Казанские гопники 80 х. Почему казань была криминальной столицей позднего ссср. Программа защиты свидетелей

С первого взгляда этот человек, кажется, ничем особенно и не выделяется: сегодняшнее молодое поколение, к которому он принадлежит: разочарованное, циничное, все понимающее и уже уставшее от тягостной жизни, – достаточно типично в своей массе. И все же он – человек иного, неведомого нам порядка.
Ему не очень-то хотелось говорить на предложенную тему. Но мы условились, что нас не будут интересовать холодящие душу истории, имена, клички и факты. Мы будем говорить о самом явлении. И это уже интересно, потому что я знаю, какую важную роль играет мой собеседник в мафиозной иерархии.
- О “казанском феномене” написано достаточно много и красочно. Правда, в последнее время страсти в прессе на эту тему поутихли, со страниц газет исчезли образы юных тупых гопников, которые налево и направо размахивают монтажками и убивают друг друга. Но это вовсе не значит, что “феномена” больше не существует. Начну с внешнего – канонов в одежде.
Это пошло со времен “телогреечников”, когда свои отличительные признаки имели не то что разные районы города, но даже и улицы. Сейчас атрибутика вышла за пределы штанов и курток, захватила быт. Обязательными стали не только автомобили определенной марки, но даже, к примеру, конкретные породы собак – бультерьеры, а теперь – питбультерьеры… Сейчас люди этого мира хотят выделиться не столько перед рядовыми гражданами, сколько для того, чтобы узнавать друг друга, дабы избежать ненужных конфликтов. Почему Казань по-прежнему остается оригинальной и универсальной кузницей всех этих “феноменов”? Во-первых, Казань – не такой гигант, как Петербург или Москва, но и не скромная провинциальная Пенза. К тому же Казань достаточно близко расположена к Москве. Вряд ли кому придет в голову поехать из Красноярска погулять вечерок в московском кабаке. А для казанских ребят или набережночелнинских это обычное занятие. К тому же не всем находится “дело” в городе. Тогда и формируются мобильные “боевые дружины”, способные сорваться в любое место и в любой момент. Вот откуда известность и “слава” “казанской мафии”.
- Мы начали говорить с тобой об одежде…
- Да, буквально “по прикиду” можно определить, кто перед тобой. Для “авторитетов” обязательна кожаная куртка, но только фирменная, из “комка”. Точно так же – и кроссовки, и джинсы. Не приведи господь, какие-нибудь турецкие! “Бойцы” надевают обычные кожаные куртки, можно сампошив. Им приходится часто участвовать в “разборках”, и куртка быстро теряет вид. Поэтому они их часто меняют. Конечно, частый атрибут – фирменные спортивные костюмы. В них ходят в кабаки – потому что удобно драться. Есть ребята, вовлеченные в орбиту нашего мира волей случая, или только начинающие свое восхождение по ступеням иерархии. У таких в одежде обычно присутствуют отдельные элементы – к примеру, только кроссовки.
Обычная картина на казанской бензоколонке: терпеливая длиннющая очередь, мимо которой с визгом проносятся вперед сначала одна “девятка”, потом другая. Автолюбители даже возразить не посмеют: они давно смирились с тем, что крутые ребята заправляются вне очереди. Но вдруг между этими двоими происходит “разборка”. Ребята в одной из “девяток” – “лженавороченные”, то есть случайные, залетные, просто обрядившиеся в “фирму”. “Разборка” пойдет по типичному сценарию: “навороченные” будут выяснять, от кого незнакомцы, кого знают. Тут мало назвать чью-то кличку и притвориться, что этот “авторитет” для тебя чуть ли не родственник или сват. Обязательно начнется прощупывание, вопросы типа: “А как его братан поживает?” “Как сынишка?” Тут можно и проколоться. И тогда мгновенно “лженавороченные” превратятся в жертвы. Но для тихих обывателей, которые терпеливо ждут очереди, опасливо выглядывая из своих “москвичей” или потрепанных “единичек”, и те, и другие одно – “мафия”.
Еще ситуация. Вот девочка, обладающая красивым лицом и красивым телом. У нее нет высоких интеллектуальных потребностей, но она хочет хорошо жить – значит, ей нужно выгодно продать свое тело. В недалеком прошлом наше общество могло ей предложить либо постель режиссера или начальника, либо поездки куда-то с ответственным работником. При этом государственная идеология лицемерно клеймила путан. То были, естественно, “язвы капитализма”. Сегодня наша девочка может достичь желаемого быстрее и проще: ее не назовут “путаной”, если она участвует в конкурсах красоты, снимается для эротических журналов или в порнофильмах, – а ведь это по сути та же торговля своим телом. Я хочу сказать, что сама структура нашего сегодняшнего бытия таит в себе истоки жизнеспособности мира, существующего параллельно с миром “простых работяг” и прочих обыкновенных людей.
Впрочем, раз уж у нас разговор начистоту, признаю, что люди ЭТОГО мира такие же обыватели, как и те, которых они высокомерно презирают только потому, что не ездят в переполненных автобусах и не стоят в очереди за дешевой колбасой. Ибо конечная цель всей их жизни – насытиться. Насытить желудок, удовлетворить амбиции, втиснуться в каноны привычных представлений о “красивой жизни”, доказать себе и другим, что они живут не хуже, чем люди на Западе, перед которыми они испытывают восторженный и раболепный трепет. Тоска по “красивой жизни” – вот первопричина этих “феноменов” и преступности.
- И все-таки можешь ли ты рассказать о структуре вашего “общества”?
- Есть “павлинчики”. Обычно это мальчики из обеспеченных семей, чьи родители занимают высокое социальное положение. Их отпрыску не нужно ничего добиваться самому, все у него уже есть. Единственное, в чем он заинтересован, – это не иметь конфликтов с “мафией” (ведь он живет на чьей-то “территории”). Пользуясь связями папы, он может оказывать “мафии” несомненные услуги. Это может быть получение виз в ОВИРе, доступ к товару, “свои” люди в милиции и иных организациях. Взамен “павлинчик” имеет своего рода защиту и поддержку, деньги. Ездит он обычно на “семерке”.
“Дальняк” – тот, кто гоняет за товаром в Польшу, Турцию и другие регионы, обычно на своей машине, скромной и неприметной. “Дальняк” крепко спаян с другими структурами “феномена”, он имеет их поддержку, защищен от ограблений где-нибудь на большой дороге.
“Бойцы” – это те самые “навороченные” ребята, которые чаще всего бросаются в глаза на улицах и в ресторанах. У них мобильные и трудно догоняемые милицией “девятки”, ярко выраженная атрибутика в одежде. Их крепкие мышцы и твердые лбы необходимы в качестве “крыши” (защиты), это они непосредственно являются исполнителями приговоров при “разборках”. Это они могут выехать в любую точку отечества, чтобы кого-то прикрыть, сопроводить, избить, убить…
Ну, и “авторитеты”, можно сказать – правящая верхушка. Они старше по возрасту, спокойнее и солиднее. Им есть чем рисковать в этой жизни – в отличие от большинства тех, кем они управляют, у них есть капитал, семья. Они не стараются выделиться внешне. Чаще они ездят на скромной служебной “Волге”. Они отвечают за взаимоотношения между различными группировками, держат связь с другими городами. Около 60 процентов их времени занимают “разборки”, на которых их слово, как правило, решающее. Они живут на широкую ногу: не отказывают себе в удовольствии приобрести редкую в стране и первую в городе породу собак, имеют деловые и даже дружеские связи практически во всех сферах, в том числе – среди актеров, эстрадных исполнителей, музыкантов. Но по-прежнему критерием для “авторитета” остается физическое, а не интеллектуальное превосходство, ибо любой умный довод может быть неожиданно прерван ударом в челюсть. Прав всегда тот, кто сильнее. Это идет еще от лагерной зоны, как, впрочем, и клички, которые есть у каждого “авторитета” – это его визитная карточка.
- Скажи, а какова частная жизнь этих людей?
- Жизнь, о которой ты спрашиваешь, – это разъезды, постоянный риск, частые праздники-попойки. В самом начале человеку кажется, что он живет вполне осмысленно. Но вот он всего добился: у него есть деньги, машина. Как жить дальше? Жить по-другому, честно, спокойно он уже не может. Происходит постепенная деградация, все бесконечно повторяется: “разборка”, ресторан, выколачивание денег, снова “разборка”, снова ресторан… В личном плане у многих жизнь не складывается. Когда он женится, у его жены только один выход: она должна стать ему подобной. Жен стараются не посвящать в свои дела. Обычно эти женщины живут, не задумываясь, откуда берутся такие шальные деньги. За “бабки” и благополучие они многое прощают своим мужьям, жизнь которых – это частые исчезновения в неизвестном направлении, девочки, бани, кабаки. Жены же, как правило, затворницы. Жены панически боятся мужей, ибо малейшее подозрение в измене не принесет ей ничего хорошего, расправа будет короткой и жестокой. А так как почти любой женщине трудно расстаться с роскошью – они терпят.
- Национальный вопрос сегодня – один из самых сложных и нерешенных. Как решается эта проблема в мафии суверенного Татарстана?
- С самого начала передел зон влияния происходил по территориальному принципу. В “казанском феномене” татары достаточно крепко спаяны с русскими. Тем более что среди них много детей от смешанных браков. Нет, тут ребята из националистической молодежной организации “Азатлык” опоздали: преступный мир сработал раньше и надежнее. “Интербригады” казанских мафиозников сегодня успешно и дружно щемят на рынках кавказцев и прочих представителей нацменьшинств. И все же скажу откровенно: если мафия посчитает нужным, она сможет сыграть на национальных чувствах своих “бойцов”. Относительно татар: с ними всегда связывалось представление об агрессивности. Повелось это, наверное, еще с Чингисхана. Поэтому казанских ребят – а они все для иногородних “татары” – так боятся и уважают. Отсюда миф об особой агрессивности казанской мафии…

