Допрос несовершеннолетнего свидетеля по уголовному делу. Несовершеннолетний потерпевший в уголовном судопроизводстве

Из смысла ст. 280 УПК РФ во всех случаях допрос потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет должен проводиться с участием педагога. Участие педагога, с одной стороны, помогает несовершеннолетнему преодолеть стресс и переживания в сложной для его восприятия ситуации судебного заседания.

С другой стороны, участие педагога способствует установлению психологического контакта несовершеннолетнего со сторонами процесса и самим судом в целях получения от несовершеннолетнего показаний, которые подросток в силу возрастных особенностей стесняется либо не в состоянии логически изложить. Несоблюдение требования об участии педагога нарушает права не только самих несовершеннолетних, но и сторон процесса, которые заинтересованы в полном, всестороннем и объективном исследовании доказательств.

С точки зрения УПК РФ, педагог имеет статус специалиста. Понятие специалиста, его права и обязанности определены в ст. 58 УПК. Лицо, привлеченное в качестве педагога, должно обладать специальными знаниями в области педагогики, желательно в сфере обучения или образования подростков той же возрастной группы, что и допрашиваемое лицо. Педагог, связанный с одной из сторон разбирательства служебными или иными отношениями (например, сотрудник органа дознания с педагогическим или психологическим образованием), к участию в допросе несовершеннолетнего в суде привлечен быть не может.

По своему усмотрению суд вправе привлечь педагога к участию в допросе потерпевшего или свидетеля и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Такое возможно, когда из материалов дела или заявлений (ходатайств) сторон появляются сведения об отсутствии у подростка семейных и иных позитивных связей в обществе, его безнадзорности, психологической неустойчивости и проблемах в обучении и т.п.

Допрос потерпевших и свидетелей в возрасте до восемнадцати лет, имеющих физические или психические недостатки, проводится с участием педагога во всех случаях. Понятие физических недостатков шире понятия инвалидности и включает все доступные врачам или видимые окружающим лицам существенные недостатки в строении тела несовершеннолетнего (отсутствие или существенный дефект в развитии органа, части тела), его движениях (например, хромота, нервный тик), разговоре (например, заикание). Наличие психических недостатков может быть подтверждено справкой медицинского учреждения, явной неадекватностью поведения или реакций со стороны потерпевшего или свидетеля. При необходимости привлечения педагога допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, должен быть отложен.

До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, ответственность и берет подписку в порядке ст.

270 и 58 УПК РФ.

Председательствующий имеет право разрешить педагогу задавать вопросы в течение всего допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Эти вопросы должны быть связаны с ролью и задачами педагога как специалиста, привлеченного для участия в судебном следствии.

Суд самостоятельно и без вынесения определения (постановления) решает вопрос о необходимости вызова законных представителей несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Понятие законного представителя содержится в п. 12 ст. 5 УПК РФ. Если потерпевший или свидетель еще не достиг возраста четырнадцати лет, участие законного представителя является во всех случаях обязательным.

Перед допросом председательствующий разъясняет потерпевшим и свидетелям, не достигшим шестнадцати лет, значение для уголовного дела их полных и правдивых показаний. Поскольку допрашиваемые не достигли возраста, начиная с которого они могут быть привлечены к ответственности за данное правонарушение, они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, соответствующая подписка у них не берется.

Суд по своей инициативе или по ходатайству сторон вправе вынести определение или постановление о допросе потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, в отсутствие подсудимого. Закон указывает единственное основание для такой исключительной меры: необходимость охраны прав несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего. После возвращения удаленного на период допроса подсудимого в зал председательствующий оглашает ему содержание всех показаний, данных в отсутствие этого подсудимого. После такого ознакомления все вопросы несовершеннолетнему, допрошенному в отсутствие подсудимого, задаются подсудимым в обычном порядке, с соблюдением всех принципов и правил судебного разбирательства, а также положений статьи 280 УПК РФ.

Потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, а равно и законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал заседания с разрешения председательствующего сразу же после допроса. В данном случае, в отличие от ситуации с совершеннолетними свидетелями и потерпевшими, суд не обязан спрашивать мнение сторон.

Судебная власть в стране реализуется посредством уголовного, административного, гражданского и конституционного производства. Данное положение установлено в ст. 118 Основного закона РФ. Защита прав граждан в рамках судопроизводства охватывает множество общественных отношений. При этом используются нормы различных юридических отраслей.

