291 ук рф состав преступления. Уголовный кодекс российской федерации

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)

  1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —
    наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
  2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —
    наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.
  3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —
    наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
  4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:
    а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    б) в крупном размере, —
    наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
  5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
    наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
    Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Комментарий к статье 291 УК РФ

1. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе. Указанные варианты поведения должностного лица были описаны при рассмотрении состава получения взятки (см. комментарий к ст. 290).
Если должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предлагает подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, то такое лицо несет ответственность по комментируемой статье как исполнитель преступления, а лицо, непосредственно передавшее взятку, несет ответственность за посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК.
От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
2. Состав дачи взятки является формальным. Преступление окончено с момента принятия должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации (либо с согласия указанных субъектов — их родными и близкими) хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.
Ответственность за дачу взятки не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
4. Субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.).
6. Частью 3 ст. 290 УК установлена ответственность за дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия). Следует отметить, что взяткодатель должен осознавать, что дает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий.
Дача взятки, по существу, является способом склонения должностного лица к выполнению определенных действий (бездействия), результатом которых будет выгода для лица, дающего взятку, или представляемых им лиц. Желаемые действия должностного лица могут носить и незаконный, в том числе и преступный характер. В последнем случае действия взяткодателя надлежит квалифицировать как дачу взятки и подстрекательство к совершению соответствующего преступления.
Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация дачи взятки по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.
7. Ответственность за рассмотренные выше деяния (ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи), если они совершены группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, или в крупном размере, предусмотрена ч. 4 комментируемой статьи (содержание данных квалифицирующих признаков раскрыто при анализе ст. 290 УК, см. комментарий к ней).
8. Особо квалифицирующий признак дачи взятки — ее особо крупный размер (свыше 1 млн. руб.) — включен законодателем в ч. 5 комментируемой статьи.
9. В примечании к комментируемой статье содержатся условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку. К числу этих условий относятся: активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, наличие вымогательства взятки со стороны должностного лица либо добровольное сообщение о даче взятки после совершения преступления органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, как и применительно к примечанию к ст. 204 УК, означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников преступления, обстоятельства его совершения и т.п.
Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
Добровольным признается сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в этом случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.
При добровольном сообщении о преступлении не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
Освобождение лица, совершившего дачу взятки, от уголовной ответственности по основаниям примечания к комментируемой статье не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде предмета взятки. Освобождение от уголовной ответственности на основании примечания к этой статье является обязательным.
Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возвращению их владельцу.
При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.
10. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что согласно примечанию к комментируемой статье освобождается от уголовной ответственности лицо, давшее взятку и добровольно сообщившее о даче взятки, но не о получении взятки.
Получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения хотя бы части взятки, и обращение лица, получившего взятку, в правоохранительные органы не освобождает его от уголовной ответственности, а расценивается как обстоятельство, смягчающее наказание. Однако при наличии соответствующих обстоятельств рассматриваемое поведение лица может быть оценено и как деятельное раскаяние.

Одним из наиболее опасных преступлений считается коррупция. В Уголовном кодексе присутствует несколько статей, в которых устанавливается ответственность за взятки. Ст. 291 УК РФ - одна из них.

Общий состав

Дача взятки служащему, иностранному в том числе, лично либо при содействии посредника наказывается:

  1. Денежным взысканием. Его величина составляет до 500 тыс. р., сумму доходов виновного за 1 год или равняется взятке, увеличенной в 5-30 раз.
  2. Исправительными работами до 2 лет с запретом на ведение деятельности/занятие должностей, установленных судом, до 3 лет или без него.
  3. Принудительными работами до 3 лет.
  4. Тюремным заключением до 2 лет с взысканием, превышающим величину взятки в 5-10 раз или без него.

Отягчающие обстоятельства

Указанные в части первой ст. 291 УК РФ деяния, совершенные в значительном размере, влекут более серьезное наказание. В частности, нормой предусматривается:


Части 3-5

В случае если дача взятки осуществляется за совершение заведомо неправомерных действий/бездействий, виновным грозит:

  1. Штраф, величина которого превышает сумму незаконного вознаграждения в 30-60 раз.
  2. Тюремное заключение до 8 л. Дополнительно может вменяться взыскание, сумма которого превышает величину незаконного вознаграждения в 30 раз.

Деяния, ответственность по которым определена частями 1-3 ст. 291 УК РФ, могут совершаться несколькими лицами, предварительно договорившимися о преступлении/ организованной группой или в крупном размере. В таких случаях предусматривается:

  1. Штраф в сумме, превышающей величину незаконного вознаграждения в 60-80 раз. Дополнительно устанавливается запрет на ведение деятельности/занятие постов, определенных судьей, до 3 лет.
  2. 5-10 лет тюрьмы с штрафом, величина которого превышает сумму вознаграждения в 60 р.

