Закон 44 от 05.04 г. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия

Обзор документа

Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд призван заменить Закон о размещении государственных (муниципальных) заказов.

Цель контрактной системы - внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов.

Отдельное внимание уделяется планированию закупок, оценке их обоснованности. Заказчики обязаны составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Вводится нормирование - установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены. Это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории "люкс". Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 млрд руб.

Закон устанавливает следующие способы размещения заказов. Помимо электронных и закрытых аукционов могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос котировок (предложений) и закупки у единственного поставщика. Сохранена возможность заключить контракт с единственным поставщиком, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись (но при определенных ограничениях).

Прописаны методы определения начальной (максимальной) цены контракта. Для борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%. Предусмотрен предквалификационный отбор при проведении конкурса на поставку товаров (работ, услуг) высокосложного, инновационного или специализированного характера.

Возможно заключение контрактов жизненного цикла (на закупку товара и его последующие обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию). Вводится банковское сопровождение контрактов. Расчеты в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, будут отражаться на счетах, открытых в нем.

При осуществлении закупок предоставляются преимущества не только учреждениям УИС, организациям инвалидов, малому бизнесу, но и социально ориентированным некоммерческим организациям. Госзаказчики обязаны отдавать приоритет инновационной продукции. Кроме того, ограничиваются закупки иностранных товаров и услуг (причем не только в сфере обороны и безопасности).

Предусмотрено ведение реестра банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта.

Еще одно новшество - электронные площадки должны возвращать участникам аукционов не только внесенное ими обеспечение, но и полученный с него доход.

Урегулирован порядок изменения и расторжения контракта. Предусмотрены мониторинг закупок и аудит результатов исполнения контрактов.

Для обеспечения прозрачности закупок создается единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое.

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., должны сформировать специальные контрактные службы. Иные заказчики обязаны назначить контрактного управляющего.

Кроме того, вводится общественный контроль за закупками.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) устанавливает порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц, которые признаются в целях реализации названного Закона заказчиками.

В Законе № 44-ФЗ определен перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки согласно требованиям данного Закона (п.п. 5-7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). К этим лицам относятся государственные и муниципальные заказчики, а также иные юридические лица, которые в отдельных случаях вправе или обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

В частности, Закон № 44-ФЗ в сравнении с ранее действовавшим Законом предусматривает значительные изменения правил осуществления закупок. Поправки затрагивают как деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников закупок. Закон № 44-ФЗ регулирует закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности.

Законом № 44-ФЗ изменены правила определения начальной цены государственного контракта, правила оценки заявок на участие в государственных закупках, правила изменения и расторжения государственного контракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков; установлены особенности исполнения заключенных контрактов. В частности, согласно Закону № 44-ФЗ каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована. Заказчики будут обязаны утверждать помимо плана-графика, составление которого предусмотрено действующим законодательством, план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете (ст. 17 Закона № 44-ФЗ). Данные требования Закона № 44-ФЗ вступают в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 114 Закона № 44-ФЗ).

В планах закупок должны указываться цели осуществления закупок, устанавливаться наименование, описание и объем закупаемых объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, объемы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения. План закупок должен формироваться в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и утверждаться в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством. Требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок для обеспечения региональных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1043. В этом же документе утверждена и форма планов закупок.

Согласно планам закупок заказчики обязаны формировать планы-графики (ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Планы-графики должны содержать следующие сведения в отношении каждой закупки:

Определенные условия контрактов, включая подробные требования к объектам закупок;

Способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обоснование его выбора;

Размер предоставляемого обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта.

Составление планов-графиков должно осуществляться в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации формой. Законом № 44-ФЗ определены случаи обязательного изменения плана-графика. Например, в случае признания первичных закупок несостоявшимися повторные закупки можно будет провести только после внесения изменений в план-график (например, ч. 2 ст. 55 Закона № 44-ФЗ). План-график будет подлежать изменению также в случае увеличения или уменьшения цены контракта независимо от объема такого увеличения (уменьшения).

В соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчикам необходимо обосновывать каждую свою закупку. Обоснование закупок также должно осуществляться при формировании плана закупок и плана-графика. Оно заключается в установлении соответствия планируемых закупок целям их осуществления и требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе. Нормы об обосновании закупок вступают в силу с 1 января 2015 г.

