Ст 64 закона об исполнительном производстве. Гистограмма связей с другими правовыми нормами. Законодательная база Российской Федерации

Статья 64. Исполнительные действия

Исполнительные действия - это права судебного пристава-исполнителя, т.е. действия, которые он вправе совершать, чтобы исполнить требования исполнительного документа. Этим правомочиям судебного пристава-исполнителя корреспондируют обязанности должника или третьего лица, к которым обращено действие судебного пристава-исполнителя, за неисполнение которых или за воспрепятствование которым указанные лица могут быть подвергнуты административному наказанию (ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 104, ст. 113, 114 Закона об исполнительном производстве). Хотя исполнительные действия не связаны с полным (тотальным) лишением должника права собственности на какое-либо имущество, а только частично ограничивают его полномочия собственника, они, как правило, связаны с ограничением существенных прав должника, установленных федеральными законами, а зачастую и Конституцией, поэтому совершение их должно отвечать принципам разумности, целесообразности и достаточности. При совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель должен помнить, что конституционные права должника (неприкосновенность жилища, свобода передвижения, тайна личной жизни и др.) могут быть ограничены "только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55 Конституции).

Перечень исполнительных действий в комментируемой статье не носит исчерпывающего характера, судебный пристав-исполнитель может совершать и другие действия в целях своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа (п. 17 ч. 1 комментируемой статьи), однако все исполнительные действия должны соответствовать указанным выше принципам.

Любые исполнительные действия могут совершаться судебным приставом-исполнителем только при наличии в его производстве исполнительного документа и только в целях исполнения требований этого исполнительного документа, поэтому в любом требовании, письме, поручении судебного пристава-исполнителя должно содержаться указание, в связи с каким исполнительным документом, по какому требованию совершаются соответствующие исполнительные действия.

Исполнительные действия должны носить достаточный характер, т.е. не носить карательного характера. Судебный пристав-исполнитель обязан ограничивать вид, количество и размер исполнительных действий видом и размером требований исполнительного документа. Например, судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать сведения о физическом или юридическом лице только в случае, если они являются должниками по исполнительному документу. Судебный пристав-исполнитель не вправе запросить сведения об имуществе должника, если требования исполнительного документа состоят в обязании должника совершить какое-либо действие в отношении взыскателя, поскольку испрашиваемые сведения должны быть необходимы для удовлетворения требований исполнительного документа. Характер и объем истребования сведений об имущественном положении должника должны соотноситься с размером задолженности, который устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве.

Возможность совершения судебным приставом-исполнителем ряда исполнительных действий, в наибольшей степени вторгающихся в частную жизнь должника, обставлены рядом дополнительных условий.

В комментируемой статье дополнительно предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя выносить постановление для совершения исполнительных действий, указанных в п. 7-10, 12-16 ч. 1 этой же статьи. Необходимость вынесения такого постановления для совершения других исполнительных действий прямо в рассматриваемой статье не указана. Однако исходя из смысла ч. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве судебному приставу-исполнителю целесообразно в постановлении о возбуждении исполнительного производства или в последующих постановлениях указать перечень исполнительных действий, которые он намерен совершить для исполнения требований исполнительного документа. В некоторых случаях наличие самого этого перечня способно будет организовать должника на добровольное исполнение исполнительного документа.

Кроме того, при наличии такого плана действий в постановлении судебного пристава-исполнителя старший судебный пристав получает возможность дать свое письменное согласие на совершение исполнительных действий, которые могут совершаться только с его письменного согласия (п. 2, 6 и 8 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 35, ч. 8 ст. 69), путем наложения своей резолюции или подписи на этом постановлении.

Ряд исполнительных действий судебный пристав-исполнитель вправе совершить только после утверждения соответствующего постановления старшим судебным приставом. Эти случаи установлены ч. 5 ст. 24, ч. 6 ст. 33,п. 10, 13-15 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 66,ч. 3 ст. 67, ч. 3 и 8 ст. 103, ч. 2 ст. 115, ч. 3 ст. 117 Закона об исполнительном производстве.

Ряд исполнительных действий судебный пристав-исполнитель вправе совершать только в отношении должника или его имущества. Например, судебный пристав-исполнитель вправе нарушать неприкосновенность жилища должника, но не других лиц. Согласно п. 6 ч. 1 комментируемой статьи он вправе без согласия должника входить в занимаемое им жилое помещение. Следовательно, если жилое помещение принадлежит должнику, но занимают его другие лица (например, по договору найма), судебный пристав-исполнитель не наделен правом входить в такое жилое помещение. Может быть наложен арест и изъято имущество только должника (п. 7 ч. 1 комментируемой статьи). Вместе с тем в случае, если в опись имущества должника судебным приставом-исполнителем было включено имущество, принадлежащее иным лицам, судебный пристав-исполнитель не обладает правом самостоятельно освободить от ареста эти предметы. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об исключении имущества из описи (освобождении от ареста). Только в отношении имущества должника или самого должника могут быть произведены действия, перечисленные также в п. 8, 10, 14, 15 ч. 1 анализируемой статьи.

Некоторые исполнительные действия могут совершаться судебным приставом-исполнителем (без соответствующего разрешения суда) в целях исполнения требований исключительно исполнительного документа, выданного на основании судебного акта или являющегося судебным актом. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 64 и ст. 67 комментируемого Закона это временное ограничение на выезд из Российской Федерации.

Ряд исполнительных действий судебный пристав-исполнитель обязан совершать с участием понятых и с составлением акта. Это исполнительные действия, указанные в ст. 59, п. 5-7 ч. 1 ст. 64 и ст. 80 Закона об исполнительном производстве.

