Фз о многодетных семьях изменения. Можно выделить несколько нормативно-правовых актов. Права многодетных граждан в сфере налогообложения

Правовой статус многодетных семей в настоящее время регулируется достаточно большим количеством нормативных актов, которые принимаются на разных уровнях власти – от федерального до муниципального. Именно по этой причине следует тщательно уделять внимание всем тем нормативным актам, которые принимаются для определения статуса таких семей и предоставления им разного рода льгот.


На какие именно правовые документы следует обращать внимание при определении правового статуса многодетных семей и что именно необходимо понимать под многодетной семьей?

Многодетная семья с точки зрения действующего законодательства

Многодетная семья – это всегда та семья, которая воспитывает большее количество детей, нежели статистически установлено в данном регионе как среднее количество детей в семье. Конкретного определения с точки зрения действующего законодательства на сегодняшний день для не установлено. Именно по этой причине и для толкования статуса такой семьи приходится обращаться к большому количеству нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации.

Обращаться для получения тех или иных льгот и привилегий, которые предусмотрены для многодетных семей в действующем законодательстве, следует в территориальные подразделения органов опеки и попечительства (территориальное подразделение следует уточнять на основании адреса проживания семьи).

Действующее законодательство на сегодняшний день предоставляет возможность многодетным семьям в полном объеме отстаивать свои права и получать те или иные привилегии. Для этого принято достаточно большое количество нормативных актов, однако единого, который смог бы объединить все имеющиеся, на сегодняшний день так и не сформулировано.

Закон города Москвы
социальной поддержке семей с детьми в городе Москве"
23 ноября 2005 года № 60

Настоящий Закон в целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, регулирует отношения по предоставлению им денежных выплат и других мер социальной поддержки.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.

2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.

Статья 2. Основные понятия

1.Многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

2. Малообеспеченная семья - семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума в городе Москве в расчете на душу населения, установленного Правительством Москвы.

3.Студенческая семья - семья, в которой оба родителя или одинокая мать (отец) обучаются по очной форме в учреждениях высшего профессионального образования.

4.Социальный патронаж - форма оказания услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям с детьми и несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию и не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть, на срок, необходимый для преодоления данной ситуации.

Статья 3. Меры социальной поддержки семей с детьми

К мерам социальной поддержки семей с детьми относятся:

1) единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты;

2) оказание натуральной помощи;

3) предоставление льгот;

4) организация социального обслуживания.

Статья 4. Право детей, оставшихся без попечения родителей, на денежные выплаты

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на ежемесячную денежную компенсационную выплату в порядке, установленном Правительством Москвы.

Глава 2. Денежные выплаты

Статья 5. Органы, осуществляющие назначение и выплату денежных выплат

1. Органами, осуществляющими назначение и выплату денежных выплат, установленных настоящим Законом (за исключением выплаты, предусмотренной статьей 19 настоящего Закона), являются органы социальной защиты населения районов города Москвы (далее - органы социальной защиты) по месту жительства одного из родителей (усыновителя, опекуна, попечителя).

2. Органами, осуществляющими назначение ежегодной компенсационной выплаты на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения, являются уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в области образования.

Статья 6. Единовременные денежные выплат ы

1. К единовременным денежным выплатам относятся:

1) дополнительное пособие по беременности и родам;

2) единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка;

3) единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей;

4) дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям.

2. Дополнительное пособие по беременности и родам устанавливается женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

3. Дополнительное пособие по беременности и родам выплачивается за период продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.

4. Право на единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун) ребенка.

5. В случае рождения (усыновления) двух и более детей, единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка выплачивается на каждого ребенка.

6. При рождении мертвого ребенка единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка и единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей не назначаются и не выплачиваются.

7. Право на единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более живорожденныхдетей (усыновлением в возрасте до трех месяцев) имеет один из родителей (усыновитель, опекун) ребенка.

8. Получение единовременных денежных выплат одного вида не лишает семьи права на получение других видов единовременных денежных выплат.

9. Единовременные денежные выплаты устанавливаются независимо от среднедушевого дохода семьи.

10. Дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям назначается в соответствии с Законом города Москвы от 28 января 2004 года № 4 «О молодежи».

Статья 7. Ежемесячные денежные выплат ы

1. К ежемесячным денежным выплатам относятся:

1) ежемесячное пособие на ребенка;

2) ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет;

3) ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом дошкольного возраста;

4) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми;

5) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям;

6) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет;

7) ежемесячная компенсационная выплата на проезд в городском пассажирском транспорте многодетным семьям;

8) ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей;

9) ежемесячная компенсационная выплата матерям, родившим 10 и более детей и получающим пенсию;

10) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям-инвалидам в возрасте до 18 лет;

11) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям, получающим пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей.

2. При наличии права на ежемесячные денежные выплаты, указанные в пунктах 10 и 11 части 1 настоящей статьи, назначается одна из них.

