Как бороться с незаконными парковками во дворах. Что делать с незаконной парковкой во дворе дома – варианты борьбы. Как правильно составить исковое заявление в суд по незаконной парковке

В России, как известно, две беды - дураки и дороги. Иногда одна беда захватывает другую, так образуются нелегальные парковки. К сожалению с парковками в крупных городах царит полные хаос. В России до сих пор нет законов, которые бы четко регулировали городские парковки. Раньше парковками в Москве заведовали бандиты. Потом городские власти долго пытались придумать способ относительно честно брать за парковки деньги, но в итоге так ничего и не придумали. Сегодня в Москве официально платных городских парковок практически нет. К счастью, нет и парковщиков, которые раньше вымогали у доверчивых водителей деньги. Зато очень много нелегальных парковок. В центре города и без того перегруженные улицы захватывают рестораны, кафе, клубы, магазины, даже различные ведомства и министерства занимают под свою личную парковку драгоценные метры обочины. Вы наверняка видели в центре города конусы, ленточки, столбики и металлические заграждения, мешающие парковаться. Большинство автолюбителей просто проезжают мимо, даже не задумываясь, что преграду можно отодвинуть и совершенно легально оставить на этом месте там свою машину. Мы с Димой Терновским решили разобраться. В следующих постах мы научим вас, как бороться с нелегальными парковками. Наша конечная цель - очистить города от парковщиков-оккупантов и освободить дороги для простых автомобилистов. А пока предлагаю отправиться с нами в первый ознакомительный рейд по улицам Москвы.

Для начала предлагаю послушать фрагменты диалогов с охраной и милицией. Как вам вообще такой формат? Удобнее печатных диалогов?

Встретившись у памятника Юрию Долгорукому, прямо напротив мэрии Москвы, я попробовал найти место для своей машины. Машины здесь стоят в три ряда, а под окнами лежат номера телефонов, на случай, если кому-то надо будет выехать. При этом у Главмосстроя охранники выставили железные столбики, заняв десяток парковочных мест. Не долго думая я решаю убрать столбик и поставить свою машину.

Охрана сразу вступается за главное оружие оккупантов - металлический столбик. Прошу охранников показать документы, подтверждающие законность выставленных ограждений. Нам отвечают, что они у руководства, но все сейчас заняты, и к нам выйти не могут. Конечно же, никаких прав на подобный захват общегородской территории у Главмосстроя нет. Охрана долго рассказывает про то, что это места их руководства, сам Олег Владимирович Дерипаска, владелец "Базового Элемента", в чей состав входит Главмосстрой, оставляет здесь машину. По мнению службы безопасности, ТАКОЙ человек наверняка договорился насчет этих мест. Но у нс закон один для всех. "Договориться" и забрать себе часть общегородской парковки невозможно. Через 5 минут споров с охраной они сдаются и я оставляю свою машину на месте самого Олега Владимировича. Первая победа, парковаться - можно!

Что касается легальных и нелегальных парковок. Под парковку арендуют конкретный земельный участок, но не «кусок улицы». Данный земельный участок должен иметь кадастровый номер. Договор аренды земельного участка под парковку оформляется в письменной форме с уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы. Данная парковка должна быть внесена в Реестр городских парковок, который ведет Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Тот факт, что многие владельцы кафе говорят, что они арендовали себе улицу, скорее всего, означает, что данный участок у них арендован под кафе, но не под парковку. Поскольку по требованию водителя сотрудник парковки должен предъявить ему ордер, подтверждающий факт внесения парковочного места в Реестр, водитель, который собирается припарковаться возле кафе, должен потребовать от сотрудников того или иного кафе, которые запрещают парковку, предъявить правоустанавливающий документ. В случае отказа предъявить такой документ, водитель имеет право обратиться в правоохранительные органы. Такую парковку следует считать незаконной, устройство такой парковки является самовольным занятием земельного участка, ограничением доступа на землю общего пользования, использованием земельного участка без правоустанавливающих документов.

Следующая остановка - Совет Федерации. Парковка обозначена знаком "а/м Совета Федерации РФ". Нередко на легальных парковках устанавливают знаки или таблички, что та или иная парковка «только для сотрудников...», лишая граждан права припарковаться в данном месте. Все действующие дорожные знаки и дополнительные таблички указаны в специальном документе — ГОСТ Р 52290-2004. Какие-либо иные знаки (таблички) указанным ГОСТом не предусмотрены. Поэтому водитель вправе игнорировать подобные знаки. В ГОСТе я не нашел, что возможны какие-либо исключения для парковки только определенных машин.