Исполнительные действия, указанные в п. 16 ч. 1 комментируемой статьи, могут совершаться судебным приставом-исполнителем по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей, на что содержится указание в ч. 8 ст. 47 Закона об исполнительном производстве. Думается, что в случае необходимости проверки правильности удержаний по исполнительному документу, производство по которому окончено, целесообразно возобновить исполнительное производство в порядке, установленном ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, предусматривающей возможность отмены постановления об окончании исполнительного производства старшим судебным приставом. Исполнительное действие в виде права проводить проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе направлено на улучшение культуры исполнения, более рациональное и быстрое исполнение требований исполнительного документа. Это исполнительное действие является одновременно правом и обязанностью судебного пристава-исполнителя, поскольку зачастую исполнительный документ о взыскании значительной суммы направляется по месту работы должника и исполнение его в значительной степени зависит от добросовестности бухгалтерского работника. Согласно Закону об исполнительном производстве 1997 г. направление исполнительного документа для удержания суммы требования по месту работы должника влекло окончание исполнительного производства и судебный пристав-исполнитель не вправе был производить по такому исполнительному документу какие-либо действия. В итоге интересы взыскателя страдали, а его требования оставались незащищенными.

При проведении проверки правильности удержаний по исполнительному документу организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.

Отдельно в указанном перечне стоят исполнительные действия в виде ареста, перечисленные в п. 7 ч. 1 комментируемой статьи. Их применение обязательно ограничивает правомочия должника-собственника по распоряжению имуществом, а в некоторых случаях и правомочия по пользованию имуществом (например, при наложении ареста на наличные денежные средства должника). Отнесение ареста имущества к исполнительным действиям связано с тем, что арест представляет собой временную меру и не лишает должника принадлежащей ему собственности, а только временно ограничивает его правомочия в отношении этой собственности, являясь подготовительным действием для исполнения в дальнейшем требований исполнительного документа.

Следует отметить, что наложение ареста на имущество может относиться к мерам принудительного исполнения в случае, если арест имущества является требованием исполнительного документа (п. 5 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве). В виде меры принудительного исполнения наложение ареста сохраняет свой временный характер в отношении ограничений правомочий собственника-должника в отношении принадлежащего ему имущества, но в отличие от ареста имущества, используемого в качестве исполнительного действия, арест имущества, примененный в качестве меры принудительного исполнения, является исполнением требования исполнительного документа и оканчивает исполнительное производство.

По общему правилу судебный пристав-исполнитель может совершать исполнительные действия на подведомственной ему территории. Однако исполнительные действия, перечисленные в п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 комментируемой статьи, он вправе совершать на всей территории РФ (ч. 2 этой же статьи). Указанное положение не является новеллой в исполнительном производстве, поскольку и ранее судебный пристав-исполнитель не ограничивал направление запросов, вызов необходимых лиц, направление постановлений о наложении ареста на денежные средства и ценные бумаги пределами подведомственной ему территорией (например, в таком мегаполисе, как Москва, деньги должника зачастую находятся в банке, находящемся на значительном расстоянии от места жительства должника и, следовательно, за пределами территории, подведомственной судебному приставу-исполнителю). В Законе об исполнительном производстве сложившаяся практика получила законодательное закрепление. Надо отметить, что предусмотренная возможность совершать перечисленные исполнительные действия на всей территории РФ не предоставляет право судебному приставу-исполнителю совершать их своими личными действиями. Так, наложить арест на денежные средства должника, находящиеся в другом населенном пункте, или запросить сведения о наличие недвижимости должника в другом населенном пункте, вызвать взыскателя, специалиста, которые проживают на территории вне его юрисдикции, судебный пристав-исполнитель вправе. Однако выехать самостоятельно на территорию, на которую распространяются полномочия другого судебного пристава-исполнителя, например, для наложения ареста на строение судебный пристав-исполнитель, в производстве которого находится соответствующий исполнительный документ, не вправе. В этом случае исполнительные действия должны совершаться в порядке отдельного поручения (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

Новеллой в исполнительном производстве является право судебного пристава-исполнителя совершать ряд исполнительных действий (ч. 2 комментируемой статьи) на территориях иностранных государств. Предыдущим российским законодательством возможность каких-либо действий судебного пристава-исполнителя на территории иностранного государства предусмотрена не была, поэтому судебные приставы-исполнители могут столкнуться с определенными сложностями при реализации предоставленных им правомочий. Пунктами 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 настоящей статьи судебному приставу-исполнителю предоставлено право направлять запросы физическим лицам, организациям и органам, находящимся на территории иностранного государства, получать от них объяснения, информацию, справки, давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, накладывать арест на имущество, изымать имущество и передавать на хранение, производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка, запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию. Эти действия судебный пристав-исполнитель может производить либо направлением прямых запросов в соответствующие органы, что допускается международными правовыми актами, либо путем направления отдельных поручений в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Хотя практическая реализация этих прав судебного пристава-исполнителя еще ждет своего разрешения, в том числе и в последующем законодательстве, некоторая правовая база для исполнения отдельных действий судебного пристава-исполнителя на территории иностранного государства имеется. Так, по смыслу ст. 6 Конвенции о защите прав человека исполнение судебного решения рассматривается как составляющая "судебного разбирательства". В соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам*(31), подписанной в Гааге 15 ноября 1965 г., она применяется в гражданских или торговых делах во всех случаях, при которых судебный или внесудебный документ необходимо направить для передачи или вручения за границей (ст. 1). Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами - членами Содружества Независимых Государств, подписанная 22 января 1993 г., ратифицированная Федеральным Собранием РФ и вступившая в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.*(32), предусматривает, что договаривающиеся стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой договаривающейся стороны (ст. 6), в том числе в установлении адресов лиц, проживающих на их территории, установлении места работы и доходов указанных лиц, которым предъявлены имущественные требования по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. 16). Оказание правовой помощи и порядок выполнения судебных поручений регулируется также международными договорами.

Вместе с тем если направление запросов, вручение документов сторонам исполнительного производства и иным лицам, получение от них объяснений, информации и справок возможно как через суд, так и напрямую, а также через министерства иностранных дел или министерства юстиции, т.е. без вмешательства судебных органов иностранного государства, то дача поручений физическим и юридическим лицам по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, наложение ареста на имущество, изъятие имущества и поручение по хранению имущества, розыск должника или розыск ребенка возможны только через судебные органы иностранного государства.