3. Ежемесячные денежные выплаты, указанные в пунктах 2-11 части 1 настоящей статьи, назначаются независимо от среднедушевого дохода семьи.

4. Ежемесячное пособие на ребенка назначается в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 года № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка».

Статья 8. Ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет

Ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет устанавливается матери, уволенной в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.

Статья 9. Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом

Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом дошкольного возраста, устанавливается одному из родителей (усыновителю, опекуну), не состоящему в трудовых отношениях, в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.

Статья 10. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми

1. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми устанавливается на детей:

1) одиноких матерей (отцов);

4) в возрасте до полутора лет, родители которых являются инвалидами и (или) пенсионерами.

2. Категории одиноких матерей (отцов), семей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, определяются в соответствии с правовыми актами города Москвы, регулирующими порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.

3. На каждого ребенка, не достигшего возраста 16 лет (обучающегося в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет) и отнесенного к одной или более категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается одна ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни.

4. Право на ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного (усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка, а также отчим либо мачеха - на детей из многодетных семей.

Статья 1 1. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям

Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям устанавливается на каждого ребенка из многодетной семьи, не достигшего возраста 16 лет (обучающегося в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет).

Статья 12. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет

1. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет устанавливается на детей:

1) одиноких матерей (отцов);

2) военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

3) из семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов;

4) из многодетных семей;

5) из студенческих семей;

6) являющихся инвалидами.

2. На каждого ребенка в возрасте до трех лет, отнесенного к одной или более категориям, указанным в части 1 настоящей статьи, может быть установлена одна ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимостипродуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет.

Статья 13. Ежемесячная компенсационная выплата на проезд в городском пассажирском транспорте многодетным
семьям

1. Ежемесячная компенсационная выплата на проезд в городском пассажирском транспорте устанавливается многодетным семьям:

1) имеющим пять и более несовершеннолетних детей, из которых не менее трех детей в возрасте до 16 лет (обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, - до 18 лет);

2) имеющим 10 и более детей, при наличии в семье одного и более детей, не достигших возраста 18 лет, независимо от факта их учебы или работы.

2. Ежемесячная компенсационная выплата на проезд в городском пассажирском транспорте назначается на многодетную семью, указанную в
части 1 настоящей статьи.

Статья 14. Ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей

1. Ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей, устанавливается на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, учреждении начального, среднего и высшего профессионального образования - до 23 лет).

2. Право на ежемесячную компенсационную выплату имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель, отчим, мачеха).

Статья 15. Ежемесячная компенсационная выплата матерям, родившим 10 и более детей и получающим пенсию

Ежемесячная компенсационная выплата устанавливается к пенсии матерям, родившим 10 и более детей, независимо от вида получаемой пенсии.

Статья 16. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям-инвалидам в возрасте до 18 лет

Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни устанавливается к пенсии детям-инвалидам в возрасте до 18 лет в порядке, установленном Правительством Москвы для ежемесячных компенсационных выплат на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям пенсионеров.

Статья 17. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям, получающим пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей

Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни устанавливается к пенсии детям, получающим пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей, в порядке, установленном Правительством Москвы для ежемесячных компенсационных выплат на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям пенсионеров.

Статья 18. Ежегодные компенсационные выплат ы

1. К ежегодным компенсационным выплатам относятся:

1) ежегодная компенсационная выплата к Международному дню семьи;

2) ежегодная компенсационная выплата ко Дню знаний.

2. Ежегодные компенсационные выплаты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются независимо от среднедушевого дохода семьи и выплачиваются семьям, имеющим 10 и более детей, при наличии в семье одного и более детей, не достигших возраста 18 лет.

Статья 19. Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения

Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения устанавливается детям из многодетных семей на период обучения в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

Статья 20. Размеры денежных выплат, порядок их назначения и выплаты

Размеры денежных выплат, порядок их назначения и выплаты устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 21. Основания для отказа в назначении денежных выплат, приостановления и прекращения выплаты

1. Основаниями для отказа в назначении единовременных денежных выплат являются:

1) нахождение ребенка на полном государственном обеспечении;

2) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах.

2. Основаниями для отказа в назначении ежемесячных денежных выплат являются обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, а также получение в установленном законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством).

3. Выплата ежемесячных денежных выплат приостанавливается в случаях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, а также в следующих случаях:

1) неполучение ежемесячной денежной выплаты в течение шести месяцев подряд;

2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

3) объявление несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством или приобретение им дееспособности в полном объеме со времени вступления в брак.

4. Выплата ежемесячных денежных выплат прекращается в следующих случаях:

1) достижение ребенком возраста 16 лет (обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, -
18 лет, а детьми, указанными в статье 14 настоящего Закона, - 23 лет);

2) снятие получателя ежемесячной денежной выплаты или ребенка, на которого она назначена, с регистрационного учета в городе Москве;

3) смерть ребенка или объявление его судом умершим.