Правосубъектность

Возможность обратиться в суд обусловливается наличием дее- и правоспособности. В рамках последней человек приобретает юридические возможности и несет обязанности. Правоспособность признается за всеми организациями и гражданами в равной степени. Она выражается в возможности участвовать в процессуальных отношениях. Дееспособность регламентируется ст. 37 ГПК. Она состоит в возможности субъекта посредством совершения им действий реализовывать права, нести обязанности, поручать участие в рассмотрении дел своему представителю. Полная процессуальная дееспособность возникает у лиц по достижении ими совершеннолетия.

Юридические возможности субъектов, не достигших 18 лет

Законные интересы, свободы и 14-18 лет, ограниченно дееспособных лиц защищают в рамках судопроизводства их представители. В качестве них выступают:

  1. Родители.
  2. Опекуны.
  3. Усыновители.
  4. Попечители.
  5. Прочие лица, обладающие соответствующими правами.

В ч. 4 ст. 37 ГПК установлено, что в предусмотренных федеральными законами случаях защита интересов несовершеннолетних от 14 до 18 лет может осуществляться ими лично по делам, возникающим из семейных, трудовых, публичных, гражданских и прочих отношений.

По ст. 45 прокурор имеет право обратиться с заявлением об обеспечении охраны свобод лица, если по своему возрасту, состоянию здоровья, недееспособности или иным причинам оно не может сделать этого самостоятельно.

В законодательстве также предусматриваются случаи, когда органы муниципальной, государственной власти, граждане и организации могут направить обращение в суд в защиту интересов несовершеннолетнего либо недееспособного субъекта вне зависимости от просьбы заинтересованного субъекта либо его представителя. Данное положение закреплено в ст. 46 (ч. 1).

Представительство

По ст. 64 (ч. 1) СК родители выступают от лица своих детей, не достигших 18 лет, если между ними отсутствуют противоречия. По ст. 47 взрослые наделяются правом представительства в соответствии с происхождением несовершеннолетних, удостоверенном в предусмотренном законом порядке. Усыновители являются представителями детей до 18 лет на основании решения об усыновлении, вступившего в силу, а также свидетельства о горсегистрации акта. Попечители и опекуны выступают в суде в интересах несовершеннолетнего в соответствии с постановлением предъявленным удостоверением.

В качестве указанных субъектов могут выступать учреждения соцзащиты, приемные родители и проч.

Законные представители осуществляют от имени лиц, не достигших 18 лет, все возможность совершать которые принадлежит последним с ограничениями, предусмотренными в законе.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде: ГПК

В рамках производства по делу может возникнуть необходимость вызова лица, не достигшего 18 лет. Допрос несовершеннолетнего свидетеля в в возрасте до 14 лет осуществляется в присутствии педагогического работника. По усмотрению инстанции, уполномоченной на разрешение спора, преподаватель может присутствовать при взятии показаний у субъекта 14-16 лет. При необходимости на допрос несовершеннолетнего свидетеля в могут быть вызваны его родители, попечители/опекуны.

Нюансы процедуры

С разрешения председательствующего педагогический работник, попечители/опекуны/родители вправе задавать несовершеннолетнему допрашиваемому вопросы. Они также могут высказывать собственное мнение относительно содержания показаний и личности субъекта. В некоторых (исключительных) случаях, если такая необходимость обусловливается установлением тех или иных обстоятельств дела, из зала заседания на основании определения уполномоченного лица может быть удален тот или иной присутствующий человек, являющийся или не являющийся участником разбирательства. После возвращения субъекта в зал, если он является стороной дела, ему сообщается содержание взятых у несовершеннолетнего лица показаний и предоставляется возможность задать вопросы.

В ст. 179 определено еще одно специальное правило для детей, не достигших 16 лет. После того как завершен допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде, он удаляется из зала заседаний. Исключение составляют случаи, когда уполномоченное вести разбирательство лицо посчитает его дальнейшее присутствие необходимым.

Дополнительно

По ст. 57 СК РФ суд обязан выслушивать мнение ребенка по вопросам, затрагивающим его интересы, в ходе любого разбирательства, а при достижении им возраста 10 лет принятие решений по делам, предусмотренным статьями 154, 136, 143, 72, 134, 59, 132 Семейного кодекса, осуществляется исключительно с согласия ребенка. В прочих ситуациях мнение несовершеннолетнего принимается во внимание, если оно не противоречит его собственным интересам.

Права ребенка

Допрос несовершеннолетнего свидетеля осуществляется по правилам, предусмотренным для лиц, достигших 18 лет. В частности субъект несет уголовную ответственность за ложные показания. Она наступает по ст. 307 УК с 16 лет. Кроме этого, с указанного возраста предусматривается ответственность за уклонение либо отказ от предоставления известной лицу информации. Она наступает по ст. 308 УК.