В соответствии с процессуальным законодательством РФ (ст. 242 АПК и ст. 410 ГПК) для исполнения решения иностранного суда на территории РФ необходимо заявление в суд взыскателя. Вполне вероятно, что аналогичные положения содержатся в законодательстве иностранных государств, поэтому при направлении судебным приставом-исполнителем поручения о совершении исполнительных действий в иностранное государство к постановлению должно быть приложено заявление взыскателя и копия судебного решения. Направляться такие поручения могут только через Минюст России. В таком постановлении судебного пристава-исполнителя обязательно должны содержаться: полное наименование взыскателя и должника, их полные адреса, фамилия, инициалы, должность судебного пристава-исполнителя, наименование подразделения судебных приставов, ее адрес, подпись судебного пристава-исполнителя и печать. Обязательна ссылка на нормы закона, на основании которых принято соответствующее постановление (п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 и ч. 2 ст. 64 комментируемой статьи), поскольку все международные акты допускают возможность оказания помощи только в случае, если это предусмотрено национальным процессуальным законодательством. Все запросы и поручения, документы, постановления, направляемые в иностранные государства, должны быть переведены на государственный язык соответствующей принимающей стороны. Перевод документов должен быть удостоверен.

Разрешить обозначенные проблемы позволит ратификация Российской Федерацией Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 7 октября 2002 г. на заседании Совета глав государств СНГ. В настоящее время Минюстом России проводится работа по подготовке документов, необходимых для ратификации указанной Конвенции.

Данный документ значительно расширил сферу правового сотрудничества между странами - участниками СНГ, в том числе в части исполнения актов судебных органов. По сути, это новая редакция Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами - членами Содружества Независимых Государств, подписанной 22 января 1993 г.

Принципиально новым является то, что Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривает возможность розыска имущества и денежных средств гражданских ответчиков для исполнения решений по гражданским делам, а также признания и исполнения приговоров (решений) судов по уголовным делам в части возмещения ущерба, взыскания штрафов и конфискации, решения судов о наложении ареста на имущество, включая денежные средства на банковских счетах, в целях обеспечения иска.

В Тольятти несколько месяцев назад пять девушек объявили войну целому министерству обороны – подали на него в суд. И все из-за того, что им отказывали в возможности служить в армии с оружием в руках, а не с поварешкой наперевес...

Новое






  • Я приведу официальные цифры, которые очень показательны. В год у нас происходит около 995 тыс. тонн загрязняющих выбросов, из них 66 тыс. тонн – на совести промышленных предприятий, то есть примерно 6,6%...


  • Москалькова Татьяна Николаевна



  • В Тольятти несколько месяцев назад пять девушек объявили войну целому министерству обороны – подали на него в суд. И все из-за того, что им отказывали в возможности служить в армии с оружием в руках, а...

  • 25 декабря 2018 года Пленум ВС РФ принял номер постановления «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих...

  • Те студенты, которые сейчас приходят в вузы, по уровню школьной подготовки очень разные. Другое дело, что если раньше в педагогические вузы был большой конкурс, и попасть туда было сложно, то сейчас у...

  • В феврале ряд депутатов ГД предложили вернуть классические экзамены в школу. Соответствующий проект изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» внесен на рассмотрение Госдумы. По мнению авторов, ЕГЭ показал свою...

  • Глава Роспотребнадзора выступила на днях с сенсационным предложением воздействовать на лишний вес юридически. Говоря о повышении качества питания, Анна Попова заявила, что ведомство рассматривает японский...

  • Законопроект «о распределённой опеке» №879 343−6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан»...

  • На балконе человек с ножом у горла угрожает покончить жизнь самоубийством. Прибывшие полицейские, которым позвонили соседи, стреляют в него из тазера1, чтобы не дать ему покончить с собой. Это сцена не...

  • Уважаемые коллеги! Здесь Вы можете разместить (желательно - короткое, но емкое) видео с обращением по конкретным проблемам российского законодательства, с которыми у Вас был случай встретиться в своей...

  • В прошлом году в Великобритании вступил в силу закон «О криминальных финансах». Подобный правовой акт практически одновременно был принят в США. Они кардинально изменили ситуацию с владением и пользованием...

Статья 64. Исполнительные действия

Исполнительные действия — это права судебного пристава-исполнителя, т.е. действия, которые он вправе совершать, чтобы исполнить требования исполнительного документа. Этим правомочиям судебного пристава-исполнителя корреспондируют обязанности должника или третьего лица, к которым обращено действие судебного пристава-исполнителя, за неисполнение которых или за воспрепятствование которым указанные лица могут быть подвергнуты административному наказанию (ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 104, ст. 113, 114 Закона об исполнительном производстве). Хотя исполнительные действия не связаны с полным (тотальным) лишением должника права собственности на какое-либо имущество, а только частично ограничивают его полномочия собственника, они, как правило, связаны с ограничением существенных прав должника, установленных федеральными законами, а зачастую и Конституцией, поэтому совершение их должно отвечать принципам разумности, целесообразности и достаточности. При совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель должен помнить, что конституционные права должника (неприкосновенность жилища, свобода передвижения, тайна личной жизни и др.) могут быть ограничены «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции).

Перечень исполнительных действий в комментируемой статье не носит исчерпывающего характера, судебный пристав-исполнитель может совершать и другие действия в целях своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа (п. 17 ч. 1 комментируемой статьи), однако все исполнительные действия должны соответствовать указанным выше принципам.

Любые исполнительные действия могут совершаться судебным приставом-исполнителем только при наличии в его производстве исполнительного документа и только в целях исполнения требований этого исполнительного документа, поэтому в любом требовании, письме, поручении судебного пристава-исполнителя должно содержаться указание, в связи с каким исполнительным документом, по какому требованию совершаются соответствующие исполнительные действия.

Исполнительные действия должны носить достаточный характер, т.е. не носить карательного характера. Судебный пристав-исполнитель обязан ограничивать вид, количество и размер исполнительных действий видом и размером требований исполнительного документа. Например, судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать сведения о физическом или юридическом лице только в случае, если они являются должниками по исполнительному документу. Судебный пристав-исполнитель не вправе запросить сведения об имуществе должника, если требования исполнительного документа состоят в обязании должника совершить какое-либо действие в отношении взыскателя, поскольку испрашиваемые сведения должны быть необходимы для удовлетворения требований исполнительного документа. Характер и объем истребования сведений об имущественном положении должника должны соотноситься с размером задолженности, который устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве.