Ставим машину на свободное крайнее место, сразу за знаком «а\м СФ РФ». Сразу же подходит сотрудник ФСО, и просит убрать машину. Основание - данная территория является особоохраняемой зоной и в соответствии с законом о ФСО они имеют право ограничить нахождение автотранспорта в таком месте.

Федеральный закон о государственной охране, статья 15, пункт 10:
"Федеральные органы государственной охраны в целях осуществления государственной охраны имеют право принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств;"


Даже при том, что сам знак не соответствует ГОСТу, требования сотрудника ФСО абсолютно законные и понятные. Та же история и с Генеральной прокуратурой, выставляющей ограждения вдоль своих зданий, занимая проезжую часть. Первое поражение, парковаться нельзя!

Правда у СФ всё же обнаружилось нарушение, места для инвалидов заняли милиционеры. Я очень рад, что у нас в милиции начали работать инвалиды. «Россия - страна равных возможностей

Через сто метров обнаруживаем отличное место для парковки, заставленное ограждениями. Выходим и отодвигаем их в сторону. Простояв минут пять, так и не дожидаемся самоуправцев. Вывод очевиден - хочешь парковаться, бери и паркуйся!

Едем дальше. Машины, стоящие в несколько рядов, и вдруг пару свободных мест у парадного входа какого-то учреждения! Оказалось, что мы встали на место руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Подходит дежуривший на улице милиционер. Выясняется, что законных прав на эти места у агентства нет, от милиционера требуют всех гонять, а он просто нас просит не ставить сюда машину.
- Можем не убирать?
- Можете, но я вас прошу убрать.

С одной стороны жалко сотрудника милиции, а с другой - почему другие автовладельцы не имеют таких привилегий? Почему министры, руководители федеральных агентств и другие чиновники захватывают улицу для своих личных парковок? Уверен, что когда чиновники наконец лишатся привилегий, когда они снимут мигалки и откажутся от своих парковочных мест, вот тогда у нас начнут бороться с пробками и строить муниципальные парковки. А пока их не касаются проблемы обычных автолюбителей, вот никто их и не решает.

Сразу за поворотом - кинотеатр Пушкинский. Под лестницей стоят машины, а на пустых местах - ограждения. Чуть притормаживаем, и уже неизвестный мужчина бодро раздвигает ограждения, предлагая поставить машину.
- Сколько стоит парковка?
- Да потом отблагодарите.
- А «отблагодарите» - это сколько?
- Да что не жалко, то и дадите.
- 50 рублей нормально?
- Да сколько хотите.

На другой стороне дороги стоит сотрудник ГИБДД. Говорит ли он то же самое, что и наш новый знакомый - неизвестно. Но и там имеются ограждения и «избранные» для парковки автомобили.

Да и парковщик проводит с ним большую часть своего времени. Тут кстати очень хороший пример нелегальной парковки. По закону парковаться здесь вообще нельзя. Но сотрудника ГИБДД это ничуть не смущает. Как думаете, сколько ему отдает ушлый парковщик? А сколько этот гаишник заносит своему начальству? Хороший бизнец они организовали в самом центре Москвы. Но к этим бандитам мы еще вернемся в следующих сериях.

Конечно же, эти ограждения тоже незаконны. Можно смело их убирать, и ставить машину. Но, тем не менее, отдаем обещанные 50 рублей.

На Пушкинской вообще много таких загадочных зон. Вот одна из них - кто и на каком основании занял большую часть тротуара - неизвестно.

Проехав по центру Москвы, можно увидеть, как на фоне всех этих столбиков, конусов и ограждений вынуждены парковаться остальные участники движения. Заставлены все тротуары и газоны, машины ставятся в три, а то и в четыре ряда. А со следующего года в Москве и Питере будут подняты штрафы за подобную парковку до 3 000 рублей. Спасибо нашим депутатам и президенту, подписавшему закон, не предоставив гражданам возможность парковаться без нарушений. Простая формула «Сначала парковки, потом штрафы!» понятна не всем представителям власти.

Если представители госведомств осознают, что прилегающая к их зданию земля им не принадлежит, то частники ведут себя намного наглее. Чаще всего объяснить тупоголовому охраннику, что выставленные перед рестораном ограждения незаконны - невозможно. Не редко такие парковки занимают весь тротуар или проезжую часть. Владельцы заведений в первую очередь пекутся о своих машинах и гостях, а на остальных им совершенно наплевать.

Нам так и не удалось поставить машину перед одним из ресторанов. Вопрос можно было решить вызовом милиции, но мы решили сделать это в следующий раз.

Аргумент у охранника один: директор сказал держать это место.