Для выполнения функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении закупок заказчику необходимо создать комиссию. Комиссия по осуществлению закупок является коллегиальным органом, который создается заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если закупки осуществляются конкурентными способами. Для осуществления закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Для создания и обеспечения деятельности комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить вид комиссии, сформировать и утвердить ее состав (в том числе назначить председателя), установить порядок работы (ч. 2, 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Перед принятием решения о создании комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить, кто будет входить в ее состав.

Законом № 44-ФЗ установлены требования, которые следует учитывать при формировании комиссии:

1. к числу членов комиссии. Закон ограничивает только минимальное число членов комиссии, максимальное их число не ограничено. Включение в состав комиссии значительного числа лиц может вызвать трудности с организацией ее работы. Если на заседании отсутствует более половины членов комиссии, выполнять свои функции она не вправе (ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

2. к профессиональному составу комиссии. Комиссия должна формироваться преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.

Подготовка документов на осуществлеие закупок включает разработку и утверждение документации, определяющей порядок и условия участия в торгах. Техническое задание представляет собой перечень требований заказчика к закупаемым товарам (работам, услугам). При составлении необходимо руководствоваться правилами описания объекта закупок, установленными ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Согласно п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона № 44-ФЗ документация о закупках должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам работ, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. В описании объекта закупки указываются в том числе его технические и качественные характеристики, а документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие работ требованиям заказчика.

В большинстве случаев такие требования отражаются в проектной, технической документации. Однако в Законе № 44-ФЗ нет указания на необходимость наличия проектно-сметной документации в составе документации о закупках и прямо не обязывает заказчика размещать ее на официальном сайте Российской Федерации о государственных закупках (далее - официальный сайт) вместе с документацией о закупках.

При разработке документации о закупках необходимо учитывать, что строительство и связанные с ним работы согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, устанавливающей цену работ.

Вместе с тем необходимо отметить, что ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе в соответствии с проектной документацией. Ее отсутствие означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащие выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника размещения заказа возможности обоснованно сформировать свое предложение, тем самым нарушаются требования Закона.

Проект контракта прилагается к документации об аукционе и является ее неотъемлемой частью (ч. 4 ст. 64 Закона № 44-ФЗ).

Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, государственный контракт представляет собой гражданско-правовой договор, к которому применяются нормы Гражданского кодекса Российской Феднрации (далее - ГК РФ), в том числе общие положения главы 9 ГК РФ о сделках.

В силу п. 1 ст. 161 ГК РФ государственный контракт должен заключаться в простой письменной форме. В большинстве случаев государственный контракт составляется в форме единого документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ, ст. 54, 73, 83 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 2-7 ст. 70 Закона № 44-ФЗ при проведении электронного аукциона контракт заключается в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью каждой из сторон, посредством его размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ обмен документами в ЕИС осуществляется с использованием усиленной электронной подписи. Оформить электронную подпись необходимо на каждое лицо, имеющее право действовать от имени заказчика (ч. 2 ст. 60 Закона № 44-ФЗ).

Электронная подпись является самостоятельным элементом структуры электронного документа и обеспечивает авторство составителя или владельца электронного документа, подлинность и неотрекаемость. Иными словами, электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, придающим ему юридическое значение.

Условие о предмете контракта является существенным в силу прямого указания закона (п. 1 ст. 432 ГК РФ) и, следовательно, обязательно включается в контракт.

В силу ст. 34 Закона № 44-ФЗ в любом контракте должны быть отражены также следующие положения:

О твердой цене контракта;

Об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика);

О порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги;

О порядке и сроках приемки заказчиком товаров, работ, услуг;

О предоставлении обеспечения исполнения контракта.

Заказчик имеет право изменить условия, отраженные в проекте контракта, только в следующих случаях:

По согласованию с участником, с которым заключается контракт, увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником закупки, и начальной (максимальной) ценой контракта, если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе (ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

По требованию победителя электронного аукциона изменить проект контракта, если его положения не соответствуют извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и заявке победителя на участие в данном аукционе (ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

Победитель электронного аукциона вправе направить заказчику протокол разногласий по проекту контракта, указав положения проекта контракта, которые не соответствуют извещению о проведении электронного аукциона, документации о нем и заявке на участие в аукционе. Срок для направления протокола разногласий не установлен, однако по смыслу ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ он составляет 13 дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение трех рабочих дней с даты размещения его победителем в ЕИС и затем размещает в системе проект контракта с учетом предложенных замечаний полностью или частично, указав в отдельном документе причины отказа учесть все или часть замечаний (ч. 5 ст. 70 Закона № 44-ФЗ). После этого победитель аукциона обязан подписать контракт в течение трех рабочих дней и разместить его в ЕИС (ч. 6 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

Также заказчиком могут быть включены в контракт и дополнительные условия.

1. Условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от его исполнения (ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). В этом случае согласно ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Подрядчик вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, если в нем было предусмотрено право заказчика на односторонний отказ (ч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательно указываются в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок, извещении о проведении запроса предложений, документации о закрытом аукционе.

2. Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги.

3. Требования к использованию поставляемого товара, а именно:

О гарантийном обслуживании;

Расходах на эксплуатацию товара;

Обязательном монтаже и наладке товара;

Обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

Указанные требования включаются заказчиком в контракт при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставку машин и оборудования.

На практике наиболее простым и удобным для заказчиков способом закупки является закупка у единственного поставщика. Она используется во всех случаях, когда отсутствуют ограничения.

Преимущества закупки у единственного поставщика:

1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;

2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);

3) отсутствие необходимости отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;

4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Недостатки закупки у единственного поставщика:

1) ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика;

2) высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).

По общему правилу закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Закон разрешает разово закупать у единственного поставщика по выбору заказчика любые товары (работы, услуги) на сумму не более 100 тыс. руб. Однако годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн руб. либо 5% совокупного годового объема и должен составлять не более 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Стоит отметить, что теперь закупки на сумму до 100 тыс. руб. не ограничены правилом об одноименных товарах.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурсов, аукциона, запроса котировок и запроса предложений) заказчик не проводит (ч. 1, 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

На основании ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) допускается заключать контракт в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Это положение касается следующих случаев:

Осуществляется закупка товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях";

Общая сумма закупки не превышает 100 тыс. руб. с учетом ограничений в части совокупного годового объема закупок, предусмотренных п.4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

Оказываются услуги по водоотведению, водо-, тепло- и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа); подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

Заключается контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку;

Осуществляется закупка на сумму не более 200 тыс. руб. лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии с учетом ограничений, установленных п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;

Заключается договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками. Не требуют регистрации контракты, заключенные с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на суммы не более 100 тыс. руб. на основании п.п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" установлены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).

В соответствии с п.п. "н" п. 2 Правил в реестр контрактов включается документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).

При этом согласно аб. 3 п. 12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - информацию и документы, указанные соответственно в п.п. "з", "к", "л", "н" п. 2 Правил.

Что стоит знать Законодательно было принято решение закрепить ряд правил, относящихся к проведению торгов, для осуществления обеспечения государственных и муниципальных нужд. Так, 44 федеральный закон о закупках стал регулятором при проведении данных мероприятий и позволил структурировать всю систему проведения торгов, а также сделать её более открытой.

Закон о закупках 44 ФЗ

Закон о торгах 44 ФЗ был разработан и принят в 2013 году, но вступил в законную силу только с начала 2014 года. Чтобы обеспечить нормальную работу в торгах 44 федеральный закон РФ, должен был ввести дополнительные регуляторы, которые подкреплялись другими подзаконными актами. Сфера действия принятого закона достаточно широка, он охватывает большое количество проводимых торгов, как на государственном уровне, так и на муниципальном.

Федеральный закон 44 РФ обеспечивает службы и ведомства причастные ко всем уровням власти. Всего ФЗ 44 ФЗ о закупках внёс 4основных нововведения в систему проведения торгов.

Усложнённый порядок регулирования

Первое нововведение было основано на расширение законодательной базы и внесения ряда изменений в уже действующие нормативно правовые акты. Под основным законом 44 фз находится целая иерархия подзаконных актов на различных уровнях власти. Так, после его приятия все субъекты федерации получили право установки дополнительных перечней по:

  • товарам;
  • работам;
  • услугам.

Все запросы теперь можно было организовывать через электронные торги, где каждый из претендентов мог ознакомиться с полным перечнем условий, по которым они проводятся. 44 закон ФЗ РФ за время своего действия получил более 30 постановлений от правительства, которые конкретизировали его положения по тем или иным возникающим спорным моментам.

