Конституция российской федерации. Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов. Порядок выборов президента РФ определяется



Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Текст Ст. 48 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Комментарий к Ст. 48 Конституции Российской Федерации

1. Под квалифицированной юридической помощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии».

Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство по уголовным делам. Европейский Суд постановил, что «право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства».

Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов.

В России действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре)*(240), пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Таким образом, диспозиция комментируемой статьи получила законодательную конкретизацию.

2. Под задержанным понимается лицо, в отношении которого органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором применена мера процессуального принуждения на срок не более 48 часов с момента его фактического задержания по подозрению в совершении преступления.

Заключенный под стражу — лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемый, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.

Обвиняемый — лицо, в отношении которого выдвинуто утверждение о совершении им деяния, запрещенного уголовным законом.

Свое продолжение комментируемая конституционная норма получила в ст. 49 УПК РФ, согласно которой защитник допускается к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица в качестве подозреваемого в определенных законом случаях, в частности: при применении к лицу заключения под стражу, с момента возбуждения уголовного дела по делам частного обвинения, по всем остальным делам — с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

4. все вышеперечисленное.

23) Конституция РФ провозглашает единственным источником власти:

1. государство.

Народ.

4. парламент.

24) Президент России является:

1. главой Правительства РФ.

Главой государства.

3. главой Парламента.

4. главой Государственной Думы.

25) В соответствии с Конституцией РФ:

1. человек обязан указывать свою национальность.

2. человек вправе указывать свою национальность.

Никто не может быть принужден к указанию своей национальности.

4. человек ничего не обязан.

26) Верховенство в РФ имеют:

Конституция РФ.

3. Федеральные законы.

27) Нормативно-правовым актом РФ, обладающим высшей юридической силой является:

Конституция РФ.

2. конституции субъектов Федерации на соответствующей территории.

3. Федеральные законы.

4. акты органов местного самоуправления на соответствующей территории.

28) Порядок выборов президента РФ определяется:

1. Конституцией РФ.

2. Федеральным Конституционным законом.

Федеральным законом.

4. международным правом.

29) Права и свободы в РФ могут быть ограничены в целях:

Обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. развития экономики и повышения уровня жизни.

3. идеологической борьбы.

4. для обеспечения спокойствия в обществе.

30) Право на мирные собрания и публичные манифестации принадлежит:

1. принадлежит каждому человеку.

Принадлежит только гражданам РФ.

3. принадлежит всем гражданам.

4. принадлежит гражданам, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

31) Согласно Конституции РФ:

1. каждый имеет право на труд.

2. каждый обязан трудиться.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

4. признается право на забастовку.

32) Государственное устройство России:

1. унитарное.

Федеративное.

3. республика.

4. конфедерация.

33) Парламент РФ является:

1. исполнительным органом РФ.

Представительным органом РФ.

3. законодательным органом субъектов РФ.

4. судебным органом РФ.

34) Разделение властей в РФ это:

Разделение на законодательную, исполнительную, судебную власти.



2. разделение власти на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации.

3.порядок, согласно которому парламент может принять к своему рассмотрению любой вопрос функционирования государства.

4. система, которая предполагает, что представительные органы не имеют верховенства по отношению к другим ветвям власти.

35) Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший:


С. НОВИЦКИЙ,

Соискатель

ЗАЩИТА ЛИЦ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ, УЧАСТНИКАМИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – прямая обязанность органов государственной власти. Для реализации этой обязанности органы государственной власти не могут обойтись без мер государственного принуждения, в частности мер уголовно-процессуального принуждения, применение которых сопровождается предоставлением дополнительных прав лицу на защиту, в отношении которого эти меры применяются.

Актуальность защиты заключенных под стражу лиц обусловливается частым нарушением прав человека при задержании или аресте, а также подтасовкой фактов для такого задержания или ареста1. Кроме того, тяжелейшие условия содержания заключенных в следственных изоляторах также требуют защиты их прав2. Причиной активной защиты лиц, заключенных под стражу, является и то, что судьи не вполне непрофессионально подходят к изучению материалов дела и причин заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу3. Заключение под стражу оказывает негативное воздействие на подзащитного. Будучи арестованным, он лишается работы и средств к существованию, отрывается от семьи и детей, что отрицательно сказывается на их воспитании и последующей жизни. Кроме того, нередко содержание под стражей формирует резкие антиобщественные взгляды, что зачастую выделяется защитниками4.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на указанные факторы, заключение под стражу остается одной из самых распространенных мер пресечения. Динамику применения меры пресечения в виде заключения под стражу позволяют проследить обобщения судебной практики, проводимые регионами и Верховным Судом РФ5.

Особенностью защиты заключенных под стражу лиц в уголовном судопроизводстве является ограниченность круга стороны защиты, а также неполная правовая определенность их статуса, что также обусловливает актуальность рассматриваемого вопроса.

Однако при всей актуальности проблемы защиты задержанного и подозреваемого (обвиняемого), заключенного под стражу изучены и освещены недостаточно полно. Законодательство и практика содержат в себе множество противоречий, которые, в свою очередь, порождают различные точки зрения на рассматриваемую проблему защиты заключенных.

Согласно ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Данное право служит для этих лиц гарантией осуществления других закрепленных в Конституции РФ прав – на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), на судебную защиту (ст. 46), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123) – и находится во взаимосвязи с ними.

Эти конституционные положения раскрываются и конкретизируются большим количеством уголовно-процессуальных принципов (охрана прав и свобод человека и гражданина, презумпция невиновности и т.д.).

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому, в том числе заключенному под стражу, права на защиту закреплено как один из принципов уголовного судопроизводства в ст. 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ6 (далее – УПК РФ). Таким образом, уголовно-процессуальный закон гарантирует право на защиту, установленное ст. 48 Конституции РФ. Причем, в отличие от положений Конституции РФ, УПК РФ предусматривает реализацию этого права, возлагая на дознавателя, следователя, прокурора и суд обязанность обеспечить подозреваемому и обвиняемому возможность защищаться установленными в законе средствами и способами (ч. 2 ст. 16). Следовательно, подозреваемый или обвиняемый могут защищаться самостоятельно, и в связи с этим первым положением, характеризующим правовой статус указанных лиц, является знание сущности подозрения или обвинения (ст. 46, 47 УПК); а кроме того, могут прибегнуть к помощи адвоката (защитника) и реализовать право на защиту совместно с ним.