За совершение указанных деяний в особо крупных размерах ст. 291 УК РФ устанавливает наказание в виде:

Примечание

Ст. 291 УК РФ допускает освобождение от ответственности лиц, уличенных в преступлениях, указанных выше. Для этого лица должны активно способствовать расследованию/раскрытию деяния. Освобождение от ответственности предусмотрено также, если будет доказано вымогательство взятки. Наказания не вменяются также, если субъект после совершения преступления сообщил о нем добровольно в орган, обладающий полномочиями на возбуждение уголовного производства.

Ст. 291 УК РФ с комментариями 2016 г.

Объективная сторона деяния выражена в действии. Им является дача взятки. Ст. 291 УК РФ фиксирует ответственность за предоставление незаконного вознаграждения за:

  1. Совершение действий/бездействий, которые входят в полномочия принимающего субъекта.
  2. Общее покровительство.
  3. Совершение действий/бездействий, не относящихся к компетенции получателя, но он в силу своего положения может способствовать их осуществлению.
  4. Общее попустительство.

Рассматривая ст. 291 УК РФ с комментариями юристов, следует отметить специфику квалификации деяний. В частности, если служащий, в том числе осуществляющий функции управления на предприятии, предлагает своему подчиненному сотруднику заплатить должностному лицу за те или иные действия, то он будет отвечать как исполнитель. Тот субъект, который непосредственно передаст вознаграждение, будет являться посредником. Его деяния квалифицируются по ст. 291.1.

Нюансы

При расследовании преступлений сложности могут возникнуть при выявлении мнимого посредничества. Оно предполагает, что субъект получает ценности от кого-либо якобы для дальнейшей передачи их другому лицу, однако присваивает их себе. В таком случае содеянное рассматривается как мошенничество. Действия владельца ценностей квалифицируются как покушение на преступление. Если мнимый посредник, кроме прочего, склоняет субъекта к даче взятки, дополнительно его действия подпадают под подстрекательство к покушению.

Сумма

Наказание за предоставление незаконного вознаграждения в значительном размере установлено в части второй ст. 291 УК РФ. Мелкое взяточничество квалифицируется по другой статье Кодекса. Значительным размером считается сумма, большая 25 тыс. р. По ст. 291.2 УК РФ, мелкое взяточничество - получение или предоставление незаконного вознаграждения, величина которого менее 10 тыс. р. В этом случае субъекту грозит до 2 тыс. штрафа или взыскание в сумме дохода за 3 мес., ограничение свободы до 2 лет, исправ. работы до 1 года либо до 1 года тюрьмы. В ст. 291.2 УК РФ предусматривается и более жесткая ответственность для лиц, ранее осужденных за коррупцию или посредничество. Особо крупным размером признается сумма, большая 1 млн р., крупным - более 250 тыс. р.

Условия освобождения от наказания

Они устанавливаются в примечании к норме. Субъект может освобождаться от наказания, если:

  1. Лицо активно способствует расследованию/раскрытию преступления.
  2. Было вымогательство со стороны служащего.
  3. Виновный добровольно сообщил о совершенном преступлении.

Активным способствованием расследованию/раскрытию считается осуществление действий, помогающих установить всех лиц, виновных в деянии, объективно и в полной мере выявить все обстоятельства дела. Например, лицо может дать исключительно правдивые показания, указать на всех участников, пояснить факты и пр. Вымогательством называют требование служащего или субъекта, осуществляющего управленческие функции, передать ему вознаграждение. Оно, в свою очередь, может быть представлено ценными бумагами, деньгами или прочим имуществом. При вымогательстве лицо, как правило, высказывает угрозы в совершении таких действий, которые могут нанести субъекту вред или поставить его в такое положение, в котором он будет вынужден совершить подкуп для предотвращения опасных последствий для себя. Добровольным сообщением о преступлении считается заявление, сделанное по своей воле. Оно не должно обуславливаться тем, что о деянии стало известно правоохранительным органам. При добровольном сообщении мотивы, которыми руководствовался субъект, не имеют значения. В данном случае необходимо обратить внимание на оговорку. Сообщение должно поступить в орган, имеющий полномочия на возбуждение уголовного производства. При добровольном заявлении не учитывается, названо ли конкретное лицо, которому предполагалась взятка.