Майя ВАЛЕЕВА.

Публикация Б.ДАНЮШЕВСКОГО.

В 2005 году Казань отметила тысячелетний юбилей. К этой дате город отмыли, отполировали до блеска – как в прямом, так и в переносном смысле. В 2002 году завершился суд над криминальной группировкой Хади Такташ, которая больше 20 лет «работала» в городе. Это сегодня Казани – пример благочестивого города, жители которого чувствуют себя в безопасности. Но еще 40 лет назад ситуация была обратная.

«Ты из Казани!»

В начале 70-х годов в Казани стали появляться уличные банды, которые организовывали по территориальному типу. В милицию поступала информация о драках на улице в формате «стенка на стенку». Так началась история знаменитого «Казанского феномена».

Про организованные преступные группировки (ОПГ) известно стало в конце 70-х годов, когда на улицах появились участники группы «Тяп-Ляп». Казанская банда стала первой ласточкой в мире ОПГ, организованной в микрорайоне завода «Теплоконтроль». Банда состояла из 200 парней, возраст – от 17 до 20 лет. 4 года участники банды совершали тяжкие преступления – грабежи, нападения, рэкет, убийства.

«Тяп-Ляп» - не просто сборище малолетних бандитов без определенной задачи и цели. Группа была построена четко: шелуха (9-13 лет), супера (14-16 лет), молодые (17-19 лет), старшие (20-30 лет) и дед (король, от 30 лет). Шелуха и супера не знали, как выглядит король, это была конспирация. У тяп-ляповцев были свои законы жизни:

  1. Не курить, не пить, не бросать в беде
  2. Перед вступлением в банду проверять силу воли (если после первого удара кандидат не падал с ног, его принимали)

Банда делилась «верхушку» и мелкие банды. Верхи ставили перед собой задачу навести ужас на людей, понемногу подчинять себе улицы и микрорайоны, и сверхзадача – подчинить себе Казань. Главные люди банды – Сергей Скрябин, Сергей Антипов и Завдат Хантимиров. Скрябин организовывал операции, был «мозгом» группировки. Антипов имел судимости и собирался стать депутатом. Хантимиров был самым хладнокровным, и даже на суде спокойно и твердо парировал показания товарищей «Я не совершал. Он врет».

Антипов организовал сеть мелких групп для небольших операций. Небольшие банды подростков обворовывали квартиры, дачи, угоняли автотранспорт, перебивали номера. Также нападали на граждан, отнимали деньги, ценные вещи, даже одежду.

Тяп-Ляп, как осьминог, тянул в свои щупальца все, что было можно. Был знакомый госчиновник, офицер, чтобы «отмазывал» от армии, хирург для того, чтобы вынуть бандитскую пулю. Администраторы ресторанов держали лучшие столики для членов группировки и предупреждали в случае, если в ресторане были милиционеры или сотрудники КГБ.

Идея «тяп-ляповцев» была простой – социальная справедливость. Нарушая закон, подростки были уверены, что для них существует только собственный справедливый закон. Они не понимали, что «заработанные» деньги верхушка банды тратила на свои развлечения.

Для поимки и разоблачения ОПГ создали специальную группу уголовного розыска. Дела возбуждали медленно: за вымогательство, за хранения оружие, за убийства и рэкет. Действия «тяп-ляповцев» были аккуратными, доказать вину было трудно. Член ОПГ Степин вымогал куртку прохожего следующим образом: подходил, шептал на ухо просьбу и продаже куртки и сыпал мелочь в руку испуганному гражданину. Позже жертвы говорили: продали куртку, ничего не знаем.

Суд над бандой «Тяп-Ляп» состоялся в 1980 году. Всего осудили 28 человек за 4 убийства, 15 покушений на жизнь, 36 грабежей. Члены банды получили по 10, 15 лет колоний усиленного режима, а Хантимиров, Каюмов, Масленцев и Тазетдинов были приговорены к смертной казни через расстрел.

«Хади Такташ – весь город наш»

Хади Такташ – еще одна из ОПГ Казани. Большинство банды проживало на улице Хади Такташа, отсюда название группы. Это одна из самых кровожадных группировок в Казани и в России, на счету ОПГ больше 60 убийств.

Расцвет группировки пришелся на 90-е, после развала Советского союза. Хади Такташ взяли под свой контроль предприятие «Оргсинтез», которое выпускало дефицитную полиэтиленовую пленку.

Руководство Хади Такташ – Рауф Шарафутдинов, Ренат Фархутдинов и Радик Галиакберов – «старики» группировки. Между «стариками» и молодыми в ОПГ постоянно случались стычки из-за нежелания молодых подчиняться старикам. Позже молодые «победили» и тогда ОПГ взяла под свой контроль торговлю наркотиками в городе и проституцию. От вседозволенности у членов Хади Такташа кружилась голова, и тогда они начали войну с другими ОПГ Казани – особенно сильно сцепились с «Перваками» В результате руководящие части группировок сильно поредели. В 2002 году состоялся суд над уцелевшими в бандитских войнах участниками ОПГ. Вся группа получила 180 лет заключения на всех.

Почему так происходило

В 70-е, 80-е, 90-е годы ОПГ в Казани было много: Тяп-Ляп, Хади Такташ, Перваки, Мебелька, Жилка, Обувка, Суконка. Свои названия ОПГ выбирали либо по территориальному принципу (Тяп-Ляп, Хади Такташ) либо по отличительному месту (Мебелька – на районе был магазин мебели). Преступления разнообразны, методы – понятны, страх жителей города тоже. Но неужели никто и ничего не предпринимал, чтобы «освободить» Казань от наплыва преступников?

