывание исправительных работ невозможно без трудовой деятельности, они не применяются к лицам, признанным в установленном порядке нетрудоспособными. В таком случае суд, постановляя приговор, может заменить исправительные работы штрафом. Несовершеннолетние могут приговариваться к исправительным работам, начиная с 16 лет, так как ст. 173 КЗОТ установлено, что лица моложе этого возраста, как правило, не принимаются на работу. Исправительные работы не применяются также к военнослужащим. Они заменяются им наказанием в виде ограничения по военной службе (ч. 1 ст. 51 УК).

    Исправительные работы не должны назначаться лицам, совершившим преступления, связанные с выполнением ими служебных или профессиональных обязанностей, когда пребывание осужденных на прежней работе может привести к снижению воспитательного и предупредительного значения наказания.

    Исправительные работы назначаются судом:

    а) когда в санкции статьи Особенной части УК, по которой квалифицировано преступление, совершенное подсудимым, исправительные работы предусмотрены в качестве единственной меры наказания или альтернативно одной из двух или нескольких мер наказания;

    б) когда суд в порядке ст. 64 УК принимает решение назначить осужденному наказание более мягкое, чем то, которое предусмотрено за совершенное им преступление. Практически это имеет место в случаях, когда суд приходит к выводу о нецелесообразности назначения осужденному наказания в виде лишения свободы, предусмотренного в санкции статьи Уголовного кодекса, по которой он осужден, и заменяет ему лишение свободы исправительными работами;

    в) в случаях замены лишения свободы исправительными работами, предусмотренными ст. ВО УК;

    г) при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, когда лишение свободы заменяется исправительными работами;

    д) в порядке замены штрафа, от уплаты которого злостно уклоняется осужденный, исправительными работами как более строгим видом уголовного наказания (ч. 5 ст. 46 УК);.

    Порядок и условия исполнения исправительных работ регламентируются гл. 7 УИК (ст. 39-46).

    Обращение к исполнению приговора (определения, постановления) о применении к осужденным исправительных работ возложено на суд. Не позднее трех суток со дня вступления указанного решения в законную силу либо возвращения дела из кассационной инстанции суд направляет две копии приговора в инспекцию исправительных работ по месту жительства осужденного. Если приговор был изменен кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. Если приговор не был обжалован либо оставлен в силе, то прилагается справка о вступлении приговора в законную силу. Исполнение наказания в виде исправительных работ осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Согласно ч. 2 ст. 39 УИК осужденные к исправительным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

    Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных к исправительным работам. На каждого осужденного заводится личное дело, в котором сосредоточиваются все документы, связанные с назначением и исполнением этого вида наказания. Тщательный персональный учет осужденных необходим для контроля за их трудовой деятельностью, правильностью исчисления срока отбывания наказания и ежемесячного удержания денежных сумм из их заработка.

    В соответствии с ч. 6 ст. 173 УИК на уголовно-исполнительную инспекцию возложена обязанность в день окончания срока исправительных работ, а при освобождении от этого наказания по другим основаниям - не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов предложить администрации организации, в которой осужденный отбывал исправительные работы, прекратить удержания из его заработной платы. Освобожденному выдается документ об отбытии наказания или освобождении от него.

    Закон подробно регламентирует деятельность уголовно-исправительных инспекций по исполнению рассматриваемого вида наказания. Они обязаны разъяснять осужденным порядок и условия отбывания наказания, контролировать соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные (ч. 3 ст. 39 УИК). Непременным условием отбывания рассматриваемого наказания является обеспечение постоянной трудовой занятости осужденных.

    Поэтому в центре внимания уголовно-исполнительных инспекций должна быть организация трудовой деятельности осужденных. При необходимости они направляют осужденных в органы службы занятости для трудоустройства.

    Законом предусматривается также обязанность уголовно-исполнительных инспекций контролировать поведение осужденных, проводить с ними воспитательную работу. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции располагают наиболее полной информацией о личности осужденного, характере совершенного преступления, семейном положении, поведении до совершения преступления и др. В связи с этим они имеют большие возможности воспитательного воздействия на осужденных в плане корректировки их поведения, отношения к труду, формирования законопослушного образа жизни.

    Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является применение мер поощрения к осужденным, которые добросовестно относятся к труду и выполняют установленные правила поведения. Эффективность воспитательной работы с осужденными повышается, если к ней привлекаются администрация, трудовые коллективы организаций, где отбывают наказание осужденные.

    Для достижения цели наказания уголовно-исполнительные инспекции, наряду с мерами воспитательного воздействия, наделены правом применения к осужденным в необходимых случаях также мер принуждения. Так, согласно закону (ч. 3 ст. 39 УИК) они принимают решения о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания; готовят и передают в соответствующую службу материалы об сужденных, местонахождение которых не известно; применяют меры взыскания к осужденным, нарушающим порядок и условия отбывания наказания.

    Уголовно-исполнительный кодекс РФ по сравнению с ранее действовавшим законодательством расширил возможности уголовно-исполнительных инспекций, наделив их правом устанавливать обязанности и запреты, предусмотренные ст. 41 УИК. Согласно названной статье УИК с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в целях предупреждения совершения новых правонарушений уголовно-исполнительная инспекция вправе установить для осужденного следующие обязанности и запреты:

    запретить покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска; -

    запретить пребывание в определенных местах района (города); -

    обязать до двух раз в месяц являться в орган внутренних дел на регистрацию.

    Перечисленные обязанности и запреты устанавливаются на срок до 6 месяцев. В необходимых случаях этот срок может быть продлен каждый раз еще на 6 месяцев в пределах срока отбывания наказания. Обязанности и запреты, предусмотренные ст. 41 УИК, могут быть возложены на осужденного в полном объеме или отдельные их виды, в зависимости от характера совершенного преступления и его поведения в период отбывания наказания.

    Отсутствие работы у осужденного не приостанавливает действие установленных обязанностей и запретов.

    Субъектом исполнения рассматриваемого наказания является также администрация организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам.

    На администрацию предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденным исправительных работ законом возлагаются: правильное и своевременное производство удержаний из заработка осужденного и перевод удержанных сумм в установленном порядке; контроль за поведением осужденных на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с осужденными; соблюдение условий отбывания наказания. предусмотренных законодательством; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе на другие должности и увольнении (ч. 1 ст. 43 УИК).

    В ч. 2 ст. 43 УИК содержится указание о том, что неисполнение перечисленных в законе обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Более детально по сравнению с ранее действовавшим законодательством УИК РФ 1996 г.

    Регламентирует правовой статус осужденных к исправительным работам. Основная их обязанность заключается в том, чтобы отработать указанный в приговоре срок с соблюдением порядка и условий, установленных законом для отбывания этого вида наказания.

    В ст. 40 УИК сказано, что осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания нака- заимя, добросовестно относиться к труду, исполнять обязанности и соблюдать запреты, возложенные на них уголовно-исполнительной инспекцией, и являться по ее вызову.

    В течение срока отбывания наказания осужденным запрещается увольнение по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения на увольнение должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы или переквалификации.

    Осужденный обязан сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

    Поскольку рассматриваемое наказание назначается на определенный срок, то для соблюдения законности при его исполнении и отбывании имеет важное значение правильное исчисление срока исправительных работ. В соответствии со ст. 42 УИК срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания в доход государства. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанное количество дней и отсутствуют основания, установленные Уголовно-исполнительным кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Таким образом, фактический календарный срок отбывания исправительных работ может превышать срок, определенный приговором суда.

    Началом срока отбывания наказания является день получения администрацией предприятия, учреждения или организации, где работает осужденный, копии приговора (определения, постановления) суда и других документов.

    В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним сохранялась заработная плата (болезнь, уход за больным, очередной или дополнительный отпуск, отпуск по беременности и родам, исполнение государственных и общественных обязанностей, например выступление в суде, и др.) (ч. 3 ст. 42 УИК). В соответствии с законом в срок отбывания исправительных работ засчитывается также время, когда осужденный не получал зарплату и не работал по уважительным причинам (время, в течение которого осужденный официально был признан безработным; время, проведенное под стражей по делу, по которому он осужден; время отбывания наказания в виде лишения свободы с момента вынесения определения (постановления) в порядке ст. 80 УК о замене лишения свободы исправительными работами до фактического освобождения лица из мест лишения свободы). Притом время, проведенное под стражей, и время, проведенное до фактического освобождения из мест лишения свободы, в соответствии с ч. 3 ст. 72 УК засчитывается из расчета один день пребывания под стражей за три дня исправительных работ.