В ходе судебной реформы правовое положение подозреваемых и обвиняемых, процессуальные возможности защиты их интересов были значительно расширены, однако ряд авторов придерживаются мнения о том, что в российском уголовном судопроизводстве позиции обвинения гораздо сильнее, нежели защиты, поэтому ему присущ обвинительный уклон, особенно на стадии предварительного расследования7. Вместе с тем существенной гарантией соблюдения принципа обеспечения права на защиту служит правило, закрепленное в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР № 5 от 16 июня 1978 г. «О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту»8, – нарушение права на защиту следует считать существенным нарушением норм уголовно-процессуального закона, влекущим за собой отмену судебного решения.

В целом право на защиту предполагает право лица знать, в чем оно подозревается (обвиняется), давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения или обвинения либо отказаться от дачи объяснений и показаний, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет, бесплатно пользоваться помощью переводчика, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, про­курора, следователя и дознавателя, пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно, в случаях, предусмотренных законом, а также защищаться иными средствами и способами, не запрещенными законом9.

Вместе с тем закон разделяет участников уголовного судопроизводства в соответствии с функциями, выполняемыми ими по отношению к подозреваемому (обвиняемому), – суд (арбитр), обвинение и защита. И везде закон допускает множественность лиц.

Рассматриваемая сторона защиты лиц, заключенных под стражу, в уголовном судопроизводстве представлена самим заключенным подозреваемым (обвиняемым), законными представителями и защитником. При этом следует иметь в виду, что участие в уголовном деле защитника или законного представителя обвиняемого не служит основанием для ограничения какого-либо права самого об­виняемого (ч. 5 ст. 47 УПК)10. Очевидно, данное положение и стало причиной отнесения фигуры подозреваемого (обвиняемого) к стороне защиты, так как Конституция РФ гарантирует право на самозащиту (ч. 2 ст. 45).

Следует, тем не менее, выделить также фигуру задержанного на досудебной стадии уголовного судопроизводства, так как его права могут быть наиболее ущемлены, а значит, актуальность защиты его прав высока. Именно во время захвата подозреваемого к нему, как правило, применяется наиболее жесткое насилие, определенный период времени он находится в полной власти задерживающих его. Полупрозрачный и двусмысленный правовой режим деятельности по «фактическому задержанию» используется некоторыми «правоохранителями» для оказания незаконного давления на задержанного. Так, в некоторых случаях в рамках фактического задержания к подозреваемым в совершении преступлений применяют меры административно-правового воздействия – от административного задержания и доставления и до административного ареста по надуманному основанию. Случается, что оперативники в течение длительного времени давят незаконными средствами на задержанного, добиваясь признания в причастности к совершению преступления, и, только получив от него нужную информацию, доставляют задержанного в дежурную часть правоохранительного органа11. В реальности получается так, что, до того как задержанный будет водворен в камеру для задержанных, что оформляется в документации12, он находится как бы вне правового поля и соблюдение его процессуальных прав ставится под большой вопрос. Поэтому его защита также должна быть обеспечена участниками уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст. 91 УПК РФ задержанное и заключенное под стражу лицо является подозреваемым. Следовательно, оно наделяется рядом прав на свою защиту, которые упоминались выше, гарантированных Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законом. Вместе с тем данные нормы весьма противоречивы и создают немало коллизионных ситуаций.

Во-первых, существует противоречие в правовом положении подозреваемого относительно права на сбор доказательств. Так, в п. 4 ч. 4 ст. 46 УПК РФ указано, что подозреваемый имеет право представлять доказательства13. А в части 2 ст. 86 УПК РФ говорится, что подозреваемый вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств14. Поэтому не ясно, что имеет право делать подозреваемый – представлять доказательства или только собирать и представлять письменные документы и предметы в качестве доказательств. Так, И.В. Круглов и Х.В. Бопхоев считают, что такое положение вещей является следствием непонимания и игнорирования законодателем аксиом теории доказательств в уголовном процессе, так как представленные подозреваемым письменные документы и предметы компетентное должностное лицо – дознаватель, следователь, прокурор или суд, должно осмотреть, исследовать, оценить и лишь затем признать доказательствами и в качестве таковых приобщить к материалам уголовного дела. До их признания таковыми любые сведения, документы и предметы не имеют статуса доказательств15. Указанное мнение верно по своей сути, поэтому обозначенные выше статьи требуют редактирования. Так, п. 4 ч. 4 ст. 46 УПК РФ мог бы быть изложен следующим образом: «…собирать и представлять следователю, прокурору, суду сведения, письменные документы и иные предметы, способные быть использованными в качестве доказательств»; ч. 2 ст. 86 можно изложить в следующей редакции: «Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять сведения, письменные документы и иные предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств».

Кроме того, нерешенным остается вопрос об осуществлении этого права подозреваемым, заключенным под стражу. В связи с тем что свобода передвижения и личная неприкосновенность ограничиваются, то вызывает сомнение сама возможность осуществления подозреваемым права на сбор доказательств. Наиболее острой данная проблема становится при отказе подозреваемого (обвиняемого) или заключенного под стражу от помощи защитника.

Право на защиту предполагает состязательное ведение процесса, при котором всем участникам предоставляются равные права и обвиняемый обладает возможностью самостоятельно или с помощью защитника опровергать предъявленное обвинение. На стадии судебного разбирательства принцип состязательности функционирует в полном объеме, но на досудебных стадиях процесса этого не происходит16. Так, принцип состязательности предполагает равенство сторон обвинения и защиты, но говорить о равенстве процессуальных средств обвинителя и обвиняемого на этапе расследования не приходится. На стороне органов предварительного расследования находятся подкрепленные властными полномочиями организационные, технические, материальные возможности, а обвиняемый и его защитник такого рода условиями не обладают, хотя и наделены правами представлять доказательства и заявлять ходатайства.

