Фз о подъемных сооружениях. Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения

Вымыть мясо, просушить бумажным полотенцем и нарезать большими кубиками. Мультиварку включить в режим жарки, влить оливковое мяос. Когда чаша нагреется, опустить в нее ранее подготовленную говядину, обжарить в течении 10 минут. По истечению времени добавить к мясу морковку, картофель, два вида лука и чеснок.



Слить ананас и сохранить сок. Затем мелко нарезать или прокрутить в кухонном комбайне, и перемешать с зеленым луком, солью и перцем. Разложить смесь по кармашкам, но не кладите слишком много, так как вам нужно будет закрепить каждый карман металлической палочкой или деревянной зубочисткой. .



Отмерить 2 ч. оливкового масла в большой сковороде или вок. Нагреть его, затем добавить кусочки курицы, но не перемешивайте сразу же, дайте им зажариться в течение нескольких секунд на большом огне, чтобы они были хрустящими и коричневыми. .



Белый хлеб или батон заливаем теплым молоком и пока оставляем в покое. Режем острым ножом куриную грудку, заодно чистим лук и тоже режем. Можно крупно, так как лук будем перекручивать на мясорубке или измельчать в блендере. Пропускаем через мясорубку комбайн или мощный блендер мясо, лук и отжатый белый хлеб.



Хотя мы делаем котлетки, но на пару удобнее готовить котлетки в форме шариков, так больше входит и между шариками остается пространство. Размер шариков выбирайте. Свежие записи Если фарша вышло много, лучше делать крупные шарики, если фарша немного - на ваше усмотрение.


Блины на кислом молоке (простокваше) Молоко быть должно комнатной температуры. Способ приготовления Сахар и щепотку соли тщательно растереть с яйцами так, чтобы не оставалось крупинок. В яйцо с сахаром подлить треть порции кислого молока. Муку нужно просеять, чтобы в ней не оставалось комков, и небольшими порциями всыпать, пошагво интенсивно размешивая тесто.


Как приготовить томатный суп с фасолью - общие принципы приготовлениятоматныф Как приготовить томатный суп с фасолью - общие принципы приготовления Постный фасолевый суп может быть сварен из любых видов бобового: Однако чаще всего применяют сухие бобовые. При использовании сухой фасоли ее предварительно замочите на часов, чтобы она быстрее сварилась. Эта технология еще снизит брожение в кишечнике после употребления супа.


Я перечислила в этом рецепте те овощи, которые нашлись у. Но вы всегда можете использовать и абсолютно другие - например, корень петрушки или пастернака, лук-порей Овощи заливаем водой, солим, добавляем лавровый лист и перец. Вливаем немного проствх винного уксуса можно заменить сухим белым вином.

ФНП по подъемным сооружениям на ОПО утверждены Приказом Ростехнадзора № 533 от 12 ноября 2013 года. В статье мы расскажем о ключевых положениях данного документа. Скачайте текст Правил.

Читайте в нашей статье:

Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533

Применение Правил безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения, обязательно на территории Российской Федерации для предприятий, которые относятся к этой категории.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Соблюдение норм промышленной безопасности при использовании ПС является ключевым фактором . Рассматриваемые Правила должны применяться не только на уровне руководства компании, но и соблюдаться каждым работником. Документ регулирует порядок производства работ как в штатных (рабочих) ситуациях, так и в случае аварии, описывает порядок ее ликвидации.

  • различные типы подъемных кранов;
  • подъемники для перемещения рабочего персонала;
  • грузовые передвижные тележки, перемещающиеся по путям над поверхностью;
  • электрические тали;
  • съемное оборудование для кранов;
  • тара для грузов;
  • рельсовые пути.

Полный список ПС вы можете найти в п. 3 Правил.

Существует ряд механизмов и объектов, на которых действие рассматриваемых ФНП не распространяются:

  • военные объекты;
  • объекты атомной энергетики;
  • механизмы на ручном ходу;
  • используемые в шахтах и судах;
  • аттракционы и др.

Требования, которые устанавливают ФНП по подъемным сооружениям

Правила безопасности ОПО, на которых , регламентируют их эксплуатацию не только для самого объекта, но и для сторонних (привлекаемых) компаний, осуществляющих работы по монтажу (демонтажу), ремонту, модернизации, наладке подъемных механизмов. Такие организации обязаны быть специализированными, являться ЮЛ или ИП, а также иметь квалифицированных специалистов и рабочий персонал, необходимые для работ материалы и механизмы. Всё используемое оборудование и материалы должны проходить сертификацию в соответствии с законодательством РФ.

Сотрудники специализированной организации должны выполнять работы в соответствии с требованиями безопасности ОПО. Для каждого вида работ у работников должно иметься соответствующее удостоверение о квалификации.

Требования к организациям и работникам ОПО, осуществляющим эксплуатацию ПС

Кроме требований, предъявляемых к сотрудникам сторонних компаний, ФНП в области промышленной безопасности подъемных сооружений содержат требования и к рабочему коллективу самого ОПО. Прежде всего, обслуживающий персонал должен неукоснительно .

Оборудования и механизмы должны содержаться в технически исправном состоянии. Необходимо вовремя проводить техническое обслуживание и предупредительный ремонт.

Не допускается при эксплуатации подъемного механизма превышать оговоренный в техническом паспорте срок службы, а также предельно допустимые нагрузки. Также запрещается использование оборудования при наличии каких-либо неисправностей.

Монтаж и наладка согласно ФНП по ПС

Правила безопасности опасных производственных объектов (Приказ № 533) предъявляют особые требования к монтажу и наладке эксплуатируемых подъемных сооружений. Согласно пп. 17-19 Правил такие работы должны , обеспеченными всеми необходимыми материалами и оборудованием. Выполнение работ своими силами допустимо лишь при условии соответствия установленным требованиям.

Монтаж может выполняться только при наличии исправного оборудования и необходимых материалов. Зона монтажа подготавливается должным образом, в соответствии с требованиями к монтажу ПС, и освобождается от лишних предметов. Кроме того, эта зона ограждается по периметру, и на нее ограничивается доступ посторонних лиц.

Монтаж осуществляется в последовательности, описанной в техническом паспорте. После монтажа и пусконаладки производится контроль произведенных работ, подписывается соответствующий акт. Приложением к акту становится комплект документации, описанный в п. 62 Правил.

Ремонт, реконструкция или модернизация ПС на ОПО

Для соблюдения требований промышленной безопасности подъемных сооружений важно вовремя производить ремонт, реконструкцию и модернизацию ПС. Такие работы выполняются регулярно по схеме, описанной в техническом регламенте или же при поломке. Материалы, используемые при работах, должны иметь сертификат соответствия.

Основным материалом для ремонта является сталь, поэтому к ней применяются особые требования по хранению. Так, например, на открытом воздухе она может храниться не более 3 месяцев на специально оборудованных площадках.

Проводимые сварные соединения должны тщательно контролироваться, от их качества зависит и качество ремонта. При проведении масштабных работ допускается полный разбор механизма на составные части для последующего ремонта и сборки.

Эксплуатация

Эксплуатация ПС на ОПО должна соответствовать Правилам безопасности. В первую очередь для каждого конкретного вида подъемного средства параметры эксплуатации отражаются в техническом паспорте.