    Срок отбывания наказания осужденным, работающим в организациях, где применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов (ч. 6 ст. 42 УИК).

    Время, в течение которого осужденный не работал, согласно ч. 7 ст. 42 УИК в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Исключением являются случаи, предусмотренные ч. 3 этой же статьи УИК, когда осужденный не работал по уважительным причинам. Кроме того, в срок наказания не засчитываются: время болезни, вызванное алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

    При наличии у осужденного тяжелой болезни, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от отбывания наказания (ч. 4 ст. 42 УИК).

    В случае признания лица, осужденного к исправительным работам, инвалидам первой или второй группы, суд досрочно освобождает его от отбывания наказания. При наступлении беременности осужденной в период отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

    Исправительно-трудовым кодексом РСФСР 1970 г. до 1992 г. предусматривалось такое серьезное ограничение трудовых прав осужденного к исправительным работам, как невключение в трудовой стаж времени отбывания этого вида наказания и непредоставление ему очередного

    отпуска за этот период времени. Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно- трудовой кодекс РСФСР» эти ограничения были исключены из Кодекса. Однако названный закон устанавливал, что период отбывания исправительных работ не включается в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к заработной плате.

    Уголовно-исполнительный кодекс 1996 г. не содержит и этих ограничений. Таким образом, по действующему законодательству трудовой стаж лиц, отбывших наказание в виде исправительных работ, исчисляется на общих основаниях.

    В соответствии с ч. 6 ст. 40 УИК осужденный имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Отпуск предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

    Как отмечалось, существенным карательным элементом рассматриваемого вида наказания является удержание определенной приговором суда части заработка осужденного в доход государства. Закон подробно регламентирует порядок производства таких удержаний (ст. 44 УИК).

    Удержания производятся из заработка по основному месту работы независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы.

    При производстве удержаний из заработка осужденного учитываются его денежная и натуральная части. Удержанные денежные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

    Удержания не производятся из пособий, получаемых в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице.

    Пособия по временной нетрудоспособности осужденного к исправительным работам исчисляются из его заработка за вычетом удержаний, назначенных приговором суда.

    В практике возникают вопросы, связанные с определением заработка лиц, работающих в коммерческих структурах, в которых заработная плата выплачивается не регулярно, а по мере получения дохода в связи с выполнением той или иной работы, завершением торговой сделки и т. п. В таких случаях по общему правилу учитывается весь доход, полученный за время отбывания наказания, или та часть дохода, которая приходится на время отбывания наказания.

    93І На уголовно-исполнительные инспекции возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет.

    Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

    В случае отмены или изменения приговора суда с прекращением дела, суммы, излишне удержанные из заработка осужденного, возвращаются ему полностью.

    Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. впервые предусмотрел положение, согласно которому уголовно-исполнительные инспекции, сам осужденный или администрация предприятия, учреждения, организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний из заработка осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

    Достижению цели наказания в отношении осужденных к исправительным работам служит правильное, основанное на законе применение к ним мер поощрения и взыскания.

    За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду осужденным к этому виду наказания уголовно-исполнительными инспекциями могут быть сокращены сроки и объем обязанностей и запретов, установленных ст. 41 УИК. Осужденные, доказавшие свое исправление, могут быть представлены уголовно-исполнительными инспекциями к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. При этом должны учитываться минимальные сроки фактического отбытия наказания, установленные ч. 3 ст. 79 УК.

    Более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. определил основания ответственности осужденных за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания.

    В соответствии с ч. 1 ст. 46 УИК нарушениями порядка и условий отбывания осужденных исправительных работ являются:

    а) непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение этого же срока;

    б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; в) нарушение установленных Уголовно-исполнительным кодексом и возложенных на осужденного обязанностей и запретов;

    г) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

    За указанные нарушения порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может применить к осужденному взыскание в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания. Исходя из смысла ст. 41 УИК формой реагирования на допущенные осужденным нарушения (в том числе не указанные в ч. 1 ст. 46 УИК) может быть также увеличение числа или продолжительности обязанностей и запретов, предусмотренных этой статьей.

    Согласно ч. 3 ст. 46 УИК злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в ч. 1 этой статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

    В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 50 УК.

    Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на срок до 30 суток.