Существует несколько точек зрения на способы осуществления этого права подозреваемыми (обвиняемыми), в том числе заключенными под стражу. Первая из них понимает непосредственное представление вещественных и письменных доказательств органам следствия и суда (С.П. Бекешко, Е.А. Матвиенко); вторая – возможность ходатайствовать о приобщении к делу в качестве вещественных доказательств или документов известных подозреваемому предметов, документов либо о допросе лиц, показания которых имеют значение для дела (С.А. Колосович, А.В. Парий); третья включает в себя ряд действий: непосредственное представление следователю или суду документов и предметов, заявление ходатайств о проведении следственных мероприятий, дачу показаний, участие в производстве отдельных следственных действий (А.А. Напреенко17). Представляется, что последняя точка зрения наиболее удачна, так как все права тесно между собой связаны и в совокупности образуют право на защиту подозреваемого, поэтому право на представление доказательств может быть реализовано рядом действий18. Однако в свете указанных событий факт представления доказательств должен быть отражен в протоколе как важный элемент участия подозреваемого (обвиняемого) в раскрытии преступления.

Вторым весьма противоречивым моментом при осуществлении защиты самим лицом, заключенным под стражу, является его право давать показания в отсутствие защитника, которые впоследствии могут быть признаны недопустимыми доказательствами, для чего подозреваемому достаточно от них отказаться при допросе в суде. При этом уголовно-процессуальный закон не требует, чтобы подозреваемый указывал причины, основания или мотивы отказа от своих прежних показаний, а суд не должен проверять и исследовать их относительно того, насколько они соответствуют истине, объективно ли отражают событие преступления.

В юридической периодике эта норма сразу вызвала критику. Так, А. Бойков считает, что норма, закрепленная в п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ, является «крайним (запредельным) выражением заботы о комфорте подозреваемого и обвиняемого, попирающим здравый смысл и превосходящим конституционную идею о недопустимости доказательств»19. Эту же новеллу УПК РФ Р. Куссмауль критикует с противоположных позиций: он полагает, что рассматриваемая норма является дискриминационной, так как ограничивает право на защиту тех обвиняемых, которые имеют защитника, и им придется отказываться от защитника, чтобы сохранить возможность отказа в суде от своих показаний20.

Некоторые следователи пошли по другому пути. Для обеспечения действительности показаний подозреваемого (обвиняемого), который отказывается от защитника, органы следствия и дознания делают отметку в протоколе о подозрении подозреваемого в психической неполноценности, исходя из его неуравновешенности и иных неадекватных действий при задержании, и в соответствии с нормами закона приглашают государственного защитника. Данные факты являются нарушением прав подозреваемого (обвиняемого), однако уличить в этом органы предварительного следствия практически невозможно. Поэтому, во избежание подобных нарушений, логичнее было бы изменить саму норму права, регламентирующую обязательность предоставления защитника подозреваемому (обвиняемому) во всех случаях.

Третьей, одной из актуальнейших проблем самозащиты лиц, заключенных под стражу, является разъяснение им их прав. В соответствии с ч. 1 ст. 92 УПК РФ после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав21. Однако из смысла статьи не ясно, в какой момент подозреваемому должны быть разъяснены его права, которые у задерживаемого лица (подозреваемого) возникают с момента фактического (физического) задержания. Указанное положение, тем не менее, должно быть отражено в уголовно-процессуальном законе.

Поэтому для обеспечения права на защиту подозреваемому, задержанному или заключенному под стражу, необходимо внести в УПК РФ норму, в соответствии с которой обязанность разъяснения прав задержанному с момента физического задержания возлагается на сотрудников правоохранительных органов, производящих фактическое задержание правонарушителя. Например, Ю.Б. Чупилкин предлагает передавать задержанному под роспись карточку с перечнем его прав, в которые входит: «1) все, что вы скажете, может быть использовано против вас; 2) вы можете не давать показания, это ваше право; 3) если у вас нет средств, то вы можете пользоваться услугами адвоката за счет государства; 4) уже на первом допросе вы имеете право на помощь защитника, консультироваться с ним наедине до начала допроса и после него»22.

Таким образом, самозащита лицом, заключенным под стражу, исходя из вышеперечисленных регулярных нарушений его прав и противоречий процессуального законодательства, зачастую неэффективна. Для полноценного обеспечения заключенному под стражу лицу его права на защиту требуется внесение в законодательство ряда изменений, а также практическое обеспечение прав правоохранительными органами, органами дознания, следствия, прокуратуры и суда.

Как известно, задержание и заключение под стражу могут применяться и к несовершеннолетним. Однако задержание и заключение под стражу несовершеннолетних должно иметь особенности. Более того, в УПК РФ имеется гл. 5023, регламентирующая производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Казалось бы, законодатель должен был установить отдельные процедуры, предусматривающие применение мер процессуального принуждения в отношении несовершеннолетних, если для этого в законе предоставляются основания. Однако в ст. 423 УПК РФ указано, что задержание несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу производятся в порядке, установленном в ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ24. Из этого следует, что никаких особенностей в отношении задержания и заключения под стражу несовершеннолетних в УПК РФ не предусмотрено (за исключением ч. 2 ст. 108 УПК). Таким образом, несовершеннолетние задерживаются и заключаются под стражу в таком же порядке и на такой же срок, как и взрослые. Более того, арест несовершеннолетних на срок до десяти суток без предъявления им обвинения является по отношению к ним чересчур суровой и несправедливой мерой процессуального принуждения25. Все это противоречит международно-правовым нормам и принципам. Например, согласно Конвенции о правах ребенка26 арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода. Можно согласиться с А.В. Гриненко в том, что с принятием УПК РФ несовершеннолетние оказались в более тяжелом, чем взрослые, положении при решении вопроса об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу27. В связи с этим актуальнейшим вопросом является представление интересов несовершеннолетних, заключенных под стражу, их законными представителями, а также защита.