Таким образом, правительство создало целую структуру законных документов, которые отвечали за эффективность действия закона, как на государственном, так и на региональном уровне.

Выбор поставщиков

44 закон РФ значительно расширил способы, по которым можно определять поставщиков, согласно ему теперь подрядчиков и поставщиков можно выбирать через:

  • закрытые конкурсы;
  • открытые конкурсы;
  • конкурсы с ограничением участников;
  • двухэтапные конкурсы;
  • электронные аукционы;
  • закрытые аукционы;
  • запросы по котировкам;
  • запросы с предложениями.

Закон фз 44 этими действиями значительно расширил специфику закупок по различным лотам. Что способствовало росту проводимых торгов среди многих субъектов.

Формы планирования

Закон рф 44 фз обязал, проводит планирования по всем закупкам. Это означает, что заказчик утверждает планы по закупкам и планы по графикам закупок. Се планы закупов утверждаются заказчиками сроком на 36 месяцев. В них содержится следующая информация по закупкам:

  • цели;
  • объемы;
  • сроки;
  • обоснования.

Каждый отчетный период должен формироваться план с графиков, а также перечни по закупкам товара или выполненных работ с их полным обоснованием. Все эти планы должны быть публичными. Закон РФ ФЗ 44 впервые сделал подобную информацию публичной, где каждый желающий мог бы с ней ознакомиться через электронные отчётности.

Проведение оценки эффективности

44 ФЗ закон РФ также становил ряд правил, по которым проводится постоянная оценка эффективности исполнения законодательства в сфере проведения мероприятий по организации закупок и аукционов. Теперь, для осуществления оценки помимо контроля были введены новые методы таки как:

  • аудит
  • мониторинг.

Аудит осуществляет счётная палата и контрольно-счётные органы в регионах страны и муниципальных образованиях. Мониторинг осуществляет министерство экономического развития. Помимо них, в структуры ответственные за мониторингом и аудитом включены и другие ведомства от антимонопольных до оборонных. Их перечень зависит от сферы, в которой проводятся торги и закупки.

При осуществлении действий, такие органы преследуют цель, направленную на выявление неэффективных инструментов в регулировании системы государственных закупок и выявление случаев незаконных действий в отношении участников торгов или заказчиков.

Последние изменения

ФЗ44 РФ с изменениями 2016 года был направлен на отработки вопросов касающихся планирования графиков закупок. У многих государственных органов такие действия вызывали множество споров и вопросов. Часто то или иное ведомство, в основном на муниципальном уровне, при организации торгов не имело навыков составлении графиков и подготовки отчетной документации.

Было принято решение по введению контрактной службы. В РФ закон 44 ФЗ позволил ввести новую должность – специалист в сфере закупок. В каждом из ведомств, при необходимости должны быть сформированы специальные отделы, по закупкам позволяющие нанимать на службу таких специалистов, которые должны профессионально разбираться в организации и проведении торгов, а также ведение все отчётной документации по ним.

Второе изменение коснулось составления документов по объектам закупок. Ситуация была осложнена в связи с введение ограничения на импорт товаров. Заказчикам, теперь перед составлением документации по организации и проведению аукциона, необходимо ознакамливаться с реестром работ товаров и услуг, на которые правительство ввело ограничения.

Последняя редакция 44 ФЗ коснулась определения и обоснование цен в составляемых контрактах. Перед объявлением заказчиком о начале аукциона ему нужно определить начальную стоимость. Теперь необходимо составлять сметы по всем выставляемым слотам на основе изучения средних цен по подобным лотам.

После принятия, закон ФЗ РФ 44 упростил проведение аукционов, введя электронную форму торгов. Теперь чтобы участники не нарушали сроки проведения, и порядок торгов были введены инструкции и схемы, которые четко координируют действия подрядчиков по каждому конкретному лоту.

Предыдущее законодательство в сфере закупок

Закон 44 ФЗ РФ начал действовать только с 2014 года. До этого времени эффективность закупок не была высока и многие не знали, какой закон был до ФЗ 44. До него был закон 94 ФЗ. 44 ФЗ 94 ФЗ имеют между собой ряд отличий. Они заключаются как в терминологии, общих понятий и определений, так и в его устройстве и сфере деятельности.