Возможность совершения судебным приставом-исполнителем ряда исполнительных действий, в наибольшей степени вторгающихся в частную жизнь должника, обставлены рядом дополнительных условий.

В комментируемой статье дополнительно предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя выносить постановление для совершения исполнительных действий, указанных в п. 7-10, 12-16 ч. 1 этой же статьи. Необходимость вынесения такого постановления для совершения других исполнительных действий прямо в рассматриваемой статье не указана. Однако исходя из смысла ч. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве судебному приставу-исполнителю целесообразно в постановлении о возбуждении исполнительного производства или в последующих постановлениях указать перечень исполнительных действий, которые он намерен совершить для исполнения требований исполнительного документа. В некоторых случаях наличие самого этого перечня способно будет организовать должника на добровольное исполнение исполнительного документа.

Кроме того, при наличии такого плана действий в постановлении судебного пристава-исполнителя старший судебный пристав получает возможность дать свое письменное согласие на совершение исполнительных действий, которые могут совершаться только с его письменного согласия (п. 2, 6 и 8 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 35, ч. 8 ст. 69), путем наложения своей резолюции или подписи на этом постановлении.

Ряд исполнительных действий судебный пристав-исполнитель вправе совершить только после утверждения соответствующего постановления старшим судебным приставом. Эти случаи установлены ч. 5 ст. 24, ч. 6 ст. 33,п. 10, 13-15 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 66,ч. 3 ст. 67, ч. 3 и 8 ст. 103, ч. 2 ст. 115, ч. 3 ст. 117 Закона об исполнительном производстве.

Ряд исполнительных действий судебный пристав-исполнитель вправе совершать только в отношении должника или его имущества. Например, судебный пристав-исполнитель вправе нарушать неприкосновенность жилища должника, но не других лиц. Согласно п. 6 ч. 1 комментируемой статьи он вправе без согласия должника входить в занимаемое им жилое помещение. Следовательно, если жилое помещение принадлежит должнику, но занимают его другие лица (например, по договору найма), судебный пристав-исполнитель не наделен правом входить в такое жилое помещение. Может быть наложен арест и изъято имущество только должника (п. 7 ч. 1 комментируемой статьи). Вместе с тем в случае, если в опись имущества должника судебным приставом-исполнителем было включено имущество, принадлежащее иным лицам, судебный пристав-исполнитель не обладает правом самостоятельно освободить от ареста эти предметы. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об исключении имущества из описи (освобождении от ареста). Только в отношении имущества должника или самого должника могут быть произведены действия, перечисленные также в п. 8, 10, 14, 15 ч. 1 анализируемой статьи.

Некоторые исполнительные действия могут совершаться судебным приставом-исполнителем (без соответствующего разрешения суда) в целях исполнения требований исключительно исполнительного документа, выданного на основании судебного акта или являющегося судебным актом. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 64 и ст. 67 комментируемого Закона это временное ограничение на выезд из Российской Федерации.

Ряд исполнительных действий судебный пристав-исполнитель обязан совершать с участием понятых и с составлением акта. Это исполнительные действия, указанные в ст. 59, п. 5-7 ч. 1 ст. 64 и ст. 80 Закона об исполнительном производстве.

Исполнительные действия, указанные в п. 16 ч. 1 комментируемой статьи, могут совершаться судебным приставом-исполнителем по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей, на что содержится указание в ч. 8 ст. 47 Закона об исполнительном производстве. Думается, что в случае необходимости проверки правильности удержаний по исполнительному документу, производство по которому окончено, целесообразно возобновить исполнительное производство в порядке, установленном ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, предусматривающей возможность отмены постановления об окончании исполнительного производства старшим судебным приставом. Исполнительное действие в виде права проводить проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе направлено на улучшение культуры исполнения, более рациональное и быстрое исполнение требований исполнительного документа. Это исполнительное действие является одновременно правом и обязанностью судебного пристава-исполнителя, поскольку зачастую исполнительный документ о взыскании значительной суммы направляется по месту работы должника и исполнение его в значительной степени зависит от добросовестности бухгалтерского работника. Согласно Закону об исполнительном производстве 1997 г. направление исполнительного документа для удержания суммы требования по месту работы должника влекло окончание исполнительного производства и судебный пристав-исполнитель не вправе был производить по такому исполнительному документу какие-либо действия. В итоге интересы взыскателя страдали, а его требования оставались незащищенными.

При проведении проверки правильности удержаний по исполнительному документу организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.

Отдельно в указанном перечне стоят исполнительные действия в виде ареста, перечисленные в п. 7 ч. 1 комментируемой статьи. Их применение обязательно ограничивает правомочия должника-собственника по распоряжению имуществом, а в некоторых случаях и правомочия по пользованию имуществом (например, при наложении ареста на наличные денежные средства должника). Отнесение ареста имущества к исполнительным действиям связано с тем, что арест представляет собой временную меру и не лишает должника принадлежащей ему собственности, а только временно ограничивает его правомочия в отношении этой собственности, являясь подготовительным действием для исполнения в дальнейшем требований исполнительного документа.

Следует отметить, что наложение ареста на имущество может относиться к мерам принудительного исполнения в случае, если арест имущества является требованием исполнительного документа (п. 5 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве). В виде меры принудительного исполнения наложение ареста сохраняет свой временный характер в отношении ограничений правомочий собственника-должника в отношении принадлежащего ему имущества, но в отличие от ареста имущества, используемого в качестве исполнительного действия, арест имущества, примененный в качестве меры принудительного исполнения, является исполнением требования исполнительного документа и оканчивает исполнительное производство.