5. Ежегодные денежные выплаты не назначаются, если при наступлении обстоятельств, указанных в частях 1 и 2, пункте 2 части 3 и части 4 настоящей статьи, не соблюдается условие, установленное частью 2 статьи 18 настоящего Закона, о количестве и возрасте детей в семье.

6. Положения настоящей статьи не распространяются на ежемесячные компенсационные выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих пенсию, и на детей, получающих пенсию в связи со смертью одного или обоих родителей, предусмотренные статьями 16, 17 настоящего Закона, которые назначаются и выплачиваются в порядке, установленном Правительством Москвы, а также не распространяются на ежегодную компенсационную выплату на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения, предусмотренную статьей 19 настоящего Закона.

Статья 22. Обязанность получателей ежемесячных и ежегодных денежных выплат

Получатели ежемесячных и ежегодных денежных выплат обязаны в месячный срок извещать органы, предоставляющие эти выплаты, о наступлении обстоятельств, влияющих на право их получения.

Статья 23. Удержание излишне выплаченных сумм

1. Излишне выплаченные суммы денежных выплат удерживаются или возмещаются получателем, если переплата произошла вследствие предоставления им заведомо неполных и (или) недостоверных сведений, влияющих на право и (или) размер денежной выплаты, либо неисполнения им обязанности, предусмотренной статьей 22 настоящего Закона.

2. Удержания ежемесячных денежных выплат производятся в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты оставшаяся задолженность возмещается получателем или взыскивается с него в судебном порядке.

3. Суммы денежных выплат, излишне выплаченные получателю по вине органа, предоставившего денежную выплату, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.

Глава 3. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот

Статья 24. Категории детей и семей с детьми, которым оказывается натуральная помощь и предоставляются льготы

Меры социальной поддержки в форме натуральной помощи и льгот устанавливаются следующим категориям детей и семей с детьми:

1) дети первых трех лет жизни;

2) дети, не достигшие семилетнего возраста;

3) дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, студенты образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;

4) дети до 15 лет, страдающие хроническими заболеваниями;

5) многодетные семьи;

6) семьи, имеющие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

7) матери, родившие и воспитавшие 10 и более детей;

Статья 25. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот детям первых трех лет жизни

1. Новорожденные дети обеспечиваются комплектами детского белья.

2. На детей первого, второго года жизни бесплатно отпускаются по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси).

3. Дети в возрасте до полутора лет не включаются в число проживающих в жилом помещении при начислении платы за вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов.

4. Дети первых трех лет жизни обеспечиваются бесплатно лекарственными средствами.

5. Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, устанавливается Правительством Москвы.

Статья 26. Предоставление льгот детям, не достигшим семилетнего возраста , и семьям, имеющим детей, не достигших семилетнего возраста

1. Детям, не достигшим семилетнего возраста, предоставляются следующие льготы:

1) бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте;

2) бесплатное посещение музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарка, находящихся в ведении Правительства Москвы.

2. Отдельные категории семей (студенческие семьи, семьи военнослужащих, опекунов и другие), предусмотренные Правительством Москвы, пользуются льготами по оплате содержания детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

Статья 27. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот детям, обучающимся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, студентам образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования

1. Обучающиеся в 1-4 классах образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, обеспечиваются бесплатным одноразовым питанием (завтраком).

2. Обучающиеся из социально незащищенных семей в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием по решению общественной комиссии образовательного учреждения.

3. Обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования очной формы обучения обеспечиваются льготным или бесплатным горячим питанием в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Обучающиеся в государственных общеобразовательных учреждениях «Школа здоровья» обеспечиваются трехразовым горячим питанием в соответствии с Законом города Москвы от 10 марта 2004 года № 14 «Об общем образовании в городе Москве».

5. Обучающиеся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, обеспечиваются бесплатными учебниками.

6. Обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального профессионального образования, студентам, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам среднего и высшего профессионального образования, предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).

7.Обучающиеся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обучающиеся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального профессионального образования, студенты, обучающиеся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам среднего и высшего профессионального образования, имеют право на бесплатное посещение зоопарка, оплату по льготным ценам, установленным Правительством Москвы, посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях культуры, находящихся в ведении Правительства Москвы.

Статья 28. Оказание натуральной помощи детям до 15 лет, страдающим хроническими заболеваниями

Детям в возрасте до 15 лет, страдающим хроническими заболеваниями, перечень которых утверждается Правительством Москвы, бесплатно отпускаются по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси).

Статья 29. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот многодетным семьям

1. Многодетным семьям в зависимости от категории детей оказывается натуральная помощь и предоставляются льготы:

1) бесплатный отпуск по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детского питания (в том числе адаптированных молочных смесей) - на детей в возрасте до трех лет;

2) бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей в возрасте до шести лет;

3) бесплатное двухразовое питание детей, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы;

4) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) детей в возрасте до 16 лет (обучающихся в образовательных учреждениях - до 18 лет) в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 года № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы»;

5) по приему детей в государственные дошкольные образовательные учреждения города Москвы в первую очередь.

