Копылова Мария Никитична ,учитель начальных классов
Цели:
познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;
соотнести права и обязанности детей;
способствовать осознанию ответственности за свои права;
формировать положительное отношение к правам других.
Работа проходит в группах (Родители и дети делятся на равные группы.)
Слово учителя.
“Не строй церковь, пристрой сироту” - призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.
- Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)
В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается
Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.
Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?
Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:
покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.
Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.
Наше государство подписало этот документ.
Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова:Конвенция, права. )
В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
(Выставляется Конвенция о правах ребёнка , на столах в каждой группе основные положения Конвенции.)
Конвенция- это достаточно большой документ, перечислим основные положения:
Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
Ребёнок имеет право на образование.
Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Учитель:
Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)
Обсудите в группах и попробуйте доказать какие положения не в полном объеме выполняются у нас. (Осуждение и выступление детей и родителей)
Учитель:
Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
(Обратить внимание на вопросы, которые даны на доске.)
Можно ли не допускать ссор?
В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?
Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.
Разыгрывается сценка.
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
С грязными руками за стол?! Помой руки!
Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Помой посуду, сынок.
Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Это проявление жестокости, папа.
Работа в группах, обсуждение, состязание.
Найти ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка “обязанности”).
Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?
На доске анаграммы:
Н О К Е В Н И Ц Я
Р Д О Т И Е И Л, Г О У С А Р Д Т С О В
И Ж З Н Ь, Р Б О А З О А В И Н Е.
Вопросы:
Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
Какие основные права вам известны?
В каком международном документе записаны права детей?
Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?
В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?
Подведение итогов состязания.
Обратиться опять к вопросам на доске (высказывания детей, родителей).
Слово главному правозащитнику школы (социальный педагог)
Слово учителя:
Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.
Классный час на тему «Конвенция о правах ребенка» Тихомировой Л. Д.
ЦЕЛИ:
1. Формирование правовой культуры учащихся.
2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.
3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. 4. Способствовать осознанию ответственности за свои права;
5. Формировать положительное отношение к правам других.
Задачи:
познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Ход классного часа:
Сегодня мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (россияне )
Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция )
В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество (общество детей )
Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей )
«ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению».
«около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
«120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»
Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.
Об этом документе мы сегодня и будем говорить.
Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»
Принят в 1989 г.)
Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.
В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.
Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.
Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.
Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.
А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.
Любой ребенок имеет право:
на жизнь со своими родителями;
на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.
Ребенок имеет право на здравоохранение.
Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.
Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.
Вы пользуетесь этим правом?
Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.
Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.
Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.
Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?
Конвенция о правах ребенка.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение, с которым мы недавно познакомились. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. .. «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Обсуждение . Какие права были нарушены?
(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)
У каждого человека есть не только права, но и обязанности.
соблюдать правила личной гигиены;
помогать старшим;
добросовестно учиться.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
В каком международном документе записаны права детей?
Какие основные права вы запомнили?
Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?
ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.
КОНКУРС Викторина “Права литературных героев”
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди»
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?
ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка»
3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
4. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей.
ОТВЕТ - «Гуси- лебеди»
5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?
ОТВЕТ - «Айболит»
6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?
ОТВЕТ – «По щучьему велению, по моему хотенью»
7. В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство?
ОТВЕТ – «Сказка о царе Салтане»
8. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования?
ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Конвенция о правах ребенка.
Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка». В Конвенции идет речь о том, что у всех детей на Земле были одинаковые права. Конвенция – большой документ, содержащий около 50 статей.
Миша Катя Зина Настя Аня Костя Витя Рая
Статья 29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. Что такое обязанность? Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения. Какая самая главная обязанность у тебя? А какие обязанности у учеников? А откуда вы это знаете?- Устав школы.
Заповеди для у чеников школы Школа- твой родной дом. Ты пришел в этот дом получить образование, профессиональные умения и навыки, эти заповеди Твои:
Учеба- твой главный труд, приложи все усилия, чтобы учиться по с пособностям. Неукоснительно соблюдай дисциплину на уроках.