В первую очередь, различия как уже было сказано, относились к определениям и терминологии. Многие понятия были переформулированы, а некоторые и вовсе упразднены. Также из-за множества доработок и расширения сферы действия закона, были введены и новые термины.

Второе различие относилась к типам проведения торгов. В старом законе говорилось всего о 5 способах проведение. Сегодня таких способов стало в 2 раза больше, что позволило значительно увеличить число участников торгов. Тип торгов определяется в зависимости от условий самого аукциона и предполагаемых его участников. Закон определят конкретные типы аукционов по каждому из видов необходимых закупок.

Самым главным отличием между законами, стало проведение самой процедуры торгов. В старом законодательстве не было прописано множество условий, по которым проводились закупку, и требований на соответствие участников этих закупок. Новое законодательство максимально расширило эти условия, что позволяет снизить рост числа злоупотреблений в этой сфере и сделать торги в большей степени прозрачными и открытыми.

Теперь на основе этих значимых отличий можно понять какой закон был до 44 ФЗ и какой большой труд проделали министерства, и правительство, чтобы упорядочит такую большую и серьёзную систему в сере закупок.

Как известно, 44 Федеральный закон о закупках предусматривает ответственность за несоблюдение его положений, как поставщиками, так и государственными заказчиками при проведении закупок в любой из обозначенных в Законе форме. В приведенной ниже таблице штрафов по 44-ФЗ вы сможете точно определить, какая ответственность предусматривается за нарушение конкретного положения Федерального закона.

Действующим законодательством в области осуществления госзакупок предусматривается целый ряд процедур конкурентного определения поставщиков. Однако в определенных случаях допускается применение и неконкурентных способов.

Заключение договора (или контракта) между заказчиком и исполнителем несёт в себе цель досконально проработать условия, на которых вдальнейшем будут взаимодействовать обе стороны. Он, в идеале, должен предусмотреть все мыслимые варианты развития событий, вплоть до возможности разрыва этого самого договора. Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает три способа расторжения договора.

Согласно предусмотренной законом процедурой проведения электронного аукциона, для участия в нем поставщик направляет заказчику заявку, состоящую из двух частей. Первая часть заявки содержит согласие поставщика исполнить условия госконтракта в соответствии с извещением и аукционной документацией, а также описание товаров, работ, услуг. В процессе рассмотрения первых частей заявок формируется перечень участников, допущенных для участия в аукционе. После завершения торгов заказчик рассматривает вторые части заявок.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ поставщик подтверждает своё участие в электронных торгах на заключение госконтракта путём направления заказчику заявки. Заявка на участие в аукционе подается в электронном виде и содержит две части, которые одновременно направляются оператору электронной электронной торговой площадки.

Законом № 44-ФЗ устанавливается несколько различных способов конкурентного определения поставщиков. Одним из способов поиска исполнителей по государственным контрактам в рамках данного закона является запрос котировок.

Одним из способов поиска исполнителей по государственным контрактам в рамках закона № 44-ФЗявляется запрос предложений. Данную процедуру заказчик вправе проводить только в установленных случаях, предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Электронный аукцион, несомненно, наиболее популярная конкурентная процедура, из осуществляемых в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ее отличительной особенностью является универсальность, позволяющая применять этот способ практически в любой ситуации.

Что такое обеспечение исполнения контракта? Обеспечение исполнения контракта – является одним из важнейших элементов сотрудничества заказчика и поставщика в рамках контрактной системы, регулируемой положениями Федерального Закона No 44-ФЗ. Это своего рода залог или некая гарантия того, что поставщик исполнит свою часть условий добросовестно, в срок и в полном объеме.

Одним из механизмов, препятствующих недобросовестному участию поставщиков в конкурсах и аукционах на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с требованиями закона о контрактной системе No 44-ФЗ, является предоставление обеспечения заявки. Обеспечением заявки на участие в конкурсе может служить как гарантия, выданная банком, так и денежные средства участника, в электронном аукционе – только деньги участника.

  • повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Эффективное и экономное расходование бюджетных средств - не только одна из главных целей Закона №44-ФЗ, но и один из основных принципов Бюджетного кодекса РФ. Согласно ст. 34 БК РФ заказчики «должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности)».
  • обеспечение гласности и прозрачности госзакупок, обеспечение доступа к информации. Достижение этой цели реализовано в создании Единой Информационной Системы, в которой можно отследить все этапы проведения закупок, жалобы и решения контролирующих органов по этим жалобам. Вся информация, собранная в одном месте, существенно упрощает работу, как пользователям системы, так и контролирующим органам.
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. При проведении электронного аукциона участники выступают под номерами, а не под собственными названиями, заказчик постфактум узнает, кто выиграл аукцион. В запросе котировок конверты можно подавать обезличенными, только на процедуре вскрытия конвертов заказчик узнает, кто подал заявки. Такие меры помогают минимизировать возможность нечестной конкуренции.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Шесть принципов контрактной системы

Принцип № 1 - открытость и прозрачность. Принцип выражается в том, что вся информация о госзакупках, за исключением той, которая касается гостайны, размещена в открытом доступе в ЕИС. Любой желающий может получить информацию о том, кто, что, на каких условиях закупает и каким образом определен или будет определен поставщик.

Принцип № 2 - обеспечение конкуренции. Конкуренция должна быть основана на принципе «добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок» (ст. 8 Закона № 44-ФЗ). Любое юридическое или физическое лицо может стать участником госзакупок, если соответствует обязательным требованиям, которые предъявляет к поставщикам 44-ФЗ. Необоснованное ограничение конкуренции противоречит Закону №44-ФЗ и влечет за собой административную ответственность для заказчика и его должностных лиц.

Принцип № 3 - профессионализм. Имеется в виду, прежде всего профессионализм заказчика. Заказчики «принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок» (ч. 2 ст. 9 Закона №44-ФЗ). Проведение закупок по 44-ФЗ - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Оперативно, грамотно и без нарушений спланировать закупку, подготовить документацию, провести конкурентную процедуру и подписать контракт может только профессионально подкованный специалист - контрактный управляющий.

Принцип № 4 - поощрение использования инновационных технологий и процессов. Принцип выражается в том, что заказчик при закупках должен делать выбор в пользу высокотехнологичных товаров, работ и услуг, если это возможно.

Принцип № 5 - единство контрактной системы. Закон №44-ФЗ регулирует все госзакупки вне зависимости от сферы и предмета закупки. Соблюдение требований 44-ФЗ обязательно для всех заказчиков и для всех участников закупок.

Принцип № 6 - ответственность за результат. Заказчики несут ответственность за подготовку документации, за обеспечение конкуренции в закупках, за законный выбор поставщика, за исполнение своих обязательств по контракту. Участники несут ответственность за достоверность предоставленной информации, за своевременное обеспечение и подтверждение своей добросовестности в случае необходимости, за исполнение контракта. И если кто-то из них не справляется со своими обязанностями, то вынужден будет понести ответственность за нарушение.

Отличия 44-ФЗ от прежнего регулятора 94-ФЗ

Среди основных отличий 44-ФЗ можно отметить:

  • ЕИС . Единая информационная система призвана обеспечивать максимальную прозрачность и открытость закупок. Ранее системы контроля не позволяли быстро, объективно и всесторонне оценить законность проведения той или иной закупки.
  • Реестр банковских гарантий. В соответствии со ст.45 Закона №44-ФЗ банковские гарантии, которые предоставляют участники закупок «должны быть включены в реестр банковских гарантий», иначе заказчик не сможет принять такое обеспечение. Частые случаи мошенничества с банковскими гарантиями обязали законодателя предусмотреть для заказчика своего рода «страховку» от нечестных на руку предпринимателей и банков.
  • Антидемпинговые меры по ст.37 Закона № 44-ФЗ. Когда участник существенно занижает цену - он должен подтвердить свою добросовестность ли внести обеспечение «в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта». Это позволит заказчику убедиться в том, что такой участник намерен заключить контракт, а не сорвать закупку.
  • Новые конкурентные способы определения поставщика и критерии оценки заявок.
    Закон №44-ФЗ предусматривает пять основных способов определения поставщика.
  • Расширенные требования к участникам закупки. Например, 94-ФЗ обязывал заказчиков допускать к закупке только тех участников, которые не числятся в РНП. Согласно 44-ФЗ, заказчик может установить требование отсутствия в РНП не только юридического лица, но и физических лиц - представителей руководящего звена организации.

