Фз 416 водоснабжение. О ФЗ о водоснабжении и водоотведении: основные положения

Водоснабжение — подача подземных и поверхностных вод в многоквартирные дома потребителей или иные нежилые объекты. Качество воды в водных объектах должно соответствовать санитарным нормам. Инженерные конструкции, которые предназначены для решения задач водоснабжения, именуются водопроводами или системами водоснабжения.

Чтобы урегулировать отношения между потребителями воды и организациями, которые ее поставляют, был принят Федеральный закон №416.

ФЗ-416 был принят 23 ноября 2011 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 29 ноября того же года. ФЗ-416 вступил в силу 7 декабря.

Краткое содержание закона включает в себя:

Глава 1 — описание общих положений закона.

Глава 2 — перечисление полномочий госструктур в отношении водоснабжения и водоотведения.

Глава 3 — регулирование порядка предоставления горячей и холодной воды, а также водоотведения.

Глава 4 — регламентируется порядок обеспечения населения питьевой и горячей водой.

Глава 5 — порядок обеспечения сохранности окружающей среды.

Глава 6 — контроль за тарифами на услуги.

Глава 7 — планирование, организация и развитие централизованных систем по предоставлению горячей и холодной воды, а также по водоотведению.

Глава 7.1 — регулирование прав владения поставками горячей и холодной воды. Особенности заключения и расторжения контрактов.

Глава 8 заключительные положения ФЗ.

ФЗ-416 регулирует и контролирует отношения, которые возникают в процессе обеспечения населения водой и в сфере водоотведения. Законодательство РФ контролирует забор и сброс сточных вод в специальные для этого места.

Законодательство РФ устанавливает требования по качеству воды в санитарной области.

Основное в ФЗ-416 о водоснабжении и водоотведении

Цели госполитики:

  • охранять здоровье населения путем предоставления качественной воды;
  • повышать энергетическую эффективность (основы закона об энергоснабжении );
  • очищать сточные воды;
  • обеспечивать доступность водоснабжения и водоотведения;
  • создавать эффективные формы управления системами предоставления горячей и холодной воды.

Принципы политики государства :

  • Обеспечить население питьевой, горячей водой и услугами по водоотведению;
  • Создать условия, которые повлияют на привлечение инвестиционных денежных средств в область водоотведения и водоснабжения;
  • Обеспечить правильную работу централизованной системы горячего/холодного водоснабжения;
  • Достичь экономического баланса с организациями, которые обеспечивают многоквартирные дома и нежилые помещения холодным/горячим водоснабжением;
  • Обеспечить равными условиями доступ граждан к водоотведению и водоснабжению;
  • Иметь доступ к открытой деятельности организаций, которые обеспечивают горячее/холодное водоснабжение.

Скачать

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области водоотведения и водоснабжения. Законодательство регулирует процесс забора воды из водного источника и сброса используемой воды в водный объект.

Условия по безопасности и качеству воды представлены в законодательстве Российской Федерации. Правильные требования способствуют обеспечению санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан РФ.

Скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями, дополнениями и поправками можно по .

Последние изменения закона о водоснабжении

Последние изменения настоящего Федерального закона «О водоснабжении» были внесены 19 декабря 2016 года.

Поправки коснулись следующих статей закона:

  • Часть 10 статьи 41.1;
  • Часть 19 статьи 41.1;
  • Часть 2 статьи 41.2;
  • Часть 5 статья 41.2.

Статья 41.1

Часть 19 была дополнена пунктом 3. В ней описываются расходы арендатора, которые должны быть возмещены государством. Список расходов арендатора определяется Правительством РФ.

Статья 41.2

В ч 2 был дополнен пункт 7 настоящего закона. В нем говорится, что расходы должны быть возмещены арендатором в соответствии с нормативно правовыми документами. Задолженность должна быть погашена не позднее последнего дня срока действия договора.

В ч 5 описываются сроки возмещения расходов арендатором. Задолженность должна быть погашена не позднее чем через 24 месяца с момента истечения срока действия договора.