2. Многодетным семьям оказывается натуральная помощь и предоставляются льготы:

1) по оплате содержания детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях в размерах, установленных Правительством Москвы, а родителям, имеющим 10 и более детей, - освобождение от оплаты их содержания в государственных дошкольных образовательных учреждениях;

2) по установлению размера платы за жилое помещениеи коммунальные услуги в порядке и на условиях, установленных Правительством Москвы;

3) право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и правовыми актамигорода Москвы;

4) право на бесплатное посещение зоопарка, оплату по льготным ценам, установленным Правительством Москвы, посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях культуры, находящихся в ведении Правительства Москвы, а один раз в месяц - бесплатное посещение музеев;

5) преимущественное право на получение садовых участков;

5) право на бесплатное пользование услугами бань, находящихся в ведении Правительства Москвы.

Статья 30. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, и детям-инвалидам в возрасте до 18 лет

1. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются следующие льготы:

1) право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в порядкеи на условиях, установленных федеральным законодательством и правовыми актамигорода Москвы;

2) по установлению размера платы за жилое помещениеи коммунальные услуги в порядке и на условиях, установленных Правительством Москвы.

2. Родители освобождаются от оплаты содержания детей-инвалидов в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

3. Дети-инвалиды и их родители (лица, сопровождающие ребенка-инвалида), опекуны и попечители, осуществляющие уход за детьми-инвали-дами, имеют право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте в соответствии с Законом города Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы».

4. На детей-инвалидов бесплатно отпускаются по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси).

5. Дети-инвалиды обеспечиваются изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами, за исключением предусмотренных федеральным законодательством социальных услуг в части обеспечения лекарственными средствами.

6.Дети-инвалиды имеют право на бесплатное посещение музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарка, находящихся в ведении Правительства Москвы.

Статья 31. Предоставление льгот матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей

Матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей, предоставляются следующие льготы:

1) бесплатное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении по рецептам врачей государственных учреждений здравоохранения;

2) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов, фарфора, металлокерамики) в государственных учреждениях здравоохранения.

Статья 32. Оказание натуральной помощи и предоставление льгот иным категориям семей с детьми

1. Отдельные категории семей с детьми имеют право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

2. Дети в возрасте от семи до 18 лет имеют право на бесплатное посещение зоопарка, оплату по льготным ценам, установленным Правительством Москвы, посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях культуры, а один раз в месяц - бесплатное посещение музеев.

3. Порядок и условия проведения мер оздоровительного характера для детей в период летних и зимних каникул устанавливаются Правительством Москвы.

Глава 4. Организация социального обслуживания

Статья 33. Учреждения социального обслуживания

Социальное обслуживание семей с детьми и несовершеннолетних осуществляется государственными учреждениями социального обслуживания города Москвы:

1) центрами социальной помощи семье и детям;

2) комплексными центрами социального обслуживания;

3) центрами социального обслуживания;

4) центрами психолого-педагогической помощи семье и детям;

5) социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних;

6) социальными приютами для детей и подростков;

7) иными учреждениями, созданными Правительством Москвы, уставной деятельностью которых является предоставление социальных услуг.

Статья 34. Виды социальных услуг

1. Государственные учреждения социального обслуживания города Москвы, указанные в статье 33 настоящего Закона, в пределах своих полномочий в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы оказывают социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, со-циально-правовые, социально-бытовые и иные социальные услуги.

2. Семьям с детьми и несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предоставляется социальный патронаж.

Статья 35. Категории семей и детей, которым оказываются социальные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания

В государственных учреждениях социального обслуживания города Москвы, указанных в статье 33 настоящего Закона, обслуживаются: многодетные семьи; неполные семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов; молодые семьи; семьи несовершеннолетних родителей; малообеспеченные семьи; опекунские семьи; семьи пенсионеров, воспитывающих несовершеннолетних детей; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, находящиеся в социально опасном положении, и иные категории семей и детей.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 36. Порядок разрешения споров

Отказ в предоставлении мер социальной поддержки может быть обжалован в соответствующий вышестоящий орган и (или) в суд.

Статья 37. Финансирование мер социальной поддержки

Финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных насто-ящим Законом, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением статьи 9 настоящего Закона.

2. Статья 9 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2006 года в отношении лиц, занятых уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до трех лет, а с 1 января 2007 года - в отношении лиц, занятых уходом за ребенком-инвалидом дошкольного возраста.

3. Правовые акты города Москвы, принятые до вступления в силу настоящего Закона, предусматривающие оказание социальной поддержки семьям с детьми, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

4. Лица, которым денежные выплаты были установлены до 1 января 2006 года, сохраняют право на их получение в соответствии с законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы, действовавшими до принятия настоящего Закона.

5. Правовые акты Мэра Москвы и Правительства Москвы подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская городская Дума

Федеральный закон о государственной поддержке многодетных семей №138 был подписан Д. Медведевым еще в 2011-м. Закон РФ о многодетных семьях включает в себя систему мероприятий, направленных на повышение качества условий жизни семей с целью развития положительной демографической тенденции в стране. Многодетными в РФ считаются семьи, где насчитывается 3 и более детей (в том числе пасынков и падчериц), не достигших совершеннолетия – именно этим ячейкам общества следует отложить дела в сторону и приступить к изучению ФЗ №138.