По общему правилу судебный пристав-исполнитель может совершать исполнительные действия на подведомственной ему территории. Однако исполнительные действия, перечисленные в п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 комментируемой статьи, он вправе совершать на всей территории РФ (ч. 2 этой же статьи). Указанное положение не является новеллой в исполнительном производстве, поскольку и ранее судебный пристав-исполнитель не ограничивал направление запросов, вызов необходимых лиц, направление постановлений о наложении ареста на денежные средства и ценные бумаги пределами подведомственной ему территорией (например, в таком мегаполисе, как Москва, деньги должника зачастую находятся в банке, находящемся на значительном расстоянии от места жительства должника и, следовательно, за пределами территории, подведомственной судебному приставу-исполнителю). В Законе об исполнительном производстве сложившаяся практика получила законодательное закрепление. Надо отметить, что предусмотренная возможность совершать перечисленные исполнительные действия на всей территории РФ не предоставляет право судебному приставу-исполнителю совершать их своими личными действиями. Так, наложить арест на денежные средства должника, находящиеся в другом населенном пункте, или запросить сведения о наличие недвижимости должника в другом населенном пункте, вызвать взыскателя, специалиста, которые проживают на территории вне его юрисдикции, судебный пристав-исполнитель вправе. Однако выехать самостоятельно на территорию, на которую распространяются полномочия другого судебного пристава-исполнителя, например, для наложения ареста на строение судебный пристав-исполнитель, в производстве которого находится соответствующий исполнительный документ, не вправе. В этом случае исполнительные действия должны совершаться в порядке отдельного поручения (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

Новеллой в исполнительном производстве является право судебного пристава-исполнителя совершать ряд исполнительных действий (ч. 2 комментируемой статьи) на территориях иностранных государств. Предыдущим российским законодательством возможность каких-либо действий судебного пристава-исполнителя на территории иностранного государства предусмотрена не была, поэтому судебные приставы-исполнители могут столкнуться с определенными сложностями при реализации предоставленных им правомочий. Пунктами 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 настоящей статьи судебному приставу-исполнителю предоставлено право направлять запросы физическим лицам, организациям и органам, находящимся на территории иностранного государства, получать от них объяснения, информацию, справки, давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, накладывать арест на имущество, изымать имущество и передавать на хранение, производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка, запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию. Эти действия судебный пристав-исполнитель может производить либо направлением прямых запросов в соответствующие органы, что допускается международными правовыми актами, либо путем направления отдельных поручений в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Хотя практическая реализация этих прав судебного пристава-исполнителя еще ждет своего разрешения, в том числе и в последующем законодательстве, некоторая правовая база для исполнения отдельных действий судебного пристава-исполнителя на территории иностранного государства имеется. Так, по смыслу ст. 6 Конвенции о защите прав человека исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». В соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам*(31), подписанной в Гааге 15 ноября 1965 г., она применяется в гражданских или торговых делах во всех случаях, при которых судебный или внесудебный документ необходимо направить для передачи или вручения за границей (ст. 1). Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами — членами Содружества Независимых Государств, подписанная 22 января 1993 г., ратифицированная Федеральным Собранием РФ и вступившая в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.*(32), предусматривает, что договаривающиеся стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой договаривающейся стороны (ст. 6), в том числе в установлении адресов лиц, проживающих на их территории, установлении места работы и доходов указанных лиц, которым предъявлены имущественные требования по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. 16). Оказание правовой помощи и порядок выполнения судебных поручений регулируется также международными договорами.

Вместе с тем если направление запросов, вручение документов сторонам исполнительного производства и иным лицам, получение от них объяснений, информации и справок возможно как через суд, так и напрямую, а также через министерства иностранных дел или министерства юстиции, т.е. без вмешательства судебных органов иностранного государства, то дача поручений физическим и юридическим лицам по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, наложение ареста на имущество, изъятие имущества и поручение по хранению имущества, розыск должника или розыск ребенка возможны только через судебные органы иностранного государства.

В соответствии с процессуальным законодательством РФ (ст. 242 АПК и ст. 410 ГПК) для исполнения решения иностранного суда на территории РФ необходимо заявление в суд взыскателя. Вполне вероятно, что аналогичные положения содержатся в законодательстве иностранных государств, поэтому при направлении судебным приставом-исполнителем поручения о совершении исполнительных действий в иностранное государство к постановлению должно быть приложено заявление взыскателя и копия судебного решения. Направляться такие поручения могут только через Минюст России. В таком постановлении судебного пристава-исполнителя обязательно должны содержаться: полное наименование взыскателя и должника, их полные адреса, фамилия, инициалы, должность судебного пристава-исполнителя, наименование подразделения судебных приставов, ее адрес, подпись судебного пристава-исполнителя и печать. Обязательна ссылка на нормы закона, на основании которых принято соответствующее постановление (п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 и ч. 2 ст. 64 комментируемой статьи), поскольку все международные акты допускают возможность оказания помощи только в случае, если это предусмотрено национальным процессуальным законодательством. Все запросы и поручения, документы, постановления, направляемые в иностранные государства, должны быть переведены на государственный язык соответствующей принимающей стороны. Перевод документов должен быть удостоверен.

Разрешить обозначенные проблемы позволит ратификация Российской Федерацией Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 7 октября 2002 г. на заседании Совета глав государств СНГ. В настоящее время Минюстом России проводится работа по подготовке документов, необходимых для ратификации указанной Конвенции.

Данный документ значительно расширил сферу правового сотрудничества между странами — участниками СНГ, в том числе в части исполнения актов судебных органов. По сути, это новая редакция Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами — членами Содружества Независимых Государств, подписанной 22 января 1993 г.

Принципиально новым является то, что Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривает возможность розыска имущества и денежных средств гражданских ответчиков для исполнения решений по гражданским делам, а также признания и исполнения приговоров (решений) судов по уголовным делам в части возмещения ущерба, взыскания штрафов и конфискации, решения судов о наложении ареста на имущество, включая денежные средства на банковских счетах, в целях обеспечения иска.

Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:


Бесплатная юридическая консультация:


Бесплатная юридическая консультация:


Бесплатная юридическая консультация:


Судебная практика по статье 64 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ

Определение от 10 января 2018 г. по делу № А/2016

Решение от 31 августа 2017 г. по делу № А/2017

Постановление от 28 августа 2017 г. по делу № А/2015

Решение от 22 августа 2017 г. по делу № А/2016

Решение от 22 августа 2017 г. по делу № А/2017

Решение от 21 августа 2017 г. по делу № А/2017

Решение от 21 августа 2017 г. по делу № А/2017

Решение от 18 августа 2017 г. по делу № А/2017

«Судебные и нормативные акты РФ»

Бесплатная юридическая консультация:

Ст. 64 Закон об исполнительном производстве в последней действующей редакции от 15 января 2016 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 64. Исполнительные действия

  • 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
  • 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
  • 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
  • 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
  • 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
  • 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
  • 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
  • 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
  • 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
  • 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
  • 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
  • 13) взыскивать исполнительский сбор;
  • 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  • 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
  • 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счёта должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счёт и счёт депо), и зачисления на лицевой счёт или счёт депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
  • 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
  • 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Бесплатная юридическая консультация:


3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учётом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

4. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.

5. Исполнительные действия, указанные в пунктах 15, 15.1 части 1 настоящей статьи, совершаются судебным приставом-исполнителем при наличии информации об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 настоящего Федерального закона, о возбуждении в отношении его исполнительного производства и при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.

Комментарии к ст. 64

Другие статьи раздела

Изменения ст. 64 Закон об исполнительном производстве

Быстрый переход к статье

Запомни: Договор-Юрист

Это юристы, кодексы и бланки

Если вы ищите поправки к статье 64 - ищите их в клубе!

Бесплатная юридическая консультация:


Обновления кодексов

Ответы юристов

Кодексы РФ

Юристы Москвы

Навигация по закону

Активные юристы

Лучшие юристы

Типовые договоры

Информация

Документы

О разделе «Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (229-ФЗ)»

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции Закон об исполнительном производстве. Комментарии к статьям закона вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 64 Закон об исполнительном производстве», вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов

Бесплатная юридическая консультация:


Статья 64.1. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве. Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

1. Заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

2. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

3. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

4. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство.

5. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Бесплатная юридическая консультация:


6. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

7. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Федеральный закон "Об исполнительном производстве", N 229-ФЗ | ст 64

Статья 64. Исполнительные действия

1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

Бесплатная юридическая консультация:


3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

Бесплатная юридическая консультация:


8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

Бесплатная юридическая консультация:


14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;

Бесплатная юридическая консультация:


17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

4. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.

5. Исполнительные действия, указанные в пунктах 15, 15.1 части 1 настоящей статьи, совершаются судебным приставом-исполнителем при наличии информации об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 настоящего Федерального закона, о возбуждении в отношении его исполнительного производства и при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.

Бесплатная юридическая консультация:


Судебная практика по статье 64 Закона об Исполнительном производстве:

Частотные связи статьи 64 Закона об Исполнительном производстве с другими правовыми нормами:

  • Статья 68. Меры принудительного исполнения [ Закон "Об исполнительном производстве" ]
  • Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей [ Закон о судебных приставах ]
  • Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий [ Закон "Об исполнительном производстве" ]
  • Статья 80. Наложение ареста на имущество должника [ Закон "Об исполнительном производстве" ]
  • Статья 2. Задачи исполнительного производства [ Закон "Об исполнительном производстве" ]
  • [ 9%] Статья 69. Порядок обращения взыскания на имущество должника [ Закон "Об исполнительном производстве" ]

Гистограмма связей с другими правовыми нормами:

Примечание * : Гистограмма отражает близость правовых норм между собой, силу связей между ними.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 02.10.»Российская газета», N 223, 06.10.2007
  • «Собрание законодательства РФ», N 41, 08.10.2007, ст.4849
  • «Парламентская газета», N 131, 10.10.2007)

Статья 64. Исполнительные действия

1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

Бесплатная юридическая консультация:


1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

Бесплатная юридическая консультация:


6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

Бесплатная юридическая консультация:


12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

Бесплатная юридическая консультация:


16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Часть 2. - Утратила силу.

3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

Бесплатная юридическая консультация:


Фз об исполнительном производстве статья 64

Статья 64. Исполнительные действия

[Закон «Об исполнительном производстве»] [Глава 7] [Статья 64]

1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;

9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);

10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

13) взыскивать исполнительский сбор;

14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;

17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

4. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.

1 комментарий к записи “Статья 64 Закон об Исполнительном производстве. Исполнительные действия”

Статья 64. Исполнительные действия

Исполнительные действия - это права судебного пристава-исполнителя, т.е. действия, которые он вправе совершать, чтобы исполнить требования исполнительного документа. Этим правомочиям судебного пристава-исполнителя корреспондируют обязанности должника или третьего лица, к которым обращено действие судебного пристава-исполнителя, за неисполнение которых или за воспрепятствование которым указанные лица могут быть подвергнуты административному наказанию (ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 104, ст. 113, 114 Закона об исполнительном производстве). Хотя исполнительные действия не связаны с полным (тотальным) лишением должника права собственности на какое-либо имущество, а только частично ограничивают его полномочия собственника, они, как правило, связаны с ограничением существенных прав должника, установленных федеральными законами, а зачастую и Конституцией, поэтому совершение их должно отвечать принципам разумности, целесообразности и достаточности. При совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель должен помнить, что конституционные права должника (неприкосновенность жилища, свобода передвижения, тайна личной жизни и др.) могут быть ограничены «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции).

Перечень исполнительных действий в комментируемой статье не носит исчерпывающего характера, судебный пристав-исполнитель может совершать и другие действия в целях своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа (п. 17 ч. 1 комментируемой статьи), однако все исполнительные действия должны соответствовать указанным выше принципам.

Любые исполнительные действия могут совершаться судебным приставом-исполнителем только при наличии в его производстве исполнительного документа и только в целях исполнения требований этого исполнительного документа, поэтому в любом требовании, письме, поручении судебного пристава-исполнителя должно содержаться указание, в связи с каким исполнительным документом, по какому требованию совершаются соответствующие исполнительные действия.