В 1991 году вышла книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность». Любовь Агеева – журналист, проработала в «Вечерней Казани» с января 1979 года по январь 1991 года. Годы ее работы в «ВК» пришлись как раз на расцвет многих преступных групп, поэтому у нее была уникальная возможность собрать материал для осмысления этого феномена.

Книга вышла скромным, в 5 тысяч экземпляров, тиражом. Но уникальность этой книги в том, что в ней собраны сотни публикаций и различных мнений по поводу ситуации с ОПГ.

Агеева пишет, что, несмотря на оригинальность казанского феномена, в этом деле причины типичные. Конфликт «отцов и детей», мальчики, которые росли без папы, отсутствие развитой социальной инфраструктуры в Казани.

Еще одна проблема – в 70-е и 80-е годы в городе был низкий культурный и духовный уровень. Закрывали дискуссионные клубы, запрещали творческие культурные мероприятия самодеятельности. Для наглядности – в одном районе на 150 тысяч человек был один кинотеатр на 200 посадочных мест.

В минувшую среду все желающие могли послушать вечерний разговор о важном и во многом переломном времени в истории нашей страны – 90-х годах XX века. Мероприятие прошло в центре современной культуры «Смена».

В качестве участников дискуссии были заявлены небезызвестные в Казани личности. Журналист и ученый Любовь Агеева (автор нашумевшей в свое время книги «Казанский феномен: миф и реальность»), главный редактор интернет-портала «Инде» Феликс Сандалов , доктор социологических наук, работавший раньше в Казани, а ныне преподающий в НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга Искандер Ясавеев и кандидат исторических наук, зампредседателя Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов . Модератором же встречи выступил главный редактор сайта и журнала «КЗН.Собака.ru» Радиф Кашапов .

Вступительное слово

Итак, когда спикеры собрались вместе подискутировать на тему «Татарстанская история девяностых в публичном пространстве десятых годов» , в зале собралось около 50-60 человек, в основном молодых людей, для которых на 90-е годы пришлось детство.

Сначала модератор предложил спикерам охарактеризовать эпоху 90-х годов за 3 минуты, но при этом не впадая в воспоминания и ностальгию, попытаться наметить узловые точки. Первой микрофон взяла Агеева. По её мнению, одними из главных явлений «90-х» стали приватизация, развитие национального сознание и гражданская активность, которая была недолгой , отметила спикер. Резюмируя, Агеева произнесла тривиальную, но по сути ключевую фразу: «Россия 90-х у каждого своя» .

Сандалов сразу сказал, что родился в 1989 году, дав понять публике, что он к ней ближе, чем кажется. Обронив фразу «мечты сбываются и этого надо бояться» , он отметил, что в 90-е многие мечты сбылись. На людей обрушались свободы, и они их испугались. По его мнению, самое важное в «90-х» – это то, что люди получили доступ к информации, а также то, что в стране появился коммерческий рынок информации . Резюмируя, Сандалов отметил, что люди были не готовы к информационному бурану.

Когда микрофон получил Файзрахманов, он заявил, что 90-е – это поиск существования новых политических форм, сопряженный с децентрализацией власти в стране. Это время сочетало в себе романтику и жизненный пессимизм, люди занимались поиском индивидуальных путей существования, пытались заниматься бизнесом.

Следом выступил Ясавеев. Он заявил, что не будет давать общей оценки 90-х годов, так как не эксперт в этом вопросе и большую часть того времени сидел в башне из слоновой кости , благодаря чему большой мир политики и власти его не тронул. Ясавеев предложил отказаться от использования по отношению к 90-м годам клишированных фраз типа «лихие» и фраз Владимира Путина из разряда «поураганили в 90-е».

Особенности «татарстанских 90-ых»

Дальше начался разговор о 90-х в Татарстане. Первым делом остановились на политической истории, перипетии которой вряд ли были известны многим собравшимся в силу возраста и, вероятно, других интересов. По мнению Агеевой Татарстан ждал тех преобразований, которые произошли в стране в 90-е года. Она развенчала миф о том, что Татарстан ничего не платил в федеральный бюджет и благодаря этому жил лучше других регионов . Богатый Татарстан 90-х – это миф, заключила Агеева и пояснила, что тогда республика жила на свои деньги. Суверенитет Татарстана, о котором так много говорили тогда и вспоминают сейчас, по мнению спикера, нельзя рассматривать как этническое явление. К примеру, русские понимали суверенитет как экономическую самостоятельность, пояснила она.

Файзрахманов заявил, что не согласен с таким пониманием суверенитета, но при этом сам же сказал, что суверенитет – это борьба за экономические права. Затем он вспомнил о создании «Татарского общественного центра» (ТОЦ), который, по его словам, сейчас незаслуженно демонизируется, хотя в нем были русское и еврейское отделение, а в какой-то период с ТОЦ сотрудничал Олег Морозов (бывший глава управления президента РФ по внутренней политике, ныне член Совета Федерации – прим.ред. ). По мнению спикера, в 90-ые годы Татарстан должен был выбрать одну из трех политических моделей:

1) Получить статус союзной Республики; 2) Стать ассоциированным государством (на манер Пуэрто-Рико); 3) Обеспечить себе статус особого субъекта.

Затем Файзрахманов посоветовал присутствующим почитать статьи татарского писателя, драматурга и философа Диаса Валеева .

Слово взял Сандалов. Он, как человек, приехавший из Москвы, отметил, что для Татарстана национальный аспект очень важен и вспомнил татароязычную рекламу магазина электроники «Александр L.T.D.». По его словам, владелец сети магазинов был первым, кто начал рекламировать электронику на татарском языке, чтобы заинтересовать богатых представителей татарской элиты.

ОПГ и сомнительный позитив «Казанского феномена»

После очень фрагментарного обсуждения политической ситуации в Татарстане 90-х годов разговор участников перешел на тему криминала и «Казанского феномена». Эту часть разговора лучше представить несколько в тезисной форме. Агеева очень активно отсылала слушателей к тексту своей знаменитой книги и предавалась воспоминаниям. По её мнению, в Казани всегда был очень сильный криминал мир, но при этом «Казанский феномен» уже не повторится, а если и повторится, то это будет более худшее явление. Также она заявила, что сейчас столица Татарстана имеет противоядие против «Казанского феномена». На закономерный вопрос Ясавеева «какое?», Агеева четкого ответа дать не смогла… Также она высказывала тривиальные вещи из серии: ОПГ были и будут.

Ясавеев же справедливо заметил, что так называемый «Казанский феномен» далеко не только казанский, но и общероссийский. Он также не согласился, что это явление перестало существовать и привел в пример Ульяновск, где по его словам, подростковые группировки недавно поделили город на сферы влияния.

Больше всех удивил Файзрахманов, назвав «Казанский феномен» зачатками гражданского общества . Он напомнил, что члены ОПГ кооперировались и строили футбольные поля, устанавливали турники. Ясавеева такая оценка явления, как мне показалось, тоже несколько смутила, однако он согласился, что подростковые криминальные группировки были некой формой социальной организации молодежи и даже в каком-то смысле выступали агентами социализации . По мнению Ясавеева, «Казанский феномен – это диагноз советского времени, а криминальные группировки в свою очередь давали молодежи некую альтернативу» . Агеева же нашла позитивную сторону группировок в том, что их члены, не курили, не пили спиртное и не употребляли наркотики, а активно занимались спортом.

Утерянное архитектурное наследие Казани и историческая память

После достаточно странного разговора о таком явлении как «Казанский феномен», разговор зашел о том, как в 90-ые власти города и сами жители не уберегли архитектурное наследие Казани. Спикеры вспомнили о сносе номеров гостиницы «Булгар», где когда-то жил великий татарский поэт Габдулла Тукай , об утрате деревянной Казани, прекращении существования Ново-Татарской слободы и ещё много о чём.