Ниже рассмотрены следующие статьи:

Статья 18

ФЗ-416 ч 13 ст 18 описывается, как рассчитывается плата за подключение. Сумма расходов учитывается организацией, которая обеспечивает холодным/горячим водоснабжением. Если заявитель запрашивает объем водоснабжения, который превышает установленные законодательством нормы, то оплата за использованный объем воды рассчитывается индивидуально. Процесс подключения рассчитывается отдельно.

На стоимость влияют следующие факторы:

  • Расстояние до точки подключения;
  • Определение нагрузки на систему водоснабжения.

Статья 20

В ст 20 описывается, что подлежит коммерческому учету. Сюда входит вода, которая :

  • Подается жителю многоквартирного дома за определенный период;
  • Транспортируется организацией по водопроводным сетям;
  • Проходит первичную подготовку для последующего потребления для бытовых нужд;
  • Сточные воды, которые прошли предварительную очистку в соответствии с договором.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 21

В ст 21 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» описываются ситуации, когда организация по предоставлению водоснабжения и водоотведения может временно прекратить свою работу или ограничить количество потребляемой воды.

При последней редакции закона изменения не вносились.

Статья 22

В ст 22 описываются случаи, когда организация имеет право вывести объект из работы для проведения последующего ремонта. При последней редакции закона изменения не вносились.

Полный текст закона в последней редакции по

Подавляющее большинство вопросов, касающихся подачи воды и её отведения, регулирует закон 416 «О водоснабжении и водоотведении». Документ принят и одобрен в ноябре 2011 года, но ежегодно в его текст вносятся дополнения и изменения. Последняя редакция была принята в конце 2016 года – вот её мы и возьмём за основу нашего обзора.

Где искать ответы на вопросы: законодательные акты

При пользовании водой, у потребителя возникает великое множество вопросов, но не все знают, где искать на них ответы. ФЗ о водоснабжении и водоотведении 416, регулирует только те отношения, которые возникают в сфере подачи и отведения воды. Однако им сопутствуют и многие другие вопросы, которые регламентируются совсем иными документами.

Основной их перечень вы видите в приведённой ниже таблице:

Сфера интересов потребителя Правовой документ
Отбор воды из природного водоёма, а так же сброс в него стоков ВК РФ (водный кодекс)
Лицензия на водоснабжение и водоотведение Постановление 326, регламентирующее лицензирование тех или иных видов деятельности
Качество подаваемой воды ФЗ-52 «О санитарном благополучии населения»

ФЗ-184 «О техническом урегулировании»

ФЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Отношения и технические вопросы по горячему водоснабжению из открытых систем ФЗ-190 по теплоснабжению
Предоставление услуг по подаче воды, и её отведению ФЗ, о котором идет речь в данной статье — но только в той части, которая не урегулирована другими законами
Регулирование тарифов, определение норм качества воды, полномочия органов власти, касающиеся водоснабжения Комментарий к ФЗ «Водоснабжение и водоотведение»
Правовое регулирование водоснабжения между подающими и эксплуатирующими организациями Постановление 644 об утверждении правил водоснабжения и водоотведения

ФЗ-210 «Организация предоставления муниципальных услуг»

Подземная добыча воды ФЗ РФ «О недрах»
Водоснабжение оборонных объектов Правительство РФ
Передача полномочий по водоснабжению ФЗ-131 статья 17, часть 1.2

Принципы государственной политики в вопросах водоснабжения

Политика страны, которую выражает закон о центральном водоснабжении, определяет такие цели:

  • Обеспечение не только качественного, но и бесперебойного снабжения населения водой, что автоматически способствует улучшению его здоровья и качества жизни.
  • Экономное водопотребление, благодаря которому можно повысить энергетическую эффективность.
  • Повышение качества, и усиление контроля очистки стоков, что способствует снижению вероятности загрязнения наземных водоёмов и подземных водоносных горизонтов.