После монтажа или ремонта на каждую единицу техники выписывается "разрешение на пуск". Работники, осуществляющие эксплуатацию, должны быть обучены безопасным приемам работ и ОТ, а также проинформированы об особенностях производственных операций на таком оборудовании. В понятие безопасной эксплуатации также входят регулярные осмотры ПС и предупредительный ремонт.

Способы и методы ликвидации аварий на подъемных сооружениях

Каждая организация, эксплуатирующая ПС, в соответствии с Правилами безопасности опасных производственных объектов должна иметь план ликвидации ЧС и аварий.

Разработанные инструкции должны содержать следующие разделы:

  • действия, направленные на предотвращение и ликвидацию ЧС;
  • способы и методы ее ликвидации;
  • правила использования системы тушения пожаров;
  • порядок приведения оборудования в нерабочее состояние и приведение их в безопасные места отстоя;
  • порядок отключения электропитания;
  • первая помощь при ЧС;
  • (до 10 т);
  • краны стрелового типа до 1 т или не поворотные;
  • переставные краны;
  • краны для обучения, установленные на спецплощадках и др.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 года N 533

ФНП устанавливают необходимые требования к:

деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (далее - подъемные сооружения), в том числе к работникам указанных ОПО;

безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности ОПО на которых используются подъемные сооружения на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

3. Требования ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие подъемные сооружения (далее - ПС, когда речь идет о подъемных сооружениях, перечисленных в настоящем пункте) и оборудование, используемое совместно с ПС:

а) грузоподъемные краны всех типов;

б) мостовые краны штабелеры;

в) краны-трубоукладчики;

г) краны-манипуляторы;

д) строительные подъемники;

е) подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей;

ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

з) электрические тали;

и) краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

к) сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) и съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с кранами для подъема и перемещения грузов;

л) тара для транспортировки грузов, отнесенных к категории опасных, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;

м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемых для подъема и перемещения людей;

н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС), передвигающихся по рельсам.

4. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются следующие ПС:

а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов;

б) применяемые на объектах использования атомной энергии (кроме ПС общепромышленного назначения, предназначенных для транспортировки обычных грузов вне радиоактивных зон);

в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;

г) установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;

д) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

е) предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений, с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием), а также кабин (люлек) для транспортировки людей;

ж) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);

з) краны для подъема створов (затворов) плотин, без осуществления зацепления их крюками;

и) домкраты;

к) манипуляторы, используемые в технологических процессах.

В соответствии с приложением N 3 к Техническому регламенту ТР ТС 010/2011, ПС должны иметь сертификат или декларацию соответствия, а шасси самоходных мобильных ПС, самостоятельно передвигающихся по автомобильным дорогам дополнительно иметь сертификат соответствия Техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств".

сертификации

Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме декларирования соответствия

1. Станки деревообрабатывающие бытовые. 2. Снегоболотоходы, снегоходы и прицепы к ним. 3. Оборудование гаражное для автотранспортных средств и прицепов. 4. Машины сельскохозяйственные. 5. Средства малой механизации садово-огородного и лесохозяйственного применения механизированные, в том числе электрические. 6. Машины для животноводства, птицеводства и кормопроизводства. 7. Инструмент механизированный, в том числе электрический. 8. Оборудование технологическое для лесозаготовки, лесобирж и лесосплава: - пилы бензиномоторные; - пилы цепные электрические. 9. Оборудование технологическое для предприятий торговли, общественного питания и пищеблоков. 10. Оборудование для вскрышных и очистных работ и крепления горных выработок: - комбайны очистные; - комплексы механизированные; - крепи механизированные для лав; - пневмоинструмент. 11. Оборудование для проходки горных выработок: - комбайны проходческие по углю и породе; - крепи металлические для подготовительных выработок. 12. Оборудование стволовых подъемов и шахтного транспорта: - конвейеры шахтные скребковые; - конвейеры шахтные ленточные; - лебедки шахтные и горнорудные. 13. Оборудование для бурения шпуров и скважин, оборудование для зарядки и забойки взрывных скважин: - перфораторы пневматические (молотки бурильные); - пневмоударники; - станки для бурения скважин в горнорудной промышленности; - установки бурильные. 14. Оборудование для вентиляции и пылеподавления: - вентиляторы шахтные; - средства пылеулавливания и пылеподавления; - компрессоры кислородные. 15. Оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные.

1. Турбины и установки газотурбинные. 2. Машины тягодутьевые. 3. Дробилки. 4. Дизель-генераторы. 5. Приспособления для грузоподъемных операций. 6. Конвейеры. 7. Тали электрические канатные и цепные. 8. Транспорт производственный напольный безрельсовый. 9. Оборудование химическое, нефтегазоперерабатывающее. 10. Оборудование для переработки полимерных материалов. 11. Оборудование насосное (насосы, агрегаты и установки насосные). 12. Оборудование криогенное, компрессорное, холодильное, автогенное, газоочистное. 13. Оборудование для газопламенной обработки металлов и металлизации изделий. 14. Оборудование газоочистное и пылеулавливающее. 15. Оборудование целлюлозно-бумажное. 16. Оборудование бумагоделательное. 17. Оборудование нефтепромысловое, буровое геолого-разведочное. 18. Оборудование технологическое и аппаратура для нанесения лакокрасочных покрытий на изделия машиностроения. 19. Оборудование для жидкого аммиака. 20. Оборудование для подготовки и очистки питьевой воды. 21. Станки металлообрабатывающие. 22. Машины кузнечно-прессовые. 23. Оборудование деревообрабатывающее (кроме станков деревообрабатывающих бытовых). 24. Оборудование технологическое для литейного производства. 25. Оборудование для сварки и газотермического напыления. 26. Тракторы промышленные. 27. Автопогрузчики. 28. Велосипеды (кроме детских). 29. Машины для землеройных, мелиоративных работ, разработки и обслуживания карьеров. 30. Машины дорожные, оборудование для приготовления строительных смесей. 31. Оборудование и машины строительные. 32. Оборудование для промышленности строительных материалов. 33. Оборудование технологическое для лесозаготовки, лесобирж и лесосплава (кроме пил бензиномоторных и цепных электрических). 34. Оборудование технологическое для торфяной промышленности. 35. Оборудование прачечное промышленное. 36. Оборудование для химической чистки и крашения одежды и бытовых изделий. 37. Машины и оборудование для коммунального хозяйства. 38. Вентиляторы промышленные. 39. Кондиционеры промышленные. 40. Воздухонагреватели и воздухоохладители. 41. Оборудование технологическое для легкой промышленности. 42. Оборудование технологическое для текстильной промышленности. 43. Оборудование технологическое для выработки химических волокон, стекловолокна и асбестовых нитей. 44. Оборудование технологическое для пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности. 45. Оборудование технологическое для мукомольно-крупяной, комбикормовой и элеваторной промышленности. 46. Оборудование технологическое для предприятий торговли, общественного питания и пищеблоков. 47. Оборудование полиграфическое. 48. Оборудование технологическое для стекольной, фарфоровой, фаянсовой и кабельной промышленности. 49. Котлы отопительные, работающие на жидком и твердом топливе. 50. Горелки газовые и комбинированные (кроме блочных), жидкотопливные, встраиваемые в оборудование, предназначенное для использования в технологических процессах на промышленных предприятиях. 51. Аппараты водонагревательные и отопительные, работающие на жидком и твердом топливе. 52. Фрезы 53. Резцы 54. Пилы дисковые с твердосплавными пластинами для обработки древесных материалов. 55. Инструмент слесарно-монтажный с изолирующими рукоятками для работы в электроустановках напряжением до 1000 В. 56. Фрезы насадные 57. Инструмент из природных и синтетических алмазов: 58. Инструмент из синтетических сверхтвердых материалов на основе нитрида бора (инструмент из эльбора): 59. Арматура промышленная трубопроводная. 60. Инструмент абразивный, материалы абразивные:

Для предотвращения и/или минимизации последствий аварий, инцидентов на ОПО, с учетом возможной потери жизни и/или здоровья людей в процессах, монтажа (демонтажа), наладки, эксплуатации, в том числе ремонта, реконструкции, модернизации и утилизации (ликвидации) ПС, должны выполняться следующие общие принципы (требования) промышленной безопасности ПС:

а) соответствие высоты подъема, грузоподъемности ПС (и грузового момента для ПС стрелового типа) максимальным по массе грузам, перемещаемым в технологическом процессе;

б) соответствие группы классификации (группы режима работы) ПС, а также групп классификаций механизмов, установленных на ПС, требованиям обслуживаемого ПС технологического процесса;

в) соответствие прочности, жесткости, местной или общей устойчивости, выносливости и уравновешенности (последнее, только для стрел ПС, имеющих в конструкции систему уравновешивания) элементов металлоконструкции и механизмов ПС нагрузкам в рабочем и нерабочем состояниях.

Указанные соответствия должны соблюдаться во всем диапазоне температур рабочего и нерабочего состояния, а также с учетом внешних воздействий, например, нагрузок от ветра (для ветрового района установки), снега и льда (для ПС, установленных на открытом воздухе) и возможных нагрузок от сейсмических воздействий (для ПС, установленных в сейсмически активных районах.) В случаях, когда в паспорте ПС отсутствует запись о соответствии ПС сейсмичности района установки, применение ПС возможно при наличии обоснования промышленной безопасности;

г) соответствие оснащенности ПС регистраторами, ограничителями и указателями, указанными в паспорте ПС, а также требованиям обеспечения безопасности технологического процесса, обслуживаемого ПС;

д) соответствие фактического срока службы ПС (срок службы исчисляется с момента изготовления ПС), заявленному изготовителем, если фактический срок службы не продлевался по результатам проведения экспертизы промышленной безопасности;

е) соответствие прочности, жесткости, устойчивости строительных конструкций (в том числе здания, эстакады, рельсовые пути и/или площадки установки ПС нагрузкам от его собственного веса с учетом наличия нагрузки от массы ПС и транспортируемого груза, а также нагрузок от наличия других, рядом эксплуатируемых ПС, а также других технологических машин и оборудования, нагрузки от статических и динамических испытаний;

ж) соответствие требованиям промышленной безопасности в процессах монтажа (демонтажа), наладки, эксплуатации, в том числе ремонта, реконструкции и ликвидации ПС, приведенных в ФНП;

з) соответствие порядку действий в случае аварии или инцидента с ПС, определенному в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.

Деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО, осуществляют специализированные организации, имеющие статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели (далее - специализированные организации).

Специализированная организация должна:

располагать необходимым персоналом, а также руководителями и специалистами, имеющими полномочия, необходимые для выполнения своих обязанностей, в том числе выявления случаев отступлений от требований к качеству работ, от процедур проведения работ и для принятия мер по предупреждению или сокращению таких отступлений;

определить процедуры контроля соблюдения технологических процессов;

установить ответственность, полномочия и взаимоотношения работников, занятых в управлении, выполнении или проверке выполнения работ.

Технологическая подготовка производства и производственный процесс в специализированной организации должны исключать использование материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты, паспорта и другие документы, подтверждающие их качество.

Требования промышленной безопасности к организациям и работникам ОПО, осуществляющим эксплуатацию ПС

Организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС (без выполнения собственными службами работ по ремонту, реконструкции или модернизации) (далее - эксплуатирующая организация), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС и выполнять следующие требования:

а) поддерживать эксплуатируемые ПС в работоспособном состоянии, соблюдая графики выполнения технических освидетельствований, технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов, а также не превышать срок службы (период безопасной эксплуатации), заявленный изготовителем в паспорте ПС без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления;

б) не превышать характеристики и не нарушать требования, изложенные в паспорте и руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС (грузоподъемность или грузовой момент, группу классификации режима и другие паспортные режимы эксплуатации);

в) не допускать к применению неработоспособные и несоответствующие технологии выполняемых работ грузозахватные приспособления и тару;

г) не эксплуатировать ПС с неработоспособными ограничителями, указателями и регистраторами;

д) не эксплуатировать ПС на неработоспособных рельсовых путях (для ПС на рельсовом ходу);

е) не эксплуатировать ПС с нарушениями требований по их установке. Не эксплуатировать ПС с отступлениями от регламентированных размеров посадочных лестниц и площадок, строительных конструкций или площадок на открытом воздухе, на которых установлено ПС и минимально допустимым расстояниям от ПС до иных строительных конструкций, оборудования, других ПС, штабелей грузов или откоса, которые установлены в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. Следить, чтобы нагрузочные характеристики площадок установки ПС и/или подкрановых строительных конструкций, не превышали нагрузок от ПС с грузом, указанных в паспорте и руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС;

ж) разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:

    специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

    специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;

    специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

Указанные специалисты должны быть аттестованы, в том числе на знание требований промышленной безопасности к рельсовым путям, если в состав ОПО входят ПС, передвигающиеся по ним.

В организациях, где производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается одному специалисту совмещать обязанности ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и за безопасное производство работ;

На основании указанного назначение Специалистов из числа работников сторонних организаций не допускается. Однако ФНП по ПС не устанавливают ограничений по привлечению специалистов, работающих по совместительству (ст. 282 ТК РФ). При этом указанные специалисты несут полную ответственность за соблюдение требований, установленных ФНП по ПС.

з) устанавливать порядок допуска к самостоятельной работе на ПС персонала в соответствии с инструкциями ОПО и контролировать его соблюдение;

и) обеспечить соблюдение технологических процессов с ПС, исключающих нахождение работников и третьих лиц под транспортируемым грузом и в опасных зонах, а также исключающих перемещение грузов за пределами границ опасных зон;

к) не допускать транспортировку кранами работников (кроме случаев, указанных в пунктах 239-251 ФНП);

л) исключить случаи использования ПС для подтаскивания грузов и использования механизма подъема крана с отклонением канатов от вертикали;

м) иметь в наличии грузы (специальные нагружатели) для выполнения испытаний ПС, либо проводить испытания на специально оборудованном полигоне.

При эксплуатации ПС эксплуатирующая организация обязана:

а) устанавливать порядок контроля обучения и периодической проверки знаний специалистов и персонала, работающих с ограничителями, указателями и регистраторами, а также документально подтверждать его соблюдение с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации;

б) организовывать (в том числе, с привлечением специализированных организаций) считывание данных регистратора параметров не реже сроков, указанных в руководстве (инструкции) по эксплуатации регистратора, осуществлять обработку (расшифровку) этих данных с оформлением протокола, выявлять нарушения правил эксплуатации ПС;

в) обеспечивать соблюдение технологического процесса транспортировки грузов и приостановку работы ПС в случае возникновения угрозы аварийной ситуации;

г) при выявлении нарушений требований к эксплуатации ПС, принимать меры по их устранению и предупреждению, в том числе проводить внеочередную проверку знаний работников, допустивших такие нарушения.