Ясавеев рассказал, что некоторые его знакомые были не рады переселению из ветхого жилья в новые дома, расположенные на окраине. Файзрахманов же констатировал, что с опустением Ново-Татарской слободы в Казани исчезла татароязычная городская культура . Агеева заявила, что нынешняя Казань – это не её город. И посетовала, что из-за сноса исторических зданий и архитектурных памятников рвется связь поколений . Сандалов отметил, что Москва, откуда он приехал, тоже в историческом смысле пострадала от сноса старых домов.

Затем Ясавеев задался вопросом о том, почему в 90-е годы люди не протестовали против сноса старинных домов, но сам для себя ответа не нашел. По мнению Агеевой, нынешний ажиотаж вокруг исторического наследия связан с тем, что люди начали по-другому его оценивать.

Итоги дискуссии

В конце беседы, которая продолжалась больше часа модератор попросил спикеров высказать финальную реплику и перейти к вопросам от слушателей.

Сандалов заявил, что у «90-х» очень яркая имиджевая сторона, элементы которой легко поддаются эстетизации. Он заметил, что благодаря этому символическому наследию можно легко создать атмосферу «Дискотеки 80-х» или «90-х», а к примеру, «нулевые» года и период с 2010 года по нынешнее время не имеет таких ярких индикаторов эпохи, так как каждый «слушает свое» .

Ясавеев заявил, что «90-е» продолжают сохранятся в нашем обществе. В качестве примера он привел модели поведения, декламирующие возможность решения проблем с помощью силы и насилия. Файзрахманов же в конце изрек заурядный вывод о том, что каждое явление, в том числе такое как «90-е», достойно дискуссии.

Вскоре модератор обратился к залу, у которого почти не возникло вопросов. Один молодой человек лет 25-ти дал свой ответ на вопрос Ясавеева о том, почему люди не выступали против сноса старинных деревянных домов. По его мнению, люди хотели улучшить свои жилищные условия: отказаться от печного отопления, уличного туалета и прочего . Ясавеев возразил, заявив, что некоторые дома пустовали по нескольку лет и лишь затем были снесены.

После с речью в защиту «90-х» выступил молодой человек, который предложил вернуть то время, так как ему там все нравилось, в том числе и ребята с улицы, которые ставили турники и строили футбольные поля.

На взгляд автора этих строк, прослушавшего дискуссию от начали и до конца, кое-что в разговоре о 90-ых пошло не так, как хотелось бы или виделось изначально - по заявленной теме «Татарстанская история девяностых в публичном пространстве десятых годов». Во-первых, как таковой беседы на конкретно заявленную тему, на мой взгляд, не получилось. Каждый спикер говорил о том, что ему близко и понятно. Агеева о «Казанском феномене» и ОПГ; Файзрахманов – об архитектурном наследии, политике и татарской культуре; Ясавеев – об обществе и протестных движениях. Сандалов же вовсе лишь вскользь обмолвился на тему, которой посвящена его книга «Формейшн. История одной сцены», а ведь именно в ней представлен ретроспективный взгляд на московскую музыкальную сцену 90-х годов и одну из ярких сторон того времени.

Такой же аналитический ретроспективный взгляд хотелось бы видеть и на дискуссии. Исходя из логики заявленной темы, спикеры должны были с высоты нынешнего времени взглянуть на явление «90-ых», выявить общее и безвозвратно потерянное, а также найти современные способы репрезентации 90-ых в нынешней культуре. К примеру, поговорить о тех же интернет-мемах, видео... Кроме того, участники всё-таки не определись с понятием «90-ых». Безусловно они для каждого были свои, но в начале беседы можно было прийти к некоему общему определению. К примеру, «90-ые» – это закономерный этап исторического развития нашей страны или «90-ые» – культурно-историческое явление, которое живет в глубинке и по сей день, и его мы сегодня и будем рассматривать... В итоге разговор шел в основном о Казани, а не о Татарстане (хотя жизнь деревни или тех же Набережных Челнов и Камских Полян двадцать лет назад тоже могла дать серьёзную почву для размышлений).

Сложилось впечатление, что спикеры стороной обошли важный вопрос о том, а почему собственно они все собрались беседовать на эту, довольно новую для культурологических рассуждений и поисков в республике тему. На мой взгляд, актуализация «90-ых» связана с двумя процессами. Во-первых, уже подросло поколение, которое вообще не застало 90-ых, и им интересно узнать об этом времени , а во-вторых, люди начале чаще говорить о возвращении эпохи 90-х. Такие разговоры не случайны: нам говорят, что на дворе экономический кризис, который вынуждает людей, как и в 90-ые идти на крайне опрометчивые, а порой жестокие и незаконные поступки.

Помимо того, что мероприятие несколько подвела содержательная часть беседы, были серьезные проблемы с формой подачи. Спикеры практически не контактировали с аудиторией: возможно, стоило периодически задавать какие-то вопросы людям, можно было подготовить 20-30 анкет с вопросами о 90-ых годах, чтобы понять, что твориться в головах юной публики, а результаты выставить в Сеть или же объявить тут же. Наконец, спикеры могли подготовить какой-нибудь интересный визуальный материал и хоть иногда шутить...

Тем не менее, организаторов мероприятия есть за что благодарить: дискуссия состоялась, она заинтересовала сразу несколько десятков человек, которым как минимум было любопытно и во многих смыслах полезно послушать спикеров. Очень надеюсь, что видео беседы будет опубликовано в сети, и спикеры смогут со стороны посмотреть на то, как они выступили и сделать определенные выводы, чтобы улучшить информативность подобных встреч.

Казанский феномен. Банда «Тяп-ляп»

Массовое насилие на улицах 90-х годов, зарождение и существование многочисленных группировок словно с кальки сняты с этой истории, действие которой происходило в 70-е годы в Казани. О пугающем «казанском феномене» страна заговорила в начале 80-х. Мальчики из небогатых семей делят асфальт. До крови, до смерти.

Уличные группировки Казани заявили о себе в начале 70-х. Тогда в дежурную часть МВД начала поступать информация о странных, коротких, буквально минутных драках «стенка на стенку»; о подростках в одинаково зловещей униформе - черных телогрейках, шапочках-«петушках» (зимой - завязанных под горло ушанках), со значками на груди. Тогда же началась эпопея осознанных действий милиции против группировок.

Стычки молодежи были не новы. Новостью стало другое: мальчишеский кодекс чести сменился кодексом силы, подавления, запугивания и жестокости.

Уголовный розыск знал про «Тяп-Ляп» задолго до их «жесткого рейда». Но беда в том, что право открыто говорить о групповой преступности появилось нескоро. А пока само государство дало группировкам время и возможность встать на ноги, хотя и начинающему оперативнику было понятно: чем дольше действует банда, тем сложнее ее ликвидировать.

«Тяп-Ляп» не была хаотичным образованием. Напротив, это была четко организованная группа, построенная по принципу боевых дружин: здесь были свои командиры, их замы. Боевики делились на «пятерки» и знали только свое окружение, но никак не «высшее руководство». Такая была конспирация! Верхушка «Тяп-Ляпа» собрала «пехоту» в единый кулак.

Железный закон группировки гласил:

Не курить, не пить, в беде не бросать.

Обязательно проверять силу воли (если первый удар в лицо или туловище не валил с ног, то кандидат считался прошедшим отбор).

Постепенно государство выпускало из рук организующие и карательные функции, за правдой и реальной защитой простые люди шли не к участковому. Шли к соседу - крепкому, авторитетному пареньку, за которым - десятки, а то и сотни «братков».

Верхушка банды состояла из очень умных и осторожных людей. Из лидеров, перед которыми стояла четкая задача: навести ужас на людей, подчинить себе улицы и микрорайоны, а в конечном счете - и весь город.