В своем доме ты можешь у частвовать в управлении жизнью ученического коллектива ч ерез совет самоуправления.
Ты имеешь право участвовать в общественной жизни класса и школы. Если критикуешь, в ыражаешь несогласие- в озражай, в озражаешь - предлагай, предлагая - выполняй.
Ты имеешь право на уважение человеческого д остоинства и защиту о т унижения, оскорбления, но помни, что это право и меет каждый, не только ты.
Выбирай профиль о бучения согласно с воим интересам, в озможностям, состоянию з доровья, с учетом желания и учись.
В твоем доме все р аботники школы- т вои друзья. К друзьям относятся с уважением, д обротой и искренностью.
Ты имеешь право н а доверительное, т оварищеское, п артнерское общение с о сверстниками и у чителями и их поддержку в добрых поступках и делах.
В твоем доме не Принято курить, сквернословить, Обижать Других, Не сдерживать Собственное слово.
В твоем доме с тараниями администрации и учителей- все новое. Это для того, чтобы тебе было комфортно. А сберечь школьное и мущество- т воя обязанность.
В школу ты пришел т рудиться. Будь собран, опрятен, приходи в школу за 15 минут до н ачала первого урока, а в кабинет- за 5 минут до звонка, не пропускай з анятий без уважительной причины.
Береги труд техничек и своих товарищей д ежурных- соблюдай чистоту и порядок в школе, носи в школе с менную обувь.
Дежурные отвечают з а порядок в школе- в ыполняй их требования.
Отдыхая на перемене, н е мешай другим.
Учись отстаивать собственное мнение, д елая это корректно, т актично, не ущемляя д остоинство других.
Отвечай за свои д ела и поступки, в едь ты- Человек разумный.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ. Международное д есятилетие мира и ненасилия в и нтересах детей п ланеты.
Цель классного часа:
познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка
Подготовка к занятию.
На доске: Конвенция по правам ребенка . Право и здоровье.
Конвенция.
Декларация.
Устав.
Декламация.
Закон.
Право.
Обязанность.
Защита.
Презентация «Конвенция по правам ребенка»
Раздаточный материал:
Короткая информация о Конвенции ООН о правах ребенка.
Набор плакатов на тему «Дети имеют право».
Игра «Разрешается – не разрешается».
Толковые словари.
Ход классного часа
I. Вступительное слово.
Дорогие ребята, когда вы подходили к кабинету русского языка, то заметили на стенде «Любители книги» новую выставку. Она называется «Конвенция ООН о правах ребенка». И это не случайно. Ведь в сентябре отмечается годовщина присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН о правах ребенка, а у нас сегодня проходит классный час на тему «Конвенция ООН о правах ребенка» .
2. Давайте прочитаем тему занятия на доске.
Понятна ли она вам?
Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций.
Обратите внимание на слова справа. Это термины, которыми мы будем пользоваться. Среди них есть и такой, который не относится к теме нашего сегодняшнего классного часа. Я хочу проверить ваше внимание в течение всего занятия – все ли слова нужны нам для раскрытия темы. Будьте внимательны, следите за своей речью.
Итак, начнем изучать Конвенцию о правах ребенка.
Посмотрите, пожалуйста, на несколько слайдов, надеюсь, что они помогут вам познакомиться с темой занятия.
3.Проверка усвоения и понимания материала.
Назовите, пожалуйста, тему нашего занятия.
Что провозгласила Конвенция о правах ребенка?
Как вы думаете, нужно ли вам знать свои права? Зачем?
Итак, давайте знакомиться с Конвенцией о правах ребенка.
(Раздается распечатанный текст Конвенции)
4. Внимательно прочитайте этот документ самостоятельно.
Не бойтесь уточнять, не стесняйтесь спрашивать. (Ученики читают Конвенцию)
В Конвенции 54 статьи. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и ответьте на вопрос, который там задан.
(Ученики отвечают)
Давайте обратимся вновь к теме занятия. Повторите её, пожалуйста.
(Ученики называют тему)
Право и здоровье. Найдите эту статью в Конвенции и прочитайте.