Работники ОПО, непосредственно занимающиеся эксплуатацией ПС, должны соответствовать следующим требованиям:

а) быть обученными и иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности;

б) знать критерии работоспособности применяемых ПС в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации применяемых ПС, технологический процесс транспортировки грузов.

в) в случае возникновения угрозы аварийной ситуации, информировать об этом своего непосредственного руководителя;

г) знать порядок действий, по инструкциям эксплуатирующей организации, в случаях возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации ПС, а также выполнять данные инструкции;

д) пройти в установленном порядке аттестацию (только для специалистов) на знание ФНП и не нарушать их в процессе выполнения работ.

Монтаж ПС производится в технологической последовательности, указанной в следующих документах:

руководстве (инструкции) по эксплуатации или другой документации на монтаж, представляемой изготовителем ПС;

технологическом регламенте или ППР, разрабатываемом для монтажа ПС на конкретном объекте;

ТК, дополняющих в необходимых случаях ППР.

При внесении изменений в технологический регламент в процессе монтажа, они должны разрабатываться организацией, отвечающей за выполнение работ с подготовкой соответствующих исполнительных документов (чертежей, схем и описаний). При этом ответственность за промышленную безопасность внесенных изменений и их последующую реализацию в процессе монтажа несет организация, индивидуальный предприниматель, отвечающие за выполнение работ.

При проведении монтажных (демонтажных) и наладочных работ должны соблюдаться следующие организационные требования промышленной безопасности:

а) на монтажной площадке не должны находиться посторонние работники, не принимающие участия в монтажных (демонтажных) или наладочных операциях.

Работникам, связанным с монтажом (демонтажом) запрещается находиться в кабине машиниста, на металлоконструкциях ПС, а также внутри них и в зоне непосредственной опасности (если это не оговорено специально в эксплуатационной документации ПС);

б) в процессе монтажа оборудования, канатных тяг, запасовки полиспастов ПС персонал и специалисты, выполняющие указанные работы на высоте, должны находиться на ранее установленных и надежно закрепленных площадках или средствах подмащивания;

в) для перехода персонала и специалистов по полностью смонтированным элементам металлоконструкций ПС необходимо пользоваться предусмотренными для этих целей лестницами, переходными площадками и трапами с перилами.

На надземные рельсовые пути персонал должен подниматься по стационарным лестницам, закрепленным к колоннам или конструкциям строений, а перемещение вдоль пути осуществлять согласно инструкции, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации, где выполняется монтаж и (или) наладка ПС;

г) подъем и передвижение работников по раскосам или иным элементам металлоконструкций ПС, не предназначенным для этих целей руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС, а также спуск вниз по канатам ПС, запрещается;

д) управление ПС в период монтажа должно проводиться только с места, указанного в эксплуатационной документации (из кабины, либо с выносного пульта).

Монтаж и наладка регистраторов, ограничителей и указателей осуществляется их разработчиками и изготовителями, изготовителями ПС, а также специализированными организациями, имеющими обученных специалистов и персонал, а также документацию и оборудование для выполнения этих работ.

Ограничители, указатели и регистраторы, а также их составные части должны устанавливаться в доступных для осмотра и обслуживания местах, защищенных от внешних воздействий.

После монтажа или реконструкции ограничителя, указателя или регистратора проводится наладка и проверка его работоспособности с подтверждением соответствия его характеристик паспортным данным.

Проверку проводит комиссия с участием представителей организации, выполнившей указанные работы и эксплуатирующей организации. Результаты работы оформляются актом, который утверждает эксплуатирующая организация.

Отметки о монтаже и наладке ограничителя, указателя и регистратора должны быть внесены в паспорт ПС, либо в паспорт ограничителя, указателя или регистратора, являющийся неотъемлемой частью паспорта ПС, с приложением акта выполненных работ.

После монтажа, наладки или реконструкции регистратора, входящие в него ограничитель и указатель, должны быть опломбированы организацией, выполнившей эти работы.

Ответственность за работоспособность ограничителя, указателя и регистратора в процессе их эксплуатации на ПС (после оформления акта о завершении монтажа) несет эксплуатирующая организация.

Контроль качества монтажа и наладки должен быть подтвержден актом смонтированного ПС, в котором должно утверждаться, что ПС смонтировано в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации, эксплуатационными документами входящего в его состав оборудования (при наличии этих документов), технологическим регламентом (при его наличии), требованиями ФНП и ПС допущено (после завершения наладки) к постановке на учет (кроме ПС, не подлежащих постановке на учет согласно пункту 148 ФНП) и последующему пуску в работу.

При этом, к акту должны быть приложены:

а) исполнительные сборочные чертежи металлоконструкций ПС;

б) документы, удостоверяющие качество сварки конструкций, выполненной при сборке и монтаже (копии удостоверений сварщиков, копии сертификатов на сварочные материалы, результаты механических испытаний контрольных сварных образцов, результаты неразрушающего контроля сварных соединений, если при монтаже применялась сварка отдельных сборочных единиц);

в) протоколы замера сопротивления изоляции проводов и системы заземления;

г) фактические результаты соответствия геометрических размеров смонтированного ПС, указанным в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС, эксплуатационных документах входящего в его состав оборудования (при наличии этих документов), а также подтверждено соответствие установки ПС требованиям, приведенным в пунктах 101-137 ФНП;

д) данные о заменах неработоспособных элементов приводов, тормозов, крепежа, которые выполнены монтажной организацией;

е) данные об установленных дополнительно ограничителях, указателях и регистраторах, если такие работы выполнялись в рамках работ по монтажу ПС;

ж) акт сдачи - приемки рельсового пути, если монтаж рельсового пути производился в рамках работ по монтажу ПС, является приложением к акту смонтированного ПС;

з) результаты наладочных работ, подтверждающие работоспособность всех систем управления ПС, а также имеющихся в наличии ограничителей, указателей и регистраторов;

и) результаты полного технического освидетельствования смонтированного ПС.

Установка ПС в зданиях, на открытых площадках и других участках производства работ должна проводиться в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС и требованиями ФНП.

Краны должны быть установлены таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава.

Стрелы кранов, при их повороте или перемещении, должны также находиться выше встречающихся на пути оборудования и предметов не менее, чем на 500 мм.

При установке кранов, управляемых с пола или по радио, должен быть предусмотрен свободный проход для рабочего, управляющего краном.

Установка электрических талей и монорельсовых тележек с автоматическим или полуавтоматическим управлением, при котором указанное ПС не сопровождается крановщиком или оператором, должна исключать возможность задевания грузом элементов здания, оборудования и штабелей грузов.

На пути следования указанных ПС должно быть исключено нахождение людей. Над проезжей частью и над проходами для людей должны быть установлены предохранительные перекрытия (сетка), способные выдержать падающий груз.

Установка кранов, передвигающихся по рельсовому пути, в охранной зоне воздушных линий электропередачи должна быть согласована с владельцем линии. Согласование на такую установку для выполнения строительно-монтажных работ и должно храниться вместе с ППР.

