Какой штраф за движение по тротуару, обочине, встречной обочине, за обгон. Советы юриста: можно избежать наказания? Какие отговорки не спасут? Размеры штрафов за стоянку и движение по тротуару

Нехватка свободного пространства – настоящий бич нашего времени. Количество транспортных средств на улицах городов возрастает с каждым днем; одновременно с этим развивается строительная индустрия, и новостройки отнимают все больше места не только у пешеходов, но и у автомобилей. Обычным явлением становится вереница автомашин, облюбовавших в качестве временной стоянки тротуары, тем самым мешающих передвижению граждан, а иногда и создающих опасные ситуации.

Размер штрафа за парковку на тротуаре

Парковаться на нельзя. Но для определенной категории ТС делаются исключения на участках, где имеются околотротуарные стоянки, обозначенные соответствующими знаками. Такое послабление возможно только для легковых автомашин, мотоциклов, мопедов и велосипедов.

Табличка в виде прямоугольника под знаком обязательно должна указывать условия частичного заезда на тротуар – например, разрешается делать это двумя либо четырьмя, левыми или правыми колесами и так далее.

Даже при наличии разрешающего знака, но несоблюдении ее условий, водителю по закону грозит штраф в полной мере – 1000 рублей.

В Москве и Санкт-Петербурге эта цифра вырастит до 3000 рублей!

Лучше не рисковать и не парковаться в случае отсутствия предписывающей таблички. Как и в случае с ездой по , штрафные санкции возрастают в столицах и в иных городах с многочисленным населением, достигая трех тысяч и более рублей. Но и это еще не все.

При отсутствии водителя может быть отправлен на штрафную площадку.

В этом случае кошелек его владельца облегчится ориентировочно еще на пять тысяч – во столько обойдутся услуги по и хранению движимого имущества. Если же водитель окажется рядом и сумеет быстро устранить нарушение, он отделается только штрафом.

Что такое «тротуар»

Понятие «тротуар» определяется Правилами дорожного движения как – примыкающая к проезжей части и находящаяся выше ее по уровню, либо отделенная от нее газоном составная часть дороги, предназначенная исключительно для пешеходного передвижения. Следовательно, проезд по нему категорически запрещен за редчайшими исключениями, предусмотренными законодательством. Парковку в определенных случаях также разрешено производить.

Чтобы ничего не нарушить и не оказаться оштрафованным, следует четко знать, когда такие действия не будут являться нарушением.

Штраф за езду по тротуару

Водитель, которому взбрело в голову прокатиться по тротуару, согласно Кодексу об административных правонарушениях, вынужден будет облегчить содержимое своего кошелька на 2000 рублей.

Такая же санкция последует и при езде по велосипедной дорожке. В крупных мегаполисах и населенных пунктах федерального значения эта сумма может возрасти как минимум на тысячу рублей, но обычно бывает намного больше.

А теперь об исключениях. Привилегией двигаться по тротуару в случае крайней необходимости обладают:

  • автомобили экстренных служб, относящиеся к полицейским, медицинским, пожарным ведомствам, а также службе спасения только в тех случаях, когда не имеется иной возможности для оказания соответствующей помощи;
  • автомашины, принадлежащие муниципальным коммунальным службам, техника, осуществляющая дорожные работы, транспортные средства, подвозящие груз к торговым точкам, примыкающим к тротуару.

Иногда въезд на тротуар может оказаться вынужденным маневром для автомобилиста, желающего проехать во двор расположенного поблизости здания, где разрешено паркование автомобилей. В принципе, при сохранении мер безопасности это не запрещается, однако в подавляющем большинстве случаев за такой маневр автовладелец будет оштрафован инспектором.


Кто имеет право оштрафовать за парковку на тротуаре?

Вынесение административного наказания в виде штрафа является прерогативой инспектора ГИБДД или сотрудника дорожной инспекционной службы администрации города Москвы, если они, что называется, поймали нарушителя с поличным.

Если же нарушение зафиксировано без его участия либо с помощью технических средств слежения, незаконопослушному водителю отправят по почте письменное уведомление с указанием суммы штрафа, к которому будет приложено документальное доказательство в виде фотографии, зафиксировавшей факт нарушения.

На недисциплинированных водителей, нарушающих правила парковки, могут подать жалобу обычные граждане, вызвав на место представителя дорожной полиции либо написав заявление с использованием официального сайта ГИБДД. Как правило, такое случается со злостными нарушителями, постоянно паркующимися в недозволенном месте. В обоих случаях желательно иметь документальное свидетельство – фото автомашины, на котором виден номерной знак, и с попавшими в кадр окружающими предметами.