Уезжаем и пробуем встать у какого-то частного клуба, убрав один из пластиковых конусов. Какой-то мужчина объясняет с сильным акцентом, что «если по-хорошему», то можно. "Но вообще тут ни у кого документов нет на парковку, просто в некоторых местах люди с автоматами стоят, вы там попробуйте поставить!" Таких парковщиков с их конусами можно смело посылать куда подальше.

Здание федеральной налоговой службы России. Столбики - вдоль всего фасада. Никаких знаков нет, парковка здесь для всех, но охрана не дает поставить машину. Я минут пять боролся с охранником за столбик. Чуть ли не силой я убрал незаконную преграду и Дима припарковал машину. Охранник пошел за начальством.

Вышедшие люди просят наши документы, и получают мотивированный отказ. Говорят про антитеррористические меры, про то, что к ним тут министры и большие начальники безостановочно приезжают, а парковать их совершенно некуда. "Сейчас идет обсуждение закона об электронном документообороте, знаешь какие люди сюда приезжают?!" Сначала угрожают, что машину эвакуируют, а потом разрешают оставить на некоторое время. Ситуация стандартная, чиновники и высокое начальство важнее простых граждан, которые колесят по несколько кругов вокруг квартала, чтобы найти свободное место.

Шикарная парковка на Театральном проезде. Но, увы, поставить здесь машину могут только представители МЧС. История, в общем-то, такая же, как и с Генеральной прокуратурой и Советом Федерации. Установлен знак, что парковка только для А/М МЧС. Парковска совершенно пустая, но охрана сетует, что если что случится, сюда приедет сам Шойгу и холопов здесь быть не должно, чтобы барина не смущать.

Самыми «сообразительными» оказались владельцы «Третьяков Плаза». Они просто выставляют вдоль проезжей части красивые велосипеды. А потом на их места паркуют свои и машины гостей. Администрация понимает, что никакой парковки для гостей их магазина на Никольской улицы быть не может. Но на войне все средства хороши. С точки зрения закона сделать здесь что-то очень сложно.

Бороться с подобными захватами сложнее, но всё же можно!

Как показал наш рейд, припарковать свою машину на законных основаниях вы можете практически везде, куда действительно не ограничен въезд (КПП, шлагбаум, охрана). Все эти столбики, конусы и цепочки - самовольные захваты общегородской территории. Спокойно выходите из машины, и убирайте их в сторону, чтобы поставить автомобиль. В случае конфликтной ситуации - вызывайте милицию.

Ситуация с парковками в крупных города действительно сложная. В Москве в центре часто просто нет возможности легально оставить машину. Платные паркинги внутри Садового кольца можно пересчитать по пальцам. В результате владельцы офисов, магазинов и ресторанов в центре вынуждены захватывать часть улицы для автомобилей своих клиентов и сотрудников. С такими захватчиками бороться можно с помощью милиции. А вот что делать с министерствами и другими госучреждениями не очень понятно. Ведь именно чиновники виноваты том, что в Москве сложилась такая ситуация с пробками и парковками. Почему министр должен иметь сомнительные привилегии, если в городе и стране нет никакого порядка? Если не могут обеспечить граждан доступными парковками, пусть выводят все свои ведомства за МКАД и паркуются, где хотят. В Москве и так слишком тесно.

Часть охрана угрожает эвакуацией. Помните, что угрозы эвакуировать автомобиль - лишь попытка напугать автовладельца. Я обзвонил несколько эвакуационных служб, включая государственную, где мне отказались помочь в перестановке чужих автомобилей с парковки ресторана. Они не имеют права перемещать чужие машины. Это возможно только в присутствии сотрудника ГИБДД, имеющего на то основания. Так что будьте уверены, НИКТО вашу машину не эвакуирует, если припаркована она по всем правилам. Вот фрагменты разговоров со службами эвакуации:

Еще часть захватчики парковок угрожают проколоть колеса либо поцарапать автомобиль. Вряд ли кто-то рискнет реализовать угрозы, но на всякий случай, если чувствуете спорную ситуацию, включайте камеру на телефоне и говорите охране, что все его угрозы записаны и в случае нанесения ущерба вашему имуществу он будет первый под подозрением. Также обратите внимание охраны, что у вас служебный автомобиль и он застрахован, и в случае чего, разбираться он будет не с вами, а с юристами вашего работодателя и страховой компании. В моей практике этих мер достаточно, чтобы остудить пыл любого зарвавшегося охранника.

Наши партнеры по проекту «Страна без глупостей» , юристы из «Национальной Юридической Службы» подготовили комментарии по этой теме.

1. Что делать, если парковщик или человек без бейджика препятствует парковке, преграждая движение конусом или столбиком (как себя вести на месте, и куда звонить, а так же куда потом жаловаться).