Установка кранов стрелового типа, подъемников (вышек) должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать кран стрелового типа, подъемник (вышку) для работы на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, не разрешается.

Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм.

Стреловые краны, краны-манипуляторы, подъемники (вышки), краны-трубоукладчики на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в таблице 1.

Таблица 1 - Минимальное расстояние (в метрах) от основания откоса котлована (канавы) до оси ближайших опор крана при не насыпном грунте

котлована (канавы), метров

песчаный и гравийный

супесчаный

суглинистый

лессовый сухой

глинистый

При глубине котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в таблице, откос должен быть укреплен в соответствии с ППР.

Установка и работа кранов стрелового типа, подъемников (вышек), кранов-трубоукладчиков на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 В, осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы.

Пуск ПС в работу и постановка на учет

ПС, перечисленные в пункте 3 настоящих ФНП (за исключением ПС перечисленных ниже) перед пуском их в работу, подлежат учету в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Постановка на учет ПС в настоящее время осуществляется в следующем порядке.

В соответствии с приложением № 7 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606, зарегистрированным Минюстом России 1 октября 2007 г., рег. № 10224 в документации для регистрации опасного производственного объекта (далее – ОПО) заявителем указываются:

Наименование входящего в состав ОПО технического устройства;

Марка технического устройства, заводской номер;

Характеристика технического устройства, год изготовления.

На основании представленной документации заявителя по вопросам регистрации ОПО или внесении изменений в сведения, характеризующие ОПО, территориальным органом Ростехнадзора присваиваются учетные номера ПС. Информация об учетных номерах ПС направляется заявителю соответствующим письмом в не зависимости от принятого решения по внесению ОПО в государственный реестр ОПО.

Кроме того, постановка на учет ПС, также может быть осуществлены при представлении заявителем в территориальный орган Ростехнадзора заявления о постановке на учет ПС с указанными выше сведениями по ПС. Предоставление каких-либо документов по ПС в настоящее время не требуется (перечень документов ранее указывался в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, а также в Правилах по подъемникам (вышкам), строительным подъемникам, кранам-манипуляторам).»

Не подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следующие ПС:

а) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи;

б) краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;

в) краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;

г) переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;

д) ПС, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;

е) краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;

ж) электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ПС;

з) краны-манипуляторы, установленные на фундаменте и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т·м, включительно;

и) грузовые строительные подъемники;

к) рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара;

л) мостовые краны-штабелеры;

м) краны-трубоукладчики.

До пуска в работу ПС на ОПО рассматривается следующий комплект документов:

а) разрешение на строительство объектов, для монтажа которых будет установлено ПС;

б) паспорт ПС;

в) сертификат (сертификаты соответствия);

г) руководство (инструкция) по эксплуатации ПС;

д) акт выполнения монтажных работ в соответствии с эксплуатационной документацией;

е) заключение экспертизы промышленной безопасности в случае отсутствия сертификата соответствия, например, на ПС, бывшие в употреблении или изготовленные для собственных нужд;

ж) ППР и ТК;

з) акт сдачи-приемки рельсового пути (для ПС, передвигающихся по рельсам) или документы, подтверждающие соответствие и работоспособность рельсового пути;

и) документы, подтверждающие соответствие и работоспособность фундаментов для стационарно установленного башенного крана и строительных конструкций (для рельсовых путей мостовых кранов).

Решение о пуске в работу ПС, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП, выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС на основании положительных результатов технического освидетельствования в следующих случаях:

а) перед пуском в работу;

б) после монтажа, вызванного установкой ПС на новом месте, после перестановки на новый объект гусеничных, пневмоколесных и башенных кранов (в том числе, быстромонтируемых);

в) после реконструкции;

г) после ремонта расчетных элементов или узлов металлоконструкций с применением сварки.

Специалистом, выдавшим разрешение на пуск в работу ПС, должна быть сделана соответствующая запись в его паспорте, а для ПС, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, запись должна быть сделана в вахтенном журнале.

Решение о пуске в работу мобильных ПС, после перестановки их на новый объект выдается специалистом, ответственным за безопасное производство работ с записью в вахтенном журнале.

Решение о вводе в эксплуатацию грузозахватных приспособлений, тары и специальных съемных кабин и люлек (для подъема и перемещения людей кранами) записывается в специальный журнал учета и осмотра специалистом, ответственным за безопасное производство работ.

Решение о пуске в работу ПС , перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП, выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС на основании решения комиссии в следующих случаях:

    при смене эксплуатирующей организации для ПС, отработавшего срок службы;

    после монтажа кранов мостового типа и портального крана с применением сварки.

Эксплуатирующая организация обеспечивает работу комиссии в составе:

    председатель комиссии - уполномоченный представитель эксплуатирующей организации;

    члены комиссии - уполномоченный представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и уполномоченный представитель специализированной организации, если осуществлялся монтаж с применением сварки.

Эксплуатирующая организация, не менее чем за 10 дней до начала работы комиссии письменно уведомляет организации, представители которых включены в состав комиссии о дате работы комиссии по пуску ПС в работу.

Результаты работы комиссии отражаются в акте пуска ПС в работу.

Регистрация ОПО, где эксплуатируются ПС, должна выполняться в соответствии с Правилами регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 года N 1371 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5938; 2005, N 7, ст.560; 2009, N 18, ст.2248; 2011, N 7, ст.979; N 48, ст.6942; 2013, N 24, ст.3009) и Федеральным законом N 116-ФЗ.

Регистрации подлежат только те ОПО, где эксплуатируются ПС, подлежащие учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных органах, уполномоченных на регистрацию ОПО.

Организация безопасной эксплуатации ПС в составе ОПО

Эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.

В этих целях должны быть:

а) установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание ПС, рельсовых путей, грузозахватных органов, приспособлений и тары в работоспособном состоянии;

б) обеспечен установленный порядок аттестации (специалисты) и допуска к самостоятельной работе (персонал) с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены;

г) разработаны должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала, журналы, программы выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки, складирования;

д) обеспечено наличие у специалистов ФНП, должностных инструкций и руководящих указаний по безопасной эксплуатации ПС, а у персонала - производственных инструкций;

е) созданы условия неукоснительного выполнения специалистами требований настоящих ФНП, должностных инструкций, а персоналом - производственных инструкций.

Периодическая проверка знаний должностных инструкций и настоящих ФНП у специалистов, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалистов, ответственных за содержание ПС в работоспособном состоянии, и специалистов, ответственных за безопасное производство работ, должна осуществляться в соответствии с распорядительным актом эксплуатирующей организации и проводиться ее комиссией.

Для управления ПС и их обслуживания эксплуатирующая организация обязана назначить распорядительным актом крановщиков (операторов), их помощников, слесарей и наладчиков указателей, ограничителей и регистраторов, а для обслуживания ПС с электрическим приводом, кроме того, и электромонтеров.

Для управления автомобильным краном (краном-манипулятором), автогидроподъемником (вышкой) может назначаться водитель автомобиля после его обучения по программе подготовки крановщиков (операторов) и аттестации квалификационной комиссией эксплуатирующей организации.

В тех случаях, когда зона, обслуживаемая ПС, полностью не просматривается из кабины управления (или люльки подъемника, вышки), и при отсутствии между оператором (крановщиком) и стропальщиком радио- или телефонной связи для передачи сигнала оператору (крановщику или персоналу, находящемуся в люльке подъемника, вышки) должен быть назначен сигнальщик из числа стропальщиков. Такие сигнальщики назначаются специалистом, ответственным за безопасное производство работ ПС.