Перед тем как провести допрос несовершеннолетнего свидетеля, ему разъясняются его права и обязанности. В соответствии со ст. 69 процессуального законодательства, ребенок может отказаться давать показания против себя и своих родственников (братьев/сестер, родителей/усыновителей, бабушек/дедушек).

Допрос несовершеннолетнего свидетеля: УПК РФ

Процедура дачи показаний в рамках уголовного дела имеет ряд специфических черт. В первую очередь, уполномоченный служащий обязан пригласить педагога на допрос несовершеннолетнего свидетеля. УПК устанавливает конкретное фактическое основание для вызова преподавателя. Им является недостижение ребенком возраста 14 лет. Данный факт подтверждается, как правило, свидетельством о рождении.

Еще одним основанием для привлечения педагога будет выступать решение уполномоченного должностного лица. При необходимости допрос несовершеннолетнего свидетеля следователем или дознавателем может проводиться в присутствии преподавателя, если субъекту 14-18 лет. Данное положение закрепляется статьей 191, ч. 1 кодекса. Участие преподавателя необходимо отразить в материалах дела. Для этого может составляться постановление, закрепляющее решение уполномоченного служащего пригласить педагогического работника на допрос несовершеннолетнего свидетеля. УПК РФ допускает фиксацию этого факта также и в протоколе.

Специфика оформления

Если на допрос несовершеннолетнего свидетеля приглашен педагогический работник, в протоколе отражается информация о нем. В частности записывается:

  1. Ф.И.О.
  2. Образование.
  3. Должность.
  4. Место осуществления деятельности в качестве педагога.
  5. Адрес проживания.

При этом уполномоченному на проведение допроса служащему целесообразно выяснить характер взаимоотношений между несовершеннолетним и преподавателем (если они существуют). Кроме этого, необходимо установить наличие/отсутствие условий, создающих препятствия для участия педагогического работника в процедуре.

Права преподавателя

С разрешения следователя педагог может задавать вопросы несовершеннолетнему в ходе допроса. При этом служащий вправе отвести тот или иной вопрос. Однако, поскольку он был задан, этот факт должен быть отражен в протоколе. Данное предписание выполняется в соответствии со ст. 166 УПК (ч. 4). Согласно норме, все действия описываются в протоколе в той последовательности, в которой они были совершены.

Суть права представителя

Стоит сказать, что при разбирательстве определенных категорий дел всегда возникает необходимость провести допрос несовершеннолетнего свидетеля. Судебная практика по таким случаям при этом не такая обширная, как могло бы показаться. Это обусловливается, вероятно, тем, что проведение этой процедуры сопряжено с определенными сложностями психологического характера, в первую очередь для самого ребенка. В этой связи в нормах прописана обязательность присутствия представителя при допросе малолетних.

Ключевые условия

Непосредственно само право у данного субъекта возникает в соответствии со Реализация этой юридической возможности осуществляется с соблюдением установленной формы. Это означает, что, прежде чем у субъекта возникнет право на участие в допросе несовершеннолетнего, он должен приобрести статус законного его представителя. Кроме этого, допуск лица к процедуре осуществляется при заявлении им соответствующего ходатайства. Оно составляется по правилам, установленным в законе, и отражается в материалах дела. Еще одно условие заключается в том, что представитель может участвовать только в том в котором несовершеннолетний выступает как допрашиваемый.

Из этого можно сделать следующие выводы. С одной стороны, указанное положение позволяет представителю направить ходатайство на участие его не только в допросе несовершеннолетнего, но и в очной ставке. Вместе с тем если лицо, не достигшее 18 лет, будет привлечено к разбирательству в ином статусе, то требование заинтересованного субъекта может остаться без удовлетворения. Как и педагогическому работнику, законному представителю должно предоставляться право задавать вопросы допрашиваемому несовершеннолетнему с разрешения следователя/дознавателя. Каждый из них отражается в протоколе. Фиксации подлежат и те вопросы, которые были заданы, но отведены следователем/дознавателем.

Заключение

Зачастую участие несовершеннолетнего в разбирательстве гражданского или уголовного дела имеет особое доказательственное значение. Субъект может обладать информацией, проясняющей те или иные обстоятельства или сведения, которые могут способствовать их выяснению. В некоторых случаях несовершеннолетний может опасаться раскрывать известные ему данные. В соответствии с законодательством правоохранительные органы должны обеспечить защиту лиц, участвующих в деле. При необходимости личная информация о свидетеле может быть скрыта от публичного доступа.

