К признакам правового государства не относится. К отличительным признакам правового государства относятся

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) верховенство закона;

3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

Признаки правового государства:

Ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);

Верховенство права во всех сферах общественной жизни;

Конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Наличие развитого гражданского общества;

Правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

Верховенство закона в системе права;

Соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

Прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)

2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)

3. Принцип разделения властей (ст. 10)

4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)

5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)

6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)

7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)

8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)

9. Принцип ответственности государства и личности.Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и[прим. 1] фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов[прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей

к отличительным признакам правового государства относятся

  1. Реферат "Основные признаки правового государства"
    Скачать - http://www.ucheba.ru/referat/15408.zip
  2. ответ 2

    ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу П. г. , независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального. Провозглашено в ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права.

  3. Отличительным признаком правового государства является отсутствие в этой стране Конституции.
    Именно это означает, что законность и законопослушание настолько глубоко сидит в головах и умах всех подданных, что нет необходимости класть их на бумагу. Ярчайшим примером в этом отношении является Англия, чья законодательная система и юрисдикция были созданы и работали ещ до крещения Руси.
    Отличительной характеристикой британской Конституции является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции.
    Это вызвано особым (по сравнению с другими странами Европы) характером права Великобритании, которое относится к англо-саксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве источника права судебного прецедента, его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права.
    Выделяют три составляющих Конституции: статутное право (Statute Law); общее право (Common Law) и конституционные соглашения (Constitutional conventions), которым соответствуют следующие источники права: статуты, судебные прецеденты и конституционные соглашения.
    В праве Великобритании отсутствует различие между конституционным и текущим законом действует общий порядок принятия и изменения законов, что определяет гибкий характер основного закона, возможность его модификации без прохождения сложной процедуры изменения или дополнения, как в других странах (принятие на референдуме, квалифицированным большинством в парламенте и пр.) . При этом стабильность права охраняется обычаем.
    Конституция Великобритании, в отличие от многих других документов конституционного и иных отраслей британского права, является единой для всего Соединенного Королевства: для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
    Даже отпетые вольнодумцы, сосланные на новый континент проститутки, воры и серийные убийцы со всей Англии - американцы приняли британскую систему априори. Вы бы почитали УК США или их КЗОТ! Более детального разбора житейских ситуаций я никогда не читал. Именно поэтому из 8 судебных дел, которые были открытых против меня за время 20 лет работы в США я, не нанимая адвокатов, выиграл 7 из 8 . И лишь одно из них, которое мне показалось слишком сложным, я обратился к помощи адвоката. И дело было...проигранно.
    Правоверность государства должно быть заложено в головах граждан с детства их мамами и папами. Хорошо при этом родиться дворянином или князем.

    Семья отца (мальчик с удочкой) . Август 1917 года - за три месяца до большевистского переворота. Слева дед - Илья, князь Черниговский, полковник армии Императора Николая II, военный хирург. Бабка Наталия - преподаватель шести иностранных языков в Смольном Институте для благородных девиц, фрейлина Импеатрицы Александрины.
    Законопослушение лежит не на бумаге, а в головах граждан.

Признаки правового государства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Признаки правового государства
Рубрика (тематическая категория) Государство

Понятие правового государства

Понятие, признаки и пути формирования правового государства

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчинœенное воле народа как суверена власти. 1)

Правовое государство – многомерное развивающе­еся явление. С течением времени оно приобретало всœе новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. 2)

Существует множество трактовок определœения ʼʼправое государствоʼʼ:

– Правовое государство - ϶ᴛᴏ правовая форма организации и деятельности публично–политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права; 3)

– Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально–демократическим политическим режимом (Гегель); 4)

– Правовое государство – объективная крайне важно сть и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Иными словами правовое государство воспринимается как форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо­вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединœениями на базе норм права.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинœении государства обществу.

Основными признаками правового государства являются:

– Разделœение властей;

– Верховенство закона;

– Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

– Социальная и юридическая защищенность личности;

– Сосредоточение всœех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на базе права;

– Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

– Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всœех уровней;

– Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

– Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

– Верховенство и прямое действие конституции;

– Единство прав и обязанностей граждан;

– Наличие развитого гражданского общества;

– Внешний и внутренний суверенитет государства;

– Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать: 1)

а) Разделœение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему ʼʼсдержек и противовесовʼʼ, взаимоограничение и взаимоконтроль всœех ветвей власти. Основателœем концепции разделœения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всœей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. 2) Такой государственно–властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, к примеру, для Англии.

Разделœение властей - ϶ᴛᴏ показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

Сегодня наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является функцией, прежде всœего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. 1)

Законодательная власть является представительной. Именно на базе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. При этом имеются сущностные и политико–юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателœей. Политико–юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее значительной функцией является финансовая – ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции – формирование определœенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой базе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть – специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделœения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всœего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

б) Верховенство закона, ʼʼсвязанностьʼʼ государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всœего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 1) Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всœех конституционных процедур, не должна быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. 2)

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всœего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны всœе. 3)

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким ʼʼдаромʼʼ властей, а принадлежат ему от рождения.