Стоявший чуть особняком Сергей Антипов, не раз судимый, со временем собирался стать депутатом - лицом выборным и неприкосновенным. То, что весь «Тяп-Ляп» проголосует за него, сомнений ни у кого не вызывало. Сергей Скрябин, непревзойденный аферист и гений махинаций, был мозгом банды, разрабатывал все планы «операций» - шантаж, вымогательства, разбои, грабежи, за что высоко ценился другом Антипом. Завдат Хантимиров (Джавда) своим несгибаемым поведением на суде укрепил и без того непререкаемый авторитет. Никакие, даже самые убедительные, доказательства вины не заставили его признаться. С каменным лицом, без тени страха или раскаяния, на все показания товарищей Джавда отвечал одно и то же: «Он врет. Я не совершал». Искандер Тазетдинов, развитой парень, студент торгового техникума, напротив, не запирался даже в убийстве, прекрасно при этом понимая, какое наказание ему грозит.

Внутри «Тяп-Ляпа» одни мелкие банды занимались квартирными кражами, по наводке лезли в обеспеченные дома и выносили оттуда роскошь 80-х - ковры, хрусталь, кассетные магнитофоны (в квартирах оставляли подобранные на улице окурки, чтобы сбить с толку милицию, следы ног посыпали перцем). Другие вскрывали дачи, угоняли моторные лодки, мотоциклы, машины, перебивали на них номера и продавали. Третьи нападали на прохожих, отнимали деньги, джинсы, шапки. На Антипова работал целый цех малолеток. Они разогревали солидол и вазелин, тряпкой наносили тонкий слой варева на машину, потом все это опыляли краской из баллончиков, перевешивали номера. На таком авто ехали «на дело», а потом краску теми же тряпками снимали за 5 минут, возвращая машине истинный цвет.

У «Тяп-Ляпа» 20 лет назад имелись связи, которые сегодня называются коррумпированными, - среди госчиновников, ответственных хозяйственных работников. Свой офицер в райвоенкомате делал отсрочки от призывов, свой врач, хирург Севостьянов, залечивал бандитам раны от ножей и пуль. Администраторы лучших ресторанов всегда держали для «тепловских» лучшие места и незаметно предупреждали, если в зале сидели сотрудники КГБ или милиции в штатском.

«Тяп-Ляп» тогда уже практиковал рэкет. Жертвами были продавцы пивных и винных точек, спекулянты, фарцовщики, приемщики стеклотары, мясники, официанты, работники кладбищ. Первой жертвой вымогательства стал продавец магазина «Ласточка» Гришин. Не отдал деньги в срок - и обрез выстрелил в спину строптивца. Жизнь Гришину спасли кожаный пиджак и надетое поверх кожаное пальто отечественного производства. Два слоя толстой, жесткой свиной кожи смягчили удар.

Интересно, что рядовые «тяп-ляповцы» вымогали и грабили под идеей социальной справедливости. Время красных знамен и серых одежд выстроило систему блата, двуличия, несовпадения слов и дел. Казанские подростки считали, что не столько нарушают общественный закон, сколько соблюдают свой собственный - справедливый. До последнего они отказывались верить, что деньги, сданные ими в «общак», Джавда, Скрябин и остальная «элита» тратили на себя - кутежи, девочек, золотые побрякушки и дорогую одежду.

«Тяп-ляп» для Казани - это символ зла, которое не удалось победить даже суровым приговором. 1979 год. Журналистов пригласили на процесс, обещавший стать процессом года, а потом бесцеремонно выставили за дверь - и ни один материал о банде «Тяп-ляп» не появился. Люди питались слухами. Очевидцы рассказывали, как «тяп-ляповцы» ездят на машине по городу и стреляют по прохожим из обрезов. Какого-то старика убили прямо на скамейке у дома.

Появление «тяп-ляповцев» вызывало шок. Один из очевидцев так вспоминает встречу с ними во Дворце культуры имени Урицкого: «Они приехали на автобусах, профессионально блокировали зал, где проходили танцы, - и начали всех подряд избивать. Местная молодежь мужественно защищалась. К концу драки подоспела милиция. Автобусы отправились обратно с эскортом. Но, по-моему, это больше походило на охрану, чем на задержание хулиганов. Насколько мне известно, и этот поход прошел для «тяп-ляповцев» безнаказанно».

Этого эпизода в уголовном деле нет. Там дела пострашнее. Октябрь 1977 года - две попытки убийства приемщика посуды Гришина, чтобы не «стучал» в милицию. Февраль 1978 года - убийство с третьей попытки Даньшина. Убийство жестокое - шестеро на одного.

Июль 1978 года - драка с местными у магазина в деревне Старое Победилово. Двое пострадавших получили ножевое ранение, один - смертельное, в одного стреляли из пистолета. Событие, случайное по завязке, но закономерное по существу. На всякий случай «тяп-ляповцы» имели при себе оружие, резиновый шланг и напильник.

И, наконец, та самая «пробежка» по улицам Ново-Татарской слободы в конце августа 1978 года. О ней стоит рассказать подробнее. Начну с цитаты из уголовного дела: «В 1973–1976 гг. в жилом микрорайоне казанского завода «Теплоконтроль» сгруппировалась часть молодежи, склонной к правонарушениям, совершая драки из хулиганских побуждений с подобными же группировками ул. Павлюхина, Тукаевской, в микрорайонах Казанского мехобъедине-ния - ул. Меховщиков, К. Якуба, Ш. Камала и других (в так называемой Ново-Татарской слободе). Эти столкновения носили стихийный, неорганизованный характер, в них участвовало незначительное число лиц. В такой противоправной форме зачастую разрешались личные счеты».

У меня еще будет возможность рассказать о взаимоотношениях казанской молодежи на почве соперничества. Здесь достаточно информации о том, что молодежь, живущая рядом с заводом «Теплоконтроль», в просторечии именуемом «Тяп-ляп», враждовала с молодежью Ново-Татарской слободы. «Тяп-ляповцы» очень хотели подчинить соперников своему влиянию, но Ново-Татарская сопротивлялась. И вот в конце августа 1978 года руководящее ядро «тяп-ляповской» компании принимает решение проучить «врагов» - на 29 августа была назначена своеобразная «карательная» акция. «Тяп-ляповцы» должны были проехать по улицам Ново-Татарской слободы на мотоциклах, но им помешали работники милиции. Операцию пришлось отложить на 31 августа.

Собрались все в одном месте, получили инструкции и на машине отправились на место акции, где пробежали толпой по двум улицам, избивая первых встречных. Вот краткая хроника этой операции:

Избили металлическими прутьями мужчину;

Забросали такими же прутьями мотоциклиста с пассажирами;

Обстреляли другого мотоциклиста с пассажирами;

Обстреляли микроавтобус с четырьмя людьми;

Обстреляли микроавтобус с работниками милиции;

У дома убит 74-летний Закиров, двое получили огнестрельные ранения, одна из потерпевших осталась в 20 лет инвалидом;

На железнодорожной платформе Вахитово избили напоследок двух молодых мужчин.

Я представляю, в какой ужас были ввергнуты в этот день жители улиц Зайцева и Меховщиков. Число жертв могло быть больше: не взорвалась граната, брошенная Тазетдиновым вблизи от людей.

Это нападение было бессмысленным и жестоким. Мстили одним, а избивали других. Мало того, опьяненные своей силой, не заботились даже о безопасности своих - и в результате четыре человека получили в перестрелке ранения, один - Музафаров - скончался в больнице.

Трудно понять, как умудренные преступным опытом вожаки «тяп-ляповцев» пошли на столь рискованный шаг - финал его можно было предсказать заранее. Отвечать пришлось уже не только за набег, но и за другие преступления.