Способы определения поставщика

Закон №44-ФЗ предусматривает пять способов определения поставщика в соответствии со ст.24:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

Первые четыре способа закупки - конкурентные процедуры . Закупку у единственного поставщика можно провести в ряде случаев - когда конкурентная процедура не состоялась (не всегда), когда речь идет о малых закупках до 100 тысяч и в иных случаях, предусмотренных ст.93 Закона №44-ФЗ.

Конкурс - это способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наилучшие условия для заказчика, то есть цена - не единственный критерий оценки заявок(ч. 3 ст. 24 Закона №44-ФЗ).

Конкурсы бывают:

  • открытые (ст.48 44-ФЗ);
  • с ограниченным участием (ст.56 44-ФЗ);
  • двухэтапные (ст.57 44-ФЗ);
  • закрытые (ст. 84,85 44-ФЗ);
  • закрытые с ограниченным участием (ст. 84,85 44-ФЗ);
  • закрытые двухэтапные (ст. 84,85 44-ФЗ).

Аукцион - это способ определения поставщика, при котором основным критерием оценки является цена. Тот участник, который предложил самую низкую цену и будет признан победителем аукциона (ч. 4 ст.24 Закона №44-ФЗ). Аукцион надо проводить, если заказчик закупает товары, работы и услуги, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Аукционы бывают:

  • электронные (ст. 59 Закона №44-ФЗ);
  • закрытые (ст. 86 Закона №44-ФЗ).

Запрос котировок - форма закупки, при которой победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона №44-ФЗ).

Запрос предложений - закупка, при которой победителем признается тот, чье предложение наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч.1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Электронные площадки закупок по 44-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ проводятся на 6 специализированных электронных площадках.

Торги по 44-ФЗ можно проводить только на этих площадках.

Планирование и алгоритм проведения закупок по 44-ФЗ

Планирование закупок . Все закупки, которые проводит заказчик, должны быть включены в план-график и план закупок. Закупать что-то, не входящее в план-график и план закупок нельзя. Постановление Правительства РФ №73 от 25.01.2017г. ввело новые формы планов-графиков и планов закупок.

Чтобы провести закупку по 44-ФЗ заказчику нужно:

  1. Пройти регистрацию (перерегистрацию) в ЕИС и на ЭТП, получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в Казначействе. Тем, кто зарегистрировался в ЕИС (ООС) до 15.07.2016 г. надо снова пройти регистрацию. Крайний срок - 01.04.2017 г , если этого не сделать, доступ в личный кабинет будет закрыт. Требование обозначено в Приказе Федерального казначейства от 30.12.2015 г. № 27н.
  2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. В соответствии с требованиями ст.38 Закона №44-ФЗ создавать контрактную службу надо тем заказчикам, у которых годовой объем закупок выше 100 млн. рублей. Остальным можно назначить контрактного управляющего. С января 2017 года контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок.
  3. Разместить в ЕИС планы и планы - графики закупок.
  4. Подготовить и разместить закупочную документацию (правильно выбрать метод определения НМЦК). Делать это надо с учетом национального режима и всех действующих запретов на поставку импортной продукции.
  5. Провести закупку. В зависимости от способа определения поставщика заказчик должен публиковать промежуточные и итоговые протоколы. В аукционе - протокол рассмотрения первый частей заявок, протокол подведения итогов аукциона, в запросе котировок - протокол рассмотрения и оценки заявок на участие. Нужно строго соблюдать сроки размещения документов. За нарушения сроков предусмотрена административная ответственность.
  6. Подписать контракт. В библиотеке ЕИС уже есть несколько типовых контрактов на определенные виды объектов закупки. Разработкой контракта занимается контрактная служба заказчика или контрактный управляющий.
  7. Принять товар/работу/услугу.
  8. Оплатить контракт и разместить отчетность.

Если победитель уклонился от заключения контракта - заказчик обязан подать сведения в ФАС. ФАС в свою очередь принимает решение о включении такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков .

Отчетность заказчика по 44-ФЗ

Заказчик обязан публиковать в ЕИС отчет:

  • По объему закупок у СМП и СОНКО. Порядок и форма отчета регламентирована Постановлением Правительства РФ № 238 от 17.03.2015.
  • По исполненным контрактам. Форма и порядок подачи отчета описан в Постановлении Правительства №1093 от 28.11.2013г. К отчету надо прикладывать результаты экспертизы и документ о приемке результатов в соответствии с ч. 10 ст. 94 Закона №44-ФЗ. Предусмотрена отдельная отчетность по реестру контрактов (ст. 103 Закона №44-ФЗ) и отдельная по этапам исполнения контрактов (ч. 9 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
  • По закупкам у единственного поставщика, подрядчика исполнителя. Заказчик должен обосновать необходимость закупки именно таким способом в соответствии с ч.3 ст.93 Закона №44-ФЗ.