г) Защита прав и свобод человека – это, прежде всœего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права – невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не должна быть суверенной ни в одном государстве. Власть всœегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы. 1)

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителœем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всœем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Правовое положение и взаимоотношения всœех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определœены правовыми законами, защищены и гарантированы всœей конструкцией правовой государственности. В случае если правовое положение хотя бы одного субъекта не определœено или определœено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях. 1)

ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всœего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве - это осознанная крайне важно сть, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать ʼʼразумный эгоизмʼʼ – я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы всœе люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства – всœе равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

3 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе

Признаки правового государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Признаки правового государства" 2017, 2018.

1 вариант.

1.Отличительным признаком государства является

1) наличие единой территории 3) единая система ценностей

2) общая для всех граждан религия 4)обязательность участия граждан в политической жизни

2.Что является отличительным признаком демократического политического режима?

1)федеративное устройство 3)гарантии прав и свобод граждан

2) право на взимание налогов 4) наличие публичной власти
3. Что является отличительным признаком правового государства?

1)наличие суверенитета 3)налогообложение граждан

2)деятельность правоохранительных органов 4) верховенство закона
4.Организация верховной власти, стоящей над обществом

1) страна 2)государство 3)политическая партия 4)общественное движение


5.Что понимается под формой правления?

1) организация высших органов власти 3) политический режим

2) распределение власти по территории страны 4) политическая система
6. В государстве Н. правительство формирует президент. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия 3) абсолютная монархия

2) парламентская республика 4) президентская республика
7.Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

8. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.

Б. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения


5.Что является формой непосредственного народовластия?

1)выборы 2)многопартийность 3)референдум 4)парламентаризм


9. В стране Н. социологическая служба провела опрос молодёжи. Был задан вопрос: «Как вы участвуете в политической жизни общества?





10. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия выборов и референдума . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) является (ются) выражением народовластия

2) проводится (ятся), как правило, регулярно

3) служит формой демократии

4) предполагает выдвижение кандидатов

11. Установите соответствия между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.


Характеристики Типы режимов

А) гарантии прав и свобод личности 1) демократический

Б) власть единой массовой партии 2) тоталитарный

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм


А

Б

В

Г

Проверочные тесты по теме «Политика».

2 вариант.

1. Признаком любого государства является

1)многопартийность 3)суверенитет

2) разделение властей 4) парламентаризм


2.Отличительным признаком федеративного государства является

1) избрание высших органов государственной власти

2) верховенство исполнительной власти

3) наличие органов местного самоуправления

4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

3.Что является отличительным признаком правового государства?

1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

3) функционирование правоохранительных органов

4) наличие суверенитета


4.Постоянная политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях

1) подданство 2) повиновение 3) натурализация 4)гражданство

5.Система осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности

1) форма правления 3) государственное устройство 2)политическая система 4) политический режим


6. К политической сфере общества относятся отношения между

1) инспектором ГИБДД и водителем автомашины

2) кандидатом в депутаты и его избирателями

3) тренером и его командой

4) продавцом и покупателем в магазине
7. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент – коллективный законодательный орган.

Б. К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель, чья власть абсолютна.

1) верно только А 3) верны оба суждения


8. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения
9. В стране Н. социологическая служба провела опрос молодёжи. Был задан вопрос: «Как вы участвуете в политической жизни общества?

Результаты опроса представлены в таблице.

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы.


  1. Около четверти опрошенных участвуют в политической жизни посредством выборов.

  2. Более четверти опрошенных состоят в политических партиях.

  3. Каждый третий опрошенный не интересуется политикой.

  4. Каждый пятый опрошенный следит за публикациями в прессе по вопросам политики.

  5. Около трети опрошенных граждан участвует в митингах и демонстрациях.
10. В приведённом ниже списке указаны черты сходства и отличия понятий государство и правовое государство . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) территория с определёнными границами

2) имеет определённый тип режима власти

3) наличие системы разделения властей

4) гарантируется соблюдение прав и свобод человека


11. Установите соответствия между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Характеристики Типы режимов

Б) референдум 2) представительная

В) выборы депутатов


А

Б

В

Основные, существенные и отличительные признаки правового государства

Как отмечает ряд авторов, важнейшими элементами, характеризующими правовое государство, выступают: а) господство закона, б) функционирование государственной власти на основе разделения публично-властных полномочий между органами законодательной, исполнительной, судебной власти, в) признание и гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина. Совокупность этих теоретических и практических элементов в характеристике правового государства позволяет выделить группы нормативных, институциональных и личностно-общественных признаков правового государства.

Нормативные признаки правового государства. Следует отметить, что эта группа признаков, помимо самостоятельного значения, несет и общую нагрузку: она представляет собой правовой компонент, который пронизывает все характеристики правовой государственности.

К собственно нормативным признакам следует относить:

верховенство закона и особое место конституции как основного закона;

законность как принцип создания и реализации норм права.

… Институциональные признаки выделяют в характеристике правового государства публичную природу государства и его полномочия по урегулированию столкновения общих и частных интересов. В их число входят:

разделение государственной власти на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

взаимодействие властей; распределение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти с применением механизмов "сдержек и противовесов";

законодательное закрепление независимости судебной власти.