О чем говорит закон?

Федеральный закон о государственной поддержке многодетных семей говорит, что каждая ячейка общества с 3 и более несовершеннолетними детьми правомочна безвозмездно получить под индивидуальное жилищное строительство участок, состоящий в государственной собственности или собственности субъекта РФ. Обратите внимание, что речь идет именно об участках ИЖС, а не садоводческих товариществ, следовательно, земля априори должна предоставляться в пределах города, а не за его пределами и не на окраине, где традиционно располагаются дачи.

Порядок предоставления и размер участка вправе определять региональные власти – федеральный закон о многодетных семьях не регулирует эти вопросы. Величина предлагаемых участков, как правило, составляет от 6 до 15 соток.

Федеральный закон о многодетных семьях в последней редакции состоит всего из 3 глав:

  • Статья 1 устанавливает порядок внесения корректив в ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Для простого гражданина эта статья не несет особой важности – скорее всего, из текста он ничего не поймет.
  • Статья 2 важна. Здесь указано, что земли, принадлежащие государству, могут быть переданы регионам и городам федерального значения (Москве и Санкт-Петербургу) для предоставления их многодетным семьям бесплатно. Землю дают по месту постановки льготников на учет. Обратить внимание нужно на то, что земля предоставляется без торгов и предварительного согласования. Значит, гражданам придется довольствоваться тем, что дадут – если участок им не нравится, они вправе отказаться от него, но для получения другого придется снова вставать на учет и проходить процедуру оформления сначала. Обычно выбирают другой путь – просто немедленно продают землю, если региональное законодательство это позволяет. Распоряжаться участком семья может любым способом, притом сразу после получения.
  • Статья 3 регулирует сроки вступления нормативного акта в силу – со дня официальной публикации.

С полным текстом закона ФЗ 138 о многодетных семьях можно ознакомиться .

Как получить участок по закону?

Наличие трех несовершеннолетних детей – не единственное условие, которому нужно соответствовать. Субъекты РФ выставляют дополнительные требования: проживание в регионе в течение определенного времени, отсутствие в собственности другого земельного участка. Важное условие, общее для всех регионов – гражданин не получал землю от государства ранее в рамках другой льготной программы. Полный перечень требований гражданин может узнать, если обратится в территориальное отделение органов соцопеки или муниципалитет.

Чтобы подать заявку на участок, многодетные родители должны собрать такой пакет бумаг:

  • Копии свидетельств о рождении каждого ребенка.
  • Копия свидетельства о браке. Этот документ требуется, только если родитель – не одиночка.
  • Справка о составе семьи.
  • Копии паспортов родителей.
  • Справка из органов опеки, что многодетные родители не лишены родительских прав.
  • Документ, подтверждающий регистрацию по месту проживания.
  • Заявление установленной формы.

Пакет бумаг нужно подать в муниципалитет – там же подскажут, как правильно составить заявление. Документы рассматриваются в течение месяца. Предоставление земли происходит, как правило, не позднее, чем через год после принятия положительного решения.

В настоящее время семья, которая воспитывает более троих детей и получила статус многодетной семьи, имеет право на получение целого ряда льгот со стороны государства.

Федеральный Закон, который имеет ряд положений официально действует на территории Российской Федерации.

Государство и общество должно обращать свое внимание и оказывать поддержку семьям с детьми, так как воспроизводство населения на территории России было и остается острой проблемой, поэтому государство принимает ряд мер для ее решения. Для того, чтобы решить демографические проблемы России, необходимо проанализировать их особенность, с учетом месторасположения.

Ниже приведены статистические данные, которые характеризуют многодетные семьи в РФ:

  • количество многодетных семей от общего количества домохозяйств, в том числе и те, где дети воспитываются только одним родителем составляет всего 8,5 %, а от общего количества семей с детьми, этот показатель находится на уровне 15,4 %
  • за последние несколько лет, наблюдается тенденция увеличения количества семей с тремя и более детьми, однако, это движение медленное
  • в зависимости от региона проживания, количество многодетных семей на территории всей России, отличается по субъектам, например, в Московской области, Санкт – Петербурге этот показатель находится на минимальном уровне, а вот, субъекты федерации, которые входят в состав Южного федерального округа, наоборот, отличаются высоким уровнем рождаемости и количеством многодетных семей
  • от общего количества семей, в которых есть дети, семьи с тремя детьми составляют 23%, семьи с пятью и более детьми – всего 4,5%

Основная проблема того, что в России минимальное количество многодетных семей, заключается в том, что рождение каждого ребенка постепенно «тянет» всю семью к порогу бедности, особенно, если речь идет о неполной семье.

По всем социальным и экономическим параметрам, такие семьи сильно отличаются степенью риска и бедностью от семей с одним и двумя детьми.