Как вы её понимаете? Конечно, вы теперь знаете, что имеете право пользоваться услугами здравоохранения. Но чтобы к ним не прибегать, лучше вести ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Как вы понимаете это высказывание?
Что делаете для того, чтобы вести ЗОЖ?
Почему курение. Алкоголь и наркотики называют вредными привычками? Давайте все вместе посмотрим несколько слайдов. Обсудим данный материал. Пусть они заставят вас задуматься о вашем здоровье, помогут отрицательно реагировать на вредные привычки.
5. Итак, давайте повторим, что вы узнали о правах ребенка в Конвенции?
Рассмотрите рисунки, которые я вам раздам, вспомните, о каких правах вы узнали сегодня.
(Ученики рассматривают рисунки-иллюстрации к основным статьям Конвенции о правах ребенка)
Прокомментируйте их, пожалуйста.
6. Подведем итоги сегодняшнего знакомства с Конвенцией по правам ребенка в виде игры «Разрешается – запрещается».
Игра «Разрешается-запрещается. Скачать приложение.
Молодцы!
Итак, вы сегодня познакомились с Конвенцией о правах ребенка , узнали ваши права в области защиты вашего здоровья. Теперь сделаем вывод: зачем нужно знать свои права.
Но нельзя забывать и о своих обязанностях. Посмотрите, пожалуйста, на последний слайд, прочитаем его вместе!
(Ученики читают вслух)
А теперь скажите мне, все ли мы с вами выполнили, что хотели в начале урока? Какое слово не относится непосредственно к теме нашего занятия?
(Ученики смотрят на слова, записанные на доске, и отвечают)
Спасибо за внимание!
«Конвенция о правах ребенка»
Цели:
познакомить учащихся с понятием Конвенция;
соотнести права и обязанности детей;
способствовать осознанию ответственности за свои права;
формировать положительное отношение к правам других.
Ход беседы
1. Слово учителя:
Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Конвенция - это международное соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами сторон или Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
В 1990 году Конвенция была принята в нашей стране.
Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?
Вот несколько фактов из брошюры ООН "Права человека. Изложение фактов №10": покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно около З,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению. Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой - побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.
2. Ребята, скажите, какие вы имеете права? (Ответы учащихся)
Теперь я вам расскажу о некоторых правах, которые имеет каждый ребёнок не только в нашей стране, но и в других государствах.
Согласно Конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также возможность знать своих родителей, проявляющих заботу о нем. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.
Интересное положение Конвенции - признание права ребенка выражать свои собственные взгляды (если он сам способен их сформулировать) по всем вопросам, касающимся ребенка.
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору. Конвенция охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо.
Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.
Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство.
В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Итак:
Дети имеют право расти и развиваться физически и духовно здоровыми, в условиях свободы и сохранения достоинства.
Дети имеют право на имя и гражданство какой-либо страны.
Дети имеют право на особую свободу и защиту, на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.
Дети имеют право на любовь, понимание, прежде всего со стороны родителей и семьи, а при их отсутствии - также со стороны правительства.
Дети имеют право ходить в школу бесплатно, играть и иметь равные возможности развиваться, а также учиться быть ответственными и полезными.
Дети имеют право всегда быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Детей должны научить жить в мире и дружбе со всеми людьми, проявлять внимание и терпимость. Они должны воспитываться в сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на благо людей.
3. А теперь посмотрите на доску: вы видите анаграммы. Я буду задавать вопросы, а вы должны правильно ответить на вопрос, разгадав анаграмму.
HOK ЕНВИ ЦЯ , Р Л О Т И Е И Л, Г О У С А Р Д Т С О В, ИЖЗНЬ, РБОАЗОАВИНЕ
4. Подведение итогов
Слово учителя:
Наше государство провозглашает равенство всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть права и обязанности, которые нужно соблюдать. Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликта родителей и детей.
5. Рефлексия
- Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
Когда была принята Конвенция о правах ребенка?
Что представляет собой Конвенция?
Какие права есть у детей?
- Какие основные права вам известны?
В каком международном документе записаны права детей?
Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?