Обратите внимание! Полная доступность водоснабжения для любых абонентов, может быть достигнута только благодаря более эффективной работе предприятий, осуществляющих подачу и отведение воды. Основными принципами в этом вопросе, является обеспечение целостности и технологического единства систем водоснабжения, а так же соблюдение экономических интересов обслуживающих их организаций.

Однако, несмотря на необходимость соблюдения интересов осуществляющих подачу воды организаций, установление тарифов в данной сфере должно основываться на их реальных, экономически обоснованных расходах.

Полномочия органов власти

ФЗ водоснабжение и водоотведение с изменениями, определяет так же круг полномочий в решении тех или иных вопросов в данной сфере.

Правительство РФ утверждает правила подачи и отвода воды, а так же типовые договора:

  • на подачу холодной либо горячей воды;
  • на транспортировку питьевых и сточных вод;
  • на технологическое присоединение к системе централизованного типа подачи и/или отведения воды;
  • Правила учёта объёма вод, в том числе и сточных;
  • Разработка и содержание технологических схем подачи и отвода воды;
  • Порядок, по которому должен производиться контроль её качества и состава;
  • Основы ценообразования, касающиеся подачи и отвода воды, а так же правила тарифного регулирования;
  • Определение категории абонентов, для которых сброс стоков является нормируемым;
  • Сроки и порядок рассмотрения споров, возникающих между владельцами систем, предоставляющими услуги по отведению и подаче воды; органами, регулирующими тарифы; и абонентами.

ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении», определяет так же полномочия органов (представителей) исполнительной власти.

За ними остаётся утверждение таких документов:

  • Порядок определения плановых и фактических показателей энергоэффективности , а так же качества и надёжности систем отведения и подачи горячей и холодной воды;
  • Определение порядка проведения обследования и технической экспертизы централизованных систем отведения и подачи воды;
  • Классификация и порядок учёта затрат организаций , основным видом деятельности которых является водоснабжение;
  • Утверждение схем подачи и отведения воды;

На них так же лежит обязанность по рассмотрению разногласий между предприятиями, подающими воду, органами, регулирующими тарифы, и абонентами; по рассмотрению споров в досудебном порядке; по отмене решений исполнительных властей в субъектах РФ, которые были приняты с нарушением законодательных актов.

О правилах подачи и отведения воды

В статье 7 ФЗ РФ о водоснабжении, определены общие правила, по которым и должно осуществляться снабжение водой. Во главе любых отношений стоит договор о соответствующем предоставлении услуг, и в настоящей статье закона чётко прописано, с кем его следует заключать.

Обратите внимание! Для централизованного подключения к системе, подающей холодную воду, абонент, в ведении которого есть капитальные объекты, заключает договор с организацией, которую настоящий закон определяет, как гарантирующую. В городах и поселениях, местные органы самоуправления наделяют данным статусом такое снабжающее предприятие, к сетям которого присоединено больше всего абонентов.

Итак:

  • Что касается горячей воды, подаваемой из закрытых систем, то абоненты, имеющие на балансе капитальные объекты, заключают договоры непосредственно с эксплуатирующими их предприятиями.
  • Для получения горячей воды из открытой системы, абонент заключает договор уже с организацией, осуществляющей теплоснабжение. Этот документ регламентируется ФЗ-190.
  • Когда абонент подключен к централизованной системе, договор на отведение воды так же заключается с гарантирующей организацией.
  • Если же подсоединение к центральному водоснабжению есть, а к системе водоотведения нет, то договор может быть заключен и с предприятием, осуществляющим вывоз ЖБО (жидких отходов).

  • Гарантирующая организация может предложить подключённым к ней абонентам и единый договор на снабжение водой и её отведение.
  • За неимением на территории поселения централизованной системы подачи холодной воды, местные органы самоуправления обязаны организовать либо нецентрализованное снабжение (например, от ), либо обеспечить её постоянный подвоз.
  • Правила, в соответствии с которыми должно осуществляться водоотведение и снабжение холодной и горячей водой, предусматривают так же прядок расторжения договоров, либо временной приостановки её подачи или транспортировки. Эти меры применяют в первую очередь к абонентам, не выполняющим своих обязательств.