Как видим, были у нападавших и металлические прутья, и оружие, даже граната была припасена. Вот как охарактеризован этот эпизод в уголовном деле: «Умысел участников бандитского нападения 31.08.78 г. на жителей Приволжского района был направлен на совершение нападения на граждан в составе вооруженной банды: многочисленность нападавших, обеспечение транспортом, договоренность предстоящих команд и действий до начала нападения, наличие оружия и средств маскировки (чулки на лицах), выполнение команд и построений - все это охватывалось сознанием всех участников».

Первые дела по «Тяп-Ляпу» возбуждали «по кусочкам» - за хранение оружия, вымогательство, хулиганство, убийство. Доказать некоторые факты было невероятно трудно. У Степина, мастера спорта по боксу, имелся излюбленный прием. На рынках или в ресторанах он подходил к жертве и тихим голосом просил: «Дай куртку (кольцо, шапку) поносить, через неделю отдам». А за его спиной стояли недобро ухмыляющиеся «качки». В лучшем случае Степин сыпал в руку владельца мелочь - покупка состоялась. Оперативники, с невероятным трудом разыскав жертвы вымогателей, слышали от них: «Ничего не знаю, я добровольно продал».

Итог известен: прокурор запросил высшую меру пятерым, суд приговорил к расстрелу четверых - Хантимирова, Тазетдинова, Масленцева, Каюмова. Последним двоим смертную казнь позже заменили длительными сроками заключения. Остальные получили по 10, 15 лет колоний усиленного режима. По бандитизму было осуждено 28 человек, им вменили 36 грабежей, 4 убийства, 15 покушений на жизнь. От дела по 77-й статье «отпочковались» десятки других, выделенные в отдельное производство. Возрастной состав довольно пестрый: самому старшему - 26, семеро - несовершеннолетние, т. е. чисто молодежное сообщество, в котором проходили «практику» малолетки.

Вот какую характеристику дала Джавде (главарю «тяп-ляповцев») следственная группа по делу банды «Тяп-ляп»: «Хорошо развитый, по характеру волевой и жестокий, обладающий специальными познаниями в области бокса, насаждал среди членов банды культ силы. Крайне опасный, жестокий преступник, в достижении своих преступных целей не останавливается ни перед чем, готовый на любое, самое тяжелое преступление».

Стремление «тяп-ляповцев» захватить новые территории стало одной из причин возникновения тех специфических форм, которые приняли молодежно-подростковые компании в Казани. Политика экспансии вызывала сопротивление у ребят из других микрорайонов, возникла необходимость защитить себя, свои интересы. Компании объединялись. Не все они обладали преступной ориентацией, но идеология была одна - защитить свою территорию. Это и стало пусковым механизмом явления, которое проявило себя в полной мере много позднее. Не случайно сегодняшние группировки во многом похожи на «тяп-ля-повскую» - по своей структуре, разделению ролей, законам жизни. По мнению специалистов, они более организованы, чем их прародитель.

Плоды их деятельности Казань пожинает и по сей день.

Воспоминания очевидца:

«Молодежь в те времена в Казани в своей массе была очень и очень специфическая. Не сравнить с той же столицей. Ни тебе гривастых панков, ни увешанных цепями металлистов, ни брейкеров в модных бананах и солнцезащитных очках - зачатки этих течений были забиты самым безжалостным образом. Псевдорусских патриотов в форме каппелевцев здесь тоже было не найти. А за волосы длиной более четырех сантиметров юноша мог запросто схлопотать «копилку» в черепе, а за серьгу - распрощаться с самим ухом. Впрочем, огрести по-полной он мог и ничем не выделяясь среди общей массы сверстников - достаточно было просто зайти на «чужую» улицу. Казанская молодежь с упоением делила асфальт, не так резво, как в 80-е, ибо на улицах уже почти не было массовых драк, и убивали крайне редко, и была абсолютно аполитичной. Некоторые высоколобые местные аналитики ставили на казанский феномен, как на некое вещество, цементирующее межнациональные отношения. Лидерам группировок важнее были территориальные, а на межэтнические разногласия; разделения собственных криминальных сообществ по национальному признаку они бы ни за что не допустили. Единственный межнациональный инцидент в нашем городе произошел в середине 80-х, когда в течение суток из Казани были изгнаны все цыгане. Ромалы просто не поняли, с кем имеют дело. Да в те же 80-е парни в олимпийках регулярно поколачивали кавказских сограждан, чтобы те знали, кто здесь хозяин. В итоге, сегодня это чуть ли не самые примерные казанские горожане: на рынках льстиво заглядывая тебе в глаза, обсчитывают со всей любезностью».

Вот что пишет некто XXL на одном тематическом сайте по поводу гопнического движения в Казани (это человек пишет в 2004 году!):

Как и во всех Российских городах в Казани имеются красивая старая часть города и убогий вид панельных новостроек в новой части города и на его окраинах. И, как в других городах, в Казани имеются гопники, причем в количествах, превышающих мыслимые и немыслимые пределы. А корень этому явлению - ОПГ - организованные преступные группировки, которые и плодят эту гопоту. В Казани вся гопота идет от ОПГ и получает воспитание именно в этой среде. Причем этих ОПГ расплодилось, как тараканов, куда в Казани не плюнь, везде чья-то территория, контролируемая группировкой. Всю Казань поделили между собой, как колбасу. Каждая улица, каждый поселок или микрорайон закреплены за какой-нибудь группировкой.

Каждая группировка называется по располагаемой и принадлежащей ей территории. Если группировка контролирует 10-й микрорайон, соответственно и называются «Десяткой», а ее члены «десятовскими»; если расположены в районе Азино, значит и зовутся «Азиновскими», или так - есть Проспект Победы, значит, и зовутся «Проспектовскими». Но никогда они не называют себя группировкой, вот уже как несколько лет эти ОПГ у гопников именуются «улицами». Раньше называлась «конторой», теперь именно «улица». И в первую очередь, когда гопники подходят к своей жертве, они спрашивают - «ты с улицы?» Если да, то спросят «с какой улицы», и если у них нет войны, то по-доброму разбегутся, если же жертва не с улицы/ОПГ, то постараются чувака «обуть». Раньше принадлежность к ОПГузнавалась так - «Мотаешься?» их и называли мотальщиками, потом «Лазиешь?», потом «при делах»? ну а сейчас «с улицы»?

Создают эти ОПГ бывшие взрослые уголовники и прочие преступные элементы, набирая в эту ОПГ местную молодежь. Многие ОПГ объединены в «семьи». Несколько ОПГ в одной семье представляют реальную силу на городском уровне и заставляют уважать их другие ОПГ. Количество членов одной ОПГ - от 100 человек до 500, а в среднем по 200–300 челов.

Структура ОПГ: делятся на младший и старший возрасты. В самом верху это «Лидер», потом по убывающей: «авторы (авторитеты)», потом по возрастам. Всего несколько возрастов, примерно от 12 до 15, один возраст, дальше от 16 до 19, от 20 до 25, а уже потом они становятся «авторами». Хотя раньше у них были свои названия: как «скорлупа», «зеленые» «супера», «старики».

Каждый день на территории непосредственно группировки у каждого возраста происходит сходняк, причем в таком месте, чтобы простые смертные или другие группировки не знали. На сходняк обязаны приходить все ее члены, и каждый день, иначе последует наказание. Чем на этих сходках занимаются? Да по сути ни чем, иногда играют в футбол, а в основном несколько часов просто маются от безделья, болтая о чем попало, потом расходятся. И так каждый день. А вне сходняка «инспектируют» торговые точки и рынки или проводят какие-нибудь силовые акции.