Несовершеннолетних свидетелей, потерпевших (ст. 191 УПК РФ), подозреваемых, обвиняемых обусловлены в значительной степени особенностями психики несовершеннолетних: повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения, а также незначительным жизненным опытом или вообще отсутствием его, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его обстоятельств.

При подготовке к допросу следователь должен обратить особое внимание на выяснение степени развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенности характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса.

Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома, чтобы официальная обстановка кабинета следователя не сковывала и не пугала их, не действовала на них подавляюще. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долго сосредоточивать внимание на одном объекте, допрос не следует затягивать л ибо необходимо устраивать перерывы.

Для несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет официальная обстановка места допроса играет противоположную роль: проникаясь чувством ответственности, они скорее дадут правдивые показания.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следователь должен держаться спокойно и уверенно, дружелюбно, но в то же время настойчиво и твердо. Такая манера поведения способствует установлению необходимого кон гак- та с подростком, располагает его к доверию и вызывает уважение к следователю. Нервозность следователя, его срывы скорее, чем при допросе взрослых, приведут к тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или начнет путаться и лгать от испуга и волнения. Страх перед следователем может побудить допрашиваемого даже оговорить себя.

Несовершеннолетнему допрашиваемому следует облегчить переход от ложных к правдивым показаниям. Это достигается установлением причин лжи и разъяснением возможности и необходимости изменить свою позицию как в интересах следствия, так и для облегчения собственной участи.

Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет помимо сознательного нежелания говорить правду могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчета, могут быть и плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании, немотивированной лжи в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или ими придумываются нелогичные подробности.

Основным средством изобличения малолетних во лжи служат приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения иногда оказываются малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу духа противоречия, свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи.

Эффективным может оказаться и повторный допрос, позволяющий обнаружить признаки внушения или фантазирования. Если на повторном допросе допрашиваемый слово в слово повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания являются результатом внушения со стороны взрослого. Существенные отличия в деталях между первоначальными и повторными показаниями служат указанием на фантазирование подростка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних

Тактика допроса несовершеннолетнего строится с учетом его возрастных особенностей. Для несовершеннолетних, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины происшедшего события. Недостаточный уровень развития, ограниченность логического мышления, отсутствие жизненного опыта и профессиональных знаний мешают им порой воспринять в целом картину того или иного события и правильно воспроизвести на допросе запечатленную информацию. При этом они легко запоминают наиболее яркие моменты и детали происшедшего (например, номер автомашины, броские приметы преступника и т. п.). Жизнь несовершеннолетних эмоционально насыщена, и последующие впечатления нередко способствуют забыванию воспринятого, поэтому их допрос нельзя откладывать на долгое время.

При подготовке к допросу необходимо получить сведения об уровне развития несовершеннолетнего, его интересах, склонностях, привычках, своеобразии семейной микросреды, взаимоотношениях с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Несовершеннолетний в возрасте до 16 лет вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова допускается в связи с обстоятельствами дела.

При участии в допросе педагога, а также законных представителей нужно заранее убедиться, что характер их взаимоотношений с несовершеннолетним не повлияет отрицательно на допрашиваемого. Эти лица должны быть предупреждены о недопустимости каких-либо подсказок, наводяших вопросов, назидательного тона, раздражения в отношении несовершеннолетнего.

Допрос малолетних (в возрасте до 14 лет) проводится с участием педагога. Такой допрос предпочтительнее проводить в привычной для них обстановке — в детском учреждении, школе, дома. Желательно начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений. Психологическому контакту с допрашиваемым будут способствовать спокойный, уверенный тон следователя, его благожелательная манера общения. Помощь в проведении допроса может оказать педагог, специалист-психолог, воспитатель.

При оценке показаний несовершеннолетнего следует обращать внимание на гладкость, заученность сообщаемых им сведений, использование несвойственных допрашиваемому оборотов, наличие противоречий, что может свидетельствовать о влиянии заинтересованных лиц.

При допросе несовершеннолетних обвиняемых необходимо учитывать их склонность к самооговору в результате воздействия более взрослых участников преступления либо из ложно понятого чувства товарищества. Полученные показания поэтому должны быть обязательно проанализированы с точки зрения наличия в них внутренних противоречий, характерных умолчаний и ripo- говорок, а также противоречий с другими доказательствами.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего имеет свои особенности, которые связаны с наличием психических черт, характерных для детского, подросткового, юношеского периодов развития. Эти черты проявляются как в процессе формирования показаний, так и непосредственно в поведении и позиции допрашиваемого на допроса.