Относительно централизованных систем отвода сточных вод: правила определяют виды систем их транспортировки; требования к химическому составу, который должен декларироваться абонентом; установке приборов учёта; порядок установки норм по объёму; порядок формирования тарифов.

О чём договариваются стороны

Договор водоснабжения по своему характеру является публичным. А это значит, что цена услуг в нём устанавливается своя для каждой категории потребителя. Основной обязанностью осуществляющей снабжение организации, является обеспечение своевременной подачи и отвода воды в необходимом объёме.

От абонента требуется своевременная оплата, обеспечение эксплуатационной безопасности сети, и соблюдение режима потребления, который оговаривается в приложении к договору. Образец приложения вы видите на фото снизу.

В случае самовольного подключения абонента к системе водоснабжения, организация, в ведении которой она находится, вправе вообще отказаться от заключения договора.

Обратите внимание! К центральному трубопроводу нередко самовольно присоединяются не только физические, но и юридические лица. В результате, против них выдвигаются иски с требованием возмещения убытков организации, которой принадлежит система. Судебная практика (водоснабжение частных домов) показывает, что чаще всего их владельцам грозит штраф до 2000 руб. Для юридических лиц эта сумма вырастает уже до 30000 рублей.

Существенные условия договоров

Основные нюансы, о которых договариваются стороны при заключении договора на поставку воды, это её объём, включающий в себя и потребности на пожаротушение, и уровень давления в трубопроводе, в точке присоединения. Режим подачи определяется в соответствии с техусловиями на присоединение к водопроводной сети.

Договором так же устанавливаются сроки подачи и качество воды. Если это горячее водоснабжение, то указывается ещё и температура воды. Отдельным пунктом оговаривается порядок учёта объёма расходуемой воды, а так же условия, при которых подача может быть ограничена или совсем прекращена. Соответственно, устанавливаются и сроки оплаты за потреблённую воду.

Согласно ФЗ о водоснабжении и водоотведении, ст. 20, учёту подлежит:

  • Вода, поданная абоненту за какой-либо период (обычно это календарный месяц);
  • Организации, эксплуатирующие или арендующие сети, должны учитывать транспортируемый объём (как чистой воды, так и сточной);
  • Объём водоподготовки;
  • Принятый объём стоков;
  • Количество очищенных стоков.

В договоре так же производится раздел границ сети трубопроводов между абонентом и подающей стороной, на которые распространяется эксплуатационная ответственность. Раздел оформляется актом с соответствующей схемой, который прикладывается к договору.

Оговаривается и перечень мер, принимаемых сторонами в случае неисполнения обязательств, а так же порядок урегулирования возникших разногласий.

Обратите внимание! Согласно ФЗ РФ 416 «О водоснабжении и водоотведении», абоненту, неоплатившему или задержавшему оплату за питьевую, техническую или горячую воду, начисляется пени. Её размер определяется исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центробанка, которая действует на день фактического внесения долга. Для организаций, приобретающих воду для предоставления услуг (например, теплоснабжающих), пени возрастает уже до 1/300 ставки. Что касается частных собственников, то для них пени устанавливает жилищное законодательство.

В договорах, заключаемых на водоотведение, ко всем вышеупомянутым условиям, добавляется ещё и определение порядка и мест отбора проб воды на анализ, а так же порядок осуществления контроля соответствия сбросов нормативам.

Заметим, что передача системы водоснабжения: в пользование или владение целой сетью, или её объектов, из муниципальной либо государственной собственности, осуществляется согласно договору аренды или соглашению. В некоторых случаях, это делается в рамках закона о приватизации.