… Группа личностно-общественных признаков правового государства включает права и свободы человека и гражданина и в самом общем плане объединяет:

конституционное закрепление приоритета основных прав и свобод человека и гражданина;

всестороннюю поддержку государством правозащитных движений и правозащитной деятельности государственных органов;

должный уровень правовой культуры и государственно-правового сознания граждан .

И. Кант считал, что о правовом государстве можно говорить лишь там, где общество независимо от государства располагает средствами и санкциями для того, чтобы заставить своих членов соблюдать определенные нравственные и поведенческие нормы. А из моральных норм соответственно вырастают правовые

Следует отметить, что по мнению Козлова Е.И. и Кутафина О.Е., господство закона - неотъемлемый признак правового государства. Однако господство закона не означает его всесилие. Решая сегодня стоящие перед ним проблемы, общество, разумеется, не может обойтись без права как одного из важнейших факторов развития. И здесь роль права, несомненно, будет возрастать по мере полной переориентации нашей правовой системы с командно-административных методов руководства с их многочисленными запретами и мелочной регламентацией на методы подлинно демократические, преимущественно экономические. Однако это не означает, что право - панацея от всех наших бед, что достаточно принять хороший закон - и любая острая проблема будет решена .

По мнению В.С. Нерсесянца, в самом общем виде правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право. Его отличительные признаки:

Верховенство правового закона (при этом под правом понимаются всеобщий масштаб и равная мера (норма) свободы; формальное равенство выражает справедливость);

Реальность прав и свобод индивидов;

Функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей (при этом без разделения властей не может быть не только правового государства, но и правовых законов)

По мнению Лучина В.О., права и свободы индивида - обязательный системообразующий признак правового государства .

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина - главный признак правового государства. Россия признает нерушимость этих прав и свобод. Как отмечает Бархатов Е.Ю., на современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек .

Как отмечают Злобина Е.А. и Батяев А.А., в «правовом государстве человек, его права и свободы провозглашены самой высшей ценностью. Их признание и обеспечение соответствующими гарантиями - важнейшая обязанность государства. В свою очередь, именно Общественная палата является органом, осуществляющим реализацию этих гарантий и защиты прав от имени государства от любых посягательств и нарушений. Самостоятельная Общественная палата РФ, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, - один из признаков правового государства. Господство права предполагает, что Палата должна быть независимой от влияния какого-либо властного органа ».

Господство закона - неотъемлемый признак правового государства. Однако господство закона не означает его всесилия. Решая сегодня стоящие перед ним проблемы, общество, разумеется, не может обойтись без права как одного из важнейших факторов развития. И здесь роль права, несомненно, будет возрастать по мере полной переориентации нашей правовой системы с командно-административных методов руководства с их многочисленными запретами и мелочной регламентацией на методы подлинно демократические, преимущественно экономические. Однако это не означает, что право - панацея от всех бед, что достаточно принять хороший закон - и любая острая проблема будет решена .

По мнению Преснякова М.В., важнейшими "необходимыми" признаками правового государства безусловно являются верховенство закона, законность .

Бринчук М.М. пишет: «Характеристика РФ как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Один из наиболее существенных признаков правового государства - это то, что власть связана правом, когда право превыше власти. Не случайно в некоторых странах вместо категории "правовое государство" используется понятие "господство права". Правовое государство исходит, с одной стороны, из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и возложения на соответствующих субъектов обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто уполномочен на это Конституцией и законами, причем в рамках определенных им предметов ведения и компетенции ».

Как отмечает Кучерена А.Г., одним из важнейших признаков правового государства является осуществление Конституционным Судом РФ судебного конституционного контроля над соответствием законов и иных нормативных актов праву .

Как отмечают Шешко Г.Ф., Вишнякова А.В., одним из признаков правового государства является самостоятельность судебной власти, действующей независимо от законодательной и исполнительной (ст. 10 Конституции РФ) .

По мнению Сасова К.А., отличительным признаком правового государства является гражданское общество, влияющее как на принятие законов, так и на их исполнение .

Буравлев Ю.М. в своей работе отмечает, что важнейшим признаком правового государства является взаимная ответственности личности и государства .

"Гласность деятельности органов государственной власти, обеспечение равного доступа в рамках, предусмотренных законом, всех заинтересованных лиц к участию в осуществлении государственного регулирования тех или иных общественных отношений - один из признаков правового государства ".

По мнению Калинина А.В., принцип гласности обеспечивает прозрачность процесса принятия решений по вопросам применения специальных экономических мер, способствуя при этом реализации принципов законности, обоснованности и объективности. Его соблюдение обеспечивается в том числе за счет таких предусмотренных Законом мер (ст. 6), как незамедлительное обнародование решений о применении специальных экономических мер, сроках их применения, перечне конкретных запретов и ограничений, о продлении срока их применения и об их отмене, а также регулярное информирование о ходе их применения Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, которым предоставлено право обсуждать полученную информацию и представлять Президенту РФ соответствующие предложения .

Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. 544 с.