Ставший членом ОПГ автоматически становится «ПАЦАНОМ», остальные - те, кто не с группировки, - считаются вроде лохов. Так вот эти «пацаны» в школах, ПТУ, во дворах и прочих местах пользуются большим уважением и авторитетом. Их считают там королями, остальные перед ними стелятся и лижут им зад, а также пытаются подражать им и быть похожими на них. Пользуясь такой властью, гопы творят обычный беспредел, и простые пареньки очень часто страдают от них. В общем, произвол обеспечен, а если случайно с таким схлестнешься, считай, что твоя жизнь превратилась в проблему. Даже задев мелкого гопа-сосунка, рискуешь здоровьем. Тот и в обиду себя не даст, покроет трехэтажным матом с ног до головы, надо будет - и подерется с тобой, а потом еще приведет целую толпу крутых перцев из своей группировки/улицы, и бедный герой 100 раз пожалеет, что решил поставить на место зарвавшегося молокососа.

Чтоб подойти к группировке, или проще, стать ее членом, конечно, для начала нужно знать других ее членов, то есть пацанов с этой «улицы», потому что просто так подойти к ним на сходняк и попроситься стать ее членом/ихним пацаном может только самоубийца и, в лучшем случае, отделаешься хорошей порцией пинков. Мало знать только одного члена группировки, за тебя должны внести голос/подписаться как минимум несколько пацанов из этой ОПГ. Новичка должен подвести ихний пацан, непосредственно на сходняк, где новичка будут грузить/душить, пробивать на пацанские понятия (они же тюремные) другие пацаны из этой группировки, и, если достойно сможешь ответить, считай, что прошел половину испытания. Если посчитают нужным, новичок будет драться против других пацанов ОПГ и, если опять-таки достойно сможет себя проявить, тогда его точно возьмут в ОПГ. И в добавок, конечно, дадут погоняло, ибо все уличные «пацаны» обязаны иметь погоняло. В отличие от старых времен, сейчас клички даются достойные, не оскорбляющие достоинство. Вот раньше были: Кран, Светофор, Пирог, Домкрат, а сейчас: Чечен, Ангел, Чайхан, Ким и другие крутые прозвища.

А дальше начинаются будни гопника, где он обязан каждый день приходить на сходняк и каждый месяц платить взносы в общак, и попробует пусть только вовремя не заплатить, рискует получить хорошую взбучку. Между делом проводят зачистку территории, особенно от нариков, найдут такого в подъезде, вытащат на улицу и давай всей толпой пинать его.

К наркоманам у ОПГ особое отношение, чтобы не палили своим присутствием ихнюю территорию мусорами/ментами, вот и мочат их по-черному. Ну и, конечно, еще отлавливают левых пареньков, особенно какую-нибудь компанию, поглумятся над ними, отнимут ихние вещи, ну и вломят пару раз. Если тока, конечно, это не член другой группировки. Потому что формально «уличных» пацанов с других улиц нельзя трогать, иначе такой наезд на пацана с другой улицы/ОПГ чреват войной для обоих улиц. Но по большей части ОПГ между собой не воюют.

Все проблемы они быстро улаживают на стрелках и там же, разобравшись в ситуации, наказывают провинившихся. Но, естественно, не все проблемы можно уладить на стрелках. И тогда начинается военное время, когда эти пацаны боятся вылезти на улицу и отсиживаются дома, потому что эти возникшие войны напоминают военные игры авторитетов, где жертвами становятся низшие/младшие возраста, являясь пушечным мясом, а авторы отсиживаются и заставляют младших проделывать грязную работу. Так вот, игра ведется со счетом. Например, счет до 5. Надо выловить, отдубасить, взять в плен и т. д. другого члена группировки. И так надо сделать 5 раз. Кто первый успеет достичь цифры 5, та ОПГ и победила и война на этом заканчивается.

Банды выросли на традициях группировки «Тяп-Ляп» и ей подобных и по сию пору сохраняют обычаи, дошедшие с тех времен.

В каждой ОПГ существуют провинности, за которые очень жестоко наказывают. Провинности бывают разными. Например, забил стрелку на чужой территории, а не на своей или, когда на него наехали, не смог постоять за себя… причем не важно наехал на него 1 чел или 10, он должен в отмах прыгнуть и пусть его запинают там до полусмерти, но он покажет себя настоящим пацаном и не опустит авторитет своей группировки. Или его застали с сигаретой, или в пьяном виде, тоже суровое наказание, а если узнают, что он нарик, так вообще убить могут. Также не поощряются лишние понты, беспредел или если совершил что-либо не по понятиям.

О наказаниях за провинности. Если вовремя взнос не принес, пропустил сходку, показал слабость, сделал лажу или совершил другую провинность, следует наказание, а провинившийся становится боксерской грушей, где старший возраст наказывает младший, тренирует кулаки и удары, причем ударами кулаком по морде и в полную силу. Эти удары по лицу может провести либо один чел из старшего возраста, причем провинившемуся нельзя закрываться руками или стоять криво, либо, если провинность тяжелее, - его бьет весь старший возраст, каждый по очереди дубасит его кулаками по роже, а если он согрешил очень сильно, то ему еще достанется и от своего возраста, причем от всех. И пока каждый еще не надает по морде, наказание не прекратится. Такие наказания проходят постоянно, ну и для профилактики обычно любой старший возраст наказывает младший как минимум раз в неделю.

Вот вы представьте когда вся эта толпа съездит по роже бедняге, так вы бы видели потом морды этих наказуемых, это уже не морды, а какие-то квадратные деформированные телевизоры. После таких побоев по голове вряд ли наказанный сможет трезво мыслить (поэтому гопники такие отмороженные). Часто после таких побоев приезжает «скорая», потому что иногда бьют до потери сознания. Могут забить и не только кулаками, не гнушаются взять арматуру и избить по корпусу, ломая все кости, ну это уже на крайний случай, если провинность была тяжелой.

Если подойти к ОПГ - еще дело вполне реальное, то вот уйти от них - куда более сложная задача. Мало того, что тебя изобьют, сломают нос, выбьют зубы или проломят череп, еще должен будешь заплатить немало откупных, плюс отнимут какие-то вещи, шапку, часы, а в некоторых случаях просто разденут до трусов или догола, даже зимой, и заставят бежать в таком виде до дома. Но зато теперь ты свободен, как ветер.

Каждая группировка имеет свои филиалы в других районах или городах. Появляются они очень просто, по месту жительства ее пацанов/членов. Несмотря на то, что большинство членов ОПГ живут на территории своей ОПГ, другие члены ОПГ не обязательно должны жить на ее территории. Лишь бы каждый день рисовался на сходках, поддерживал интересы улицы и вносил взносы. Тогда те пацаны, не живущие на территории своей ОПГ, создают эти самые филиалы. Только вот члены таких филиалов не могут называться именем ОПГ. Только те, кто приходит на сходняк на территории непосредственно самой группировки, могут называться ее членами. По сути, эти филиалы являются новым источником сбора денег с ее членов-«пацанов», а этим пацанам позволяют почувствовать себя реальными «пацанами» и иметь поддержку всего филиала, но перед реальной ОПГ такой филиал не имеет силы.

Группировку практически почти нельзя уничтожить, она как мафия, а мафия бессмертна. Но иногда некоторые группировки все же разваливались, однако им на смену приходили другие и снова набирали гопоту в свои ряды, благо спрос на принадлежность к группировке в нашем городе очень велик.

И так в Казани повсеместно. Другие ребята равняются на гопников, хотят быть на них похожими и сами рвутся в эти ОПГ. А почему прут в группировки? Да очень просто: ради поддержки, чтобы почувствовать себя крутыми, ощутить вкус власти и чувство вседозволенности, да и в молодежных кругах это считается престижным. Если какой-то лох тебя задел, считай, ему не жить, ведь за твоей спиной целая группировка/улица. Естественно, что при таком засилье группировок и гопников, о панках, металлистах и прочих неформалах в Казани даже речи быть не может. Скинхеды в нашем городе не могут быть просто по определению, а о футбольных фанатах в виду своей малочисленности вообще ничего не слышно.

Лучше бы слышали о футбольных фанатах, чем о гопоте.