Несмотря на важность данной проблемы, гл. 7 УПК РФ ограничивается положением о том, что по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители28, оставляя регламентирование их прав на защиту несовершеннолетних гл. 50.

В соответствии с п. 12 ст. 5 УПК РФ законными представителями несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого могут быть родители, усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений или организаций, на чьем попечении находится несовершеннолетний, а также органы опеки и попечительства29. В порядке защиты несовершеннолетнего, заключенного под стражу, законный представитель вправе знать суть подозрения или обвинения, присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в допросе несовершеннолетнего и с согласия следователя в иных следственных действиях, знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, приносить на них замечания, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения органов дознания и следствия, представлять доказательства, знакомиться по окончании предварительного расследования с материалами дела, делать выписки, участвовать в качестве представителя несовершеннолетнего в суде со всеми процессуальными правами30. Вместе с тем законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле и судебном разбирательстве, если есть основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего. Однако в этом случае вызывается другой законный представитель.

В целом сущность защиты выражается в реализации предусмотренных законом процессуальных прав. Однако нередко законные представители сталкиваются с проблемой их реализации. Кроме того, как правило, защита законных представителей несовершеннолетних, являющихся родителями, низко эффективна. Так, В.Я. Рыбальская делает вывод о том, что при родителях несовершеннолетние стесняются подробно рассказывать о своих преступных действиях, тем более трудно им говорить о нездоровой обстановке в семье, неладах с отцом и матерью, семейных ссорах и скандалах. Законные представители, оказывая на несовершеннолетнего одним своим присутствием своеобразное психологическое давление, вольно или невольно способствуют тому, что обвиняемые дают ложные показания31. С.Ф. Шумилин высказал мнение о том, что участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) его родителей допустимо лишь тогда, когда установление психологического контакта с допрашиваемым может вызвать затруднения32.

В связи с высказанными мнениями интересно предложение С.В. Матвеева, который предлагает в УПК РФ оговорить, что участие законного представителя в следственных действиях с несовершеннолетними осуществляется с учетом, прежде всего, мнения самого несовершеннолетнего33.

Однако отрицать положительное влияние на защиту заключенных несовершеннолетних нельзя. Поэтому в УПК РФ необходимо закрепить положение о том, что присутствие законного представителя обязательно, но его выбор должен производиться следователем с учетом мнения несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Итак, нельзя не учитывать того, что законный представитель зачастую защищает интересы не только несовершеннолетнего, но и свои. В частности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ родители, усыновители, попечители несут субсидиарную ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, если не докажут, что вред возник не по их вине34. При этом в литературе и судебной практике отмечается, что и на самого несовершеннолетнего, и на его родителей возлагается ответственность за причиненный не только имущественный, но и моральный вред, если по делу заявлено требование о его компенсации35. Здесь во внимание принимается то обстоятельство, что в этом возрасте поведение несовершеннолетних во многом определяется воспитательным воздействием законных представителей, которые к тому же должны осуществлять соответствующий надзор за детьми. Условием ответственности родителей (попечителей) является их вина в ненадлежащем воспитании и надзоре за детьми, которая презюмируется36. В связи с этим закон допускает совмещение законным представителем функции защиты с полномочиями гражданского ответчика37. Не случайно в литературе можно встретить мнение о том, что законный представитель выполняет в уголовном судопроизводстве несколько процессуальных функций, в том числе функцию возражения против предъявленного гражданского иска, главное направление которой состоит в определении пределов материальной ответственности за ущерб, причиненный преступлением несовершеннолетнего, либо в опровержении факта причинения вреда38.

Однако в литературе отмечается, что совмещение одним лицом функций законного представительства и полномочий гражданского ответчика отрицательно сказывается на защите несовершеннолетнего. Такая направленность процессуальной деятельности отвлекает родителей от защиты интересов обвиняемого и чревата переходом на позиции обвинения39. Поэтому следует помнить, что интересы законного представителя могут войти в конфликт с интересами несовершеннолетнего.

На основании ч. 2 ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью защитника с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, иными словами, право подозреваемого на защиту возникает с момента задержания или заключения под стражу до предъявления обвинения в порядке ст. 49 УПК РФ40.

Правовой статус защитника до сих пор вызывает интерес процессуалистов, свидетельствуя об особой значимости указанной процессуальной фигуры в качестве равноправной стороны в уголовном судопроизводстве России41. Так, М.С. Строгович рассматривает защитника как представителя подозреваемого (обвиняемого)42, А.Д. Бойков утверждает, что защитник сочетает функции самостоятельного участника и представителя подозреваемого (обвиняемого)43, а В.С. Джатиев определяет защитника как самостоятельную процессуальную фигуру, не наделенную полномочиями представителя44. Последнее мнение вполне обоснованно, так как представительство предполагает переход прав представляемого, а современное уголовно-процессуальное законодательство построено на том, что подозреваемый (обвиняемый) должен лично участвовать во всех процессуальных действиях, а защитник не может заменить его. Так, УПК РФ определяет защитника как лицо, осуществляющее в установленном порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу45.

Законодатель, определяя статус защитника, исходил из общей правовой политики государства, а главное – из позиции Конституционного Суда РФ46. Именно поэтому по УПК РФ в качестве защитников допускаются адвокаты и лишь по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены, причем только наряду с адвокатом, один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Участие защитника-адвоката более чем оправданно, ввиду его особого статуса и уровня профессиональных знаний в области юриспруденции, что согласуется с конституционными установлениями и состязательностью сторон. Роль же иного лица в качестве защитника заключается в формировании доверительной обстановки при взаимоотношениях обвиняемого (подозреваемого) и адвоката. Такая схема взаимодействия позволяет установить тесный психологический контакт между тремя субъектами, выступающими на стороне защиты, выработать единую правовую позицию по конкретному уголовному делу47.