Как показывает статистика, многодетные семьи в 60% входят в категорию бедных, в первую очередь, из-за жилищно-бытовых вопросов и ряда иных проблем:

  • почти половина многодетных семей имеет проблемы с приобретением сезонной одежды и обуви для детей
  • многие семьи в случае необходимости не имеют возможности приобретать лекарственные препараты, назначенные врачом
  • почти 25% всех многодетных семей ограничивают себя в приобретении продуктов питания
  • четверть детей из многодетных семей имеют только неполное среднее образование, так как необходимо работать для обеспечения младших членов своей семьи

Главная проблема 80% всех многодетных семей заключается в . Наиболее распространенные проблемы это проживание в


В РФ принят Федеральный Закон «О государственной поддержке многодетных семей»

аварийном доме, в доме, который не соответствует установленным требованиям и нормам, а также в недвижимом жилом объекте, который остро нуждается в проведении ремонта. Около половины всех многодетных семей проживает в домах, которые не имеют водопровода, отопления.

Большое количество проведенных исследований выявило причину такого социального и экономического положения семей, в которых воспитываются трое и более детей:

  • трудоспособные члены такой семьи отличаются низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда, так как большая часть времени направлена не на улучшение своих профессиональных качеств, а на уход и воспитание детей
  • работодатель старается не брать в штат сотрудников, особенно на ответственные места, которые отличаются высокой иждивенческой нагрузкой и имеющие семейные обязанности в большом объеме

Все вышеперечисленные проблемы и особенности стали причиной для создания Федерального Закона «О государственной поддержке многодетных семей», положения которого стараются частично решить острые вопросы каждой семьи с тремя и более детьми.

Льготы для многодетных семей

Дети из многодетных семей и члены этой семьи, имеют право на пользование такими , как:

  1. Скидка, которая составляет 30% от оплаты коммунальных услуг (пользование центральным отоплением, горячей и холодной водой, газом, электрической энергией). Если речь идет о лицах, которые проживают в частном доме без центрального отопления, то скидка в 30% размере распространяется на топливо, которое используется для отопления жилого помещения.
    До 6 лет все дети из многодетных семей имеют право на бесплатное получение необходимых лекарственных препаратов, выписанных по рецепту лечащего врача.
  2. Проезд на транспорте общественного типа внутригородского направления осуществляется всеми членами многодетной семьи бесплатно. Исключением является такси. Для детей до 18 лет, которые являются учениками общеобразовательных учреждений, бесплатный проезд распространяется и на общественный транспорт пригородного и внутрирайонного типа.
  3. Один раз в год, дети из многодетной семьи могут вернуть себе 50% от стоимости проезда на воздушном, железнодорожном, междугородном автомобильном транспорте, который направлялся к месту лечения. Данная льгота распространяется на детей до 18 лет, которые по состоянию здоровья нуждаются в санаторно – курортном лечении. Также льгота может быть предоставлена одному из родителей, если он в данной поездке является сопровождающим ребенка.
    Многодетные семьи имеют право на ряд социальных льгот
  4. Дети из многодетной семьи должны быть приняты в без очередей.
  5. Дети, которые проходят обучение в учреждении общеобразовательного типа, могут воспользоваться правом на завтраки и обеды на бесплатной основе. В эту категорию входят и учащиеся профессиональных училищ.
  6. Детям из многодетной семьи должна быть бесплатно предоставлена одежда для посещения занятий в школе, а также комплект спортивной экипировки для посещения обязательных спортивных занятий.
  7. Дети до 18 лет, по медицинским показаниям, должны быть обеспечены вне очереди местами в больницах, а также учреждениях санаторного типа с целью прохождения необходимых лечебных процедур. Также детям положено от государства предоставление бесплатных путевок в лагеря оздоровительного типа.
  8. Один раз месяц все члены многодетной семьи имеют право на бесплатное посещение выставки, музея, парка культуры.
  9. Для приобретения строительных материалов для строительства нового дома, многодетная семья имеет право на предоставление внеочередного льготного кредита.
  10. Для семей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, государство должно вне очереди предоставлять новое жилое помещение, в соответствие со всеми законодательными нормами.
  11. Многодетная семья имеет право на получение внеочередного земельного, огородного участка, площадь которого составляет 0,15 гектара на семью – это минимальный показатель, в зависимости от количества детей в семье и ее благосостояния, он может быть увеличен.
  12. Если семья решила организовать фермерское хозяйство, но государство единожды обязано выделить земельный участок. Также для занятий предпринимательской деятельностью, многодетным семьям предоставляются льготные ставки налогообложения. Также, для создания фермерского хозяйства, государство должно выделить беспроцентный займ на приобретение необходимого оборудования, начало ведения производства и на ряд прочих обязательных нужд.
  13. Родители с тремя и более детьми, имеют преимущественное право при трудоустройстве на работу. Работодатель обязан принять таких граждан, как полный, так и на неполный день, с возможностью работать не более 4 часов в день.
  14. Дети из многодетных семей имеют право на бесплатное обучение на профессии, которые являются экономически востребованными в их регионе.