Своевременное размещение отчета - персональная ответственность контрактного управляющего. За нарушение сроков предусмотрена административная ответственность по ст. 7.30 КоАП РФ.

Кто может участвовать в закупках по 44-ФЗ

Согласно требованиям Закона №44-ФЗ, участниками закупок могут быть любые юридические и физические лица вне зависимости от их местонахождения и организационно-правовой формы, если они соответствуют требованиям ст.31 44-ФЗ.

В закупках не могут участвовать лица, которые:

  • имеют судимости по статьям 289, 290, 291, 291.1 УК РФ. Если у кого-то из руководящего состава участника есть непогашенная или неснятая судимость по этим статьям - участвовать в госзакупках нельзя. Также не допускается применение к участнику закупок «наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» в соответствии с ч. 1 от 28.12.2016 г.;
  • привлекались к ответственности по ст.19.28 КоАП РФ за 2 года до участия в закупке (ч. 2 Закона №489-ФЗ от 28.12.2016);
  • находятся в состоянии ликвидации, банкротства или приостановления деятельности;
  • имеют задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов;
  • находятся под юрисдикцией Турции или под руководством граждан Турции, если речь идет о закупке работ и услуг;
  • являются оффшорными компаниями;
  • имеют конфликт интересов с заказчиком, его руководителями, контрактным управляющим, членами комиссии. Под конфликтом интересов понимается наличие прямых родственных связей.

Что делает поставщик, чтобы участвовать в госзакупках

Для того чтобы стать участником госзакупок надо:

  1. Получить ЭЦП в специальном удостоверяющем центре;
  2. Зарегистрироваться на торговой площадке. Направить оператору площадки учредительные документы организации;
  3. Установить и настроить ЭЦП;
  4. Пройти аккредитацию на торговых площадках по 44-ФЗ;
  5. Найти интересующую закупку самостоятельно или при помощи специальных организаций, ознакомиться с ее требованиями, подготовить и своевременно подать заявку на участие;
  6. Определиться с формой обеспечения заявки (контракта) . Если позволяет форма закупки - использовать банковскую гарантию - это удобнее и дешевле. Подтвердить добросовестность в случае необходимости в порядке, предусмотренном способом закупки.
  7. В случае победы - своевременно подписать контракт (представить протокол разногласий).

Участвовать можно только после подробного ознакомления с условиями закупки. Если какой-то пункт в закупочной документации вызывает вопросы - можно обратиться за разъяснениями к заказчику.

Контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль . Правила проведения ведомственного контроля в госзакупках регламентированы Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89. В соответствии со ст. 100 Закона №44-ФЗ ведомственный контроль осуществляют:

ФАС контролирует сами процедуры проведения закупок. Полномочия по контролю за госзакупками распределяются между Казначейством и Минэкономразвития в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 г. № 996. В настоящий момент казначейский контроль по ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ приостановлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ №315 от 20.03.2017 г.:

  • для федеральных заказчиков до 01.01.2018 г.;
  • для муниципальных и субъектов РФ до 01.01.2019 г.

С 01 июля 2017 года Минэкономразвития передаст Минфину все полномочия по контролю ЕИС и регулированию всей контрактной системы.

Внутренний контроль . Выражается в том, что заказчик должен контролировать исполнение контракта поставщиком (ст. 101 Закона 44-ФЗ). Контроль привлечения субподрядчиков и соисполнителей также лежит на заказчике. Методы контроля заказчик определяет сам, законодательно они не прописаны.

Общественный контроль . Реализован в возможности граждан, общественных объединении и объединений юридических лиц публично обсуждать госзакупки и запрашивать все интересующие документы у заказчиков. Заказчики обязаны работать с такими обращениями в общем порядке. В рамках общественного контроля может быть проведен:

  • независимый мониторинг;
  • оценка эффективности госзакупок.

В рамках общественного контроля стороннее лицо, не являясь участником закупок, может подать жалобу в контролирующий орган.