Закон об образовании 273 изменения. Изменения последних лет

Датой вступления в действие закона «Об образовании» № 273 является 1 сентября 2013 года. Данный правовой акт отвечает настоящим требованиям образовательной системы, которая со времени вступления в законную силу правового акта, стала эффективнее. При разработке положений данного закона учитывались все особенности обучения в РФ, на основании чего был оформлен нормативный документ.

ФЗ-273 «Об образовании» вступил в действие в 2013 году. Он был разработан с целью контролировать реализацию прав гражданина на обучение.

Структура правового акта:

  • Общие понятия и положения. Изложение основополагающих определений, правомочий и требований;
  • Полномочия обучающихся лиц;
  • В ФЗ-273 уточняется перечень работников системы образования и их квалификация;
  • Характерные особенности системы образования;
  • Разбитая на категории система обучения — на общее, профессиональное, высшее, дополнительное;
  • Контролирование образовательных инстанций;
  • Коммерческие отношения в обучающей системе;
  • Взаимодействия с иностранными образовательными учреждениями;
  • Финальные положения законодательства.

Перечисленные положения охватывают все весомые нюансы данной сферы. Благодаря этому, Федеральный Закон 273 «Об образовании» является основополагающим актом в образовательной сфере.

Последняя редакция ФЗ «Об образовании»

В связи с тем, что закон, связанный с вопросом о военной службе в военной прокуратуре и следственных органах, претерпел изменения, в ФЗ-273 «Об образовании» РФ были внесены следующие корректировки:

  • Разработка программ для подготовки научно-педагогических специалистов в адъюнктуре обеспечивает не только федеральные инстанции исполнительной власти, но и федеральные государственные органы, в которых лица проходят военную или приравненную к ней службу (ч. 13 ст. 12 ФЗ-273);
  • Студенты, являющиеся гражданами, проходившими в период не менее 3 лет военную службу в федеральных государственных учреждениях, вправе получить государственную социальную стипендию (ч. 5 ст. 36 ФЗ-273);
  • Лица, прошедшие военную службу по призыву в федеральном государственном учреждении и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, имеют специальные права при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета (пункт 9 части 7 статьи 71 ФЗ-273);
  • Такие же льготы имеют и лица, являющиеся участниками ликвидации ряда аварий (в том числе военнослужащие федеральных государственных органов, пункт 12 части 7 статьи 71 ФЗ-273);
  • Дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных государственных органов, в которых законодательством предусмотрена военная служба, обладают преимущественным правом приёма в школы и другие общеобразовательные организации, занимающиеся подготовкой несовершеннолетних к военной или государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ч. 6 ст. 86 ФЗ-273).

Статья 2

Во второй статье закона указаны все понятия, которые употребляются в текущем правовом акте. Некоторые из них: образование, воспитание, обучение, уровень образования, квалификация, федеральные государственные требования.

В последней редакции текущая статья не претерпела изменений.

Статья 3

В 3 ст. Федерального Закона 273 описываются основные принципы, на которых основывается законодательное регламентирование отношений в сфере обучения.

Некоторые из них:

  • Образование граждан выступает в качестве приоритетной цели государства;
  • Каждый имеет право на образование, дискриминация в этой сфере недопустима;
  • Необходимо создать приемлемые условия для интеграции системы обучения РФ в системы иностранных государств.

Во время последнего редактирования закона, 3 статья не была изменена.

Статья 9

9 ст. ФЗ-273 содержит информацию о правах и обязанностях местных органов управления, а именно: организация общедоступного и бесплатного обучения по основам общеобразовательной программы; организация дополнительного обучения; содержание зданий, в которых происходит обучение.

Изменений данная статья не претерпела в ходе последней редакции.

Статья 11

Ст. 9 ФЗ-273 предоставляет информацию о федеральных правительственных образовательных нормах и требованиях.

Они обеспечивают следующее:

  • Формирование на всей территории государства единой системы обучения;
  • Возможность создавать программы обучения разных сложностей;
  • Гарантию качества образовательной системы.

В ходе последней редакции закона, 11 статья не была изменена.

Статья 12

В 12 ст. ФЗ-273 указываются образовательные программы. Перечислим некоторые из них: программы обучения для среднего профессионального и высшего образования, дополнительные общеобразовательные программы.

Изменений текущая статья не претерпела.

Бесплатное образование в РФ

3 пункт 5 ст. Федерального Закона РФ гласит, что государство гарантирует общедоступное и бесплатное обучение для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и специального образования. Получить бесплатное высшее образование можно только на конкурсной основе и только один раз.

Скачать

Для контролирования и регулирования сферы обучения был разработан федеральный закон.

Законы Российской Федерации регулярно редактируются. Для получения актуальной информации можно действующую редакцию закона «Об образовании» в РФ.



1. Государственный контроль (надзор) в сфере образованиявключает в себя федеральный государственный контроль качестваобразования и федеральный государственный надзор в сфереобразования,осуществляемые уполномоченными федеральными органамиисполнительнойвласти и органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, осуществляющими переданные РоссийскойФедерациейполномочия по государственному контролю (надзору) всфереобразования (далее - органы по контролю и надзору в сфереобразования).

2. Под федеральным государственным контролем качестваобразования понимается деятельность по оценке соответствияобразовательной деятельности и подготовки обучающихся ворганизации,осуществляющей образовательную деятельность по имеющимгосударственную аккредитацию образовательным программам,требованиямфедеральных государственных образовательных стандартовпосредствоморганизации и проведения проверок качества образованияипринятия предусмотренных законодательством Российской Федерациимерпо пресечению и устранению выявленных нарушений требованийфедеральныхгосударственных образовательных стандартов.

3. Под федеральным государственным надзором в сфереобразования понимается деятельность, направленная напредупреждение, выявление и пресечение нарушения органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющимигосударственное управление в сфере образования, иорганами местного самоуправления, осуществляющими управление всфереобразования, и организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность (далее - органы и организации), требованийзаконодательства об образовании посредством организации ипроведенияпроверок органов и организаций, принятия предусмотренныхзаконодательствомРоссийской Федерации мер по пресечению и (или)устранениюпоследствий выявленных нарушений таких требований.

4. К отношениям, связанным с осуществлением государственногоконтроля (надзора) в сфере образования за деятельностьюорганизаций, осуществляющих образовательную деятельность,применяютсяположения Федерального закона от 26 декабря 2008 годаN294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при осуществлении государственного контроля

(надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностейорганизациии проведения проверок, установленных настоящей статьей.

5. Основаниями для проведения внеплановых проверокорганизаций,осуществляющих образовательную деятельность, в рамкахфедеральногогосударственного надзора в сфере образования наряду соснованиями,предусмотренными Федеральным законом от 26 декабря2008года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при осуществлении государственного контроля

(надзора)и муниципального контроля", являются:

1) выявление аккредитационным органом нарушения требованийзаконодательства об образовании при проведении государственнойаккредитацииобразовательной деятельности;

2) выявление органами по контролю и надзору в сфереобразованиянарушения требований законодательства об образовании наосноведанных мониторинга в системе образования, предусмотренногостатьей97 настоящего Федерального закона.

6. В случае выявления нарушения требованийзаконодательства обобразованиисоответствующий орган по контролю и надзору в сфереобразования выдает органу или организации, допустившим такоенарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.Указанныйв предписании срок его исполнения не может превышатьшестьмесяцев.

7. В случае неисполнения указанного вчасти 6 настоящей статьипредписания, в том числе если представленный органом илиорганизацией,допустившими такое нарушение, отчет не подтверждаетисполнениеэтого предписания в установленный им срок или отчет оегоисполнении до истечения срока его исполнения не представлен,органпо контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело обадминистративномправонарушении в порядке, установленном КодексомРоссийской Федерации об административных правонарушениях, изапрещаетприем в данную организацию.

8. В случае вынесения судом решения опривлечении организации,должностных лиц органа или организации к административнойответственностиза неисполнение в установленный срок указанного вчасти6 настоящей статьи предписания орган по контролю и надзору всфере образования вновь выдает предписание об устранениивыявленного нарушения. При выдаче повторно организации,осуществляющейобразовательную деятельность, предписания орган поконтролюи надзору в сфере образования также приостанавливаетдействие лицензии этой организации полностью или частично (вотношении отдельных видов образования, уровней образования,профессий,специальностей, направлений подготовки и (или) подвидовдополнительного образования, адресов мест осуществленияобразовательнойдеятельности) на срок исполнения выданного повторнопредписания. До истечения срока исполнения выданного повторнопредписанияорган по контролю и надзору в сфере образования долженбытьуведомлен органом или организацией об устранении нарушениятребований законодательства об образовании с приложениемдокументов, содержащих сведения, подтверждающие исполнениеуказанногопредписания. После получения такого уведомления орган поконтролю и надзору в сфере образования проводит проверкусодержащейсяв нем информации. Приостановленное действие лицензииорганизации, осуществляющей образовательную деятельность,возобновляетсяпо решению органа по контролю и надзору в сфереобразованиясо дня, следующего за днем подписания акта проверки,устанавливающегофакт исполнения выданного повторно предписания. Вслучае,если в установленный органом по контролю и надзору в сфереобразования срок исполнения выданного повторно предписанияорганизация, осуществляющая образовательную деятельность, неустраниланарушение требований законодательства об образовании,органпо контролю и надзору в сфере образования обращается в суд сзаявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензииприостанавливаетсяна период до вступления в законную силу решениясуда.В случае, если в установленный органом по контролю и надзорувсфере образования срок исполнения выданного повторно предписанияорган государственной власти субъекта Российской Федерации,осуществляющийгосударственное управление в сфере образования, илиорганместного самоуправления, осуществляющий управление в сфереобразования,не устранил нарушение требований законодательства обобразовании,орган по контролю и надзору в сфере образованиянаправляетв вышестоящий орган государственной власти субъектаРоссийскойФедерации или орган местного самоуправления предложениеорассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителяоргана государственной власти субъекта Российской Федерации,осуществляющегогосударственное управление в сфере образования, илируководителя органа местного самоуправления, осуществляющегоуправлениев сфере образования.

9. В случае выявления нарушения требований федеральногогосударственногообразовательного стандарта к результатам освоенияосновныхобразовательных программ орган по контролю и надзору всфере образования выдает организации, осуществляющейобразовательнуюдеятельность, предписание об устранении выявленногонарушениятребований федерального государственного образовательногостандарта.Указанный в предписании срок его исполнения не можетпревышать шесть месяцев. В случае неисполнения указанногопредписания,в том числе если представленный отчет не подтверждаетего исполнение в установленный срок или отчет об исполненииуказанного предписания до истечения срока его исполнения непредставлен,орган по контролю и надзору в сфере образованиявозбуждает дело об административном правонарушении в порядке,установленномКодексом Российской Федерации об административныхправонарушениях,и запрещает прием в данную организацию. В случаевынесениясудом решения о привлечении организации, осуществляющейобразовательнуюдеятельность, к административной ответственности занеисполнениев установленный срок указанного предписания орган поконтролюи надзору в сфере образования вновь выдает предписание обустранении выявленного нарушения, а также на срок исполнениявыданного повторно предписания приостанавливает действиегосударственнойаккредитации полностью или в отношении отдельныхуровнейобразования, укрупненных групп профессий, специальностей инаправленийподготовки. До истечения срока исполнения выданногоповторно предписания орган по контролю и надзору в сфереобразования должен быть уведомлен организацией, осуществляющейобразовательнуюдеятельность, об устранении нарушений с приложениемдокументов, содержащих сведения, подтверждающие исполнениеуказанногопредписания. После получения такого уведомления орган поконтролю и надзору в сфере образования проводит проверкусодержащейсяв уведомлении информации об устранении организацией,осуществляющейобразовательную деятельность, нарушений требованийфедерального государственного образовательного стандарта крезультатамосвоения основных образовательных программ. Действиегосударственнойаккредитации возобновляется и временный запрет наприемв организацию, осуществляющую образовательную деятельность,снимается по решению органа по контролю и надзору в сфереобразованиясо дня, следующего за днем подписания акта проверки,устанавливающегофакт исполнения выданного повторно предписания. Вслучае,если в установленный органом по контролю и надзору в сфереобразования срок исполнения выданного повторно предписанияорганизация, осуществляющая образовательную деятельность, неустранила нарушения требований федерального государственногообразовательного стандарта к результатам освоения основныхобразовательныхпрограмм, орган по контролю и надзору в сфереобразования лишает организацию, осуществляющую образовательнуюдеятельность, государственной аккредитации полностью или вотношении отдельных уровней образования, укрупненных групппрофессий,специальностей и направлений подготовки.

10. Требования к осуществлению государственного контроля

(надзора)в сфере образования за деятельностью образовательныхорганизаций, реализующих образовательные программы, содержащиесведения, составляющие государственную тайну, устанавливаютсяПравительствомРоссийской Федерации.

Образование – одна из важнейших сфер государственного регулирования. И одна из самых проблемных. Упорядочить и регламентировать образовательные процессы в Российской Федерации призван принятый в 2012 году ФЗ «Об образовании» 273-ФЗ от 29.12.2012. Федеральный закон предоставил каждому человеку максимальные возможности для получения дошкольного и обязательного общего образования. Он ввел новые инструменты для профессионального развития педагогов и возможность выбора качественных образовательных услуг для учащихся.

Расскажем подробнее, какие гарантии для учащихся и педагогов введены данным законом.. Полный текст документа можно скачать в конце статьи.

История 273-ФЗ

Закон «Об образовании» в РФ 273-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, заменил два действовавших на тот момент закона: «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ. В нем на момент принятия было множество новелл. Он разрабатывался с 2009 года — в этот период проводились комплексные проверки и мониторинги деятельности образовательных учреждений для выявления проблем и мест, неучтенных законами.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» активно критикуют с момента его принятия. Он не является совершенным – с момента издания в него внесено более 45 поправок, ежегодно предлагаются и появляются новые. Главная причина корректировок – несоответствие положений закона реальным процессам в российском образовании: то есть закон просто не успевает перестраиваться под фактическое положение дел и решать возникающие проблемы.

Базой для ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ (с изменениями на 2018-2019 год) стала государственная гарантия общедоступного и бесплатного образования, предоставляемого на основе ФГОСов (федеральных образовательных стандартов). Это правило распространяется на дошкольное, начальное, основное, среднее общее и среднее профессиональное образование в силу ст. 5 № 273-ФЗ. Бесплатно и высшее образование, но при одном условии – оно предоставляется на конкурсной основе тем, кто получает его впервые.

Органы власти субъектов обладают полномочиями обеспечивать соблюдение нормы через предоставление субвенций бюджетам муниципального уровня. Так финансируется оплата труда преподавателей, приобретение учебников, учебных и т.д. в соответствии с нормативами (п. 3 ч. 1 ст. 8 № 273-ФЗ).

Платные услуги не могут подменять обучение, которое профинансировано из бюджета. Иначе образовательная организация должна вернуть все потраченные средства.

Новый закон «Об образовании» закрепил такие явления, как дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

Дошкольное образование стало первым уровнем в системе образования. Оно должно быть доступным населению без очередей и в нескольких формах (в детсаду, группах при школах) и обязано обеспечивать подготовку детей к школе. Отказ в приеме ребенка в школу допустим, лишь когда отсутствуют свободные места.

Новшеством этого закона стало то, что он регулирует процессы обучения и затрагивает особенности в отношении отдельных категорий лиц:

  • с выдающимися способностями;
  • с ограниченными возможностями;
  • иностранцев и апатридов;
  • осужденных.

Многие положения ФЗ №273 «Об образовании в РФ» (с изменениями на 2019 год) посвящены педагогам, их правам, обязанностям, ответственности, особому статусу. Им гарантируется право:

  • на повышение квалификации,
  • на профессиональную переподготовку и дополнительное профобразование (1 раз в 3 года),
  • на прохождение аттестации с присвоением квалификационной категории,
  • на определенные меры соцподдержки;
  • на предоставление удлиненного основного отпуска, а также длительного (за 10 лет
  • непрерывного стажа), на досрочную пенсию.

Названы уровни общего образования:

  1. дошкольное;
  2. начальное общее;
  3. основное общее;
  4. среднее общее.
  5. И профессионального:
  6. среднее;
  7. высшее: бакалавриат, специалитет, магистратура;
  8. подготовка кадров высшей квалификации (это новый уровень высшего образования для научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры).

Подготовка научных кадров (докторантура) исключена из программ образования и переведена в научную деятельность.


Отмечается, что ныне действующий ФЗ содействует интеграции отечественного и европейского образования. С этой целью введена глава VI. Она направлена на:

  • создание благоприятных условий для мобильности учащихся и педагогов;
  • совместных программ;
  • упрощение признания документов об иностранном образовании.

Установлено, что итоги ЕГЭ действительны 5 лет. Стала обязательной ГИА (итоговая госаттестация) для окончивших 9 классов.

Критика закона часто заостряла внимание на том, что для льготников сократились возможности для поступления в ВУЗ. Так, установлена 10%-ная квота для инвалидов. А прочие группы (сироты, из неполных семей, с родителем-инвалидом I группы и пр.) получают только право бесплатно обучаться в подготовительных группах ВУЗов.

Учитываются индивидуальные потребности учащихся: есть право на индивидуальный график и выбор предметов. Предусмотрено инклюзивное образование для лиц с ОВЗ (то есть они учатся в обычном образовательном учреждении, а не в специализированном).

Изменения последних лет

В числе достижений закона отмечают:

  • создание «электронных» школ с онлайн-уроками и дистанционным предоставлением заданий;
  • упразднение 2-й и 3-й учебных смен в школах;
  • снижение отчетности для педагогов и перевод ее в интерактив.

Последняя редакция закона «Об образовании в РФ», актуальная в 2019 годe, предусматривает такие важные изменения, как:

  • в отношении приема на обучение (бакалавриат, специалитет) за счет бюджета в пределах квот детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, детства, вследствие военной травмы или заболевания, исключено особое условие о противопоказании медэкспертизы.
  • касающиеся выплат социальных стипендий. Часть 5 статьи 63 предусматривает, что они назначаются на 1 год студентам сиротам, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, чернобыльцам, ветеранам боевых действий, «контрактникам», прочим лицам, получившим госпомощь. Это право надо доказать – представить подтверждающий документ.

Изменения 2018 года и последние новости

Масштабные корректировки прошли в феврале текущего года, они затронули положения о независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности.

В марте акт снова претерпел изменения. Обновленный закон «Об образовании» РФ (последняя редакция 2019 года) вступил в силу 7 марта с подписанием № 56-ФЗ. Глава 12 была дополнена статьей 98.1. Норма касается обеспечения размещения данных о мерах соцподдержки и гарантий учащимся, педагогам, руководителям учреждений образования. Она предусматривает, что такие сведения размещаются в ЕГИССО (единой информационной госсистеме соцобеспечения) на основании № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».