Некоторые авторы полагают, что защитник, не являющийся адвокатом, должен быть исключен из состава участников уголовного судопроизводства. Так, Г.А. Акатьева считает, что его участие может привести к разглашению тайны предварительного следствия и абсолютной некомпетентности защитника48, а М.Ю. Медведев говорит о нецелесообразности и неоправданности деятельности непрофессионального защитника и предлагает исключить его из субъектов уголовного процесса49. Тем не менее, несмотря на множество противников участия в уголовном судопроизводстве непрофессиональных защитников, активность последних, их гражданская позиция является одним из объективных показателей уровня правовой культуры гражданского общества50.

Отдельно следует остановиться на фигуре защитника-адвоката, так как именно адвокат вправе наиболее полноценно участвовать в предварительном расследовании и на судебном разбирательстве при защите лица, заключенного под стражу. Причем осуществление защиты заключенного под стражу лица происходит через проверку защитником оснований его задержания, соблюдения сроков задержания, направления документов в суд, а также предоставления в суд доказательств о нецелесообразности применения меры заключения в виде заключения под стражу. При этом адвокат использует всю совокупность предоставленных ему законом прав.

Во многом защита адвокатом, да и непрофессиональным защитником, прав заключенного подозреваемого (обвиняемого) сталкивается с проблемой возможности взаимоотношений с последним в пределах мест принудительного содержания51. Разрешению указанной проблемы могут помочь только регулярные жалобы в вышестоящие инстанции, прокуратуру и суд.

Однако основной проблемой, отмечаемой правозащитниками, является недостаточная организация работы палат адвокатов. Для разрешения этой проблемы в литературе предлагалось организовать дежурные юридические консультации в каждом городском районе, численность адвокатов в которых должна устанавливаться с учетом среднего количества задержаний подозреваемых в указанное время в данном районе52. Между тем организация дежурств в адвокатских коллегиях находится на очень низком уровне. Недостатки работы адвокатских коллегий сказываются на ее организации особенно в вечернее время и в выходные дни: на эти периоды приходится примерно третья часть задержаний, когда требуются услуги адвокатов. Для преодоления данной проблемы организация работы адвокатских образований для защиты лиц, подвергнутых уголовному или административному преследованию, должна быть настолько четкой, чтобы конституционное право каждого на квалифицированную юридическую помощь могло быть соблюдено беспрепятственно, в кратчайшие сроки с момента волеизъявления лица о необходимости защиты его интересов адвокатом. Так, Ю.Б. Чупилкин вполне оправданно предлагал в Законе СССР «Об адвокатуре в СССР»53 закрепить положение о том, что организация работы коллегий адвокатов должна устанавливаться в таком порядке, чтобы можно было круглосуточно обеспечивать юридическую помощь нуждающимся лицам. С этой целью вопросы, связанные с организацией дежурства адвокатов, должны согласовываться с местными органами предварительного расследования и суда54. Это положение осталось актуально и для современного Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»55.

Наряду с указанными причинами наибольшее беспокойство вызывает проблема пренебрежительного отношения к исполнению закона, которое имеет место как среди лиц, производящих дознание и предварительное следствие, так и среди адвокатов. На практике еще нередки случаи пренебрежительного выполнения своих профессиональных и нравственных обязанностей адвокатами, которые не только своевременно не прибывают для участия в следственных действиях, но и отказываются от защиты по причине отсутствия у потенциального подзащитного средств на оплату юридической помощи, несмотря на гарантированность Конституцией РФ права на бесплатное оказание защитником (адвокатом) юридической помощи (ст. 48).

Разрешение же проблемы защиты малоимущих многим адвокатам представляется простым и заключается в снижении налогообложения адвокатов. Если государство не может обеспечить оплату труда адвокатов, защищающих неплатежеспособных клиентов, то заработанную сумму, которую государство задолжало, необходимо вычитать из налогообложения адвокатских образований. У адвокатов появится материальная заинтересованность, которая будет стимулировать их к качественной и продуктивной работе56.

Другой проблемой, с которой сталкиваются адвокаты, является сбор доказательственной базы для защиты лица, заключенного под стражу. Как уже отмечалось, в соответствии с действующим УПК РФ сбор доказательств осуществляет сторона обвинения, а иные участники процесса вправе предоставлять сведения, документы или предметы на предмет рассмотрения их в качестве доказательств. Указанное положение, как представляется, нарушает принцип равенства сторон.

Обеспечить равенство сторон в собирании доказательств теоретически можно двумя способами. Во-первых, путем предоставления адвокату-защитнику права самому собирать доказательства или даже проводить параллельное расследование. Такой подход находит довольно широкую поддержку среди процессуалистов57. Во-вторых, путем передачи права собирания-легализации доказательств независимому от сторон органу юстиции – участковому судье (как в Германии) или судебному следователю (как во Франции). При этом органы уголовного преследования, лишаясь этих процессуальных полномочий, уравниваются со стороной защиты. Стороны лишь принимают участие в доказывании58. Вместе с тем, учитывая специфику российского процесса, представляется более обоснованным вывод К.Б. Калиновского о том, что предоставление адвокату права процессуального собирания доказательств вряд ли необходимо. В состязательном процессе адвокат как защитник (или как представитель потерпевшего) должен участвовать в собирании доказательств, обладая теми же процессуальными средствами, что и органы уголовного преследования59.

Таким образом, процессуальная фигура защитника до сих пор остается спорной и не до конца сформированной. Много противоречий возникает при реализации защитниками своих функций по защите заключенных подозреваемых, обвиняемых. Во многом они связаны с незавершенностью формирования процессуального статуса защитника, во многом – с несовершенством процедуры задержания и обеспечения прав заключенных под стражу органами дознания, следствия, прокуратуры, а также должностных лиц мест принудительного содержания.