Отличить легального парковщика от нелегального можно по светоотражающему жилету, на котором указан действующий тариф, и специальному жетону с индивидуальным номером. Кроме того, официальные парковщики по первому требованию водителя должны предъявить разрешительные документы на эксплуатацию парковки (цветная копия ордера с голограммой) и удостоверение работника.

Если Вам в произвольном порядке отказывают в парковке, отказываются объяснить причины и предъявить нормативно-правовой акт, устанавливающий такой запрет, смело звоните на номер 02, или в дежурную часть соответствующего ОВД. Дежурному сообщите, где Вы находитесь, изложите проблему, попросите направить сотрудника полиции для устранения незаконных препятствий в Ваших правах.

При поддержке ГУВД города Москвы ООО «Столичные парковки» организовало телефон «горячей линии» (998-85-05), по которому водители смогут пожаловаться на незаконную деятельность парковщиков или нарушения правил парковки.

2. Отдельная тема - на тротуаре или на проезжей части эта парковка, есть ли разница?

Временно припарковаться можно в соответствии с ПДД и на проезжей части. А вот требование администрации не ставить автомобили на проезжей части рядом с гостиницами, ресторанами или клубами зачастую незаконны. Единственное, что может запретить парковку на проезжей части дороги общего пользования, — это соответствующие дорожные знаки или разметка.

На тротуарах парковка не допускается. Но она может быть оборудована на территории, непосредственно прилегающей к дороге и не предназначенной для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы и т. д.).

Легальная парковка обозначается соответствующими знаками и разметкой, имеет твердое покрытие, освещение, противопожарные средства, специальные места для въезда и выезда транспортных средств, специальные места для т/с инвалидов. Не допускается оборудование парковок конструкциями, в частности, ограждениями, не предусмотренными соответствующим ГОСТом.

Все городские парковки на территории г.Москвы (платные, служебные, бесплатные) вносятся в Реестр городских парковок. Факт внесения парковочного места в Реестр подтверждается выдачей ордера. Ведет этот Реестр Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы. При передаче городской парковки в эксплуатацию, ордер оформляется в трех экземплярах. Первый хранится в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы, второй направляется в ГУП «Городская служба платных парковок», третий передается оператору (Постановление Правительства г. Москвы от 1 ноября 2005 года № 854-ПП).

3. Важно ли, у частной территории (ресторан, клуб, банк) или государственной компании, ведомства (Главмосстрой, МЧС, налоговая) организована такая парковка "для своих".

Нередко на легальных парковках устанавливают знаки или таблички, что та или иная парковка «только для сотрудников...», лишая граждан права припарковаться в данном месте. Все действующие дорожные знаки и дополнительные таблички указаны в специальном документе — ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования». Какие-либо иные знаки (таблички) указанным ГОСТом не предусмотрены. Поэтому водитель вправе игнорировать подобные знаки. В случае судебного разбирательства водитель сможет доказать, что дополнительная табличка не предусмотрена ГОСТом и что ПДД им не нарушены. При этом, следует представить фото- или видео изображение таких ненадлежащих знаков.

Городские служебные парковки - это парковки, переданные в пользование юридическим лицам и предназначенные для размещения служебных и/или гостевых транспортных средств, организованные ГУП г.Москвы «Городская служба платных парковок» и оформленные договорами аренды на ГУП «Городская служба платных парковок»

Таким образом, все парковки, которые не внесены в указанный Реестр (или, в случае служебной парковки, не оформлены договором аренды на ГУП «Городская служба платных парковок») являются незаконными. Устройство такой парковки - это самовольное занятие земельного участка, ограничение доступа на землю общего пользования, использование земельного участка без правоустанавливающих документов. Ответственность за такие действия предусмотрена Кодексом города Москвы об административных правонарушения (установка ограждений или перекрытие ими проезжей части дорог без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Москвы органом, влечет наложение административного штрафа).

4. Можно ли что-то сделать умниками, которые выставляют велосипеды, занимая специально все места?

Если стоянка велосипеда в данном месте не запрещена ПДД, то уличить в чем-то тех, кто специально выставляет велосипеды для занятия мест под стоянку авто, будет нелегко. Они ведь формально ничего не нарушают. А вот самостоятельно убирать велосипед не стоит, вас могут обвинить в покушении на чужую собственность. Может быть, есть смысл сделать видеозаписи такого рода сомнительных манипуляций с велосипедами со стороны администрации подобных заведений, после чего направить эти записи с соответствующими заявлениями в компетентные государственные и муниципальные службы. В таких действиях, по меньшей мере, для властей есть повод вынести им официальное предписание.