Исполнительные действия должны носить достаточный характер, т.е. не носить карательного характера. Судебный пристав-исполнитель обязан ограничивать вид, количество и размер исполнительных действий видом и размером требований исполнительного документа. Например, судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать сведения о физическом или юридическом лице только в случае, если они являются должниками по исполнительному документу. Судебный пристав-исполнитель не вправе запросить сведения об имуществе должника, если требования исполнительного документа состоят в обязании должника совершить какое-либо действие в отношении взыскателя, поскольку испрашиваемые сведения должны быть необходимы для удовлетворения требований исполнительного документа. Характер и объем истребования сведений об имущественном положении должника должны соотноситься с размером задолженности, который устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве.

Возможность совершения судебным приставом-исполнителем ряда исполнительных действий, в наибольшей степени вторгающихся в частную жизнь должника, обставлены рядом дополнительных условий.

В комментируемой статье дополнительно предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя выносить постановление для совершения исполнительных действий, указанных в п. 7-10,ч. 1 этой же статьи. Необходимость вынесения такого постановления для совершения других исполнительных действий прямо в рассматриваемой статье не указана. Однако исходя из смысла ч. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве судебному приставу-исполнителю целесообразно в постановлении о возбуждении исполнительного производства или в последующих постановлениях указать перечень исполнительных действий, которые он намерен совершить для исполнения требований исполнительного документа. В некоторых случаях наличие самого этого перечня способно будет организовать должника на добровольное исполнение исполнительного документа.

Кроме того, при наличии такого плана действий в постановлении судебного пристава-исполнителя старший судебный пристав получает возможность дать свое письменное согласие на совершение исполнительных действий, которые могут совершаться только с его письменного согласия (п. 2, 6 и 8 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 35, ч. 8 ст. 69), путем наложения своей резолюции или подписи на этом постановлении.

Ряд исполнительных действий судебный пристав-исполнитель вправе совершить только после утверждения соответствующего постановления старшим судебным приставом. Эти случаи установлены ч. 5 ст. 24, ч. 6 ст. 33,п. 10,ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 66,ч. 3 ст. 67, ч. 3 и 8 ст. 103, ч. 2 ст. 115, ч. 3 ст. 117 Закона об исполнительном производстве.

Ряд исполнительных действий судебный пристав-исполнитель вправе совершать только в отношении должника или его имущества. Например, судебный пристав-исполнитель вправе нарушать неприкосновенность жилища должника, но не других лиц. Согласно п. 6 ч. 1 комментируемой статьи он вправе без согласия должника входить в занимаемое им жилое помещение. Следовательно, если жилое помещение принадлежит должнику, но занимают его другие лица (например, по договору найма), судебный пристав-исполнитель не наделен правом входить в такое жилое помещение. Может быть наложен арест и изъято имущество только должника (п. 7 ч. 1 комментируемой статьи). Вместе с тем в случае, если в опись имущества должника судебным приставом-исполнителем было включено имущество, принадлежащее иным лицам, судебный пристав-исполнитель не обладает правом самостоятельно освободить от ареста эти предметы. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об исключении имущества из описи (освобождении от ареста). Только в отношении имущества должника или самого должника могут быть произведены действия, перечисленные также в п. 8, 10, 14, 15 ч. 1 анализируемой статьи.

Некоторые исполнительные действия могут совершаться судебным приставом-исполнителем (без соответствующего разрешения суда) в целях исполнения требований исключительно исполнительного документа, выданного на основании судебного акта или являющегося судебным актом. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 64 и ст. 67 комментируемого Закона это временное ограничение на выезд из Российской Федерации.

Ряд исполнительных действий судебный пристав-исполнитель обязан совершать с участием понятых и с составлением акта. Это исполнительные действия, указанные в ст. 59, п. 5-7 ч. 1 ст. 64 и ст. 80 Закона об исполнительном производстве.

Исполнительные действия, указанные в п. 16 ч. 1 комментируемой статьи, могут совершаться судебным приставом-исполнителем по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей, на что содержится указание в ч. 8 ст. 47 Закона об исполнительном производстве. Думается, что в случае необходимости проверки правильности удержаний по исполнительному документу, производство по которому окончено, целесообразно возобновить исполнительное производство в порядке, установленном ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, предусматривающей возможность отмены постановления об окончании исполнительного производства старшим судебным приставом. Исполнительное действие в виде права проводить проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе направлено на улучшение культуры исполнения, более рациональное и быстрое исполнение требований исполнительного документа. Это исполнительное действие является одновременно правом и обязанностью судебного пристава-исполнителя, поскольку зачастую исполнительный документ о взыскании значительной суммы направляется по месту работы должника и исполнение его в значительной степени зависит от добросовестности бухгалтерского работника. Согласно Закону об исполнительном производстве 1997 г. направление исполнительного документа для удержания суммы требования по месту работы должника влекло окончание исполнительного производства и судебный пристав-исполнитель не вправе был производить по такому исполнительному документу какие-либо действия. В итоге интересы взыскателя страдали, а его требования оставались незащищенными.

При проведении проверки правильности удержаний по исполнительному документу организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.

Отдельно в указанном перечне стоят исполнительные действия в виде ареста, перечисленные в п. 7 ч. 1 комментируемой статьи. Их применение обязательно ограничивает правомочия должника-собственника по распоряжению имуществом, а в некоторых случаях и правомочия по пользованию имуществом (например, при наложении ареста на наличные денежные средства должника). Отнесение ареста имущества к исполнительным действиям связано с тем, что арест представляет собой временную меру и не лишает должника принадлежащей ему собственности, а только временно ограничивает его правомочия в отношении этой собственности, являясь подготовительным действием для исполнения в дальнейшем требований исполнительного документа.

Следует отметить, что наложение ареста на имущество может относиться к мерам принудительного исполнения в случае, если арест имущества является требованием исполнительного документа (п. 5 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве). В виде меры принудительного исполнения наложение ареста сохраняет свой временный характер в отношении ограничений правомочий собственника-должника в отношении принадлежащего ему имущества, но в отличие от ареста имущества, используемого в качестве исполнительного действия, арест имущества, примененный в качестве меры принудительного исполнения, является исполнением требования исполнительного документа и оканчивает исполнительное производство.