С учетом психологических особенностей несовершеннолетних решаются прежде всего вопросы о порядке вызова, месте и продолжительности допроса, допустимости повторного допроса, составляется план допроса.

Очень важно обеспечить максимальное сокращение периода времени между получением вызова и началом допроса с тем, чтобы свести к минимуму возможность обсуждения предмета будущих показаний с родителями, сверстниками, заинтересованными лицами.

На основании ст. 191 УПК присутствие педагога является обязательным при допросе потерпевшего в возрасте до 14 лет и по усмотрению следователя если возраст потерпевшего от 14 до 18 лет. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).

При привлечении педагога к участию в допросе желательно, чтобы соответствующее лицо не только имело педагогическое образование, но и работало бы в качестве педагога (желательно с подростками того же возраста, что и допрашиваемый). Целесообразно вызвать для участия в допросе того педагога, которого потерпевший знает и которому доверяет. Педагог и законный представитель вправе с разрешения следователя задавать несовершеннолетнему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Допрос несовершеннолетнего не может продолжаться значительное время (ориентир – продолжительность школьного урока) без перерывов для отдыха.

В начале допроса необходимо разъяснить несовершеннолетнему в понятых выражениях права и обязанности допрашиваемого, обратить его внимание на моральный долг говорить правду. В случаях, если лицо не достигло 16 лет, оно не предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний (ч. 2 ст. 191 УПК РФ). Затем следует дать возможность несовершеннолетнему освоиться в непривычной обстановке, приспособиться к условиям допроса; в непривычной обстановке, приспособиться к условиям допроса; в то же время он продолжает изучать личность подростка, корректирует в случае необходимости предварительный план допроса.

Свободный рассказ несовершеннолетнего обычно фрагментарен и недостаточно конкретен. В ходе рассказа подросток часто следует не ходу события, а возникшим ассоциациям. Однако допрашиваемого нельзя торопить, обрывать, «досказывать» за него. Упорядочение и пополнение полученных в этой стадии допроса сведений лучше проводить после ее окончания.

Если несовершеннолетний находится в состоянии чрезмерного возбуждения или подавленности (в связи с травмированием его психики, событием преступления), целесообразно ограничиться допросом лишь в том объеме, какой необходим для осуществления неотложных следственных действий, отложив детальный допрос на несколько часов или даже на 1-2 дня.

Поскольку свободный рассказ детей и подростков, как правило, менее полон, нежели взрослых, относительно большое место в допросе несовершеннолетних занимает вопросно-ответный этап. Необходимо, в частности, задавать напоминающие вопросы, основанные на ассоциациях последовательности, сходства, контраста, отвечающие мышлению, объему знаний и кругу интересов допрашиваемого (например, связанных с началом или окончанием уроков, посещением кино, секции). В свою очередь контрольные вопросы об обстоятельствах, достоверно установленных, позволяют проверить, насколько допрашиваемый ориентируется во времени, последовательности событий, расстояниях.

С учетом того, что внимание несовершеннолетнего легко рассеивается, к составлению протокола допроса, как правило, следует приступать после окончания определенного его этапа, либо использовать для этого перерывы в допросе, либо, наконец, составлять протокол после окончания допроса. В ходе допроса целесообразно делать черновые заметки (в частности, записывать характерные обороты речи допрашиваемого, цифры, даты, имена, фамилии).

Применительно к допросу потерпевших надо оговорить некоторые существенные особенности допроса малолетних (закон не устанавливает минимального возраста, с которого лицо может быть допрошено). Как отмечалось, допрос проводится в наиболее привычной для ребенка обстановке – дома, детском саду, школе и в присутствии родителей, если это полезно для успокоения и установления контакта с малолетним.

Специфику имеет и начальный этап: если при допросе учащихся он протекает в основном в форме беседы (с включением в случае необходимости элементов игры), то при допросе дошкольников он протекает в основном или исключительно в форме игры, в ходе которой «между прочим» ставятся в понятной для детей форме соответствующие вопросы.

Иногда до допроса целесообразно посещать семью детский сад, чтобы ребенок привык к следователю. Если же в прямой контакт с ребенком вступить все же не удается, то определяется формулировка и последовательность вопросов и они ставятся в присутствии следователя педагогом.

Содержание допроса малолетних учащихся фиксируются в проколе допроса потерпевшего, причем 12-13 летним подросткам протокол дается на подпись. Протокол допроса детей более младшего возраста – в зависимости от степени их развития – либо дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса. В протокол следователь включает подробное описание обстановки допроса (места, кто присутствовал, как был установлен контакт с ребенком, кто и какие вопросы ставил).