Настоящая беда нынешнего времени незаконная парковка во дворе: куда жаловаться, если один из жильцов многоэтажки самовольно присвоил себе прямоугольник пространства, оградил его цепями и назвал личным парковочным местом? Подобные действия носят устрашающее название самозахват придомовой территориии , разумеется, находятся за рамками закона. Чем же рискует «захватчик» и под какие статьи подпадают его деяния?

Что говорит закон?

Закон утверждает следующее: получение парковочного места около дома в единоличное пользование возможно только при единовременном соблюдении двух условий – во-первых, придомовой участок находится в частной собственности, во-вторых, претендент на место получил согласие всех собственников. Однако земля возле большинства российских домов принадлежит именно государству, а не жильцам, а значит, любой гражданин имеет право беспрепятственно находиться на ней (обращаемся к ГК ст. 262). Для таких земель Градостроительный Кодекс даже предусмотрел специальный и очень емкий термин – территории общего пользования. Если на подобных территориях установлены ограждения, препятствующие нормальному перемещению граждан, это уже правонарушение.

Что грозит нарушителю?

Устанавливая столбики и цепи во дворе, автолюбитель рискует «пройти» сразу по нескольким статьям Административного Кодекса:

  • Самовольное занятие земельного участка. Любопытно, что москвичи наказываются по локальному административному акту (КоАП Москвы, ст. 6.5), тогда как провинциалы – по Административному Кодексу РФ (ст. 7.1). Местный акт куда гуманнее: он устанавливает штраф в размере от 1 до 3 тыс. рублей. КоАП РФ же определяет, что минимальная планка штрафа – 5 тыс. рублей, а в целом размер штрафа зависит от кадастровой стоимости земли.
  • Нарушение требований пожарной безопасности. Пессимистичная картина: в доме произошло возгорание, а пожарная машина не может подъехать, потому как проезд сплошь размечен цепями с замками. Ценой чувства собственничества и раздутого эго отдельных жильцов могут стать жизни людей. Штраф за нарушение требований пожарной безопасности составляет до 1.5 тыс. рублей, и это тот случай, когда удивляешься, почему так мало?
  • Повреждение дороги. Чтобы установить столбики для разметки, автомобилистам подчас приходится сверлить асфальт, а это явная порча государственного имущества. По ст. 12 КоАП за незаконную парковку автомобилисту приходится платить наиболее суровый штраф – от 5 тыс. рублей. Если сравнить эту сумму с предыдущей, в очередной раз дивишься тому, насколько цинично государство расставляет приоритеты.

Все перечисленные суммы актуальны, только если на незаконной парковке во дворе «попалось» физическое лицо (то бишь простой гражданин). Если нарушитель – должностное или юридическое лицо, суммы штрафов многократно выше. В частности, ст. 12 КоАП устанавливает, что юрлицо может оказаться обязанным выплатить за незаконную парковку на придомовой территории 300 тыс. рублей!

Куда жаловаться?

Есть масса способов борьбы с незаконными парковками. Куда же жаловаться на незаконную парковку во дворе?

  • ОПОП (общественный пункт охраны порядка) или местному участковому. Согласно закону №77, именно ОПОП обязаны следить за организацией движения на внутридворовых территориях. В случае бездействия сотрудников общественных пунктов следует пожаловаться в УВД.
  • Администрация. Городские власти обязаны принять меры: снять самовольно установленные ограждения в течение 30 дней и «впаять» нарушителю штраф по 7-ой статье КоАП.
  • ЖЭУ. Придется написать заявление на нарушителя и ждать удаления незаконных конструкций опять же 30 дней.
  • Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии (в недалеком прошлом – Росреестр). Сюда имеет смысл обращаться жителям провинциальных городов – у москвичей есть другой вариант.
  • Госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы. Эта организация возбудит административное дело по 6-ой статье местного регулирующего акта.
  • МЧС – обязана следить за соблюдением правил пожарной безопасности.
  • Полиция. Можно смело вызывать полицейских, если автомобилист сверлит асфальт для установки разметки. Его застанут прямо за порчей госимущества и заставят выплатить громадный штраф. Кроме того, стоит обязательно обратиться в полицию, если в ходе споров по поводу дворового пространства нарушитель позволяет себе угрозы и оскорбления.
  • Комиссия по борьбе с незаконной парковочной деятельностью. Стоит отметить, что подобные комиссии создаются только в крупных городах – в областях, где нелегальная парковка не является значимой проблемой, искать такую комиссию бессмысленно. Сотрудники комиссии фиксируют случаи незаконной парковки и отсылают данные в ГУ ИС (инженерную службу), которая и занимается демонтажем. К слову, написать в ГУ ИС можно и напрямую.

Не стоит ограничиваться всего одной инстанцией, куда обращаться на незаконную парковку. Лучше подключить сразу несколько организаций – так выше вероятность, что жалобе «дадут ход».