Передача имущества по водоснабжению, осуществляемая по договору аренды, обязательно сопровождается техническим обследованием системы, и подписанием сторон акта. В этом документе даётся полное описание системы, технико-эксплуатационные показатели. Обязательно оговаривается и её целевое назначение, изменять которое в соответствии с данным законом не допускается.

Основные тезисы федеральных законов от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и от 07.12.2011 № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»

ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

Впервые за все время существования отрасли появился федеральный отраслевой закон, комплексно регулирующий отношения в сфере водно-коммунального хозяйства.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением положений об ограничении приватизации, вступающих в силу с 1 января 2012 г. Ряд статей вступает в силу с 2014 г. Закон комплексно регулирует сферу водоснабжения и водоотведения, в нем отражены следующие основные положения:

1. Отношения с абонентами:

- все договоры (водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и сточных вод, единый договор водоснабжения и водоотведения) заключаются в соответствии с типовыми договорами, существенные условия договоров определены в законе. Сами типовые договоры утверждаются Правительством РФ. По общему правилу договоры водоснабжения и договоры водоотведения заключаются раздельно (ст. 13, ст. 14) ;

- определены случаи, когда Водоканал вправе временно прекратить, ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, в одностороннем порядке отказаться от исполнения договоров. По сравнению с существующей ситуацией перечень данных случаев расширен: добавлены «превышения абонентом в три раза и более нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, совершенные два раза и более в течение одного года с момента первого превышения (неоднократное грубое нарушение нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы), а также «отсутствие у абонента локальных очистных сооружений или плана снижения сбросов, неисполнение абонентом плана снижения сбросов) (п. 3 ст. 21) .

2. Гарантирующие организации:

За водоснабжение и водоотведение населенного пункта отвечает гарантирующая организация (Водоканал), при этом реализован «котловой» принцип ценообразования: все абоненты заключают договоры и платят гарантирующей организации, а эта организация рассчитывается с сетевыми организациями (ст. 12) .

3. Эксплуатация бесхозяйных сетей:

Бесхозяйные сети передаются в эксплуатацию гарантирующей организации, а расходы на их эксплуатацию компенсируются за счет тарифа;

Водоканалам дается 2 года на обеспечение подачи воды по этим сетям в соответствии с санитарными правилами (вода должна отвечать требованиям безопасности, ее качество не должно ухудшаться) (п. 5 – п. 7 ст. 8) .

4. Собственность на системы водоснабжения и водоотведения:

С 1 января 2012 г. запрещена приватизация существующих Водоканалов (за исключением акционирования унитарных предприятий), запрещено размывание контрольного пакета акций, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Разрешены концессии и аренда, не запрещена частная собственность на новые объекты (ст. 9) .

5. Улучшение качества воды. Производственный контроль:

При несоответствии качества воды санитарным правилам утверждается план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Эти планы включаются в инвестиционную программу водоканала, их мероприятия должны быть учтены при установлении тарифов (ст. 23) ;

Водоканалам дается 7 лет (срок реализация плана) на приведение воды в соответствие с санитарными правилами (вода должна отвечать требованиям безопасности) (п. 6 ст. 23) ;

Установление правил проведения производственного контроля позволяет регламентировать отношения с проверяющими органами. Территориальные органы Роспотребнадзора в определенных случаях вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды (ст. 25) .

6. Частичная реализация принципа «загрязнитель платит»:

Природоохранное законодательство распространяется на крупных абонентов Водоканалов (определяются в порядке, установленном Правительством). Объемы загрязнений, которые поступают от этих абонентов, не учитываются при расчете платы за негативное воздействие Водоканалов на окружающую среду и платы за вред водному объекту, абонент платит за эти сбросы напрямую в бюджет (ст. 27-28) .

7. Повышение качества очистки сточных вод:

При несоответствии сточных вод требованиям законодательства утверждаются планы снижения сбросов. Регулирующие органы обязаны учитывать эти планы при утверждении инвестиционных программ и тарифов. Расходы на реализацию этих планов зачитываются в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 26).