Важные моменты

Освобождение гражданина, давшего взятку, от ответственности на основании прим. к ст. 291 УК, не означает, что из его действий исключены признаки преступления. В этой связи лицо не может быть признано потерпевшим, не вправе рассчитывать на возврат ценностей, переданных им в качестве незаконного вознаграждения. Освобождение от ответственности в соответствии с примечанием считается обязательным. Не могут обращаться в пользу государства деньги и прочие ценности в ситуациях, когда в отношении субъекта были заявлены требования о передаче взятки, если до предоставления указанного имущества лицо добровольно сообщило об этом в орган, имеющий полномочия на возбуждение уголовного производства. При этом передача ценных бумаг, финансовых средств осуществлялась под контролем правоохранительной структуры с целью задержания вымогателя с поличным. Необходимо также учесть, что по примечанию к норме освобождению от ответственности подлежит гражданин, который дал взятку и известил об этом, а не о получении вознаграждения. В последнем случае добровольное сообщение о преступлении рассматривается как смягчающее обстоятельство. Однако при наличии определенных факторов такое заявление может расцениваться, как деятельное раскаяние. Получение взятки будет считаться завершенным в момент принятия хотя бы части ценностей.

Заключение

Стоит сказать, что в последнее время значительно усилился контроль со стороны правоохранительных органов за поведением должностных лиц. Борьба с коррупцией сегодня ведется на всех уровнях. При этом к ответственности привлекаются субъекты, вне зависимости от их должностного статуса, прежних заслуг. Взяточничество представляет особую опасность для общества. Коррупция разлагает власть, дискредитирует ее. В этой связи на государственном уровне должны предприниматься самые жесткие меры для искоренения этого преступления. Коррупция подрывает доверие населения к власти, поэтому требует адекватной и своевременной реакции со стороны правоохранительных структур. В этой связи законодательство содержит нормы, устанавливающие различные наказания за деяния, связанные со взяточничеством. При этом ответственность наступает не только за предоставление или получение незаконного вознаграждения, но и за посредничество, подстрекательство и покушение на преступление.

Подкуп должностного лица (ст. 291 УК РФ) – уголовное преступление, его совершение способствует процветанию коррупции и оказывает негативное влияние на демократические устои: подрывается авторитет государственных и других публичных институтов и снижается значение официального статуса лиц, уполномоченных выполнять публично значимые функции.

Взятка – это передача лицу, обладающему властными полномочиями, вознаграждения за то, что оно предпримет какие-либо действия или, наоборот, не станет их предпринимать по просьбе лица, выплачивающего незаконный гонорар. Например, когда студент платит преподавателю вуза за успешную сдачу курсового проекта, автомобилист предлагает сотруднику ГИБДД деньги за несоставление протокола или врач получает дорогой подарок за фальшивый больничный.

Взяткой признаётся как явное вручение денежных знаков (российских и иностранных), банковских чеков, платёжных карт и иных материальных благ, так и завуалированное вознаграждение, например, снижение процентной ставки по договору займа, выигрыш в лотерее.

Наказывать за данное деяние будут в соответствии с общими принципами юридической ответственности. Если нарушитель – юридическое лицо, то применяются нормы КоАП (Кодекса об административных правонарушениях), в остальных случаях лица, способствующие коррупции, попадают под юрисдикцию уголовного права.

Нормативно-правовые нормы, содержащие перечень запрещённых поведенческих актов, включают в себя несколько положений, посвящённых непосредственно взяточничеству. Это её вручение, получение, посредничество и мелкое взяточничество.

Статья «Дача взятки» УК РФ состоит из 5 разделов с примечанием.

Диспозиционная часть выглядит следующим образом:

  1. Первый и второй разделы запрещают давать взятку лично или опосредованно должностным лицам РФ, лицам, занимающим должность в иностранных компаниях и организациях межгосударственного или негосударственного характера в обычном (ч. 1) и значительном размере (ч. 2).
  2. Третий пункт, в отличие от первых двух, предполагает, что оговариваемые действия(бездействия) будут иметь явную криминальную природу.
  3. Четвёртая часть перечисляет возможные взыскания за деяния, перечисленные в предыдущих частях, совершённые групповым способом (несколькими лицами, имеющие общую преступную цель, криминальной группировкой) или в крупном размере.
  4. Последний пункт содержит меры государственного принуждения, которые применяются за вышеперечисленные действия, совершённые в особо крупном размере.

В примечании законодатель предусмотрел условия, при которых лицо хоть и принимало участие в криминальном акте, номерам государственного принуждения подвергаться не будет. Во-первых, это ситуации, когда лицо подверглось давлению со стороны госслужащего. Во-вторых, освобождает от судимости сообщение в компетентные органы о факте подкупа, сделанное по собственной воле, и активное содействие следствию.

К нарушителю могут применить 4 вида санкций.Самым незначительным наказанием считается денежное взыскание, которое могут назначить за нарушение каждого из пяти предусмотренных пунктов. Оно может иметь фиксированный размер, то есть не зависеть от суммы, которая была передана в качестве незаконного вознаграждения.

Нарушителя обяжут заплатить от нескольких тысяч до четырёх миллионов. Более конкретную сумму рассчитают только в ходе судебного заседания.