Как подать жалобу?

Для начала стоит собрать фото- и видеоматериалы, доказывающие факт правонарушения. Нужно сфотографировать двор так, чтобы были четко видны столбики, замки и сам автомобиль. Материалы следует приложить к заявлению, которое составляется в свободной форме - свободная форма не избавляет от необходимости упоминать нормативные акты и законы, нарушенные автомобилистом.

Подать жалобу можно одним из 3-х способов:

  • Лично, через приемную организации.
  • В электронном виде через официальный сайт (порталы почти всех перечисленных инстанций позволяют делать это).
  • По почте, с уведомлением о вручении.

Какой бы вариант ни был выбран, нужно позаботиться о том, чтобы была возможность доказать факт обращения. Например, при личной подаче следует обязательно сохранить один экземпляр, заверенный сотрудником организации. В течение нескольких дней заявлению будет присвоен входящий номер – стоит узнать его по телефону, чтобы было проще отслеживать, на каком этапе находится рассмотрение жалобы.

Пожаловались – что дальше?

После подачи жалобы нужно ждать месяц, ведь люди «власть имущие», как правило, занятые, и заявления на их столы поступают тоннами. При этом закон допускает продление срока рассмотрения еще на месяц (в исключительных случаях), поэтому на скорый демонтаж раздражающих конструкций рассчитывать не стоит. Ни в коем случае нельзя заниматься самостоятельным демонтажом – это влечет за собой штраф! Нужно просто дождаться, когда приедут те, кто «права имеют», и, злорадствуя, лицезреть в окно, как нарушителю выписывают штраф.

Частенько во дворах жилого дома можно встретить установленные столбики или вообще цепи. Автомобилисты, таким образом, пытаются оградить свое место для парковки. Желание закрепить за собой определенную территорию объяснимо. Но война между автомобилистами продолжается. Рассмотрим, как можно побороть нарушителей, не нарушая закон.

Что говорится в законе о парковке во дворе – законна ли организация платной парковки?

Обратимся к статье 36 Жилищного Кодекса РФ. Согласно ей собственник имеет право распоряжаться земельным участком, на котором находится его многоквартирный дом. Также житель может распоряжаться прилегающей к дому территорией, в том числе элементами озеленения и объектами благоустройства.

Парковать свой автомобиль во дворе дома можно, но по закону автомобилисты не могут установить на участке какие-либо парковочные ограждения и тем более взимать плату с тех, кто паркует своего коня. Чтобы точно убедиться, на какую территорию вы можете рассчитывать, обратитесь в организацию по управлению роснедвижимости. Там вам предоставят кадастровую карту территории, которая прилегает к необходимому зданию.

Отметим, что:

  1. Если вы хотите установить контроль над определенным земельным участком, построить на нем гараж или любое другое сооружение, вы должны обратиться с этой просьбой ко всем собственникам многоквартирного дома. Если на общем собрании все жильцы будут не против нововведения, то согласно пункту 4 статьи 36 ЖК РФ за вами закрепляется желаемый земельный участок. Оформить решение собрания следует протоколом.
  2. Решить конфликты между жильцами и автомобилистами поможет также общее собрание. В крайнем случае, собственники могут обратиться в суд.

Автостоянка во дворе дома запрещена по закону. Однако если она соответствует некоторым условиям, то ее могут разрешить.

Парковку разрешат, если:

  1. У вас на руках будет документ, в котором зафиксировано общее решение всех жильцом дома, а также собственников нежилых помещений.
  2. Территориальное управление вашего района разрешило установить ограждения.
  3. Имеется проектная документация.
  4. Инженерные службы и организации правопорядка одобрили проект.
  5. Работы выполнены за счет организатора парковки и всех правообладателей земли.

Отметим, что огораживать здание запрещено, как и запрещено огораживать самостоятельно какую-либо территорию рядом с домом. Общая площадь парковки должны быть рассчитана по строительным нормам и правилам. На каждого жильца выделяют по 0,8 кв.м. Размер парковочного места должен составлять минимум 11,5 кв.м.

Подытожим – автостоянку во дворе дома можно организовать, но не платную. Она будет рассчитана только на жильцов этого дома и будет принадлежать официально собственникам домовладения.

Что делать с незаконной парковкой во дворе дома – варианты борьбы

Парковочные войны во дворах уже не редкость. Почти каждый автомобилист пытается огородить свое местечко и закрывает глаза на многочисленные просьбы соседей. Как же побороть хамов, которые незаконно занимают общие парковочные места?