В целях обеспечения промышленной безопасности эксплуатирующая организация обязана обеспечить персонал производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные инструкции персоналу должны выдаваться под расписку перед допуском их к работе.

Техническое освидетельствование ПС

ПС перечисленные в пункте 3 настоящих ФНП (кроме рельсовых путей, люлек (кабин) для транспортировки людей кранами, съемных грузозахватных приспособлений и тары, для которых выполняются плановые проверки состояния и подтверждение работоспособности, согласно требованиям настоящих ФНП) должны подвергаться техническому освидетельствованию до их постановки на учет и пуска в работу. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяется руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. Аналогичный объем работ выполняется и при внеочередных технических освидетельствованиях в случаях, определяемых настоящими ФНП.

При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования, техническое освидетельствование ПС проводится согласно настоящим ФНП.

ПС в течение срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

а) частичному - не реже одного раза в 12 месяцев;

б) полному - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых ПС (ПС для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также других ПС, используемых только при ремонте оборудования, для которых полное техническое освидетельствование проводят 1 раз в 5 лет).

Внеочередное полное техническое освидетельствование ПС должно проводиться после:

а) монтажа, вызванного установкой ПС на новом месте (кроме подъемников, вышек, стреловых и быстромонтируемых башенных кранов);

б) реконструкции ПС;

в) ремонта расчетных элементов металлоконструкций ПС с заменой элементов или с применением сварки;

г) установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;

д) капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки;

е) замены грузозахватного органа (проводятся только статические испытания);

ж) замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа.

Техническое освидетельствование ПС должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Результатом технического освидетельствования является следующее:

а) ПС и его установка на месте эксплуатации соответствуют требованиям эксплуатационной документации и настоящих ФНП;

б) ПС находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

При полном техническом освидетельствовании ПС должны подвергаться:

а) осмотру;

б) статическим испытаниям;

в) динамическим испытаниям;

д) испытаниям на устойчивость для ПС, имеющих в паспорте характеристики устойчивости, за исключением ПС не требующих домонтажа на месте их эксплуатации.

При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания ПС не проводятся.

Результаты технического освидетельствования ПС записываются в его паспорт специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного ПС запись в паспорте должна подтверждать, что ПС смонтировано и установлено в соответствии с руководством по эксплуатации, с ФНП и выдержало испытания.

Записью в паспорте действующего ПС, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что ПС отвечает требованиям ФНП, находится в работоспособном состоянии и выдержало испытания. Разрешение на дальнейшую работу ПС в этом случае выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.

Проведение технического освидетельствования ПС разрешается осуществлять экспертным организациям, а также специализированным организациям, занимающимся деятельностью по ремонту, реконструкции ПС.

Находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и даты следующего полного технического освидетельствования.

Эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение следующих требований промышленной безопасности:

    определить порядок выделения и направления мобильных ПС на объекты, согласно заявкам, с указанием ФИО специалиста, ответственного за производство работ и стропальщиков;

    обеспечить соблюдение требований промышленной безопасности смонтированных ПС, находящихся в нерабочем состоянии, при этом, ПС должно быть обесточено и приняты меры по предотвращению его угона ветром;

    обеспечить проведение проверок работоспособности указателей, ограничителей и регистраторов ПС в сроки, установленные их руководствами (инструкциями) по эксплуатации;

    установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей кранов;

    обеспечить вход на мостовые краны и спуск с них через посадочную площадку;

    разработать и выдать на места ведения работ ППР или ТК, схемы складирования грузов, схемы погрузки и разгрузки транспортных средств, в том числе, подвижного состава (последнее, при использовании);

    ознакомить (под роспись) с ППР и ТК специалистов, ответственных за безопасное производство работ ПС, крановщиков (операторов), рабочих люльки и стропальщиков;

    обеспечить стропальщиков испытанными и маркированными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов;

    определить стационарные площадки и места складирования грузов, предусмотренные ППР или ТК, оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.);

    установить порядок обмена сигналами между машинистами, крановщиками, стропальщиками и рабочими люльки;

    установить порядок приведения ПС в безопасное положение в нерабочем состоянии, а также определить порядок действия работников (в том числе, покидания опасной зоны) при возникновении аварийных ситуаций на опасном производственном объекте с используемыми ПС.

Работы ПС, установленных на открытом воздухе, необходимо прекращать при скорости ветра, превышающей предельно допустимую скорость, указанную в паспорте ПС, при температуре окружающей среды, ниже предельно допустимой температуры, указанной в паспорте ПС, при снегопаде, дожде, тумане, в случаях, когда крановщик (машинист, оператор) плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.

ПС, не оборудованные координатной защитой, для работы в стесненных условиях применять запрещается. Координатная защита должна быть настроена в соответствии с ППР или ТК.

Нарушения требований промышленной безопасности, при которых эксплуатация ПС должна быть запрещена

Эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что:

а) обслуживание ПС ведется неаттестованным персоналом;

б) не назначены специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС;

в) истек срок технического освидетельствования ПС. Отсутствует экспертиза промышленной безопасности ПС, отработавшего срок службы;

г) не выполнены выданные её или Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору предписания по обеспечению безопасной эксплуатации ПС;

д) на ПС выявлены технические неисправности: трещины или остаточные деформации металлоконструкций (последние, выше допустимых пределов), ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неработоспособность заземления гидро- или электрооборудования, указателей, ограничителей и регистраторов, системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, элементов механизмов и тормозов, рельсового пути;

е) отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неработоспособны;

ж) работы ведутся без ПНР, ТК, нарядов-допусков, предписываемых требованиями настоящих ФНП;

з) не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ, и требования, изложенные в ППР, ТК, нарядах-допусках;

и) отсутствуют, либо утеряны паспорт ПС или сведения о его постановке на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (для ПС, подлежащих учету);

к) работы с применением ПС ведутся с нарушениями ФНП, ППР, ТК и инструкций, что может привести к аварии или угрозе жизни людей.

На каждом ОПО, эксплуатирующем ПС, должны быть разработаны и доведены под роспись до каждого работника инструкции, определяющие действия работников в аварийных ситуациях.

Подъемные сооружения, без которых немыслимо строительство или производственная деятельность большинства промышленных объектов, могут представлять опасность для работников. Правила их эксплуатации тщательно регламентированы, к работе с такими сооружениями предъявляются высокие требования в области промышленной безопасности. Расскажем о них подробно.

Из этой статьи вы узнаете:

Что относится к подъемным сооружениям

Первое, что приходит в голову, когда заходит речь о подъемных сооружениях (ПС) – это разнообразные краны, которые можно увидеть на любой стройке. В реальности все немного сложнее, а действующее законодательство не всегда однозначно трактует понятие и вопросы использования ПС.

Тема эксплуатации подъемных сооружений напрямую затрагивается в следующих нормативных документах:

В этих НПА вы можете встретить упоминания «подъемно-транспортного оборудования» и «стационарно установленных грузоподъемных механизмов». В обоих случаях имеются в виду именно подъемные сооружения, то есть комплекс механизмов и оборудования для подъема и перемещения грузов или людей в границах определенной зоны. Это , машина для перемещения грузов на складе или обычный лифт в жилом доме. О классификации ПС мы поговорим ниже.