Предельные значения выглядят следующим образом:

  • до 500 000 (ч. 1);
  • до 1 000 000 (ч. 2);
  • до 1 500 000 (ч. 3);
  • до 3 000 000 (ч. 4);
  • до 4 000 000 (ч. 5).

Второй вариант, предусматривает, что штраф будет зависеть от финансового положения нарушителя. Отдать придётся доход (зарплата или поступления из других источников) за период до 4 лет.

Третий вариант предусматривает, что штраф назначат исходя из переданной суммы. В таком случае он варьируется от пятикратного до девяностократного её размера.

Следующий вариант наказания – исправительные работы. Ввиду серьёзности проступка за деяния, предусмотренные частями 3–5, назначение данного вида наказания не происходит. Принудительный труд продлится до 2 лет (ч. 1, 2).

Самое суровое наказание – заключение в исправительном учреждении. Изоляция продлится от нескольких месяцев до 15 лет. В качестве альтернативы за нарушение части 1 виновному могут назначить 2 года принудительных работ вместо тюрьмы.

На усмотрение судьи вместе с тюремным заключением нарушитель может дополнительно наказываться и финансовыми санкциями. Штраф будет равен сумме, переданной в качестве оплаты, увеличенной в несколько раз (от 5 до 30).

В качестве дополнительной меры на осуждённого может налагаться ограничение в виде временного запрета заниматься профессиональной деятельностью.

Нарушив положения 1-го и 2-го пунктов, виновный вместе с направлением на исправительные работы, возможно, лишится работы по профессии на 3 года. Если проступок более серьёзный, запрет могут наложить одновременно со штрафом (ч. 3 – до 5 лет, ч. 4 – до 7) или с заключением в исправительном учреждении (будет действителен в течение 7 или 10 лет).

В рамках борьбы с коррупцией идёт постепенное ужесточение наказания не только для госслужащих и сотрудников властных структур, получающих дополнительные гонорары от граждан. Каждая новая редакция Уголовного кодекса (УК РФ)вводит более суровое наказание для граждан, пытающихся незаконно решить свои личные проблемы.

Изменения касаются увеличения сроков заключения в исправительных учреждениях и размеров штрафов, которые полагается заплатить в государственный бюджет.

Объективную сторону преступления составляет акт передачи (самолично или с привлечением помощника) предметов, представляющих материальную ценность, за совершение должностным лицом каких-либо действий или за то, что оно воздержится от их совершения.

Они могут выражаться:

  1. В активной форме.
  2. В пассивной форме (бездействии).
  3. В нарушении действующего законодательства.

Поступки, за осуществление которых передаётся оплата, должны входить в круг должностных обязанностей взяточника и выполняться в интересах взяткодателя или лиц (физических и юридических), от имени которых он действует. Если такие действия не являются непосредственной частью его полномочий, то лицо должно обладать реальной возможностью поспособствовать их совершению (например, в силу занимаемой должности).

Кроме этого, целью может стать внеочередное повышение по службе, получение определённых незаслуженных льгот от начальства или помощь в сокрытии должностных проступков.

Криминальная составляющая отсутствует, когда лицо, передающее взятку, считает её законной оплатой оказанных услуг.

Если лицо, получив ценности, вместо того чтобы отдать их получателю, присваивает их себе, то судить его будут за мошенничество. Лицо, планировавшее совершить подкуп и воспользовавшееся для этого услугами посредника, обвинят в покушении на ст. 291 УК.

Признаками, влияющими на квалификацию, будут:

  • противоправная цель. Если целью подкупа было подстрекательство служащего совершить акт, являющийся отдельным криминальным проступком (служебный подлог, превышение полномочий), то данное деяние будет квалифицировано по совокупности составов ст. 291 УК и совместной реализации преступного замысла;
  • групповой способ совершения. То есть исполнение группой лиц, сговорившихся нарушить закон,или устойчивой криминальной группировкой. К групповому способу относится ситуация, когда начальник побуждает своего подчинённого совершить подкуп.В таком случае оба лица будут рассматриваться законом как соучастники;
  • размер. Предусматривается значительный размер (от 25 000 р.), крупный (от 150 000 р.) и особо крупный (1 млн р.). Стоимость взятки оценивается в рублях не только тогда, когда её предметом являются платёжные средства, но и при передаче взяткополучателю любого дорогостоящего предмета или оказании услуг.

Минимальный предел определён ГК (Гражданским кодексом) – запрещается благодарить лицо за исполнение прямых служебных обязанностей подарками стоимостью свыше 3 000 р.

Лицо, на которое может быть обращено преследование, должно достигнуть шестнадцатилетнего возраста и обладать дееспособностью в соответствующем объёме. Может иметь специальный статус (занимать определённую должность, руководить фирмой) или не иметь такового.

Помимо основного субъекта – взяткодателя, законодателем предусмотрен и дополнительный – посредник в передаче.Причём не имеет значения, действовал ли посредник из корыстных соображений (получал плату за свои услуги) или оказывал услуги на безвозмездной основе.