Существует несколько способов:

  1. Первый – решение проблемы самостоятельно. Когда люди остаются не услышанными, в бой может вступить тяжелая техника по извлечению столбиков. Многие хозяева машин понимают такой шаг со стороны соседей. Этот силовой способ может остановить автомобилистов. Ну, а кто-то не понимает страдающих соседей, то придумывает более сложное ограждение, которое не извлекается вовсе. Обычно войну между соседями автомобилистами сложно остановить.
  2. Второй способ решения проблемы – интеллектуальный. Он предполагает обращение недовольных жильцов в общественный пункт охраны порядка или к районному участковому. Согласно статье 2 Закона №77, действующего по Москве с 10 декабря 2003 года, организацией движение автомобильного транспорта внутридворовых территорий занимаются ОПОП. Сотрудники обязаны зафиксировать факт незаконной парковки и сфотографировать или записать номера машин. Если ваши жалобы не рассмотрели в пункте, обратитесь в УВД вашего района.
  3. Еще один способ – обратиться в Жилищное управление. Работники ЖЭУ занимаются удалением незаконных конструкций. Они обязаны рассмотреть ваше письменное заявление и в течение месяца убрать сооружения.
  4. Четвертый способ – обращение в городскую или районную администрацию. Власти также обязаны расправиться с вольными автомобилистами и в течение месяца снять все ограждения. Кроме того, если занятый земельный участок будет принадлежать государству, то простым гражданам автомобилистам в соответствии со статьей 7.1. КОАП РФ грозит штраф в размере от 500 рублей до 1 тысячи, должностным лицам – от 1 до 2 тысяч, а юридическим – от 10 до 20 тысяч рублей.
  5. Если нарушители испортили дорожное покрытие и умышленно создали помехи в дорожном движении, стоит обратиться в ГИБДД. Согласно статье 12.33 КОАП РФ гражданам грозит штраф от 5 до 10 тысяч рублей, должностным лицам – 25 тысяч руб., а юридическим – 300 тыс. руб.
  6. Шестой способ борьбы с нарушителями – обращение в специальную комиссию , которая занимается предотвращением незаконной парковочной деятельности. Такие комиссии есть только в крупных городах России. Изначально их сотрудники обследуют дворовую территорию, выявляют и фиксируют случаи незаконных парковок. Затем они отсылают данные в инженерные службы районов города (ГУ ИС), которые обязаны ликвидировать незаконные конструкции.
  7. Последний способ – обращение напрямую в ГУ ИС.

Самовольный захват парковочных мест – что делать, если соседи огородили парковку во дворе?


Можно ли огородить паковочное место во дворе дома?

Установить личное парковочное месте во дворе многоквартирного дома можно. Но правильней будет организовать общую автостоянку на необходимое количество машин, владельцами которых являются собственники дома. Так вы точно получите законные метры, несмотря на запреты местного ЖЭКа.

Как же организовать стоянку, не нарушая закон?

  1. Следует обговорить со всеми жильцами дома этот вопрос (п.4 ст.36 ЖК РФ). Если все будут согласны и подпишут протокол собрания, можно двигаться дальше.
  2. Второй этап – оформление проектной документации. Обязательно должно быть прописано, как и где следует организовать парковку. Необходимо рассчитать, чтобы при въезде и выезде со стоянки никто никому не мешал, и было свободное место для возможного подъезда к дому. По строительным нормам для 10 машин необходима территория по размеру 2,5 на 5 м.
  3. Получение согласия от управления района на установку ограждений на основании согласия жильцов, инженерных служб.
  4. Если придомовая территория является собственностью государства, то следует договориться об аренде нужного участка земли . В том случае, когда территория принадлежит собственникам дома, то договор не нужен.
  5. Последний этап – процесс благоустройства , выбор типа парковочного ограждения и вида автостоянки.

Рассмотрим подробнее, какие ограждения можно использовать:

  • Механический барьер, так называемая стальная труба, складывающаяся при въезде авто.
  • Ограждающие столбики. Причем установить их можно на время, либо навсегда.
  • Цепные ограждения. Автоматические. Для них требуется электричество.

Варианты оформления парковок бывают самыми разными.

Наверняка, многие сталкивались с такими инициативные автомобилистами, которые огородили во дворе для себя парковочное место. Натянули цепочку или проволоку, поставили столбики… И если кто-то займет это место, то ему не поздоровится. Законны ли подобные действия, и как бороться с таким захватом территорий, рассказывают инструкторы по вождению .

Самые важные вопросы

Если у вас во дворе идет самая настоящая борьба за территорию, вплоть до проколотых шин и поцарапанных капотов, то эта статья как раз для вас. Как говорят автоинструкторы , в этом случае есть несколько вариантов событий.

1. Почему нельзя огородить во дворе отдельное парковочное место?