В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, подают в организацию ВКХ декларацию о составе и свойствах сточных вод, в которой, в частности, указываются нормативы допустимых сбросов абонентов, лимиты на сбросы.

9. Расширено понятие «сточные воды» :

В понятие «сточные воды» включены в том числе поверхностные сточные воды (дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные и дренажные воды) (ст. 2) .

10. Предусмотрен обязательный коммерческий учет не только воды, но и сточных вод (пп. 11 ст. 2, ст. 20) .

11. Подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (ст. 18) :

Закреплены общие принципы организации процесса подключения, более конкретные нормы будут прописаны в правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемых Правительством РФ. Договоры подключения заключаются в соответствии с типовыми договорами, также утверждаемыми Правительством РФ;

Плата за подключение рассчитывается организацией ВКХ, исходя из установленных тарифов на подключение с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта капитального строительства заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

Закреплена возможность взимания индивидуальной платы за подключение в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает предельный уровень нагрузки, устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством РФ (п. 13 ст. 18) .

К сожалению, как общий минус закона, можно отметить то, что в нем идет речь только об объектах капитального строительства (в том числе применительно к вопросам подключения). Поэтому в отношении временных построек, земельных участков без построек, строительных площадок и т.д. закон может быть применен лишь по аналогии.

12. Тарифное регулирование:

Закреплено 4 метода регулирования тарифов (ст. 32) :

а) экономически обоснованных расходов (затрат);

б) индексации – расходы, определенные методом «затраты плюс» фиксируются на 5 лет (с индексацией на инфляцию). Экономия расходов сохраняется за водоканалом в течение 5 лет;

в) доходности инвестированного капитала (RAB) – текущие расходы фиксируются на 5лет как в методе индексации, в тариф включается возврат инвестированных средств и доход на эти инвестиции;

г) сравнения аналогов – позволяет устанавливать тарифы для сетевых организаций на уровне расходов гарантирующих организаций;

Закреплена дифференциация тарифов (многоставочные тарифы, календарная разбивка, социальная норма потребления, различные категории сточных вод, соответствие качества воды установленным требованиям и др.) (ст. 31) .

13. Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения («регуляторный договор») (ст. 36) :

Закреплена возможность закрепления в договоре взаимных обязательств Водоканалов и регулирующих органов. Водоканалы обязаны реализовывать инвестиционную и производственную программу в соответствии с целевыми показателями, обеспечивать их финансирование. Регулирующие органы обязаны устанавливать тарифы с учетом долгосрочных параметров расчета тарифов, определенных в соглашении, финансировать мероприятия инвестиционной программы, осуществлять возврат инвестиций при расторжении соглашения, при ограничении тарифов – финансировать разницу за счет бюджета.

14. Планирование и развитие систем водоснабжения и водоотведения:

Обязательность регулярного технического обследования систем (ст. 37) ;

Разработка схем водоснабжения и водоотведения (с 2014 г. без таких схем не допускается утверждение инвестиционных программ) (ст. 38) ;

Определение целевых показателей деятельности Водоканалов (качество воды и очистки сточных вод, уровень потерь, аварийность и пр.) (ст. 39) ;

Закреплены требования к содержанию инвестиционных и производственных программ (ст. 40-41) .

15. Горячее водоснабжение:

Законом также урегулированы отношения, связанные с горячим водоснабжением. Устанавливаются особенности регулирования горячего водоснабжения, в частности, в при заключении договоров, подключении, определении качества, тарифном регулировании и пр. Использование открытых систем (вода одновременно используется для горячего водоснабжения и отопления) с 2022 г. запрещено, а подключение к ним запрещено с 2013 г.

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» вносятся изменения в 21 закон, необходимые для реализации положений отраслевого закона. Основные положения этих поправок:

С 1 января 2012 г. объекты систем водоснабжения и водоотведения исключаются из сферы действия ФЗ ««О безопасности гидротехнических сооружений» (не нужно страховать такие объекты) (ст. 3) ;

Объекты коммунальной инфраструктуры регистрируются как единый объект, расположенный на территории нескольких регистрационных округов (по аналогии с автомобильными дорогами) (ст. 4) ;

Устанавливается самостоятельное тарифное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, т.е. деятельность по водоснабжению и водоотведению выводится из сферы регулирования ФЗ от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ст. 15) .

Особенности регулирования подачи горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения регулируется законом «О теплоснабжении» (ст. 20) .

В составе" присутствуют общие нормы, заключительные положения и юридические конструкции. Последние формируют область распространения акта. Рассмотрим краткое описание 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Комментарии к нормативному акту также будут приведены в статье.

Правовые конструкции

В ФЗ РФ 416 "О водоснабжении и водоотведении" закрепляются:

  1. Полномочия исполнительных структур, местных органов.
  2. Правила обслуживания населения и организаций.
  3. Нормы обеспечения.
  4. Требования по защите природы.
  5. Особенности тарифного регулирования.
  6. Организационно-правовая база планирования и развития централизованных систем обеспечения потребителей сырьем.
  7. Порядок передачи прав пользования/владения магистралями и объектами, находящимися в муниципальной и госсобственности.

Предмет регулирования

Нюансы

Необходимо отметить, что положения ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении " направлены на реализацию государственной стратегии, утвержденной правительственным постановлением №1235-р. В ней закреплены фундаментальные принципы госполитики в сфере охраны и использования объектов гидротехнического назначения. ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении" призван закрепить юридическую базу для принятия и реализации управленческих решений по сохранению экосистем, обеспечивающих максимальный социально-экономический эффект. Нормативный акт ориентирован на обеспечение условий для результативного взаимодействия соответствующих отношений.

Основные направления

Рассматриваемый закон призван обеспечить комплексное решение существующих проблем. К основным из них следует отнести:

  1. Нерациональную эксплуатацию ресурсов.
  2. Наличие в некоторых регионах страны дефицита водных запасов.
  3. Несоответствие качества сырья, потребляемого большей частью населения, санитарно-гигиеническим нормативам.
  4. Ограниченный доступ граждан к централизованным системам снабжения.

Цели государственной политики

Деятельность власти в области водоснабжения и водоотведения ориентирована на обеспечение гарантий:

  1. Охраны здоровья граждан и повышения качества их жизни. Эта цель достигается за счет бесперебойного обеспечения потребителей сырьем, соответствующим действующим стандартам.
  2. Повышения энергетической эффективности. Эта задача решается посредством экономного потребления ресурсов.
  3. Уменьшения отрицательного воздействия на объекты. Данная цель достигается за счет повышения качества фильтрации вод.
  4. Обеспечения доступности сырья для абонентов. Эту задачу государство реализует посредством повышения эффективности работы обслуживающих предприятий.
  5. Обеспечения развития централизованных магистралей путем внедрения передовых методов управления ими.

Общие принципы

Госполитика в области водоснабжения и водоотведения основывается на:

  1. Приоритетности обеспечения граждан сырьем и необходимыми услугами.
  2. Формировании условий для повышения инвестиционной привлекательности обслуживающих предприятий.
  3. Обеспечении организационной и технологической целостности, единства централизованных систем подачи сырья.
  4. Достижении и сохранение баланса предпринимательского интереса обслуживающих предприятий и потребителей.
  5. Установлении тарифов в области водоснабжения/водоотведения. Ставки определяются на основании экономически обоснованных затрат обслуживающих предприятий, поставляющих абонентам сырье.
  6. Обеспечении недискриминационных и стабильных условий для ведения предпринимательской деятельности в области водоснабжения и водоотведения.
  7. Создании равных для всех потребителей условий доступа к необходимым им услугам.

Одним из основных принципов госполитики также выступает открытость работы предприятий, обеспечивающих холодное, горячее водоснабжение, а также осуществляющих водоотведение, структур госвласти, местных, региональных исполнительных органов, уполномоченных на регулирование данной сферы.