Мотив преступника всегда носит корыстный характер. Целью является удовлетворение своих личных интересов, интересов своих близких или организации, которую он представляет.

Умысел, с которым совершено преступное деяние, может быть только прямым. Невозможно неосторожно подкупить госслужащего или инспектора ГИБДД.

Как посредника лицо могут осудить только в том случае, если оно знало, что передаваемые предметы – финансовые средства, иные материальные (драгоценности, предметы искусства) или нематериальные (предоставляемые услуги, объекты интеллектуальной собственности) блага являются взяткой. Если же лицо, послужившее посредником, не понимало истинной природы передачи денег, то участие будет расценено как добросовестное заблуждение.

Срок давности определяется на основании правил, установленных ст. 78 УК, и зависит от степени тяжести содеянного. При его определении следует иметь в виду некоторые особенности данного состава. Так, подкуп при отягчающих обстоятельствах относится к тяжким проступкам. Если таковые обстоятельства отсутствуют, то характеристика будет иной – деяние оценят как противоправный акт средней тяжести.

Согласно подследственности дача любой взятки расследуется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, следователями МВД, а в некоторых случаях – следователями ФСБ. Именно они должны проводить следственные мероприятия и собирать доказательства. Подсудность определяется в соответствии с общими принципами, установленными УПК РФ.

Оканчивается преступление в момент, когда незаконное вознаграждение частично или полностью перешло в руки взяткополучателя (формальный состав). Если ценности не были получены по причинам, не зависящим от воли взяточников (например, их поймали с поличным полицейские), то содеянное будет считаться стадией покушения.

Не является криминальным актом высказывание намерений лица совершить подкуп, если реальные шаги для реализации этой идеи не предпринимались.

Каждый эпизод передачи денег или иных предметов расценивается как отдельное правонарушение. Исключение составляет длящееся преступление, когда оговорённая сумма передаётся несколькими частями.

Ответственность лица, нарушившего требования ст. 291 УК, не будет наступать при соблюдении некоторых условий. Это произойдёт, если гражданин известит о правонарушении орган, уполномоченный возбудить уголовное дело по факту коррупции. При этом лицо должно осознавать, что сможет и дальше скрывать произошедшее от сотрудников полиции. В соответствии с общими положениями УК (75 УК) сообщение о факте взяточничества представляет собой разновидность деятельного раскаяния.

Кроме того, лицо не подлежит ответственности в случаях:

  1. Дача взятки, которую предусматривает статья УК, была вынужденной мерой, предпринятой для защиты от неправомерных посягательств, то есть под давлением лица, наделённого властными полномочиями, требовавшего уплатить финансовые средства или передать иные материальные блага, запугивая и угрожая использовать своё положение для причинения вреда законным интересам гражданина.
  2. Предоставления органам дознания или следствия информации, имеющей важное значение для раскрытия и расследования совершённого с его участием злодеяния. Например, указание конкретных лиц, участвующих в реализации преступных замыслов, или подробное описание обстоятельств произошедшего.

Выполнение этих условий автоматически влечёт отмену процессуального статуса обвиняемого.

Вопрос о возврате отданных средств будет решаться следующим образом:

  • лица, не признанные потерпевшими, не смогут добиться возвращения предметов, использовавшихся для подкупа. То, что лицо освобождается от ответственности, не означает, что в поступке отсутствует криминальная составляющая. Возврата материальных ценностей не будет – они пополнят бюджет государства как нажитые незаконным путём;
  • если имел место доказанный факт вымогательства или ценности передавались в ходе проведения спецоперации под контролем полиции, то объекты вернут законному владельцу.

Законно освободят от ответственности только лицо, заплатившее денежные средства. Факт обращения в МВД взяткополучателя никак не повлияет на порядок привлечения к уголовно-правовой ответственности. Максимум на что он может рассчитывать – это смягчение наказания при деятельном раскаянии. Освобождение от заслуженного наказания произойдёт только на основании помилования или акта амнистии.

Судебная практика по статье 291 УК РФ

Судебная практика представлена на профильных сайтах, посвящённых юриспруденции, а также в электронном справочнике «Консультант Плюс». На данных ресурсах можно увидеть примеры обвинительных и оправдательных приговоров, жалоб в апелляционные инстанции и разъяснения судебных решений.

Гражданин Иванов совершил покушение на преступление, квалифицируемое как взятка должностному лицу, – статья УК РФ 291. Он пытался подкупить сотрудника полиции, чтобы не выплачивать штраф за нарушение норм КоАП.

В магазине, управляющим которого являлся Иванов, были нарушены правила продажи алкогольной продукции – продан спиртосодержащий напиток лицу, которому не исполнилось 18 лет, что было выявлено инспектором УВД Петровым. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении нормы 14.2 КоАП РФ, который ввиду отсутствия последнего не был предъявлен.