По общему правилу судебный пристав-исполнитель может совершать исполнительные действия на подведомственной ему территории. Однако исполнительные действия, перечисленные в п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 комментируемой статьи, он вправе совершать на всей территории РФ (ч. 2 этой же статьи). Указанное положение не является новеллой в исполнительном производстве, поскольку и ранее судебный пристав-исполнитель не ограничивал направление запросов, вызов необходимых лиц, направление постановлений о наложении ареста на денежные средства и ценные бумаги пределами подведомственной ему территорией (например, в таком мегаполисе, как Москва, деньги должника зачастую находятся в банке, находящемся на значительном расстоянии от места жительства должника и, следовательно, за пределами территории, подведомственной судебному приставу-исполнителю). В Законе об исполнительном производстве сложившаяся практика получила законодательное закрепление. Надо отметить, что предусмотренная возможность совершать перечисленные исполнительные действия на всей территории РФ не предоставляет право судебному приставу-исполнителю совершать их своими личными действиями. Так, наложить арест на денежные средства должника, находящиеся в другом населенном пункте, или запросить сведения о наличие недвижимости должника в другом населенном пункте, вызвать взыскателя, специалиста, которые проживают на территории вне его юрисдикции, судебный пристав-исполнитель вправе. Однако выехать самостоятельно на территорию, на которую распространяются полномочия другого судебного пристава-исполнителя, например, для наложения ареста на строение судебный пристав-исполнитель, в производстве которого находится соответствующий исполнительный документ, не вправе. В этом случае исполнительные действия должны совершаться в порядке отдельного поручения (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

Новеллой в исполнительном производстве является право судебного пристава-исполнителя совершать ряд исполнительных действий (ч. 2 комментируемой статьи) на территориях иностранных государств. Предыдущим российским законодательством возможность каких-либо действий судебного пристава-исполнителя на территории иностранного государства предусмотрена не была, поэтому судебные приставы-исполнители могут столкнуться с определенными сложностями при реализации предоставленных им правомочий. Пунктами 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 настоящей статьи судебному приставу-исполнителю предоставлено право направлять запросы физическим лицам, организациям и органам, находящимся на территории иностранного государства, получать от них объяснения, информацию, справки, давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, накладывать арест на имущество, изымать имущество и передавать на хранение, производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка, запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию. Эти действия судебный пристав-исполнитель может производить либо направлением прямых запросов в соответствующие органы, что допускается международными правовыми актами, либо путем направления отдельных поручений в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Хотя практическая реализация этих прав судебного пристава-исполнителя еще ждет своего разрешения, в том числе и в последующем законодательстве, некоторая правовая база для исполнения отдельных действий судебного пристава-исполнителя на территории иностранного государства имеется. Так, по смыслу ст. 6 Конвенции о защите прав человека исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». В соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам*(31), подписанной в Гааге 15 ноября 1965 г., она применяется в гражданских или торговых делах во всех случаях, при которых судебный или внесудебный документ необходимо направить для передачи или вручения за границей (ст. 1). Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами - членами Содружества Независимых Государств, подписанная 22 января 1993 г., ратифицированная Федеральным Собранием РФ и вступившая в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.*(32), предусматривает, что договаривающиеся стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой договаривающейся стороны (ст. 6), в том числе в установлении адресов лиц, проживающих на их территории, установлении места работы и доходов указанных лиц, которым предъявлены имущественные требования по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. 16). Оказание правовой помощи и порядок выполнения судебных поручений регулируется также международными договорами.

Вместе с тем если направление запросов, вручение документов сторонам исполнительного производства и иным лицам, получение от них объяснений, информации и справок возможно как через суд, так и напрямую, а также через министерства иностранных дел или министерства юстиции, т.е. без вмешательства судебных органов иностранного государства, то дача поручений физическим и юридическим лицам по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, наложение ареста на имущество, изъятие имущества и поручение по хранению имущества, розыск должника или розыск ребенка возможны только через судебные органы иностранного государства.

В соответствии с процессуальным законодательством РФ (ст. 242 АПК и ст. 410 ГПК) для исполнения решения иностранного суда на территории РФ необходимо заявление в суд взыскателя. Вполне вероятно, что аналогичные положения содержатся в законодательстве иностранных государств, поэтому при направлении судебным приставом-исполнителем поручения о совершении исполнительных действий в иностранное государство к постановлению должно быть приложено заявление взыскателя и копия судебного решения. Направляться такие поручения могут только через Минюст России. В таком постановлении судебного пристава-исполнителя обязательно должны содержаться: полное наименование взыскателя и должника, их полные адреса, фамилия, инициалы, должность судебного пристава-исполнителя, наименование подразделения судебных приставов, ее адрес, подпись судебного пристава-исполнителя и печать. Обязательна ссылка на нормы закона, на основании которых принято соответствующее постановление (п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 и ч. 2 ст. 64 комментируемой статьи), поскольку все международные акты допускают возможность оказания помощи только в случае, если это предусмотрено национальным процессуальным законодательством. Все запросы и поручения, документы, постановления, направляемые в иностранные государства, должны быть переведены на государственный язык соответствующей принимающей стороны. Перевод документов должен быть удостоверен.

Разрешить обозначенные проблемы позволит ратификация Российской Федерацией Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 7 октября 2002 г. на заседании Совета глав государств СНГ. В настоящее время Минюстом России проводится работа по подготовке документов, необходимых для ратификации указанной Конвенции.

Данный документ значительно расширил сферу правового сотрудничества между странами - участниками СНГ, в том числе в части исполнения актов судебных органов. По сути, это новая редакция Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами - членами Содружества Независимых Государств, подписанной 22 января 1993 г.

Принципиально новым является то, что Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривает возможность розыска имущества и денежных средств гражданских ответчиков для исполнения решений по гражданским делам, а также признания и исполнения приговоров (решений) судов по уголовным делам в части возмещения ущерба, взыскания штрафов и конфискации, решения судов о наложении ареста на имущество, включая денежные средства на банковских счетах, в целях обеспечения иска.