Общие положения Федерального Закона


Настоящий Федеральный Закон использует в своих положениях, следующие основные понятия:

  1. представляет собой семью, в которой воспитывается трое и боле детей. В это категорию входят дети до 18 лет, а также лица, которые обучаются в высшем учебном заведении на дневном отделении – до 23 лет. Для того, чтобы семья могла воспользоваться всеми льготами, предоставленными со стороны государства. Она обязана официально получить статус «многодетной» семьи.
  2. Государственная поддержка многодетных семей на территории Российской Федерации – это особая политика государства, которую определяет ряд социальных, экономических и демографических проблем. Ряд льгот направлен, в первую очередь, на улучшение качества жизни многодетных семей, на решение их социального и экономического положения и на решение демографического вопроса в стране.
  3. Все права и обязанности детей, отцов и матерей в многодетных семьях определяют нормами международного права. Федеральный закон о государственной поддержке многодетных семей на территории РФ распространяет свое действие на многодетные семьи, которые имеют статус граждан Российской Федерации, многодетных семей иного гражданства, беженцев и переселенцев с соответствие со всеми нормами и правилами законодательства РФ.
  4. Все средства, которые государство направляет на обеспечение поддержки многодетным семьям – это денежные средства из бюджета федерального и местного уровня. Ряд льгот финансируются за счет средств субъектов федерации, которые не запрещены законодательно.

В настоящее время семья, которая воспитывает более трех детей и получила статус многодетной семьи, имеет право на получение целого ряда льгот со стороны государства.

Несколько лет назад было осуществлено принятие официального Федерального Закона, в котором и были прописаны все льготы для многодетных семей.

В первую очередь, государство постаралось решить жилищный вопрос через предоставление бесплатных квартир, земельных участков для семей, которые остро нуждаются в улучшении жилищных условий. Но, стоит внимательно изучить положения самого закона, так как ряд льгот доступен только для многодетной семьи, совокупный доход которой составляет не более 2 величин минимального прожиточного минимума, который установлен в регионе проживания.

О важности принятия Федерального Закона о статусе многодетных семей расскажет данное видео:

Напишите свой вопрос в форму ниже Внимание, только СЕГОДНЯ!

Многодетные семьи законодательство 2015 -2016 гг. наделяет довольно широким кругом прав и преимуществ. Многодетным семьям законодательством 2015 -2016 гг. предоставляются гарантии и права в жилищной, налоговой и других сферах. Какие именно - расскажем в данной статье.

Закон о многодетных семьях 2015-2016: чем регулируются права многодетных родителей?

Единого закона, который на федеральном уровне регулировал бы статус, льготы и права многодетных граждан, на сегодняшний день нет. Гарантии и привилегии, предоставляемые семьям с тремя детьми, содержатся в различных федеральных законах РФ (Жилищный кодекс, Трудовой кодекс, закон «О страховых пенсиях» и т. д.). До сих пор действует Указ Президента от 05.05.1992 № 431, который закрепляет ряд льгот для многодетных семей и возлагает обязанность по их предоставлению на руководство регионов.

Определение понятия «многодетная семья» закрепляется в законах субъектов РФ. Помимо этого, в каждом регионе имеются свои нормативные акты, предусматривающие меры поддержки граждан с несовершеннолетними детьми. К примеру, в столице действует закон «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23.11.2005 № 60. Законодательством субъектов федерации определяются:

  • конкретные виды помощи многодетным;
  • размеры пособий и выплат из регионального бюджета;
  • условия, при наличии которых оказывается помощь;
  • меры поддержки семей с 5 и более детьми;
  • основания награждения медалью «Материнская слава».

Многие права предоставляются только родителям, официально оформившим статус многодетных. В то же время некоторые льготы адресованы гражданам, имеющих 3 и более детей, независимо от получения ими такого статуса.

Права многодетных семей 2015-2016 гг. в жилищной сфере

Такие права закреплены в Жилищном кодексе РФ, а также в региональных правовых актах. К числу основных жилищных прав многодетных граждан можно отнести:

  1. Право на получение жилья по договору социального найма. Этим правом обладают те многодетные семьи, в которых доход на 1 человека ниже прожиточного минимума, и которые нуждаются в предоставлении жилья. Нуждающимися являются граждане, не имеющие жилплощади в собственности или по договору социального найма. К ним также относятся семьи, обеспеченные жильем ниже минимальной нормы на человека (в среднем по стране это 10 кв. м.). Для реализации жилищного права семье необходимо встать на очередь по получению жилья.
  2. Право на получение жилищной субсидии. Субсидия - это бюджетные денежные средства, которые выдаются семье для частичной оплаты приобретаемой жилплощади, оставшуюся часть граждане оплачивают сами. В Москве семьи с 3 детьми могут получить стопроцентную субсидию на жилье. Согласно закону РФ многодетная семья может претендовать на субсидию в тех же случаях, что и на получение квартиры в соцнаем. Если семья получит субсидию, то с очереди на получение социального жилья она снимается.
  3. Право на получение земельного надела для жилищного строительства. Получить участок могут семьи с 3 и более детьми. Его площадь варьируется в зависимости от региона, но не менее 6 соток. Участок передается в собственность бесплатно. Но получить его возможно только 1 раз. Законодательство субъекта РФ может допускать выделение земли не только для постройки жилого дома, но и для ведения дачного, огородного хозяйства. Земельный надел выдается в границах того населенного пункта, в котором проживает семья. Он предоставляется в порядке очередности, но, как правило, период ожидания меньше, чем при получении субсидии или квартиры по договору соцнайма.

