Чем грозит повышение мрот до прожиточного минимума. Мрот сравняли с прожиточным минимумом. Откуда берется прожиточный минимум

О том, что размер минимальной зарплаты в России должен быть установлен на уровне, по крайней мере, прожиточного минимума, говорят слишком давно. Причин для этого масса – от несправедливо низкой зарплаты у миллионов россиян, до несоответствия ее размера современным реалиям жизни в стране. В законодательство соответствующая норма была введена 12 лет назад , и за все это время чиновники не смогли найти адекватного механизма, которым бы эти 2 показателя были бы приведены в соответствие. Хотя разговоры по этому поводу все эти годы не утихали.

Фактической причиной того, что разница в величинах МРОТ и ПМ около 30%, является отсутствие средств в региональных бюджетах, за счет которых соответствующая прибавка к окладам и должна производиться. Даже при незначительном повышении МРОТ бюджеты регионов нуждаются в федеральном дотировании, поскольку не могут самостоятельно справиться с возросшей нагрузкой. Но теперь, по мнению чиновников из Минтруда, нужная формула и условия для уравнивания показателей таки найдены. Карьерист.ру постарался разобраться в такой насущной для россиян проблеме, как величина МРОТ и ПМ.

Не раньше осени 2017

В нынешнем году минимальная зарплата была увеличена больше чем когда-либо до этого – в середине года размер увеличения составил 1,3 тыс. рублей, что позволило достичь отметки в 7,5 тыс. рублей. Но даже такое существенное повышение нельзя назвать достижением, ведь уровень бедности для трудоспособных россиян прожиточный минимум гораздо выше. Данный вопрос касается внушительной части населения – в сентябре вице-премьер Ольга Голодец говорила, что зарплату на уровне МРОТ получает около 5 млн россиян. Получается парадокс, вероятно, характерный лишь для стран бывшего Союза – в России насчитывается 5 млн работающих бедняков, зарплата которых физически не позволяет им выжить, но они выживают! Чиновница назвала явление, когда работающее население является бедным, «неправильным». По ее словам, крайней датой, когда МРОТ должен достичь ПМ, должен стать 2020 год.

Зарплату на уровне МРОТ получает около 5 млн россиян

Хотя сама норма, которая определяет, что МРОТ не может быть ниже ПМ, занесена в законодательство еще в 2004 году. Июльское увеличение МРОТ вселило в граждан с низкой зарплатой надежду – повышение зарплаты сразу на 25% – достаточно серьезный шаг со стороны властей. Но «эйфория» продлилась недолго. Сразу после думских выборов законодатели определились с размером повышения МРОТ на будущий год. Было решено с июля 2017 года поднять его до 7,8 тыс. рублей – то есть на 300 рублей или на 4%. Таким образом, новая минимальная зарплата не позволит даже учесть роста инфляции, который едва ли окажется менее 4% в годичном выражении. Интересно и то, что для повышения зарплаты до нового МРОТ для бюджетников, из казны дополнительно потребуется 5,2 млрд рублей, но коснется оно не 1,4 млн человек (что получается из расчетов повышения на 300 рублей на 1 год), а всего 900 тыс. работников (на которых, к слову, требуется лишь 3,2 млрд).

Но в будущем все исправится – как на Всероссийском семинаре, прошедшем 16 декабря, сказал глава Минтруда Максим Топилин, чьи слова приводя «РИА Новости», в Госдуме и правительстве есть понимание того, что величины МРОТ и ПМ должны быть равны , и в этом вопросе чиновники и законодатели пришли к консенсусу. По словам министра, шаг на уравнивание показателей хотели сделать еще в этом году, но «проблему развязать не получилось». Топилин надеется, что в будущем году решение этого вопроса будет найдено. И учитывая, что новый установленный МРОТ начнет действовать лишь с середины будущего года, едва ли стоит ждать каких-либо изменений в ситуации раньше осени.

Региональные особенности

Подтверждением этого служит и заявление руководства правящей партии, сделанного в конце ноября.

Так, выступая на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым, замглавы парламента Андрей Исаев, чьи слова приводит ИА «REGNUM», заявил, что закон о повышении величины МРОТ до величины ПМ предлагается разработать к осенней сессии 2017 года . Для его подготовки чиновники создали рабочую группу, в которую вошли не только представители верхней и нижней палат парламента, но и министр финансов Антон Силуанов, а также глава Минтруда Максим Топилин. При этом было отмечено, что такое повышение не может быть единовременным, и однозначно будет носить поэтапный характер.

Теперь же один из участников этой группы – Максим Топилин, рассказал про условия, в рамках которых возможно уравнивание ПМ и МРОТ. И по его словам, для этого в размер минимальной зарплаты необходимо включить районные коэффициенты и региональные надбавки , в том числе и жителям Севера. Кроме того, саму минимальную зарплату необходимо сделать региональным показателем – она должна устанавливаться субъектом федерации. Иначе задачу уравнивания МРОТ и ПМ решить попросту невозможно.

Закон о повышении величины МРОТ до величины ПМ предлагается разработать к осенней сессии 2017 года

Получается, что министр предлагает переложить всю ответственность за МРОТ на регионы, которые должны учитывать собственные особенности при определении ее величины. И если сегодня мы имеем разный уровень оплаты труда в разных регионах лишь фактически, то в будущем, в случае реализации предложения Топилина, разница в зарплатах даже в соседних регионах будет узаконена – «соседи» будут вполне обоснованно получать разную зарплату за один и тот же труд. По сути, это напоминает очередное разделение российского экономического пространства на депрессивные и экономически успешные регионы. Фактически это может привести лишь к увеличению внутренней трудовой миграции.

Но вопрос даже не в этом. Дело в том, что ст. 133.1 ТК уже регулирует два предложенных Топилиным условия: мало того, что она разрешает регионам определять собственный МРОТ, так она требует того, чтоб он устанавливался с учетом социально-экономических условий в регионе и установленного в нем прожиточного минимума . Единственное, что размер регионального МРОТ не может быть ниже федерального МРОТ. Топилин же, по сути предлагает отказаться от федерального МРОТ, отпустив регионы, в вопросе определения его размера «в свободное плавание». Мотивы такого предложения пока непонятны, как и то, каким образом это позволит уравнять МРОТ и ПМ. Возможно, федеральный центр пытается полностью снять с себя ответственность за финансирование минимальной зарплаты – после июльского поднятия на 25% регионы потребовали материальной поддержки для обеспечения повышения зарплаты по факту.

Работникам все равно

Интересно и то, что идея передать ответственность за повышение МРОТ до ПМ субъектам федерации не нова – Максим Топилин уже говорил об этом в октябре, ссылаясь на то, что региональный прожиточный минимум учитывает районные коэффициенты и надбавки, а МРОТ – нет. Все это, в случае уравнивания федерального МРОТ и федерального ПМ, поставит в невыгодное положение регионы, где ПМ ниже установленного центральной властью среднероссийского уровня . Более того, в некоторых южных регионах существующий сегодня федеральный МРОТ уже выше регионального ПМ, что серьезно повышает нагрузку на местных работодателей и бюджеты субъектов федерации.

Хотя, основную целевую аудиторию такого повышения – а это около 15 млн работающих россиян, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума, не особо интересует, из какого конкретно бюджета будет выплачиваться их зарплата. Получая доход ниже 10 тыс. рублей, граждане оказываются за гранью выживания, и в такой ситуации им совершенно все равно, кто поможет ее исправить. Другой вопрос, что даже в случае уравнивания показателей МРОТ и ПМ, уровень жизни получающих минималку граждан едва ли можно будет назвать достойным. Это лишь один из инструментов борьбы с бедностью, но не среди безработных и обездоленных, а среди экономически активных граждан, что гораздо хуже для общей характеристики ситуации в стране.

В октябре Топилин говорил про отсутствие общей позиции между чиновниками, профсоюзами и работодателями по поводу уравнивания.

И ее поиски, очевидно, активно ведутся, ведь в планах – подготовить к будущей осени законопроект для плавного уравнивания МРОТ и ПМ, которое, очевидно, произойдет к 2020 году . Если идея будет реализована в той модели, в которой предлагает правительство, это создаст серьезные трудовые диспропорции в вопросах оплаты труда, например, бюджетников, получающих минималку, скажем в Калмыкии и на Чукотке. Исходя из сегодняшних показателей, первые смогут получать 8 тыс. рублей, а вторые, за ту же работу – 18 тыс. рублей. Конечно, нужно делать скидку на стоимость жизни в разных регионах, и чиновники акцентируют внимание именно на этом. Но проблема в том, что показатель прожиточного минимума и фактическая стоимость жизни – это две совершенно разные величины…

Установление МРОТ происходит для всех категорий граждан, а прожиточный минимум отдельно для каждой. Для правильного определения суммы нужно смотреть размер, установленный для своей группы.

Важные аспекты

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

МРОТ и прожиточный минимум регулярно изменяются. К тому же, изменения происходят на региональном уровне.

Именно поэтому необходимо обращать внимание на нормативные правовые акты субъектов РФ, так как они могут отличаться от федеральных более высокой суммой.

Основные сведения

МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда. Это понятие входит в общую экономическую систему Российской Федерации и формирует ее.

Минимальный размер оплаты труда необходим для того, чтобы государство могло правильно устанавливать штрафы, сборы и налоги. Трудовое законодательство РФ закрепляет положение о том, что работодатель не имеет права устанавливать размер заработной платы ниже МРОТ.

МРОТ необходим для:

  1. Осуществления контроля и регулирования зарплаты граждан.
  2. Определения необходимых сумм социальных выплат.
  3. Оценивания прав застрахованных на обслуживание в Пенсионном Фонде граждан.

Регулирование отношений, предметом которых является МРОТ, осуществляется Гражданским, Административным и Налоговым законодательством.

Понятие прожиточного минимума закреплено в ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ». Его определяют как совокупную стоимость всех необходимых продуктов (продовольственных и непродовольственных товаров) и услуг.

Два эти понятия являются предметами совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, именно поэтому регионы могут устанавливать свои размеры МРОТ и прожиточного минимума. Существует единственное условие – их размеры не должны быть ниже федеральных.

В чем заключается разница

Разница между двумя явлениями значительна. Прожиточный минимум это полная рассчитанная сумма, которая необходима для существования и нормальной жизнедеятельности гражданина каждый месяц.

В свою очередь, минимальный размер оплаты труда это порог заработной платы, которая не может быть ниже установленной отметки.

Два этих понятия чрезвычайно зависимые друг от друга, так как минимальный размер оплаты труда формируется с учетом показателей прожиточного минимума. Однако эти суммы имеют принципиальные различия.

Разница состоит прежде всего в том, что прожиточный минимум необходим для общей оценки материального положения граждан на территории страны. МРОТ в свою очередь – это минимальный порог, ниже которого зарплата быть не может.

Каким гражданам полагается

Минимальный размер оплаты труда устанавливается для всех граждан РФ. В данном случае принадлежность лица к определенной категории или его статус не имеют значения.

Повышение прожиточного минимума также распространяется на всех граждан.Прожиточный минимум, в отличие от МРОТ, устанавливается отдельно для каждой социально-демографической категории.

Принято делить граждан на следующие группы:

  1. Пенсионеры.
  2. Трудоспособное население.
  3. Дети.

Для каждой из них рассчитываются свои продукты, нужды и услуги, с учетом которых формируется стоимость.

В настоящий момент действительны следующие показатели:

Что говорит законодательство

Федеральным Законом «О минимальном размере оплаты труда» Правовые отношения, которые возникают в данной сфере между гражданами и государством регулируются в основном одним нормативным правовым актом (именно на федеральном уровне). Он образовывает правовое пространство для принятия нового законодательства на уровне субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне
ФЗ №82 (от 19.06.2000) Содержит в себе девять статей и уже в первой закрепляет конкретно определенную Правительством сумму МРОТ, которая действительна на всей территории страны — 9 489 рублей в месяц
Третья статья регламентирует смысл, а также нацеленность установки минимального размера оплаты ФЗ устанавливает, что МРОТ должен изменяться ежегодно
Первая статья регламентирует положение С 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум должны сравняться. Однако Президент РФ проявил инициативу и заявил, что планирует повысить МРОТ уже в мае этого 2019 года

Повышение МРОТ до прожиточного минимума в России

Федеральный Закон «О минимальном размере оплаты труда» закрепляет повышение МРОТ до прожиточного минимума с 1 января 2019 года. Однако президент сообщил, что повышение произойдет уже в этом 2019 году.

Сколько сейчас нужно денег

На территории Российской Федерации в настоящее время действует следующий размер прожиточного минимума:

В 2019 году эти цифры должны поменяться, так как законодательством они были установлены в 2013 году сроком на пять лет.

Минимальный размер оплаты труда в настоящее время равен сумме 9489 рублей в месяц. Исходя из этого, суммы МРОТ и прожиточного минимума различаются достаточно сильно. Именно поэтому Правительство планирует их сравнять.

Примечательно, что расчеты были произведены и утверждены Правительством по но нормативным показателям, предоставленным Академией Наук.

Какие существуют виды выплат

Граждане, чьи доходы являются ниже, чем установленный прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда. Для каждой категории полагаются свои субсидии и доплаты. Например, молодые семьи могут получить субсидию на покупку жилья.

Доплата происходит и к пенсиям. Пенсионеры могут обратиться в многофункциональный центр или Пенсионный Фонд и подать заявление. После анализа доходов и подтверждения факта того, что денег гражданину не достает, ему назначат доплату.

В тех ситуациях, когда заработная плата сотрудника по каким-либо причинам является ниже отметки, обозначенной минимальным размером оплаты труда, лицо может воспользоваться правом на получение дополнительных выплат.

Заработная плата может быть ниже МРОТ только в следующих случаях:

  1. Если гражданин осуществляет трудовую деятельность по совместительству на нескольких рабочих местах.
  2. Если гражданину изначально по трудовому договору был установлен рабочий день неполного характера, а также неполная трудовая неделя.

Исключительно в перечисленных ситуациях работодатель может не доплачивать сотруднику сумму, которой не хватает. В остальных случаях он обязан осуществлять полную выплату минимального размера оплаты труда.

Как происходит расчет

Минимальный размер оплаты труда рассчитывается и утверждается правительством. Сами производить расчет граждане не могут.

В любом случае, законодатель не скрывает, из чего формируется МРОТ. Трудовое законодательство закрепляет пункты, которые раскрывают его структуру.

Статья 129 Трудового Кодекса регламентирует их:

Сверхурочные переработки в минимальный размер оплаты труда не включаются (это не регламентировано законодательством).

Доплата происходит в том случае, если совокупные доходы лица ниже МРОТ. Хотя законодательство запрещает выплату зарплаты, которая ниже минимального размера.

Расчет прожиточного минимума также осуществляется Правительством. Расчеты производятся по специальной утвержденной Методике.

В нее входят критерии, основные формулы, благодаря которым рассчитывается потребительская корзина. Кроме этого, в ней приводится описание стоимостной оценки потребительской корзины.

Для каждой из существующих социально-демографических групп (их принято выделять три — трудоспособные лица, дети и пенсионеры) действует персональная расчетная система.

Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ вводятся изменения в ряд нормативных актов, направленные на повышение МРОТ до величины прожиточного минимума. Рассмотрим вносимые новшества.

Увеличение МРОТ

В силу ст. 133 ТК РФ месячная зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Напомним, что согласно положениям данной статьи МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако введение данной нормы было отложено ст. 421 ТК РФ, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до указанного размера устанавливаются федеральным законом.

С 1 июля 2017 года МРОТ был равен 7 800 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ). Как следует из пояснительной записки к законопроекту № 274625-7, по оценке Минтруда численность работников с зарплатой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ составляет 4 млн человек, из них 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

В связи с этим Госдумой РФ и Советом Федерации было принято решение о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения. В частности, ст. 3 Федерального закона № 421-ФЗ были внесены поправки в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ, в соответствии с которыми предусматривается установление МРОТ:

    с 1 января 2018 года – 9 489 руб. в месяц (85% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года);

Кроме того, законом предусмотрена защитная норма, согласно которой в случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года будет ниже его величины за II квартал года, предшествующего предыдущему году, МРОТ не уменьшается.

Напомним, что ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено применение МРОТ для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается, в частности, организациями, финансируемыми из федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Пример 1.

Уборщице бюджетного учреждения установлены должностной оклад в размере 6 500 руб. и премиальные выплаты в размере 1 300 руб. В январе 2018 года она полностью отработала норму часов.

Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, установленного федеральным законом, он должен произвести уборщице доплату в сумме 1 689 руб. (9 489 – 7 800). Таким образом, ее за январь 2018 года составит 9 489 руб. (7 800 + 1 689).

В то же время отметим: если работник трудится в режиме неполного рабочего времени, работает по совместительству или отработал не весь фонд рабочего времени, установленный на данный месяц, ТК РФ не гарантирует, что месячная заработная плата данного лица будет не ниже минимальной. В таких случаях оплата труда производится пропорционально отработанному сотрудником времени, поэтому зарплата совместителей, работников, трудящихся в режиме неполного рабочего времени, должна быть не менее соответствующей доли МРОТ.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что уборщица является совместителем. В январе 2018 года при норме рабочего времени, равной 136 часам при 40-часовой рабочей неделе, совместитель отработала 68 часов.

Зарплата работницы за январь 2018 года составит 3 900 руб. (7 800 руб. / 136 ч x 68 ч). В связи с тем, что она полностью отработала норму рабочего времени, ее зарплата не может быть меньше МРОТ – 4 744,5 руб. (9 489 руб. / 136 ч x 68 ч). Таким образом, работодатель должен произвести ей доплату до МРОТ в размере 844,5 руб. (4 744,5 – 3 900) и начислить 4 744,5 руб.

Особое внимание следует уделить расчету зарплаты работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Напомним, что в соответствии со ст. 315 ТК РФ повышенная оплата труда указанных работников обеспечивается, главным образом, путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок). При этом ТК РФ и Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядка ее выплаты на Правительство РФ. Поскольку Правительство РФ данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют (в части, не противоречащей ТК РФ) принятые до введения в действие данного кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника (см. Постановление Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49).

Как отмечено в Постановлении КС РФ от 07.12.2017 № 38-П, в соответствии с Конституцией РФ вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления.

Верховный суд по конкретным делам неоднократно указывал, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких условиях, в силу ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть применены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (определения от 24.06.2011 № 52-В11-1, от 29.07.2011 № 56-В11-10 и от 07.10.2011 № 3-В11-31). Такжеданный вывод содержится в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.02.2014, и в определениях ВС РФ от 17.05.2013 № 73-КГ13-1, от 21.12.2012 № 72-КГ12-6. Данные разъяснения Верховного суда признаны Конституционным судом правомерными и подлежат применению всеми организациями, в том числе бюджетными учреждениями.

Напомним, что за установление зарплаты в меньшем размере, чем определено трудовым законодательством, предусмотрена административная ответственность.

Пример 3.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что бюджетное учреждение расположено на территории, где установлен районный коэффициент 1,2.

Зарплата работницы за январь 2018 года составит 11 386,8 руб. (9 489 руб. x 1,2).

Таким образом, поскольку с 1 января 2018 года законодателем повышен МРОТ, в бюджетном учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий его увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда.

Что касается взаимосвязи размеров социальных пособий и МРОТ, отметим следующее. Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрены случаи, когда для расчета пособий нужно использовать МРОТ:

    если у работника в расчетном периоде нет заработка или его заработок меньше МРОТ (ч. 1 ст. 14);

    если стаж работника составляет менее шести месяцев (ч. 6 ст. 7);

    если работник нарушил режим лечения (п. 1, 2 ч. 1 ст. 8);

    если работник нетрудоспособен из-за алкогольного опьянения (п. 3 ч. 1 ст. 8).

С 1 января 2018 года минимальный средний заработок для расчета пособий составляет 311,96 руб. (9 489 руб. х 24 мес. / 730 дн.). С этим минимумом надо сравнивать средний дневной заработок при расчете пособий по страховым случаям, которые наступят в 2018 году.

О других изменениях, связанных с повышением МРОТ

Как уже было отмечено выше, повышение МРОТ до прожиточного минимума потребовало внесения поправок в ряд законодательных актов.

Прожиточный минимум.

Статьей 1 Федерального закона № 421-ФЗ были внесены поправки в ст. 4 и 7 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ. В соответствии с изменениями величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ, в субъектах РФ – в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Обратите внимание: прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ подлежат ежеквартальному официальному опубликованию, а также размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по статистике в Интернете.

Потребительская корзина – это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ устанавливается не реже одного раза в пять лет. Поэтому с 1 января 2018 года должна быть введена новая потребительская корзина в связи с истечением пятилетнего срока действия потребительской корзины в целом по РФ. В связи с необходимостью доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения в ст. 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 227-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми положения данного закона продлены до 31.12.2020 включительно .

Публично-правовые обязательства.

Как было отмечено выше,МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. В то же время в АПК РФ, КАСП РФ, ГПК РФ содержатся нормы о применении МРОТ для реализации публично-правовых обязательств. В частности, ч. 4 ст. 107 АПК РФ было предусмотрено, что за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия на работе в связи с явкой в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени исходя из установленного федеральным законом МРОТ.

Федеральным законом № 421-ФЗ указанная коллизия устранена: предусмотрено, что с 2018 года порядок и размеры выплаты соответствующих компенсаций устанавливаются Правительством РФ.

Аналогичные поправки внесены в КАСП РФ, ГПК РФ.

Государственная социальная помощь.

Признана утратившей силу норма ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которой было преду­смотрено следующее: если в субъекте РФ не установлена величина прожиточного минимума, используется величина, определенная Правительством РФ. Данные поправки внесены ввиду утраты актуальности, поскольку в настоящее время величины прожиточных минимумов для основных социально-демографических групп населения установлены во всех субъектах РФ.

Кратко сформулируем основные выводы:

1. С 1 января 2018 года установлен МРОТ, равный 9 489 руб. Он применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

2. Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в бюджетном учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда.

С 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда в России(МРОТ) вырастет на 21,7% и составит 9489 рублей. Это 85% от прожиточного минимума. Два индикатора социального благополучия приблизились друг к другу настолько сильно впервые. В 2019 году МРОТ и прожиточный минимум планируется уравнять. Altаpress.ru разбирался, каким образом это повлияет на доходы и расходы разных категорий граждан.

Прожиточный минимум — это сумма, на которую можно купить продукты, необходимые для нормального функционирования организма одного человека в течение месяца, а также базовый набор непродовольственных товаров и социальных услуг(коммунальные платежи).

Показатель формируется на основе стоимости минимальной потребительской корзины, состав которой утверждается федеральным законом. Туда входят хлеб, мясо, рыба, сахар, молоко, яйца и другие продукты.

Прожиточный минимум утверждается отдельно для детей, пенсионеров и трудоспособного населения.

МРОТ — это законодательно установленный минимум оплаты труда. Работодатели не имеют права платить зарплату ниже этой величины, если сотрудник отработал положенное по трудовому кодексу время за месяц. За неисполнение этого требования законодательства предусмотрены штрафы.

1 Зачем уравнивать МРОТ и прожиточный минимум?

Норма о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, прописана в Трудовом кодексе РФ с 2002 года. Но на практике она никогда не применялась. Причина — противостояние финансового и социально-экономического блоков в органах власти, пояснил РБК Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Таким образом, складывалась парадоксальная ситуация — люди получали зарплату меньшую, чем требуется для выживания по версии государства. А существующий закон официально не исполнялся.

2 Как будут уравнивать МРОТ и прожиточный минимум?

В 2018 году МРОТ составит 85% прожиточного минимума. А в 2019 году он будет равен величине прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года(2018). Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на 2018 год еще не утверждена.

3 На чью зарплату и как повлияет увеличение МРОТ?

В первую очередь увеличение МРОТ повлияет на тех, кто получает зарплату на его уровне. По данным Минтруда РФ, таких работников в стране порядка 900 тыс., из них 70% работают в государственных и муниципальных учреждениях. Таким образом, зарплата у этих людей в 2018 году гарантированно вырастет на 21,7% и составит 9489 рублей(но из этой суммы могут вычесть НДФЛ 13%).

Руководитель профсоюза работников образования Алтайского края Юрий Абдуллаев считает это позитивным изменением. «Доходы помощников воспитателей, уборщиц, работников кухни в бюджетных учреждениях, которые получают зарплату в размере МРОТ, увеличатся. И это хорошо. Нас заверили, что деньги в бюджете на эти цели есть», — говорит он.

Михаил Хаустов

4 Как изменятся социальные пособия?

С увеличением МРОТ размер некоторых социальных пособий вырастет. На основе МРОТ в некоторых случаях рассчитываются декретные, больничные выплаты, пособие по безработице.

В основном они вычисляются исходя из средней зарплаты за расчетный период. Но если стаж сотрудника меньше 6 месяцев или его зарплата была ниже МРОТ, то больничные и декретные выплаты рассчитываются для него на основе МРОТ.

В случае с пособием по безработице МРОТ используется тогда, когда человек или совсем не работал по трудовому договору, или не работал в течение последнего года, либо его стаж перед увольнением составил менее 26 недель.

5 А что со штрафами?

Никак. Некоторые до сих пор ошибочно думают, что штрафы рассчитываются на основе МРОТ. Но эта практика прекратилась еще в июне 2007 года. Владимир Путин тогда подписал закон, который внес изменения в Административный кодекс. Штрафы стали назначаться в абсолютный цифрах.

Это решение власти объясняли тем, что многие люди не знают, что такое МРОТ, поэтому начисляемые суммы штрафов им ни о чем не говорят.

6 Как повлияет увеличение МРОТ на ИП?

До ноября 2017 года размер социальных отчислений для ИП(в ПФР и ФОМС) за самого себя рассчитывался по формуле с участием МРОТ. Но в ноябре текущего года был принят закон, который устанавливает фиксированный размер страховых взносов для ИП на 2018−2020 годы.

В 2018 году в ПФР предприниматель должен будет заплатить 25545 рублей плюс 1% от дохода свыше 300 тыс. рублей в год, а в ФОМС — 5840 рублей. Итоговая сумма больше, чем в 2017 году, на 16%. Если бы взносы рассчитывались по старой формуле, то они бы выросли на 27%(данные gazeta-unp.ru). В последующие годы ставка отчислений будет расти.

6 Как это отразится на расходах бюджета и работодателей?

Для реализации закона об уравнении МРОТ и прожиточного минимума потребуется финансирование из федерального бюджета. По подсчетам Минфина, в 2018 году на эти цели уйдет 4,4 млрд рублей, в 2019 году — 16,3 млрд, в 2020 — 19,2 млрд рублей, сообщает «Российская газета».

Расходы работодателей реального сектора экономики при повышении МРОТ до 90% от прожиточного минимума, по оценке Минтруда РФ, составили бы 43,9 млрд рублей, сообщил и РИА Новости.

По словам председателя АКЗС Александра Романенко, в бюджете Алтайского края на 2018 год предусмотрены средства на компенсацию роста МРОТ. Среди них есть целевые деньги, предназначенные для увеличения зарплат работникам культуры в муниципалитетах. По оценке Романенко, дополнительная нагрузка на краевой бюджет в связи с ростом МРОТ в 2018 году составит порядка 1 млрд рублей.

7 А как же социальные отчисления бизнеса за сотрудников?

Социальные отчисления за сотрудников из-за увеличения МРОТ вырастут у тех предпринимателей и компаний, где есть специалисты, получающие зарплату на его уровне. По словам члена правления Алтайского союза предпринимателей Людмилы Замышляевой, их значительная доля сосредоточена в малом и микробизнесе.

Сейчас социальные отчисления за сотрудников составляют около 30% от их заработка. С ростом величины МРОТ в абсолютных цифрах увеличится и размер отчислений. Людмила Замышляева говорит, что это негативно скажется на микропредприятиях, которым и без того было сложно выживать в последние годы. А еще — приведет к увеличению теневой зарплаты.

Почему так важно знать, сколько составляет МРОТ и прожиточный минимум в 2019 году, и следить за перспективами корреляции двух этих величин? Предлагаем разобраться, изучив последние новости о двух минималках.

Президент поручил…

Владимир Путин в конце 2017 года дал кабмину поручение – до 2019 г. провести планомерное повышение МРОТ до прожиточного минимума. По мнению главы государства, с первых чисел 2018 минимальный размер оплаты труда должен был составлять не менее 85% от минималки на жизнь. Еще через год – величины требовалось сравнять, чтобы «преодолеть ситуацию», когда самые маленькие зарплаты не позволяют гражданам приобретать хотя бы самое необходимое.

… Правительство выполнило поручение

Глава Минтруда Максим Топилин пообещал, что выравнивание двух показателей произойдет поэтапно, а реализовать задачу удастся в ближайшие пару лет. Были даны заверения, что в 2019 МРОТ приравняют к прожиточному минимуму, но сначала, за год до этого, поднимут до уровня 85% от прожиточной минималки.

Данный законопроект был одобрен и реализован в короткие сроки – в 2019 году МРОТ составляет 11 280 руб. , что равно величине прожиточного минимума трудоспособного населения РФ за II квартал предыдущего года.

Найди отличия!

Почему же МРОТ и прожиточный минимум так связаны, и в чем разница двух величин?

Минимальный размер оплаты труда и уровень бедности – важнейшие социальные показатели, на которых базируется экономика, рассчитываются бюджеты всех уровней.

МРОТ

Низший предел зарплаты, которую вправе выплачивать работодатель. Если сегодня этот показатель в денежном эквиваленте составляет 11,2 тыс.руб., то ни у одного работающего гражданина, в том числе без квалификации, месячный официальный заработок не может быть меньше.

Применяется величина для расчета:

    пособий по безработице, беременности и родам;

    штрафов, налогов и других видов сборов.

Различают два вида МРОТ:

    федеральный;

    региональный (не может быть меньше федерального и рассчитывается с учетом местных особенностей жизни).

На заметку! В большинстве регионов местный МРОТ не установлен – действует федеральный МРОТ, а кое-где (например, в Москве) он значительно выше – с ноября 2018 года он равен 18781 руб.

Прожиточный минимум

Иначе называют уровнем бедности – это сумма, которая необходима человечку ежемесячно для покупки товаров первой необходимости . Фактически ПМ равен потребкорзине.

На заметку! Если совокупный доход гражданина меньше минималки, то он признается малоимущим и может рассчитывать на финансовую помощь государства.

ПМ необходим, чтобы:

    отразить статистический уровень жизни населения;

    разработать соцпрограммы поддержки;

    сформировать бюджет;

    обосновать размеры пособий, стипендий и других соцвыплат.

    трудоспособным – 11310 руб.;

    пенсионерам – 8615 руб.;

    детям – 10302 руб.

Кроме этого, определяют и средний ПМ на душу населения. Региональный ПМ рассчитывается отдельно от федерального с учетом особенностей формирования потребкорзины на местах (предпочтения определенным продуктам, более высокий спрос на те или иные услуги и т.д.).

Важно! Каждому необходимо выяснять, какой сейчас МРОТ и прожиточный минимум в своем регионе, потому что суммы могут отличаться от общероссийских.

По Трудовому кодексу (ст.133) минимально допустимая зарплата не может быть меньше уровня бедности. Сложившаяся в стране ситуация противоречила действующему законодательству, что и побудило власти заставить МРОТ «дотянуть» до минималки.

Следует отметить, что установление МРОТ равным величине прожиточного минимума имеет свои негативные стоороны, связанные прежде всего с большими финансовыми затратами, компенсируемыми за счет сокращения других социальных обязательств и возрастания налоговой нагрузки, в частности, на сегмент малого бизнеса и самозанятых граждан. В целом то, как отразится на жизни россиян выравнивание этих двух величин, покажет только время.