Отношения неформалов и гопников - так это отдельная тема. Когда-то мне было по барабану как до неформалов и их разных направлений, вроде рэпперов, панков, рокеров или хиппи, так и до самих гопников. Все эти молодежные течения мне были одинаково безразличны до 98 года. Именно в этом году Казань просто захлестнула гоповская эпидемия, но об этом позже.

Сначала о неформалах. Неформалов в Казани не скажу, что было уж очень много, но как молодежное направление они выделялись. Особый бум был в 95–96 годах, помню, как тогда тащились от «Нирваны» и других групп, все одевались в балахоны, банданы и прочую нефорскую атрибутику, и, если честно, все это меня бесило. Бесило пока не столкнулся с другой городской реальностью, и имя ей ГОПЫ. Видя нарастающее неформаловское движение, гопы попросту начали щемить нефоров, за год очистив улицы Казани от неформалов, кроме центра города. Очень большое количество неформалов тусовалось в центре, в университетском городке, на центральных улицах и в прочих местах, пока в один прекрасный день одна из группировок, (причем абсолютно не с центра) не накрыла этот «последний оплот» неформальной молодежи, устроив ночью им настоящее побоище, типа Варфоломеевской ночи.

После этой акции устрашения неформалы как явление в Казани просто вымерли, а гопота в 98 году вообще озверела, с неформалов перейдя не только на нормальных парней, но и нападая на самих гопников. В этом году ни один парень не мог себя чувствовать спокойно, выйдя на улицу, доставалось всем. В итоге все стали пытаться походить на гопников, а к лету создалось такое впечатление, что все молодое мужское население поголовно прошло через военкомат, потому что 95 % всех молодых людей были лысыми, то есть бритоголовыми, они же лампоголовыми, они же яйцеголовыми.

Эпидемия гопоты мутировала в эпидемию бритоголовых. Вся молодежь стала похожа на уголовников. Хотя еще в 97 году такого лысого бы засмеяли. Но за один год мировоззрение молодежи поменялось кардинально, я не говорю уже о том, что на улице нельзя было встретить ни одного длинноволосого парня, его бы просто забили, а быть неформалом было просто опасно для жизни (хотя еще в 97 году такие маячили на каждом углу).

Известный случай, который попал в местные новости, когда длинноволосый ди-джей сделал замечание одному гопу на дискотеке, тот подошел к нему и просто зарезал кесарем. Парень умер, а тот ублюдок на допросе заявил, что просто ненавидит неформалов.

Вот отчего вся молодежь пыталась походить на гопников, в том числе ваш покорный слуга и мои друзья тоже, и, наверное, больше в целях самосохранения, чем для понтов, иначе ты будешь просто в роде лоха. И всем нам приходилось себя вести, как гопникам, уподобляться им, ихней манере поведения и общения, чтобы просто где-нибудь не лохануться.

Я тоже, как и все остальные казанские ребята был бритоголовым парнем, одевался как типичный гопник, выглядел как уголовник и внешним видом ничем не отличался от общей молодежной серой массы, но и даже в таком виде никто не был застрахован от наездов других гопников. И с каждым годом я все больше и больше презирал гопоту, и, повзрослев, назло реальности стал в итоге тем, кого не любил когда-то и за людей не считал - парнем с длинными волосами и пирсингом, и каждый раз, выходя на улицу чувствуешь себя инопланетянином, все на тебя смотрят, как на прокаженного, в транспорте рассматривают до упора, а я будто этого не замечаю, хотя раньше, когда строил из себя гопа, с таким же упором зрительно удавливал бы любого оппонента, кто бы на меня ни посмотрел. Теперь же так смотреть на людей чревато очередными разборками, которых у меня раньше было, как у боевика в блокбастере (как меня еще до сих пор не убили?).

Я стал чужим для своего родного города, который давно невзлюбил. Мне нравится все нетрадиционные стили, особенно стиль унисекс, мне нравится красить ногти, одевать платки и гетеры на руки, надевать колечки и сережки на уши, обвешивать себя цепочками и выделывать разные причесоны со своими волосами. Но разве в нашем городе выйдешь в таком виде? - да забьют на месте, только из подъезда выйдешь, а могут и в самом подъезде. А если у нас в Казани появится какой-нибудь панк, его просто убьют, потому что на улицах из молодежи шастает одна гопота, будто нормальные парни вымерли, а уж ночью, особенно на центральных улицах, собираются такие огромные сборища этого быдла, что без компании одному на улице лучше вообще не появляться.

Но ладно еще парни стремятся быть похожими на гопников, так ведь и девушки подсели на эту заразу. Создают девичьи группировки и щемят неформалок и простеньких девчат. И вот даже прекрасная половина человечества в школах делятся на лохушек и гопниц. И пока взрослые уголовники не будут тянуть молодежь к себе в ОПГ, такое явление, как гопники, никогда не исчезнет в нашем городе, потому что именно с этих взрослых бывших уголовников и начинается эта вся зараза. Именно они превращают юное поколение в это гоповское быдло, навязывая им тюремно-пацановские понятия, во что наша молодежь охотно втягивается.

Хочу повторить еще раз, что считаю любые субкультуры намного лучше и предпочтительнее, чем это мрачное уголовное мутилово.

Заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи Радиф Кашапов предложил создать в Казани музей организованных преступных группировок (читайте об этом на 3-й стр.)

Елена Приймак, доцент КНИТУ:

Не понимаю, зачем возвращаться к этому позорному периоду нашего прошлого. Нужно забыть его как страшный сон, ужасов у нас и так в жизни хватает. Или это выжившие члены ОПГ ностальгируют по своей молодости, будут водить в этот музей своих детей? Люди ходят в музеи, чтобы увидеть что-то приятное, а на что смотреть в этом музее?

Конечно нет, поскольку они существуют и сегодня. А вот «казанский феномен» - это факт истории. У нас сейчас их отождествляют, но это неправильно. ОПГ - это явление криминального мира, возникшее позже, когда «гопники» - дворовые мальчишеские компании - переродились в преступников. Говорить об этом явлении нужно, потому что криминализация нашего общества носит стойкий, тревожный характер, а отголоски преступного сознания не считаются таковыми. Но тут многое зависит от того, как это делать. Музей, на мой взгляд, не лучшая форма для распространения таких знаний.

Максим Беляев, зампредседателя Верховного суда РТ:

Мне кажется, что создание музея - это интересная инициатива. Вопрос ведь стоит не в увековечении памяти «казанского феномена», а в том, что люди должны знать об истории нашего города, которая не всегда была мажорной, были в ней и такие негативные времена. Но это не значит, что о них надо умалчивать. Ведь народ, который не знает своего исторического прошлого, не имеет будущего. В плане формирования правовой культуры населения первыми посетителями такого музея могли бы быть школьники, потому что «казанский феномен» больше всего затрагивал школы и ПТУ. Им это, думаю, будет интересно. А еще у нас в городе много туристов. Многие бы хотели узнать об этом явлении, посмотреть «вживую». Одно дело - слышать, другое - увидеть собственными глазами.

Игорь Бандеров, предприниматель:

Хорошо помню те времена, когда весь город был поделен на зоны влияния группировок, и слава Богу, что они канули в Лету. Хотя ОПГ, конечно, не исчезли, но сейчас они не имеют такого масштаба и той массовости, что в 80 - 90-е годы. А лидеры группировок и их приближенные - те, которых не отстреляли и не посадили, - уже давно носят цивильные костюмы и стали солидными бизнесменами... Своего ребенка я бы в такой музей сводил ради прикола. Хотя не представляю, где они наберут экспонатов на целый музей. Ну выставят там телогрейки, мохеровые шарфы, прощайки, монтировки - а что еще?

Резеда Сайфутдинова, домохозяйка:
- Мы стараемся воспитывать ребенка на положительных примерах, а что позитивного он узнает об ОПГ, что полезного почерпнет в таком музее?