Права многодетных в социальной сфере

Хотя ФЗ о многодетных семьях 2016 г. по-прежнему не принят, права этих семей на получение социального обеспечения закрепляются в других нормативных актах, в частности в законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В число социальных прав многодетных семей входят:

  1. Право на получение причитающихся выплат, связанных с рождением и воспитанием детей. Если семья не только многодетная, но и малообеспеченная, то ей помимо прочего полагается:
  • пособие на третьего ребенка и последующих детей (до исполнения 3 лет), которое выплачивается в 53 регионах нашей страны;
  • пособие на ребенка до исполнения 16 (учащемуся - 18) лет.
  • Право на бесплатное получение товаров и услуг (детское питание - детям до 3 лет, лекарства - до 6 лет, двухразовое питание в школах, проезд в городском транспорте, 1 раз в месяц - посещение музея). Подробный перечень льгот устанавливается региональным законодательством.
  • Право на помощь в подготовке школьника к началу учебного года (например, в столице ежегодно выплачивается по 5 000 руб. на каждого школьника из многодетной семьи).
  • Право первоочередного зачисления в детские дошкольные учреждения.
  • Право снижения оплаты за услуги ЖКХ не менее чем на 30%.
  • Право на бесплатное получение юридической помощи (если семья малоимущая).
  • Права в трудовой сфере

    Закрепленные в законе трудовые права для многодетных родителей важны не менее чем социальные. Ведь основная забота о содержании детей ложится на родителей, государственные выплаты и льготы - это лишь дополнительные меры поддержки. Права в данной области закреплены в Трудовом кодексе РФ, законе «О занятости населения» и других правовых актах. К числу прав в этой сфере относятся:

    1. Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск (не более 2 недель) в удобное время, если в семье хотя бы 2 детей младше 14 лет. Однако реализовать такое право работник может, только если оно содержится в коллективном договоре.
    2. Право на досрочную пенсию по старости для женщин, родивших 5 и более детей. Такое право принадлежит также матерям 2 и более детей, проработавшим 12 лет на Крайнем Севере.
    3. Право включения в страховой пенсионный стаж периода ухода за детьми в возрасте до 1,5 лет (не более 6 лет в общей сумме).
    4. Право на помощь в поиске подходящей работы для многодетных безработных граждан. Служба занятости должна учитывать, что в связи с воспитанием детей они могут нуждаться в работе на дому, с гибким графиком или в режиме неполного рабочего дня.

    Права многодетных граждан в сфере налогообложения

    Права многодетных, касающиеся уплаты налогов, содержатся в Налоговом кодексе РФ. К ним можно отнести:

    1. Право на освобождение от уплаты подоходного налога с сумм государственных пособий на содержание детей. Налог не начисляется на любые выплаты и пособия, за исключением выплат по больничному листу (при уходе за болеющим ребенком).
    2. Право на получение стандартного налогового вычета по НДФЛ на третьего ребенка в размере большем, чем вычет на первого и второго. Вычет на третьего и последующих детей предоставляется в размере 3 000 руб. (с этой суммы зарплаты не взимается налог 13%). Такой увеличенный размер вычета сохраняется, когда старшие дети становятся совершеннолетними.
    3. Право на льготы по уплате земельного и транспортного налогов, если это закреплено региональным законодательством. В ряде регионов (например в столице) один из многодетных родителей полностью освобождается от налога за одно транспортное средство.

    Право на объединение

    Как и другие граждане, многодетные семьи вправе объединяться в общественные организации. Как правило, такие объединения создаются по территориальному принципу. Так, в 2014 году в Москве окружные организации многодетных семей сплотились в общегородское объединение. По словам его создателей, это сделано для более качественной защиты своих интересов перед лицом столичного правительства.

    Основными задачами объединений многодетных родителей являются:

    • совместное решение актуальных проблем;
    • адресная поддержка нуждающихся семей;
    • помощь в решении бюрократических вопросов, в том числе в оформлении пособий, льгот и выплат;
    • разработка предложений к региональным органам власти о мерах поддержки семей с детьми;
    • формирование в обществе положительного отношения к семье с большим числом детей;
    • оказание психологической поддержки;
    • совместное проведение досуга.

    Несмотря на значительное число прав многодетных семей, многие из них так и остаются нереализованными. Особенно это касается жилищной сферы, поскольку потребности населения в жилплощади намного превышают финансовые возможности регионов.