Не пропустите!

Для вас эксперты журнала «Справочник специалиста по охране труда» подготовили памятку по знаковой сигнализации при перемещении грузов с применением ПС.

Классификация подъемных сооружений

Для исчерпывающей классификации подъемных сооружений нам следует обратиться к Приказу № 533 (ФНП). В нем вы найдете следующие виды ПС:

  • всех типов;
  • мостовые краны-штабелеры;
  • краны-трубоукладчики;
  • краны-манипуляторы;
  • электрические тали;
  • краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
  • сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
  • тара для , за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
  • специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
  • рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Это самый общий перечень подобных сооружений. Формат этой статьи не позволяет нам привести исчерпывающую классификацию, поскольку счет различных типов ПС идет на сотни. Достаточно взглянуть на разнообразие одних только подъемных кранов:

Классификация кранов по конструкции

1.1. Мостового типа:

1.2. Кабельного типа:

1.3. Стрелового типа:

Мостовой опорный

Кабельный

Портальный

Мостовой подвесной

Кабельный мостовой

Полупортальный

Кран-штабелер мостовой

Стреловой

Полукозловой

Башенный

Железнодорожный

Мачтовый

Мачтовый вантовый

Мачтовый жестконогий

Консольный

Кран-перегружатель причальный

Консольный на колонне

Настенный

Велосипедный

Классификация кранов по виду грузозахватного органа

1.4. Крюковой

1.9. Мульдозавалочный

1.14. Для раздевания слитков (стрипперный)

1.5. Грейферный

1.10. Штыревой

1.15. Колодцевый

1.6. Магнитный

1.11. Литейный

1.16. С траверсой

1.7. Мульдомагнитный

1.12. Посадочный

1.8. Мульдогрейферный

1.13. Ковочный

Классификация кранов по способу установки

1.17. Стационарный

1.19. Переставной

1.21. Передвижной:

1.18. Самоподъемный

1.20. Радиальный

Прицепной

Классификация кранов по виду ходового устройства

1.22. На гусеничном ходу

1.23. На колесном ходу:

Автомобильный,

На специальном шасси,

Пневмоколесный,

Короткобазовый,

Рельсовый,

Катковый.

Классификация кранов по виду привода

1.24. Электрический

1.25. Механический

1.26. Гидравлический

Классификация кранов по степени поворота

1.27. Поворотный:

1.28. Неповоротный

Неполноповоротный

Полноповоротный

Подробную информацию о типах и видах подъемных сооружений вы найдете в отраслевых документах, в том числе в ГОСТах.

Узнайте, как разработать инструкцию для стропальщика и

Возвращаясь к Федеральным нормам и правилам, утвержденным Приказом № 533, стоит упомянуть, что ряд механизмов и объектов не подпадает под их действие. Это, в частности:

  • военные объекты;
  • объекты атомной энергетики;
  • механизмы на ручном ходу;
  • используемые в шахтах и судах;
  • аттракционы и другие.

Для использования ПС на таких объектах нужно руководствоваться другими законодательными актами РФ.

Какие подъемные сооружения подлежат, а какие не подлежат учету в органах Ростехнадзора

Поскольку подъемные сооружения относятся к производственным объектам разных классов опасности, часть из них в обязательном порядке подлежит постановке на учет в Ростехнадзоре. В частности, учету подлежат:

  • (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • краны-манипуляторы (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
  • грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • электрические тали (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком.
  • краны мостового типа и консольные грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления;
  • краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
  • краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
  • переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
  • подъемные сооружения, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;
  • краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
  • электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ГПМ;
  • краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 тонно-метров включительно;
  • грузовые строительные подъемники;
  • рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара; мостовые краны-штабелеры;
  • краны-трубоукладчики.

Кто должен проводить техническое освидетельствование ПС

Перед регистрацией в Ростехнадзоре необходимо (ТО), то есть осмотр, проверку работоспособности, а также статические и динамические испытания подъемного сооружения.

Внимание

Полномочиями по проведению технического освидетельствования ПС обладает инженерно-технический сотрудник, который осуществляет на предприятии надзор за грузоподъемными машинами. На ТО также должен присутствовать работник, ответственный за поддержание исправного состояния этих машин и механизмов.

Само техническое освидетельствование проходит в несколько этапов. Для начала нужно получить первичное разрешение о пуске в работу, которое выносит комиссия, сформированная эксплуатирующей организацией. После того, как будет получен акт пуска подъемного сооружения, необходимо собрать пакет документов для постановки на учет в Ростехнадзоре. В него входят:

1) Письменное заявление владельца или эксплуатирующей организации ПС с указанием в заявлении:
а) наименования входящего в состав ОПО технического устройства;
б) марки технического устройства, заводского номера;
в) характеристики технического устройства, года изготовления.
2) Оригинал паспорта.
3) Сертификат соответствия или заключение промышленной безопасности в случае отсутствия сертификата соответствия.
4) Документ, подтверждающий права собственности и владения ПС (договор купли продажи, ПТС).
5) :
а) ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
б) ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;
в) .
6) Акт технического освидетельствования ПС.
7) Протокол об аттестации специалистов по промышленной безопасности (проверка знаний правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения; квалификационная комиссия формируется приказом руководителя организации, эксплуатирующей ПС).
8) Копии удостоверений крановщиков, стропальщиков.
9) Сведения о (при наличии ОПО).

Напоследок вам потребуется зарегистрировать грузоподъемный механизм в в реестре опасных производственных объектов Ростехнадзора. Эта процедура должна быть проведена в соответствии .

Каковы требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям

Так как все без исключения ПС могут представлять опасность для окружающих, то их конструкция, порядок эксплуатации и уровень подготовки операторов должны отвечать требованиям промышленной безопасности (ПБ).

Эксплуатации подъемных сооружений с соблюдением всех мер безопасности посвящена большая часть Федеральных правил и норм, утвержденных Приказом № 533. Кроме того необходимо ориентироваться на .

В процессе обучения и проверки знаний в области ПБ специалисты и ответственные лица должны тщательно изучить всю нормативную документацию и пройти аттестацию в Ростехнадзоре.

Тест Б9 31 (с ответами)

Утвержденный Ростехнадзором экзаменационный билет, который нас интересует, относится к блоку Б.9 и называется Б. 9-31 «Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям». Ниже вы можете скачать все вопросы с ответами по данной теме:

Скачать>>>
Скачать в.doc

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Дефект - каждое отдельное несоответствие установленным требованиям конструкторской, технологической или эксплуатационной документации ПС.

Инцидент с подъемным сооружением - отказ или повреждение ПС, применяемого на ОПО, отклонение от установленного режима технологического процесса при использовании ПС.

Комплектующее изделие - изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть ПС, выпускаемого предприятием-изготовителем.

Коэффициент запаса - отношение максимальной расчетной нагрузки (или расчетного момента), на которую сконструирована сборочная единица (механизм), к фактической эксплуатационной нагрузке (или моменту), воспринимаемой сборочной единицей (механизмом) в процессе эксплуатации.

Коэффициент запаса торможения - отношение момента, создаваемого тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок:

Наибольшего рабочего груза (для механизма подъема);

Массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза;

Ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета).