Иванов, решив дать взятку, отправился по месту работы инспектора, имея намерение передать гражданину Петрову в качестве оплаты за уничтожение составленного протокола об административном правонарушении 15000 рублей. Довести преступление до логического завершения заговорщикам помешали полицейские.

В ходе следствия установлено:

  1. Наличие смягчающих обстоятельств – полностью признал вину и раскаялся, давал подробные признательные показания, имеет на иждивении малолетнего ребёнка (3 года), ранее в поле зрения правоохранителей не попадал.
  2. Отсутствие отягчающих обстоятельств.

Районный суд республики Коми признал гражданина Иванова виновным в совершении преступления, которое предусматривают статьи 30 (ч. 3) и 291 УК РФ (ч. 2). Приговор составил 2 года лишения свободы условно. Установленный испытательный срок равен 1 году.

Новая редакция Ст. 291 УК РФ

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание . Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Комментарий к Статье 291 УК РФ

1. Общественная опасность рассматриваемого деяния состоит в том, что оно посягает на интересы государственной службы, дезорганизует деятельность аппарата государственной власти и органов местного самоуправления, создает негативное представление у значительной части членов общества о всеобщей продажности должностных лиц, занимающих государственные должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами либо законами субъектов РФ, тем самым подрывая престиж и авторитет государственной и муниципальной службы и снижая должностной статус лиц, уполномоченных на выполнение публично-правовых обязанностей и функций.

2. Об объекте и предмете посягательства см. п. 2 - 2.6 коммент. к ст. 290.

3. Объективная сторона дачи взятки включает в себя незаконное вручение должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие), которые входят в его служебные полномочия, либо возможность в силу своего должностного положения способствовать таким действиям (бездействию), либо за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1), а также за незаконные действия по службе (ч. 2).

3.1. Объективная сторона состава дачи взятки через посредника включает в себя: передачу предмета взятки посреднику; передачу предмета взятки посредником и принятие ее должностным лицом. При этом посредником является лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, само передает предмет взятки, становясь соучастником дачи взятки. Содержание действий по передаче аналогично действиям, непосредственно осуществляемым взяткодателем, передающим предмет взятки. Ответственность посредника, в зависимости от конкретных обстоятельств дела и его роли в даче или получении взятки, наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 (п. 8, 12 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

3.2. Дача взятки считается оконченным (составом) преступлением в момент передачи должностному лицу хотя бы части незаконного вознаграждения. Если взяткодателем совершены все действия, направленные на дачу взятки, но деньги, материальные ценности или выгоды имущественного характера, являющиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом, данное деяние необходимо квалифицировать как покушение на дачу взятки. Как неоконченное преступление следует квалифицировать действия виновного и в случае, когда он сам пытался вручить взятку, но получатель не принял ее, и в случае, если он действовал через посредника.

4. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Сознанием виновного охватывается, что он незаконно передает вознаграждение должностному лицу за совершение им действия (бездействия) в пользу дающего с использованием служебных полномочий, либо за способствование в силу занимаемого должностного положения совершению в пользу дающего действия (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе и желает передать должностному лицу взятку или предоставить иную имущественную выгоду с целью получения определенных преимуществ для себя со стороны должностного лица.

4.1. Прямой умысел в рассматриваемом преступлении является определяющим и при квалификации действий посредника дачи взятки при условии, что его сознанием полностью охватывались фактические обстоятельства дела. Если у посредника отсутствует понимание того, что он осуществляет передачу взятки должностному лицу, его ответственность исключается, потому что в этом случае он не осознает, что является участником совершаемого преступления, так как добросовестно заблуждается относительно оснований передачи незаконного вознаграждения и не понимает неправомерности совершаемых действий.

4.2. Состав преступления отсутствует, если при передаче вознаграждения дающий предполагает, что должностное лицо имеет право на данное вознаграждение.

4.3. Мотивы и цели дачи взятки могут быть различными, однако они всегда носят антисоциальный характер. Подкупив должностное лицо, виновный стремится удовлетворить свой личный интерес, решить конкретные вопросы для себя, своих близких и т.п. Не исключается состав дачи взятки и в тех случаях, когда взяткодатель руководствуется ложно понятыми интересами службы, интересами своего предприятия, учреждения или организации и т.д. В любом случае необходимо иметь в виду, что всегда взятка дается за выполнение (невыполнение) служебного действия (бездействия) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им третьих лиц (юридических, физических).

4.4. Если лицо получает от взяткодателя деньги якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное должно квалифицироваться как мошенничество. Если посредник сам склонил взяткодателя к даче взятки, которую затем присвоил, его действия следует квалифицировать по совокупности как подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291) и мошенничество (ст. 159).

5. Субъектом дачи взятки является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве взяткодателя могут выступать также должностные лица, управленческие работники коммерческих и иных организаций и любые другие частные лица. Указанные лица могут также выступать в качестве посредников.

5.1. При квалификации анализируемого преступления следует отграничивать взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого могут осуществляться передача и получение взятки. При этом для квалификации действий посредника по коммент. статье и соответствующим статьям УК РФ не имеет значения, получил ли он от взяткодателя либо взяткополучателя вознаграждение за посредничество. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки только при осознании того, что передаваемые им деньги, ценности или иные материальные средства или предоставляемые услуги являются взяткой.

5.2. Лицо, которое организует дачу или получение взятки, подстрекает к этому либо является посредником дачи или получения взятки и одновременно выполняет посреднические функции, несет ответственность за соучастие в даче или получении взятки. Вопрос о квалификации деяний соучастника в данном случае должен решаться с учетом направленности его умысла исходя из того, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе - взяткодателя или взяткополучателя он действует.

6. Квалифицированным видом посягательства (ч. 2) является дача взятки должностному лицу за совершение последним заведомо незаконных действий (бездействия), что значительно повышает степень общественной опасности анализируемого преступления. Незаконное действие (бездействие) должностного лица - это такое противоправное поведение, которое возникает в связи с нарушением регламентированных нормативными документами обязанностей по службе (см. п. 6 коммент. к ст. 290).

6.1. Если взяткодатель передал должностному лицу деньги, имущество или иные материальные ценности с целью склонить последнего к совершению противоправных действий, образующих другой состав преступления (служебный подлог, превышение должностных полномочий и т.д.), содеянное взяткодателем необходимо квалифицировать по совокупности как дачу взятки и соучастие (в качестве подстрекателя или организатора) в совершении соответствующего преступления.

6.2. Обязательным признаком субъективной стороны состава анализируемого преступления является заведомость знания взяткодателя о характере тех действий (бездействия), которые должностное лицо должно совершить (либо воздержаться от совершения) в отношении виновного, поэтому для квалификации по данному признаку необходимо установить, что при передаче незаконного вознаграждения лицо осознавало, что дает взятку за совершение должностным лицом именно незаконных действий. Характер незаконных действий лица, за совершение которых дается взятка, может быть различным. Определяющим должно быть то, что незаконность такого рода действия (бездействия) была очевидна для лица, дающего взятку.

При систематической передаче ценностей и оказании услуг имущественного характера должностному лицу за общее покровительство или попустительство на службе суду надлежит установить, не объединены ли эти деяния единым умыслом взяткодателя. При отсутствии признаков совокупности преступлений такие действия следует квалифицировать как единое продолжаемое преступление по ч. 1 ст. 291.

7. В примеч. к коммент. статье предусматривается два основания освобождения лица от УО за дачу взятки: а) если имело место вымогательство вознаграждения (см. п. 10 - 10.2 коммент. к ст. 290) со стороны должностного лица (требование взятки под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить существенный вред правоохраняемым интересам). Освобождение от УО взяткодателя в таких случаях определяется тем, что взяткодатель поставлен в положение, при котором он вынужден, в силу сложившихся обстоятельств, дать взятку с тем, чтобы защитить свои законные интересы от неправомерных действий должностного лица; б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбуждать УД, о даче взятки. В контексте ст. 75 добровольная явка с повинной представляет собой поведение, сочетающее в себе добровольность заявления (сообщения) о совершенном преступлении как разновидности признания в нем и чистосердечное раскаяние в содеянном. При этом сообщение должно быть сделано по собственной инициативе, своей воле и желанию, а не вынужденно.

7.1. В основе добровольности как обязательного признака деятельного раскаяния лежит осознание лицом того, что оно может и дальше уклоняться от ответственности, что о взятке правоохранительным органам ничего не известно, однако оно решает обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.

7.2. Согласно п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить УД, о даче взятки должностному лицу, денег, ценных бумаг, иного имущества, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.

7.3. Освобождение взяткодателей от УО по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.

7.4. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки, признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК как нажитые преступным путем.

7.5. Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать УД, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под контролем данного органа с целью задержания с поличным лица, предъявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возврату их владельцу.

8. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории преступлений средней тяжести; деяние, указанное в ч. 2, является тяжким преступлением.

Другой комментарий к Ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Признаки дачи взятки описаны в комментируемой статье таким образом, что для уяснения их содержания необходимо применять систематическое толкование закона, обращаясь и к ст. 290 УК, где характеризуется предмет этого преступления и содержится законодательная характеристика действий (бездействия) лица, за которые дается взятка.

2. Дача взятки является оконченным преступлением в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принята лицом, отвечающим признакам субъекта состава получения взятки (ст. 290 УК РФ), или его близким. Если передача ценностей не состоялась по причинам, не зависящим от взяткодателя (например, лицо отказалось взять деньги), содеянное им является покушением на дачу взятки.

3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки предполагают дачу взятки в значительном (ч. 2), крупном (п. "б" ч. 4) и особо крупном (ч. 5) размерах (см. комментарий к ст. 290 УК РФ).

4. Особо квалифицированный состав преступления также предполагает дачу взятки за совершение заведомо незаконных действий (ч. 3). Если лицо совершает за взятку какое-либо не уголовное правонарушение, действия взяткодателя полностью охватываются ч. 2 ст. 291 УК РФ. Если же взяткополучатель совершает преступление, действия взяткодателя образуют совокупность квалифицированной дачи взятки и подстрекательства к конкретному совершенному преступлению.

5. Особо квалифицирующим признаком дачи взятки является также ее дача группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. "а" ч. 4).

6. Применение примечания к ст. 291 УК, устанавливающего особое основание освобождения от уголовной ответственности, предполагает соблюдение лицом двух условий: во-первых, оно должно активно способствовать раскрытию и (или) расследованию преступления; во-вторых, альтернативно должно иметь место вымогательство взятки либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

  • Вверх
1. Объективная сторона данного преступного деяния заключается в даче (незаконном вручении, пересылке и т.д.) должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
2. Дачей взятки лицо преследует цель извлечь соответствующую пользу для себя либо для представляемых им лиц, осознавая при этом, что получившее взятку должностное лицо может или должно совершить соответствующие действия по службе либо, напротив, не должно принимать мер, которые следовало принять.
Если взяткодатель, передавая должностному лицу деньги или иное имущество, склоняет его к совершению противоправных действий, образующих иной состав преступления (например, превышение должностных полномочий, служебный подлог), содеянное взяткодателем должно квалифицироваться по совокупности как дача взятки и соучастие в совершении соответствующего преступления.
3. В п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 разъяснено, что действия лица, давшего взятку за получение каких-либо преимуществ для государственных или общественных организаций, должны квалифицироваться как дача взятки, а при наличии оснований - по совокупности с другими преступлениями (хищение, злоупотребление должностными полномочиями и др.).
Должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки другому должностному лицу, несет ответственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник дачи взятки.
4. Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).
Первый из указанных признаков предполагает, что лицо, давая взятку, осознает, что склоняет должностное лицо к совершению незаконных действий (бездействия) по службе, и желает наступления конкретного результата таких действий (бездействия) - выдача подложного документа, постановка вне очереди на получение жилья в нарушение установленного порядка, отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение вопреки требованиям уголовно-процессуального закона и т.д.
5. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда предлагаемая взятка не принята, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки, а действия его посредника - как соучастие в покушении на дачу взятки.
6. Согласно примечанию к комментируемой статье, лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Заявление о даче взятки (устное или письменное), поданное в орган, имеющий право возбудить уголовное дело (прокурор, следователь, орган дознания), должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным заявление, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.
Применительно к рассматриваемому основанию освобождения от уголовной ответственности представляется, что добровольное заявление о даче взятки может быть подано в силу конкретных обстоятельств (стихийное бедствие, отдаленность местонахождения органа, который вправе возбудить уголовное дело, болезнь заявителя и т.д.) представителям иных органов власти (например, депутату), которые в свою очередь должны сообщить о поступившем заявлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Заявление о даче взятки должно быть не только добровольным, но и соответствующим действительности. Во избежание оговора невиновного должностного лица заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос (см. коммент. к ст. 306).
Вопрос о том, не связано ли добровольное сообщение о даче взятки с имевшей место провокацией взятки, решается в ходе расследования дела (см. коммент. к ст. 304).
7. Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по указанным выше основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления, а поэтому он не может быть признан потерпевшим и претендовать на возвращение ему денег или иных ценностей, переданных в качестве взятки.
Подлежат возвращению владельцу деньги и другие ценности, переданные им взяткополучателю, если лицо до передачи этих ценностей добровольно сообщило о предстоящей даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и их передача происходила под контролем с целью изобличения взяткополучателя.
Также подлежат возврату владельцу деньги и другие ценности, если он вынужден был передать их в качестве взятки в результате акта вымогательства для предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов либо правоохраняемых интересов представляемых им лиц.
Деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства. Если полученные должностным лицом предметы взятки не обнаружены, неосновательно приобретенное взыскивается судом в доход государства в силу требований ст. 1102 ГК.
8. Субъектом данного преступления могут быть как частные, так и должностные лица, достигшие 16-летнего возраста.
9. С субъективной стороны дача взятки характеризуется только прямым умыслом. Давая взятки, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что тем самым совершается подкуп должностного лица, и желает этого, рассчитывая на то, что должностное лицо совершит обусловленные взяткой действия (бездействие) по службе.