Как оспорить штраф за парковку на тротуаре?

При несогласии с вынесенными штрафными санкциями автовладелец может оспорить их, подав письменную жалобу в ГИБДД с обоснованием своего несогласия. К ней необходимо приложить:

  • копию протокола об административном нарушении;
  • соответствующие фотодокументы, доказывающие невиновность.

Заявление с жалобой можно подать лично либо отправить по почте. Ее обязаны проверить в десятидневный срок, а еще в течение трех дней письменно оповестить заявителя о принятом решении. При отрицательном ответе гражданин имеет право обратиться с иском в суд.

Езда по тротуару или парковка на нем считается административным нарушением, а при возникновении аварийных ситуаций может обернуться и более серьезным наказанием. Даже в тех ситуациях, когда вы имеете право воспользоваться предусмотренными законом послаблениями, делайте это только в исключительных случаях и с соблюдением всех мер предосторожности.

И в зимнее, и в летнее время, в больших и маленьких городах, а также на загородных маршрутах можно встретить водителей, которые едут по обочинам. Причина у каждого своя. Кому-то нужно обогнать впереди едущее транспортное средство, а сделать это по правилам ездок почему-то не в состоянии. Другим кажется неприемлемым качество дорожного покрытия на проезжей части, и он сворачивает вправо. Третьи вообще выезжают на обочину полосы встречного движения.

Такое поведение на дороге всегда является сильным раздражающим фактором для тех, кто ездит по правилам даже в самых невыносимых дорожных условиях. И нас спрашивают, предусмотрено ли какое-либо наказание для таких водителей?

○ Наказание за движение по обочине.

Для обывателя обочина – это участок дороги слева или справа от проезжей части. В ПДД предлагается следующая формулировка:

  • «Обочина - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.»

В пределах больших городов и широких трасс обочину делают однородной с проезжей частью. Это необходимо для того, чтобы исключить попадание пыли, грязи, камней на части дороги, по которым передвигаются автомобили, чтобы не ухудшать качество их движения в случае экстренного торможения.

В этом случае, обочина определяется разметкой в виде сплошной полосы.

В иных случаях обочина может представлять собою травяной покров, грунт, песок и т.д. Она никогда не отделяется от собственно проезжей части бордюром, не бывает приподнята над нею или чересчур опущена.

Именно то, что обочина находится на одном уровне с полосой движения автомобиля и делает ее такой соблазнительной для движения.

Итак, обочина – место для остановки, и более никаких действий на ней не предусматривается.

Нарушение за движение по обочине квалифицируется ч.1 ст.12.15 КоАП РФ :

  • «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.»

○ Штраф за обгон по обочине.

Иногда совершение правонарушения трактуется как обгон по обочине справа.

Понятие «обгон» часто оспаривается в апелляционных жалобах, мол, я не обгонял, я опережал.

Обгон связан с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения.

Опережение – это движение по своей полосе.

Но обочина не является полосой движения. Поэтому для нарушителей наказание будет являться справедливым.

○ Движение по встречной обочине.

Находятся водители, которые решаются на объезд впереди идущих транспортных средств или затора по противоположной обочине.

Разумному объяснению подобные действия не поддаются. Однако разработчики законов, видимо, сталкивались на дороге с таким необычным поведением, потому что наказание за него предусмотрено.

Чтобы попасть на обочину полосы движения в противоположном направлении, водитель пересекает полосу дороги, предназначенную для встречного движения. Следовательно, он нарушает ПДД, пункт 9.2 :

  • «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.»

Наказание за это является суровым, ведь и возможность трагического развития событий намного выше. Протокол будет составлен по следующим пунктам обвинения Ст.12.15 ч.3 . :

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия - влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей. »

○ Движение по тротуару.

Движение по тротуару – еще один аспект, который в больших, загруженных городах скоро станет нормой жизни. Некоторые водители не гнушаются еще и посигналить зазевавшемуся пешеходу, чтобы поторопить его или прогнать прочь.

Наказание предусмотрено и для них:

КоАП РФ, ст.12.15 ч. 2. :

  • «Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения - влечет наложение административного штрафа в размере 2000 рублей.»

Некоторых автомобилистов штраф за езду по обочине не пугает – слишком уж хочется побыстрее вернуться домой после тяжелого трудового дня или вовремя успеть на деловую встречу. К тому же существуют категории транспортных средств и случаи, когда съезд с дороги вполне допустим. Предлагаем разобраться, когда маневр окажется законным, а когда – приведет к годовому запрету управлять ТС.

Находим отличия

Для начала стоит выяснить, какие определения данным общественным зонам даны в п.1-2 ПДД. Хотя езда по обочине, тротуару и газону караются штрафами в 2017 году, разобраться стоит хотя бы потому, что предназначены эти участки для разных целей.

Для обочины характерны следующие критерии:

    непосредственно примыкает к проезжей части;

    находится с ней на одном уровне;

    отличается от нее типом покрытия (гравий, грунт и пр.);

    от основной дороги отделена белой сплошной (разметка 1-2-1) или белой прерывистой (разметка 1-2-2);

    предназначена для передвижения некоторых видов транспорта, пешеходов, проезда велосипедистов (больше о том, кому можно ездить и ходить по обочине, ниже).

Тротуар похож на обочину тем, что также примыкает к проезжей части (или отделяется от нее газоном), но предназначен исключительно для пешеходов, а также велосипедистов (при наличии специальных линий они должны двигаться по ним).

Если отличить тротуар от обочины почти всегда удается, то с газоном – сложнее. Его полного определения в Правилах ДД нет. В них он упоминается лишь в определении тротуара. Однако в ГОСТах, а также в региональных нормативных актах газоном называется участок с травяным покровом из специально посаженных трав, который является частью городского ландшафта.

Газон – самая «закрытая зона»: по нему нельзя ни ездить, ни ходить. Нарушители могут получить административный штраф (до 4,5 тыс.руб.) за порчу зеленых насаждений (ст.7-17 КоАП).

Кому и когда можно?

Существует несколько ситуаций, в которых наказание за езду по обочине не предусмотрено.

На основании п.12-1 ПДД съехать можно:

    на правую сторону – если нужно остановиться или припарковать на некоторое время автомобиль, например, чтобы добежать до придорожного маркета и купить воды;

    на левую – только в населенных пунктах для остановки и стоянки на дорогах с односторонним движением без трамвайных путей в центре.

На заметку! Съезжать на левую сторону большегрузам массой более 3,5 тонны разрешено только для разгрузки-загрузки.

Съехать с дороги и двигаться рядом с кюветом могут:

    служебные автомобили коммунальщиков и дорожников;

    грузовики, подвозящие грузы к торговым точкам, складам и другим объектам, при отсутствии других вариантов подъезда.

Ехать по краю дороги разрешается и трем другим категориям участников движения, но при условии, что они не мешают пешеходам. К этим категориям относят:

    велосипедистов старше 14 лет, но если нет возможности ехать справа по проезжей части или по велодорожкам на тротуаре (п.24-2,24-6);

    водителей мопедов (п.24-7)

    тех, кто управляет гужевым транспортом (п.25-2).

Кому и когда запрещено?

В остальных случаях езда по обочине запрещена – это прописано в одном из пунктов ПДД (9-9). Тоже касается и передвижения по разделительным полосам.

Понять, какой штраф за езду по обочине выпишут, можно в том случае, если учесть – был ли совершен только незаконный съезд с дороги или водитель пытался при съезде совершить обгон.

В пункте 1 ст.12-15 КоАП прописано, что если водитель съехал вправо или пытался совершить по правому краю обгон, то ему назначат штраф в размере 1,5 тыс.руб.

Если для маневра использовалась левая, встречная полоса, то наказание ужесточается, так как к вышеперечисленным нарушениям плюсуется еще и езда по «встречке».

На заметку! При подобных маневрах часто водитель не может спокойно вернуться в свой ряд, не создав опасную ситуацию или помехи для других, а обгоны с такими последствиями также запрещены ПДД (п.11-2).

Нарушителям на основании п.4 ст.12-5 КоАП грозит:

На заметку! Езда по обочине на МКАДе наказывается такими же штрафами. Вот только если на менее оживленных дорогах еще можно «проскочить», то с весны 2016 года на московском «кольце» установлено более сотни камер-регистраторов, которые не оставляют без внимания ни одно нарушение.

Какие отговорки не спасут?

Некоторые водители пытаются снизить неминуемый штраф с пяти до полутора тысяч, объясняя, что выехали на «встречку» в попытке объехать препятствие (скопившуюся на дороге пробку). Но в п.1-2 ПДД езда по обочине не может оправдываться желанием объехать препятствия, потому что пробки и исправные авто таковыми не являются.

Не стоит пытаться уговорить инспектора не выписывать квитанцию, ссылаясь на то, что вы якобы съехали с дороги, чтобы найти место для остановки, но не нашли, а вернуться не смогли, вот и пришлось ехать по краю дальше. Инспектор наверняка резонно заметит, что вы могли спокойно ехать в своем ряду и оттуда выбирать участок для остановки.

Последствия спешки

По статистике ГИБДД из-за водителей-шустриков:

    протяженность пробок увеличивается, так как при попытке вернуться на дорогу воитель создает дополнительные сложности другим;

    нервозность увеличивается, что нередко оборачивается кровавыми расправами на дороге;

    количество аварий, особенно «поцелуйчиков», растет.

Шустриков и халявщиков не любит никто, поэтому другие водители могут из вредности блокировать проезд и не пускать дельца обратно на дорогу. И это справедливо: закон един для всех!

Важно помнить, что грунтовая поверхность, на которой нередко скапливаются мусор и ветки, может вырасти кустарник или лежать огромный булыжник, не предназначены для автомобильного движения. Подборка страшных роликов наглядно демонстрирует, к чему приводит езда по обочине, и какие дорожные войны устраивают водители.

Кроме этого, когда автомобиль, да еще на скорости, едет по грунтовой полосе, он поднимает изрядное количество пыли, что приводит не просто к неудобству, но и к трагичным последствиям. Пыль оседает на автомобилях и забивается в салон, и это не вызывает удовольствия у водителя и пассажиров, особенно в жаркое время. Ее клубы к тому же снижают общую видимость, что приводит к авариям, а также увеличивает риск гибели движущихся по обочине пешеходов – в пыли их сложнее увидеть.

Конечно, останавливать водителей должно не наличие хорошей отговорки и не видеорегистратор, который накажет рублем, а готовность неукоснительно соблюдать единые правила и желание сохранить свою и чужие жизни, ведь езда по обочине как на большинстве видео заканчивается трагедией.

Внимание! Данные видеоматериалы предназначены для лиц старше 18 лет

Ожидание в дорожных заторах не только забирает время, но и нервы. Ведь за это впустую потраченное время можно сделать столько полезных дел! Но правила есть правила, тротуар предназначен для пешеходов, и ездить по нем нельзя. Что было бы, если каждый водитель захотел проехать по тротуару? Но даже одного автомобиля достаточно, чтобы создать аварийную ситуацию и угрозу для пешеходов.

Исключения из правил

Правила дорожного движения написаны не для того, чтобы их нарушать. Но и в ПДД есть исключения.

У кого есть такая привилегия: двигаться по тротуару?

  1. Сейчас очень много торговых точек расположено прямо вдоль проезжей части, и другой возможности у автомобилей, подвозящих товар, кроме как заехать на тротуар для разгрузки, попросту нет. Данное исключение действует при условии отсутствия другого подъезда к магазину.
  2. Транспортные средства, относящиеся к экстренным службам (полиция, скорая помощь, пожарная служба) могут въезжать на тротуар, если иначе оказание соответствующей помощи не представляется возможным.
  3. Вынужденный маневр. Например, водитель на машине не может въехать во двор своего дома, кроме как через тротуар, в случае, если парковка в этом дворе разрешается. Но данный пункт – спорный. Водителя все-таки могут наказать.

Сколько стоит езда на автомобилепо тротуару

Согласно Кодексу РФ об административных нарушениях наказание предусмотрено не только за узду по тротуару, но и за остановку на нем.

Данное правонарушение регламентирует статья 12.15, согласно которой размер штрафа за езду по тротуару составляет в 2019 году две тысячи рублей. Если водитель захочет остановиться на тротуаре, то ему следует приготовить для штрафа тысячу рублей. Причем остановка на тротуаре считается даже тогда, если автомобиль стоит на бордюре одним колесом. Оставляя машину подобным образом, водитель должен иметь в виду, что забрать свое транспортное средство он сможет только со штрафной стоянки.

Двигаться на автомобиле по обочине также запрещено, это обойдется в пятьсот рублей. Что касается населенных пунктов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и так далее), то тут ставки выше – три тысячи рублей за движение по тротуару на автомобиле.

Можно ли ездить по тротуару на велосипеде

В условиях катастрофической нехватки специально отведенных дорог для велосипедистов остро стоит вопрос, можно ли на велосипеде двигаться по тротуару, ведь это тоже транспортное средство. Если велосипед относится к транспортному средству, то и правила для едущих велосипедистов такие же, как и для автомобилистов за рулем. Исключения составляют люди, которые не едут на велосипеде, а ведут его, они относятся к пешеходам.

Велосипедистам старше 14 лет разрешается передвигаться по велодорожкам, в случае ее отсутствия – по крайней правой полосе проезжей части, можно двигаться по обочине, если крайняя правая полоса занята, если и это невозможно, то разрешается движение на велосипеде по тротуару. По проезжей части не запрещено передвигаться в группе велосипедистов. В 2014 году на дороге появились специальные выделенные полосы, по которым можно ездить на велосипеде.

За движение по тротуару на велосипеде предусмотрено денежное наказание в размере восьмисот рублей. Сколько стоит езда на велосипеде по тротуару в пьяном виде? Если велосипедист нетрезв, то штраф составит от тысячи до полутора тысяч рублей. По сравнению с нарушителями-автомобилистами, нарушители-велосипедисты штрафуются в России в редких случаях.

Тротуар предназначен только для передвижения пешеходов, езда по тротуару на автомобиле запрещена. Каждый водитель это знает. Но иногда, простаивая долго в пробке, некоторые водители теряют терпение и решаются объехать вереницу машин по пешеходной зоне. Такое правонарушение несет в себе опасность как для пешеходов, так и для самого водителя.

Тротуар – это участок дорожного полотна, который предназначен для передвижения пешеходов. От проезжей части он отделен с помощью газона или бордюра.

По закону на нем запрещается размещение автомобилей, причем нет разницы, была ли совершена кратковременная остановка на несколько минут или парковка на пару часов. Соответственно, движение по тротуару на автомобиле тоже запрещается. Но это правило допускает и некоторые исключения. О них будет рассказано ниже.

Пешеходная зона должна быть обозначена определенным способом, в том числе она должна располагаться выше, чем дорожное полотно. Если обозначений нет, тротуаром будет считаться территория, не отнесенная к дорожной полосе, но находящаяся рядом с ней.

Чем отличается пешеходная дорожка от обочины?

Водителям запрещается ездить по тротуару и парковать на нем свой автомобиль.

Но ситуация может поменяться, если назвать рассматриваемый участок по-другому:

  1. Обочина – это участок дорожного полотна, который примыкает к дороге, но не отделяется от нее при помощи специальных ограничителей и находится с ней на одинаковом уровне. В этой зоне разрешается остановка и стоянка транспортных средств.
  2. Пешеходная дорожка – это зона, которая предназначается для передвижения людей пешком или на велосипеде. От дороги она отделяется при помощи специальной разметки. Автомобилям делать остановки на пешеходной дорожке разрешается, но за движение по ней можно получить штраф.

В каких случаях можно ездить по тротуару?

В ПДД указано несколько случаев, при которых проезд по пешеходной зоне на автомобиле разрешен:

  1. Если требуется подъезд спецтехники какой-либо службы к участку аварии или размещения коммуникаций;
  2. При проезде транспорта, который осуществляет доставку товаров к магазину или предприятию, расположенному рядом с пешеходной зоной.

Часто возникают ситуации, когда автомобилисту необходимо остановиться около магазина, где допускается парковка, но высота бордюра не позволяет ему проехать. Обычно неподалеку оказывается более низкий бордюр, и водителю приходится проезжать это незначительное расстояние, при этом происходит нарушение ПДД.

В ГИБДД даются пояснения относительно этого момента – штраф налагается лишь на тех автомобилистов, которые намеренно выезжают на тротуар, чтобы объехать пробку, сократить свой путь и т.д. Если же автомобилисту понадобилось заехать на пешеходную зону, чтобы добраться до места, где остановка допускается, наказанием ему не грозит.

При этом каждый водитель, которому пришлось заехать за пределы проезжей части, обязан заботиться о безопасности окружающих людей. Автомобилистам стоит соблюдать ПДД не только для того, чтобы не выплачивать штраф, но и для того, чтобы не причинить окружающим вреда.

Какой штраф предусмотрен за езду по тротуару?

Некоторых начинающих автомобилистов интересует вопрос: какой штраф предусматривается за езду по тротуару? Езда по пешеходным и велосипедным дорожкам в 2016 году каралась штрафом в размере 2 000 рублей. В этом 2017 году данная сумма не изменилась. Во всех регионах России штраф за езду по тротуару имеет одинаковую величину.

За езду на автомобиле по обочине на водителя налагается штраф в размере 500 рублей.

Как показывает практика, сотрудники дорожной службы не особо следят за водительскими маневрами за пределами проезжей части, если только эти маневры не совершаются откровенно нагло. Так что нарушений этого ПДД выявляется не так много. Но для того, чтобы выписать штраф, сотруднику ГИБДД достаточно будет видеофиксации и показаний свидетелей, которые подтвердят, что правило было нарушено.

Не во всех случаях работники ГИБДД способны объективно оценить ситуацию, как и водители, которым приходится выезжать на пешеходную зону. Так что если последние уверены в том, что с их стороны нарушений ПДД не было, они имеют право обжаловать выписанный штраф.