Крановщик (оператор) - лицо, прошедшее обучение и имеющее удостоверение, дающее право на управление одним или несколькими типами ПС.

Модернизация - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям.

Примечание: модернизация ПС - разновидность реконструкции, направленная на улучшение потребительских свойств, показателей назначения и/или безопасности ПС, например, замена старой системы управления на новую, с более плавным регулированием и более высокими номинальными скоростями.

Обрыв проволоки каната - одно- или многократное нарушение целостности отдельной проволоки на регламентированной длине участка каната, подвергаемого контролю.

Ограничитель рабочего параметра - устройство, предназначенное для автоматического предотвращения превышения допустимого значения рабочего параметра ПС.

Ограничитель рабочего движения - устройство, ограничивающее и/или инициирующее остановку рабочего движения механизма.

Абзац исключен. - Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146.

Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта (ПС).

Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта (ПС) в эксплуатации при сохранении работоспособного состояния.

Подтверждение соответствия требованиям настоящих ФНП - документальное удостоверение соответствия промышленной безопасности процессов монтажа (демонтажа), наладки, эксплуатации, в том числе ремонта, реконструкции, модернизации и утилизации (ликвидации) ПС, основанное на единстве требований промышленной безопасности ПС, изложенных в настоящем документе.

Абзац исключен. - Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146.

Реконструкция - изменение конструкции ПС или его основных показателей назначения, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, длины пролета, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование ПС для работы с другими грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями, а также другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок на расчетные элементы металлоконструкции и/или приводы.

Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности ПС.

Ремонт текущий - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия (ПС) и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных его частей.

Ремонт плановый - ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации.

Ремонт капитальный - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия (ПС) с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Примечание: значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации.

Ремонт полнокомплектный - ремонт ПС с истекшим сроком службы, выполняемый ПС, находящимся в смонтированном состоянии, с целью устранения повреждений, выявленных в результате технического диагностирования, для восстановления работоспособности ПС и продления срока службы до следующего технического диагностирования.

Ремонт капитально-восстановительный - ремонт ПС, выполняемый для восстановления работоспособности и близкого к полному восстановлению ресурса ПС, включающий замену или восстановление частей ПС.

Ремонтно-пригодные механизмы и соединения ПС - свойство конструкций механизмов и соединений ПС, определяющее возможность и целесообразность восстановления их показателей назначения до первоначального (нормативного) уровня с помощью ремонтных воздействий.

Самоходные ПС - ПС, отбор мощности для собственного передвижения и работы механизмов которых осуществляется от собственного источника энергии, а именно:

Грузоподъемные краны, установленные на автомобильные шасси, специальные шасси автомобильного типа;

Грузоподъемные краны на пневмо-, гусеничном, тракторном, железнодорожном ходу;

Краны-манипуляторы;

Подъемники (вышки), в том числе подъемники с рабочими платформами;

Краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком.

Сборка - образование соединений составных частей изделия (ПС).

Примечания:

1. Примером видов сборки является сварка заготовок, клепка, соединение на болтах или шпильках.

2. Соединение может быть разъемным или неразъемным.

Состояние исправное - состояние объекта (ПС), при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Состояние неисправное - состояние объекта (ПС), при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Состояние работоспособное - состояние объекта (ПС), в том числе узлов, механизмов, систем управления, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской (проектной) документации.

Состояние неработоспособное - состояние объекта (ПС), при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Состояние предельное - неработоспособное состояние объекта (ПС), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Специализированная организация - субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке на территории Российской Федерации, располагающий квалифицированным персоналом и материально-технической базой, выполняющий хотя бы один из следующих видов работ:

Разработка технологических процессов, в том числе разработка проектов производства работ и технологических карт, для объектов, на которых используются грузоподъемные краны, краны-манипуляторы, подъемники (вышки), строительные подъемники;

Обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкция (модернизация), наладка подъемных сооружений и (или) регистраторов, ограничителей, указателей, систем дистанционного управления подъемных сооружений, электро-, пневмо- и гидрооборудования подъемных сооружений;

Обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкция (модернизация), наладка рельсовых путей, по которым перемещаются подъемные сооружения;

Проведение технических освидетельствований, неразрушающего контроля, технического диагностирования, экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений.

Средства технического обслуживания (ремонта) - средства технологического оснащения и сооружения, предназначенные для выполнения технического обслуживания (ремонта).

Абзац исключен. - Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146.

Строповка - технологическая операция, выполняемая в процессе подъема и перемещения груза с целью соединения последнего с ПС. Строповка производится посредством обвязки, зацепки (захватывания) или навешивания груза на крюк ПС с использованием, как правило, грузозахватных приспособлений.

Строп грузовой (строп) - съемное грузозахватное приспособление, у которого основным является гибкий соединительный элемент, выполненный из отрезка каната, цепи или текстильной ленты. Ветвевой строп в зависимости от исполнения включает в себя одну или несколько ветвей, оснащенных звеном для навески на ПС и захватами для груза. Для непосредственной обвязки груза стропы могут быть кольцевыми или дополнительно с петлями или звеньями на концах.

Съемное грузозахватное приспособление (приспособление для грузоподъемных операций) - устройство для соединения груза с грузозахватным органом ПС (например, крюком), которое легко снимается с последнего и отсоединяется от груза.

Тара грузовая (тара) - многооборотное металлическое, деревянно-металлическое или полимерное средство для складирования, транспортирования и хранения грузов, имеющее строповочные элементы для зацепки грузозахватными приспособлениями и/или вилами либо крюком ПС.

Траверса грузовая (траверса) - съемное грузозахватное приспособление, у которого захваты присоединены к линейной, плоскостной или пространственной конструкции, оснащенной устройством для навески на ПС и предназначенное для раздельного либо совмещенного выполнения функций, обеспечивающих неизменяемость формы груза, ориентацию груза, максимальную высоту подъема груза, строповку нескольких грузов, сокращение времени строповки, подъем и перемещение груза несколькими ПС.

Техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (ПС) при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Техническое освидетельствование ПС - комплекс административно-технических мер, направленных на подтверждение работоспособности и промышленной безопасности ПС в эксплуатации.

Технологическое оборудование - средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическая оснастка.

Примечание: примерами технологического оборудования являются сварочное оборудование, прессы, станки, гальванические ванны, испытательные стенды.

Указатель - устройство, предупреждающее и/или обеспечивающее информацией, способствующей компетентному управлению ПС в пределах конструктивных параметров.

Установка ПС - положение (положения) ПС, при котором соблюдены все требования промышленной безопасности, обеспечивающие прочность, устойчивость и безопасную транспортировку грузов ПС в нормальных (паспортных) условиях эксплуатации.

Цикл работы крана - совокупность операций, связанных с транспортировкой краном груза при работе, от момента, когда кран готов к подъему груза, до момента готовности к подъему следующего груза.

Эксплуатационная документация - техническая документация (часть общей конструкторской или проектной документации), которая поставляется заводом-изготовителем вместе с ПС, включающая паспорт, техническое описание и руководство (инструкцию) по эксплуатации.

Эксплуатация - стадия жизненного цикла ПС, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация ПС включает в себя в общем случае использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Эксплуатирующая организация - юридическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель осуществляющие эксплуатацию ОПО, составляющими которых являются, в том числе и ПС, подлежащие учету в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, на праве собственности или аренды, или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность.