Индивидуальные служебные споры рассматриваются. Служебные споры

Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее - комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

4. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

7. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

8. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

9. В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 настоящей статьи, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

10. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

11. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.

12. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

13. В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует нпа

14. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

15. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

16. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда . Размер возмещения определяется судом.

Рассмотрение индивидуальных служебных споров

В процессе гражданской службы могут возникнуть индивидуальные служебные споры. Согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" индивидуальный служебный спор - это неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров:

Комиссией государственного органа по служебным спорам;

Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации*(104).

Комиссия государственного органа по служебным спорам образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам этого срока комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

Гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

В процессе гражданской службы могут возникнуть индивидуальные служебные споры. Согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" индивидуальный служебный спор - это неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров:

комиссией государственного органа по служебным спорам;

Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации*(104).

Комиссия государственного органа по служебным спорам образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам этого срока комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры: о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу; по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

В процессе работы в любой организации между ее сотрудником и работодателем могут возникнуть какие-либо разногласия. Если сторонам не удалось прийти к взаимному согласию, например, организация ущемляет права работающего на нее гражданина, последний имеет возможность открыть индивидуальный трудовой или служебный спор .

Что это, какими законодательными актами регулируется, и как проводится процедура решения спора, рассмотрим ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Основные понятия

Индивидуальным трудовым спором именуется конфликт между работником и его нанимателем.

Для его устранения разногласие передается в органы, специализирующиеся на урегулировании трудовых споров. Как отражено в ст.381 Трудового Кодекса, предметом последних могут выступать вопросы использования законодательных актов, определяющих:

  • трудовое право;
  • трудовые соглашения;
  • коллективные договоры;

Плюс обращается внимание на персональные трудовые условия, их установление и корректировку.

В упомянутой статье ТК отмечено, что индивидуальный трудовой спор может возникнуть по инициативе сотрудника , который ранее был трудоустроен у работодателя. Либо если сотрудник хочет оформить трудовой договор, а наниматель отказывается это делать.

Проведение процедуры индивидуального трудового спора, допустимый период урегулирования конфликта, органы, призванные заниматься решением вопроса, и прочие нюансы определяются главой 60 ТК РФ, куда входят статьи 381-397.

Примеры индивидуального трудового спора:

  1. не была выплачена вовремя;
  2. наниматель отказывается предоставить работнику законный ;
  3. сотруднику не перечислены отпускные и т.д.;
  4. на сотрудника были наложены дисциплинарные взыскания, которые вызывают у него вопросы.

Подведомственность и подсудность споров

С помощью подведомственности определяется компетенция при урегулировании трудовых конфликтов между теми организациями, которые призваны решать соответствующие разногласия и рассматривать соответствующие жалобы .

По статье 391 ТК РФ допустима альтернативная подведомственность. Профсоюз, отстаивающий интересы сотрудника, либо он сам могут обратиться к комиссии по трудовым спорам. Если же решение комиссии не устраивает заявителя, следует составлять иск в суд. Либо составлять соответствующее заявление, минуя комиссию.

Отдельно стоит упомянуть список случаев, с которыми потребуется сразу посещать судебные инстанции . Они определены статьей 391 ТК РФ:

  • Восстановление на рабочем месте, корректировка причин и времени разрыва трудовых взаимоотношений, перевод на иное рабочее место, оплата возмещения в зарплату за вынужденный период нахождения на менее оплачиваемой должности.

    А также выплаты за вынужденные пропуски графика, либо неправомерные действия руководства организации в отношении личных данных сотрудника.

  • Возмещение компании вреда, полученного в результате действий работника.
  • Если гражданина отказались трудоустроить в своей компании.
  • Если сотрудник считает, что его дискриминировали.
  • Когда требуется рассматривать дело гражданина, подписавшего трудовой договор с другим физическим лицом, не зарегистрированным как ИП. Плюс при получении заявлений от работников религиозных организаций.

О подсудности трудовых споров стоит сказать следующее:

  • Мировые судьи могут рассматривать только определенную категорию споров, касающихся исполнительного производства, если нет конфликта, касающегося прав. Примером может выступить ситуация, когда работнику начислили зарплату, но не были произведены.
  • Практически всеми видами дел в отношении трудовых споров занимаются районные суды.
  • В суд субъекта РФ можно обращаться только с 2 категориями конфликтов - если требуется признать забастовку незаконной, и если имело место разглашение государственной тайны.

Общее правило ГПК РФ гласит следующее:

  • Обычно суд проводит процесс рассмотрения дела по месту нахождения ответчика.
  • Альтернативная подсудность имеет место, если истцом получено трудовое увечье, и он требует возмещения вреда, плюс в ситуации нарушения его трудовых прав. Истец выбирает подсудность, будет ли дело решаться по месту нахождения заявителя или ответчика.

Порядок разрешения

Процедура рассмотрения индивидуального спора определяется в соответствии с тем, какому органу подсудно конкретное дело.

Следовательно, стоит рассматривать отдельно процесс решения вопроса в комиссии по трудовым спорам и суде .

Комиссией по трудовым спорам

Подавляющее количество трудовых конфликтов решает комиссия по трудовым спорам (КТС). Она формируется по желанию сотрудника или предпринимателя, либо их представителями. Причем в комиссии лица, представляющие стороны должны состоять в равном количестве .

После того, как работник или его уполномоченное лицо и наниматель или выдвинутое им лицо получат предложение о формировании КТС, они обязаны предоставить своих представителей в комиссию не позднее, чем в десятидневный срок . Данный орган может быть сформирован не только на уровне всей фирмы, но и в подразделениях компании.

КТС - это первичный орган, занимающийся урегулированием трудовых споров, имеющий свою печать и руководящий состав.

Подавать заявление в КТС имеет право лишь сотрудник, в отличие от нанимателя. Перед передачей вопроса в комиссию первому следует попытаться решить вопрос напрямую с руководством организации.

Если положительных результатов не удалось получить, можно передавать вопрос на рассмотрение комиссии. Последней выдается 10 дней на вынесение своего решения.

Спор рассматривается комиссией в присутствии самого работника или его уполномоченного представителя. Если указанные лица не явились один раз, собрание откладывается. После второго раза процедура прекращается.

Но в пределах периода исковой давности работник имеет право подать заявление повторно.

Члены комиссии могут приглашать специалистов и свидетелей, а также потребовать от работника определенный пакет официальных бумаг. Во время заседания необходимо вести протокол, скрепляемый печатью КТС . Туда же заносится решение комиссии.

Если же часть требований не удовлетворяется, комиссии требуется четко обозначить приведшие к этому основания.

После принятия положительного или отрицательного решения его копии, скрепленные печатью и подписью председателя комиссии, выдаются сотруднику и предпринимателю в течение 3 дней.

Вердикт КТС является окончательным и исполняется в течение 3 дней, а также 10 дней, отводящихся на обжалование. Если же работника необходимо восстановить на ранее занимаемой им должности после незаконного перевода на иную работу, решение исполняется незамедлительно.

Судом

Суд, в свою очередь может рассматривать 2 типа трудовых конфликтов :

  • Прошедшие досудебное урегулирование. Либо сразу направленные трудящимся в судебные инстанции по какой-либо причине. Пример - отсутствие КТС по месту работы.
  • Те виды разногласий, которые сразу решаются в судебном порядке, минуя комиссию.

Когда в суде принимается на рассмотрение индивидуальный трудовой спор, служителю Фемиды требуется правильно определить подсудность дела .

Если суд удовлетворяет требования истца, работнику не требуется оплачивать расходы , связанные с судебным процессом, и пошлины. Решение, принимаемое судьей, не связывается с вердиктом КТС.

Срок исковой давности

Как такового термина срока исковой давности Трудовой Кодекс не включает. Однако, статья 392 того же акта определяет временной отрезок для подачи заявления в суд для решения конфликта при индивидуальном трудовом споре.

У работника есть возможность обратиться за судебной защитой своих интересов в следующие сроки:

  • В течение 3 месяцев с момента возможного или фактического обнаружения нарушения его прав.
  • На протяжении 1 месяца, если вопрос касается окончания трудового договора. В данной ситуации срок начинается с дня получения копии приказа о прекращении соответствующих взаимоотношений и получения на руки .
  • У работника также есть возможность сначала обратиться в государственную инспекцию по охране труда.
  • Жалоба рассматривается сотрудниками организации не более, чем за 10 дней. Иначе гражданин может обратиться в суд для рассмотрения его дела. Обращение к судье также допустимо, когда решение, вынесенное инспекцией после рассмотрения жалобы, не устроило заявителя.

    Это решение он имеет право оспорить через суд в течение 10 дней после его вынесения.

А какие сроки предоставляются работодателям? Допустим, необходимо разобраться в ситуации, когда с сотрудника необходимо потребовать возмещение ущерба, нанесенного компании. Предприниматель может составить судебный иск в течение 1 года с момента, когда нарушение было выявлено или могло быть обнаружено.

Данное неравенство условий определяется сложностью сбора доказательной базы. Для трудящихся предполагается, что процесс будет более быстрым и простым, чем со стороны компании.

Индивидуальный служебный спор на государственной гражданской службе

Во время гражданской службы также могут возникать конфликты, которые решаются посредством индивидуального служебного спора. Здесь устранением разногласия занимаются:

  1. комиссия госоргана по служебным спорам;

Процедура рассмотрения вопроса практически не отличается от ситуации с индивидуальным трудовым спором. Первичный шаг служащего - попытка разрешить конфликт с нанимателем . Далее идет обращение в комиссию, затем в судебные органы. Можно составлять сразу судебный иск, если того требует предмет спора.

Суд принимает заявления как от служащих, так и от нанимателей, если сотрудником был нанесен ущерб госоргану.

Рассмотрению в суде подлежат следующие дела:

  1. Если гражданином был получен неправомерный отказ в поступлении на гражданскую службу.
  2. Если гражданский служащий считает, что подвергся дискриминации.

Предпосылки для возникновения трудовых споров узнайте из видео:

Государственно-служебные отношения имеют несомненное сходство с трудовыми правоотношениями. В силу этого на государственной службе также могут возникать различные конфликты по поводу применения условий труда. Некоторые из неурегулированных конфликтов переходят в стадию служебного спора.

Все служебные споры (по аналогии с трудовыми) можно подразделить на две группы:

 индивидуальные служебные споры;

 коллективные служебные споры.

Рассмотрение индивидуальных служебных споров

Регулирование отношений, связанных с рассмотрением индивидуальных служебных споров осуществляется в соответствии с гл. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в любой из них):

 комиссией государственного органа по служебным спорам;

Конфликт интересов на государственной гражданской службе

Специфическим видом конфликтов, возникающих на государственной службе, является конфликт интересов. Конфликт интересов не относится к служебным спорам, т.к. возникает не по поводу применения условий труда, а по поводу наличия или отсутствия личной заинтересованности у гражданского служащего .

Для государственной службы РФ термин «конфликт интересов» является относительно новым. Процедура урегулирования конфликта интересов является одним из элементов антикоррупционного механизма, предусмотренного ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.

Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, должны предотвращаться в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Кадровая работа на государственной службе

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кадровая работа на государственной гражданской службе включает в себя девятнадцать направлений деятельности. Рассмотрим содержание наиболее важных направлений деятельности кадровых подразделений.

 Формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы.

 Ведение трудовых книжек гражданских служащих.

 Ведение личных дел гражданских служащих.

 Ведение реестра гражданских служащих в государственном органе.

 Оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну.

Помимо перечисленных выше, кадровые службы государственных органов выполняют и ряд других функций. На них возложено оформление и выдача служащим служебных удостоверений, организация и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв, организация и обеспечение проведения аттестации и квалификационных экзаменов гражданских служащих, организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих и другие.