В связи со сказанным институт защиты лиц, заключенных под стражу, участниками уголовного судопроизводства неполноценен и подлежит реформированию. Однако указанная процедура должна касаться всего уголовного процесса, при этом учитывая уже семилетнюю практику действия УПК РФ и накопившихся при этом недочетов в законодательстве. Кроме того, необходимо практическое обеспечение декларируемых российским законодательством прав заключенных под стражу лиц в местах принудительного содержания (ИВС, СИЗО). При условии соблюдения вышеобозначенного институт защиты заключенных под стражу лиц участниками уголовного судопроизводства начнет полноценно выполнять свою функцию.

1 См.: ^ Круглов И.В., Бопхоев Х.В. Фактическое задержание и доставление лица, задержанного по подозрению в совершении преступления // Российский следователь. 2005. № 5.

2 См.: Пантелеев Б.Е., Бабушкин А.В. Ухудшение положения заключенных под стражу и осужденных в Российской Федерации в 2004–2006 годах (предварительный доклад) // За волю! 2008. № 14.

3 См.: Васильева Е.Г. Проблемы ограничения неприкосновенности личности в уголовном процессе: Дисс. … канд. юрид. наук. Уфа: Башкирский государственный университет, 2002. С. 154.

4 См.: Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения: Монография. Уфа: Изд-во БашГУ, 2003. С. 102.

5 См., например: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006 «О рассмотрении результатов обобщения судебной практики об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления». Документ опубликован не был.

Деловая игра ко Дню Конституции

Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов

Деловая игра проводится между командами учащихся старших классов, уже знакомых с Основным Законом РФ.

Цели игры : воспитание чувства гражданственности, осознание ребятами своей роли в политической жизни, повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей, формирование умения навыка командной работы.

Возможен вариант сопровождения мероприятия показом слайдов, комментирующих тему, а также совершение небольшого экскурса в историю становления конституционного строя в нашей стране.

Разминка

Командам необходимо за ограниченное время выполнить тестовые задания, выбрав один верный ответ из четырех предложенных.

№ задания

правильного ответа

1. Конституция - это
1) концепция развития государства
2) основной закон государства
3) свод законов государства
4) правовая система страны.

2.Конституция РФ устанавливает принцип федерализма. Он означает, что
1) носителем суверенитета и единственным источником власти является народ
2) в РФ гарантирована свобода вероисповедания
3) существуют различные формы национальной государственности
4) РФ признаёт, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

3. Конституцию от всех других федеральных законов отличает
1) высшая юридическая сила
2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность

4. Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что
1) церковь отделена от государства и системы образования
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные для всех правила поведения.

5. Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что
2) закрепляется многообразие форм собственности
4) политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности.

6. Конституцию от всех других Федеральных Законов отличает
1) прямое действие
2) общеобязательный характер
3) обеспеченность силой государства
4) нормативно-правовой характер.

7. Документом, закрепляющим правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, является
1) Гражданский кодекс РФ
2) Закон о гражданстве РФ
3) Конституция РФ
4) Закон о местном самоуправлении РФ

8. Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования
4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.

9. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что

1) ни один правовой акт не может ей противоречить
2) вынося решения, суд должен прямо ссылаться на статьи Конституции
3) она закрепляет изменения, произошедшие в стране
4) она закрепляет правовые гарантии граждан страны.

10. Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что
1) государство и все его органы подчинены закону
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют право на выход из состава РФ
3) церковь отделена от системы образования и социального призрения
4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные правила поведения.

Главы и статьи Основного Закона

Командам предлагается сопоставить столбики, подобрав к главе Конституции соответствующую ее содержанию статью.

главы Основного Закона

статьи Основного Закона

А. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Б. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Д. Границы между субъектами РФ могут быть изменены c их взаимного согласия.

Е. Правосудие в РФ осуществляется только судом

З. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

И. Все равны перед законом и судом.

Ключи: 1 Б, 2 И, 3 Д, 4 З, 5 А, 6 Г,7 Е, 8 В, 9 Ж.

Основы конституционного строя

Ребятам предлагается вставить пропущенные в статьях главы 1 Конституции РФ слова (каждое верно названное слово оценивается одним баллом).

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с _____ формой правления (республиканской).

Российская Федерация - ______ государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (социальное).

Высшим непосредственным выражением власти народа являются ______ и свободные выборы (референдум).

Российская Федерация - _____ государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (социальное).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____ на законодательную, исполнительную и судебную (разделения).

Российская Федерация - ______ государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (светское).

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего ____ или права изменить его (гражданства).

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой ______ (равноправны).

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ______ государства (обязанность).

Народ осуществляет свою власть ______ , а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (непосредственно).

Право или обязанность?

Ведущий зачитывает положения Конституции, отражающие права и обязанности человека и гражданина. Командам необходимо определить, чем является озвученное положение (правом или обязанностью) и дать соответствующий ответ.

Указание свей национальной принадлежности (право).

Участие в управлении делами государства (право).

Забота родителей о детях (обязанность).

Получение основного общего образования (обязанность).

Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (право).

Забота о сохранении исторического и культурного наследия (обязанность).

Уплата законно установленных налогов и сборов (обязанность).

Сохранение природы и окружающей среды (обязанность).

Защита Отечества (обязанность).

Забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о нетрудоспособных родителях (обязанность).

Основной Закон в цифрах

Ведущий зачитывает определенные статьи Конституции, задача команд - озвучить соответствующее содержанию статьи количественное или возрастное ограничение (недосказанное ведущим).

Сколько глав в Конституции РФ (9 глав).

Сколько статей в Конституции РФ (137 статей).

С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (с 18 лет).

Каков срок полномочий Президента РФ (6 лет).

С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом РФ (не моложе 35 лет).

Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность Президента РФ (постоянное проживание в РФ не менее 10 лет).

Сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ (не более двух сроков подряд).

Сколько палат в Федеральном Собрании РФ (две палаты).

Сколько депутатов в Государственной Думе (450 депутатов).

Государственная Дума избирается сроком на … (пять лет).

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший … (21 года).

С какого возраста граждане РФ могут быть судьями (с 25 лет).

Какие требования предъявляются к стажу работы для кандидата на должность судьи (не менее пяти лет работы по юридической профессии).

Сколько судей в Конституционном Суде РФ (19 судей).

Сколько лет исполнилось Конституции РФ в 2013 году (20 лет).

Органы государственной власти и их представители

Перемещаясь вниз и вправо , командам необходимо отыскать в представленной «абракадабре»

названия органов государственной власти и их представителей.

Таблица-задание

Таблица-ответ

Ключи: президент, парламент, правительство, суд, судья, министр, депутат.

Задачи (по материалам заданий ЕГЭ)

На данном этапе команды выполняют предложенные задания (максимум за каждое задание - 3 балла), публично представляя их аргументированное решение.

Задание № 1 . В ст. 13 Кон-сти-ту-ции РФ утвер-жда-ет-ся: «В Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции при-зна-ет-ся идео-ло-ги-че-ское мно-го-об-ра-зие». Про-ил-лю-стри-руй-те тремя при-ме-ра-ми дан-ное кон-сти-ту-ци-он-ное по-ло-же-ние.

Возможные ответы :

1. в вы-бо-рах в Го-су-дар-ствен-ную Думу между собой бо-рют-ся пар-тии раз-лич-ной идео-ло-ги-че-ской на-прав-лен-но-сти: ли-бе-раль-ной (ЛДПР), ком-му-ни-сти-че-ской (КПРФ), со-ци-ал-де-мо-кра-ти-че-ской ("Спра-вед-ли-вая Рос-сия") и т.д.

2. в Рос-сии граж-да-не имеют право со-зда-вать раз-лич-ные об-ще-ствен-ные объ-еди-не-ния, союзы, сов-мест-но до-би-ва-ясь своих целей, на-при-мер, за-щи-щать при-ро-ду, се-мей-ные цен-но-сти, ре-ли-ги-оз-ные цен-но-сти и пр.

3. для со-вре-мен-ной рос-сий-ской дей-стви-тель-но-сти ха-рак-тер-но од-но-вре-мен-ное су-ще-ство-ва-ние раз-лич-ных на-уч-ных школ: в ис-то-ри-че-ской науке, на-при-мер, одни уче-ные при-дер-жи-ва-ют-ся марк-сист-ско-го по-ни-ма-ния ис-то-ри-че-ско-го про-цес-са, дру-гие - ци-ви-ли-за-ци-он-но-го (Тойн-би и др.)

Задание № 2 . На-зо-ви-те три формы соб-ствен-но-сти, ко-то-рые за-креп-ле-ны дей-ству-ю-щим за-ко-но-да-тель-ством. С чем свя-за-ны про-изо-шед-шие в за-ко-но-да-тель-стве из-ме-не-ния?

Возможные ответы :

1. формы соб-ствен-но-сти: част-ная, го-су-дар-ствен-ная, му-ни-ци-паль-ная;

2. при-чи-на про-изо-шед-ших из-ме-не-ний - пе-ре-ход к ры-ноч-ной эко-но-ми-ке.

Задание № 3 . Ссылаясь на Конституцию РФ, опровергните примерами утверждение о том, что в современной России сохранилась командная экономическая система.

Возможные ответы :

Конституция РФ гарантирует право частной собственности и равноправие всех форм собственности (в реальной жизни сосуществуют частная, акционерная, кооперативная, государственная, муниципальная и др. формы собственности);

в современной России действуют рыночные механизмы ценообразования (цена устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения, общей ситуации на рынке, сезонных факторов и т.д.);

в современной России провозглашена Конституцией и функционирует свобода предпринимательской деятельности.

Задание № 4 . Ста-тья 7 Кон-сти-ту-ции РФ ука-зы-ва-ет: «Рос-сия - со-ци-аль-ное го-су-дар-ство». Про-ил-лю-стри-руй-те тремя при-ме-ра-ми со-ци-аль-ные права граж-дан РФ.

Возможные ответы :

1. право на ми-ни-маль-ный раз-мер опла-ты труда (при тру-до-устрой-стве на ра-бо-ту ра-бот-ни-ку не может быть уста-нов-ле-на опла-та труда ниже уста-нов-лен-но-го ми-ни-маль-но-го раз-ме-ра опла-ты труда);

2. право на го-су-дар-ствен-ную пен-сию (жен-щи-ны, до-стиг-шие 55-лет-не-го воз-рас-та, имеют право на по-лу-че-ние пен-сии);

3. право на со-ци-аль-ную за-щи-ту в слу-чае по-те-ри ра-бо-ты, ин-ва-лид-но-сти и др. (вслу-чае по-те-ри ра-бо-ты не-об-хо-ди-мо за-ре-ги-стри-ро-вать-ся на бирже труда, что поз-во-лит по-лу-чать по-со-бие по без-ра-бо-ти-це).

Задание № 5 . Ста-тья 21 Кон-сти-ту-ции РФ ука-зы-ва-ет: «До-сто-ин-ство лич-но-сти охра-ня-ет-ся го-су-дар-ством». Про-ил-лю-стри-руй-те тремя при-ме-ра-ми ре-а-ли-за-цию дан-но-го права в Рос-сии.

Возможные ответы :

1) при до-про-се че-ло-ве-ка, по-до-зре-ва-е-мо-го в со-вер-ше-нии правонаруше-ния, за-пре-ще-ны пытки, из-де-ва-тель-ства и дру-гие спо-со-бы, уни-жа-ю-щие лич-ность че-ло-ве-ка;

2) граж-да-нин впра-ве тре-бо-вать опро-вер-же-ния све-де-ний, рас-про-стра-нен-ных СМИ, по-ро-ча-щих его честь и до-сто-ин-ство и не со-от-вет-ству-ю-щих дей-стви-тель-но-сти;

3) со-труд-ник по-ли-ции обя-зан пре-се-кать дей-ствия, ко-то-ры-ми граж-да-ни-ну при-чи-ня-ет-ся боль, фи-зи-че-ские или нрав-ствен-ные стра-да-ния.

Задание № 6 . За-ко-но-да-тель-ное со-бра-ние одной из рес-пуб-лик РФ утвер-ди-ло за-ко-но-про-ект, пред-ло-жен-ный пра-ви-тель-ством рес-пуб-ли-ки. Со-глас-но этому за-ко-ну в целях борь-бы с утеч-кой ка-пи-та-ла в рес-пуб-ли-ке вво-ди-лась своя де-неж-ная еди-ни-ца. Имеет ли право за-ко-но-да-тель-ный орган рес-пуб-ли-ки утвер-дить дан-ный за-ко-но-про-ект? При-ве-ди-те два ар-гу-мен-та в обос-но-ва-ние своей по-зи-ции.

Возможные ответы :

За-ко-но-да-тель-ный орган рес-пуб-ли-ки не имеет права утвер-ждать за-ко-но-про-ект, ка-са-ю-щий-ся вве-де-ния соб-ствен-ной ва-лю-ты:

1) в целях со-хра-не-ния го-су-дар-ствен-ной це-лост-но-сти Кон-сти-ту-ция РФ право на уста-нов-ле-ние ва-лют-но-го ре-гу-ли-ро-ва-ния остав-ля-ет за го-су-дар-ством;

2) Кон-сти-ту-ция РФ га-ран-ти-ру-ет един-ство эко-но-ми-че-ско-го про-стран-ства, сво-бод-ное пе-ре-ме-ще-ние то-ва-ров, услуг и фи-нан-со-вых средств .

Задание № 7 . Зарубежные аналитики оценили принятую в стране П. новую конституцию как менее демократичную, чем предыдущую. Предположите, какие три изменения в конституции могли стать основанием для подобных оценок.

Возможные ответы :

в Конституции мог быть сокращен спектр политических прав граждан;

могли быть введены избирательные цензы;

могли быть расширены права исполнительной власти; предоставлены ей права действовать в обход законодательных органов, например, издавать чрезвычайные указы в обход парламента.

Задание № 8 . Подтвердите тремя примерами наличие в современной России политического плюрализма.

Возможные ответы :

наличие многопартийности (отсутствие единственной партии, являющейся правящей);

существование различных идеологий (отсутствие одной общеобязательной идеологии);

свободная конкуренция этих политических организаций.

Задание № 9 . Раскройте на трех примерах конституционное положение о светском характере современного Российского государства.

Возможные ответы :

взаимоотношениями школы и церкви (например, запрещение работ в государственной школе РФ священнослужителей, запрещение религиозной пропаганды в школе);

равенством всех конфессий в Российской Федерации (например, равный доступ представителей всех религиозных конфессий РФ к получению образования и государственной службе, равные гарантии в соблюдении прав);

запрещением преследования по конфессиональному признаку (Конституция РФ провозглашает отказ от дискриминации граждан по религиозной принадлежности (ст. 19)).

Задание № 10 . Назовите две особенности Конституции РФ, отличающие её от других законов. Поясните, в чем проявляется каждая особенность.

Возможные ответы :

1) две особенности Конституции РФ:

Имеет высшую юридическую силу;

Является законом прямого действия.

2) пояснения, например:

Высшая юридическая сила - законы и другие правовые акты, принимаемые в РФ, не могут противоречить Конституции РФ;

Прямое действие - в случае отсутствия соответствующего закона или правового акта действует положение Конституции РФ.

Задание № 11 . На-зо-ви-те три ор-га-на выс-шей го-су-дар-ствен-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции и ука-жи-те одно из пол-но-мо-чий каж-до-го ор-га-на.

Возможные ответы :

1) Президент (утверждение военной доктрины РФ, внесение законопроектов в Государственную Думу);

2) Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ (при-ня-тие за-ко-нов, на-зна-че-ние вы-бо-ров Пре-зи-ден-та РФ, утвер-жде-ние из-ме-не-ния гра-ниц между субъ-ек-та-ми РФ);

3) Пра-ви-тель-ство РФ (раз-ра-бот-ка бюд-же-та, управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью);

4) Вер-хов-ный Суд РФ (осу-ществ-ле-ние над-зо-ра над де-я-тель-но-стью судов общей юрис-дик-ции; в пре-де-лах своей ком-пе-тен-ции рас-смот-ре-ние дел в ка-че-стве суда вто-рой (кас-са-ци-он-ной) ин-стан-ции).

Мысли мудрых

На этом этапе командам предлагается обсудить «Мысли мудрых», так или иначе созвучных с темой деловой игры, придерживаясь при этом следующего плана (согласно критериям оценивания обществоведческого эссе) в своих рассуждениях:

Аргументировать свое мнение, опираясь на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы,

Привести факты и примеры из различных источников (сообщения СМИ, материалы учебных предметов, собственный жизненный опыт).

Возможные высказывания для обсуждения:

«"Раз-де-ляй и власт-вуй" - муд-рое пра-ви-ло, но "объ-еди-няй и на-прав-ляй" ещё лучше» (И.В. Гёте).

«Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов» (Б. Кистяковский)

«Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан» (В. Гумбольдт)

«Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И. Ильин).

«Не будет сво-бо-ды в том слу-чае, если су-деб-ная власть не от-де-ле-на от вла-сти за-ко-но-да-тель-ной и ис-пол-ни-тель-ной» (Ш. Мон-те-с-кье)

«Наи-луч-шая кон-сти-ту-ция для на-ро-да есть та, к ко-то-рой он при-вык» (И.Бен-там).

«Чтобы сде-лать из людей хо-ро-ших граж-дан, им сле-ду-ет дать воз-мож-ность про-явить свои права граж-дан и ис-пол-нять свои обя-зан-но-сти граж-дан». (С. Смай-ле)

«Луч-шее го-су-дар-ствен-ное устрой-ство для лю-бо-го на-ро-да - это то, ко-то-рое со-хра-ни-ло его как целое». (М. Мон-тень)