Конечно, сделать это можно. Однако для начала следует оформить придомовые земельные участки и дворовые территории в собственность.

Для чего на общем собрании собственников нужно получить согласие жильцов на единоличное пользование тем или иным парковочным местом.

Если собственности нет, в этом случае земля принадлежит муниципалитету, городу или государству. Как гласит пункт 1 статьи 262 Гражданского Кодекса РФ, абсолютно любой человек имеет право находиться на этой территории, соответственно, и парковать свою машину. Не стоит забывать и про территории общего пользования, и если кто-то ограничивает туда доступ, то это уже правонарушение .

2. Что грозит тем, кто незаконно устанавливает ограждения?

За незаконное установление ограждений нарушителю грозит наказание по статье 7.1 КоАП РФ (в ней идет речь о самовольном занятии земельного участка). Для Москвы в этом случае работает пункт 1 статьи 6.5 КоАП города Москвы .

Если парковочные столбики и ограждения стали причиной нарушения требований и норм пожарной безопасности , в частности, они помешали подъезду или проходу к зданию, то здесь действует уже пункт 8 статьи 20.4 КоАП РФ.

Если при установке парковочных столбиков произошла порча дорожного покрытия, нарушителя наказывают по статье 12.33 КоАП РФ.

Если нарушитель — юридическое или должностное лицо, то он привлекается по статье 12.34 КоАП РФ: непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении... Что касается суммы штрафа , то это от 1,5 тысяч для физических лиц, и до 300 тысяч рублей для юридических лиц.

3. Куда можно обратиться?

В Москве, чтобы на нарушителя завели дело, необходимо обращаться в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города. В регионах следует писать жалобу в территориальные подразделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ФС ГРКиК) (регистрационную палату). За порчу асфальта дело возбуждает ГИБДД или полиция.

Если нарушены требования пожарной безопасности, обращайтесь в МЧС. А вот прокуратура может возбудить дело о любом административном нарушении.

4. Почему нельзя сломать столбики самому?

Самостоятельный демонтаж, кража или порча ограждений также считается незаконными действиями! За такое могут возбудить уголовное дело, поэтому лучше действовать законными методами. Помните, что демонтаж должен делать или сам нарушитель (после того, как будет выписано предписание и денежное взыскание), или уполномоченные органы.

5. Как составить жалобу правильно?

Если в вашем дворе кто-то незаконно огородил парковочное место, то для начала сделайте фото-видеосъемку места нарушения.

На фото должен быть отчетливо виден сам автомобиль нарушителя, желательно его регистрационный номер а также цепочки, столбики и другие предметы, которые были использованы для ограждения территории для общего пользования.

  • написать заявление в приемной ведомства;
  • отправить свою жалобу в электронном виде посредством официальных сайтов;
  • отправить обращение заказным письмом через почту с уведомлением о вручении.

Если жалоба составляется лично, то нужно написать два экземпляра, которые обязательно заверяются. Не будет лишним, если вы соберете подписи свидетелей и других жильцов. Трех-пяти подписей будет достаточно, чтобы жалоба носила уже коллективный характер. Один заверенный экземпляр остается у вас. Подаете жалобу в электронном виде? Тогда сохраните само заявление, а также уведомление о том, что обращение было принято и зарегистрировано. Можно проинформировать о правонарушении участкового, управляющую компанию или ТСЖ, органы местного самоуправления, местный ЖЭК/ЖЭУ/РЭУ.

6. Когда ограждения демонтируют?

Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Ведомство, куда была подана жалоба, должно дать официальный ответ. В некоторых ситуациях срок рассмотрения продлевается еще на 30 дней.

В случае положительного решения по вашему заявлению на нарушителя накладывается штраф, и выписывается предписание об устранении нарушений. Если предписание не было исполнено в установленные сроки, то нарушитель получает очередной штраф. Ограждения устраняются принудительно , причем все расходы по демонтажу возлагаются на нарушителя.

7. Если на жалобу не реагируют?

Если на ваше заявление со стороны госорганов нет никакой реакции, то по прошествии 30 дней можно смело обращаться в прокуратору. Там точно отреагируют и примут меры.

Кстати, многие часто жалуются, что якобы заявление они написали, но получили от власти какую-то отписку, и, естественно, никакие меры приняты не были.

А сосед как загораживал себе место цепочкой, так и дальше загораживает. Что за безобразие!

Чтобы не получить, так называемую, отписку, составляйте жалобу правильно и грамотно. В заявление следует изложить всё убедительно, указать аргументы, приложить доказательства, что ваши права были нарушены.

Видео о проблеме незаконных парковок во дворах и мерах борьбы с ними:

Не нарушайте и ездите аккуратно!

В статье использовано изображение с сайта chepetsk.ru